7. Павлов Андрей Николаевич, старший преподаватель кафедры истории Русской Церкви ПСТГУ, сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия» «Роль Патриарха Адриана в переговорах о вхождении Имеретии в состав Российского государства» 8. Бежанидзе Георгий Вениаминович, кандидат богословия, доцент кафедры истории Русской Церкви ПСТГУ «Проекты восстановления Патриаршества и созыва Поместного Собора Русской православной Церкви середины XIX века»   III Секция «Поместный Собор 1917-1918 гг. и Патриаршество в ХХ веке» Председатель — архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий Сопредседатели — протоиерей Владимир Воробьев, профессор, ректор ПСТГУ; Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедры государственно-конфессиональных отношений РАГС Доклады: 1. Архиепископ Тюменский и Тобольский Димитрий, ректор ТДС «Местоблюститель Патриаршего Престола священномученик митрополит Петр Полянский» 2. Протоиерей Владимир Воробьев, профессор, ректор ПСТГУ «Митрополит Арсений (Стадницкий) о Соборе 1917 г. и восстановлении Патриаршества» 3. Иеромонах Савва (Тутунов), кандидат богословия, преподаватель МДА «Всероссийский Собор 1917-1918 гг. и епархиальное управление» 4. Сафонов Дмитрий Владимирович, кандидат исторических наук, преподаватель МДА «Священномученик Иларион, епископ Верейский и восстановление Патриаршества» 5. Кривошеева Наталья Александровна, старший научный сотрудник отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ «Святитель Тихон и Поместный Собор 1917-1918 гг.» 6. Сухова Наталья Юрьевна, доцент кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ «Святейший Патриарх Тихон и духовные школы» 7. Христофоров Василий Степанович, доктор юридических наук, генерал-майор, начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ» «Архивно-следственные дела как исторический источник» 8. Иерей Илья Соловьев, кандидат богословия, кандидат исторических наук, сотрудник ОВЦС «Восстановление Патриаршества на Соборе 1917-1918 гг.» 9. Протоиерей Андрей Безбородов, преподаватель Калужской Духовной семинарии

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205743...

II Впоследствии книга эта под несколько иным названием была переиздана в России: Феофан (Пожидаев), иг. Колокол на башне вечевой: Житие и труды священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) . М., 2005. III Ранее подобная же программа была положена в основу просуществовавших недолгое время газет «Маяк» и «Вечернее время». Выступления архиепископа Иоанна на страницах газеты «Слово» Арх Иоанн об аресте митр Петра. Беседа для «Слово» В беседе с нашим сотрудником по поводу ареста местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра Крутицкого архиепископ Иоанн сказал следующее: – Телеграмма эта требует проверки, так как бывали случаи, что телеграфные агентства сообщали случаи, несоответствующие действительности. Самый повод ареста митр Петра представляется странным с точки зрения советских законов. И закон, и уклад жизни СССР ставит власть вне всяких религиозных споров. Арест же за непризнание живоцерковников как бы связывает власть, выражаясь вульгарно, с платформой которые, хотя и состоят слугами большевизма, но, все-таки нельзя отрицать, являются и церковниками. Это так с точки зрения здравого смысла, но не все в СССР делается по здравому смыслу. Митрополит Петр в бытность свою московским викарием был арестован за «кражу дров», причем эта «кража» состояла в том, что митрополит топил в своей кельи печку своими дровами, которые по декретам считались советскими. В стране, где возможно невозможное, возможно, конечно, что атеистическая власть арестовала митрополита за непризнание догматов и канонов «живой церкви». Если арест и состоялся, он митрополита не смутит, т к это человек, закаленный в борьбе за церковную правду. Ученик и преемник Патр Тихона потщится не посрамить заветов своего учителя. Святительский престиж митрополита Петра после этого ареста и в СССР, и вне ее только выиграет. Отныне в устах народа он будет по праву именоваться исповедником. 1926. No 46. С. 1. Правда о Православной Церкви в Советской России. Специальная беседа «Слова» с архиепископом Иоанном. В связи с арестом митрополита Петра в Сов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Ростовских кремлевских церквей пять: Спасская, построена в 1675 г.; Воскресенская, построена около 1670 г.; Иоанно-Богословская, построена в 1683 г.; Григорие –Богословская, построена около 1670 г. и Одигитриевская, построена в 1691 – 1701 гг. Первые четыре церкви сооружены ростовским митрополитом Ионою Сысоевичем, а последняя митрополитом Иоасафом. Церкви каменные, прочные, престолов в каждой по одному. Одигитриевская и Григорие – Богословская теплые, а остальные холодные. Для жительства причта есть церковный дом. Церковного капитала в билетах 3950 руб. При церквах музей церковных древностей. Существует высочайше утвержденная комиссия административно-хозяйственного управления ростовским кремлем. Музей получает пособие от города. По штату причта положено быть священнику и псаломщику. Казенного жалования причт получает 400 руб., причтового капитала 1350 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Ростовский кремль (Митрополичий двор, или Ростовский архиерейский дом) расположен в центре города Ростова Великого, на берегу озера Неро. Ростовский кремль — уникальный памятник, дающий представление о позднем русском средневековом зодчестве, сохранившийся благодаря усилиям реставраторов и жителей города. Современное название «кремль» условно. Оно больше относится к внешнему виду, чем к назначению ансамбля. Изначально на территории кремля располагался Ростовский Архиерейский дом, где обитал митрополит Ростовской епархии. Комплекс также носил название «Митрополичий двор». Архиерейский дом был возведен в 1670–1683 годах по заказу митрополита Ионы Сысоевича, чья идея заключалась в том, чтобы создать архитектурный ансамбль с садом и прудом, напоминающими библейское описание рая, земной образ Горнего Иерусалима. Митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич был незаурядной фигурой, обладавшей большим влиянием. Будучи сподвижником патриарха Никона, после его опалы Иона Сысоевич некоторое время выполнял роль местоблюстителя патриаршего престола. Однако патриархом он не стал, но первым подчинился и принял благословение вернувшегося из ссылки Никона. Епархия митрополита Ионы была одной из самых богатых в России, что позволило ему развернуть масштабное строительство не только в Ростове, но и в Ярославле, Угличе, Великом Устюге. Второй ключевой фигурой среди создателей кремля был ростовский каменщик Петр Иванович Досаев, который, по всей видимости, руководил строительными работами.

http://sobory.ru/article/?object=03271

10 декабря Русская Православная Церковь празднует память священномученика Николая (Добронравова), архиепископа Владимирского и Суздальского. Родился в 1861 году в селе Игнатовка Московской губернии в семье священника Павла Добронравова. В 1881 году окончил Московскую духовную семинарию, а в 1885-м Московскую духовную академию и преподавал богословие и Священное Писание в Вифанской духовной семинарии. Женился. Был рукоположен во священника и служил в храме Александровского военного училища в Москве. После революции 1917 года и закрытия училища переведен в храм Всех Святых на Кулишках. Стал одним из активных участников Поместного Собора 1917-1918 годов; возведен в сан протоиерея. В августе 1918 года арестован за отказ выдать ключи от храма сотрудникам ЧК. Его обвиняли в контрреволюционных настроениях, но за отсутствием прямых улик освободили из-под следствия в апреле 1919 года. В начале 1921 года протоиерей Николай назначен настоятелем Крутицкого Успенского собора. К тому времени он овдовел и был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 году арестован в числе архиереев, не согласившихся поддержать обновленцев. Приговорен к одному году ссылки в Зырянский край. По возвращении в Москву возведен в сан архиепископа, стал одним из ближайших сподвижников Патриарха Тихона в защите Церкви от натиска обновленцев. В 1924 году назначен в сан архиепископа Владимирского и Суздальского. После кончины Патриарха Тихона Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр в списке архиереев, которым он выражал абсолютное доверие, первым поставил имя архиепископа Николая. В ноябре 1925 года владыка был арестован в числе одиннадцати ближайших сподвижников митрополита Петра. По свидетельству привлекавшегося по тому же делу священника Сергея Сидорова Архиепископ Николай в подвалах Лубянки проявил невероятное мужество, выдержку и силу духа, сумел спасти многих и сохранить многие церковные тайны. 21 мая 1926 года владыку приговорили к трем годам ссылки в Сибирь. После окончания срока он вернулся в Москву. 27 ноября 1937 года по сфабрикованному доносу архиепископ Николай (Добронравов) вновь арестован, заключен в Бутырскую тюрьму и 7 декабря приговорен к расстрелу. Расстрелян и погребен в безвестной общей могиле 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-104...

1612 год вписал Гребневскую церковь на страницы славной летописи борьбы москвичей за Отечество. В октябре того года войско князя Трубецкого подступило от этого храма к Никольским воротам Китай-города, участвуя в осаде поляков в Кремле силами русского ополчения. Те, не выдержав голода, вскоре сдались на милость победителя, испросив только «пощаду жизни». При царе Алексее Михайловиче Мясницкая улица стала дорогой в загородные дворцовые резиденции – Измайлово и Преображенское. Вероятно, тишайший государь не раз останавливался у Гребневского храма на богомолье. В его правление, - в 1654 году - от иконы явилось новое чудо: когда в храм забрались воры, их охватило пламя неведомо откуда возгоревшееся. Они не могли выбраться из церкви, и лишь когда были освобождены из огненного плена, сами в потрясении и страхе рассказали о случившемся. Еще одно чудо было в 1687 году: в храме начался пожар, и святыню не успели вынести из огня – но она, по словам летописца, чудесно «обретеся на воздухе». Несколькими годами раньше шатровую звонницу Гребневской церкви украсил колокол знаменитого Федора Моторина, который позднее вместе с сыном Иваном отливал кремлевский Царь-колокол. В петровскую эпоху, еще до того как столица была перенесена в Петербург, в судьбе Гребневской церкви приняла ревностное участие сестра государя, царевна Наталья Алексеевна. Церковь уже сильно обветшала, и даже сама икона была сильно тронута временем. В 1711 году Наталья Алексеевна просила принести чудотворный образ к ней в Преображенское, а церковь обновить. Гребневский храм тогда выстроили почти заново и освятили новый придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Икону же, бережно покрытую олифой, царевна украсила сокровищами и сама провожала ее из Преображенского обратно в храм на Мясницкой. Освящал обновленную церковь сам митрополит Стефан Яворский, местоблюститель патриаршего престола после того, как Петр воспретил патриаршество и до учреждения Святейшего Синода в 1722 году. А настоятелем в Гребневском храме был поставлен его родной брат, протопоп Стефан Ананьин.

http://pravoslavie.ru/346.html

Был награжден рядом государственных и общественных наград, в т. ч. золотым знаком Карельского братства 1-й степени (1910), орденом св. Анны 3-й степени (1910) и св. Владимира 4-й степени (1914). В январе 1915 г. просветительная деятельность прот. Н.Чукова получила высокую оценку от ревизора Учебного комитета при Святейшем Синоде П.Ф. Полянского (впосл. митр. сщмч. Петр, местоблюститель Патриаршего престола). После издания в январе 1918 г. Советом народных комиссаров декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» опубликовал в «Олонецких ЕВ» статью, в которой подверг критике декрет и прямо указал на начавшиеся гонения на Православную Церковь. 7 апреля участвовал в собрании союза городских учителей, на котором поднимался вопрос об отношении к советской власти; 10 апреля арестован в Петрозаводске как «главарь движения против советской власти», через 3 дня освобожден под подписку о невыезде. Постановлением городского Исполкома уволен от занимаемых должностей. В мае того же года был в Петрограде, где подал прошение на прием в Петроградскую епархию сщмч. митр. Вениамину (Казанскому). Руководил 25-м чрезвычайным епархиальным съездом духовенства и мирян (28 июня — 5 июля 1918), на котором был избран членом Олонецкого епархиального совета. 7 июля вновь подвергся аресту, освобожден 12 июля с выдворением за пределы губернии «за недоброжелательное отношение к советской власти». Два месяца проживал в Оятском Введенском монастыре Петроградской епархии, откуда выезжал в Москву на 3-ю сессию Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг., где передал свои проекты реформированной семинарии и пастырской школы Патриарху и участвовал в прениях о реформе духовного образования. В ноябре 1918 г. подал записку секретарю Ленина Бонч-Бруевичу «Положение церкви и духовенства в Олонецкой губернии». В сентябре 1918 г. переехал в Петроград, где с 1 ноября (и до 1922 г.) работал на должности научного сотрудника северного отделения Комиссии по исследованию естественных производительных сил России при Академии Наук и служил в различных храмах Петрограда.

http://bogoslov.ru/person/482393

В тоже время русские архиереи за границей полагали себя находящимися в ведении церковной власти на родине. Один из документов, принятых Первым Всезарубежным Собором (1921 г.), гласил что собор признает себя в подчинении святейшему патриарху Московскому и всея Руси . Одновременно все указы ВЦУЗа начинались стандартной фразой: «По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси». Таким образом члены РПЦЗ не мыслили свою церковную организацию независимой от патриарха Тихона или церковного управления в России. Однако последующие весьма различные обстоятельства жизни в рассеянии и отечестве привели, соответственно, к весьма разным церковным мировоззрениям. 5 мая 1922 г. под нажимом шестого секретного отдела ОГПУ (курировавшего РПЦ) патриарх Тихон вместе со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом выпустили указ о роспуске ВЦУЗ. Чтобы освободить патриарха Тихона от ответственности за эмигрантское духовенство, 2 сентября 1922 г. Архиерейский Собор РПЦЗ постановил распустить ВЦУЗ. Этот же собор учредил Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей, существующий до сего дня. Основанием для этого учреждения послужил еказ святейшего патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета за номером 362 от 20 октября 1920 г. . Этот указ предписывал децентрализацию церковного управления в Русской Церкви в период политической смуты. 30 июня 1923 г. патриарх Тихон был освобожден из заключения. В различных заявлениях, появившихся в советской печати, он осуждал антисоветскую политическую активность Русской Зарубежной Церкви. 12 ноября 1925 г., восемь месяцев спустя после кончины святейшего патриарха Тихона, Синод РПЦЗ признал митрополита Крутицкого Петра (Полянского) местоблюстителем патриаршего престола. На протяжении всего предстоятельства патриарха Тихона Церковь не могла получить статус юридического лица в рамках советского государства. Правительство предоставило таковой только обновленцам. Без статуса юридического лица все епархии и приходы «Тихоновской» Церкви находились в СССР на полулегальных правах и не могли осуществлять деятельность за рубежом. Подобно христианским апологетам древности, патриарх Тихон и его преемник, митрополит Петр, старались осуществить получение статуса юридического лица посредством разъяснения в своих публичных высказываниях, что православные граждане лояльны «советской империи».

http://bogoslov.ru/article/5682965

Весь двор монастыря был уже полон народом. Мы пробрались от ворот к собору. Здесь нас остановил батюшка в епитрахили (один из распорядителей) и сказал: «Вот и хорошо, что вы сюда пришли, облачайтесь, сейчас выйдет преосвященный служить панихиду». Вышел епископ Афанасий (Сахаров) , и началась панихида» 48 . Во время погребения было вскрыто и оглашено завещательное распоряжение покойного патриарха относительно кандидатуры местоблюстителя патриаршего престола. Этот документ, составленный патриархом еще в самом начале 1925 года, гласил: «В случае нашей кончины Наши патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу (Смирнову). В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу (Преображенскому). Если же и сему митрополиту не представится возможность осуществить это, то Наши патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему митрополиту Петру (Полянскому) » 49 . Строго говоря. Патриарх не имел права сам назначить себе преемника, поскольку это было прерогативой Собора. Однако он прекрасно понимал, что власти запретят созыв нового Собора. Единственным способом предотвратить борьбу за власть и избежать хаоса было назначить преемников таким нетрадиционным способом. Поскольку власти могли арестовать любого из предложенных местоблюстителей, Патриарх назвал трех кандидатов. Собравшиеся в Донском монастыре 60 архиереев решили, что посмертная воля Патриарха Тихона в данных условиях совершенно законна. Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел в тот момент находились в ссылках и не могли руководить церковной жизнью, патриаршим местоблюстителем стал митрополит Петр Полянский . Епископ Афанасий безоговорочно признал права митрополита Петра и, вернувшись во Владимир, постоянно поддерживал с ним связь. Первое время ситуация не особенно отличалась от той, с которой он сталкивался до Зырянской ссылки. В городе по прежнему были враждовавшие между собой «тихоновские» и «обновленческие» приходы. В 1925 году во Владимире проходил обновленческий епархиальный съезд. Многие священники решили принять участие в его работе, только потому, что опасались репрессий со стороны властей. Съезд направил к епископу Афанасию делегацию из грех старейших протоиереев, которые просили его явиться на это мероприятие. Участвовать в работе съезда владыка отказался, но все же пришел к обновленцам и выступил с обличительной речью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

— Всегда важно смотреть в корень явления. Давайте вспомним историю возникновения так называемой Православной церкви Украины. От ветвей этого дерева перейдем к стволу и корням. После смерти Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1990 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет становится Местоблюстителем Патриаршего престола. По его заказу был сшит Патриарший куколь. Уезжая на Поместный Собор, он торжественно попрощался с украинской паствой. Но его кандидатуру отклонила полнота Церкви — он получил наименьшее количество голосов. Потеряв шансы возглавить Русскую Православную Церковь, Филарет меняется. Я прекрасно помню его проповеди, в которых он говорил о страшной пагубе национализма и расколов, громил с амвона УАПЦ («Украинскую автокефальную православную церковь»). И вот этот человек, который не стал Московским Патриархом, вдруг разворачивается на 180 градусов и решает возглавить движение за национальную украинскую Церковь и ее автокефализацию. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1992 года он перед крестом и Евангелием обещает уйти на Черниговскую кафедру и прекратить раскольническую деятельность, однако потом совершает клятвопреступление. Будучи после этого лишен всех степеней священства, он «рукополагает» своих ставленников, «совершает богослужения», согрешая тягчайшим грехом святотатства и увлекая в раскол своих заблудших последователей. Анафема (на Архиерейском Соборе 18-23 февраля 1997 года) не останавливает его. Он создает самочинную структуру «Киевский патриархат», непризнанный никем в православном мире. Глава ПЦУ Епифаний — один из тех, кто получил «рукоположение» от расколоучителя. Каждому, даже слабо осведомленному в канонах человеку ясно, что из прогнившего корня анафемы не может произрасти древо благодати. Все, что породил Филарет, является мертворожденным, в том числе ПЦУ. Еще один создатель этой структуры, бывший президент Украины Петр Порошенко, когда-то был нашим прихожанином. Политика изменила его. Под нажимом своих западных кураторов он стал гнать и преследовать Церковь, духовно взрастившую его. Он говорил о ней, что это пятая колонна, враг Украины, подлежащий уничтожению. Катастрофическое поражение Порошенко на президентских выборах стало результатом, в том числе, и его войны с Православием, человеконенавистнической риторики в адрес верующих Украинской Православной Церкви. Фиаско экс-президента всем дало понять, что не надо воевать с народом Божиим, ведь мы — реальная сила. Недавние события в Черногории наглядно продемонстрировали всему миру, что Церковь и народ могут заставить политиков считаться с собой. Мы не позволим людям, далеким от Православия, решать нашу судьбу без нас.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5818280...

– Можно ли сказать, что новопреставленный Святейший Патриарх благоволил московской единоверческой общине? – Несомненно! За годы моего служения мне неоднократно доводилось общаться с Патриархом, проявлявшим воистину отеческую заботу о нашем приходе, однако посетить нас ему удалось лишь единожды – в Великую субботу 1999 года. Немного позднее, 27 ноября 2000 года, в год 200-летия единоверия, Святейший благословил меня совершить богослужение по старому чину в Успенском соборе Московского Кремля – впервые более чем за три столетия, отделяющих нас от начала церковной реформы. Эту службу я, как и многие староверы самых разных согласий, посетившие в тот день этот величайший русский храм, не забуду никогда. Стоит отметить, что богослужение завершилось замечательной проповедью нынешнего Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Также одним из наиболее запоминающихся моментов для меня остается то, что по благословению Святейшего Патриарха Алексия мне довелось отслужить древлеправославный молебен у мощей преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. Ну и, конечно же, я не могу не вспомнить о том, что три года тому назад, в канун праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы, в храме Святителя Николы в Звонарях Святейший Патриарх Алексий возвел меня в игуменский сан, отметив мои скромные труды «по попечению о людях старой веры». – Расскажите о самой общине, богослужебных особенностях вашего прихода. Можно ли постороннему человеку попасть к вам на службу? – Как я уже отметил, нашей общине около 15 лет. Среди нас значительная часть – выходцы из различных старообрядческих согласий, хотя и немало людей, который пришли к вере недавно и воцерковились именно в нашем храме, а также тех, кто пришел к нам из обычных православных приходов, желая молиться по-старообрядчески, не разрывая с Русской Православной Церковью. Значительную часть общины представляют деятели науки, так, среди наших прихожан 3 доктора наук, один из которых является действительным академиком РАН.

http://e-vestnik.ru/interviews/edinaya_v...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010