Еще определеннее говорит св. Иоанн Златоуст : «Авраам, отец ваш, рад бы был, дабы видел день мой: и виде и возрадовася... А под днем, мне кажется, он разумеет здесь день креста, который (Авраам) прообразовал принесением овна и Исаака» т. 8, Беседы на ев. от Иоанна Богослова, Беседа 55, п. 2]. У отцов речь идет о мессианском дне, дне распятия Христова, прообразованном в Исааке и овне. Подробнее толкует блж. Феофилакт Болгарский , находя в образе Исаака и овна указание на догматическое учение о страданиях Христа и Его человеческой и Божественной природе: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался... Днем называет крест, ибо его прообразовал Авраам в принесении Исаака и в заклании овна. Как тот нес дрова, так Господь нес крест, и как Исаак был оставлен, а заколот овен, так Он, как Бог, пребыл вне страдания, а пострадал человечеством и плотию. Провидя сей день креста, как день всемирного спасения, Авраам возрадовался» Толк, на ев. От Иоанна, гл. 8]. Однако у Феофилакта мы находим и обобщение: «Иные под днем разумеют всё время явления Христа во плоти, которое провидя, Авраам возрадовался, что от него и его потомства произойдет Спаситель» [там же]. Также о дне страданий Христовых, о страданиях по плоти и непричастности к страданиям Божеского естества толкует монах Евфимий Зигабен . Епископ Михаил (Лузин) в своем толковании особенно отмечает радость Авраама о дне Господа: «Рад был видеть 99 : греческое слово выражает усиленную, порывистую радость – взыграл от радости, скакал радостно. – День Мой: день Мессии, в тесном смысле – день явления Мессии в мир, день, в который Слово стало плотью ( Ин. 1:14 ); в обширном смысле – всё новозаветное время, всё время царства Мессии». Подобно царю Давиду, но еще на тысячу лет раньше, Авраам, увидев день Ягве, взыграл от радости и скакал радостно. История народа Божия еще только должна была начаться, а он, уже провидя ее завершение, танцует радостно! 12.2. Ягве в истории Израиля Бог творит мир, а дальше мир существует как будто сам по себе, по законам физики, биологии, психологии, социологии. Отсюда и деистические взгляды многих мыслителей. Что-то подобное и в истории Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Но недостаточно ли было назвать эту историческую Личность просто Иисусом? Нет, потому что это было бы неопределенно. Евангелист хочет представить родословие Иисуса, Который и евреям, и язычникам сделался уже известен как Христос и Которого сам признает не простым лицом, а Христом, Помазанником, Мессией. Иисус – слово еврейское, преобразованное из Иешуа, что значит Бог Спаситель. Так же и в 18-м стихе. Имя это было обычным у евреев. Христос, по-еврейски Мессия, значит помазанный или помазанник. В Ветхом Завете это имя было нарицательное. Так назывались еврейские цари, священники и пророки, которые помазывались священным маслом, или елеем. В Новом Завете имя сделалось собственным (на что указывает обыкновенно греческий артикль), но не сразу. По толкованию блаженного Феофилакта Господь назван Христом потому, что, как Царь, Он царствовал и царствует над грехом; как Священник, принес жертву за нас; и Он помазан был, как Господь, истинным елеем, Духом Святым. Назвав известную историческую Личность Христом, евангелист должен был доказать Его происхождение как от Давида, так и от Авраама. Истинный Христос, или Мессия, должен был происходить от евреев (быть семенем Авраама) и был немыслим для них, если не происходил от Давида и от Авраама. Из некоторых евангельских мест видно, что иудеи не только подразумевали происхождение ХристаМессии от Давида, но и рождение Его в том самом городе, где родился Давид (см. Мф.2:6 ). Евреи не признали бы Мессией такого человека, который не происходил от Давида и Авраама. Этим праотцам даны были обетования о Мессии. А евангелист Матфей писал свое Евангелие прежде всего, несомненно, для евреев. «Ничего не могло быть приятнее для иудея, как сказать ему, что Иисус Христос был потомок Авраама и Давида» (свт. Иоанн Златоуст ). Пророки пророчествовали о Христе как о сыне Давидовом, например, Исаия ( Ис.9:7, 55:3 ), Иеремия ( Иер.23:5 ), Иезекииль ( Иез.34:23, 37:25 ), Амос ( Ам.9:11 ) и др. Поэтому, сказав о Христе, или Мессии, евангелист тотчас же говорит, что Он был Сын Давида, Сын Авраама, – Сын в смысле потомок, – так часто у евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано святым Матфеем в 42-м году (по Рождестве Христовом) на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста. Апостол Матфей проповедовал среди народа, имевшего вполне определенные религиозные представления о Мессии. Его Евангелие является ярким доказательством того, что Иисус Христосподлинный Мессия, предреченный пророками, и другого не будет (Мф. 11, 3). Речи и деяния Спасителя евангелист излагает в трех разделах, соответствующих трем сторонам служения Мессии: как Пророка и Законодателя (гл. 5–7), Царя над миром видимым и невидимым (гл. 8–25) и Первосвященника, приносящего Жертву за грехи всех людей (гл. 26–27). Богословское содержание Евангелия, кроме христологической темы, включает также учение о Царствии Божием и о Церкви, которое Господь излагает в притчах о внутренней готовности к вхождению в Царство (гл. 5–7), о достоинстве служителей Царства в мире (гл. 10–11), о признаках Царства и его возрастании в душах человеческих (гл. 13), о смирении и простоте наследников Царства (18, 1–35; 19, 13–30; 20, 1–16; 25–27; 23, 1–28), об эсхатологическом раскрытии Царства во Втором Пришествии Христовом и в повседневной духовной жизни Церкви (гл. 24–25). Царство Небесное и Церковь тесно сопряжены в духовном опыте христианства: Церковь есть историческое воплощение Царства Небесного в мире, а Царство Небесное есть Церковь Христова в ее эсхатологической совершенности (16, 18–19; 28, 18–20) Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Начнем с того, что климат Израиля очень отличается от нашего. Там нет как такой как у нас зимы, а значит, нет снега. Святую землю можно назвать страной камня и скудной растительностью, так она представилось мне в моей поездке в феврале месяце. Наш гид Рафаил, православный еврей, говорит, что летом здесь намного жарче и зеленой травы совсем не видно, особенно в пустыне. Вылетая на самолете, из морозной Москвы и приземляясь на место, где в это время стоит жара, диву даешься этой климатической разнице. Поездка была очень насыщенная, предполагалось посетить множество святых мест, связанных с библейскими событиями. Наш самолет приземлился ночью, в аэропорту «Бен Гурион» города Тель-Авива. Тель-Авив — современный город с большими небоскребами на берегу Средиземного моря. Здесь нас ждал автобус, мы и сели в него всей паломнической группой и отправились в город Назарет, где прошло детство Иисуса Христа в семье Иосифа Обручника и Матери Божьей. Мы приехали в отель, там нас ждал гид нашей группы Рафаил. Разместившись по своим комнатам, мы должны были отдохнуть перед нашим путешествием. Всю ночь мы слышали пение каких-то дивных птиц, ощущение было как будто ты в какой-то сказке. Позавтракав утром, мы отправились в храм Благовещения, где бьет источник Богородицы. Здесь архангел Гавриил принес радостную весть Деве Марии о том, что она станет Матерью Мессии Спасителя мира. Греческий православный храм Благовещения построен над источником, из которого Матерь Божия набирала воду. Недалеко находится католический собор, построенный над останками домика Иосифа Марии и мастерской праведного Иосифа. Погода была великолепная, солнце светило прямо по-летнему. Мы спустились к источнику, умылись, попили, набрали воды и, сев в автобус, направились в Кану Галилейскую, на место где Господь совершил первое чудо – претворил воду в вино на браке апостола Симона Кананита. Греческий храм Георгия Победоносца располагается на предполагаемом месте дома Симона Кананита. Сохранились каменные водоносы первого века.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjashhe...

Греческое слово “апостол” означает “посланник”, он же — свидетель жизни Иисуса Христа. Первоначально апостолы не записывали, а просто передавали слушавшим свои свидетельства о жизни Иисуса. Основывая христианские общины, они рассказывали о событиях жизни Спасителя по памяти, однако в конце концов явилась необходимость записать историю Иисуса Христа. Первые рукописные свидетельства о Его жизни появляются примерно через 30 лет после смерти и воскресения Спасителя. В этих свидетельствах мы не находим систематического изложения того учения, которое принес в мир Христос, ибо Сам Он таковой системы никогда не излагал. По разным случаям и поводам Господь наставлял слушавших Его. Он совершал дивные дела, именуемые чудесами. Все это и явилось предметом апостольской проповеди, в определенное время письменно зафиксированной конкретными авторами. Первый из них, Матфей, служил таможенным чиновником в городе Капернауме, где и произошла его встреча со Спасителем. Матфей оставил свою не слишком уважаемую в тогдашнем еврейском обществе службу и последовал за Иисусом. Примерно в 60–65 годах по Рождестве Христовом, находясь в Сирии, Матфей написал о том, что видел, сопровождая Учителя. Так появилось Евангелие от Матфея. Слово “Евангелие” в переводе с греческого языка на русский означает “Благая весть”. Будучи евреем по рождению и воспитанию, Матфей в первую очередь адресовал повествование о жизни Спасителя своим соплеменникам. Именно поэтому в его Евангелии делается акцент на том, как в Иисусе Христе осуществились обетования и пророчества Ветхого Завета, в которых говорилось о приходе Мессии. Задачей Матфея было сказать евреям, что Иисус Христос и есть обещанный Мессия, долгожданный Спаситель. Это единственное Евангелие, написанное по-арамейски — на одном из диалектов еврейского языка. Другой автор Евангелия, Марк, не был непосредственным учеником Спасителя. Он являлся спутником и учеником апостола Петра, со слов которого и записал в Риме свое Евангелие. Написанное по-гречески, оно было обращено к язычникам. Поэтому Марк менее всего озабочен ссылками на Ветхий Завет, неизвестный римлянам. Евангелист говорит о Христе как о великом чудотворце. Это было доступно пониманию язычников, веровавших в Зевса, Юпитера и иных кумиров. В этом Евангелии Иисус Христос явлен как Богочеловек, в Котором действует сила Божия. Апостол Марк написал свое Евангелие в пятидесятых годах по Рождестве Христовом.

http://mospat.ru/archive/86420-o-proiskh...

Не всем. Известный наш богослов Алексей Осипов, начинавший карьеру с лекций по «экуменизму», явно был раздражён на Авдеенко. Вопрос ему из зала об отношении к Авдеенко и его лекциям по Ветхому Завету. Осипов отвечает (плавает всё это в интернете 11 лет): «Жалко, что вы увлеклись Ветхим заветом. Основное внимание должно быть Новому завету… Жалко тратить время. Некогда нам заниматься тщательным изучением Ветхого завета. Просто нет времени. Мы должны тщательно изучить Новый завет. Понять его смысл. Мы должны понять христианство как следует». Но если как следует пытаться понять, то как обойтись без Ветхого завета, который весь поёт о Христе? Сам Христос говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Иоанн Златоуст учит: «Один и тот же Законодатель и Ветхого, и Нового Завета», растолковывая: «Пророки (ветхозаветные) возвещают Евангелие Христова Царства, служители новой благодати изъясняют его, а Божественного слова слушатели, почитатели и прославители принимают». – И напоминает евангельский призыв: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6). То есть ни Христос, ни известный богослов древности не учат пренебрегать изучением Ветхого завета. Даже если времени в обрез. Разделение учёными Ветхого завета и Нового известное направление, имеющее далеко идущие цели, с чем Евгений Андреевич Авдеенко не был согласен, с чем воевал. Давайте разберёмся. Когда Авдеенко говорит, что «иудаизация христианства – это неизбежный фактор нашей религиозной жизни, и работа в этом направлении не прекратится никогда», – он не смиряется с тенденцией, но попросту констатирует факт, говоря корректно о могуществе околобиблейской мафии. Этим их могуществом и объясняя, что современные «переводы серии «Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского» – это … в конечном итоге – начинание иудейское». Учёные и хозяева серии пользуются при переводе на русский исключительно средневековым Масоретским текстом, многократно правленым раввинами, игнорируя Септуагинту, перевод еврейской Библии на древнегреческий, осуществлённый за века до явления Христа еврейскими же учёными-толковниками. Семьдесят два толковника априори не могли умышленно искажать текст с тем, чтобы образ Христа Мессии на греческом стал менее узнаваем. У масоретов это общая тенденция. В Книге Иова, например, образ Иова, невинного страдальца, неизменно принижается. А образ сатаны, что любопытно, буквально возвеличивается.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/06/ch...

Чем же прославились эти два великих человека? Давайте посмотрим, что говорится о них в книгах Нового Завета и в ранней истории Церкви. Петр носил имя Симон, и был родом из Галилеи небольшого городка Вифсаиды в окрестностях Тивериадского озера 5 . Святитель Иоанн Златоуст называет его человеком пламенным, простым бедным, богобоязненным и некнижным. Среди евреев тогда была необыкновенно популярна идея Мессии, Помазанника Божия, Который придет спасти свой народ. Увлекся ей и Петр и нашел её воплощение в Учителе из Назарета, и потому первым провозгласил Его Христом, Сыном Бога Живого, за что и удостоился назваться камнем, по-гречески Петр, на котором будет основана Церковь ( Мф. 16:17–19 ). Он принадлежал к самым близким ученикам Христа, тем трем, которых Сын Божий посвятил в величайшие тайны своей богочеловеческой жизни. Вспомним хотя бы преображение на горе Фавор. Однако в самый решительный и трагический момент жизни своего учителя Петр отрекся от Него, хотя за несколько дней до того клялся, что готов за Него положить и жизнь. Потом он «горько плакал» и был прощен воскресшим Христом. После Воскресения апостол Петр самоотверженно проповедует Евангелие от Вавилона до Рима, где около 67 года при императоре Нероне (+68) был распят головой вниз 6 . В христианской иконографии его изображают седым старцем, с курчавыми волосами и бородой, часто с ключами, а иногда с рыбой – как намек на его рыбацкий промысл 7 . Павел от лат. Paulus – маленький, незначительный, прославился как величайший проповедник христианства среди язычников. Он родился в зажиточной еврейской семье в городе Тарсе 8 , принадлежавшей к партии строгих ревнителей Моисеева закона – фарисеев и носил еврейское имя Савл или Саул (евр. «желанный», «вымоленый») в честь первого израильского царя Саула. В школе известного ученого раввина 9 ему удалось основательно изучить весь закон Моисеев с его талмудическим толкованием и познакомиться с греческой литературой. По дороге в Дамаск, куда он шел гнать христиан, ему явился дивный свет, из которого он услышал голос Христа 10 . Это произвело в нем чудесный переворот, превративший яростного гонителя Савла в великого проповедника христианства Павла. После своего обращения апостол посвящает всего себя проповеди Евангелия и совершает несколько миссионерских путешествий в разные части огромной Римской империи от городов Азии до Испании и Рима, где и был обезглавлен тоже около 67 г. 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Во 2-ом стихе употребляется выражение μρα κυρου « День Господень ». Эти слова являются олицетворением грядущего Суда Божьего над народами, т. е. дня Второго Пришествия Христа. «День Господень» является часто употребляемым образом Суда Божьего и наступления мессианского времени в пророческой литературе Ветхого Завета , где он может означать разные предметы: земные бедствия для еврейского народа, а также для всех окружающих его языческих народов, особенно ассирийское и вавилонское нашествие; наказание языческих народов и благосостояние еврейского народа, которое связано с наступлением новой эпохи, а именно, согласно святоотеческой экзегезе, со временем пришествия в мир Мессии (прообразом этого времени является возвращение евреев из Вавилонского плена); спасение всех народов, которые придут к Сиону, который в святоотеческой экзегетике прообразует Церковь Христа; прикровенное выражение Последнего Суда над всеми народами. В Новом Завете День Господень — это явление личности Христа, которое обрушит на неверующих бедствия вследствие их неготовности, а для верующих будет днём встречи с Богом. Сравнение Дня Господня с приходом вора в дом было общеупотребительным в христианской среде и впервые было использовано Самим Спасителем в Его эсхатологической речи (Мф. 24, 43; Лк. 12, 39). Данное сравнение показывает внезапность события и его неожиданность . Согласно свт. Феофану, в выражении так придёт греческое слово ρχομαι может означать внезапное явление Дня Господня, по которому в каждое мгновение можно говорить: вот, идёт . Такой характер наступления Дня Господня можно сравнить с явлением гнева Божия с небес, о котором ап. Павел пишет в Послании к Римлянам (Рим. 1, 18): ибо гнев Божий открывается с небес на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою , где настоящее время глагола ποκαλπτω может указывать на явление гнева Божья уже в человеческой истории. Как выражение μρα κυρου , так и слова ποκαλπτω и ργ в Новом Завете часто используются при описании эсхатологических событий. Кроме того, в своих посланиях ап. Павел описывает всю человеческую историю, как историю долготерпения Божия, когда для людей всегда существует возможность покаяния.

http://bogoslov.ru/article/6173995

Под «пророком» обычно разумеют предсказателя будущего; между тем в Библии против этого узкого понимания профетизма свидетельствует уже сам термин наби (пророк). Он, по-видимому, происходит от аккадского слова «набу» (призывать), и, очевидно, «наби» нужно переводить как «призванный» (Богом). В то же время греческое слово буквально означает того, кто говорит нечто от лица другого, а в Ветхом Завете есть прямые указания на то, что «пророк» — это посланник, или вестник [ 1 ]. Дар предвидения, которым, несомненно, обладали пророки, не имел самодовлеющего значения; он, прежде всего, служил подтверждением того, что они воистину были посланы Богом. Для христианского сознания наиболее драгоценным в предвидении пророков является их слово о грядущем Царстве Божием и его Главе — Мессии. «Они свидетельствуют о Мне» — эти слова Христа относятся к боговдохновенным мужам Ветхого Завета. Редко в мир являлись люди, в такой степени, как они, устремленные к грядущему; их провидческому взору дано было преодолевать преграду времени, и образ Помазанника Господня становился для них живым, почти осязаемым. Это было столь очевидным, что евангелисты искали у пророков подтверждения почти всего, что происходило в земной жизни Иисуса. И, однако, неверно считать, что духовное значение пророков сводилось лишь к предсказанию явления Христа. Будь это так — в новозаветное время они оказались бы принадлежащими только прошлому. На самом же деле пророки в первую очередь были предтечами евангельского Откровения; пролагая путь Богочеловеку, они возвещали высокое религиозное учение, которое хотя и несравнимо с полнотой Евангелия, тем не менее, остается жизненным даже в наши дни. Пророки и поныне являются для нас провозвестниками Истины. Они постоянные спутники человечества; их голос звучит всюду, где люди чтут Библию; их лики смотрят с плафона Сикстинской капеллы и со стен древнерусских соборов, их слова перелагают поэты, ими вдохновляются музыканты, а в тревожный век мировых войн призывы и предостережения пророков звучат так, будто они произнесены сегодня. Но главное значение их не в этом. Они дороги нам как учители веры и жизни. Псалмы, гимны и пророчества, в которых эти великие боговидцы выразили свой внутренний опыт, вот уже более двадцати пяти веков находят живой отклик в каждом религиозном сердце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Преподобный Петр родился в Галатии. Будучи восьмилетним отроком, ушел из родительского дома в Иерусалим, потом переселился в Антиохию, где затворился в погребальной пещере и проводил жизнь в строгом посте и непрестанной молитве; обладали даром чудотворений и скончался около 492 г., имея 99 лет отроду. Преподобный Вендимиан был учеником св. Авксентия (11 февраля), прожил 42 года в расселине скалы в Вифинской пустыне. Постом, бдением и молитвой приобрел дар чудотворений, скончался 99-ти лет. Жил в начале V столетия. 2-е число Сретение Господне. Так назван праздник потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен в храме святыми Симеоном и Анной пророчицей. У евреев был закон, чтобы каждый первенец, т. е. первый сын, в 40-й день по рождению, был посвящаем Богу, и мать приносила бы в выкуп за него и вместе за свое собственное очищение жертву Богу. Вследствие сего закона, в сороковой день по рождению, и Господь Спаситель наш Своею Пречистою Матерью и Ее праведным обручником принесен был в Иерусалимский храм. В это время жил в Иерусалиме Симеон, муж благочестивый, которому обещано было от Бога, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня. Это было, когда он, переводя книгу пророка Исаии с еврейского языка на греческий, остановился на предсказании его о рождении Спасителя от девы ( Ис.7:14 ) и хотел слово дева заменить словом замужняя женщина. По внушению Духа Божия, старец Симеон пришел в храм. Увидев св. Богородицу с младенцем Иисусом, он узнал в Нем обещанного Спасителя и, взяв Его на руки, исповедал, что Он есть Спаситель мира. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое...» произнес св. Симеон, когда взял на руки Богомладенца. Вместе с Симеоном Анна пророчица, праведная старица, узнала Спасителя, восхваляла Бога и говорила о Спасителе всем, которые с верой ожидали пришествия Его. 3-е число Св. Симеон Богоприимец быль сын священника Ионы. Он был одним из переводчиков Священного писания для Птоломея, царя египетского. При переводе слов пророка Исаии о рождении Спасителя от Девы ( Ис. 7:14 ), когда хотел слово дева заменить словом замужняя женщина, явился ему ангел, запретил заменять и в доказательство, что пророчество сбудется, обещал, что он не умрет до тех пор, пока сам не увидит Спасителя. Так и случилось: в 40-й день по рождению св. Симеон увидел Спасителя, узнал Его, взял на руки, отчего и назван Богоприимцем, предсказал Его страдания и смерть и затем вскоре умер, прожив всего 360 лет. Частица мощей св. Симеона хранится в Покровском соборе Пантелеймонова монастыря на Афоне. Св. Анна, это была 84-х летняя старица-вдова, жившая только 7 лет в замужестве и затем посвятившая себя Богу, проводившая день и ночь в молитве. По указанию Духа Святого, она узнала Младенца Спасителя, прославляла Бога, даровавшего людям Спасителя, и говорила о Нем всем ожидавшим явления Мессии. За святость жизни и за проповедь о Спасителе св. Анна называется пророчицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010