Святейший Адриан, последний патриарх всероссийский. (1690–1700 гг.) Но скоро патриарх должен был замолчать. В последнее время он даже совсем уехал из Москвы и жил безучастно в своем любимом Перервинском монастыре. Это удаление первосвятителя из столицы очень не нравилось народу. Начался ропот: «Какой он патриарх?» – говорили в народе. «Живет из куска», бережет мантии да клобука белого; затем и не обличает» Патриарх Адриан не мешал реформам Петра. Но Петру этого было недостаточно. Ему нужно было, чтобы патриарх ему содействовал. Безучастное положение главы духовенства было тем же отрицанием новых порядков, только безмолвным. Чем более разгоралась борьба реформы с противодействиями, тем положение патриарха делалось хуже, а отношения к нему Царя подозрительнее. По случаю небольшого замедления в пострижении царицы Евдокии, Петр так опалился на патриарха Адриана, что тот испугался и поспешил отвести беду от себя, сославшись на архимандрита, и четырех священников; их немедленно отвезли в Преображенское. Отношения Петра к патриарху Адриану еще более обострились во время казни стрельцов. Вспомнив старинный обычай печалования, патриарх вздумал приложить его к делу. Перед стрелецкими казнями он явился к Петру с образом Ботоматери ходатайствовать за стрельцов. Петр встретил его следующею грозною речью: «Зачем эта икона?» – закричал гневный Царь. «Разве твое дело приходить сюда? Поставь образ на свое место. Быть может, я побольше тебя почитаю Бога и Его Пречистую Матерь. Я исполняю свой долг, когда защищаю народ и казню злодеев, против него злоумышляющих». Петр видел в патриархе живое нравственное средоточие всех недовольных. Для подтверждения такого взгляда, среди тогдашних обстоятельств, ему вовсе не нужно было каких-либо особенных фактов в поведении патриарха: достаточно было и того, что патриарх высказывался в духе недовольных прежде. Теперь он замолчал; но он мог заговорить опять и еще в такое время, когда противодействие патриарха было всего боле опасно, могло наделать еще больше хлопот, чем во времена Никона. Несмотря на то, что патриарх Адриан вовсе не похож был на Никона, грозная тень этого властительного «Великого Государя» была постоянно в глазах Петра. 15 октября, 1700 года, патриарх Адриан скончался. После смерти его возник трудный вопрос о назначении ему преемника. Где было найти человека, сочувствовавшего реформам, когда между духовными лицами трудно было выбрать даже такого патриарха, который давал бы право надеяться даже на одно только безмолвие с своей стороны? Петр Великий решился повременить избранием патриарха» и управление Церковью поручил на время местоблюстителю престола, рязанскому митрополиту Стефану Яворскому .   Читать далее Источник: Патриаршество на Руси.../Русский паломник. 1914. 4. С. 50-61. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1702 г. во Владимире-Волынском З. присоединил Дионисия Жабокрицкого к униат. Церкви (по одним данным, в тот же день З. рукоположил его во епископа, по др.- он уже имел сан от архиерея К-польского Патриархата Мараморошского еп. Иосифа). При этом брак Жабокрицкого со вдовой З. признал недействительным, а слух о его второбрачии - ложным. Поскольку правосл. Луцкая и униат. Владимиро-Волынская епархии во 2-й пол. XVII в. территориально совпадали, в 1703 г. З. и еп. Дионисий Жабокрицкий договорились о разделе управляемых ими епархий, по к-рому еп. Дионисий передал в управление З. приходы и мон-ри во Владимирском повете, а З. отдал Жабокрицкому Кременецкую и Збаражскую протопопии, все униат. храмы в Луцке и Луцком и Кременецком поветах. 18 авг. 1705 г. З. направил в рим. конгрегацию Пропаганды веры написанный на лат. языке «Дневник человекоубийства отцов василиан полоцкого монастыря, соединенного со св. Римской Церковью, содеянного Московским князем текущего года 1705, дня 11 и 12 июля» (ныне хранится в Ватиканском секретном архиве ). В послании сообщается о событиях в Полоцке в июле того же года, где с войсками находился рус. царь Петр I Алексеевич , прибывший в Речь Посполитую для оказания поддержки польск. кор. Августу II во время Северной войны. Согласно посланию З., Местоблюститель Патриаршего престола митр. Стефан (Яворский) и рус. правосл. иерархи якобы согласились дать царю Петру I благословение на военный поход в Речь Посполитую при условии, что он уничтожит там униатство. З. утверждал, что царь Петр отдал в Витебске приказ сжигать иконы униат. архиеп. Иосафата Кунцевича , почитаемого в качестве мученика от правосл. «схизматиков». Митрополит также говорил, что в Витебске царь Петр заявил о намерении сжечь останки Кунцевича, в связи с чем они были вывезены из Полоцка и спрятаны василианами. Однако З. вынужден признать, что во время пребывания в Полоцке царь Петр не причинил вреда униат. духовенству, хотя имел доказательства сношений униатов со шведами и их польск. союзниками из числа сторонников литов.

http://pravenc.ru/text/182535.html

О том, какое действие возымели воззвания митрополита Петра, можно судить даже по отзывам его заклятых врагов – обновленцев, в частности, по статье профессора Титлинова, напечатанной в обновленческом журнале «Вестник Священ. Синода» 1926 года, 7, стр.9 (статья «что было сделано для церковного мира»). Этот профессор пишет: «Воззвание митрополита Петра определило всю линию поведения староцерковников... Тон, данный «крутицами», уже заранее определил позицию староцерковников по всему фронту и в дальнейшем возможны были только варианты одной и той же политики. При этом местам легко было уже просто ссылаться на центр, что мы и видим на самом деле»... Так, например, в Ленинградской епархии «среди духовенства выявилась «левая группа» тихоновцев, которая склонна была идти навстречу примирительной политике Св.Синода. До появления воззвания Петра Крутицкого эта группа подавала надежды, что она окажет свое давление на епископов и постарается сдвинуть их с непримиримой позиции. Но как только появилось воззвание Петра ... они заговорили другим языком и опустили свой флаг... То же самое произошло и с тихоновскими мирянами”. 3 В Тамбове до распространения воззвания Петра Крутицкого большинство духовенства и церковно-приходских советов Тамбовской епархии готовы были принять участие в благочиннических собраниях и епархиальном съезде... на миролюбивое настроение «низов» сильно повлияло воззвание Петра Крутицкого, на благочиннические съезды, собранные после появления этого воззвания, тихоновцы уже почти не явились... ВТамбовской епархии дело примирения явно налаживалось: его сорвали Петр Крутицкий и его местные агенты 4 . В гор. Троицке Уральской области, по словам того же профессора, и духовенство и миряне староцерковники также были готовы идти навстречу мирным переговорам..., но они встречались с предупреждением местных руководителей староцерковничества, воодушевляемых воззванием Петра Крутицкого... и в результате от староцерковников присутствовало на съезде только три священника и два мирянина, шестный епископ Николай (Амассийский) выразил готовность начать работу в духе примирения... после чегона место еп. Николая Петр Крутицкий поспешил назначить новогоепископа Дионисия (Прозоровского) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Петр ввел военную повинность для всех сословий, и боярские сыновья должны были начинать службу простыми солдатами. Налоги тоже стали обязательными для всех классов. Все дворянские дети должны были учиться читать и писать. Перед поступлением на службу надо было держать экзамен, и неграмотным не позволялось жениться. Было устроено много школ – грамоты, иностранных языков, счетоводства, военного и морского дела. Был упрощен использовавшийся в России алфавит. Вместо славянской кириллицы, которой продолжали печататься лишь церковные книги, был введен алфавит гражданский с упрощенной графикой. Этим алфавитом мы пользуемся до сих пор. Им стали печататься новые книги и первая в России газета. Изменен был и порядок счета времени – с 1700 г. Новый Год стал теперь, как и в Западной Европе, начинаться 1 января, а не 1 сентября, как это делалось раньше, следуя церковному календарю. Москва перестала быть столицей, и ценой огромных трудов был создан город Санкт-Петербург (что по-немецки означает – город святого Петра), заложенный в 1703 г. в устье реки Невы, там, где она впадает в Финский залив. «Окном в Европу» назвал Петр свою новую столицу. Все законы стали выходить от имени самого царя, который с 1721 г. стал именоваться Императором Всероссийским, а дела государственного управления велись коллегиями, то есть учреждениями, которые впоследствии стали называться министерствами. За тем, как они исполняют законы, должен был следить Правительствующий Сенат. Церковная реформа. Петр не доверял архиереям-великороссам, видя в них приверженцев старины и противников его реформ. Когда в 1700 г. умер Патриарх Адриан, Царь не допустил избрания нового Патриарха. Вместо этого он добился назначения Местоблюстителя (Экзарха) Патриаршего Престола, которым стал выпускник Киевско-Могилянской Духовной Академии Стефан Яворский , незадолго до этого занявший кафедру митрополита Рязанского (ум. 1722). Однако он вскоре сошелся с великорусским духовенством, которое было недовольно нововведениями Петра, особенно после того как он насильно постриг свою жену в монахини и после суда над царевичем Алексеем, поддерживавшим близкие отношения со многими архиереями. Большое недовольство церковных людей вызвал приказ отбирать у церквей колокола, чтобы переливать их на пушки. Петр был противником монашества, считал монахов лентяями и старался сократить число монастырей. Послушников и молодых монахов стали брать на военную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Когда 7 апреля 1925 г. скончался Святейший Патриарх Тихон, Местоблюстителем Патриаршего Престола согласно его завещанию стал митрополит Крутицкий Петр (Полянский) . 12 апреля архиепископ Иосиф участвовал в погребении св. Патриарха Тихона и подписал акт о передаче местоблюстительских полномочий св. митрополиту Петру. В своем завещательном распоряжении от 6 декабря 1925 г. – за несколько дней до ареста – последний поставил архиепископа Иосифа третьим кандидатом в Заместители Патриаршего Местоблюстителя. После ареста Владыки Петра (Полянского) руководство Русской Церковью перешло к митрополиту Сергию (Страгородскому) . 26 августа 1926 г. архиепископ Ростовский, уважаемый повсюду за свою аскетическую жизнь и ученость, был назначен митрополитом Ленинградским. По словам указа, Владыку Иосифа назначили «вследствие настоятельной просьбы верующих» с возведением его в сан митрополита с возложением белого клобука, креста на клобук и митру. Действительно, летом 1926 г. к митрополиту Сергию в Москву несколько раз с соответствующими просьбами ездили делегации ленинградских священнослужителей. Владыка Иосиф принял назначение, но возражал, чтобы именоваться Ленинградским, и предпочитал наименование «Петроградского». Верующие жители северной столицы встретили Владыку с большой радостью, как стойкого борца за чистоту Православия. 11 сентября митрополит прибыл в Ленинград. Был канун известного городского праздника – перенесения в город мощей святого благоверного князя Александра Невского. На всенощной Свято-Троицкий Собор Александро-Невской Лавры, недавно перешедший к «тихоновцам» от обновленцев был переполнен народом. 11 Вечером 13 сентября митрополит Иосиф уехал из Ленинграда в Ростов, чтобы проститься с прежней паствой. Вернуться на берега Невы ему уже было не суждено. Будучи вызван в Москву ОГПУ, в разговоре с возглавлявшим церковный отдел Е. Тучковым Владыка отрицательно отнесся к предложенному плану легализации Патриаршей Церкви. В результате он был отправлен в Ростов без права выезда из этого города. 28 сентября 1926 г. ленинградскому духовенству даже стало известно, что митрополиту Иосифу «предложено на три года уехать в ссылку по выбору (Архангельск и еще два пункта)». 12 К счастью, эта угроза не была тогда реализована. 25 ноября 1926 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий был арестован. Его обязанности перешли к митрополиту Иосифу, однако 9 декабря он тоже оказался под стражей и на следующий день был дважды допрошен по делу о попытке тайного избрания Патриархом митрополита Кирилла. 13

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В числе протестующих были самые замечательные церковные деятели России: митроп. Петр, арестованный и сосланный, но не отказавшийся от своих прав законный первосвятитель Русской православной церкви, местоблюститель патриаршего престола; митрополит Агафангел, старший иерарх Рус. Церкви, бывший заместитель Патриарха; митрополит Кирилл Казанский, первый кандидат на местоблюстительство, намеченный св. патр. Тихоном; митроп. Иосиф Петроградский, кандидат в заместители митроп. Петра; архиепископ Серафим Угличский, бывший заместитель патриаршего местоблюстителя; архиеп. Иларион (Троицкий) знаменитый сподвижник патриарха Тихона; архиеп. Пахомий Черниговский, архиеп. Прокопий Херсонский; еп. Виктор Глазовский, еп. Варлаам Пермский; еп. Евгений Ростовский; еп. Дамаскин Глуховский, еп. Василий Прилукский; еп. Алексий Воронежский; еп. Иерофей Никольский; еп. Иларион викарий Смоленский; еп. Димитрий Гдовский; еп. Сергий Нарвский; еп. Максим Серпуховской; еп. Павел Новомосковский; епископы: Гавриил, Аверкий, Нектарий, Феодор, Филипп, Стефан, Петр и друг. епископы, находившиеся в ссылках и концлагерях. Среди протестующих были и замечательные представители священства, богословы-профессора и церковно-общественные деятели: знаменитый богослов и философ проф. Моск. Дух. Акад. о. Павел Флоренский , проф. Моск. Дух. Акад. о. Феодор Андреев, бывш. президент Петербург. Религиозно-Философского О-ва, знаменитый рус. философ проф. С. А. Аскольдов, философ А. А. Мейер, проф. Петербургск. Дух. Акад. А. И. Бриллиантов , известн. изд. Религиозно-Нравствен. б-ки проф. М. А. Новоселов; проф. Моск. Консерват. философ А. Ф. Лосев ; проф.-психиатр В. Н. Финне, диакон-доцент Петерб. Университета В. В. Финне, проф. Петрогр. Универ-та Д. И. Абрамович и В. Л. Комарович; профессора Военно-Юридическ. Акад. С. С. Абрамович-Барановский и А. Н. Колосов , философ доктор М. Н. Маржецкий, о. Василий Верюжский , о. Сергий Тихомиров , о. Валентин Свентицкий, о. Александр Сидоров, о. С. Мечов, о. Викторин Добронравов, о. Никифор Стрельников, о. Николай Прозоров, о. Александр Кремышанский, о. Николай Пискановский, о. Сергий Алексеев, о. Анатолий Жураковский , игум. Варсонофий (Юрченко), протоиерей Григорий Селецкий, протоиер. Антоний Котович и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

… миллионы активных прихожан — трудящиеся, пользующиеся всеми правами, в том числе избирательными. … случаи выселения отдельных священнослужителей в судебном порядке ничем не отличаются от выселения других граждан (невзнос квартплаты, невыполнение обязательных постановлений, из домов, подлежащих слому)” 9 . Отвечать на третий вопрос Митрополит не стал, отослав иностранных корреспондентов к уже напечатанному интервью. Перед тем как ответить на четвертый вопрос, митрополит Сергий обратился к присутствующим с вопросом: “Вы спрашиваете, на каком основании мы считаем папу врагом Православия. Как же нам думать иначе, если католическая церковь, возглавляемая папой, в одной только Польше за один только 1929 г. насильственно отобрала у православных прихожан около 500 православных церквей, обратив их в католические костелы. Нам неизвестно, чтобы какие-нибудь епископы в Англии, Америке или другой стране выступали против этих насильственных действий католической церкви” 10 . Очень важен, на наш взгляд, ответ Владыки на 4-й вопрос, где он говорит о своих полномочиях: “Мои личные канонические полномочия восприняты мною от законного Местоблюстителя Патриаршего престола. Синод же существует в соответствии с полномочиями того же Собора. … что касается созыва Поместного собора, то подготовка к нему ведется” 11 . Стоит отметить, что Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) так же оценивал полномочия митрополита Сергия. В ответе на вопрос о колокольном звоне и праздниках митрополит Сергий вновь делает упор на советское законодательство о культах, подчеркивая излюбленный прием власти — “письма с мест”: «Вам, иностранцам, вероятно известно, что в ряде стран давно уже ограничен законом колокольный звон, а в некоторых случаях даже совершенно запрещается. В некоторых местах СССР колокольный звон отменяется по желанию трудящегося населения. Мы не видим в этом решении ничего, что умаляло бы нашу религию. Что касается религиозных праздников, то Соввласть, не соблюдая их в государственных и общественных учреждениях, отнюдь не препятствует празднованию их церковью, и мы, празднуя их в свое время, не можем пожаловаться на отсутствие молящихся.

http://pravmir.ru/fevralskaya-press-konf...

...миллионы активных прихожан - трудящиеся, пользующиеся всеми правами, в том числе избирательными. ...случаи выселения отдельных священнослужителей в судебном порядке ничем не отличаются от выселения других граждан (невзнос квартплаты, невыполнение обязательных постановлений, из домов, подлежащих слому) " Отвечать на третий вопрос Митрополит не стал, отослав иностранных корреспондентов к уже напечатанному интервью. Перед тем как ответить на четвертый вопрос, митрополит Сергий обратился к присутствующим с вопросом: " Вы спрашиваете, на каком основании мы считаем папу врагом Православия. Как же нам думать иначе, если католическая церковь, возглавляемая папой, в одной только Польше за один только 1929 г. насильственно отобрала у православных прихожан около 500 православных церквей, обратив их в католические костелы. Нам неизвестно, чтобы какие-нибудь епископы в Англии, Америке или другой стране выступали против этих насильственных действий католической церкви " Очень важен, на наш взгляд, ответ Владыки на 4-й вопрос, где он говорит о своих полномочиях: " Мои личные канонические полномочия восприняты мною от законного Местоблюстителя Патриаршего престола. Синод же существует в соответствии с полномочиями того же Собора. ...что касается созыва Поместного собора, то подготовка к нему ведется " Стоит отметить, что Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) так же оценивал полномочия митрополита Сергия. В ответе на вопрос о колокольном звоне и праздниках митрополит Сергий вновь делает упор на советское законодательство о культах, подчеркивая излюбленный прием власти - " письма с мест " : " Вам, иностранцам, вероятно известно, что в ряде стран давно уже ограничен законом колокольный звон, а в некоторых случаях даже совершенно запрещается. В некоторых местах СССР колокольный звон отменяется по желанию трудящегося населения. Мы не видим в этом решении ничего, что умаляло бы нашу религию. Что касается религиозных праздников, то Соввласть, не соблюдая их в государственных и общественных учреждениях, отнюдь не препятствует празднованию их церковью, и мы, празднуя их в свое время, не можем пожаловаться на отсутствие молящихся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/190/...

У созревающей духом общины не прерывалась духовная связь с Оптиной Первая волна серьезных испытаний пришлась на 1931 год, когда арестовали священников и многих членов общины. Следствие в Бутырской тюрьме закончилось для них ссылкой в Сибирь, в Мариинские лагеря. К счастью, она продлилась недолго. Благодаря ходатайству за ссыльных Татьяны Николаевны Ростовцевой, родственницы отца Андрея, трехлетняя ссылка была заменена запретом на проживание в 12 крупных городах страны – «минус двенадцать», как тогда говорили. В середине октября 1931 года, после освобождения из лагеря, отцы Петр и Андрей поселились в городе Муроме. Начался новый период жизни, связанный с тайным служением в православных общинах Мурома и духовным самообразованием. «Церковь “не от мира сего”, – читаем в документах допроса отца Петра. − Мои интересы… чисто духовные: получение благодати и приобретение совершенств, какими обладает Бог, в Которого верю». Простые и безыскусные слова, а в них весь подвижник. Подобное скажет и отец Андрей в написанной им во Владимирской тюрьме биографии: «Я хотел остаться простым монахом, так как меня интересовали вопросы только личного нравственного самоусовершенствования». Наверное, поэтому друзья и оставались единомышленниками на протяжении своих недолгих жизней. После окончания муромской ссылки священники разъехались: отец Петр – в Можайск, отец Андрей – в Киржач. И каждый на своем месте нес далее служение. Службу Божию они вершили в тайных домашних храмах, сохраняя верность своему последнему духовному отцу − митрополиту Петру (Полянскому), местоблюстителю Патриаршего престола. Власти объявили не идущего на уступки непоколебимого владыку Петра умершим, а сами гноили того в заточении за Полярным кругом. Знал ли владыка, что его чада не верят в его мнимую смерть, сказать теперь трудно, но молитвенно он всех их поддерживал до конца… Службу Божию вершили в тайных домашних храмах, сохраняя верность своему духовному отцу − митрополиту Петру (Полянскому) Конец же и для его верных духовных детей был близок. Догорали две тонкие свечи. Наступил страшный 1937-й. Безбожная пятилетка заканчивала беспощадную расправу с инакомыслящими. Первым арестовали отца Андрея – в феврале, вскоре, в апреле, – отца Петра. «Во всем происшедшем в нашей стране вижу пути Промысла Божиего, всегда ведущего нас во благое», − слова, сказанные отцом Петром в заточении, стали пророческими.

http://pravoslavie.ru/126279.html

Перед тем как в 1920 году согласиться на предложение Патриарха Тихона принять постриг, священство и епископство, он сказал своим родственникам: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, знаю, я подпишу себе смертный приговор». Став Местоблюстителем Патриаршего престола в 1925-м, митрополит Петр был расстрелян в 1937 году, проведя перед этим семь с лишним лет в одиночной камере в уральской тюрьме. «Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов), — продолжает Михаил, — возглавлял оппозицию заместителю Местоблюстителя Патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому) после подписания им известной " Декларации " 1927 года. Известно, что многие архиереи, священники и миряне, среди которых теперь немало причисленных к лику святых, не были согласны с новой церковной политикой». Венцы из проволоки Венчальные венцы из обычной железной проволоки, звездица, вырезанная из консервной банки, тонкая шелковая короткая епитрахиль, которую можно легко скрыть под одеждой и незаметно покрывать ею лежачих больных в больнице. Скромная епископская панагия, принадлежавшая архиепископу Можайскому Сергию (Гришину), которую он носил в лагере. Одежда, вещи и предметы быта в системе ГУЛАГа. Эти экспонаты третьего зала музея многое рассказывают о духовной жизни и быте в ГУЛАГе. Поражает огромная карта СССР, почти сплошь усеянная значками основных управлений ГУЛАГа. Здесь же на стене фотографии расстрелянного в ГУЛАГе духовенства. Мой взгляд привлекает портрет священномученика Серафима (Чичагова), расстрелянного в Бутове в возрасте 81 года. «Его увозили в Таганскую тюрьму на скорой помощи, следствие шло три недели. Недавно выяснилось, что на следствии владыку однажды спросили, давно ли он видел своего келейника-секретаря? Владыка сказал — давно, — Михаил напоминает историю этого келейника, тоже расстрелянного в Бутове. Его дело в архивах нашла сотрудник ПСТГУ Лидия Головкова. — Выяснилось, что этот молодой человек (ему было 24 года) имел уголовное прошлое. Не зная об этом, митрополит Серафим приютил его у себя в Ленинграде, удостоил монашеского пострига и священного сана. Чекисты заставили его доносить на митрополита. Потом этот молодой человек ударился в бега, прихватив с собой епархиальную казну. Сдался властям, попал на Колыму, владыка писал во все инстанции и просил его освободить. Несколько лет спустя, совершив побег из Дальневосточного лагеря, этот человек вернулся к владыке. Жил у него два месяца, а потом поехал в Ленинград к знакомым, где и попался. Сразу же выдал митрополита Серафима, после чего владыку арестовали».

http://e-vestnik.ru/db/voskresshie_imena...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010