После второй части, где поминается Пресвятая Дева, св. Иоанн Креститель, апостолы и святой дня, диакон читает вслух из диптихов имена почивших членов общины, что составляет переменную часть поминовения. Во время поминовения, сначала священник, а затем диакон берёт кадило и кадит престол. Каждение в этом месте совершается не в честь Святых Даров, и не исключительно в честь Пресвятой Девы, но ради всех почивших. Каждение символизирует молитвы святых, как мы видим это в 8 главе Откровения, и это является подходящим временем для молитвы о почивших душах. Воспоминание живых также имеет три части: перечисление различных категорий; явное поминовение церковных властей; и переменная часть поминовения, составляющая молитву о тех членах общины, которые находятся в разного рода трудных обстоятельствах, как, например, в болезни. Третья часть поминовения живых совершалась диаконом по диптихам, и заканчивалась фразой: «И за всех мужчин и женщин», которая повторялась хором. Теперь мы можем в нескольких словах подытожить Анафору. Первая часть, после диалога, это Евхаристическая молитва и она содержит хвалу, благословение Бога и благодарение за Его дары. Эта молитва прерывается Санктусом и заканчивается установлением Евхаристии. Затем следует священнодействие, которое связано с предшествующей молитвой заповедью Спасителя: «Сие творите в Моё воспоминание». Здесь Церковь вспоминает тайну Искупления, предлагает дары Богу и просит Его преложить их действием Святого Духа, с тем, чтобы все, приемлющие их, принимали бы также оставление грехов и были бы объединены Духом Святым в единое тело – Мистическое Тело Христа. Так происходила древняя Анафора. Позднее были добавлены воспоминания живых и усопших. Вся Анафора завершается славословием: «И сподоби нас, Владыко, едиными усты и единым сердцем смети призывати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.» Часть IV: Плоды Святого Причащения Для понимания плодов Святого Причащения, как они выражены в Византийской Литургии, мы должны вспомнить текст Эпиклезиса из предыдущей части. Здесь мы видим подчёркивание плодов Причащения: «Якоже быти причащающымся во очищение 13 души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(см. главу «Тритоекти» моего «Как молились...», а также работы Матеос " а и Жанерас " а) I) 19-ый канон Лаодикийского Собора (380 г.): «Следует, чтобы после проповеди епископов, во-первых, совершали молитву за оглашенных. Когда оглашенные уйдут, совершается молитва за кающихся. Как только последние подойдут к руке епископа и выйдут, совершаются три молитвы верных: первая молитва совершается молча (миром), вторая и третья – произносятся громко (dia; prosfwnhvsew»), затем дается мир. II) 18-ое Слово Св. Ioahha Златоуста о 2 Кор. (сокращенный перевод): «За одержимых (злыми духами), за кающихся: общая молитва священника и их самих. Когда тех, которые не в силах участвовать в трапезе, попросили выйти, начинается другая молитва: все вместе простираемся на полу и все (потом) встаем». III) VIII-aя книга Апостольских Постановлений: Литургия (VIII кн. 6 гл.) После отпуста оглашенных, одержимых, иже к просвещению, кающихся: «Верные, колено приклоним. Богу помолимся через Христа Его». (Молитва в молчании?) Все согласно (suntovnw») Бога через Христа призовем. О мире и благостоянии мира и всех Божиих Церквей помолимся, чтобы Бог... (Следует длинная «ектения», похожая на «мирную»), Спаси и возстави нас, Боже, Твоею милостью. Встанем, (Здесь, на Вечерне и Утрене – гл. 35., 38. – следует краткая «просительная ектения»: «Ангела мирна... просим», Молясь внимательно, сами себя и друг друга Богу живому через Христа предадим, (Следует молитва епископа), (После анафоры – гл. 13., Паки и паки помолимся Богу через Христа Его. О принесенном... даре помолимся, чтобы Бог... принял Его в небесный жертвенник в воню благоухания. О Церкви сей и о народе помолимся, о всем епископате, всем пресвитерстве... помолимся... о царях... помолимся... Святых мучеников да вспомним... Об… усопших... помолимся. Возстави нас, Боже, Твоею благодатью. Возставше, сами себе Богу через Христа Его предадим, (Следует епископская молитва благословения и приготовления к причащению), «Святая Святым» и причащение, (Приглашение диакона благодарить за причащение и просить у Бога получения плодов духовных от самого причащения),

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

а) перед анафорой: Ектения: «О предложенных честных дарах Господу помолимся». Молитва: «...приемля жертву хваления» (евхаристия)., «прими и нас. моление» (священническая молитва), «принеси к. Твоему жертвеннику» (небесному? – зиккарон; Матеос и Тафт тут думают об иереях, подходящих к престолу, которых Бог должен принести=гр. ποσγαγє); «….приносити тебе дары и жетвы духовныя» (иереи или христиане?) «о наших гресех и о людских неведениях». В Ветхом Завете священники приносили жертву о своих грехах и о народных неведениях; в Новом Завете священнический народ христиан приносит о неведениях неверующих. Единственный наш Архиерей Христос соединяет всех крещенных в одном священстве. В таком смысле можно толковать и молитвы I и II верных перед Херувимской песней: «.еже быти тебе благоприятней жертве нашей., и вселити духу. в нас и на предлежащих дарах сих и на всех людех твоих» (тут люди твои – христиане). в) после анафоры: Ектения: «Вся святые помянувше… «поминовение – зиккарон). «О принесенных и освященных… дарех помолимся... " " Яко да… Бог наш прием я в… пренебесный… жертвенник, возниспослет нам… дар Святаго Духа…» (эпиклезис). Молитва: «…причаститися... Твоих... таин... во оставление грехов..., в общение Духа Святаго..., в дерзновение к Тебе, не в суд или во осуждение» (как результат причащения из молитвы после эпиклезиса). Заключение об ектениях Если происхождение некоторых ектений легко объясняется исторически: т. н. первая «мирная ектения» и уже не существующая «мирная» перед Трисвятым, а также «сугубая ектения» сразу перед оглашенными, другие ектении имеют более древние корни и нам сегодня трудно объяснить их сокращения и особенно их повторения. Во всяком случае ектения – очень древний элемент, обеспечивающий существенное участие народа Божиего в молитве Церкви. Пренебрежение ектенией, как будто бы менее важным элементом службы, объясняется, вероятно, сильным монашеским духом, которым пропитан Типикон и вообще сегодняшнее богослужение. В древней церкви и даже в Константинополе средних веков к ектениям относились с большим уважением. Важным моментом приготовления оглашенных ко крещению был тот, когда в Великую Пятницу, после отречения от сатаны и сочетания Христу, оглашенные поднимали руки вверх, чтобы вместе с патриархом впервые участвовать в ектении и молиться о мире и о церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За исключением цикла триоди, который следует знаменитому закону Баумштарка «Das Gesetz der Erhaltung des Alten in liturgisch hochwertiger Zeit», 299 означающему, что литургический консерватизм сохраняет прежнюю структуру торжественных циклов, современный девятипесненный ежедневный канон порожден воскресной агрипнией, краеугольным камнем савваитской седмицы. Мы можем наблюдать этот процесс на примере одного из двух дошедших до нас грузинских памятников студитского периода, кодекса Ленинград/Петербург 11 IX в., в описании К. С. Кекелидзе Тифлис Х 2123. 300 Только праздники свт. Василия Великого 1 января и Богоявление 6 января содержали 9 од на утрени. Меньшие праздники имеют одну, две или три песни, хотя и не в том порядке, который реконструировал Матеос. Вот пример: Праздник Св. Стефана (27 дек.) Св. Або (7 янв.) Св. Антония (17 янв.) Святых Отцов (28 янв.) Особенно интересными являются рубрики Великого поста и Страстной седмицы, которые я привожу в том порядке, в котором они находятся: 6-я субб. поста 7-й пон. поста 7-й вт. поста 7-я ср. поста 7-й четв. поста Великая Пятница Великая Суббота Фомина неделя Хотя это не вполне соответствует реконструкции Матеоса, песни в этом источнике показывают, что он был на правильном пути: только здесь не две, а три песни (одна из которых изменяемая, а две постоянные) предназначены для вседневных утрень, и все девять для воскресных дней. На этой второй ступени развития воскресная утреня вошла в неосавваитскую агрипнию вместе с полной псалтырью и всеми девятью песнями, и изначальная воскресная трехпесненная система была распространена на все другие дни, начиная с понедельника (см. схему II, ступень 2). Схема II: развитие девятипесненного канона утрени Страта 1 Страта 2 Обиход ныне (гипотеза) (Петербург И, IX в.) Монашеская агрипния: 1–9 Наши утверждения касательно этой второй ступени и происхождения ежедневного девятипесенного канона в пенсуме агрипнии могут быть подтверждены тем фактом, что Пс. 50 , традиционный вводный псалом утрени, который сегодня предшествует всему канону, находится после первых шести песней в Пасхе в древних типиконах Студиона и Великой Лавры, а также в некоторых других пренеосавваитских источниках. 301 Отсюда можно сказать, что утреня (ρθρος) сама по себе имела только три песни: первые шесть рассматривались как часть пенсума бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Поскольку Форум Константина Великого являлся олицетворением государственности многовековой империи, произнесение на нем этой ектении было логичным. В Порфирьевском евхологионе эта ектения также сохранена после молитвы входа, поскольку ее содержание не противоречит древней молитве входа «Благодетелю и всея твари Создателю, нриими приходящую церковь , исполни во благо дело каждаго, и всех введи в совершенство, и сподоби Царствия Твоего благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси» 322 . Более того, молитва получила название Ατησις του Τρισγιου, т. е. «Моление Трисвятого». И наконец, в Порфирьевском евхологионе мы впервые встречаемся с тем расположением молитв верных и главопреклонения, о котором предположительно высказался проф. X. Матеос. Поскольку 94-й псалом завершал триаду и заканчивался пением христологического гимна «Единородный Сыне», было признано целесообразным отнести к пению этого гимна и молитву «Иже общыя сия и согласныя». Вторая же молитва – «Господи Боже наш, егоже держава несказанна» и третья – «Господи Боже наш, спаси люди Твоя» были подняты соответственно на одно место вверх. Представим это графически: В ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОМ СИНАКСИСЕ 4– я молитва «Иже общыя сия и согласныя даровавый нам молитвы» 5– я молитва «Господи Боже наш, егоже держава несказанна» 6– я молитва «Господи Боже наш, спаси люди Твоя» В ТРИАДЕ АНТИФОНОВ 2– я молитва «Господи Боже наш, егоже держава несказанна» 3– я молитва «Господи Боже наш, спаси люди Твоя» 4– я молитва «Иже общыя сия и согласныя даровавый нам молитвы» В таком расположении эти древние молитвы имелись уже в Барбериновском евхологионе и были опубликованы Гоаром в его «Евхологионе». Без каких-либо изменений они вошли в греческий евхологион и архиератикон, а оттуда – в русский служебник и архиерейский чиновник, тогда как литургическое значение этого гимна менялось. В X веке это был гимн, которым в Константинополе завершался вход патриарха не только на праздничной литургии, но даже на великопостной службе тритекти в среду Сырной седмицы 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

За заглавным возгласом следовала мирная синапти или великая ектения, которая, по Синаю 957 читалась на коленях. По описанию Симеона, мирные ектении произносились три раза в течение Тритоекти: с молитвой при начале, затем с молитвой входа и, в третий раз, со 2-ой молитвой верных В Барб. 336 и других рукописях эта ектения предусматривается лишь с молитвой входа X. Матеос в своем историческом исследовании первой части Византийской Литургии 474 , находит мирную ектению Литургии в более древних рукописях, со второй молитвой верных (где русский Служебник сохранил ее следы); в рукописях поздней эпохи – перед Трисвятым, после входа (Мессинский Типикон сохраняет их на этом месте на кануне Рождества и Богоявления 475 ); а еще позднее – там, где она находится сейчас, с молитвою 1-го антифона в самом начале Литургии. Мы вполне согласны с Матеосом в отношении того, что в начале мирная ектения находилась после выхода оглашенных, согласно всеобщей древней традиции; однако, нужно констатировать, что обыкновение начинать службы с мирной ектении даже без начального возгласа священника, хорошо установилось в Типиконе Великой Церкви уже в X веке 476 . За исключением какой-либо редкой рукописи, где можно встретить мирную ектению два раза на протяжении одной и той же службы (напр. в Утрене Синай 973, XII века 477 ), одни только русские сохранили практику удваивать их во время Литургии, и во второй раз, ограничиваясь четырьмя прошениями, если служит диакон; тогда он их произносит, в противоположном же случае – они упраздняются. Тот факт, что Тритоекти, описанная Симеоном, предусматривает три раза мирную ектению, должен рассматриваться как факт исключительный, который может быть объяснен лишь сходством и смешением традиций – вероятно, письменных документов – различных эпох и которые кто-то мог объединить при тщательной, но и устаревшей обработке. Нам известно, что Симеон был реформатором и даже новатором в области богослужения 478 , но с другой стороны ничто не дает нам повод думать, что в «О Священной Молитве» он стремится описать скорее плод своего кропотливого труда, чем реальную службу, такую, какою она совершалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

12  То есть священнослужители садятся на синтрон, но не на его верхнюю ступень, а на нижнюю. 13  Вероятно, имеется в виду не только священническая молитва, но и малая ектения. 14  Священнослужители восходят на верхнюю ступень синтрона. 15  ν τ φιλ το λουτρος; здесь имеется в виду не чаша крещальной купели (как перевел это место Х. Матеос), а каменный фонтан во дворике перед храмом Святой Софии (см. ниже). 16  Те же три паремии, что находятся в начале современного чина  богоявленского водоосвящения. 17  Le Typicon de la Grande église: Ms. Sainte-Croix no 40, Xe siècle/Intr., texte crit., trad. et notes par J. Mateos. T. I. Roma, 1962. (Orientalia Christiana Analecta; 165). P. 174-189. 18  Как известно, в православной традиции и при освящении воды в таинстве Крещения, и при освящении воды на праздник Богоявления используется молитва, которая начинается одинаково:  Велий еси, Господи, но имеет в первом и во втором случаях разные заключительные части. Впрочем, есть основания полагать, что молитва  Велий еси, Господи изначально была предназначена только для праздника Богоявления, а для освящения воды в таинстве использовалась иная молитва, Господи Боже Вседержителю (см.: Желтов М., свящ. Сирийский (или палестинский?) чин Крещения в греческой рукописи Sinait. NE МГ 93//Вестник церковной истории. М., 2014. Вып. 33-34. С. 116-126), к которой и принадлежит нынешняя заключительная часть крещальной молитвы, отличная от заключительной части богоявленской молитвы (при этом начальная часть «старой» крещальной молитвы в Требнике также сохранилась как «Молитва святых Крещений вкратце… страха ради смертнаго»). Вполне возможно, что практика читать при Крещении вместо обычной молитвы богоявленскую (до той части, где должны начинаться прошения о собственно крещаемых, эти прошения сохранены) первоначально возникла именно в контексте патриаршего Крещения в день Богоявления. 19  Frek J. Euchologium Sinaiticum: texte slave avec sources  grecques et traduction française. Turnhout, 1933. (=Patrologia Orientalis. XXIV, fasc. 5). P. Текст процитирован в упрощенной орфографии.

http://patriarchia.ru/db/text/5888183.ht...

Правило вычитать, суточный круг... Я думаю, что молчание — плод предстояния. Воистину «Любити убо нам... удобее молчание...». Служение — это жизнь, а богословие — имитация жизни. Можно ли писать о жизни и не жить? А если живешь — нужно ли писать? Умеющие молиться молчат. Я к ним не отношусь, поэтому и пишу эту статью. И закончить ее хочу в традиционной средневековой этикетной форме: простите меня! Эта просьба обращена к читающим и к автору рецензируемой статьи. Простите за эмоциональность и страстность. Простите за неумение молчать. И помолитесь: помогите научиться не говорить о Литургии, а жить в Литургии и Литургией. см.: Шмеман Александр, прот. " Символы и символизм в христианском богослужении " ,//Шмеман Александр, прот. " Богослужение и Предание " , М., 2005 г., стр. 172-173, Шмеман Александр, прот. " Введение в Литургическое Богословие " , М., 1996 г., Шмеман Александр, прот. " Пост и литургия " ,//Шмеман Александр, прот. " Святая святым. Размышления об Исповеди и Причащении Святых Тайн " , Киев, 2003 г., стр. 55-67. Шмеман Александр, прот. " Таинство и символ " ,//" Православная община " , 32, 1996 г. (публикация на сайте http://www.sfi.ru/ar). Помазанский Михаил, протопресвитер " Богослужение " ,//" Православный путь " , 1962 г. (публикация на сайте http://www.liturgica.ru/). У католиков, кстати, по Шмеману, понятия реальности и символа обычно противопоставляются (Шмеман Александр, прот. " Таинство и символ " ,//" Православная община " , 32, 1996 г. (публикация на сайте http://www.sfi.ru/ar)). См.: Матеос Хуан " Развитие Византийской Литургии " ,//публикация статьи на сайте http://www.liturgica.ru/(первоначально опубликовано: John XXIII Lectures. Vol. I. 1965. Byzantine Christian Heritage. John XXIII Center For Eastern Christian Studies. Fordham University, New York (Bronx), N. Y. 1966; Русский перевод: В. Забавин, 2005 г., для сайта: www.liturgica.ru). Много примеров в книге: Шмеман Александр, прот. " Святая святым. Размышления об Исповеди и Причащении Святых Тайн " , Киев, 2003 г.

http://bogoslov.ru/article/464370

Если мы будет изучать древние документы, посвящённые антиохийской и византийской Литургиям, например, творения свт. Иоанна Златоуста , мы обнаружим, что Литургия начиналась с приветствия епископа: «Мир вам». Немедленно после ответа на это приветствие народ садился и читалось Священное Писание . Но в сегодняшнем чине византийской Литургии чтению Писания предшествуют куда как более долгие церемонии и молитвы. В очень торжественной обстановке эти церемонии могут занять целый час, как оно и было, когда на горе Афон во время празднования 1000-летия основания Великой Лавры служились патриаршие Литургии. Таким образом, мы видим, что со времени свт. Иоанна Златоуста , когда Литургия начиналась чтениями, византийская Литургия приобрела много элементов, которых не было в её первоначалом варианте. Сегодня в начальной части Литургии мы находим следующие элементы: мирная ектения, три антифона, две малых ектеньи с сопровождающими их молитвами; молитва Входа и сам Вход, тропари и кондаки, и Трисвятое. Откуда эти элементы появились? Если мы возвратимся ко временам свт. Иоанна Златоуста , то есть, к Литургии, какой она была в его дни, мы увидим, что епископ и священники входили в храм и приветствовали народ словами «Мир вам», на что люди отвечали «И со духом вашим». Иными словами, мы имеем первоначальный вход без сопутствовавших ему песнопений. Люди, священник и епископ просто входили с улицы в храм безо всякого пения. После приветствия клирики и народ садились и слушали чтение Писания. Во время чтения клирики сидели на возвышении в середине храма, именовавшемся бема. Верные также сидели в нефе, по сторонам от этой бемы, так что клирики находились посреди их. Трисвятое, гимн во время процессий После IV века постепенно добавлялись другие элементы. Один из этих элементов – пение Трисвятого. Трисвятое – это древний тропарь, певшийся во время покаянных процессий. В пятом веке было достаточно распространено совершать покаянные процессии 1 через Константинополь, прося Бога защитить город от землетрясений и других бедствий. Легенда о происхождении Трисвятого действительно связывает откровение об этом гимне с землетрясением, сотрясшим столицу перед 450 г. от Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согласно этой легенде, землетрясение было катастрофическим, и люди собрались на молитву за пределами города, прося Бога о милости: «Kyrie, eleison» («Господи, помилуй»). Внезапно некий мальчик был взят на Небеса, где он слышал пение ангелов: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» Вернувшись на землю, мальчик рассказал собравшимся об этом ангельском пении. Люди сами запели эту песнь, Трисвятое, и землетрясение прекратилось. С этого времени Трисвятое пелось в покаянных процессиях, шедших от одной церкви к другой, где служилась Литургия. Прежде чем придти в другую церковь , процессия могла делать одну или несколько остановок в назначенных местах, чтобы молить Бога об особых нуждах. Одной из таких обычных остановок был Константинопольский Форум, большая площадь в городе. Здесь читалась специальная молитва , Ectenes, или Усердное моление,которая потом была включена в состав Литургии 2 . Иногда патриарх сам читал другие молитвы, прося Бога о защите города. В особо торжественных случаях, таких, как начало года (1 сентября), или годовщина основания города (11 мая) пелись три антифона; за ними следовали чтения из Апостола и Евангелия. Сугубая ектенья завершала молитвы на этой остановке, и процессия двигалась дальше к храму, поя псалом с припеваемым после каждого стиха тропарём. В древности тропарём, поёмым на пути в храм, было само Трисвятое, повторяемое народом после каждого стиха избранного псалма. Этим псалмом обычно был, как кажется, псалом 79 «Пасый Израиля, вонми, наставляяй яко овча Иосифа», поскольку и в наше время епископ благословляет народ, во время пения Трисвятого, со стихами 14–15 из этого же псалма: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей и утверди и, егоже насади десница Твоя». Прежде чем процессия начинала свой путь от первого храма, патриархом читалась «Молитва Трисвятого». Из её текста мы можем видеть связь этой молитвы с покаянной процессией: «… не презираяй согрешающаго, но полагаяй на спасение покаяние: сподобивый нас, смиренных и недостойных раб Твоих, и в час сей стати пред славою Святаго Твоего Жертвенника, и должное Тебе поклонение и славословие приносити: Сам, Владыко, приими и от уст нас грешных Трисвятую песнь и посети ны благостию Твоею: прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, освяти наша душы и телеса, и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего…» 3

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010