Величайшим событием в жизни человечества является пришествие на землю Сына Божия. К нему Бог подготовлял людей, в особенности еврейский народ, в течение многих тысячелетий. Из среды еврейского народа Бог выдвигал пророков, которые предсказывали пришествие Спасителя мира — Мессии и этим закладывали фундамент веры в Него. Кроме того, Бог в течение многих поколений, начиная от Ноя, потом — Авраама, Давида и других праведников, предочищал тот телесный сосуд, от которого Мессия должен был принять плоть. Так, наконец, родилась Дева Мария, Которая явилась достойной стать Матерью Иисуса Христа. Одновременно с этим, Бог и политические события древнего мира направлял к тому, чтобы пришествие Мессии было успешно и чтобы Его благодатное Царство широко распространялось среди людей. Так, ко времени пришествия Мессии, многие языческие народности вошли в состав единого государства — Римской империи. Это обстоятельство сделало возможным для учеников Христовых беспрепятственно путешествовать по всем странам обширной Римской империи. Широкое распространение одного общепонятного греческого языка содействовало разбросанным на больших расстояниях христианским общинам поддерживать контакт между собой. На греческом языке были написаны Евангелия и апостольские послания. В результате сближения культур различных народов, а также распространения науки и философии верования в языческих богов были сильно подорваны. Люди стали жаждать удовлетворительных ответов на свои религиозные вопросы. Думающие люди языческого мира понимали, что общество заходит в безысходный тупик и стали высказывать надежду на то, что придет Преобразователь и Спаситель человечества. Земная жизнь Господа Иисуса Христа Господь Иисус Христос Для рождения Мессии Бог избрал чистую деву Марию, из рода царя Давида. Мария была сиротой, и Ее опекал Ее дальний родственник, престарелый Иосиф, живший в Назарете, одном из небольших городов в северной части Св. Земли. Архангел Гавриил, явившись, возвестил Деве Марии о том, что Она избрана Богом стать Матерью Его Сына. Когда Дева Мария смиренно согласилась, Дух Святой сошел на Нее, и Она зачала Сына Божия. Последовавшее затем рождение Иисуса Христа произошло в небольшом иудейском городке Вифлееме, в котором раньше родился царь Давид, предок Христа. (Время рождения Иисуса Христа историки относят к 749-754 годам от основания Рима. Принятое летоисчисление «от Рождества Христова» начинается с 754 года от основания Рима).

http://pravmir.ru/xristos/

Пророк Исайя. Антонио Балестра Еще одно из пророчеств Исайи о Христе указывало на Его будущие чудеса, силу, духовную власть, исцеления: «Бог ваш … придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь…» (Ис 35, 4–6). Самое же известное и яркое предсказание о рождении Спасителя, сделанное пророком Исайей, звучит так: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил » (Ис 7, 14). В этих словах сказано не только о приходе Мессии, но и открыта тайна Боговоплощения – Спаситель должен был родиться именно от Девы, таинственно «принявшей во чреве», имя же Его – Еммануил, что в переводе с греческого значит «С нами Бог». Помимо большого количества пророчеств о месте и самом факте рождения Спасителя в Ветхом Завете имеется немало и других – о Его земном пути, чудесах, страданиях, смерти на кресте и Воскресении. Все эти предсказания хорошо знал каждый иудей, и каждый происходивший из рода Давидова надеялся, что именно в его семье будет рожден Мессия. Тем печальнее то, что в своей основной массе иудеи не увидели ожидаемого Спасителя в Господе Иисусе Христе. Они просмотрели его – не поверили, или же, как Иуда Искариот, обманулись в своих ожиданиях, думая, что пришел именно земной царь и правитель, который сделает Израиль центром мира. В итоге от не принявшего Христа Израиля, по слову праведного Иакова, «отошел скипетр», и благая весть стала распространяться среди «языков», то есть других, еще языческих, народов. Читайте также: 8 рождественских паремий. Текст, перевод и толкование Ирмосы Рождества Христова Пророчества о Христе Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также

http://foma.ru/prorochestva-ozhidanie-me...

Пожалуйста, объясните! Екатерина Протоиерей Александр Ильяшенко Здравствуйте, Екатерина! Братьями у евреев назывались не только родные братья, но и двоюродные, троюродные, и дальние родственники. Упоминаемые в Евангелии братья Христа не были родными Его братьями – это дети праведного Иосифа от первого брака, также братьями Его называются дети Марии Клеоповой, которую евангелист Иоанн Богослов называет сестрой Богородицы (Ин., 19:25). С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко Какая у Иисуса Христа была профессия? Я знаю, что Он был плотником, но в Священном Писании сказано только, что Он был сыном плотника: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф.13:55). Как тогда узнали, что Иисус был плотником, раз об этом не сказано прямо? Дарья Здравствуйте, Дарья! Вопрос о профессии Христа имеет разные предположения. Известный богослов архиепископ Аверкий (Таушев) писал, что греческое слово «тектон», употребленное в Евангелии, может быть переведено не только как «плотник», но и как «строитель» или «каменщик». Священник Антоний Скрынников Как бы то ни было, нужно сказать, что в те времена дети чаще всего продолжали дело своих родителей, и если святой Иосиф был плотником (в русском варианте), то логично предположить, что Христос был с детства обучен этому ремеслу. С уважением, священник Антоний Скрынников В чем причина негативной оценки предательства Христа в руки Пилата, инкриминируемое евреям, осуществившееся через предательство Иуды? Ведь не предай Иуда Иисуса первосвященникам, не умри Тот на кресте за грехи, не осуществились бы ветхозаветные пророчества о мессии (Пс. 21, Ис. 53 и др.), не реализовался бы Божественный проект спасения человечества. Умер бы Иисус глубоким старичком где-нибудь в провинции Галилеи, почитаемый за пророка (как признавали его апостолы (Лк. 24:19)), и не было бы христианства. Не должны ли мы, по логике мышления, быть благодарны евреям и лично Иуде? Простите, если звучит несколько кощунственно, но так выходит.

http://pravmir.ru/otkuda-u-kaina-zhena-a...

6 октября отмечается Зачатие Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна , рождение которого перед явлением Мессии было предсказано пророком Михеем. Родители Предтечи праведные священник Захария и Елисавета до преклонных лет молили Господа о разрешении от бесчадия, но оставались бездетными. Однажды в храме Захария увидел Архангела Гавриила, который предрек ему рождение сына Иоанна. За то, что Захария не поверил ему, Гавриил оставил Захарию немым до разрешения Елисаветы от бремени. 8 октября – день преставления преподобного Сергия Радонежского , основателя Свято-Троицкого монастыря – будущей Троице-Сергиевой лавры. Преподобный Сергий – один из наиболее почитаемых русских святых, великий чудотворец и в то же время образец иноческого смирения. Именно он благословил войско великого князя Дмитрия Донского перед сражением на Куликовом поле . Св. ап. Иоанн Богослов На следующий день 9 октября церковь отмечает преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова , одного из ближайших последователей Иисуса Христа. Иоанн был единственным из учеников, кто не оставил Господа во время Его распятия, ему Он доверил заботу о Своей Матери. Апостол не претерпел мученическую кончину, как другие ученики Христа, он прожил более ста лет, проповедуя Евангелие во многих странах. По завершении своего земного пути Иоанн велел своим ученикам положить его в могилу живым и засыпать землей, однако на следующий день могила оказалась пустой. В этот же день в 1989 г. был прославлен в лике святых патриарх Тихон — первый избранный после восстановления в России патриаршества предстоятель церкви. Его служение пришлось на самые суровые послереволюционные годы гонений и раскола, когда главной задачей было сохранить русскую церковь в чистоте Православия. 14 октября – великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы . В 860 г. русские дружины с моря подступили к Константинополю. Во время всенощного бдения во Влахернской церкви святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел идущую по воздуху Богородицу в окружении сонма ангелов и святых. Богоматерь простерла Свое головное покрывало над молящимися, защищая их «от враг видимых и невидимых». Вскоре после этого русские дружины сняли осаду и покинули Константинополь – по некоторым сведениям, корабли раскидало сильной бурей. Любопытный факт: греческая церковь не отмечает это событие, тогда как на Руси праздник Покрова, установленный в XII веке князем Андреем Боголюбским, – один из наиболее почитаемых богородичных праздников, не входящих в круг двунадесятых.

http://pravmir.ru/imeniny-oktyabrya/

Итак, Предание живет в Церкви. Предание и Евхаристия Евхаристия. Мозаика храма Покрова Божией Матери в Ясенево В чем Предание проявлялось? Главное – это Евхаристия. Если мы посмотрим первую историческую книгу Церкви – книгу Деяний апостольских, то мы увидим, что сквозь всю эту книгу постоянно повторяющейся темой проходит упоминание Евхаристии: epi to auto по-гречески. Это термин раннехристианской письменности с совершенно определенным смыслом: Евхаристическое собрание – буквально эти слова означают «на то же самое», то есть собрание на Тайную вечерю. (В Синодальном переводе этот термин переведен как «единодушно пребывали вместе».) В этом же смысле он упоминается у священномученика Игнатия Антиохийского и других святых отцов. Всякий раз, когда Церковь собиралась на Евхаристию, Спаситель невидимо возглавлял Евхаристическую трапезу, и Церковь знала Его опытным путем. Евангелист Лука, автор Деяний апостольских, поместил в самом конце своего Евангелия отрывок, который в православных храмах читается на воскресной утрене. В нем говорится о двух учениках, одного из которых звали Клеопа, а вторым, возможно, был сам Лука. Они шли в Еммаус и по пути повстречали Спасителя, Которого не узнали. Это было после воскресения Христа из мертвых, вести об этом только-только их настигли, они не знали, верить или не верить им, и были в смущении. И даже когда Присоединившийся к ним говорит, что МессииХристу – должно пострадать и воскреснуть, они Его всё равно не узна ю т. А потом происходит интересная и очень живая сцена, явно написанная с натуры, – в ней узнается восточное гостеприимство. Дойдя до Еммауса, ученики Христовы просят своего Попутчика: «Отужинай с нами. День клонится к вечеру, переночуй у нас, утром пойдешь дальше». Он заходит с ними, преломляет хлеб – и тут апостолы узнают Спасителя. Апостолы узнают Христа в Евхаристии. Это показывает, что, да, научение в Церкви очень важно, интеллектуальное знание очень важно, но, тем не менее, есть таинственное знание, которое важнее. Апостолы узнают Христа не из учения, а в Таинстве.

http://pravoslavie.ru/88470.html

После литии поются «стихиры на стиховне», то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес святой праведный Симеон, с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.      Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся. Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий      В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы. Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири. После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво , потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея . Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

http://pravoslavie.ru/105000.html

Крест, словно осеняющий Иисуса до Воскресения и Вознесения, – знаменует и Воскресшего. По слову протоиерея Георгия Флоровского, Он навсегда знаменован Крестной смертью. Без Креста Иисус немыслим – и крещатый нимб с таинственным греческим словом, переводом священной тетраграммы, открытой Моисею при купине, а по-церковнославянски переведенной «СЫЙ» («Сущий), сияет над главой Воскресшего. «Сый благословен Христос Бог наш…» И Мария, удерживающая Иисуса от «вхождения во славу» – ключевой термин Иоаннова богословия, так похожа на Петра, который при земной жизни, еще до воскресения Иисуса Христа, узнав Его, сказал, когда они были рядом с городом, построенным в честь земного бога, кесаря: Ты – Христос, Сын Бога Живаго! (Мф.16:16) – а потом стал удерживать…. Здесь – сначала тоже узнавание, здесь – тоже проникновение в тайну Мессии. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16:17-19). Петр и апостолы «обрели Желаемого» – они услышали подтверждение своим интуициям, своим надеждам. Да – с ними Мессия! Воистину, с нами Бог! Теперь их путь по полям галилейским ничто не остановит, и они блаженны в своих странствиях, и земля кругом цветет, и пусть пять хлебов на всех, и несколько рыбок, и нет двух одежд, и камень вместо подушки – они нашли Мессию, Друга, Вождя, Сына Божия! Земля да радуется с ними, да цветет, словно галилейские нарциссы весенние! Но что это? Христос открывает им тайны всё дальше…. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16:21-23).

http://pravmir.ru/ne-uderzhivay-menya-ma...

Каждый год центральный момент праздника - вертепное представление, причем его устраивают по-особому. В этот раз многодетная семья Логиновых рассказала историю Рождения Христа в театре теней. На праздник пришел настоятель храма протоиерей Вадим Буренин . Он обратил внимание на то, как быстро все меняется в современном мире, и неожиданно происходят события, о которых совсем недавно и помыслить никто не мог. " Мы с особой остротой теперь ощущаем, какова важность личного общения и насколько велика его ценность. В быстроменяющемся мире остается неизменном только одна любовь. Никогда не прекратится любовь рождшегося Богомладенца к человеку, и человек должен научиться проявлять любовь к Богу и ближнему " , - подытожил священник. +++ Рождественский праздник прошел 15 января в учебном центре " Родник " . Его воспитанники подготовили представление, выучив стихи, танцы и движения, сшив костюмы, украсив зрительский зал. Дети встретили настоятеля, учителей и родителей на ступенях сцены театрального зала. После молитвы настоятель Спасо-Парголовского храма и директор воскресной школы протоиерей Роман Ковальский тепло и душевно благословил выступление ребят, поздравил со Святками. " Это событие - особое явление в жизни человечества, - сказал он. - Господь является нам на земле в образе Младенца в Вифлеемской пещере. Это праздник веры, надежды, любви. Пусть рожденный Богомладенец исполнит наши мечты и добрые желания, даст крепость сил душевных и телесных " . Сводный хор " Родника " открыл праздник рождественским тропарем. Затем пели все: первоклашки, второклассники, хор " Парус " , сводный хор средней школы. Ведущие, учащиеся второго класса - снежки и снежинки - украсили праздник прекрасными танцами и пожелали всем счастливого Рождества Христова на греческом языке. Было показано сценическое действо о приходе в мир Мессии. Духовник школы протоиерей Александр Зелененко поблагодарил потрудившихся для праздника, пожелав подольше сохранять в сердце свет рождественской звезды. Зрители отметили, что увиденное ими - " трогательный, по- настоящему праздничный концерт, где дети не просто играют, а рассказывают рождественскую историю так, как будто все видели своими глазами " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Фома на Свири Апостол Фома — в каждом из нас (+mp3)     Апостол и евангелист Лука Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла, врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 — 3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии  апостола Павла , и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь. Читать далее  Статьи об апостоле Луке Апостол Лука   Апостол Филипп Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя он пошел за Ним. После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Читать далее  Статьи об апостоле Филиппе Археологи обнаружили гробницу Апостола Филиппа   Апостол Варфоломей Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь.

http://pravmir.ru/apostoly-apostoly-iisu...

Конечно, явление такой звезды было чудом. Златоуст предполагал даже, что под видом звезды волхвов вел Ангел, посланный Богом. Просто, поскольку они были магами (в оригинальном, греческом тексте Евангелия от Матфея используется именно это слово: μγοι) и верили в небесные знаки, Господь избрал именно такое, понятное для них, средство навигации. Но даже если не опираться на гипотезу об ангельской силе, мнение астрологов о роли небесных светил в земных событиях евангельский рассказ никак не поддерживает. Но разве не звезда сообщила волхвам о рождении Великого Царя? Нет. Волхвы лишь истолковали появление звезды как указание на то, что этот Царь родился. А то, что Царь должен родиться, они знали заранее и ждали, когда же это случится. Существует устойчивое церковное предание, согласно которому эти волхвы были родом из Персии или Вавилона Строго говоря, ко времени Рождества Христова Персидская империя (в состав которой еще с VI beka до Р. Х. входил и Вавилон) уже триста лет как не существовала. На ее обширной территории от Индии до Месопотамии располагалось Парфянское царство. — Прим. ред. . И это многое объясняет. Ведь именно в Вавилоне жил в VI beke до Р. Х. вместе с другими плененными иудеями пророк Даниил, который с поразительной точностью предсказал время прихода в мир Мессии —   Иисуса Христа . Согласно пророку Даниилу, Христу дóлжно было явиться через семь седмин и шестьдесят две седмины (то есть 69 «седмин», или 483 года)   с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима  (Дан 9:25). Повеление о восстановлении Иерусалима и храма, разрушенных вавилонским царем Навуходоносором в 587 году до Р. Х., издал царь Артаксеркс, правитель захватившей Вавилон Персии, и произошло это, по разным датировкам, в 458–453 году до Р. Х. То есть, согласно пророчеству, Христос должен был прийти в мир около 25–30 года н. э. Если считать временем Его пришествия выход на общественное служение (после Крещения и 40-дневного поста в пустыне), когда, как свидетельствует Евангелие, Христос был лет тридцати (Лк 3:23), то получается, что пророчество сбылось достаточно точно: проповедовать Спаситель начал примерно в 24 году Согласно современным датировкам, учитывающим, что царь Иудеи Ирод умер в 4 году до н. э., а Спаситель родился еще при нем, временем Его Рождества был примерно 6 год до н. э. —  Прим. ред. .

http://foma.ru/volhvy-prishli-v-vifleem-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010