11 апреля по поводу кончины Святейшего Патриарха Тихона обновленческий синод во главе с лжемитрополитом Вениамином (Муратовским) выступил с призывом к объединению, которое должно было, по их планам, состояться на третьем Соборе осенью 1925 г. Бывший епископ Антонин (Грановский) со свойственным ему своеобразием призывал митрополита Петра «на весь мир громко воскликнуть: Кириллы и Николаи Романовы и вся зарубежная шатия, я от вас отвернулся давно! Я ваш враг, поскольку вы враги новых условий общественности, созданных революцией... Тогда только станет ясно,– продолжал он,– что митрополит Петр не контрреволюционер, а холодное, вежливое признание Советской власти – это скрытая форма контрреволюции» 203 . Хотя Антонин, тогда уже порвавший с обновленческим синодом, говорил это лично от себя, тем не менее стали понятны те жесткие условия, которые выдвигались приверженцами «объединения» своим предполагаемым партнерам. Некоторые из пастырей и архипастырей, скорбевших о церковных нестроениях, все еще надеялись на возможность преодоления раскола, иные готовы были даже пойти навстречу пожеланиям раскольников. В Ленинграде одним из самых ревностных сторонников объединения стал протоиерей Николай Чуков. С призывом к прекращению вражды с обновленцами выступил и сосланный в Туркестан епископ Андрей (Ухтомский), не видевший достаточных оснований для распрей. Московская паства была встревожена позицией митрополита Уральского Тихона (Оболенского), склонного к примирению с обновленцами из-за прежних дружественных отношений с председателем обновленческого синода лжемитрополитом Вениамином. Для успокоения паствы митрополит Тихон на некоторое время удалился из Москвы в свою епархию. Одним из самых непримиримых противников раскола и борцов за чистоту православия был томившийся в далекой северной ссылке митрополит Кирилл (Смирнов). В письмах и высказываниях, доходивших до верных чад Церкви, митрополит Кирилл предостерегал паству от примирения с раскольниками, похитителями церковной власти и изменниками православия. В ответ на приглашение участвовать в обновленческом соборе епископ Яранский Нектарий (Трезвинский), викарий Вятской епархии, выпустил послание к своей пастве, в котором заклеймил обновленцев как раскольников и врагов Божиих, и в частности обновленческого архиепископа Иосифа, также обратившегося к верующим с обновленческих позиций 204 . Непримирим по отношению к раскольникам был тогда и митрополит Нижегородский Сергий, в прошлом присоединявшийся на короткое время к обновленцам. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр считал, что речь на переговорах может идти не о соединении, а лишь о присоединении к православной Церкви отпавших от нее после их покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

2. Re: Оболганный Первоиерарх Уж если говорить о сомнительности богословия Флоренского, то о сомнительности богословия Храповицкого тоже сказать следует. 1. Местоблюститель Петр митрополит Крутицкий Местоблюстителем Патриаршего престола до 1937 года был не митрополит Сергий, а св. новомученик митрополит Петр (Полянский). Он не одобрял действий митрополита Сергия по выстраиванию отношений с советской властью: " Мне сообщают о тяжелых обстоятельствах, складывающихся для Церкви в связи с переходом границ доверенной Вам церковной власти. Очень скорблю, что Вы не потрудились посвятить меня в свои планы по управлению Церковью. " D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) То есть законная церковная власть не разделяла того управления, которое осуществлял митрополит Сергий. Все, что сделал митрополит Сергий, Господь обратил во благо, Русская Церковь сохранена. Но было ли это его заслугой, мы не можем сказать, так как документы свидетельствуют о непослушании законному местоблюстителю, сотрудничестве с антихристианской властью, разрыву отношений с " нелояльными " священниками, и пр. Прошу объяснить автора, где я неправ. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/04/obo...

В дальнейшей истории Русской Церкви можно выделить ряд рубежных дат: 1922 г. с его кампанией изъятия церковных ценностей; 1929 г., когда было принято новое, уже совершенно драконовское законодательство, регулирующее религиозную жизнь, и когда началось массовое закрытие приходов; 1943 г., ознаменованный частичной нормализацией церковно-государственных отношений; 1961 г., когда в разгар хрущевских гонений был радикально реформирован порядок приходского управления; 1988 г., когда в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси в условиях перестройки отношение к Церкви со стороны государственных инстанций и общественных организаций изменилось в позитивную сторону; наконец, 1991 г., когда рухнул режим, враждебный Церкви, и распался Советский Союз. И все-таки в основу детальной периодизации в рамках длительного периода, начавшегося в 1917 г., следует, в соответствии с традицией, положить смену первосвятителей, последовательно возглавлявших Русскую Церковь . В таком случае мы выделяем время патриаршества святителя Тихона (1917–1925); время, когда во главе Церкви стоял местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (1925); период от 1925 до 1936 г., когда звание патриаршего местоблюстителя оставалось за митрополитом Петром, но реальная власть принадлежала его заместителю митрополиту Сергию, а также короткое время в 1926–1927 гг. другим иерархам; 1936–1943 гг. – эпоха местоблюстительства митрополита Сергия; 1943–1944 гг. – время его патриаршества; 1945–1970 гг. – время первосвятительского служения патриарха Алексия I; и, наконец, 1971–1990 гг., когда во главе Церкви стоял патриарх Пимен. Начало первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия II (1990) совпало с началом новой эпохи в истории России, и есть все основания видеть тут и важный рубеж в церковной истории, ибо Церковь после десятилетий прямых гонений и бесправия обрела свободу. Читать далее Источник: История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды, (1700-2005)/протоиерей Владислав Цыпин - 4-е изд. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 816 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Тем самым была перевернута еще одна страница трагического пути Русской Церкви в переломный период российской истории. Все даты указываются по новому стилю. Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. См. документы 4-17. По уставу принятому Поместным Собором 1917-1918 гг., при Патриархе утверждались архиерейский Священный Синод и Высший Церковный Совет из представителей белого духовенства и мирян. Комплекс этих учреждений, во главе с Патриархом, и составлял органы Высшего Церковного Управления в указанный период. (Подробнее см. напр.: Кашеваров А.Н. Церковь и власть: Русская Православная Церковь в первые годы Советской власти. Спб., 1999. С. 29-30.) Профессор Н.Д. Кузнецов, являлся членом соборной делегации " по переговорам с народными комиссарами " , которая впоследствии выступала уже от имени ВЦУ, в силу чего неоднократно обращался в Совнарком с протестами против притеснений духовенства и нарушений интересов Церкви. Соответственно док. 9 и 13. ГА РФ Ф. 550. Оп. 1. Д. 130. Л. 1. М.И. Вострышев. Патриарх Тихон. М., 1997. С.128. Написано от руки карандашом. См. " Следственное дело… " , док 16. Вострышев... С. 129. Вячеслав Лобанов, аспирант ИРИ РАН 11/04/2003 Смотри также: Документы истории: В последние месяцы жизни святителя Тихона против него готовился новый судебный процесс К проблеме подлинности " Завещательного послания " Патриарха Тихона Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр (Полянский) и его отношение к " Завещательному посланию " Патриарха Тихона " Завещательное послание " Патриарха Тихона и " Декларация " заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия Почему не состоялся процесс над Патриархом Тихоном? Был ли Патриарх Тихон сторонником введения нового стиля? Ссылки по теме: Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. Дело " О судебном процессе по делу Патриарха Тихона (Белавина) " Поместные Церкви Встреча с Православием Вопросы священнику Новости Аналитическое обозрение Пресса Интернет-журнал Гость сайта Документы истории Полемика English Edition Сретенский монастырь editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU    

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

2) Колесница торжественная. 3) Колесница четыреколесная. Полное заглавие сих двух слов можно видеть в печатном издании. 4) Жатва торжественная, мечными серпами российских победоносцев, на марсовых ливонских полях, в самое жатвенное время, то есть в месяце иулии и августе, в году 1704, егда преславнии городы Нарва и Дерпт крепкого российского воинства рукою пленены быша, собрана и на триумфальную колесницу от Езекиилева пророчества составленную возложена в Москве в начале лета 1705. 5) Знамение благо, крест пресвятый, проповедническим художеством означенное чрез преосвященного Стефана, митрополита рязанского и муромского, в стретение креста Господня пред градом Москвою, егда животворящий крест Господень от пленения свейского возвращашеся в Москву. Лета 1705 иулия 13 дня. 6) Торжественной колесницы путь сугубый – наследие и взыскание, пред всем сенатом российским, словом проповедническим показанный. Лета Господня 1706 генваря 1 дня. 7) Три сени от Петра святого созданные, проповедническим художеством в похвалу всепресветлейшего монарха Петра первого, самодержца всероссийского, показанные всенародне в Петербурге 1708 года. Месяца маиа. 8) Трость ветром колеблема, то есть, нестаток, непостоянство и жалостная измена гетмана Мазепы. 1708 г. ноября 12. 9) Рука Христова, Петру российскому простираемая, похвальным словом всенародне явленная. 1709 г. иулиа 24. 10) Камень идола Навходоносорова сокрушивший, то есть Петр первый, царь всероссийский, шведского короля со всевоинством, под Полтавою, лета Господня 1709, месяца иулиа в 27 день, преславно победивший. 11) Моисей российский к свобождению людей христианских от работы египетския, турецкия, Богом избранный, си есть, всепресветлейший монарх всероссийский Петр первый, по разрушении турками мира, на тех же турков праведную войну воздвизающий, проповедию всенародне в церкви соборной успенской в Москве 1711 г. февраля 25 дня явленный. 12) Виноград Христов 8 . Два из сих слов напечатаны в полном собрании проповедей Стефана. Это его «колесница торжественная» и «колесница четыреколесная» или слова на новый 1703 и 1704 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В Великом Устюге «до приезда нового тихоновского архиерея Иринарха, видимо специально посланного Петром Крутицким в этот ответственный момент, и духовенство и миряне староцерковники охотно посещали обновленческие беседы и лекции и обнаруживали миролюбивое настроение. С приездом еп. Иринарха все изменилось... В результате от приглашения на собор все тихоновцы во главе с епископом Принархом отказались и даже не приняли делегацию от епархиального съезда» 6 . Обновленцы сетовали, что «в целом ряде епархий, как иллюстрируют приведенные данные, идущая из Крутиц непримиримая линия тихоновцев выразилась в полном отказе даже от разговоров о церковном примирении. Тихоновские архиереи этого типа или отмалчивались, или сразу резко выражали свое отрицательное и враждебное отношение и вообще боялись даже вступать в какие- либо сношения с синодальными представителями: очевидно, они буквально исполняли директивы своего начальства. Но были и такие епархии, где, что называется, удалось “завязать разговор” с тихоновскими главарями, однако кончались эти разговоры обычно тойже непримиримостью” 7 . «По всему фронту тихоновщины, по директивам из Крутиц, мы слышали одно: вы погрешили... в том-то и том-то, и пока не покаетесь, разговоров о мире быть не может. Иначе говоря, лагерь Петра Крутицкого признает одно: сдачу на капитуляцию» 8 . Для того, чтобы правильно понять и оценить деятельность митрополита Петра необходимо помнить, что в этот период без помощи компетентных и авторитетных лиц на местах разбираться в церковных делах было не особенно легко, так как замысел обновленцев был замаскирован. Они всячески старались показать себя борцами за мир церковный и охотно соглашались отказаться от многих из своих прежних установок, якобы ради мира, а не из-за бессилия. Тогда далеко не всем было понятно, что участие в соборе представителей патриаршей церкви обновленцам было нужно только для того, чтобы за счет православных поднять свой утерянный авторитет и, прикрывшись ими, как ширмой, получить как бы некое право на продолжение церковной смуты. При этом они могли совершенно не опасаться влияния православных на результат работы собора, так как явное засилие обновленцев на соборе разными путями было обеспечено, а вместо единения подготовлялось порабощение православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После работы Журавского говорить о взаимоотношениях священномученика Кирилла Казанского и митрополита (в будущем – Патриарха) Сергия (Страгородского) в таком ключе, как это сделал докладчик, просто невозможно. В приложении к монографии " Во имя правды и достоинства Церкви " подробнейшим образом изложен вопрос о переписке св. Кирилла и митр. Сергия и причинах, по которым было разорвано их евхаристическое общение. Там было показано, что разрыв произошел не из-за того, что сергианская иерархия считалась безблагодатной. Евхаристическое общение с митрополитом Сергием смущало совесть святителя Кирилла, но он подчеркивал, что в случае смертном он не усомнится обратиться к сергианскому священнику. Святой Кирилл несколько раз подчеркивал: эти причины – не догматические, это его личный разрыв. Еретиком он митрополита Сергия не считает. Кроме того, святитель Кирилл, будучи первым претендентом на Местоблюстительство патриаршего престола, согласно завещанию Патриарха Тихона, и не приняв на себя полномочия только по причине неблагоприятных обстоятельств, после ложной информации о смерти святителя Петра Крутицкого, второго " наследника " , не пытался оспаривать права третьего – митрополита Сергия. Где канонические критерии? Докладчик не прав и в недоумениях относительно канонических критериев святости. Церковь давно их выработала. -Этот вопрос встал при обсуждении материалов о " непоминающих " , на заседании Священного Синода в декабре 1995 года и на Архиерейском Соборе 1997 года. Было принято предложение митрополита Ювеналия, бывшего тогда председателем комиссии по канонизации, согласно которому при канонизации критерием, по которому определяется нахождение человека в расколе или вне его, является его отношения со священномучеником Петром (Полянским) Крутицким. К избранию митрополита Петра не было никаких претензий. Поскольку права митрополита Сергия проистекали из того, что митрополит Петр не смог вступить в полномочия местоблюстителя, Предстоятелем Русской Церкви был священномученик Петр – до 1936 года де факто, до мученической кончины в 1937 – де юре. Соответственно, общение с ним и является критерием нахождения в Церкви или в расколе.

http://religare.ru/2_99431.html

С этой же просьбой обратился к митр. Варлааму и патриарх Адриан. Вскоре, 16 окт. 1700 г., патриарх скончался, местоблюстителем патриаршего престола стал Рязанский митр. Стефан (Яворский). Петр I указом от 27 дек. 1700 г. назвал 2 кандидатуры на Сибирскую кафедру (обе, вероятно, были подсказаны митр. Стефаном): Д. и Переяславского еп. Захарию (Корниловича) , велев им прибыть в Москву не позднее первых чисел февр. 1701 г. Д. приехал в столицу 10 февр., 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, 23 марта был хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского. Из-за весенней распутицы и болезни Д. не поехал в Сибирь, все недолгое время управления Сибирской епархией он жил в московском Чудовом мон-ре. Как сообщает Житие Д., святителя во время болезни посетил Петр I и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над «Книгой житий...», отменил свой указ о назначении в Тобольск. На Сибирскую кафедру был поставлен Филофей (Лещинский) , хиротонисанный при участии Д. 4 янв. 1702 г. Живя в Москве, Д. много проповедовал в столичных храмах. И. А. Шляпкин указывает 15 Слов, сказанных святителем с февр. 1701 по февр. 1702 г., в т. ч. «Слово в начатии шведской войны» (19 июня) ( Шляпкин. 1891. С. 285-288). В некоторых проповедях содержится скрытая критика поведения царя во время русско-швед. войны (отсутствие в войсках, к-рыми распоряжались иностранцы, неподобающее поведение). К этому же времени относится пожалование царевичем Алексеем Петровичем панагии Д. Вид Спасо-Иаковлевского мон-ря с молящимися Ростовскими святителями Иаковом и Димитрием. Эмалевая икона. 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Вид Спасо-Иаковлевского мон-ря с молящимися Ростовскими святителями Иаковом и Димитрием. Эмалевая икона. 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) 4 янв. 1702 г. Д. был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским вместо скончавшегося 10 нояб. предыдущего года Иоасафа (Лазаревича). 1 марта 1702 г. Д. прибыл в Ростов. Посетив прежде всего Яковлевский мон-рь (см. Ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев муж.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Непосредственно рядом со святителями Тихоном и Петром стоят святители митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский. Эти два иерарха были названы в “Завещании” Патриарха Тихона кандидатами в Местоблюстители Патриаршего Престола. По своему положению в Церкви, мудрому и подвижническому противостоянию воинствующему безбожию они занимают выдающееся место в сонме святых этого времени. За ними следуют ряды иерархов, также мужественно и самоотверженно защищавших паству – фактически, основную часть русского народа. Среди них – замечательные подвижники, великие молитвенники, глубокие богословы. Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, за ним предстоит священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский; напротив изображены священномученики Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский и Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский; далее следуют такие замечательные подвижники, как святители Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский; Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский; Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский; Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; Гермоген (Долганев), епископ Тобольский; Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Соликамский; Порфирий (Гулевич), епископ Крымский и множество других, представляющих основную часть епископата Русской Церкви 20-30 годов. Однако святых епископов больше, чем их можно изобразить. В соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов. Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства, монашества, мирян. Их число поистине необозримо, по необходимости написаны лишь наиболее известные. В первом ряду рядом с Царской Семьей стоят святая великая княгиня Елисавета с инокиней Варварой, далее – священноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский), духовник Марфо-Мариинской обители, священномученики протоиерей Констатин Голубев, протоиерей Сергий Мечев и другие. С противоположной стороны видим священномучеников архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея Философа Орнатского, протоиерея Иоанна Кочурова, протопресвитера Александра Хотовицкого и других с ними.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

Но «григорьевцы» опять пошли на обман, скрыв от заключенного первосвятителя, что архиепископ Николай (Добронравов) находится под арестом и архиепископ Димитрий (Беликов) не имеет разрешения на приезд в Москву. Резолюцию же в целом ВВЦС поспешил истолковать как передачу митрополитом Петром управления Церковью архиепископу Григорию. После этого ВВЦС объявляет об устранении от временного управления Московской епархией назначенного митрополитом Сергием епископа Старицкого Петра, а епископ Можайский Борис издает циркуляр о своем вступлении в управление столичной епархией. 23 января архиепископ Григорий вновь обращается к митрополиту Сергию с письмом, в котором утверждает, что распоряжение Местоблюстителя от 6 декабря о передаче полномочий ему, митрополиту Сергию, не соответствует духу и букве священных канонов, и в доказательство прилагает к нему резолюцию митрополита Петра. В ответном письме митрополит Сергий поясняет, что резолюция митрополита Петра составлена в условной форме и явно свидетельствует о его незнании событий церковной жизни за последнее время, поэтому он отказывается ей подчиняться и сохраняет за собой заместительство. 4 марта арестованный митрополит Петр письмом из тюрьмы приглашает своего заместителя в Москву для переговоров о ВВЦС. Другое письмо он отправил в Ташкент сосланному старейшему иерарху, митрополиту Новгородскому Арсению, предложив ему участвовать в работе ВВЦС. К митрополиту Сергию в Нижний поступает еще одно послание от архиепископа Григория, опять с приглашением приехать в Москву для переговоров. Но митрополит Сергий лишен был права на выезд из Нижнего. В послании к арестованному митрополиту Петру от 18 марта он обосновывает свое право в качестве исполняющего обязанности первого епископа подвергать других архиереев запрещению до Собора: «Так действовал, между прочим, и Святейший Патриарх Тихон, запретивший, например, бывшего архиепископа Владимира Путяту, епископа Иоанна Киструсского и других. Так поступили и Ваше Преосвященство в деле, например, Леонтия» 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010