Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ I патриарх Антиохийский (1434/35 - 8.09.1451). Уроженец сел. Сайдная (под Дамаском), где в 1431-1434 гг. занимал епископскую кафедру. Известен как современник Флорентийской унии (1439). Вост. патриархи не принимали личного участия в подготовке и проведении Ферраро-Флорентийского Собора 1438-1439 гг. (возможно опасаясь преследований со стороны мамлюкских властей) и делегировали свои полномочия представителям визант. клира. Так, экзархами Д., по разным данным, были св. Марк Евгеник , митр. Эфесский, Григорий, духовник визант. имп. Иоанна VIII Палеолога, Исидор , митр. Киевский. Провозглашение унии 6 июля 1439 г. вызвало противоречивую реакцию на Ближ. Востоке. Получив экземпляр актов Собора через Нафанаила, митр. Родосского, Д. первоначально склонялся к их принятию. В арабо-христ. лит-ре 2-й пол. XV в. известны их переводы (в т. ч. выполненный современником Д., Михаилом, митр. Бейрутским) и ряд др. филокатолических текстов. Однако успехи унии оказались непрочными. После первой растерянности в Византии начался подъем оппозиционных настроений, к к-рому сразу присоединились ближневост. патриархи. В 1443 г. Арсений, митр. Кесарии Каппадокийской, посетил Палестину под предлогом паломничества. По его настоянию 3 патриарха - Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский,- собравшись во Св. граде в апр. 1443 г., выступили с осуждением унии и ее сторонника К-польского патриарха Митрофана II . Действительность Собора и аутентичность его актов ставились учеными под вопрос, однако не были опровергнуты. В то же время приписываемое Д. участие в аналогичном Соборе 1450 г. в К-поле, очевидно, не соответствует действительности, как и сам факт Собора. В Патриаршество Д. возобновились контакты Антиохийской и Грузинской Церквей: он поддерживал католикосов Зап. Грузии в их стремлении к автономии, увенчавшемся успехом при одном из преемников Д., Михаиле IV (см. в статьях Абхазский католикосат //ПЭ. Т. 1. С. 70 и Грузинская Православная Церковь //ПЭ. Т. 13. С. 213).tab Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 679. Лит.: Karalevskiy K. Antioche//DHGE. Vol. 3. Col. 632; Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 84-87; Nasrallah. Chronologie, 1250-1500. P. 28-31, 47-52; idem. Histoire. 1981. Vol. 3. T. 2. P. 72-75, 77-78; Рустум А. Церковь града Божия, Антиохии Великой. Бейрут, 1988. Т. 2. С. 370 (на араб. яз.). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии гимнографов ИОАНН МИНЧХИ груз. гимнограф и мелург (X в.), подвизался в груз. общинах лавры прп. Саввы Освященного и Екатерины вмц. мон-ря на Синае КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед КОНСТАНТИН [Константин Болгарский] (сер. IX - нач. X в.), еп. Преславский, переводчик, проповедник, гимнограф КУРДАНАИ груз. гимнограф (X в.), подвизался в груз. общинах Саввы Освященнного лавры в Иерусалиме и Екатерины вмц. монастыря на Синае МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений МИКАЕЛ МОДРЕКИЛИ (2-я пол. X в.), грузинский поэт-гимнограф, гимнолог, книжник, каллиграф, мелург, составитель и редактор Нового Иадгари НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОЛАЙ (Орбелиани) (1672-1732) митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель НИКОЛАЙ (Черкезишвили; † после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, грузинский гимнограф НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф ОВАННЕС ИМАСТАСЕР [Ованнес Саркаваг] (ок. 1045 - 1129), архим., арм. философ, богослов, педагог, космограф, поэт, гимнограф

http://pravenc.ru/rubrics/129693_2.html

Изречения из Св.Писания, Деяний Соборов и свв.отцев, о том, что Святый Дух исходит только от Отца, но не и от Сына Источник Скачать epub pdf СУММА ИЗРЕЧЕНИЙ О СВЯТОМ ДУХЕ, КОТОРЫЕ МЫ СОБРАЛИ, КАК ИЗ ПРОРОКОВ И ЕВАНГЕЛИЙ, ТАК И ИЗ АПОСТОЛОВ И СВЯТЫХ ОТЦЕВ, АВТОРИТЕТНО И ИСТИННО СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О ТОМ, ЧТО ДУХ СВЯТЫЙ ИСХОДИТ ТОЛЬКО ОТ ОТЦА, А НЕ – И ОТ СЫНА. 1. Давид говорит в псалме 32, 6: «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их». 2. В псалме 142, 10: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». 3. В псалме 138, 7: «Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу?» 4. В псалме 50, 13: «И Духа Твоего Святого не отими от мене». 5. В псалме 103, 30: «Послеши Духа Твоего и созиждутся». 6. В Исаия ( Ис.61, 1 ): «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенные сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение». 7. Из Евангелия от Матфея ( Мф. 10, 19–20 ): «Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете, дастбося вам в той час, что возглаголете: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас». 8. И немного далее ( Мф. 12, 28 ): «Аще ли же Аз о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас Царствие Божие». 9. Из Евангелия от Луки ( Лк. 11, 20 ): «Аще ли же о персте Божии изгоню бесы, убо постиже на вас Царствие Божие». 10. Из Евангелия от Иоанна ( Ин. 14, 16–17 ): «И Аз умолю Отца и Иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины». 11. И еще ( Ин. 14:26 ): «Утешитель же, Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, яже рех вам». 12. ( Ин. 15, 26 ): «Егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне». 13. ( Ин. 16, 7–8 ): «Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам. И пришед Он обличит мир о гресе и о правде и о суде». 14. ( Ин. 16:12–13 ): «Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Скачать epub pdf праве вере изложио у на сабору са Латинима 1 научен благочестивим догматима и у свему н Цркви, и исповедам да Бог и Отац беспочетан и безузрочан, и извор и узрок Сина и Духа: од се Син и од исходи Дух, и Син ништа не као ни Дух или (другим речима) су оба (αμα τους προοδους) и са другим, како уче богослови Оци. зато се и говори да Дух Свети исходи кроз Сина, са Сином, и као Син, мада и не на начин као Он. А за Сина не говори се да кроз Духа, да би име Сина показивало сходни однос (према Оцу), да се не помисли да Он Син Духа. За Духа се говори да (Дух) Сина зато што Му по природи и што се кроз и а Син нити нити се назива (Сином) Духа, по Ниском. Ако пак израз: кроз Сина исходи узрок Св. Духа), како то говоре нови (=новатари) богослови, а не то да Он кроз и се и уопште сапроисходи, и (συμπαρομαρτειν=као сапутник) са по Дамаскину, онда не би сви по реду богослови изричито изузимали од Сина узрок: извор, то узрок, надсуштаственог Божанства Отац, и тиме се од Сина и Духа» (Св. ареопагит ); а други: и извор Божанства Отац» (Св. ), узрок као што и безузрочан; пак говори: „Све што има Отац има и Син, осим узрока» бити узрочник – Св. Богослов); а четврти каже да и „не чине Сина узроком Духа» (Св. М ак сим ); а пети опет да узрочник Отац» (св. дамаскин ), и на другом месту: „Сина не називамо узрочником, ни Оцем», и опет на другом месту: „Оно што извору, узроку, – то припада Оцу». И Дамаскин, „кроз» (δια) у односу Сина, не би оно „од (εκ=из), кад говори у 8. глави свог „Не говоримо Дух од (εκ) Сина, но називамо Га Духом Сина и исповедамо да се кроз (δια) Сина и нама»; и у 13. глави он исти говори: „(Назива се) Дух Сина не као да од (εκ=из) него кроз од Оца исходи Отац узрочник». При пак Посланице он каже: „Дух воипостасни ипостасно и произашао од Оца (εκπορευμα και προβλημα του Πατρος), кроз Сина пак, но не од Сина, Дух уста Реч (Логоса)». У беседи пак на боготелесни погреб он вели: „Дух Свети Бога и Оца, као од се назива да и (Дух) Сина, као кроз и даван твари, али не од Очевидно да предлог „кроз» (δια), тамо где Он узрочно посредништво и ближи узрок, како желе Латини, свакако тада по са предлогом „од» (ек=из), и друго у употреби, као нпр.: «Добисмо човека кроз Бога» (1 4, 1), то „од Бога»; или: «муж кроз жену» ( Гал.4:4 ), то „од жене».

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Так обстояли дела, когда после смерти Вриенния православное духовенство и народ стали упорно искать на горизонте нового хранителя Православного учения, дабы возложить на его плечи всечестной Ковчег своих священных традиций. И этот хранитель нашелся в лице скромного и ведущего аскетическую жизнь монаха из Манганского монастыря, в миру Мануила Евгеника, в церкви же нареченного Марком, – исполненного святости и мудрости («внутренней и внешней»), обращенного к идеалам монашества и живущего ими. Святой Марк Евгеник родился в 1392-м году от Р. Х. в семье благочестивых и верующих родителей: Георгия, старшего судьи, сакеллария и диакона при храме Святой Софии, и Марии, дочери благочестивого врача Луки. Он был из аристократической семьи, от чего происходит и его фамилия – Евгеник (от греческого слова ευγενικς – благородный). Благодаря своим многочисленным дарованиям он получил блестящее богословское и философское образование и учился у самых знаменитых учителей своей эпохи, одним из которых был математик и философ Георгий Гемист Плифон. Сам св. Марк был превосходным учителем риторики, и среди его учеников был Георгий (а в монашеском постриге – Геннадий) Схоларий, первый Патриарх после падения Константинополя. В возрасте 25 лет он принял монашеский постриг в обители на острове Антигони. Позднее был рукоположен во диакона и во иерея, а в 1436-м году – во епископа. Все восхищались святой жизнью Марка Ефесского и его блестящим образованием, а также тем, что он исповедовал неповреждённое догматическое учение. Показателем уважения, которым пользовался св. Марк, было не только то, что его избрали одним из членов Византийской делегации, направленной на Феррарский собор, но и то, что он участвовал в нем от имени сразу трех Патриархатов: Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Святость и мудрость св. Марка были признаны всеми, равно как и его адамантовая твердость в вере и православный образ мыслей! Святость и мудрость св. Марка были признаны всеми, равно как и его твердость в вере

http://pravoslavie.ru/137043.html

В окт. 1437 г. И. П. возглавил визант. делегацию, к-рая отправилась в Италию на Собор. В состав делегации входило до 800 чел. Среди них - 20 архиереев, в т. ч. патриарх К-польский Иосиф II, митрополиты Марк Евгеник Эфесский, Виссарион Никейский, Антоний Ираклийский, Исидор Московский, еп. Авраамий Суздальский, 3 монаха со Св. Горы Афон, монахи - представители патриархов Александрии, Антиохии и Иерусалима, представители Валахии и Грузии, клирики ведомства Великой ц., чиновники имп. канцелярии, в т. ч. протосинкелл Георгий Мелиссин, секретарь И. П. Георгий Схоларий (см. Геннадий II Схоларий ), Георгий Гемист Плифон , Иоанн Аргиропул , брат И. П. деспот Димитрий. Собор в Ферраре был открыт 8 янв. 1438 г. Визант. делегация прибыла в нач. апр. 9 апр. состоялась 1-я совместная сессия в присутствии И. П., папы Евгения и патриарха Иосифа. В ходе длительных заседаний подробно рассматривались все богословские и литургические разногласия православных и католиков; большинство разногласий были расценены как несущественные препятствия для церковного единства. На заседании 8 окт. 1438 г. было решено обсуждать проблему Filioque ; участникам Собора она представлялась наиболее важным вопросом, к-рый должен быть решен перед заключением унии. В янв. 1439 г. из-за угрозы распространения чумы Собор был перенесен во Флоренцию. На Соборе И. П. выступал как один из наиболее последовательных сторонников заключения соглашения с католиками, оказывал давление на своих архиереев, добиваясь их согласия, не обращал внимания на уступки, к-рые приходилось делать визант. делегации ради соглашения. 10 июня 1439 г. умер патриарх Иосиф, поддерживавший И. П. и смирявший мн. членов делегации. 5 июля 1439 г. соглашение было достигнуто. Оно предполагало признание греками Filioque, примата папской церковной власти и католич. учения о чистилище. В то же время сохранялись все прежние права и привилегии вост. патриархов и архиереев, признавались законными традиции причащения как на опресноках, так и на греч. квасном хлебе. Однако смерть патриарха Иосифа, а также условия заключенного соглашения вызвали раскол среди византийцев: митр. Марк Евгеник и неск. др. церковных деятелей отказались его подписать. Деспот Димитрий также не принял унии и покинул Флоренцию после Собора вместе с Георгием Схоларием и Плифоном. В 1442 г. патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима выступили на Соборе с осуждением унии и отказались ее принимать. В Византии большинство общества выступило против унии; пролат. партия И. П. оказалась в изоляции. Ряд архиереев отказались от предложений И. П. занять К-польский Патриарший престол.

http://pravenc.ru/text/469766.html

По повелению Императора и Патриарха Константинополя собравшимися архиереями были избраны следующие участники будущего Собора в Италии: священный Марк Евгеник, который был назначен экзархом Константинопольского Собора, Антоний Ираклийский, Дорофей Трапезундский, Митрофан Кизический, Макарий Никомидийский, Виссарион Никейский, Дионисий Сардский, Игнатий Тырновский, Досифей Монемвасийский, Мефодий Лакедемонский, Иоасаф Амасийский, Дорофей Митиленский, Исаия Ставрупольский, Дамиан Молдовлахийский, Нафанаил Родосский, Матфей Меленикский, Досифей Драмаский, Геннадий Ганский, Каллист Дристраский, Софроний Анхиальский, Исидор Московский и всея Руси ещё с одним епископом, и Георгий с одним епископом, а прочие остались в Константинополе. А из должностных лиц Церкви были избраны: великий скевофилак диакон Феодор Ксанфопул, великий хартофилак и архидиакон Михаил Вальсамон, великий экклесиарх и дикеофилак Сильвестр Сиропул, протекдик диакон Георгий Каппадокийский, великий сакелларий Манукил Хрисокока, номофилак Иоанн Евгеник и все прочие важнейшие должностные лица, за исключением заболевшего Иеромнимона. Вместе с Императором отправились его брат Димитрий и другие члены синклита, а также мудрецы Георгий Гемист из Лакедемона, Георгий Схоларий из Константинополя и Георгий Амируджа из Трапезунда. Однажды Патриарх беседовал в собственных покоях с некоторыми церковными должностными лицами. Сиропул об этом рассказывает так: «Говорят, что будет Собор в Италии, и отправятся наши так, и будут стойкими на Соборе, и будут иметь подъёмные, подорожные и суточные выплаты. Но как только мы получим ежедневную поддержку от них, то мы будем уже рабами и наёмниками, а они – господами. А раб должен творить волю своего господина, а всякий наёмник – делать работу нанявшему его. Тот, кто кому-то платит, именно для того даёт оплату, чтобы оплачиваемый исполнял всё, что повелит ему нанявший его, а если он не исполнит, то и платы не получит. А если они не будут нам выдавать средства, то что мы сможем поделать? И если они не примут на себя расходы на наше возвращение, то что будем делать тогда? Зачем малочисленным чужестранцам, нищим, отправляться к многочисленным, богатым, гордым, на своём месте пребывающим, и идти к ним в рабство? Если мы собираемся спорить о вере и благочестии и наставлять их, то это не будет добрым делом. А потому не будет, что, как я думаю, это никак не сложится в нашу пользу» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

занимает важное место в наследии И. Е.; именно с нее И. Е. начинает лит. деятельность. В этом жанре преуспели и его отец Георгий Евгеник, и брат свт. Марк. Перу И. Е. принадлежат каноны мч. Евгению Трапезундскому (вместе с самогласнами), св. Иоасафу, благодарственный канон Божией Матери за спасение от кораблекрушения, службы свт. Николаю Мирликийскому и свт. Спиридону Тримифунтскому, мч. Философу, стихиры 8 гласов, предназначенные для пения на погребении епископов, монахов и священников, и др. (издания и рукописи см.: Stiernon. 1974. Col. 502). Однако наибольшую ценность имеет составленное И. Е. Последование в честь свт. Марка Эфесского ( P é trid è s. 1910). Входящий в Последование синаксарь является одним из основных источников биографии свт. Марка. И. Е. также принадлежит ряд молитв, 5 из к-рых были изданы прп. Никодимом Святогорцем: «К Св. Единосущной Троице» (Επιτομ κ τν προφητανακτοδαβιτικν ψαλμν. Κωνσταντινοπολις, 1799. Σ. 87-88), «К Человеколюбивому Богу и Отцу» (Ibid. Σ. 124-127), «К Господу Иисусу Христу» (Ibid. Σ. 143-146), «К Св. Духу» (Ibid. Σ. 107-110), «К Богородице» (Ibid. Σ. 74-76). Молитвы «К свт. Иоанну Златоусту» (написана по просьбе благочестивого христианина) и «К св. мц. царице Александре Римской» (составлена от лица, носящего имя святой) сохранились в рукописи Paris. gr. 1275. Fol. 395-395v (о др. рукописях см. также: Stiernon. 1974. Col. 503). Риторические произведения И. Е. включают в первую очередь «царские речи», эпитафии, монодии и экфрасисы. Именно в них более всего проявилось лит. мастерство И. Е. Число риторических произведений И. Е. весьма значительно - 8 «царских речей», 5 монодий, 5 эпитафий, 6 экфрасисов. Все они изданы С. Ламбросом, кроме «Монодии на падение Фессалоники», сохранившейся лишь частично (фрагмент содержится в ркп. Ath. Vatop. 461). Речи И. Е. посвящены членам правящего дома Палеологов. Эти речи можно разделить на богословские и утешительные. Богословские речи выделяются в отдельную подгруппу на основании их содержания.

http://pravenc.ru/text/471171.html

Время последних двух лет жизни Святителя, это было время темной ночи, повисшей над Православием (как писал св. Марк Георгию Схоларию, говоря: “до сих пор заключенная ими Уния объемлет мраком Церковь ”), хотя уже и были на лицо признаки зари, и Святитель знал, что та борьба, во главе которой он стоял, вела к победе – ибо это была борьба за Истину, которая – непобедима! Однако, он знал, что победа сама по себе не придет, и требуется еще много и много труда за Православие, труда напряженнаго, горения неугасающего ни на минуту, и к тому же – борьбы длительной и опасной. А он – воевода борьбы, шедший во главе воинства, уже едва шел, истощенный болезнью и измученный людскими кознями. Но сила Господня совершается в немощи! О самой кончине святителя у нас больше сведений, чем о двух последних годах его жизни. Великая и жестокая борьба за Православие, одиночество в этой борьбе, государственные и церковные репрессии, которым подвергался Святитель, а главное – его горение, его непрестанная печаль о Церкви: все это не могло не иметь гибельных последствий для хрупкого и немощного телесного сосуда Святителя, в котором покоился дух, подобный пророку Илии по ревности о Бозе, или же духу великого основателя Ефесской Церкви, Апостола Павла, по его попечению о всех Церквах. При пламенном духе было немощно тело, изнуренное непосильной борьбой со смертельным недугом рака, подвигами и богословскими трудами. Уже на Соборе во Флоренции он был тяжко болен, а после него окончательно надорван и измучен. Недолго прожил он после возвращения из ссылки. Смерть его наступила 23-го июня, как нам сообщает Иоанн Евгеник в своем синаксаре Святителю, а год его кончины, согласно неопровержимым доказательствам Mgr. L. Petit, следует относить к 1444 году. 694 · Ошибочно утверждали архиепископ Черниговский Филарет 695 и А. Норов 696 , что св. Марк Ефесский умер много позднее: первый говоря о 1452 г., а второй говоря, что св. Марк скончался уже после падения Константинополя. Их утверждения и голословны и ошибочны.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Да, действительно, у свт. Марка была иная система ценностей. До сих пор часто можно услышать обвинения в фанатизме и ультраконсерватизме, высказываемые либеральными историками и богословами в его адрес. Современный римо-католический историк, несомненно, выразил широко распространенное мнение, когда написал следующие слова: «Если бы можно было выделить одну-единственную причину неудачи Флорентийского собора, то ей является Марк Евгеник - митрополит Эфесский». И тем не менее свт. Марк искренне стремился к единству - иначе он не поехал бы на собор. Но он также был убежден, что для достижения единства Рим должен уступить по ряду пунктов - в частности, отказаться от односторонних нововведений, таких, как незаконная интерполяция filioque в Символ веры и новое схоластическое учение о чистилище. И он был глубоко разочарован увиденным во Флоренции. Св. Марк отказался подписать унию 1439 г. и по возвращении в Константинополь стал лидером православных. После кончины свт. Марка в 1445 г. это лидерство перешло к его ученику Георгию Схоларию. 3. Один из главных источников знаний о соборе - мемуары диакона Сильвестра Сирополуса, великого экклесиарха храма св. Софии Константинопольской. В них можно найти не только рассказ о самом соборе, но и множество бытовых сведений и других весьма характерных зарисовок, сделанных на редкость приметливым наблюдателем и участником событий. Как греческие, так и латинские стенограммы собора были утеряны. Имеется лишь их реконструкция, сравнительно недавно (1953 г.) созданная иезуитским историком Дж. Гиллом. Из современных собору источников можно указать еще на его историю, написанную ревностным униатом - Дорофеем, митрополитом Митиленским (он даже получил денежное вознаграждение от папы за свой труд), и автобиографическое сочинение свт. Марка Эфесского «Изложение Святейшего Митрополита Эфесского о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции». Собор долго не мог начаться. Хотя официальное его открытие состоялось 9 апреля 1438 г. (через месяц после того, как византийцы прибыли в Феррару), император немедленно запросил отсрочки, чтобы дождаться прибытия светских правителей. Кроме того, задерживали вопросы протокола, например, кто должен созывать собор - папа или император? Чей трон должен быть выше? Папа с самого начала потребовал, чтобы патриарх Иосиф при первой встрече поцеловал бы ему туфлю по латинскому обычаю, и только после твердого отказа греческой стороны снял свое требование.

http://sedmitza.ru/lib/text/434829/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010