В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Пётр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. В начале 1925 года Святейший назначил его кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола после священномучеников митрополита Казанского Кирилла и митрополита Ярославского Агафангела. После кончины Патриарха обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра, поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке. В этой должности Владыка Пётр был утверждён и Архиерейским Собором 1925 года. Святой Патриарх Тихон и священномученик Петр, митрополит Крутицкий В своём управлении Церковью митрополит Пётр шёл по пути Патриарха Тихона — это был путь твёрдого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу. Предвидя свой скорый арест, Владыка составил завещание о своих Заместителях и передал настоятелю Даниловского монастыря деньги, для пересылки ссыльным священнослужителям. Агенты ГПУ. предлагали ему пойти на уступки, общая какие-то блага для Церкви, но Владыка им отвечал: лжёте; ничего не дадите, а только обещаете…». В ноябре 1925 года митрополит Пётр был арестован — для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний. После заключения в Суздальском политизоляторе, Владыку привезли на Лубянку, где ему предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он ответил, что ни при каких обстоятельствах не оставит своего служения. В 1926 году Владыка был отправлен этапом в ссылку на три года в Тобольскую область (село Абалацкое на берегу реки Иртыш), а затем на Крайний Север, в тундру, в зимовье Хэ, расположенное в 200 километрах от Обдорска. Ссылка вскоре была продлена на два года. Святителю удалось снять внаймы у местной старушки-самоедки домик из двух комнат. Сначала, отдохнув от Тобольской тюрьмы, святитель чувствовал облегчение от свежего воздуха, но вскоре с ним случился первый тяжёлый припадок удушья, астмы, и с тех пор он, лишённый медицинской помощи, не покидал постели. Он знал, что на его имя поступают посылки, но не получал их, пароход в Хэ приходил лишь раз в год. Но в той же ссылке Владыка вновь был арестован в 1930 году и заключён в Екатеринбургскую тюрьму на пять лет в одиночную камеру.

http://pravmir.ru/mitropolit-petr/

10 июня 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в связи с публичными выступлениями митр. Евлогия на тему религ. гонений в СССР, к-рые были восприняты как участие в политической деятельности, уволил его от управления западноевроп. приходами с поручением временного исполнения должности викарному архиеп. Владимиру (Тихоницкому). Архиеп. Владимир отказался принять это назначение. 21 июля того же года митр. Евлогий обратился к митр. Сергию с письмом, в к-ром сообщил о выходе из его подчинения и восприятии всей полноты власти, присущей епархиальному архиерею, впредь до восстановления нормальных сношений с высшей властью Русской Церкви. В авг. в обращении к пастве митр. Евлогий заявил, что «мы... не колеблем нашего канонического единства с Матерью Русской Церковью и ее законной властью, мы лишь временно прерываем внешние административные сношения с этой властью». 24 дек. 1930 г. митр. Сергий и Временный Патриарший Синод РПЦ подтвердили указ об увольнении митр. Евлогия и постановили упразднить Епархиальный совет в Париже. Управление западноевроп. приходами было поручено Литовскому митр. Елевферию (Богоявленскому) . Однако большинство приходов отказались выполнить указ Заместителя Местоблюстителя и остались в подчинении митр. Евлогия. Митр. Евлогий принял решение обратиться с ходатайством к К-польскому Патриарху о переходе в его юрисдикцию, хотя прежде отвергал претензии К-польской Церкви на управление приходами рус. диаспоры. 17 февр. 1931 г. К-польский Патриарх Фотий II издал томос о принятии подчиненных митр. Евлогию приходов в юрисдикцию К-польского Патриархата в качестве самостоятельной, самоуправляющейся рус. правосл. церковной орг-ции, которая составляла «временно единую особую экзархию Святейшего Патриаршего Вселенского Престола на территории Европы». При этом в заявлении, сопровождавшем публикацию томоса в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии», митр. Евлогий трактовал новое положение лишь как «временный перерыв официальных административных сношений с митрополитом Сергием». Вступая в юрисдикцию К-польского Патриархата, по словам митр. Евлогия, «мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви». Как символ сохранения связи с Русской Церковью в приходах Экзархата наряду с К-польским Патриархом в богослужебном порядке упоминались Патриарший Местоблюститель митр. сщмч. Петр (Полянский) , а с 1937 г.- «всё епископство православное Церкви Российской».

http://pravenc.ru/text/182573.html

Должность Заместителя Патриарха принял на себя А. С 6 мая Патриарх Тихон находился под домашним арестом, 1 июня был арестован митр. Вениамин, 10 июня над ним и частью петроградского духовенства начался судебный процесс, существовала угроза ареста А. 18 мая 1922 г. при прямом содействии властей было образовано обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), занявшее Троицкое подворье - резиденцию Святейшего Патриарха Тихона. 16 июня было опубликовано заявление, подписанное митр. Сергием (Страгородским) , архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым) ), в к-ром названные архипастыри признавали обновленческое ВЦУ единственной канонически законной верховной церковной властью. В этих тяжелых условиях А., будучи Заместителем Патриарха, 18 июня 1922 г. составил послание «К архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Русской Церкви», в к-ром призывал строго придерживаться церковных канонов и не подчиняться обновленческому ВЦУ. А. рекомендовал архиереям впредь, до восстановления высшей церковной власти, самостоятельно управлять епархиями, сообразуясь с канонами и архиерейской присягой. 28 июня ярославское ГПУ произвело у А. обыск, а затем заключило его под домашний арест в ярославский Спасский монастырь . Вскоре А. был переведен во внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве, где 28 нояб. 1922 г. ему был объявлен приговор: ссылка на 3 года в Нарымский край. Несмотря на окончание срока ссылки, власти продолжали удерживать А. в заключении до 1926 г. 7 апр. 1925 г. скончался Святейший Патриарх Тихон. В составленном им 7 янв. 1925 г. завещании было указано, что после его кончины права и обязанности Патриарха передавались Местоблюстителю митр. Кириллу (Смирнову) , в случае невозможности для него вступить в должность - А. и, наконец, митр. Петру (Полянскому) , если и А. окажется лишенным возможности принять на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Поскольку митрополиты Кирилл и А. находились в ссылке, Местоблюстителем Патриаршего Престола стал митр. Петр. 6 дек. 1925 г.

http://pravenc.ru/text/63200.html

Известный православный богослов Жан-Клод Ларше пытается выработать квинтэссенцию учения о телесных болезнях и их излечении. Исследуя эту тему, автор опирается на Священное Писание, труды святых отцов, литургические тексты и учение о Таинствах Церкви. «Возвращение родника» и другие рассказы Владимир Крупин Владимир Крупин необычайно близок к читателю, и достигается подобная близость, соседствующая с прямым собеседованием, редкой откровенностью и открытостью, живой обращенностью к столь же заинтересованному в их общем деле человеку Священномученик Владимир (Богоявленский) Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский; 1848–1918) — единственный иерарх Русской Православной Церкви, последовательно занимавший все три митрополичьи кафедры в Российской империи — Московскую, Петербургскую и Киевскую. Свой жизненный подвиг он завершил в 1918 году, став одним из первых новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея и одним из первых небесных молитвенников за Россию в годы жесточайших гонений. Священномученик Вениамин (Казанский) Священномученик Вениамин (Казанский; 1873–1922) — митрополит Петроградский и Гдовский. О его жизни и подвиге стояния за Церковь на рубеже эпох повествует эта книга. Священномученик Петр (Полянский) Ольга Рожнёва Митрополит Петр (Полянский; 1862–1937) — священномученик, митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола с 1925 по 1937 год. Продолжил дело патриарха Тихона и остался верным его позициям. Двенадцать лет он нес тяжелый крест возглавителя Русской Православной Церкви, находясь в далеких ссылках и одиночных тюремных камерах. Во многом благодаря его стойкости было сохранено единство Церкви, раздираемое ее гонителями. От Пасхи до Рождества В издательстве Сретенского монастыря вышел сборник стихотворений русских поэтов «От Пасхи до Рождества» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Иллюстрации к сборнику выполнены замечательной художницей Елизаветой Цымбаревич. В руки, Твои, Господи… Анастасия Рахлина Книга написана на основе воспоминаний прихожан храма святого Георгия Победоносца в городе Тырныаузе (на Северном Кавказе) о первом настоятеле, священнике Игоре Розине, убиенном 13 мая 2001 года, в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского.

http://pravoslavie.ru/foto/image14651.ht...

   Время русского патриаршества (1589—1700) не составляет, собственно говоря, отдельного периода в истории Русской Церкви: его отличие от предшествовавшего времени, когда Русская Церковь находилась под управлением митрополитов, носит чисто формальный характер. Когда Русская Церковь стала автокефальной и место митрополита (который уже с 1446 г. не назначался более патриархом Константинопольским, а избирался русскими епископами) занял патриарх, это отнюдь не повело к какому-либо расширению властных полномочий главы Церкви. Неизменной осталась и вся структура церковного управления — начиная с верхушки и кончая низшими органами. Единственным новшеством было увеличение числа приказов при патриаршей кафедре, которые, однако, почти не имели отношения к общему церковному управлению, а явились, главным образом, следствием богатых земельных пожалований со стороны царей в XVII в., в особенности при патриархе Филарете (1619—1633). Это привело к значительному расширению прежней митрополичьей области, получившей теперь название Патриаршей области. Она состояла из обширных земельных владений, представляя собой существенную часть общецерковного имущества. И во время управления патриаршего престола местоблюстителем, равно как и после учреждения Святейшего Синода, церковный аппарат управления тоже обнаружил большую инертность. Многие старые ведомства существовали под иными названиями еще долгое время после 1721 г. Петр I переоценил значение коллегиальной системы в деле высшего управления, думая, что, создав коллегиально работающий Святейший Синод, он нашел наилучшее средство для борьбы с недостатками в жизни Церкви. Как во всех областях государственного управления, Петр и церковную реформу начал сверху, а позже уже не имел времени для планомерного преобразования всей организации в целом и для необходимых с его точки зрения улучшений. Отдельные же мероприятия в этой области были проведены в связи с прочими реформами государственной и народной жизни.    Одним из основных недостатков церковной жизни досинодального периода была необразованность приходского духовенства, обучение которого слишком мало занимало церковную иерархию, начиная от патриарха и кончая епархиальными архиереями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1919 г., во время гражданской войны, В., как и Воронежский архиеп. сщмч. Тихон (Никаноров) , не покинул свою паству и не ушел с отступавшим корпусом ген. А. Г. Шкуро. После мученической кончины 9 янв. 1920 г. архиеп. Тихона (Никанорова) на Воронежскую кафедру был назначен архиеп. Тихон (Василевский) , вскоре уклонившийся в обновленчество . Центром противостояния расколу, к-рое возглавил В., стал Акатов мон-рь; местные обновленцы всех сторонников канонической Церкви называли «тихоновцами» и «владимировцами». Однако в течение нек-рого времени В. из соображений церковной дисциплины не заявлял о неповиновении Тихону (Василевскому). В авг. 1923 г. в Никольском храме Воронежа состоялось собрание духовенства и верующих, постановившее просить Патриарха св. Тихона о смещении Тихона (Василевского) и о поставлении на Воронежскую кафедру В. 8 авг. 1923 г. В. был назначен управляющим Воронежской епархией с возведением в сан архиепископа, к тому времени в Воронеже ему подчинялись 5 храмов. Архиерей поддерживал постоянную связь с Патриархом Тихоном, сообщая ему обо всех событиях, происходивших в епархии. Стремясь ограничить противодействие В. обновленчеству, власти содержали его под домашним арестом в Акатовом мон-ре. 9 апр. 1924 г. домашний арест был снят с условием «временно не говорить проповедей», В. этого условия не выполнял. Активная проповедническая деятельность Воронежского архиепископа и викарного Бутурлиновского еп. Митрофана (Поликарпова) , отъезд из Воронежа главы местных раскольников (Тихон (Василевский) был возведен обновленцами в сан «митрополита» и назначен в Киев) привели к возвращению мн. верующих в лоно Патриаршей Церкви и значительному сокращению числа обновленческих приходов. Ввиду ареста еп. Митрофана в марте 1924 г. Местоблюститель Патриаршего престола Крутицкий митр. сщмч. Петр (Полянский) 16 июля 1925 г. послал в Воронеж в помощь В. викарного еп. сщмч. Петра (Зверева) . 20 авг. 1925 г. митр. Петр возвел В. в сан митрополита. Воронежский митрополит, к-рый, по воспоминаниям современников, хотя и не был «блестящим архиереем», пользовался любовью и почитанием паствы.

http://pravenc.ru/text/159084.html

Время русского патриаршества (1589–1700) не составляет, собственно говоря, отдельного периода в истории Русской Церкви: его отличие от предшествовавшего времени, когда Русская Церковь находилась под управлением митрополитов, носит чисто формальный Когда Русская Церковь стала автокефальной и место митрополита (который уже с 1446 г. не назначался более патриархом Константинопольским, а избирался русскими епископами) занял патриарх, это отнюдь не повело к какому-либо расширению властных полномочий главы Церкви. Неизменной осталась и вся структура церковного управления — начиная с верхушки и кончая низшими органами. Единственным новшеством было увеличение числа приказов при патриаршей кафедре, которые, однако, почти не имели отношения к общему церковному а явились, главным образом, следствием богатых земельных пожалований со стороны царей в XVII в., в особенности при патриархе Филарете (1619–1633). Это привело к значительному расширению прежней митрополичьей области, получившей теперь название Патриаршей области. Она состояла из обширных земельных владений, представляя собой существенную часть общецерковного имущества. И во время управления патриаршего престола местоблюстителем, равно как и после учреждения Святейшего Синода, церковный аппарат управления тоже обнаружил большую инертность. Многие старые ведомства существовали под иными названиями еще долгое время после 1721 г. Петр I переоценил значение коллегиальной системы в деле высшего управления, думая, что, создав коллегиально работающий Святейший Синод, он нашел наилучшее средство для борьбы с недостатками в жизни Церкви. Как во всех областях государственного управления, Петр и церковную реформу начал сверху, а позже уже не имел времени для планомерного преобразования всей организации в целом и для необходимых с его точки зрения улучшений. Отдельные же мероприятия в этой области были проведены в связи с прочими реформами государственной и народной жизни. Одним из основных недостатков церковной жизни досинодального периода была необразованность приходского духовенства, обучение которого слишком мало занимало церковную иерархию, начиная от патриарха и кончая епархиальными архиереями.

http://sedmitza.ru/lib/text/439965/

На фоне этого изменились отношения между государством и Церковью. Хотя разногласия между церковной и светской властью начались еще при Иоанне Грозном, но своего пика и разрешения полной победой последней достигли уже при Алексее Михайловиче. Соборное уложение 1649 года зафиксировало несвободу Церкви в экономической сфере и в некоторых судебных вопросах. Патриарх Никон пытался вернуть утраченную независимость, но это закончилось его осуждением и низвержением на Большом Московском Соборе 1666 года. И если при следующем царе - Феодоре Алексеевиче - Церковь отчасти восстановила свои позиции (например, был упразднен Монастырский приказ, ведавший от государства экономическими вопросами Церкви), но говорить о реальной свободе Церкви уже не приходилось. Разделения продолжались и после Смутного времени, почти за век так и не были преодолены. Все это осложнялось и партийной борьбой при дворе. Особенно выделяется противостояние Милославских и Нарышкиных, которое заметно повлияло на жизнь Петра. Петр вступил на престол уже с программой действий. Молодого царя, знакомого с укладом европейских стран, не устраивал темп развития государства, заложенный отцом. И он кардинально его ускорил, предполагая не просто все преобразовать, а попросту заменить новым. В этом смысле А.И. Солженицын считает его не реформатором, а революционером. Цивилизационная революция Петра заключалась в освоении западных наук и технологий, однако вопреки собственной полупротестантской идеологии - император переформатировал отечественную интеллигенцию, оставив почти нетронутым многомиллионный русский народ. В результате дворянство стало европейским, а народ как был, так и остался русским. Именно эта двойственность позволила сохранить фундаментальную для нашей страны классическую религиозную и культурную установку. После смерти Патриарха Адриана в 1701 году Петр не только восстановил Монастырский приказ, но и запретил выборы нового Предстоятеля Русской Церкви. Местоблюстителем патриаршего престола был поставлен митрополит Стефан (Яворский), происходивший из шляхетской семьи и получивший католическое образование. Петру было важно, что он не стремился к возвышению церковной власти.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

Наоборот, он являлся ревностным исполнителем всех ее уставов и предписаний. Московский царь занимал то же самое место в жизни русского народа, которое принадлежало отцу семейства в своем доме. Царь, как и глава семьи, нес ответственность за физическое и нравственное благосостояние вверенных ему Богом домочадцев. Он должен был следить за тем, чтобы они следовали церковным заповедям, посещали богослужения, соблюдали посты и пребывали в правоверии. Но как содержание вероучения, так и устав богослужения, были освящены божественным авторитетом и не находились под контролем ни отца семейства, ни московского царя. Самодержец Российский не был ничем неограниченным владыкой своих подданных. Он назывался самодержцем потому, что не признавал над собою власти другого земного государя. Но он был всецело подчинен церковным предписаниям, должен был свято соблюдать обычаи народа и править в согласии с преданиями страны, и эти обязательства ограничивали произвол царской власти. Подобный освященный традицией порядок не мог удовлетворить Петра. Он был не охранитель, а решительный противник русского быта. Побывав в Европе, Петр Великий познакомился там с решающим влиянием, принадлежавшим светской власти в церковных делах. Он узнал, что западные монархи считали себя единственным источником всякой власти, как светской, так и церковной, и на этом основании называли свое правление «абсолютным». Подобное положение государей, в особенности в протестантских странах, произвело глубокое впечатление на Петра, и, вернувшись в Россию, он стал систематически применять те же идеи к русской действительности. Стефан Яворский и Феофан Прокопович В 1700 году умер Патриарх Адриан, и Петр Великий, вопреки обычаю не созвал собора для избрания его преемника, но назначил местоблюстителем патриаршего престола одного из своих новых любимцев, митрополита рязанского Стефана Яворского († 1722), воспитанника Киевской Академии. Молодой и энергичный царь хорошо знал свое обширное государство, он был осведомлен о существовании значительных расхождений между духовенством, происходившим из Киевской и Черниговской областей, бывших раньше под польско-литовской властью, и из старых московских владений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Настала блестящая эпоха для училища Братского: сын воеводы Молдавского. Петр Могила , постригается в лавре и, сделавшись ее архимандритом и Митрополитом Киевским, соединяет устроенную им школу Печерскую с Богоявленскою: он украшает ее людьми, посланными им для образования на Запад, и, оградив грамотами королей Польских, снабжает средствами для содержания убогих учеников и самих учителей. Отселе школа принимает название Киево-Могилянской коллегии в память своего благодетеля и старшего брата, Митрополита Петра, но после того скоро рушится ее благосостояние. Преемник его, Сильвестр Коссов, еще несколько времени поддерживает коллегию; Патриарх Иерусалимский, Паисий, посетив Киев, опять подтверждает ее своею грамотою; но вслед за присоединением Малороссии к царству Русскому начинаются жестокие войны с Поляками и крамолы самих Гетманов; долго нет и законных пастырей на кафедре Киевской: здание коллегии опустошается пожаром, и вотчины ее расхищаются врагами; убогое братство должно ходить в свободные часы и месяцы собирать подаяние по Киеву и окрестным городам; не смотря на то, страсть и нужда просвещения все одолевает и не расторгается союз братства. Так протек для училища XVII век, доколе наконец Государи Московские не взяли его под свое покровительство. Тогда украсилось оно более громким титлом академии, и подарило Церковь такими светильниками, каковы были: ректор его Иоанникий, Архиепископы Лазарь Баранович и Иоанн Максимович , Варлаам Ясинский Митрополит Киевский: знаменитый своею ученостью Феофан Прокопович , поборники православия Феофилакт Лопатинский и Георгий Конисский , Стефан Яворский , местоблюститель патриаршего престола, и Святители Димитрий Ростовский и св. Иннокентии, первый епископ Иркутский. Миром ознаменовался XVIII век для академии Киевской; под сенью православных Государей уже она не подвергалась беспрестанным разорениям и смутам; но еще скудны были средства к содержанию многочисленных учеников, иногда питавшихся Христовым именем для его проповедования впоследствии. Гетман Мазепа старался поддержать академию утвердительными грамотами на ее вотчины и денежными пособиями. В 1703 году великий Петр приветствован был красноречивым ректором ее Феофаном при посещении Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010