Представив слушателям их вину в отношении к Мессии, Апостол, желая склонить их к покаянию, смягчает тяжесть их вины, представляя дело убиения Иисуса, как дело неведения - " сделали это по неведению. " С другой стороны, Апостол указывает, что дело это было предопределено в совете Божием. " Если бы он обратил речь в обвинение, " говорит св. Златоуст, " он сделал бы их более упорными, " а так он внушает им возможность получить прощение соделанного ими греха через покаяние: " Итак покайтесь и обратитесь, " ... " да придут времена отрады " ... то есть наступит то царство Мессии, о котором предсказывали ветхозаветные пророки. " И да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа " - здесь речь о втором пришествии Христовом при кончине мира. " Которого небо должно было принять " - выражение это означает пребывание Господа Иисуса Христа с прославленной плотью на небесах со времени вознесения до дня второго пришествия, которое названо по русски " временем совершения всего, " а по гречески: " апокатастасис, " что, собственно, значит: восстановление, в смысле восстановления правильных, истинных отношений, нарушенных чем-либо. Здесь имеется в виду то, что иудеи отвергли своего Мессию и тем разорвали завет свой с Богом, но, по пророческому созерцанию св. Ап. Павла (Рим. 11), в конце времен обратятся к вере во Христа, и " Бог помилует народ свой, " как предсказывали об этом ветхозаветные пророки. Побуждая иудеев к покаянию, св. Петр приводит им особенно сильное пророчество Моисея: " Господь Бог ваш воздвигнет вам Пророка, - " слушайтесь Его во всем " ... Это пророчество Моисея (Второзак. 18:18-19) вся древность, как иудейская, так и христианская, всегда относила к Мессии. " Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог.. " , вам, следовательно, принадлежат все эти обетования относительно царства Мессии и исполнение пророчеств о Нем. В этом св. Апостол поставляет последнее и сильнейшее побуждение к покаянию. " И в семени твоем благословятся все племена земные " - это обетование Божие праотцу Иудеев Аврааму (Быт. 12:3; 18:18) должно исполниться: Мессия дарован не одним евреям, но всем народам земли. Однако, к евреям Бог " первее " послал " Отрока Своего Иисуса, " и в этом новое побуждение к покаянию. Во всей этой речи св. Ап. Петра, как и в первой его речи, мы видим старание св. Апостола показать своим слушателям, что христианство, проповедуемое им, отнюдь не находится в противоречии с ветхозаветным законом, а есть его продолжение и достойное завершение. Примечательна здесь осторожность и любовь Апостола к врагам Иисусовым: он говорит им правду, но спокойно, без раздражения, без горечи, стремясь расположить их к сожалению о соделанном преступлении и покаянию.

http://sedmitza.ru/lib/text/430514/

Матфей, сын Алфея, был одним из двенадцати Апостолов, призванных Господом Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Он носил также имя Левий и до призвания Господом был мытарем, т. е. сборщиком пошлин, в Капернауме. Верный ученик Христов, Матфей был очевидцем многих чудес, совершенных Спасителем, и постоянным слушателем Его наставлений. После вознесения Иисуса Христа он проповедовал благую весть иудеям в Палестине и написал для них Евангелие на еврейском, точнее, арамейском языке. Об этом нам свидетельствует Папий, еп. Иерапольский, ученик ап. Иоанна Богослова. Но первоначальный арамейский текст Евангелия от Матфея утерян, и до нас дошел только очень древний греческий перевод. Ученые предполагают, что на греческий язык с арамейского языка Евангелие было переведено самим евангелистом Матфеем. Главная цель евангелиста — показать евреям, что Иисус Христос есть истинный Мессия, обещанный Богом избранному народу. С этой целью он приводит много пророчеств о Мессии из Священного Писания Ветхого Завета и говорит, что все они исполнились в Иисусе. Поэтому у ап. Матфея чаще, чем у других евангелистов, встречается выражение: «Да сбудется реченное пророком…». Иудеи ожидали пришествия такого Мессии, который основал бы на земле могущественное царство и сделал бы евреев народом, господствующим в мире. В противовес этому узко земному пониманию ветхозаветных пророчеств о Мессии, евангелист Матфей проповедовал своим единоплеменникам подлинное Христово Царство, Царство духовное, сверхприродное, полагающее свое основание на земле и завершающееся на небе. Евангелие от Матфея написано около 50 года. Оно содержит 28 глав, начинается изложением родословной Христа от Авраама и заканчивается прощальной беседой Спасителя с апостолами на одной из гор Галилейских. Евангелие от Марка. Евангелист Марк не принадлежал к числу двенадцати Апостолов Христовых и не ходил за Спасителем. Родом был он из Иерусалима и имел два имени: по римски прозывался Марком, а еврейское имя его было Иоанн. В христианство был обращен ап. Петром, который называет его своим духовным сыном (1 Пет. 5: 13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

398 Креститель, Иоанн Предтеча (Ιωννης о Βαππστς, Ιωννης о Πρδρομος; 6–2 годы до Р.Х. – ок.30 года н. э.) – сын священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида) и приходится родственником Господа Иисуса Христа по материнской линии, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Является последним в ряду пророков – предвозвестников прихода Мессии. Повинуясь Божиему призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нём: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» ( Ин.1:29,36 ). Услышав это, двое из учеников Иоанна, апп. Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, присоединились к Иисусу Христу. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ; Лк.7:28 ). Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». В честь Иоанна Предтечи установлены следующие праздники (по ст. ст.): 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 12 октября – праздник перенесения его десницы из Мальты в Гатчину. 399 Елисавета (Ελισβετ, букв, «почитающая Бога», «заклинающая Богом») – мать Иоанна Крестителя, супруга священника Захарии, двоюродная сестра Пресвятой Богородицы (также как Она, происходи ла из рода Царя Давида, и мать была старшей сестрой св. Анны). Основной эпизод евангельской истории праведной Елисаветы – сретенье ею Богородицы Девы ( Лк.1:39–56 ). Во время избиения младенцев укрывалась в пустыне. Её супруг Захария отказался отвечать, где они, и был убит прямо в храме. Греческие синаксари сообщают, что Елисавета умерла через 40 дней после бегства в пустыню, а Иоанна питал Ангел до времени его выхода на проповедь . Память праведной Елисаветы – 5 сентября и 30 декабря по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Давид из героя стал слабым и смертным, как давно убитый Урия Хеттеянин. Они снова сроднились – не как соперники за Вирсавию, а как обреченные на смерть. …Евангелист Матфей — вопреки всем ожиданиям! — помещает имя Урии (а не Вирсавии, матери Соломона, прямого предка Мессии) в Родословие Мессии: «Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею» (Мф 1:7). В церковнослявянском стоит верная калька с греческого — «От Уриины», — от «Уриевой» — так имя несправедливо лишенного Давидом не только жены и жизни, но и нерожденных детей хетта Урии вошло в родословие Того, кто родился, чтобы своей кровью омыть и грех Давида, и дать Урии, как и всем обитателям безжизненного и темного ада-шеола — «жизнь с избытком». Он властен и над умершими – для Него нет умерших, Он Бог живых, а не мертвых. Парадокс? Но это слово – «парадокс» —  по-гречески означет буквально «преславное». Да, это – дело воистину Божие, преславное. Христос делает Урию-хетта соучастником в славе среди Своих предков по плоти. В Родословии Мессии примирились Давид и Урия – во Христе. Примирились они и в Царстве Христа. Тайна – Родословие Того, кого называли Сыном Давидовым, и который был неизмеримо более Давида. «Как же Он – Сын ему?» — спрашивает Христос о Давиде, возводя ум слушателей к тайнам, превышающим законное плотское родство. «Не только те, кто по плоти – Израиль», — напишет потом апостол Павел. Сыну Давидову, Сыну Авраамову возможно всё. Вообще – всё. Небывшее сделать бывшим и наоборот – если говорить о грехе Давида. Не просто простить любимца, но сделать небывшем убийство человека человеком, дать потомство бесчадному. Имя Урии, «инородца», не-иудея, смелого воина, погибшего из-за коварства Давида-царя, тем не менее, не изгладилось из памяти Христа, из памяти Бога. Бесплодного, сгинувшего, умершего –по малодушию царя, по недостоинству того, кто был избран в Свои служители Богом – Христос оживляет и делает Своим предком. Это стоило Христу, как пишет Антоний Сурожский, всей жизни Его и всей смерти Его…

http://pravmir.ru/david-avisaga-uriya/

Такой крест (crux commissa) использавали чаще всего. Его форма подобна букве T. Голова казнимого на нём поднималась над горизонтальной перекладиной. Он трёхсоставный, так как состоял из трёх массивных деревянных элементов: stipes, patibulum и corns. Этот крест использовался во время больших репрессий, подавления восстания рабов или войн, когда дело казни было поставлено «на поток», и на месте экзекуции всегда стояли вкопанные в землю столбы – stipes. В местах, где распятия проходили время от времени, кресты изготавливали специально. Тогда могли не прибегать к таким трудоёмким работам, как изготовление сверху столба выемки-гнезда и фиксирующего перекладину клина, а просто вырезали пазы для соединения: на столбе и на перекладине. В этом случае перекладину фиксировали «в паз» на столбе-опоре несколько ниже так, что опора поднималась над уровнем перекладины. Этот крест crux capita или близкий к нему crux immissa. Такой тип креста был применён в евангельских событиях. Иногда вместо «рога»-«сиденья» под таз делали опору для ног. Под них прикрепляли специальный брус (hypopodium, suppedaneum), который крепился к опоре под углом так, чтобы с него всегда соскальзывали ноги, но чтобы казнимый всё же мог слегка на него опираться. Такой крест тоже трёхсоставной: состоит из трёх элементов – stipes, patibulum и hypopodium-suppedaneum. Наконец, завершением казни было прикрепление ко кресту таблички – titulus, с объяснением причины приговора. На кресте commissa она крепилась сбоку, на одной из сторон перекладины, а на capita и immissa – над головой казнимого. По римским законам казнили в отведённом месте, вне стен города, где заранее укрепляли в земле приготовленный для казни вертикальный столб .   «Знак Христа (Мессии)» – крест в виде букв Тау и Те (у христиан из язычников) Знак Мессии-Христа передаваемой еврейской буквой – +, (Тав-«крест») – среди неофитов из язычников греческой и латинской традиции трансформировали в её семантическое тождество данных языков в Т (Тау) и Т (Тэ). Этому способствовал сам вид данных букв и терминологическое сходство предмета, ими обозначаемого – креста. Фигура Т, то есть вертикаль с перекладиной, именовалась «крест составной» – crux commissa, от латинского «committere». (Это тот крест, который в древних актах ещё называется «воздающий экзекуцию», «крест воздаяния» или «виселица правосудия»). Почти фактическая тождественность в звучании букв, а также тождественность предмета, ими называемого в качестве орудия страдания – креста, не вызывала никаких противоречий в принятии христианами из язычников этого знака как знака Мессии и Креста Господня. Таким образом, в первые два века почитание креста христианами из язычников передавалось в том числе и этим знаком (и буквой) Т.

http://bogoslov.ru/article/4460114

За тем Псалмопевец, внушая всем царям и судиям земли служить Господу со страхом (ст. 10 и 11), чтить Его, как Помазанника Сионского и Сына Божия, говорит: Почтите Сына (по русскому переводу еврейск. слов: иашку вар, вместо употребленных в славянском переводе с греческого: приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведного, егда возгорится вскоре ярость Его; блажени ecu надеющиеся на-Нь! (ст. 12.). Прямое отношение сего Псалма к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу засвидетельствовано всеми Апостолами совокупно, и в частности Апостолом Павлом. Все Апостолы, после сделанного им князьями, старцами, книжниками и архиереями истязания и запрещения благовествовать о Христе Иисусе, единодушно воздвигоша глас к Богу и рекоша: Владыко, Ты Боже, сотворивый небо и землю и море и вся, яже в них, Иже Духом Святым усты отца нашего Давида отрока Твоего рекл еси: вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Собрашася воистинну во граде сем на святого отрока Твоего Иисуса, егоже помазал еси ( Деян.4:24–27 ). Св. Павел приводил слова из сего Псалма: Господь рече ко Мне: Сыне Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя, – когда проповедывали а) о воскресении Иисуса Христа – Деян.13:32–34 , б) о превосходстве Его пред Ангелами – Евр.1:5 , в) о высоком достоинстве Его, как великого Первосвященника – Евр.5:5 . В некотором отношении примечательно и то, что знаменитейшие из иудейских толковников 2 , при всем нерасположении своем к христианству, свидетельствуют, что древние Иудеи называли сей Псалом не иначе как проповедью о лице Мессии. Из 44-го Псалма В Псалме 44-м, Мессии Иисусу усвояется прямо наименование Бога истинного; возвещается о власти Его, силе, святости и величии в такой степени, в какой они свойственны единому Богу. Именно: Пророк, изобразив служение Христа Господня на земли под образом приготовления к брачному торжеству, как бы приветствует Его и говорит: Ты прекраснейший из сынов человеческих; благодать изливается из уст Твоих (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Упоминаемые в стихах 9–11 события, конечно, не могли совершиться в течение только одного дня, и потому выражение «на другой день» нужно понимать в смысле обозначения дня, следовавшего за днем вечери в Вифании, бывшей в субботу. Таким образом, вход Господень в Иерусалим падает на 10 нисана (по-нашему, на воскресенье). Ин.12:13 .  взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (См. комментарии к Мф.21:9–11 ). «Пальмовые ветви». «Ветвь» по-гречески βαον – слово, взятое из египетского языка. В Ветхом Завете о них упоминается как о символе радости. С ними встречали царей, победителей и героев ( 1Мак.13:51 ). Они напоминали собой букеты (Лулаб), с которыми евреи ходили в праздник кущей на основании Лев.23:40 . Если народ теперь встречает Христа восклицаниями «осанна», то делает это, вероятно, по некоторой ассоциации мысли. Именно ветви в руках напомнили народу радостный праздник кущей, когда воспевался 117-й псалом, а в этом псалме и встречается воззвание «осанна». Народ таким образом выражал здесь свою радость о пришествии к нему Мессии-Царя и встречал Его радостными криками, полагая, что Христос пришел открыть Свое Царство. Ин.12:14 .  Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: То, что Иисус не Сам нашел осла, видно из слов 16-го стиха: «это сделали Ему», т.е. конечно, ученики Его. Ин.12:15 .  Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Въезд Христа на осле Иоанн изъясняет словами пророка Захарии ( Зах.9:9 ) как обозначение кротости Царя Мессии. Не наказывать и судить является Он теперь, а спасать Свой народ. Впрочем, Иоанн, конечно же, хотел сказать, что спасение будет дано только истинной дщери Сиона, т.е. достойным этого спасения. Цитата из книги пророка Захарии приведена в сокращенном виде. Кроме того, выражение «ликуй от радости» ( Зах.9:9 ) Иоанн заменил выражением «не бойся». Это он сделал ввиду того, что в то время истинным израильтянам, понимавшим, что Господь идет на страдания и смерть, ликовать еще было рано. Напротив, вход Господень в Иерусалим для благочестивых израильтян служил только рассеянием их тревог, что мессианское спасение все еще не совершено. И Иоанн теперь успокаивает их тревоги. Мессия-Спаситель идет!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Сретение» в древнерусском языке собственно и значит «встреча». Об этой неожиданной встрече и прозвучавшем пророчестве Мария вспомнит у Креста Своего Распятого Сына, и снова вспомнит после Его Воскресения, и передаст память о ней Церкви – вплоть до наших дней. Был в Иерусалиме, – рассказывает Лука, – человек по имени Симеон, древний старец, праведный и благочестивый, «чающий утешения Израилева», то есть пришествия Мессии. И вот, по наитию Святого Духа, старец пришел в храм как раз в тот момент, когда там были Богородица с Младенцем. И он увидел Христа. Никто еще не видел. Сама Мать боялась поверить прозвучавшему в вифлеемской ночи благовестию Ангелов и пастырей. Симеон увидел, может быть, даже точнее – услышал: ведь в храм, на руках Матери, вошло Божественное Слово, Предвечный творческий Логос, Создатель всего сущего. («Видя Симеон Слово Безначальное».) Да и само имя «Симеон» по-еврейски значило «услышание». (В греческом это имя – тоже «говорящее», означает «знак, знамение» – вспомним крымский Симеиз и современную семиотику.) В благодатном вдохновении старец принял на руки Младенца Иисуса и воспел благодарную песнь Господу – гимн всех, отходящих с надеждой и верой из скорбной жизни: Ныне отпущаеши Раба Твоего, Владыко, По глаголу Твоему с миром, Яко видеста очи мои Спасение Твое, Еже еси уготовал Пред лицем всех людий – Свет во откровение языком И славу людии Твоих, Израиля. Затем Симеон обратился с пророческим словом к Богоматери, возвещая крестную, трагическую судьбу и Ей, и Сыну. В русском синодальном переводе Евангелия от Луки это предсказание звучит так: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (в греческом тексте здесь как раз слово «семейон» – «знамение пререкаемое»), и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Падение одних и воскресение (восстание) к новой жизни других – таковы последствия пришествия в мир Христа. И Младенец – знак, данный еще пастухам в Вифлееме, – есть знак непонятый, знак обсуждаемый и осуждаемый, то есть «пререкаемый». И оружие, скорбь, пронзающая сердце Богоматери в предвидении, предчувствии Голгофы, откроет помышления каждого сердца, заставит самоопределиться – с Христом или против...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Оба по-своему изображают символически «полноту времен», когда должно было прийти Спасителю. Семьдесят семь поколений, «от Бога до Бога», – по Луке, сорок поколений, от Авраама до Иисуса, – по Матфею (фактически сорок два – «шесть седмин», но каждое поколение, каждый род евангелист «отсчитывает» словом «родил» – и это слово звучит у Матфея сорок раз: об Иосифе Обручнике уже не говорится, что он «родил»). Непосредственно о событии Рождества Христова евангелисты рассказывают чрезвычайно скупо. Это как бы «мистический пролог» Евангелия – еще «по ту сторону истории». Повествование о Рождестве содержится в двух из четырех канонических Евангелий – у Матфея и Луки. Само слово «Евангелие» в переводе с греческого и означает «благая весть»; имеется в виду именно благая, радостная для людей весть о пришествии в мир Христа. Евангелие от Матфея рассказывает: Еще до рождения Христа Иосифу было во сне откровение: младенец, что должен появиться на свет, есть Сын Божий, Иисус, что означает Спаситель. И когда Иисус родился в Вифлееме, пришли в Иерусалим волхвы (маги, астрологи), спрашивая, где должен по пророчествам родиться Христос, ибо они «видели звезду Его на востоке» (то есть у себя на родине – как считают, в Иране). Им было указано на Вифлеем. Они отправились в путь, «и вот звезда, которую они видели на Востоке, шла перед ними, пока не остановилась над местом, где был Младенец». Войдя в дом, волхвы увидели Христа и Его Мать, поклонились и возложили пред Ним принесенные дары. Этот эпизод лег в основу распространенного в европейской живописи сюжета «Поклонение волхвов». Что касается Ирода, он боялся конкурента для основанной им династии, так как ветхозаветное понятие Мессии («Помазанник», по- гречески «Христос») было неразрывно связано с представлением о вполне земном, политическом его воцарении над Израилем и окружающими народами. Младенец остался жив потому, что Мария и Иосиф в ту же ночь бежали с ним в Египет, – сюжет, также хорошо нам знакомый из европейской живописи. Таковы факты, сообщаемые Матфеем. Другой источник наших знаний о Рождестве –евангелист Лука.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Великий и славный период иудейских царей в Иерусалиме, охватывающий около половины тысячелетия, был временем развития и подъема, но и падений Святого Города и Святой Земли — и материальных, и духовных. Ассирийско-вавилонское пленение пресекло это развитие. Потом наступили периоды персидского, греческого и римского владычества над Израилем и национально-религиозного сопротивления, о чем повествуют книга пророка Даниила и книги Маккавейские . Все это время в Израиле продолжается период великих и малых пророков Божиих, начиная с величайшей фигуры израильской священной истории пророка Илии Фесвитянина, который получил свое отражение в лице пророка Иоанна Крестителя во времена Христа… Появлению Христа в священной истории и священной географии Палестины предшествовал период борьбы Маккавеев и возникновение религиозных движений и групп в Израиле, которые являлись выражением попыток сопротивления израильского народа влиянию эллинистической и римской религии и культуры, синкретической и пантеистической по своей сути. Одновременно все это было отражением израильского и всечеловеческого ожидания народов , как предсказал еще праотец Иаков — Израиль ( Быт. 49:10 ; 2Пет. 3:12-13 ). Это было время ожидания МессииХриста , о чем красноречиво говорят многие библейские и внебиблейские свидетельства. Это мессианское ожидание и иудеев, и эллинов, и других народов Востока обобщенно выразил в первой половине II века по Р. Х.  Иустин Философ (который был родом из Самарии, а жил в Риме) словами: «Иисус Христос есть новый Закон и Новый Завет и надежда (prosdokiva) всех тех, которые из всех народов ожидают Божественных благ» (Диалог с Трифоном Иудеем, 11, 4)». О событиях и местах, связанных с Господом нашим Иисусом Христом, мы будем рассказывать последовательно по мере нашего повествования о паломничестве по Святой Земле. А сейчас скажем о событиях, происходивших в Иерусалиме и его окрестностях после того, как он был стерт с лица земли римскими войсками императора Адриана, и о строительстве на его месте города Элия Капитолина.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010