Того ж году генваря в 20 день сказана быть по указу великого государя в воеводах: в Велики Новгорот изо Пскова боярину князь Михайлу Андреевичю Голицыну полковым и осадным; Во Исков осадным околничему князь Григорью Афанасьевичю Козловскому: А из Великого Новаграда осадному воеводе боярину Василью Семеновичю Волынскому указал велики государь быть к Москве. И генваря в 24 день отказона им. Того ж году генваря в 25 день сказан воеводы осадным: Велики Новгорот боярину Ивану Васильевичю Бутурлину; А бояри[н]у Василью Семеновичю Волиньскому велено быть по прежнему к Москве. А Новогоротцкой полк велено ведоть и Псковской во Пскове боярину князь Михайлу Андреевичю Голицыну. Того ж году генваря в 27 день сказоно в воеводы с Козанским полком в Синбирск боярину Петру Васильевичю болшему Шереметеву. Того ж году генваря в 29 день сказано по указу великого государя строить городы в Дауры и в Селегинской и в Болбожинской и Сибирским полком на Китайцы думному дворенину Кирилу Осиповичю Хлопову, а с ним велено быть всем Сибирской земли городом всяким служивым людям конным и пехоте. Того ж году февраля в 5 день было постановления в орхиепискупы во Тверь и в Кашин; А ставили ис Торшка Борисоглебскова и преподобного Ефремя Новоторжского чудатворца манастира архимандрита Сергия. А ставили в соборной и опостольской церкви; А ставил его в орхиепискупы светейшее Иоаким патриярх Московски и всеа Руси. А на постановлени были власти. Митрополиты: Карнили Новгоротцки и Великолуски, Никифор Астрахански и Терски, Иона Ростовски и Ерославски, Маркел Псковски и Зборски, Семеон Смоленски и Доргобужски, Версунофей Сарски и Подонски, Филарет Нижегоротцки и Олаторски, Павел Резански и Муромски; Архиепискупы: Илорион Суздолски и Юрьевски, Симон Вологотцки и Белозерски, Никифор Коломенски и Коширски; Епискуп: Иона Вятцки и Великопермьски; Архимандриты: Чудовской, Юрьевской из Новагорода Андроньевской, Савинской, Футинской, Калязинской; Игумны: Знаменской, Угрежской, Златоустовской, Навинской, Данской, Спаса-новой,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1900 г. церковь посещали уже 521 лицо мужского пола и 534 женского, в 1912 г. соответственно 564 и 562. Приход жил и развивался тщанием прихожан. В 1887 г. церковным старостой при Успенской единоверческой церкви был Балакин Иван Иванович. С 1908 г. эту должность занимал подрядчик Режевского завода, мой прадед, Ушаков Андрей Михайлович. В 1905 г. в состав церковно-приходского попечительства входили: председатель – священник Адриан Старцев; члены – диакон Николай Дягилев, Павел Старченков, Иван Байбородин, Андрей, Евсей, Стефан и Антон Ушаковы, Тимофей Голдобин, Афанасий Козасников, Илья Крякунов, Федор Лебедев, Никита Плохих, Тит, Платон и три тезки Ивана Пузановых, Александр, Павел и Петр Ермаковы, Петр Круглов, Павел Острокопытов, Александр, Павел и Петр Карташевы, Иван Бобылев, Моисей, Рафаил, Николай, Михаил и Ксенофонт Четверкины, Михаил, Григорий и Василий Чернышевы, Георгий и Семен Лабырины, Николай и Василий Плотниковы, Никифор, Маркел, Сергей, Петр и Иларион Морозовы, Михаил Песков, Петр Новгородцев, Евлампий Гомаков и Михаил Астраханцев. После революции 1917 г. храм ещё служил прихожанам 18 лет. В архивном отделе Администрации Режевского городского округа имеются дела по закрытию этой церкви, сохранившие для нас имена активистов прихода. В 1921 г. священником был Михаил Хлопотов. Казначеем церкви был плотинный мастер Иван Григорьевич Байбородин, председателем церковного совета Николай Моисеевич Четверкин, секретарем Иван Рафаилович Четверкин, членами – Василий Порфирьевич Плотников, Иасаф Федорович Песков, Александр Моисеевич Четверкин, Петр Дементьевич Крякунов. В 1927 г. священником был Александр Иванович Максимов, причетником Петр Демьянович Крякунов, сторожем Екатерина Григорьевна Пузанова. Церковным старостой был Степан Дмитриевич Пузанов, председателем церковного совета Михаил Никифорович Чернышев, членами совета – Павел Прокопьевич Пузанов, Иван Павлович Карташев, Михаил Иванович Макурин. Прихожан по списку числилось 124 человека. В 1930 г. в документах церковь уже перестала быть единоверческой и называется православной патриаршей.

http://sobory.ru/article/?object=49317

Звяга, Звягин : кн. Семен Васильевич Звяга Ростовский, боярин, 1550 г.; Охлопко [слг. Охлопко] и Будиха [см. Будиха] Микулиничи Звягины, 1568 г., Ярославль [см. Бобай] Звяга – собачий или лисий лай; звягливый – бестолковый крикун; звяга – нелепые речи (зап. рус.) Звягинцев Третьяк [см. Третьяк], царский певчий, 1573 г. Згабнев ( Згибнев ) Семен, 1586 г., Арзамас Згнетнев Василий, крестьянин, 1624–1660 гг., Курмыш Здешний , помещик, конец XVI в., Мещерский уезд Здышков Федор, земский староста, 1640 г., Белоозеро Зевака , крестьянин, 1545 г., Новгород Зевалов Поспел [см. Поспел] Юрьевич, 1585 г., Тверь Зевень , крестьянин, 1545 г., Новгород Зегзюлин ( Зекзюлин ) Василий Давидович, 1559 г., Звенигород Зекзюля, зегзица, зозуля – кукушка Зезевитов Семен, пристав у цесарского посла, 1493 г.; Иван Тимофеевич , писец, 1510 г., Псков Зекеев Никита, посадский человек, 1626 г., Ржева Владимирова Зекзюлин см. Зегзюлин Зеленин Маркел, казнен в опричнине; Дмитрий Иванович, 1602 г., Новгород Зеленка , крестьянин, 1545 г., Новгород Зеленый Иван Андреевич , конец XVI в.; Зеленые, помещики, 1532 г., Торопец Зеленя, Зеленин : Зеленя Бирилев [см. Бириль], помещик, конец XV в., Новгород; Дмитрий Иванович Зеленин, 1600 г., там же Ср. зелень – чад, угар, смрад (Даль) Земцов Якуш, пушкарь, 1660 г., Луки Великие Зенбулатовы , 1588 г., Калуга 42 Зендиков Коверя [см. Коверя], крестьянин, 1535 г., Московский уезд Зенкин Михаил, крестьянин, 1585 г., Владимир Зеремский Кузьма Пашлыков, 1613 г., Мещера Зерзень Захарий Иванович Палицын [см. Палица], вторая половина XV в. Зеркаловы-Пановы [см. Пановы] Алексей и Сурка [см. Сурка] Евстафьевичи, 1568 г., Ярославль Зерно Александр Захарьевич, костромской боярин, убит в 1304 г. в Костроме; от него – Сабуровы [см. Сабур], Годуновы [см. Годун] и Вельяминовы-Зерновы [см. Брех, Глаз, Жигач, Одолба, Семейка, Синец, Токмак, Шестопер, Шея] Зех, Зехач, Зехло – распространенные в XVI в. в Новгороде у крестьян прозвища; Терентий Зехов, 1611 г., Важская область Зеха – зевака, простофиля, разиня

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

(?) Да книга в десть Никонская чиновная, взята ис Корнильева монастыря, а дал ея Маркел же архиепископ Другая книга того же преподобного Никона, письмо киевское, в десть же, выше сего она же писана Книга Святцы по рук богословия в осмуху, писменая, на дватцати на восми листах и с порожными Книга Алфавит в полдесть, писмо Ивана Козмина Две книги, Евангелие напрестолное да Апостол, в полдесть, писмяные, во влагалищах суконных Книга Святцы с тропари и с кондаки в полдесть, писмяная же Два Канонника правилные в четь, печатные Книга певчая Обиход киевского согласия, знаменная на нотах, переплетено в десть, тонка Празники крылоские и цари, стихи по старине, в четверть 70, 71, 72, 73 Четыре книги четвероголосные партесные, в них писано всенощное бдение, обедни, славники на Господския празники, три канона: два Пасце, третей Рожеству Христову; и выборные стихи и задостойники на Господьския же празники, в полдесть Книга Ирмологий знаменная в полдесть же Книга Каменная в четверть, а другая в полы Книга Святцы печатные, в четь Книга Потребник, печать московская, что взята из Голахтионовы пустыни Книга Жезл правления в десть, печатная Евангелие напрестолное печатное, в десть, в переплете, подето отласом вишневым травчатым, застешки серебряные, цена 5 рублей Устав болшой печатной, в десть, в переплете, цена десять рублей Книга Маргарит печатной, цена 5 рублей. Отдать та книга по смерти моей Соловетцкому архимариту. Вместо Маргарита архимариту в сей росписи написана книга Матфеевы правила в десть] Минея общая с праздничными службами, печатная, на двое переплетена, цена 5 рублей в десть] Книга Кирила Иерусалимского, цена 4 рубля. Отдать та книга по моей душе в помин старцу Иосифу в десть] Книга Ефрема Сирина с аввою Дорофеем, цена 4 рубля в десть] Книга инока Матвея привила по составох, цена десять рублей. Отдать та книга по смерти моей Соловетцкому архимариту в десть] Книга Часослов, цена 3 рубля в десть] Чиновник новой, печатной, на двое переплетен, цена 4 рубля в полдесть] Часословец печатной, в четверть, цена 20 алтын

http://sedmitza.ru/lib/text/6346351/

Большое значение следует признать за двумя написями, составленными папою Дамасом. Эти написи отысканы де–Росси и восстановлены во всей полноте благодаря тому, что еще в давнее время были списаны и сохранялись в одной старинной рукописи. Они относятся к римскому епископу Маркеллу, занимавшему кафедру с 24 мая 307 г. по 15 января 309 г., и его преемнику Евсевию, который был епископом от 23 апреля до 17 августа 309 г. В написях говорится, что Ираклий запретил проливать слезы, т. е. оплакивать падшим свои прегрешения, а Маркелл и Евсевий научили несчастных оплакивать свои грехи. В них находятся далее указания на то, что в Риме происходили страшные беспорядки. Они проливают также яркий свет на внутреннее состояние церкви в Риме и выясняют, что вопрос о принятии падших, игравший такую видную роль в предшествовавшей истории и подавший повод к расколу, был поставлен ребром и в настоящее время. Известно довольно старинное римское предание о том, что предшественник Маркелла — Маркел–лин, застигнутый гонением, имел слабость принести жертву идолам, воскурив фимиам (thurificatio), но затем раскаялся в своей слабости, исповедал себя христианином и был казнен. Таким образом, судя по римскому преданию, здесь был епископ отступник. Преемником Маркеллина и был Маркелл. Маркелл был проведен на кафедру, очевидно, партиею христиан строгих, и потому он объявил, что падшие должны искупить свои прегрешения тяжким церковным покаянием. Но в это время была многочисленна и партия людей, стоявших за слабую дисциплину· Дебаты между этими двумя партиями скоро приняли обширные размеры. Из церквей и домов дело было перенесено на улицы, пошло до драки и убийств. Поэтому вмешалась в дело римская власть в чисто полицейском интересе. Дело кончилось тем, что Маркелл был отправлен в ссылку, где и скончался. Евсевий был выдвинут партией христиан строгих. Но и противная партия выдвинула своего представителя и поставила его во епископа. Сделавшись епископом, Ираклий относился к падшим снисходительно, запрещал им оплакивать свои грехи и принимал в церковь после самой недолгой покаянной дисциплины. Напротив, Евсевий поддерживал строгую дисциплину, и тут повторилась та же самая история: дошло дело до уличных беспорядков, кончившихся тем, что Евсевий был сослан, не пробывши епископом и одного года. Древние историки об этом происшествии совершенно умалчивают, и имя Ираклия является только благодаря Дамасовой написи. Другие писатели ничего о нем не говорят, и существует дегадка Липсиуса, что в ереси ираклиотов, которые фигурировали в древности, как секта гностическая, кроется след движения, поднятого Ираклием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Убо да сие соборное деяние твёрдо, крепко и незыблемо будет. Сего ради мы, весь священный собор, во святой соборной апостольской церкви честного и славного Успения пречистой Богородицы, нашими руками согласно подписахомся, лета от создания мира седмь тысящ сто шестьдесят осмого, от воплощения же Христова 1660, месяца августа дня 14. Смиренный Макарий, Божьею милостью, митрополит Великого Новаграда и Великих Лук. С Смиренный Иона, Божьей милостью, митрополит Ростовский и Ярославский. Смиренный Питирим, Божьей милостью, митрополит Сарский и Подонский. Божьей милостью смиренный Михаил, митрополит Коласийский и Кратовьскый Сребские земли. ταπεινς μητροπολτης Θηβν Παρϑνιος. Смиренный Маркел, Божьей милостью, архиепископ Валогодский и Белозерский. Смиренный Филарет, Божьей милостью архиепископ Смоленский и Мстиславский. Смиренный Стефан, Божьей милостью архиепископ Суздалский и Торуский. Смиренный Иларион, Божьей милостью, архиепископ Рязанский и Муромский. Смиренный Иоасаф, Божьей милостью, архиепископ Тверский и Кашинский. Смиренный Макарий, архиепископ Псковский и Изборский. ταπεινς ρχιεπσκοπος Κυζκου εχ τς γας κα βασιληκς μονς τς ’εν Χ τιχν πγραψα. ταπεινς ρχιεπσκοπος Πωγονιαννς Νεκτριος νομικς. Смиренный Калист, епископ Полоцкий и Витебский. Смиренный Александр, Божьей милостью, епископ Вятский и Великопермский. Из Владимира Рождественского монастыря архимандрит Филарет. Чудова монастыря архимандрит Павел. Всемилостивого Спаса Нового монастыря архимандрит Иосиф. Симонова монастыря архимандрит Прохор. Свияжского Богородицкого монастыря архимандрит Антоний. Архимандрит Андроникова монастыря Дионисий. Казанского Преображенского монастыря архимандрит Кирил. С Костромы Ипатского монастыря архимандрит Тихон. Спасска Хутыня монастыря из Новгорода архимандрит Тихон. С Белозера Кирилова монастыря архимандрит Авраамий. Из Переславля Горицкого монастыря архимандрит Феодосий. Из Можайска Лужецкого монастыря архимандрит Иона. Из Ростова Богоявленского монастыря архимандрит Дионисий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Главным фасадом трапезной церкви является северный, который обращён в сторону основных построек монастыря и перед которым организована просторная площадь. Здесь расположены основные входы в порталы с виртуозной резьбой на их белокаменных деталях. Сандрики наличников окон этого фасада тоже богаче других украшены резьбой. Каждый из них, несмотря на свою однотипность, имеет различный рисунок с мотивами стилизованных цветов и орнаментов. Керамические рельефные полихромные вставки с изображением серафимов в тимпанах сандриков наличников и между ними в белокаменных резных рамках укарашают фасады этого памятника. Утрата открытого гульбища, располагавшегося раньше с северного и частично с западного фасадов, очень обеднило объёмное решение трапезной и самой церкви. Две широкие лестницы и нарядное белокаменное ограждение подчёркивали торжественность сооружения. Внизу, под северным гульбищем, было трое сеней и две тюремные камеры для провинившихся монахов, под западным - галерея, которая вела в квасоварню. Через северо-восточные сени был проход в придел св. Онуфрия. С наружной стороны северо-восточного угла паперти в кладке, одна над другой сохранились две памятные белокаменные доски захоронений с надписями и орнаментом на одной из них. Нижняя относится к 1705 году. Свято-Духовская церковь вместе с большой трапезной палатой больше похожа на великолепный дворец или корабль, чудесным образом очутившийся среди монастырских стен. Храм создан явно по столичным образцам знаменитым " каменных дел мастером " . В убранстве храма зодчий использовал различные архитектурные приёмы: детали окон трапезной выполнены в белом камне с вставками из разноцветных изразцов. Изразцы с изображениями херувимов украшают и барабан главки. Случайно сохранилось и имя мастера, выполнявшего камнерезные работы в XVII веке; их выполнил резчик по камню Маркел Степанов. Стоит сказать, что в 1920-е годы, после закрытия монастыря, трапезный храм святого Духа был превращён в клуб с кинозалом для организованной в Солотчинском монастыре колонии для малолетних преступников. В помещении бывшей церкви до начала 90-х гг. ХХ века ещё показывали кино и устраивали танцы для отдыхающих на турбазе " Солотча " . Внутренняя отделка трапезной и церкви, к сожалению, не сохранилась. Сейчас храм восстановлен и является действующим. Внутренние стены и своды вновь были покрыты варазительными росписями. Древний Солотчинский монастырь был и остаётся одним из красивейших ансамблей Рязанского края, где сохранились произведения архитектуры, имеющие большую архитектурную и художественную ценность.

http://sobory.ru/article/?object=05475

«В них как бы воплощался строгий гений истины и добродетели, который хотел поднять выше среднего уровня людей, его окружающих» 14 . По убеждению В. Ф. Певницкого , религиозное слово – главный двигатель цивилизации, и потому самая глубокая и самая плодотворная перемена в течении судеб человечества произведена христианством. Всё человечество живет за счет духовных приобретений, обеспеченных христианством. В этом контексте христианская проповедь – лучшее и ничем не заменимое средство к возвышению духовной и общественно-гражданской жизни 15 . Под таким углом зрения ясно, что гомилетика должна вмещать «вместо мертвых правил живые образцы, вместо теории историю, вместо формального скелета проповеди живую душу, совмещающую в себе богатство всех духовно-литературных сил, – вот надлежащий путь, на котором может найти спасение от упреков наука о церковной словесности и получить свое право и значение в ряде других предметов и общего, гуманного, и специально-богословского знания» 16 . Как видим, в отличие от епископа Иоанна (Соколова) , который ради усиления публицистического элемента в проповеди лишил гомилетику статуса отдельной дисциплины в Казанской духовной академии и присоединил ее к словесности, профессор В. Ф. Певницкий выступал за перестройку гомилетики на историко-публицистических началах. Настаивая на приоритетности исторического метода исследования, профессор Певницкий в какой-то мере сближал гомилетику с патрологией, уже обретшей в то время среди богословских дисциплин непререкаемый авторитет благодаря труду святителя Филарета (Гумилевского) «Историческое учение об отцах Церкви». Существенная разница между этими дисциплинами заключалась в том, что в патрологии акцент делался на жизни и богословском учении отцов Церкви, а в гомилетике – на их проповедническом служении 17 . Исследования проф. В. Ф. Певницкого по истории гомилетики Как видно из цитированной статьи, В. Ф. Певницкий старался учитывать настроение современного ему общества, склонного считать самой востребованной и интересной дисциплиной, как в светских университетах, так и в духовных учебных заведениях, словесность (то есть светскую литературу) 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

– Мастер, не бери у мужа денег за эту игрушку. Я возьму их в пользу вдов и сирот. Маркел отвечает: – Не твое, сударыня, дело о бедняках печалиться. – Ах ты пьяница! – вспыхнула барыня. – Я, слабая здоровьем, и то беспокою себя ради голодранцев… – Нет, ты не слабая, – перебил Маркел. – Ты богатырка. Ты, сударыня, носишь на плечах достояние бесчисленных вдов и сирот. И не чувствуешь этого. Плечи знатной барыни украшены были драгоценностями.   Долг      Молодой промысловец занял у Маркела денег на перехватку. Отдавать явился, а Маркел в море ушел. Так и побежало время: то Маркела на берегу нет, то у должника денег нет. Оба встретились на Новой Земле. Хотя в разных избах, да в одном становище зимовали две артели. Маркел говорит: – Что уж, парень, ни разу меня не окликнул? Парень снял шапку: – Не смею и глядеть на тебя, осударь. Должен тебе. Маркел говорит: – Провались концом! Какие меж нас долги? – Хотя бы работой какой отработать дозволили, Маркел Иванович… Маркел говорит: – Ладно. Всякий вечер приходи в нашу избу. Дела найдутся. На зимовьях народ поужинают да повалятся. Должник пришел к Маркелу. Маркел не спит, живет у книги при огне. Книга – азбука, писана и рисована художной ушаковской рукой. Маркел стал показывать гостю буквы. Часа два учились. Во столько-то недель детина понял все «азы» и «буки». Когда полная тьма накрыла Новую Землю, ученик вытвердил титла. Время катится, дни торопятся, – сколько парень радуется науке, столько тревожится: «Когда же я начну долг отрабатывать?» Когда свет завременился над Новой Землей, паря читал по складам. При конце зимы читал по толкам. Наконец, стал с пением говорить по книгам четкого Маркелова письма. Маркел говорит: – Ну, друг, дошла промышленная пора. Но ты всякий день урви хоть малый час для книжного чтения. Ученик возопил: – Благодарствую, Маркел Иванович! Ты мне бесценное добро доспел – книгам выучил. Но когда я долг-то буду отрабатывать? Маркел говорит: – Сколько ты должен? – Без двух гривен пять рублей. Маркел говорит: – Пускай так. Теперь считай: буквы ты учил – трудился. Значит, из твоего долга сорок алтын долой. Титла изучил – другие сорок алтын долой. Склады-слоги складывал – еще сорок алтын из долга вон. По толкам ты читал усердно – остальных сорок алтын отработал. Ты за эту зиму, дитя, сполна твой долг отработал. И больше ты мне ни о каких долгах не смей поминать.

http://pravmir.ru/rasskazy-o-kormshhike-...

– Маркел, я деньги выиграл. Хватит убежать в Архангельск. Пойдем со мной, Маркел. В Архангельске делов найдется. Маркел говорит: – Значит, бросить наше дело и науку, оскорбить учителя Молчана и бежать, как воры? Анфим твердит свое: – Не запугивайся, друг! В кои веки выпало такое счастье. Попросимся на то же судно, где игра была, и уплывем. При ночных часах Анфим с Маркелом пришли к судну. С берега на борт перекинута долгая доска. На палубе храпел вахтенный. Маркел говорит: –давай, Анфимко, деньги. Я зайду на судно, разбужу кептена, заплачу за проезд и позову тебя. Сунув за пазуху кошелек, почему-то неуверенно перекладывая ноги, Маркел шел по доске… Тут оступился, тут бухнул в воду… Это бы не беда – Маркел через минуту выплыл, вылез на берег. Беда, что кошелек-то с деньгами утонул. – Обездолил я тебя, Анфимушко! -тужил Маркел, выжимая рубаху. – Я одного не понимаю, – горячился Анфим, – ты свободно ходишь по канату с берега на судно, а с трапника упал… Простодушному Анфиму было невдомек, что Маркел в воду пал нарочно и кошелек утопил намеренно. Иначе нельзя было удержать Анфима от безумного намерения.   Ворон      Ходил Маркел по лопской тундре, брал ягоду-морошку. На руке корзина, у пояса серебряный рожок призывный. Ягоды берет и стих поет о тишине и о прекрасной Матери-Пустыне. А заместо тишины к нему бежит мальчик-лопин: – Господине, не видал оленя голубого? – Не видал, – говорит Маркел. – О, беда! – заплакал мальчик. – Я пас оленье стадышко и уснул. Прохватился – оленя голубого нет. – Веди меня к тому месту, где ты оленей пас, – говорит Маркел. Вот они идут по белой тундре край морского берега. А под горою свеи у костра сидят, в котле еду варят. – Они варят оленье мясо, – говорит Маркел. – Нет, господине, – спорит лопин. – Я видел, у них в котле кипит рыбешка. – Рыбешка для виду, для обману. Они кусок оленины варят, а туша спрятана где-нибудь поблизости. И Маркел, отворотясь от моря, зорко смотрит в тундру. А тундра распростерлась, сколько глаз хватает. И вот над белой мшистой сопкой вскружился черный ворон. Покружил и опустился в мох с призывным карканьем.

http://pravmir.ru/rasskazy-o-kormshhike-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010