В 1711 году, после учреждения Правительствующего Сената, Местоблюститель Патриаршего Престола с Освященным Собором не мог поставить без согласия Сената ни одного архиерея. Сенат вмешивался во все церковные дела: определял настоятелей в монастыри, заботился о защите православия и распространении веры среди «инородцев», строил храмы, распределял святое миро и прочее. В 1715 году именно Сенат отдал распоряжение о рукоположении некоторых монахов в священный сан и скорейшем возведении их в архимандриты, указав даже место совершения хиротонии. 22 января 1716 года Сенат принял указ, согласно которому архиереи под присягой обязывались отлучаться из своих епархий только в крайнем случае, мягко обращаться с противниками Церкви, не строить храмов более необходимого, назначать священнослужителей по потребности, объезжать епархию не реже одного раза в 2–3 года и не вмешиваться в мирские дела. Портрет Петра I в рыцарских доспехах (Художник Натье Жан Марк) В 1718 году, в период следствия по делу царевича Алексея, Петр в качестве главной причины существовавшего между ним и сыном разлада назвал «беседы с попами и чернецами». В результате церковная «оппозиция» была сломлена. Духовника царевича Иакова Игнатьева, духовника первой жены Петра – царицы Евдокии Федоровны – Феодора Пустынного, а также епископа Ростовского Досифея (Глебова) царь повелел казнить. Митрополит Крутицкий Игнатий (Смола) был перемещен на Иркутскую кафедру. 18 мая 1718 года для суда над Алексеем из Москвы в Санкт-Петербург был вызван митрополит Стефан (Яворский), который высказался за помилование. Его просьба не была удовлетворена. Он лишь смог сам исполнить последние обряды над телом умершего и 30 июня 1718 года совершить погребение. Вскоре после этого, осенью 1718 года, Петр впервые высказался о необходимости изменения структуры церковного управления и создания Духовной коллегии. Он был искренним сторонником «территориальной системы» и, как и многие его современники, считал лучшим видом строя государственных и церковных учреждений коллегии. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил Псковскому епископу Феофану (Прокоповичу; 1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург еще в 1716 году. Именно владыка Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом. Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества, Феофан считал опасность совместного существования двух властей – духовной и светской. «Простой народ, – говорилось в Духовном регламенте, – не знает, как различается власть духовная от самодержавной, и удивленный славой и честью верховного пастыря церкви, помышляет, что этот правитель есть второй государь, самодержцу равносильный, или еще и больше его, и что духовный чин есть другое лучшее государство». 

http://mitropolia.spb.ru/about/history/

Прошение было поддержано архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким), который высоко оценивал нравственные качества и духовный настрой Петра Арсеньевича, и в 1909 году тот был назначен преподавателем в Рязанскую духовную семинарию. В 1912 году архиепископ Антоний постриг Петра Арсеньевича в монашество и нарек ему имя Парфений; в том же году он был рукоположен во иеродиакона, иеромонаха и назначен преподавателем в Житомирское училище пастырства. Помощником инспектора училища был в то время архимандрит Прокопий (Титов), с которым у отца Парфения сложились на всю жизнь братские отношения. В 1914 году иеромонах Парфений был возведен в сан архимандрита, а в 1921 году — хиротонисан во епископа Новомиргородского, викария Одесской епархии; в 1922 году он был назначен епископом Ананьевским, викарием Одесской епархии. В это время на Украине большевиками начал создаваться обновленческий раскол. Одесская кафедра была захвачена главой обновленцев архиепископом Евдокимом (Мещеряковым), работавшим в тесном контакте с ОГПУ, и почти все православные епископы украинских епархий были арестованы и высланы с территории Украины в Россию. Вместе с ними был выслан и епископ Парфений. Многие из лишенных кафедр архиереев поселились в Свято-Даниловом монастыре в Москве. После кончины в 1925 году Патриарха Тихона Местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Крутицкий Петр (Полянский), который привлек в качестве своих помощников проживавших в Даниловом монастыре архиереев, и среди них епископа Парфения. Сотрудники ОГПУ пристально присматривались к деятельности Местоблюстителя; и, хотя он заявил о своей лояльности к советской власти, их не устраивало непримиримое отношение Местоблюстителя к обновленцам, а также то, что он не спешил с публичным осуждением тех, кто был арестован, и находившихся за границей священнослужителей за их политические заявления. Но самое, может быть, главное — это упорное нежелание митрополита Петра войти в тайные сношения в качестве секретного сотрудника, что подавалось тогда как едва ли не единственная возможность для легального существования Церкви в Советском Союзе. В конце ноября 1926 года все епископы, жившие в Даниловом монастыре и помогавшие Местоблюстителю, были арестованы, 9 декабря был арестован и митрополит Петр.

http://foma.ru/45620.html

В словах митрополита Сергия, выдающегося знатока канонов, все разложено по полочкам. Аргументы убедительны и очевидны. Непонятно лишь одно: как же митрополит Кирилл, а вместе с ним десятки архиереев и бессчетное число священников и мирян, могли не соглашаться с такими бесспорными доводами? Неужели то, что сегодня очевидно для нас, было не столь же очевидно для них? Не столь очевидно Все-таки мы, чада Русской Православной Церкви XXI века, несем в себе традицию и стиль, в немалой степени сформировавшиеся во времена окормления Церкви Святейшим Патриархом Сергием и его соработниками. Мы — церковь Патриарха Сергия, и незачем преуменьшать влияние его незаурядной личности на наше мировоззрение. А ведь при других исторических обстоятельствах мы могли бы стать Церковью его оппонента, митрополита Кирилла. Да еще как могли бы! Патриарх Тихон (Беллавин) (1865–1925) и митрополит Сергий (Страгородский) (1867–1944) после богослужения. Начало 1920-х гг. В конце 1924 года Патриарх Тихон в последний раз переписывает свое духовное завещание с именами трех кандидатов на должность Местоблюстителя патриаршего престола. Первым в этом списке оказывается имя митрополита Казанского Кирилла. Именно он вступил бы в права патриаршего Местоблюстителя, если бы находился на свободе в момент кончины Патриарха. Но, как назло, в тот самый момент он прозябал в отдаленной ссылке. Скончался Святейший Тихон. Понесший крест местоблюстительства митрополит Крутицкий Петр уже через несколько месяцев был заключен под стражу. После этого удержать бразды церковного правления пытались с переменным успехом сразу несколько иерархов. Тогда епископы, уставшие от чехарды в вопросе возглавления Церкви, предприняли отчаянную попытку тайно избрать нового патриарха. Закончились эти тайные выборы лишь чередой арестов их организаторов и участников. Но перед этой грустной развязкой все же удалось собрать голоса почти всех российских архипастырей. Подавляющее большинство голосов было отдано за кандидатуру митрополита Казанского Кирилла.

http://blog.predanie.ru/article/ne-zloup...

Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще несколько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма. После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал. В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом – около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента. Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии. Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_иконы_...

С семи часов утра стали прибывать владыки и лица, которые имели билеты на литургию. Снова начались бесконечные панихиды, последнюю перед литургией служил митрополит Сергий Нижегородский. Перед самой литургией меня едва не вывели из собора, так как мое имя не было занесено в списки долженствующих присутствовать за литургией. Только благодаря вмешательству преосвященного архиепископа В. я остался в соборе и был назначен стоять у гроба Святейшего. Вход посторонним в собор был прекращен, в десять часов началась литургия, которую совершали пять митрополитов и восемь архиереев (митрополиты были: Петр, местоблюститель патриаршего престола, Тихон Уральский, Сергий Нижегородский, Серафим Чичагов и Серафим Тверской). Среди совершавших литургию архиереев и протоиереев мною замечены были протоиерей Станиславский, все архиереи московские, протоиерей Зырянов, все московские благочинные. От Сергиевской Лавры был игумен Михей. Старшим протодиаконом был Михайлов. Пел хор, более ста человек, Чеснокова и Данилина при солистах Неждановой и Бакланове. Собор наполнился членами иностранных миссий и различными представителями приходских советов, представителями инославного духовенства. В храме было много монашествующих. Богослужение отличалось следующими особенностями. Первоприсутствующего митрополита Петра встретили у боковой двери два митрофорных протоиерея. Перед литургией протоиерей провозгласил, обращаясь к гробу Святейшего: «Благослови, Святейший Владыко!», а старший архиерей на литургии возгласил: «Его же молитвами благословенно Царствие Небесное». Во время Херувимской митрополиты омыли руки Святейшего. Хор пел очень хорошо и стройно. У гроба стояли вазы с олеандрами, возложенными Английской миссией от имени архиепископа Кентерберийского. На гробе были белые цветы от католиков, желтые розы от протестантов, пионы от армян и старообрядцев, красные розы венков от рабочих и Лавры, от Франции и Германии. Богослужение шло чинно и благоговейно, но толпа ждала необычайного. Все ждали, что должно совершиться чудо. То некоторые передавали, когда видели митрополитов, идущих омывать руки Святейшему, что приехал Папа Римский и его идут встречать митрополиты. То говорили, что в храм приехал Калинин и будет читать над гробом Патриарха декрет от всех насилий. Ждали чуда, победы Православия, и это чудо совершилось. После Херувимской ко мне подошел пожилой рабочий и попросил от имени московских и серпуховских рабочих разрешения поклониться праху Святейшего. Я тотчас передал просьбу рабочих Е. Г., и он послал меня звать их.

http://pravmir.ru/proshhanie-s-patriarho...

Наверное, поэтому основной пафос нового цикла - отношение к подвигу исповедников и новомучеников как к «школе будущего» - пришелся явно не ко двору. А иначе как можно объяснить то поистине ледяное молчание, которым окружили премьеру цикла всевозможные СМИ, в том числе церковные СМИ, - вот что особенно удивительно. Только два православных сайта поместили информацию о премьере: Правмир и сайт Соловецкого монастыря. Все! Казалось бы, есть конкретный информационный повод, впервые на федеральном канале, вечером, в прайм-тайм, демонстрируется большая работа о подвиге новомучеников. 12 фильмов! Новый взгляд на историю ХХ века, православная версия русской трагедии... Давайте обсуждать, размышлять. Есть от чего оттолкнуться, есть направление движения... Нет - тишина! Между тем в Церкви вот уже много лет ведется большая и сложная работа по изучению гонений и подвига новомучеников. Накоплен громадный материал, которым мы широко пользовались. Я с благодарностью вспоминаю разнообразную помощь многих блестящих специалистов, сотрудников Православного Свято-Тихоновского университета, помощь сотрудников Синодального информационного отдела, которым на протяжении полутора лет мы заметно прибавили работы. Наконец, не могу не отметить вклад вашего главного редактора Владимира Романовича Легойды, который стоял у истоков нашего проекта и был одним из первых церковных публицистов, заговоривших именно о национальном значении подвига новомучеников. Удалось ли убедить в этой мысли наше общество? Увы, не удалось. Не удалось до сих пор, несмотря на все усилия. Иногда мне кажется, что сама атмосфера постсоветской России препятствует этому. Дело не в том, что мы чего-то не знаем, мы по большому счету не хотим знать о Руской Голгофе. Вот что получается. Суздальский политизолятор, особо охраняемый объект ОГПУ, расположенный за стенами Спасо-Евфимиевского монастыря. Узником политизолятора являлся местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) ...Один из смоленских священников в течение 1917 года вел дневник. Вот некоторые записи: «18 апреля. Валом валят в деревню солдаты (это, понятное дело, дезертиры с фронта - Ф. Р.). Карты, самогонка...Проповеди в храме встречают смехом, злобой, угрозами». «24 мая...В ограде ожидала выхода моего из храма толпа солдат. Прошел при угрозах, великих издевательствах над верой, духовенством»... Далее... «15 августа. После обедни в дом явился пьяный солдат, изругал всю семью, чуть не побил нас. „Вы - мразь, а я - гражданин " ». Вот так вот. Ну и наконец: «Октябрь, 2-го...Анонимные письма: „Готовься к смерти! " ». В это время в деревне, в сущности, никакой власти нет. Мужики делят землю. И гуляют - в свое удовольствие...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Когда мы осмысляем почти пятилетний путь, пройденный нами в изучении темы вопроса о канонизации Царской Семьи, и видим всю ее сложность, становится понятно, почему до сих пор в этом вопросе нет полного единодушия в церковном народе. Именно поэтому мы не должны на данном Соборе принимать поспешных окончательных решений о прославлении Царской Семьи. Священный Синод в своем Определении от 10 октября 1996 года предлагает решить этот вопрос на Поместном Соборе. В течение 1995-96 годов Комиссия изучала также вопрос о подвижнической жизни, исповедничестве и мученической кончине за Христа Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), Митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и Архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937). Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины Святейшего Патриарха Тихона, был предстоятелем Русской Православной Церкви в эпоху невиданных по своему размаху гонений на нее. Вскоре после своего вступления в должность Патриаршего Местоблюстителя, он претерпел изгнание, многолетнее тюремное заточение и увенчал свой подвиг исповедничества мученическим пролитием крови за Христа. Митрополит Серафим, будучи строгим ревнителем православных церковных традиций, вдохновенным проповедником и ярким архипастырем, до конца твердо стоял в исповедании веры и принял мученическую кончину за Христову Церковь на девятом десятке своей жизни. Архиепископ Фаддей, являясь одним из кандидатов на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, пользовался всеобщим уважением и почитанием еще при своей жизни. И поныне среди верующих Астраханской, Саратовской и Тверской епархий, где проходило подвижническое служение Архиепископа Фаддея, хранится память о его подвижнической жизни, о чем свидетельствуют поступившие в Комиссию по канонизации письменные отзывы Преосвященных этих епархий. Сочетая в себе аскета-подвижника и активного архипастыря, владыка Фаддей мужественно принял смерть за Христа. По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода предлагаю обсуждение вопроса о возможной канонизации Царской Семьи на Поместном Соборе и о прославлении на настоящем Архиерейском Соборе в лике Всероссийских святых Митрополита Крутицкого Петра (Полянского), Митрополита Серафима (Чичагова) и Архиепископа Фаддея (Успенского).

http://patriarchia.ru/db/text/5829527.ht...

Что касается более поздней эпохи, конца 1930-х годов, то по отношению к ней тоже допускается одна существенная и важная ошибка, встречающаяся в том числе и у тех авторов, которые полемизируют с карловчанами и принципиально принимают в полемике тех лет сторону Митрополита Сергия, например, у Д. Поспеловского. Иногда не учитывается то обстоятельство, что священномученик Митрополит Петр в канун своего ареста составил два документа, и ситуация превратно представляется таким образом, будто был всего лишь один документ. А этими двумя документами были, во-первых, завещание, в котором Местоблюститель назвал своих преемников на тот случай, если Патриарх не будет избран до его кончины, и таковыми он, как известно, повторно признал митрополитов Кирилла и Агафангела, упомянутых в завещании святителя Тихона, и к ним добавил митрополита Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Сергия, ставшего впоследствии Местоблюстителем и Патриархом. А во-вторых, он написал отдельное распоряжение, в котором на время своего отсутствия передал власть Митрополиту Сергию как своему Заместителю, назначив, так сказать, “про запас” еще и других кандидатов в заместители. Митрополит Сергий в полемике со своими критиками часто говорил, что его права проистекают из прав Митрополита Петра и поэтому как только будет избран Патриарх или уйдет Митрополит Петр, то падут и его права, потому что они — права заместительские. И вот, Митрополиту Сергию порой инкриминируют как бы некий сознательный обман: дескать он говорил, что права его падут, как только уйдет Митрополит Петр, а когда тот ушел, он назвал себя Местоблюстителем патриаршего престола. Так вот, на самом деле это сделано было не на основании указа Митрополита Петра о заместительстве, — заместительские права действительно пали, — а на основании завещания Митрополита Петра, по которому он был четвертым кандидатом в Местоблюстители. К тому времени митрополиты Агафангел и Арсений (Стадницкий) скончались, причем второй из них — незадолго до того, как Митрополит Сергий стал Местоблюстителем. Что же касается митрополита Кирилла, то он был жив, но о нем ничего не было слышно, во всяком случае для него было так же невозможно занять пост Местоблюстителя, как и в 1925 году, когда умер Патриарх Тихон и когда первым в ряду назначенных кандидатов в Местоблюстители стоял именно он.

http://pravmir.ru/o-situatsii-v-tserkovn...

При непосредственном руководстве и опеке со стороны безбожных властей раскольники-обновленцы продолжали осуществлять свою разрушительную деятельность, стараясь, в частности, обезглавить Православную Церковь . В целях компрометации руководства Церкви в глазах верующих эта богоборческая власть добивалась сначала от Святейшего Патриарха Тихона, а после его кончины в 1925 г. – от Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Крутицкого Петра (Полянского) , заявления «о готовности сотрудничать с богоборческой властью» и безоговорочно осудить приверженцев «белогвардейской церкви за границей». Несмотря на сильнейшее давление богоборцев, ни Патриарх Тихон, ни Митрополит Петр не согласились чинить суд над заграничными иерархами, считая, что Церковь не может судить за политическую деятельность. В феврале 1923 г. состоялся так называемый «Поместный С обор», созванный различными группировками раскольников – «возрожденцами», «самосвятами» и прочими, направленный на уничтожение Русской Православной Церкви. В числе его так называемых «деяний» – постановление о контрреволюционной деятельности Священноначалия и лишении Патриаршего сана Святейшего Патриарха Тихона. Но, как известно, обстоятельства складывались таким образом, что власти были вынуждены избрать новую тактику. В июне 1923 г. после заявления, поданного святителем Тихоном в Верховный Совет РСФСР, он был освобожден из-под стражи и обратился к народу с воззванием, которого от него требовали власти. Готовность идти на компромисс с властью была оправданной, если за счет такого компромисса можно было отстоять чистоту Православной веры и нанести удар по тем, кто представлял главную опасность для Церкви внутри нее. 7 апреля 1925 г. скончался Святейший Патриарх Тихон. Митрополита Крутицкого Петра, Местоблюстителя Патриаршего престола, богоборческая власть попыталась, в отмщение «за несговорчивость», уморить в тюрьмах, но в конечном итоге обратилась к своему испытанному приему – к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 октября 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Еще одну попытку расколоть Российскую Церковь ОГПУ предприняло в том же 1926 г. С этой целью в апреле 1926 г. Тучков выехал в Пермь, где находился возвращавшийся из ссылки митрополит Агафангел (Преображенский). Чекист заявил святителю, что митрополит Петр, как контрреволюционер, к церковному управлению допущен никогда не будет, а митрополит Агафангел, как более лояльный, сможет получить регистрацию для Церкви. Аргументом было и то, что, согласно завещанию патриарха Тихона, митрополит Агафангел имел больше прав на церковное управление, чем митрополиты Петр и Сергий. 18 апреля митрополит Агафангел направил пастве послание, где извещал о своем вступлении в должность местоблюстителя. Митрополит Сергий со своей стороны настаивал, что в завещательном распоряжении патриарх Тихон не говорил, что местоблюститель должен принять власть временно. И если митрополит Петр принял власть, то он остается местоблюстителем до сих пор и может быть лишен ее лишь на основании суда. Священномученик Петр, получавший в заключении лишь отрывочные сведения, согласился с правами митрополита Агафангела и направил ему приветствие. Однако заместитель местоблюстителя не сдавался, указывая, что митрополит Петр не осведомлен о состоянии церковных дел и не может вмешиваться в них. Большинство архиереев Российской Церкви, видя в ситуации опасность нового раскола, поддержало митрополита Сергия. Поддержка была во многом обусловлена уважением, которое успел приобрести митрополит Сергий за время своего заместительства. Прежде всего в заслугу ему ставили успешную борьбу с григорианским расколом. Нестроения в Церкви активно использовались советской пропагандой. Газета «Известия» 1 июня 1926 г., извращая факты, издевательски писала: «Рост количества претендентов на так называемое местоблюстительство патриаршего престола за последнее время принял анекдотические размеры. » Престол " -то один, а лиц и церковных учреждений, усевшихся на патриаршее кресло, – уже трое. С одной стороны, функционирует высший временный церковный совет во главе с архиепископом Григорием, который получил церковную власть от митрополита Петра Крутицкого. С другой стороны, митрополит Сергий, объединяющий вокруг себя реакционные элементы. Он отказался выполнить постановление митрополита Петра о передаче власти ВВЦС и ведет с последним борьбу. В довершение ко всему этому на церковную арену всплыла небезызвестная фигура митрополита Агафангела Ярославского».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010