Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МАРИЯ КЛЕОПОВА (I в.), ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. в Неделю св. жен-мироносиц; пам. греч. 23 мая; пам. визант. 30 июня) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАРК († после 1630), Белавинский, основатель Белавинского в честь Богоявления муж. мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРК прп., Киево-Печерский, Гробокопатель - см. в ст. Марк, Феофил и Иоанн, преподобные, Киево-Печерские МАРК (кон. XIV - 1-я пол. XV в.?), прп. (пам. 29 марта, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских преподобных), Псково-Печерский МАРК прмч. Синайский (пам. 14 янв., в Соборе Синайских преподобных) - см. в ст. Синайские и Раифские преподобномученики МАРК (Махров Михаил Емельянович; 1875-1937), мон., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский

http://pravenc.ru/rubrics/122336_61.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ [в миру Иоанн Владинтер; греч. Ιωννης Βλαδντερος] ( 1437), митр. Эфесский, визант. церковный дипломат и писатель. Хотя сведения о жизни И. чрезвычайно скудны, однако А. Коракидис ( Κορακδης . 1992. Σ. 21-63) убедительно показал, что дипломат Иоанн Владинтер «с Пелопоннеса» (PLP, N 2780) и «великий протосинкелл и иеромонах» Иоасаф, сведения о церковно-дипломатической деятельности которых содержатся в «Воспоминаниях» о Ферраро-Флорентийском Соборе Сильвестра Сиропула ( Laurent. 1971),- одно и то же лицо. И. род. в посл. четв. XIV в. на п-ове Пелопоннес и в молодом возрасте поступил на службу к морейским деспотам. И., владевший латынью, участвовал в ряде дипломатических посольств на Запад (в 1418 в Констанц, в 1419 и 1421 во Флоренцию). В 1423/4 г. принял монашество c именем Иоасаф, был рукоположен во иерея. В 1423-1431 гг. пребывал в К-польском мон-ре Продрома, в 1431 г. стал его настоятелем и оставался им до 1433 г., когда был возведен в сан митрополита Эфесского. Сильвестр Сиропул сообщает, что И. входил в состав посольств к папам Мартину V и Евгению IV , к-рые вели переговоры о созыве Собора с целью объединения Западной и Восточной Церквей. В 1435 г. И. вместе с митр. Антонием Ираклийским представлял архиереев на переговорах в К-поле с послами Базельского Собора (1431-1449), на к-рых обсуждался принятый в Базеле декрет о созыве Вселенского Собора; И. принял участие в написании нового варианта введения к декрету. В 1436 г. И. был назначен местоблюстителем Антиохийского патриарха на предстоящем униональном Соборе. В апр. следующего года И. умер, его преемником на кафедре Эфесской митрополии по настоянию имп. Иоанна VIII Палеолога стал свт. Марк Евгеник . Все 6 сохранившихся сочинений И. изданы (см. наиболее полное критическое изд.: Κορακδης . 1992. Σ. 21-63). 2 сочинения принадлежат времени, когда И. был мирянином: «О характере [надгробной] речи» (Περ το χαρακτρος το λγου) Мануила II Палеолога его брату деспоту Феодору I Палеологу (1-е изд. С. Ламброса в: Λμπρος Σ. Παλαιολγεια κα Πελοποννησιακ. Αθναι, 1926. Τ. 3. Σ. 8) и «Надгробные стихи к Иоанну Нотаре» (1-е изд.: Acconcia Longo. 1977). Остальные сочинения были написаны после 1424 г.: «Толкование молитвы «Всесвятая Троица» (Παναγα τρις)», ок. 1424; гомилия на «Свете тихий» (Θς λαρν), сопровождается пространным посланием к некоему «монаху Нилу», между 1424 и 1431 гг.; «Вопросоответы к Георгию Дразину», ок. 1430 г. (1-е изд.: Алмазов. 1903; дополнения: Бенешевич. 1904).

http://pravenc.ru/text/578076.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство МАКСИМ († 11.11.1433 (1434?)), блж., Христа ради юродивый, Московский (пам. 11 нояб., 13 авг.- обретения мощей, в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАЛЫШЕВ Иван Матвеевич (кон. янв. 1802 - 1880), , ведущий иконописец Троице-Сергиевой лавры 2-й пол. XIX в., руководитель и преподаватель лаврской Иконописной школы, хозяин собственной иконописной мастерской МАНГО Манго (Мэнго) Кирилл (Сирил) Александрович (род. 14.04.1928), брит. византинист, филолог, исследователь истории визант. лит-ры, архитектуры, искусства, эпиграфики и археологии, издатель исторических источников по разным аспектам визант. культуры МАНДОРЛА в вост. и зап. христ. искусстве условная изобразительная форма сияния вокруг фигуры Иисуса Христа МАНИ историческая область на юге Пелопоннеса, известная наличием большого количества визант. церковных памятников МАНУИЛ ЕВГЕНИК греч. художник к-польского происхождения, в 80-90-х гг. XIV в. работал над росписью собора Христа Спасителя в Цаленджихе МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), затворник, в Дальних пещерах почивающий, прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский

http://pravenc.ru/rubrics/123062_46.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия (см. также " Общая история Церкви " ) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАРИ ИБН СУЛЕЙМАН (XII в.), восточносир. арабо-христ. писатель к-рый участвовал в составлении объемной богословской энциклопедии «Книга башни» МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МЕЛЕТИЙ ГАЛИСИОТ [Мелетий Исповедник] (ок. 1209 - 1286), автор богословских и аскетических сочинений, прп. (пам. греч. 19, 21 янв.) МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 1826-1898), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист

http://pravenc.ru/rubrics/122392_7.html

Скачать epub pdf Свидетельствую и торжественно объявляю касательно владыки Схолария, что я его знаю с самаго нежнаго возраста его, что я привязан к нему дружбою, что я люблю его, как моего сына, как моего друга, – хотя некоторыя изменения в наших взаимных дружественных отношениях могут быть припомянуты. Живя безпрестанно вместе с ним, даже до сего часа, когда я чувствую приближение моей кончины, я вполне знаю силу его ума, его мудрость, силу его речи; и поэтому я уверен, что из всех, находящихся в это время лиц, он один в состоянии подать руку помощи Православию, обуреваемому от пытающихся потрясти чистоту догматов; он один, с помощию Божиею, в состоянии оградить Церковь и укрепить Православие, пребывая верным и не скрывая светильника под спудом. Я не могу думать, чтобы внутреннее сочуствие или заглушение гласа совести было причиною того, что он не с свойственным ему рвением и усердием ратовал за Церковь , видя ее осаждаемою волнами, когда Вера была потрясена бурею и когда он знал, что ему предлежало защищать ее, – причиною тому была только одна слабость человеческая! Кто мудр, как он, тот не может не видеть, что разрушение вселенскаго Православия разрушает все! – Быть может, в это прошедшее время, он считал достаточным для того заступничество некоторых других и всего более мое, – и поэтому он не проявил себя явным защитником истины, и, без сомнения, удержан был некоторыми временными обстоятельствами или мирскими соображениями; но я ничего не сделал, или весьма малым способствовал для защиты Церкви, не имея ни достаточнаго могущества слова, ни сил, – а теперь я прихожу к истлению – и что может быть ниже истления! Если он мог тогда думать, что мы одни были в состоянии оградить Церковь и считал безполезным сам предпринять то, что могли совершить другие, – то ныне, когда я уже готов отойти от сего мира, я не вижу кроме его никого другаго, кто бы мог, как я думаю, заменить меня для защиты Церкви, святой Веры и догматов Православия, и, по сей причине, я поручаю это дело ему. Будучи не токмо призван, но и понужден настоящими обстоятельствами, да воспламенит он искры благочестия, живущия в нем, и да ратует за святую Церковь , за правоверие, – и да приведет, с помощию Божиею, к желаемому концу то, что я не мог довершить сам. Так, он успеет в этом, по благости Божией, при свойственной ему мудрости и с тем даром красноречия, которым он обладает, – если эти дары будут им употреблены в надлежащее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

святитель Марк Евгеник, митрополит Эфесский (1392–1444) Труды на иностранных языках Догматико-полемические труды Литургика Нравственно-аскетические труды Автобиографические сочинения Послания святитель Марк Евгеник, митрополит Эфесский Участник Ферраро-Флорентийского Собора, византийский богослов, полемист и гимнограф. Главный противник Флорентийской церковной унии. Родился в Константинополе, в семье диакона Великой Церкви Георгия. Получил домашнее образование, в 13 лет продолжил обучение у Плифона – знаменитого преподавателя философии того времени. В 24 года стал диаконом и саккеларием Св. Софии. Император Мануил II сделал его своим советником, но скоро он покинул столицу и принял монашество. Спасаясь от наступающих турок, он возвращается в Константинополь, где становится своего рода богословско-философским консультантом императора Иоанна VIII. В 1437 году становится епископом Эфесским и в этом же году оправляется на собор, вошедший в историю как Ферраро-Флорентийский . Собор начался 9 апреля 1438 года, причем св. Марк был уполномочен представлять греческое богословие пред лицом католиков. По его мнению, настало время восстановления единства Церкви и детального рассмотрения вопросов вероучения. Однако свободного обсуждения на соборе не вышло – греки были поставлены перед необходимостью принятия господствовавшего на Западе учения. Поэтому он начинает защищать Православное богословие, что выразилось в написании ряда трактатов, критикующих католиков: «Десять аргументов против существования чистилища», «Сумма изречений о Святом Духе» , «Главы против латинян» , «Исповедание веры» и «О времени пресуществления» . Под сильным давлением императора, греческая делегация, кроме Марка Эфесского подписывает унию «Laetentur coeli». Возвращение в Константинополь было безрадостным, фактически сразу после прибытия, подписавшие унию иерархи, кроме немногих сознательных ее сторонников, отказались от своих подписей. 15 мая 1440 года он уезжает в Эфес, где пытается наладить церковную жизнь под властью турок, оттуда же продолжает противодействовать унии, чем вызывает гнев Иоанна VIII. Как только святитель оказался на византийской территории, он был арестован. Однако, даже из-под стражи продолжал полемику с унией. В 1442 году он был освобожден и вернулся в Константинополь. Скончался он в 1444 году после тяжелой болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРК ЕВГЕНИК Свт. Марк Эфесский, попирающий папу Римского. Роспись собора Вознесения мон-ря Эсфигмену на Афоне. 1-я четв. XIX в. Свт. Марк Эфесский, попирающий папу Римского. Роспись собора Вознесения мон-ря Эсфигмену на Афоне. 1-я четв. XIX в. (Вероятные годы жизни 1394-1445), свт. (пам. 19 янв.), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф. Источники Важный источник сведений о М. Е.- его «Синаксарь», написанный его братом Иоанном Евгеником в составе «Последования» в честь М. Е. Он известен в 2 редакциях, первая из к-рых сохранилась в рукописи Paris. gr. 1295 и была издана С. Петридисом (редакция P), а вторая сохранилась в рукописях Ath. Iber. 388 и Oxon. Bodl. Baroc. 216 и была издана Л. Пти (редакция IB). Последняя версия содержит несколько более детальный рассказ о молодых годах М. Е., чем первая. Так, именно из нее известно, что его учителями были Иоанн Хортазмен и Георгий Гемист Плифон , что его учеба пришлась на царствование Мануила II Палеолога и что он был пострижен в монашество на о-ве Антигона. Согласно редакции IB, М. Е. после кончины отца стал его преемником в руководстве школой, а впосл.- советником имп. Мануила II. В редакции P порядок событий иной - М. Е. сначала становится приближенным императора, а уже потом наследует отцу в руководстве школой и входит в состав клира. Эта версия «Синаксаря» содержит ряд отсутствующих в др. редакции сведений о последних годах жизни М. Е. По мнению Пти, обе редакции отражают разные стадии авторской работы над текстом и окончательной является изданная им версия; эту т. зр. принял Дж. Джилл. Возражая ей, Э. Минева предположила, что меньшее внимание к молодым годам М. Е. в версии P объясняется тем, что после падения Византии многие давние события потеряли значение. По мнению исследовательницы, в обстановке общей катастрофы требовалось прежде всего запечатлеть образцы героического поведения, которые обнаруживались именно в последний период жизни М. Е. Этими мотивами Минева объясняет содержащиеся в редакции P намек на чудо, совершенное М. Е. при осаде Лемноса турками, и подробное описание страданий, пережитых им во время агонии. Как отмечает Минева, изменению ситуации соответствует и замена в просительных канонах Одигитрии слов, относящихся к имперской столице и императору, на более общие понятия.

http://pravenc.ru/text/2562254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский. Портрет Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский. Портрет [греч. Γεννδιος Σχολριος; в миру Георгий Куртесий - греч. Κουρτσης, Κουρτσιος] (1403/05, К-поль - 1472/73, мон-рь Продрома близ Серр), патриарх К-польский (6.01.1454 - май 1456; 1463; авг. 1464 - авг. 1465), первым занявший эту кафедру после падения Византийской империи. Выдающийся визант. богослов, писатель и общественный деятель. Родом из богатой семьи Куртесиев; прозвище Схоларий, возможно, говорит о его ученых занятиях, хотя не исключено, что это фамильное имя. Учителями Георгия были свт. Марк Евгеник (c 1437 митр. Эфесский), Иоанн Хортазмен , Иосиф Вриенний и Макарий Макрис ; он изучал логику, физику и право, самостоятельно занимался философией (отдавая предпочтение трудам Аристотеля), лат. языком. В нач. 30-х гг. XV в. Георгий Куртесий открыл в К-поле собственную школу, написав неск. учебников, в т. ч. «Грамматику» в 2 ч. (Œuvres. T. 8. P. 351-498). Среди его наиболее талантливых учеников были Феодор Софиан (его племянник) и Матфей Камариот . Георгий Куртесий вступил на поприще гос. деятеля, став членом синклита и одним из 4 «вселенских судей ромеев» (1437-1447). В 1443-1452 гг. он занимал пост «вселенского учителя», регулярно произнося торжественные проповеди по поводу церковных праздников (Ibid. T. 1. P. 1-240). В качестве секретаря имп. Иоанна VIII Палеолога принял участие в подготовке унии Церквей, предложив программу всестороннего обсуждения спорных богословских вопросов. В составе визант. делегации принял участие в Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439), где в отличие от Марка Евгеника поддержал унию, произнеся в ее защиту неск. речей (Ibid. P. 295-375); их подлинность ставилась под сомнение, однако веских аргументов против их принадлежности Г. С. нет ( Tinnefeld. P. 493). Как советник императора, он не скрывал политической подоплеки своей позиции на Соборе: объединение необходимо для того, чтобы спасти К-поль; богословским основанием для этого должна служить истина веры. Уния виделась ему как догматическое объединение, а не «икономическое» примирение (δογματικ νωσις ... οκ ερνη οκονομικ - Ibid. T. 1. P. 306-325). Впосл. Г. С. так объяснял логику, к-рой он руководствовался в этот период: «Я не отрицаю, что желал объединения с латинянами… Я не был настолько глуп, чтобы не желать этого, однако я искал единства, основанного на истине… Что же касается латинян, то я уже давно отверг их учение и вернулся к учению наших отцов, к-рого прочно придерживаюсь, готовый скорее лишиться всего, чем отказаться от него, поскольку убежден, что не существует ничего более согласного с истиной» (Ibid. T. 3. P. 23).

http://pravenc.ru/text/162102.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Марк Эфесский, святитель (1392 – 1444 гг.) – Марк (или Мануил) Евгеник, митрополит Эфесский, единственный участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший унию. Марк Евгеник получил домашнее образование, изучал риторику и математику. Продолжил обучение у двух знаменитых профессоров того времени: риторику изучал у Иоанна Хортасмена, а философию у Георгия Гемиста Плифона (того самого, который затем возродит язычество). В раннем возрасте Марк занял должность отца при храме Святой Софии, а в 24 года получил звание «Вотария Риторов». Покинув пост советника императора Мануила II постригается в монахи. Марк становиться митрополитом Эфесским и в этом качестве едет на Ферраро-Флорентийского собор, созванный для воссоединения православных и католиков. В результате все православные представители, кроме Марка Эфесского, приняли Унию, пойда на вероучительные уступки. Марк Эфесский писал о Ферраро-Флорентийском соборе: «одни слова сменялись другими, и речь рождала речь, как это в их обыкновении; и ничем сколь-нибудь большим их истина не доказала свою силу, хотя они много излили чернил ради себя и многословиями прикрывали её […] я же, с тех пор отмежевавшись от них, ушёл в самого себя, для того, чтобы непрестанно согласуясь со святыми моими Отцами и Учителями, всем сделать известным мое воззрение чрез это мое писание, дабы (всякому) желающему было бы возможно взвесить: […] я не принял заключенную Унию.» Когда папе Евгению IV с торжеством представили Акт унии, подписанный греческими представителями, он спросил: «А подписал ли Марк?», и узнав о том, что подписи Марка нет, с горечью воскликнул: «Итак, мы ничего не сделали!». Марк Эфесский пишет множество полемических трудов против Унии, становиться лидером антиуниатской оппозиции. За своию непримиримость Марк Эфесский был заключен на два года в тюрбму. Перед смертью завещал патриарху Георгию Схоларию продолжать борьбу. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/mar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МАРКЕЛЛ (Шаврин Михаил Луппович; 1871-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) МАРКОВ МОНАСТЫРЬ женский, во имя вмч. Димитрия Солунского, Скопской епархии не признанной православным миром Македонской Православной Церкви МАРОНИТЫ приверженцы вост. христианства, выделившиеся в особую этноконфессиональную группу среди населения Сев.-Зап. Сирии и Сев. Ливана МАРТВИЛИ (Чкондиди), муж. монастырь с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (VII в. с переделками X в.), резиденция архиерея Чкондидской епархии МАРТИН [Мартин Бракарский, Думийский] († 20 апр. 579/8), еп. Бракары Августы (ныне Брага, Португалия), противник арианства, св. (пам. зап. 20 марта; перенесение мощей 22 окт.) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИН ИЗ ОПАВЫ Мартин из Опавы [Мартин из Троппау, Мартин Поляк] (ок. 1220 - 1279), монах-доминиканец, церковный хронист МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МАРТИРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), диакон, в Дальних пещерах почивающий МАРТИРИЙ (XIII-XVII вв.), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник

http://pravenc.ru/rubrics/121236_167.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010