В том же духе и непринятие канонизации Царя Николая II и его семьи, потому что, по мнению архиепископа, канонизация была «внутренней, только для Московской Церкви»: «Мы, Украинская церковь за границей, не признаем канонизации Николая II. Так бывает, что Церковь прославляет своих внутренних святых, но они не выходят на всеправославный уровень». Бывает, хотя с новыми греческими святыми вопрос явно ставится по-другому… Разница между канонической Церковью на Украине и появившейся 6 января неканоничной украинской формацией ясно проявилась и в праздновании Рождества Христова. В то время как в новосформированной украинской псевдоцеркви переживали лихорадку от земных политико-церковных эмоций и ехидно потирали руки от получения томоса («Да, хоть и не достигли чего хотели, но теперь мы не с Москвой…»), то в Церкви Московского Патриархата «в веселии и простоте сердца» (ср. Деян. 2, 46) праздновали Христово Рождество. На праздничной службе в Киево-Печерской лавре предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий в своем знаменательном Рождественском слове выразил мысли православных верующих законной Украинской Церкви: «Властолюбцы не хотят иметь над собой Царя, ибо в своей гордыне они считают себя лучшими всех. Властолюбцы не воспринимают власть как Крест, который должен возложить на них Бог, они считают, что власть – это нечто, чего необходимо самому добиваться, употребляя все возможные меры и средства, независимо от их морального наполнения. Властолюбцы, если даже верят во Христа, они не покоряются Христу, а наоборот, пытаются принудить Христа делать их земными царями. Именно этого требовали от Спасителя как от Мессии иудейские старейшины; и когда они услышали слова Спасителя, что Его Царство не от мира сего, они возненавидели Христа и распяли Его». После нового разделения на Украине – потому что Стамбул принес разделение, а не объединение – перед всеми нами встает выбор из двух путей: пути Креста и пути властолюбцев века сего. Не каждая Поместная Православная Церковь располагает достаточным ресурсом, чтобы создать комиссию экспертов для обстоятельного изучения всех наличных документов, касающихся подведомственности Киевской митрополии в историческом и каноническом аспекте. Но Господь позаботился, чтобы и несведущие в этих вопросах поняли, что именно родилось на Украине в канун Рождества Христова. Всем нам нужно решить, на чьей мы стороне. Предпочтем мы «Закон Божий и вечную жизнь» или же выберем «притворную, привременную» . Среднего пути между этими двумя нет.

http://pravoslavie.ru/118690.html

После Вознесения Господня св. апостол Матфей вместе с другими апостолами проповедовал Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Наступило время разойтись из Иерусалима по разным странам с проповедью Христовою, и св. Матфей отправился к другим народам для обращения их к вере Христовой. Перед отбытием апостола из Иерусалима на дело всемирной проповеди иерусалимские христиане из иудеев просили его передать для них письменно дела и учение Иисуса Христа. На исполнение этой просьбы дали свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, апостолы. Св. Матфей, исполняя общее желание, и написал свое Евангелие. Это – первая по времени книга из всех книг Нового Завета и занимает потому между ними первое место. Свв. Евангелисты при написании своих Евангелий сообразовались всегда с духовными нуждами тех лиц, для которых назначали первоначально свои описания, от чего и происходили их некоторые особенности, их отличительные черты. Св. Матфей назначил Евангелие первоначально для палестинских христиан из иудеев и имел главным намерением раскрыть в нем, что Иисус, которого иудеи называли сыном плотника и распяли на Кресте, есть истинный Мессия, обещанный Богом и предвозвещенный пророками в Ветхом Завете Спаситель. Поэтому он начинает Евангелие родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова, и в самом повествовании, где только представляется случай, ссылается на пророчества, которые предызобразили жизнь, деяния и униженное состояние Иисуса Христа на земле. Вообще же Евангелист Матфей благовествует в своем Евангелии преимущественно о воплощении и человечестве Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова. Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах, на которых он изображается вместе с ангелоподобным человеком. Евангелие свое Матфей написал на еврейском языке, на котором в то время говорили палестинские иудеи, тогда как все прочие книги Нового Завета писаны были апостолами на языке греческом, бывшем повсюду тогда в употреблении. Но в самом же скором времени оно было переведено на греческий язык, а еврейский подлинник совсем утрачен 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По времени своего написания Священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Первые написаны богодухновенными и богопросвященными мужами до пришествия Христа Спасителя (за время с XIII по I век до Р.Х.), а вторые написаны богодухновенными евангелистами и апостолами после рождения Христа и совершенного Им дела искупления (в течение I века после Р.Х.). Число ветхозаветных книг по заглавиям – 50, новозаветных – 27. 6. Разделение священных книг по содержанию По своему содержанию книги Священного Писания Ветхого Завета разделяются на четыре отдела: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Законоположительными книгами Ветхого Завета называются книги, в которых заключаются основные законы нравственной и религиозной жизни ветхозаветного Израиля, как в церковнорелигиозном, так и гражданско-политическом отношении. Таковыми являются пять книг Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Исторические книги Ветхого Завета заключают в себе историю политической и, главным образом, церковно-религиозной жизни ветхозаветного Израиля. Таких книг 19: Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Ездры, Неемии, вторая книга Ездры, Товита, Иудифь, Есфирь, три книги Маккавейские и третья книга Ездры. Учительные книги содержат в себе учение ветхозаветной Церкви о предметах веры и нравственности. Этих книг 7: книга Иова, Псалтирь, Притчей Соломоновых, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова. Пророческие книги содержат предсказания о судьбах человечества, в особенности о Спасителе – Мессии, Его Церкви и тайне искупления. Этих книг 19: книги четырех великих пророков – Исаии, Иеремии (с прибавлением – Плач Иеремии, послание Иеремии, книга пророка Варуха), Иезекииля, Даниила и книги двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдея, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. 7. Понятие о книгах канонических и неканонических По сравнительной важности к достоинству своего содержания священные книги разделяются на канонические и неканонические; слово «канон» – греческое и соответствует русскому «правило». По отношению к священным книгам название «канонические» указывает на то, что они, как написанные по откровению от Святого Духа, содержат в себе непреложную истину и потому в своем содержании представляют неизменные правила веры и нравственности. Неканоническими же книгами Священного Писания называются книги, которые, хотя написаны благочестивыми мужами, но не богодухновенны и потому не могут служить во всем своем содержании неизменным правилом веры и нравственности и определениями Церкви не внесены в список священных богодухновенных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

По мнению Висковатого Сын Божий изобразим только по человечеству, «в плотском смотрении». Только в этом образе Он и познаваем. Для митрополита же Он изобразим «плотию и в ангельском образе». В подтверждение своей мысли он ссылается на образ Святой Троицы, где три явившихся Аврааму изображаются «по человечеству [...] с крылы [...], по великому Дионисию» . Для Висковатого изображение Христа в ангельском виде соблазнительно: оно может пониматься так, что Христос воспринял ангельскую природу так же, как и человеческую, или, что чин ангельский ставится выше воплощения . Действительно, несколько ветхозаветных текстов, говоря о Мессии, называют Его посланцем, по-гречески Ангелом. У Исаии Он — Ангел Великого Совета (9, 6), у Малахии — Ангел Завета (3, 1). Но наименование Ангел есть наименование Его служения, а не существа. Он — Вестник Божий, Ангел лишь постольку, поскольку Он воплощается. Мессию мы знаем только в человеческом образе и не знаем в ангельском. Кроме того, если Слово Божие, Логос Имже вся быша, в Своем творческом акте (сотворении мира) изображается Ангелом, то действительно ангельский чин ставится выше воплощения; иначе говоря, Воплотившийся и Пострадавший не мыслится как Творец. В связи с ересями и «шатанием умов» для такого рода опасений Висковатый мог иметь конкретные причины. Что касается ссылки митрополита на образ ветхозаветной Троицы, то она находится в противоречии с вполне традиционно православным постановлением Стоглава. Надпись(ц.-славян.яз.) над Ангелом там была признана неправильной. Образ Троицы не есть ипостасный образ Отца, Сына и Духа Святого, а образ троичности Божества и троичного бытия. Поэтому единственным возможным надписанием было объявлено общее именование «Святая Троица». Здесь же имя Иисуса Христа относится к символическому изображению Ангела, понимаемому как ипостасный образ второго Лица Святой Троицы до воплощения, так сказать, параллельный Его человеческому образу. Это является явным противоречием 82 правилу Пято-Шестого Собора, воспрещающему всякое символическое изображение, заменяющее личный образ.

http://sedmitza.ru/lib/text/440365/

Когда читаешь один из самых, пожалуй, непонятных отрывков Нового Завета – родословие Христа у евангелиста Матфея, невольно вовлекаешься в восторг повествователя, повторяющего – «четырнадцать, четырнадцать, четырнадцать родов!» И потом уже понимаешь, что это – радость о Мессии-Давиде, и его число – четырнадцать – с умыслом образовано в родословной, а вернее, кратком богословском трактате Матфея. Да, Иисус – Давид, Давид и Давид! И Он – от плоти и крови Авраама и Исаака, Иорама и Иоафама, Авиуда и Азора – поколений и поколений давидидов. Он – корень и потомок Давида, и этим всё сказано! Всё? Но, заканчивая родословие на ликующем «пришел Давид!», евангелист словно перебивает себя и говорит (по-гречески это звучит значительно ярче): «А что касается Рождества Иисуса Христа, то оно было так». И родословие, генеалогия генезиса-бытия Бога с людьми вырывается за рамки человеческих ступеней, по которым тяжко шагает к надежде поколение за поколением, Авраам и Исаак, Авиуд и Азор – «не получая обещанного» (Евр. 11:39). Бог действует совершенно свободно, и Иисус рождается наперекор всем планам и расчетам – но тогда зачем Овид и Иессей? Зачем династии праведников книги Бытия и так ярко напоминающее их родословие Евангелия от Матфея? Но пути Бога во Христе – пути парадокса. Сын плотника и плотник по ремеслу Сам – как несхож Иисус с Иоанном Предтечей, Своим троюродным братом, сыном священника, впитавшего с ранних лет традицию, передающуюся от отца к сыну со времен Аарона и Моисея, и благороднейшая черта людей этой династии – ревность по Боге, до смерти – своей ли, чужой ли… И приходит к Нему на Иордан неузнанный младший брат – сколько таких младших родственников в восточных бедных селениях, Бог весть! Иоанн совершает крещение и узнает Того, Кто будет учить не тому, что постиг в мимезисе от учителя через поколения и поколения, а будет учить «со властью», то есть напрямую от Бога, минуя династии и родословия наставников. Он, Иисус, Сын Божий, Сын Человеческий, словно действует вне династий, родословий и самой традиции – хотя на одежде Его пришиты кисточки-цицит, а после крестной смерти Он будет завернут в плащаницу-тахрихим – как все сыны Израилевы.

http://pravmir.ru/strashnaya-klyatva-gip...

Но если для древнего мира этот сон был нормальным явлением, то для нового христианского мира такое состояние – греховно. Это великий грех нечувствия. Ведь мы, христиане, отличаемся от людей древнего мира, мы во святой купели Таинства Крещения возродились к нетленной жизни и облеклись в светлую ризу спасения. После Святого Миропомазания мы во всем соделались равноангельными, ибо мы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись, и, следовательно, мы уже не род древний, а новый народ христианский. Вот уже две тысячи лет Святая Церковь зовет нас пробудиться, встряхнуться от духовного нечувствия, загореться огнем ангельской любви к своему Творцу и Спасителю и со всею ревностию встретить Его и прославить вместе с Ангелами благословенную ночь Рождества Христова. Аминь. 1960 г. На Сретение Господне Пречистая Богоматерь благоволила подчиниться обрядовому закону и в 40-й день по рождении Богомладенца пришла в храм Господень принять очистительные молитвы. В храме встретил Ее священник старец Симеон, убеленный сединами. Ему Святым Духом было повелено прийти в храм в этот день. Приблизившись к Благодатной Деве Марии, Симеон взял новорожденного Младенца на свои старческие руки и, благословив Бога, в священном восторге воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» ( Лк. 2:29 ). Этим он как бы говорил: вот наступил для меня блаженный час; теперь я могу спокойно умереть. То есть при встрече Господа первая мысль у Симеона была о смерти. Бедный старец устал жить на земле. Ему было более трехсот лет. Почему же он так долго жил? Чем объясняется его долголетие? Предание говорит, что праведный Симеон был образованный и ученый человек. В числе семидесяти мудрых переписчиков и переводчиков он был приглашен египетским царем Птолемеем Филадельфом для перевода Библии с еврейского языка на греческий. На долю Симеона достался перевод книги пророка Исаии. Переводя строку за строкой, главу за главой, он дошел до известного пророчества о рождении Мессии: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

III. Попытки евреев и еретиков опорочить Приснодевство Марии Еврейские клеветники скоро убедились, что опорочить Мать Иисуса почти невозможно, и на основании тех сведений, которыми они сами располагают, гораздо легче доказать Её похвальную жизнь. Поэтому они оставляют эту свою клевету, уже подхваченную было язычниками (Ориген. Против Цельса, I), и стараются доказать по крайней мере, что Мария не была девою, когда рождала Христа. Они говорят даже, что и предсказания о рождении Мессии Девою никогда не существовало, что поэтому совершенно напрасно христиане думают возвысить Иисуса тем; что будто на Нём исполнилось пророчество. Нашлись еврейские переводчики (Акила, Симах, Феодотион), которые составили новые переводы Ветхого Завета на греческий язык и в них они известное пророчество Исаии перевели: «Вот, молодая женщина зачнёт» (Ис. 7:14); они утверждали, что еврейская речь аалма означает молодую женщину, а не деву, как стояло в священном переводе 70 толковников, где это место переведено «Се Дева во чреве приимет». Новым переводом хотели показать, что христиане на основании неправильного перевода слова аалма думают приписать Марии совершенно невозможное — рождение без мужа, в то время как в действительности Христово рождение ничем не отличается от остальных человеческих рождений. Однако злонамеренность новых переводчиков ясно обнаружилась, так как из сличения разных мест Библии ясно видно, что слово «аалма» означает именно «дева». Да и не только евреи, но и язычники на основании своих преданий и разных предсказаний ожидали, что Избавитель мира родится от Девы. Евангелие ясно говорило, что Господь Иисус родился от Девы. «Како будет сие, идеже мужа не знаю» , — спрашивала давшая обет девства Мария у Архангела Гавриила, благовестившего Ей о рождении Христа. И ответил Ангел: «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя; темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий» (Лк. 1:34—35). Позднее Ангел явился к праведному Иосифу, который захотел отпустить из дому Марию, зная что Она зачала, не вступая с ним в брачное сожительство. Иосифу Архангел Гавриил сказал: «Не убойся прияти Мариам, жены твоея, рождшеебося в Ней от Духа есть Свята» , и напомнил ему пророчества Исаии о зачатии Девою (Мф. 1:18—25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3271...

Через девять месяцев Она родила Сына, Бога явльшася во плоти. «Еже от века утаенное и ангелом несведанное таинство Богородицею сущим на земли явися, Бог в неслитном соединении воплощаем». Девство Марии и воплощение чрез Нее Сына Божия оставались, однако, тайной для диавола, пока Господь не совершил дело нашего спасения. «Крест нас ради волею восприим», претерпев смерть и воскресши из мертвых, Господь Иисус Христос даровал жизнь роду человеческому и отверз заключенный для него рай. Воплотившимся из Богородицы Девы «Адам возвася, Ева свободися, клятва потребися, смерть умертвися и мы ожихом». Вместе с человеком и весь мир избавляется от тления, приуготовляясь ныне к тому дню, когда огнем очистится вселенная, вся тварь освободится от рабства тлению и новые небо и земля явят во всей красоте и доброте творение Божие. Так разрушен замысел злобы диавольской, и Творец мира премудро все направляет по Своей воле на благо всему творению. Как Бог первоначально сотворил мир Своим Словом, то есть через Своего Сына, так через Сына Божия возрождается мир после грехопадения. Через Кого проявилась Премудрость Божия в творении, через Того же Премудрость Божия открылась в восстановлении разрушенного грехами мира и возвращении ему благоволения Божия. Премудростию Божией посему именуется Сын Божий, или по-гречески Софиею, ибо через Него познали и познаем мы Премудрого Бога. Иисус Христос «бысть нам премудрость от Бога, правда и освящение и избавление» ( 1Кор. 1, 30 ). Пречистая Дева, через Которую воплотился Христос, Сын Божий, Творец наш и Спаситель, дабы даровать нам жизнь вечную, была лествицею, по которой Бог сошел на землю и стала для нас мостом, по которому мы восходим на небо. Задолго до воплощения Христа предрекали о Ней пророки, предсказывавшие пришествие Мессии. Пророк Иезекииль видит Ее, как врата затворенная на востоке, через которые проходит Господь, и которые остаются затворены, что означает, что Мария до рождества, в рождестве и по рождестве пребывает Девой. Пророк Даниил, разъясняя таинственный сон Навуходоносора, провидит Ее, как гору девственную, от которой сам собой, без участия руки человеческой, отвалился камень, наполнивший землю, что также означает бессеменное и непорочное рождение Христово от Девы. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог»! восклицает пророк Исайя ( Ис. 7, 14 ; Мф. 1, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Через девять месяцев Она родила Сына, Бога явльшася во плоти. «Еже от века утаенное и Ангелом несведанное таинство, Богородицею сущим на земли явися Бог, в неслитном соединении воплощаемь». Девство Марии и воплощение чрез Неё Сына Божия оставались, однако, тайной для диавола, пока Господь не совершил дело нашего спасения. «Крест нас ради волею восприим», претерпев смерть и воскресши из мертвых, Господь Иисус Христос даровал жизнь роду человеческому и отверз заключенный для него рай. Воплотившимся из Богородицы Девы «Адам воззвася, Ева свободися, клятва потребися, смерть умертвися и мы ожихом». Вместе с человеком и весь мир избавляется от тления, приуготовляясь ныне к тому дню, когда огнём очистится вселенная, вся тварь освободится от рабства тлению и новые небо и земля явят во всей красоте и доброте творение Божие. Так разрушен замысл злобы диавольской, и Творец мира премудро всё направляет по Своей воле на благо всему творению. Как Бог первоначально сотворил мир Своим Словом, то есть через Своего Сына, так через Сына Божия возрождается мир после грехопадения. Через Кого проявилась Премудрость Божия в творении, через Того же Премудрость Божия открылась в восстановлении разрушенного грехми мира и возвращении ему благоволения Божия. Премудростию Божией посему именуется Сын Божий, или погречески Софиею, ибо через Него познали и познаём мы Премудрого Бога. Иисус Христос «бысть нам Премудрость от Бога, правда и освящение и избавление» ( 1Кор. 1, 30 ). Пречистая Дева, через Которую воплотился Христос, Сын Божий, Творец наш и Спаситель, дабы даровать нам жизнь вечную, была лествицею, по которой Бог сошёл на землю и стала для нас мостом, по которому мы восходим на небо. Задолго до воплощения Христа предрекали о Ней пророки, предсказывавшие пришествие Мессии. Пророк Иезекииль видит Её, как врата затворенная на востоке, через которые проходит Господь и которые остаются затворенны, что означает, что Мария до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребывает Девой. Пророк Даниил, разъясняя таинственный сон Навуходоносора, провидит Её как гору девственную, от которой сам собой, без участия руки человеческой, отвалился камень, наполнивший землю, что также означает безсеменное и непорочное рождение Христово от Девы. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог!» – восклицает пророк Исаия ( Ис. 7, 14 ; Мф. 1, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Апостолы Петр и Иоанн закрепили еще своей проповедью обращение самарян ко Христу и затем вернулись во Иерусалим, проповедуя по пути. Крещение евнуха (8:26-40). Вслед за обращением самарян случилось другое важное событие - обращение ко Христу эфиопского вельможи, который, как полагают, был прозелитом врат, то есть язычником, принявшим иудейство, но еще необрезанным. Ангел Господень повелел Филиппу идти на полдень, то есть на юг, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу. Газа - один из древнейших главных пяти городов филистимских, находившийся к юго-западу от Иерусалима, близ Средиземного моря. Исполнив повеление Ангела, Филипп встретил на дороге едущего в колеснице человека, которого Дееписатель определяет тремя чертами: это был эфиоплянин, евнух и вельможа царицы. То обстоятельство, что он читал книгу пророка Исаии, не дает еще права предполагать его еврейское происхождение, так как он мог читать эту книгу и в греческом переводе 70 толковников, что подтверждается и особенностями текста, приведенного в 32-33 стихах. Слово " евнух " означает собственно скопца. Таковыми были на Востоке смотрители над царскими гаремами; евнухов часто брали на высшие государственные должности, почему евнухами часто назывались также знатные вельможи и не бывшие скопцами. Скопец из язычников по закону Моисееву не мог быть принят в общество Иеговы, но мог быть прозелитом второй степени - прозелитом врат. Таков, вероятно, и был этот вельможа, занимавший высокую должность при царице, в качестве хранителя всех ее сокровищ, а потому, по восточным обычаям, несомненно бывший скопцом. Эфиопией в то время называлась страна, лежавшая к югу от Египта, где ныне находится Абиссиния и Нубия. Страна эта управлялась женщинами и, как в соседнем Египте все цари назывались фараонами, так в Эфиопии все царицы назывались кандакиями. Население этой страны принадлежало к семитической расе и говорило языком, близким к древнеарабскому, но оно было языческое. Это были кушиты, часто упоминаемые в Ветхом Завете. По внушению Духа Божия, Филипп подошел к колеснице евнуха и, услышав что он читает вслух кн. пр. Исаии, спросил, понимает ли он, что читает. Со смирением и детской простотой вельможа признался, что не понимает читаемого и просил у Филиппа разъяснения. Воспользовавшись тем, что евнух читал место о страданиях Мессии из 53 главы пр. Исаии, Филипп начал благовествовать ему о Христе и так успешно, что, когда они подъехали к источнику, как полагают между Елевферополем и Газой, евнух пожелал креститься. Благовестник только одного требует от него - веры от всего сердца, и когда тот исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, крестил его.

http://sedmitza.ru/lib/text/430529/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010