По предписанию председателя ВЦИК М. И. Калинина от 5 янв. 1923 г. освобожден досрочно. После освобождения пребывал в угличском Алексеевском монастыре. В связи с арестом Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) И. временно управлял епархией (до освобождения митр. Агафангела в апр. 1926). Категорически отвергая всякий диалог с обновленцами, внес решающий вклад в преодоление в Ярославской епархии обновленческого раскола. В письме начальника Ярославского губотдела ГПУ от 8 авг. 1923 г. говорилось: «Обновленческая группировка в настоящее время почти совершенно прекратила свою деятельность под натиском тихоновской группировки. ...Во главе тихоновской группировки стоит епископ Ростовский Иосиф. Данное лицо по Ярославской губернии в настоящее время весьма авторитетно не только среди духовенства и верующих, но и среди советских работников низового аппарата, и в особенности Ростовского уезда». В мае 1924 г. Патриархом свт. Тихоном И. был назначен членом Временного Патриаршего Свящ. Синода и до 1926 г. управлял Новгородской и Старорусской епархией, периодически служил в новгородском Софийском соборе, ленинградском кафедральном храме Воскресения Христова (Спаса на Крови). Большое количество верующих собирали его архиерейские богослужения в ростовском Рождество-Богородицком соборе. После кончины свт. Тихона И. участвовал в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. , утвердившем Местоблюстителем Патриаршего престола Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . В завещательном распоряжении от 6 дек. 1925 г. митр. Петр указал И. третьим кандидатом на место Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, после митрополитов Нижегородского Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Киевского Михаила (Ермакова) . И. поддержал вступившего после ареста митр. Петра в права Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия, когда освобожденный из-под ареста Ярославский митр. Агафангел (Преображенский), названный по завещанию Патриарха Тихона 2-м после митр. Петра кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего престола, выпустил 18 апр.

http://pravenc.ru/text/578533.html

В нормальных условиях должность местоблюстителя Патриаршего престола должна была быть выборной. Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, в случае освобождения Патриаршего престола Священный синод должен был избрать местоблюстителя, главной обязанностью которого было созвать в трехмесячный срок Собор для выборов нового Патриарха. Однако уже в январе 1918 года стало понятно, что, скорее всего, осуществить такие выборы не удастся. Тогда Поместный собор наделил Патриарха Тихона чрезвычайным правом самолично указать своих возможных заместителей. На Рождество 1924/25 года Патриарх Тихон составил завещание, в котором на случай своей смерти назначил трех кандидатов в местоблюстители. Первым кандидатом был указан митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), вторым -- митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) и третьим -- митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 года. Митрополиты Кирилл и Агафангел в это время были в ссылках. (В 1933 году митр. Кирилл был ненадолго освобожден, менее чем через год снова арестован и выслан, а в 1937 году -- расстрелян. Митрополит Агафангел освободился в 1926 году, когда церковное управление уже взял на себя митр. Сергий (Страгородский).) В результате патриаршим местоблюстителем в апреле 1925 года стал митрополит Петр, но в декабре того же года он был арестован и сослан на три года сначала в Тобольский округ (село Абалак на берегу реки Иртыш), а затем на Крайний Север, в тундру, в поселок Хэ (в устье реки Оби). Затем срок ссылки не раз продлялся, условия заключения становились все суровее, и в 1937 году митр. Петр был расстрелян. Митрополит Сергий (Страгородский) был заместителем митрополита Петра и принял дела после его ареста. -- В своей книге вы скорее исследуете позицию иерархов, представлявших " правую " оппозицию, а не мотивы, которые подвигли митрополита Сергия на компромисс с властями... -- Оценивать действия митрополита Сергия гораздо сложнее, чем действия церковной оппозиции. Мотивы " правой " оппозиции понять не трудно. Эти иерархи исходили из того, что не люди, пусть даже облеченные высокими иерархическими полномочиями, спасают Церковь, а Сам Христос. Люди же для того, чтобы Христос спас Церковь, должны в первую очередь хранить Ему верность, как бы ни складывались внешние обстоятельства. Надо думать не столько о политических последствиях своих действий, а о том, насколько эти действия соответствуют Истине Христовой. То есть главное -- стоять в Истине. А дальше уже -- как Богу будет угодно. Если Господь примет это стояние -- Он найдет пути сохранить Свою Церковь.

http://pravoslavie.ru/36353.html

В общении с людьми митрополит Петр отличался мягкостью и дупредительностью, но это не мешало ему проявлять настойчивость твердость в проведении канонически строгой церковной политики. Непреклонную линию занял он в отношениях с обновленцами, расходясь в этом с другими, более уступчивыми членами Патриаршего Синода. Вскоре после того как митрополит Петр возглавил Русскую Церковь, он дал интервью газете «Известия». Слова корреспондента о том, что среди населения циркулируют слухи о неподлинности завещания Патриарха Тихона, митрополит Петр прокомментировал так: «Слухи эти никакого основания не имеют. Если об этом и говорят, то две-три кликуши с Сухаревки. Что касается верующих, то они в подлинности завещания не сомневаются». На вопрос: «Когда намерены вы осуществить чистку контрреволюционного духовенства и черносотенных приходов, а также созвать Комиссию для суда над зарубежными архиереями»,- Митрополит ответил: «Для меня, как Местоблюстителя Патриаршего Престола, воля Патриарха Тихона священна, но я один не правомочен провести в жизнь эти пункты завещания». С кончиной Патриарха Тихона обновленцы связывали надежду на крах Патриаршей Церкви. Часть раскольников главный упор в борьбе с Православной Церковью сделала на испытанный уже метод политических обвинений и клеветы: «Как принципиальные и ярые гонители человеческой мысли, - писала обновленческая газета, - «тихоновцы»… вредны вообще в культурном отношении, равнодушно смотреть на всю работу «тихоновцев» значит допускать эксплуатацию человека в самой недопустимой форме». Но менее ретивые обновленцы взяли курс на так называемое «объединение с Тихоновской Церковью». 11 апреля обновленческий Синод, возглавляемый уже не митрополитом Евдокимом, ушедшим на покой, а лжемитрополитом Вениамином (Муратовским) (из епископов старого поставления) выступил с призывом к объединению, которое предполагалось осуществить на «III Соборе». Некоторые из православных архипастырей и пастырей (митрополит Уральский Тихон, епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), влиятельный протоиерей Николай Чуков склонялись к тому, чтобы прислушаться к призывам умеренных обновленцев объединиться.

http://sedmitza.ru/lib/text/439998/

Эта «легализация» обещала облегчить бесправное положение Церкви, но требовала принятия митрополитом Петром ряда условий, как то: 1) издание декларации определенного содержания; 2) исключение из числа управляющих неугодных власти епископов, т.е. устранения их от церковной жизни; 3) осуждения заграничных епископов; 4)    в дальнейшем определенный контакт в деятельности с правительством в лице Тучкова. За это обещалось официальное оформление управления и неприкосновенность тех епископов, кои будут назначены на епархии по соглашению с властью. Предлагая митрополиту Петру свои условия в момент, когда ему угрожала уже личная непосредственная опасность, правительство безусловно рассчитывало, что, желая сохранить свободу и спасти себя от грядущих испытаний, митрополит Петр пойдет невольно на уступки. Однако, пренебрегая всеми личными соображениями, митрополит Петр решительно отказался от предложенных ему условий и, в частности, отказался и подписать предложенный Тучковым текст декларации. Летом 1925 г. комиссар по церковным делам Тучков хотел самочинно сделать местоблюстителем митрополита Агафангела, а митрополита Петра послать в Ярославль. Местоблюститель на это ответил: я охотно передам власть митрополиту Агафангелу, так как он кандидат на местоблюстительство прежде меня, но сам останусь митрополитом Крутицким, так как не дело гражданской власти вмешиваться в дела чисто церковные. Это было сказано с такой твердостью, что Тучков оставил свое намерение до 1927 г., когда митрополит Сергий и подчинил внутреннюю свободу Церкви богоборной власти, признал ее власть и компетенцию в чисто церковных делах. Не долго управлял местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр. Он уже твердо знал, что никакие уступки с его стороны не могут подкупить власти. Власть все берет и ничего не дает. Поэтому разные предложения агента власти митрополит прямо отвергал и даже выпроваживал его из своих покоев с такими словами: «вы все лжете; ничего не дадите, а только обещаете; а теперь потрудитесь оставить комнату, у нас будет заседание». Такое свое отстранение от церковных дел озлобленный враг не долго мог терпеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

За пределами СССР начались нестроения, разделения, расколы, но верная заветам и повелениям св. Патриарха Тихона, Русская Зарубежная Церковь , под руководством Русского Архиерейского Синода заграницей, – осталась непорочной Христовой невестой, и потому, согласно неложного обещания Самого Спасителя, и неодолимой самим адом! Если жизнь заграницей Русской Церкви была обильна тяжелыми драматическими событиями, то жизнь Российской Православной Церкви в СССР оказалась воистину трагедией! После смерти св. Патриарха Тихона, местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Петр Крутицкий. Он оказался непоколебимым «камнем» и безстрашным мучеником за чистоту веры Христовой. Никакие соблазны, никакия угрозы, никакия пытки и истязания не смогли поколебать великомученика – Первосвятителя Российской Православной Церкви. Имя его навсегда войдет в историю Русской Церкви с именами митрополита Филиппа и патриарха Гермогена. Арестованный, сосланный, запытанный невероятными пытками и замученный до смерти, митрополит Петр остался непоколебимым и не подписал декларации, которую требовала от него Советская власть. Его последним повелением было указание, чтобы его имя, как символ единства Русской Церкви, продолжалось возноситься за литургией во всем православном мире, несмотря даже на слухи о его смерти, до тех пор пока смерть его не будет вполне точно установлена (см. об этом свидетельство епископа Дамаскина, викария Черниговского). После ареста местоблюстителя, заместителем местоблюстителя патриаршего престола стал митрополит Сергий Нижегородский в 1926 г. В 1927 году митрополит Сергий изменил заветам св. Патриарха Тихона и митрополита Петра и выпустил свою знаменитую декларацию, в которой призывал православных людей «радоваться» радостям богоборческой власти, и вынести этой проклятой антихристовой власти «всенародную благодарность за внимание к нуждам православного населения». Памятуя невероятныя гонения на Православную Церковь , мученическую смерть митрополита Вениамина, и «иже с ним», арест и смерть св. Патриарха Тихона, ссылку и страдания митрополита Петра, разрушение храмов, уничтожение монастырей, кощунство над св. мощами, запрещение колокольного звона, устройство «комсомольской пасхи», заточение многих сотен епископов (в 1927 году томилось в концлагерях около 200 епископов), десятков тысяч священнослужителей и монашествующих, и миллионы верующих христиан, осужденных по церковным делам, – истинно православные люди не смогли принять Декларации митрополита Сергия. Произошел церковный раскол 1927 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

31 декабря 1924 года состоялась хиротония епископа Германа (Коккеля), который стал викарием Ульяновской епархии с титулом Ибрессинский. В отличие от слабохарактерного епископа Виссариона, епископ Герман не боялся столкновений с обновленцами. Ему было поручено управление всей епархией, а также управление всеми чувашскими приходами Чувашской области. Епископ Герман был из многодетной чувашской крестьянской семьи Симбирской губернии. Пройдя миссионерские курсы в Казани, он получил от заведующего курсами епископа Мамадышского, викария Казанской епархии, Андрея (князя Ухтомского) следующую характеристику: «Коккель может сделаться хорошим пастырем даже и с тою подготовкою, которая ему дана. А по своему характеру, трудолюбию, послушанию, безупречной трезвости, любви к храму Божиему Коккель заслуживает полного доверия и поощрения» . После хиротонии епископа Германа Святейший Патриарх Тихон сказал новопоставленному вполголоса: «Благословляю тебя бороться с обновленчеством! Неустанно борись!» . Прибыв в епархию, владыка объехал на лошадях множество приходов. Он вразумлял священников-обновленцев, уговаривал их покаяться и вернуться в лоно патриаршей Церкви. Епископ Герман основал школу для священнослужителей (возможно, псаломщицкая школа), выпускников которой рукополагал на места арестованных священников. За свою ревность он часто подвергался страшным побоям со стороны раскольников. Вскоре его назначают епископом Алатырским, однако переехать в Алатырь ему не позволили власти. 28 августа 1925 года преосвященный Герман был арестован и отправлен сначала в Ульяновск, потом в Чебоксары, после чего его переместили в Алатырь под подписку о невыезде . В декабре 1925 года появился новый раскол – так называемый григорианский, у истоков которого стоял архиепископ Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский). Среди его ближайших единомышленников оказался и Ульяновский преосвященный Виссарион, который к этому времени перебрался из Нижнего Новгорода в Москву. Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 года. В своем завещании Святейший указал трех виднейших митрополитов, которые должны были стать местоблюстителями Патриаршего престола. Патриарх понимал, что власти попытаются обезглавить Церковь, и именно поэтому избрал трех человек. Местоблюстителем должен был стать первый из обозначенных им иерархов, а в случае его невозможности вступить в права местоблюстителя эти права передавались следующему по списку. Список же был следующим: митрополит Кирилл (Смирнов), митрополит Агафангел (Преображенский) и митрополит Петр (Полянский). После смерти патриарха Тихона из трех претендентов на свободе оставался только митрополит Крутицкий Петр. Сонм архиереев, присутствовавших тогда в Москве по случаю погребения Патриарха Тихона, утвердил митрополита Петра в правах Патриаршего местоблюстителя.

http://pravoslavie.ru/31301.html

Особо цинично власти и органы госбезопасности повели себя по отношению к местоблюстителю Патриаршего престола в 1925 - 1936 гг., митрополиту Крутицкому Николаю (Полянскому, прославленному в лике новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором 1997 г.). Печально известный начальник антирелигиозного подразделения Секретно-политического отдела (СПО) ОГПУ СССР (с 1930 г. - помощник начальника СПО и куратор этой «линии») Евгений Тучков неоднократно и безуспешно пытался установить с владыкой Петром агентурные отношения, требовал сложить с себя сан местоблюстителя - преемника Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Месть чекистов не заставила себя ждать. После прессинга на Лубянке и ряда ссылок в августе 1930 г. последовал арест. На свободу митрополит Петр уже не вышел и даже в заключении пребывал под шифром «заключенный Верхнеуральской тюрьмы. Его продолжали содержать во внутренних тюрьмах (несмотря на приговор к заключению в лагере с более щадящими условиями), паства была уверена, что владыка находится где-то в заполярном ИТЛ. Больного астмой и цингой, частично парализованного первоиерарха держали, по сути, в каменном мешке, по его словам, годами он не видел солнца и не мог рассчитывать «на последнее напуствие» в случае кончины. Затем запретили прогулки в общем дворе, выводя лишь в какой-то сырой внутренний уголок. Время от времени продлевали срок за «контрреволюционные преступления». Моральные страдания приносила и невозможность выполнять обязанности местоблистителя, тем более что митрополит Петр не одобрял определенные шаги церковной политики своего заместителя, митрополита (Патриарха в 1943-1944 гг.) Сергия (Страгородского), стремившегося в условиях тотальных гонений не допустить полного уничтожения церковной организации. «Очень скорблю, - писал владыка Петр, - что Вы не потрудились посвятить меня в свои планы по управлению Церковью...» Чекисты делали все, чтобы углубить разлад между иерерархами, а затем дезинформировали Синод о «кончине» владыки Петра (якобы наступившей 29 сентября 1936 г.). Была отслужена панихида, 27 декабря 1936 г. митрополит Сергий принял на себя обязанности

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/22/s_...

23.09(06.10)1941 21.11(04.12)1941 25.04(08.05)1942 28.09(11.10)1941 22.04(05.05)1943 23.03(05.04)1943 08(21)12.1943 26.07(08.08)1946 Московская, обн. Основана в 1923 г. Местопребывание – в бывшем Заиконоспасском монастыре. Упразднена в 1927 г. 1923 01(14)01.1927 Московский и всея России патриархат, обн. Существовал в кон. 1941 г. без учреждения. 21.11(04.12)1941 12.1941 Мотовилихинская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Мотовилиха (Пермская губерния). Пермское викариатство. Упразднена в 1926 г. (?) 09(22)05.1924 Феофан Брюханов (1926) 2767 Митрополит Крутицкий, помогавший в делах управления старцу патриарху Адриану в конце его жизни и временно управляющий по его кончине до назначения царем Петром Стефана (Яворского) Местоблюстителем Патриаршего Престола. 2768 Митрополит Рязанский и Муромский с титулом «администратор, блюститель, викарий и экзарх Патриаршего Престола». С ликвидацией Патриаршества и с установлением синодального строя был назначен первым Президентом Св. Синода. Скончался 27.11.1722. См. Рязанская. 2769 «...Указом ... от 27 января 1719 года Сарскому митрополиту Игнатию велено «в Москве соборную церковь и Патриаршую епархию, также и духовные всякие дела, ведать и отправлять, как ведал и отправлял Преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский...» (Соловьев H. A., свящ. Сарайская и Крутицкая епархия. Вып. 1. M., 1894. С. 106). В 1721 г. был обвинен в общении с опальной царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной (в бытность епископом Суздальским) и отрешен от управления Крутицкой епархией и Патриаршей Областью. «...1-го октября 1721 г. Петр. лично присутствуя в Синоде, указал ... отпустить его по преклонности лет на обещание в Нилову пустынь; жить ему там в келье, но митрополитом и епископом не писаться. Так печально кончил свою многотрудную деятельность энергичный русский иерарх...» ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 145–146). 2770 Епископ Мелиникийский; временно управляющий совместно с тремя московскими архимандритами: Чудовским, Новоспасским и Златоустовским (позднее замененным Андроньевским).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священномученик Парфений родился в 1881 году в городе Иркутске в семье Арсения Петровича Брянских и в крещении наречен Петром. Его отец был управляющим у сибирского купца Немчинова, который за безупречную службу отписал семье Брянских значительное состояние. Петр мог получить блестящее светское образование, но он пожелал служить Богу. Окончив Иркутскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, получил назначение преподавателем в Красноярскую духовную семинарию. В Красноярске он начал работать над магистерской диссертацией и обратился с просьбой перевести его в город, имеющий необходимые для научной деятельности библиотеки. Прошение было поддержано архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким) и в 1909 году Петр Арсеньевич был назначен преподавателем в Рязанскую духовную семинарию. В 1912 году архиепископ Антоний постриг Петра Арсеньевича в монахи и нарек ему имя Парфений. В том же году он был рукоположен в иеродиакона, иеромонаха и назначен преподавателем в Житомирское училище пастырства. В 1914 году иеромонах Парфений был возведен в сан архимандрита, а в 1921 году хиротонисан во епископа Новомиргородского, викария Одесской епархии; в 1922 году он был назначен епископом Ананьевским, викарием Одесской епархии. В это время все православные епископы были высланы с территории Украины в Россию. Парфений, как и многие лишенные кафедр архиереи, поселился в Даниловом монастыре в Москве. После кончины в 1925 году Патриарха Тихона епископ Парфений в числе других архиерев стал помощником Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского). В конце 1925 года митрополит Петр и все епископы, жившие в Даниловом монастыре и помогавшие ему, были арестованы. При обыске и аресте было изъято письмо, которое владыка Парфений получил от находящегося в заключении архиепископа Феодора. Письмо сочли антисоветским. 21 мая 1926 епископ Парфений приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край. Вернувшись из ссылки в Москву в 1928 году, поселился в Даниловом монастыре. 28 октября 1929 года вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 23 ноября 1929 года приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. После освобождения в 1933 году поселился в городе Кимры Тверской области, где жили его мать и сестра. В 1934 году новый арест, тюрьма в Кимрах, а затем Бутырская тюрьма в Москве. 17 января 1935 года приговорен к пяти годам ссылки в Северный Край и отправлен в Архангельск. 3 августа 1937 года епископа Парфения снова арестовали и заключили в архангельскую тюрьму. 15 октября его приговорили к расстрелу. 22 ноября 1937 года епископ Парфений (Брянских) был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-139...

Такова идея военно-полицейского государства, энергично, но со множеством ошибок, разрушений и переделок возводившегося в первой четверти XVIII в. Петром I со товарищи. Как, однако, на практике выглядело обращение с Церковью без патриарха? Может быть, конкретные меры государственных чиновников прояснят и наполнят реальным содержанием ярко охарактеризованную Г. Флоровским общую картину? В конце концов, немало воды утекло после погребения Адриана в 1700 г. до 1718 г., когда Петр I велел своему подручному Феофану Прокоповичу сочинить ликвидирующий патриаршество «Духовный регламент» (действовал с 1721 по 1917 г.). К этому антицерковному памфлету в форме закона мы вынуждены будем вернуться, а пока посмотрим, чего на деле прежде всего хотел Петр, отказываясь от поставления нового патриарха. Указ 1701 г. о назначении Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола только «в духовном правлении», «а в мирском рассуждении» передача всех полномочий судье Монастырского приказа И. А. Мусину-Пушкину означал всего лишь, что государство накладывало лапу на все церковные владения и доходы. Самому Стефану Яворскому для въезда в патриаршие вотчины требовалось разрешение царя; даже получить церковное вино из своих домовых погребов он не мог без указа Мусина-Пушкина. Митрополит Казанский Тихон должен был просить царя указать Монастырскому приказу выдать ему, владыке огромной епархии, «грамоту» на право расходования 200 рублей на строительство. Особая ирония этого громадного государственного ограбления состояла в том, что юридически церковные вотчины еще принадлежали Церкви. Просто Петр считал, что он и его чиновники разумнее используют не принадлежащие им доходы и имущества. Правда, уже за первые четыре года «рачительного» управления Монастырского приказа у Церкви было изъято, роздано «в вечное владение» разным светским лицам, продано и сдано в оброк около 1800 крестьянских дворов, немало земель и промыслов . Понятно теперь, почему «повременить» с избранием патриарха предлагал Петру именно прибыльщик. Но после первого грабительского порыва выяснилось, что церковные доходы вовсе не так значительны сравнительно с настоятельными потребностями собственного содержания духовных владельцев. Многие из них имели столь незначительные доходы, что чиновному аппарату просто невыгодно было заниматься управлением их имуществами. Посему в 1705—1720 гг. высокопремудрое петровское правительство оставляет в своем ведении только крупных владельцев: 11 архиерейских домов и 60 монастырей, подвергнув их «определению».

http://sedmitza.ru/lib/text/439394/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010