Отец, Михаил Владимирович Шик — 1887 года рождения, расстрелян в 1937 году. Родился в состоятельной еврейской семье. Окончил Московский университет по специальности философия и всеобщая история. Будучи студентом, прошел путь богоискательства. На этом пути он близко подошел к православию еще задолго до своего крещения. В 1918 году крестился, человеком, уже хорошо подготовленным к этому шагу. Своим небесным покровителем, будучи Михаилом, он мог избрать Михаила Архангела, что было бы естественно. Но он избрал князя Черниговского Михаила, исповедника и мученика, сказавши, что ему близок этот образ. В этом, мне кажется, было какое-то прозрение своей судьбы. Крестившись в 1918 году, он сразу же обвенчался с моей матерью, с которой до этого восемь лет вел переписку. Местом своей жизни папа и мама избрали Сергиев Посад, чтобы находиться при Троице-Сергиевой Лавре . Отец и мама стали духовными чадами старца в Зосимовской Пустыни, преподобного Алексия Зосимовского, ныне прославленного Церковью. Он рекомендовал моего отца к принятию священного сана. В 1925 году отец был рукоположен митрополитом Крутицким и Коломенским Петром (Полянским) в диаконы. Очень скоро сам митрополит Петр и все его окружение, в том числе и диакон Михаил, было арестовано. После полугодового тюремного заключения отец был на два года отправлен в ссылку в Среднюю Азию. В ссылке находилось несколько священнослужителей, в том числе, архиепископ Симферопольский и Галичский Никодим. В 1927 году он рукоположил отца Михаила в иереи. Вернувшись, отец Михаил прослужил еще некоторое время в Сергиевом Посаде уже в сане иерея. В конце 1930-го года он был вынужден уйти за штат, потому что в Церкви начались разногласия по поводу повиновения или неповиновения митрополиту Сергию (Старгородскому) в качестве полномочного Местоблюстителя патриаршего престола при живом Местоблюстителе Петре (Полянском), который находился в ссылке. В результате произошел некий раскол. И отец мой вместе с отцом Владимиром Амбарцумовым и многими епископами, священниками и мирянами ушли из официальной Церкви. Но они продолжали свое служение.

http://pravmir.ru/iz-pisem-svyashhennika...

СРЕДНИК Композиция задумана как традиционный собор святых, но с особенностями, обусловленными содержанием данной иконы. В верхней части по золоту фона сделана надпись, содержащая наименование иконы и выполненная стилизованным уставом XV века. Сонм новопрославленных святых угодников Божиих представлен на фоне храма, изображающего храм Христа Спасителя в Москве. Храм Христа Спасителя был избран для изображения по его очевидной символической и фактической связи как со страданиями Русской Церкви, так и с Ее возрождением в наши дни. Храм представлен в несколько обобщенном виде. Перед ним изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение. Такое облачение престола является одним из существенных символов вечной, пасхальной радости, победы над адом и смертью, ликования в Царствии Небесном, где пребывают мученики. Храм является не только изображением реального здания. Он есть собирательный образ Церкви, символ Царствия Небесного. Символическая связь между храмом и престолом очевидна. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: “Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…” (Мф.10:28). Несколько выше представлен крест, подчеркнуто крупного размера, указывающий на причастность к мученическому подвигу всех изображенных на иконе, а также на торжество Церкви над грехом через Крест Христов. Именно крест является центром композиции. По вертикали на оси креста, внизу, ниже престола, расположена группа царственных мучеников с Государем Николаем II в центре. Другого места для изображения Царственных мучеников определить нельзя. Они находятся в центре, так как олицетворяют благословленный Богом принцип верховной власти и порядка, противостоящего хаосу. Царская Семья представлена в византийских царских одеяниях – далматиках, наиболее соответствующих их прославленному образу и подчеркивающих неразрывную связь Византии и России. Царственные мученики помещены ниже иерархов, через которых власть получает Божие благословение и приобретает законный характер. Изображения иерархов, являющихся возглавителями Церкви, занимают доминирующее положение в композиции. Они представлены в виде двух групп справа и слева от креста и престола. Их соответственно возглавляют святой Патриарх Тихон и святой Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. Они молитвенно склоняются к престолу в трех-четвертном повороте, будучи одновременно обращены и к зрителю. Святейший Патриарх Тихон помещен слева, а не справа, потому, что, согласно церковному учению об иконопочитании, отсчет идет не от зрителя, а от духовного центра иконы, в данном случае – от престола, так же, как в деисусном чине Матерь Божия тоже изображается слева от Спасителя.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

Считая, что рус. царь проиграет Северную войну, М. в 1705-1706 гг. вел переговоры с польск. кор. Станиславом Лещинским и швед. кор. Карлом XII . Узнавшего о переговорах и в февр. 1708 г. написавшего царю донос генерального судью Кочубея, к-рый открыто конфликтовал с гетманом из-за намерения последнего жениться на его 16-летней дочери, Петр I арестовал и выдал М. Весной 1708 г. М. заключил личное тайное соглашение с Карлом XII, предложил Лещинскому принять Гетманщину «как наследие свое», обязался разместить шведов на Северщине, собрать 20-тысячное войско, присоединить к нему донских казаков и даже калмыков и по первому призыву выступить на стороне шведов. После того как рус. армия опустошением местности и успешными военными действиями у сел Доброе и Раевка близ Смоленска заставила Карла XII отказаться от наступления на Москву и вынудила его в сент. 1708 г. повернуть на Украину, положение М. на Гетманщине резко осложнилось, т. к. большинство населения укр. земель было настроено против шведов. М. получил приказ Петра I заградить путь шведам у р. Десна, но, чтобы не выступать с казаками, гетман симулировал приступ тяжелой болезни. Узнав, что к его столице Батурину приближается с войсками А. Д. Меншиков, фактически лишивший М. основных адм. функций и власти в Малороссии, 24 окт. 1708 г. гетман бежал к шведам. С собой он увел ок. 2 тыс. казаков под предлогом, что они будут воевать против войска Карла XII (только за Десной, получив швед. охрану, М. предложил старшинам выступить перед казаками с речами о «свободе от царя»). При этом М., не исключая возможности гибели города, вывез большую часть своих богатств, а также бывш. казну И. М. Брюховецкого , Д. И. Многогрешного и Самойловича. Новым гетманом Левобережной Украины 7 нояб. стал И. И. Скоропадский, сторонникам М. была объявлена амнистия на срок 1 месяц. 9 нояб. 1708 г. в Троицком соборе г. Глухова митр. Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф (Кроковский) вместе с архиеп. Черниговским и Новгород-Северским Иоанном (Максимовичем ; впосл. митрополит Тобольский) и еп. Переяславским Захарией (Корниловичем) отслужил литургию и молебен, после чего в присутствии Петра I предал М. «вечному проклятию». 12 нояб. в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии царевича Алексея Петровича местоблюститель Патриаршего престола митр. Рязанский Стефан (Яворский) провозгласил анафему М. Вопрос о каноничности анафемы до сих пор считается дискуссионным, т. к. она была наложена не соборно, а по воле Стефана (Яворского). На данный момент анафему признаёт только РПЦ. С 1869 г. имя М. было изъято из текста ежегодного анафематствования в Неделю Православия. С предложениями о снятии анафемы выступали общественные и церковные деятели, в частности ректор Киевского ун-та св. Владимира М. А. Максимович и Киевский митр. Антоний (Храповицкий) . Однако во всех случаях этот процесс был остановлен вышестоящим церковным руководством.

http://pravenc.ru/text/2561228.html

Вскоре после кончины Адриана, закрыт был разряд патриарший, заведовавший всеми делами церковными, не только собственно иерархическими, но и волостными по имуществам, и тяжебными; потому что со времени уничтожения приказа монастырского, Царем Феодором, в патриаршем только разряде, производились все иски на лица духовного звания. Они восходили иногда в приказ большого дворца, т. е. на собственное решение Государя, когда обнаруживалось пристрастие судей в деле близком для них, по сродству с подсудимыми. Петр велел перенести все нерешенные дела для окончательного суждения в разные государственные приказы, по содержанию каждого и по порядку мирских тяжб, и таким образом дела о наследства, завещаниях, святотатствах, дотоле подлежавшие суду духовному, перешли в гражданский. Дела же собственно церковные, иерархические и догматические, поручил ведать Митрополиту Рязанскому, в духовном патриаршем приказе, еще прежде назначения Стефана блюстителем престола. Однакоже, в скором времени, опять обращены были на патриарший двор все иски на лица духовного звания, и, по представлению Митрополита Стефана, вновь открыт был приказ церковный, для наблюдения за благочестием священнослужителей. С уничтожением разряда, Государь восстановил также, в полной силе, приказ монастырский, утвержденный уложением отца его, и, отделив совершенно от духовного приказа, вверил управлению боярина Мусина Пушкина. Его ведению, суду и расправе подлежали патриаршие и архиерейские приказные люди и многочисленные волости, также и богатые имущества монастырей, которые были все переписаны. Они не управлялись более келарями и старцами, но стольниками царскими, независимо от воевод и наместников, и относились прямо в приказ монастырский, куда стекались все их доходы. Ограничено было и число монашествующих обоего пола в каждой обители, и выведены бельцы и белицы, жившие праздно без пострижения, для коего определены известные годы, не ранее сорока для монахинь, и тридцати для монахов. Безбедное содержание назначено каждому иноку, по десяти рублей в год и десяти четвертей хлеба, вместо прежних богатых доходов, кои обратились частью на нужды государственные, частью на устроение больниц и пропитание убогих воинов, помещенных в монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Священномученик Петр (Петр Федорович Полянский) родился в селе Сторожевом Коротоякского уезда Воронежской губернии, в семье священника. В 1885 г. окончил Воронежскую семинарию, а в 1892 г. Московскую Духовную академию. Затем он – помощник инспектора Московской Духовной академии, преподает в Звенигородском духовном училище. С 1896 г. будущий Святитель – смотритель Жировицкого духовного училища. В 1897 г. он получает ученую степень магистра богословия за работу “О пастырских посланиях”. С 1906 г. сотрудничает с Учебным Комитетом при Синоде. В 1917–18 гг. – активный участник Собора Российской Православной Церкви. В 1920 г. святитель Тихон предложил ему принять монашество, священство и вскоре – епископство для того, чтобы он смог стать его помощником в управлении Русской Православной Церковью. Дома Петр Федорович высказался в ответ на это предложение Святителя так: “Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь – я знаю, я подпишу тем себе смертный приговор”. 25 сентября (8 октября) 1920 г. он был хиротонисан патриархом Тихоном и рядом других иерархов во епископа Подольского, викария Московской епархии. С 1920 по 1923 г. он находится в ссылке в Великом Устюге. С 1923 г. он в сане архиепископа, а с 1924 г. Святитель уже – митрополит Крутицкий, член Священного Синода при Патриархе Тихоне. После смерти святителя Тихона, по его завещанию, митрополит Петр – третий кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. В 1925 г. святитель Петр приступил к исполнению обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. В этом качестве он активно противостоял обновленцам. 9 декабря 1925 г. священномученик Петр был арестован. Начались долгие годы тюрем и ссылок в Суздале, Тобольске, за полярным кругом – в поселке Хэ, снова в Тобольске, в Екатеринбурге, в Верхнеуральске. Во время его заключения советские чиновники безуспешно пытались вынудить его сотрудничать с большевистской властью. Официальное сообщение о его кончине было сделано годом раньше его подлинной смерти. 10 октября 1937 г. в 16 часов священномученик Петр был расстрелян по приговору тройки НКВД Челябинской области. Погребен он был в Магнитогорске.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22 ноября 2020 года в храме святого Саввы в Белграде были совершены Божественная литургия и отпевание Святейшего Патриарха Сербского Иринея (1930-2020), скончавшегося 20 ноября. Богослужение возглавил Местоблюститель Патриаршего Престола Сербской Православной Церкви митрополит Дабробосанский Хризостом в сослужении председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона и управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония, архиепископа Охридского Иоанна, митрополита Загребско-Люблянского Порфирия и других иерархов Сербской Православной Церкви. В числе сослужившего духовенства были клирик Антиохийского Патриархата архимандрит Прокопий (Таяр), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и заместитель председателя ОВЦС Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич. В храме находились члены высшего государственного руководства Республики Сербии Президент А. Вучич, председатель Народной Скупщины И. Дачич, премьер-министр А. Брнабич, министры Правительства. Также присутствовали член Президиума Боснии и Герцеговины от Республики Сербской М. Додик и кандидат на пост премьер-министра Черногории З. Кривокапич, представители традиционных религиозных конфессий Сербии, дипломаты, общественные и культурные деятели. После надгробного слова Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Дабробосанского Хризостома председатель ОВЦС огласил соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Некрологи также произнесли настоятель Белградского кафедрального собора Архистратига Михаила протоиерей Петр Лукич, член Президиума Боснии и Герцеговины от Республики Сербской М. Додик и Президент Сербии А. Вучич, который отметил добрые отношения почившего Первосвятителя с Россией и Русской Православной Церковью. По окончании отпевания гроб с телом новопреставленного Патриарха был торжественно погребен в крипте храма святого Саввы в месте, предназначенном для упокоения Предстоятелей Сербской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_120049.html

В эти страшные годы репрессий и гонений больше было печалей и трагедий. В 1937 году и те, которые разделяли позицию Митрополита Сергия, и те, которые не разделяли ее, пострадали за веру Христову, за принадлежность к Русской Православной Церкви. После блаженной кончины святителя Тихона Русская Православная Церковь была обезглавлена. Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Крутицкий Петр был арестован, другие кандидаты - сосланы. Митрополиту Сергию как заместителю Местоблюстителя Патриаршего Престола пришлось взять на себя бремя устройства церковной жизни. В эти тяжелейшие для Церкви годы труды Митрополита Сергия разделял новообразованный Священный Синод. Пришла тяжелая пора испытаний Великой Отечественной войны. Митрополит Сергий первым обратился ко всей полноте народа русского с призывом встать на защиту Родины. Когда пришла беда на нашу землю, были забыты все обиды, нанесенные Церкви, и главная из них – задача, поставленная государством перед обществом, чтобы Имя Божие даже не произносилось бы в Советском Союзе. Патриотическая деятельность Церкви началась с первых же дней Великой Отечественной войны. Оценивая роль и служение Блаженнейшего Митрополита Сергия Собор архиереев Русской Православной Церкви избрал его Патриархом. Но, к сожалению, не долго пришлось ему занимать Патриарший Престол, и вскоре Господь призвал его в Свои вечные Небесные Обители. Сегодня, когда мы вспоминаем 60-ю годовщину его кончины, мы молимся, чтобы Господь упокоил его душу там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Мы молимся о том, чтобы Господь простил его вольные и невольные согрешения. В то же самое время мы отдаем дань уважения и благодарной памяти Святейшему Патриарху Сергию за то, что он в тяжелейших и труднейших условиях бытия Церкви в 30-е годы вел корабль церковный и сохранил Церковь Русскую среди треволнений бурного житейского моря. Вознесем же наши молитвы об упокоении души приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия в Обителях Небесных. Да сотворит ему Господь вечную и благодарную память.

http://pravoslavie.ru/9783.html

Руководитель городского отдела по взаимодействию с религиозными организациями Владимир Иванов подчеркнул, что сюжеты этой выставки вызывают споры не только среди историков, но и среди представителей Церкви: «Оценка этого периода должна быть объективной и взвешенной. Выставка задает очень правильную основу для дискуссий», — сказал он. Были вручены грамоты благотворителям, которые помогли в технической организации экспозиции. Куратор выставки главный специалист РГИА Никита Крылов награжден нагрудным знаком «Почетный архивист». Он провел экскурсию для всех желающих. Экспозиция открывается главным документом Синода — «Духовным регламентом», созданным соратником Петра Первого архиепископом Феофаном (Прокоповичем). Представлены не только беловые синодский и сенатский экземпляры, но и черновик с собственноручной правкой императора. На выставке есть также и позолоченный ларец, в котором хранился синодский экземпляр. Никита Крылов особо подчеркнул, что нововведение Петра Первого не было нарушением церковных канонов, о чем говорит и тот факт, что архиереи других Поместных Церквей признали Синод: «Коллегиальность вполне в духе Церкви. В Номоканоне, или Кормчей книге, ничего противоречащего не нашли», — сказал он. Строго говоря, поначалу был образован не Синод, а Духовная коллегия, первое заседание которой состоялось 14 января. Тогда и было выбрано название Священный Синод. Никита Крылов отметил, что государь до учреждения Синода активно вмешивался в дела Церкви — в частности, довольно бесцеремонно обращался с митрополитом Стефаном (Яворским), Местоблюстителем Патриаршего престола. «Зачем был нужен Синод? Как раз чтобы дистанцироваться, предоставить церковным иерархам самим разбираться с делами. До этого церковные дела были в ведении Сената, но практически всегда попадали под сукно, поскольку до них " не доходили руки " . С учреждением Синода эта проблема снималась; автономия Церкви только возросла. Учреждение Синода — шаг по отделению Церкви от государства, а не наоборот», — сказал он. Царь побывал на заседаниях Синода всего дважды: при его учреждении и когда разбиралось дело митрополита Суздальского Игнатия (Смолы), который обвинялся в «оказывании чести и разных услуг» инокине Елене — бывшей царице Евдокии Лопухиной, которая была заточена в суздальском Покровском монастыре (надо сказать, что Петр помиловал митрополита, хотя и разжаловал до епископа).

http://pravoslavie.ru/138243.html

Апостол Петр (I век) До своего призвания носил имя Симон и занимался рыбным промыслом. Первым исповедал Господа как Мессию (которого ожидали ветхозаветные праведники), за что Спаситель назвал его Кифой (по-арамейски это означает «камень», а по-гречески «камень» — «петрос»): на «камне» его веры Христос обещал создать Свою Церковь. После Сошествия Святого Духа на апостолов он много путешествовал по Римской империи, всюду проповедуя Евангелие, создавая первые христианские общины. Апостол Петр был казнен в Риме в период царствования императора Нерона. Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий (1862–1937) — верный сподвижник Патриарха Тихона . Был утвержден Местоблюстителем Патриаршего престола после кончины святителя. Митрополит Петр продолжил бескомпромиссное противодействие обновленческому расколу, за что был арестован. Начались постоянные допросы, тюрьмы, ссылки. Тяжелейшие условия ссылок вскоре спровоцировали у святого астму, а позднее — частичный паралич. В 1937 году был приговорен к смерти и расстрелян. Известные люди с именем Петр: Пьер Абеляр (1079–1142) — средневековый философ-схоласт и поэт. Написал один из главных схоластических трактатов «Sic et Non» («Да и нет»), занимался литературным и музыкальным творчеством. Трагическая история любви к прекрасной девушке Элоизе разрушила его научную карьеру. Как простой монах он был вынужден удалиться в один из монастырей, где до конца жизни занимался редакцией своих сочинений. Петр Мамонов (род. в 1951) — Фото Павла Смертина актер, поэт и музыкант, основатель группы «Звуки Му», долгое время работал наборщиком в типографии, корректором и заведующим отделом писем в журнале «Пионер». В 1990-е годы Мамонов начал увлекаться актерским искусством. Первую важную роль он получил в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз». В начале 2000-х принял православие, а в 2006 году сыграл главную роль в знаменитом фильме «Остров». Интересные факты: 1. Петровка — одна из основных и самых старых улиц в Москве. Она проходит от Театральной площади до Среднего Каретного переулка. Свое название Петровка получила по Высоко-Петровскому монастырю , к которому и вела.

http://foma.ru/imya-petr.html

С точки зрения митрополита Кирилла, заместитель местоблюстителя патриаршего престола не равен в правах самому местоблюстителю. Митрополит Сергий (Страгородский) Однако митрополит Сергий в ответном своем письме 18 сентября 1929 г . отверг «искусную игру со словом “заместитель”», полагая равенство полномочий своих с митрополитом Петром: «С титулом “заместитель” произошло у нас то же, что и с титулом “патриарший местоблюститель”. В завещании Святейшего Патриарха говорится только о переходе патриарших прав и обязанностей, и уже сам владыка – митрополит Петр решил именоваться “Патриаршим местоблюстителем”; по букве же завещания его титул должен бы быть: “Исполняющий обязанности патриарха”. В свою очередь, и владыка митрополит Петр не называет меня в своем распоряжении “заместителем”, а говорит только о временном переходе ко мне прав и обязанностей местоблюстителя. Значит, и мой титул собственно: “временно исполняющий обязанности патриаршего местоблюстителя”, и уже потом за мной установился титул “заместитель”». Важными в этой переписке представляются рассуждения митрополита Кирилла о поминовении гражданских властей. В своем первом письме митрополит Кирилл приводил даже формы поминовения светских властей на великой и сугубой ектениях, на проскомидии, в евхаристической молитве во время литургий св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого. Эта практика сложилась, по утверждению митрополита Кирилла, в 1923 г . среди духовенства, находившегося в зырянской ссылке. Подобное поминовение властей отражало, по мнению владыки, «искреннее церковное отношение и к Божьему и к кесареву». Признание митрополитом Кириллом возможности и даже необходимости литургического поминовения гражданских властей свидетельствует о том, что его взглядам на светскую власть был чужд ригоризм. В июне 1929 г . со станка Хантайка митрополит Кирилл был вызван в Туруханск, а затем отправлен на поселение в г. Енисейск, где его и застало ответное письмо митрополита Нижегородского Сергия от 18 сентября 1929 г . Митрополит Сергий своим первым письмом-отзывом указывал на противоречивость рассуждений митрополита Казанского Кирилла и одновременно — на общую разноголосицу оппозиции: «Вам не нравится, например, учреждение Синода, другому — декларация, третий найдет, что я слишком снисходителен к падшим, четвертый, наоборот, что я слишком к ним строг и т. д., и т. д. Если каждый из недовольных сочтет себя вправе воздействовать на меня по Вашему способу, то в “церковном чине” произойдет уже не “замешательство”, а настоящий хаос, угрожающий конечным расстройством церковной жизни. Предупреждая такое бедствие, святая Церковь и указывает только одно исключение, когда каждый вправе отложиться от своего духовного главы: открытое проповедование последним ереси, уже осужденной соборно (15-е правило Двукратного Собора)».

http://pravoslavie.ru/5436.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010