Вот как построена служба святителю Никите Новгородскому (31 января). В ней имеется два канона. Первый из них обозначен: “Ка­нон святаго: пение молебно, сложено по азбуце, совершено же именем списавшего. Глас 3-й” 130 . Краегранесие этого канона начинается с буквы “А”, заканчиваясь на “Щ” в восьмой песни. В 9 й песни заглавные буквы “МРКЛ”, которые Ф. Г. Спас­ский рас­шифровывает как сокращенную подпись: Маркелл. 2-й канон обозначен: “сложен такоже по азбуце воспятословесно. Глас 7-й” 131 . В этом каноне тропари начинаются с буквы “Щ” и заканчиваются “А” в восьмой песни, имея в 9-й ту же подпись МРКЛ, данную “воспятословесно”. Текст тропарей канонов краток, и примечательно, что в очень многих из них имеются повторения последних слов или выражений. Это придает легкость и большую напевность каждой песни канона. В трудах игумена Маркелла Безбородого мы не находим глу­бо­ких богословских поисков. Автор, впрочем, дает известный простор своим исповеданиям догмата богочеловечества Христова в богородичнах, заканчивая их прошениями о помиловании: “Гос­подородительнице Владычице Марие, моли, егоже родила еси Бога и Царя нашего, да милостив будет нам в день судный” 132 ; “Зачала еси Отчее Слово ипостасное, егоже моли Богородице, избавити от бед рабы Твоя…” 133 . В песни 7-й песнотворец пишет: “От утробы Твоея пройде умное солнце: сего моли яко Сына Твоего и Господа подати нам скорбей разрешение…” 134 . В другом труде блаженного Маркелла — каноне преподобному Никите, Столпнику Переяславскому, видим уже известный прием: повторение последних слов в тропарях канона — в пес­нях четвертой и седьмой 135 . Особо остановимся на построении последования преподобным Иоасафу Царевичу и Варлааму, имеющего особое значение во всей русской гимнографии. Выше указывалось, что это после­дование выполнено как подробный рассказ, повесть о подвиге царевича Иоасафа, жизнь которого всег­да с теплотой воспринималась в русском народе. Блаженный песнописец дает построенному им произведению подробное именование: “Служба святых преподобных отец наших, пустынных жителей в посте просиявших, Варлаама и Иоасафа, в велицей земли, глаголемой Индии” 136 . Повествование, начинаясь с первых строк стихир на “Господи, воззвах”, раскрывает жизнь Царевича Иоасафа: “От корене царска прекрасна ветвь израсте, благоуханный крин, блаженный царь Иоасаф, иже позна в Троице славимаго Бога…” 137 . Рассказ продолжается в стихирах на стиховне и далее передается седальнам с тем, чтобы развернуться во всех деталях в тропарях составленного канона.

http://pravmir.ru/opyit-liturgicheskogo-...

Второй канон обозначен: Сложен такоже по азбуце воспятословесно. Глас 7–й . В этом каноне тропари начинаются с буквы Щ и заканчиваются буквой А в 8–й песни, имея в 9–й ту же подпись МРКЛ, данную «воспятословесно». Текст тропарей канонов краток, и примечательно, что в очень многих из них имеются повторения последних слов или выражений. Это придает легкость и большую напевность каждой песни канона. В трудах игумена Маркелла Безбородого мы не находим глубоких богословских поисков. Автор, впрочем, дает известный простор своим исповеданиям догмата Богочеловечества Христова в Богородичнах, заканчивая их прошениями о помиловании: Господородительнице Владычице Марие, моли, Егоже родила еси Бога и Царя нашего, да милостив будет нам в день Судный ; Зачала еси Отчее Слово ипостасное, Егоже моли, Богородице, избавити от бед рабы Твоя . В песни 7–й песнотворец пишет: От утробы Твоея пройде умное… солнце: Сего моли яко Сына Твоего и Господа, подати нам скорбей разрешение . В другом труде блаженного Маркелла — каноне преподобному Никите, Столпнику Переяславскому, видим уже известный прием: повторение последних слов в тропарях канона — в песнях 4–й и 7–й . Особо остановимся на построении последования преподобным Иоасафу Царевичу и Варлааму, имеющего особое значение для всей русской гимнографии. Выше указывалось, что это последование выполнено как подробный рассказ, повесть о подвиге царевича Иоасафа, жизнь которого всегда с теплотой воспринималась в русском народе. Блаженный песнописец дает построенному им произведению подробное именование: Служба святых преподобных отец наших, пустынных жителей, в посте просиявших, Варлаама и Иоасафа, в велицей земли, глаголемей Индии . Повествование, начинаясь с первых строк стихир на Господи, воззвах, раскрывает жизнь Царевича Иоасафа: От корене царска прекрасна ветвь израсте, благоуханный крин, блаженный царь Иоасаф, иже… позна в Троице славимаго Бога . Рассказ продолжается в стихирах на стиховне и далее передается седальнам с тем, чтобы развернуться во всех деталях в тропарях составленного канона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Канонизованы были иерархи, святительствовавшие преимущественно на стыке Патриаршего и Синодального периода. Поводом для открытия святых мощей угодников и их последующей канонизации являлось чаще всего начало ремонтных работ в храмах, где покоились их священные останки. По числу канонизаций (семь) наиболее плодотворным было царствование последнего государя – императора Николая II. Торжества канонизации святых явились особой страницей в истории русского благочестия. Синодальные канонизации святых освятили сибирские просторы Русской Церкви. Новые звезды, вспыхивавшие на церковном небосводе, новопрославленные святые угодники Божии возгревали веру русских людей. 1269 См. Игумен Макарий. Великие Макарьевские Четьи Минеи – сокровище духовной письменности Древней Руси//Богословские труды. Сб. 29. М., 1989, с. 114; Он же. Святитель Димитрий Ростовский и Макарьевские Четьи Минеи//Макариевские чтения: Русская культура XVI века – эпоха Митрополита Макария. Материалы X Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2003. Вып. 10, с. 95–110. 1270 Святители-подвижники нового времени, прославленные в XVIII–XIX столетиях. М., 1913, с. 61–63. 1271 Цит. по: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903, с. 171. 1272 Виденеева А. Е. Канонизация Димитрия Ростовского и Спасо-Яковлевский монастырь//Макарьевские чтения: Канонизация святых на Руси. Материалы VI Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (10–12 июня 1998 года). Можайск, 1998. Вып. 6, с. 202. 1273 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (По современным Минеям). Париж, 1951, с. 247. 1276 Архиепископ Черниговский Филарет. Обзор русской духовной литературы. Кн. 2: 1720–1863. Изд. 3. СПб., 1884, с. 397. 1277 См. Спасский Ф. Г. Поэт XVI века, игумен Хутынский Маркелл Безбородой//Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1948. Вып. 6, с. 155–169. 1278 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество, с. 245. Подробнее о службе и ее составителе см. Спасский Ф. Г. Служба преп. Феодосию Тотемскому и ее автор//Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1971. Вып. 14, с. 84–94. 1279 Поскольку в день его блаженной кончины чтится память иконы Богоматери Знамение, то память Святителя при канонизации была перенесена на день раньше. 1281 См. о нем: Жития сибирских святых. Сибирский Патерик. Новосибирск, 1998, с. 87–100; Архиепископ Черниговский Филарет. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. СПб., 1892. Ноябрь, с. 320. 1291 Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского Чудотворца. СПб., 1862, с. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

(Карион) Истомин и др.). В последнее время стало известно в полном объеме (и даже в автографах) церковно-поэтическое наследие соловецкого книжника инока Сергия (Шелонина) , оказавшегося одним из значительнейших рус. гимнографов своего времени, последователем игум. Маркелла (Безбородого) ( Сапожникова. (II) 1998, 1999; Смирнова. (II) 2005. Творчество. С. 18-19). В XVII в. продолжается традиция создания служб в честь чудотворных икон: составлена новая служба Тихвинской иконе, слава к-рой возросла после неудачной осады мон-ря шведами, пишутся службы в честь Феодоровской, ставшей одной из чтимых святынь новой царской династии, Толгской (1694, инок Михаил), Двинской ( Федор Поликарпов-Орлов ) и ряда др. Новым по сравнению с предшествующими столетиями является распространение в рус. Г. акафистов рус. святым (см.: Акафисты. С. 379), наибольшее число их в это время написано в честь прп. Сергия Радонежского ( Грибов. (II) 1998). Во 2-й пол. века пересмотру и исправлению подвергся весь корпус рус. богослужебных книг, в т. ч. и гимнографических. На этот процесс повлияла «книжная справа», начавшаяся в 1-й пол. XVII в. Сначала за образцы для подготовки изданий книг были выбраны лучшие рукописные оригиналы, но после сер. XVII в. переориентировались на греч. и южнорус. печатные издания XVI-XVII вв. Достаточно сильно изменилась и языковая норма церковнослав. языка ( Успенский. (II) 2002). А. А. Турилов XVIII-XIX вв. В синодальную эпоху число канонизаций святых сократилось. Получили распространение службы, непосредственно связанные с событиями в гос-ве (напр., Феофилактом (Лопатинским) была написана служба в память Полтавской победы (27 июня); архиеп. Гавриилом (Бужинским) - в память заключения мира со шведами (30 авг.); митр. Серафимом - молебен на ниспровержение крамолы 14 дек. 1825; архиеп. Феофаном (Прокоповичем) - молебный канон о здравии Петра I и др.), после окончания синодального периода вышедшие из практики. Службы составлялись или непосредственно по указанию Святейшего Синода (напр., свт. Димитрию Ростовскому), или после того, как епархиальный архиерей представлял прошение в Святейший Синод (напр., служба свт. Иннокентию Иркутскому). В синодальный период были написаны службы нек-рым иконам Божией Матери, преподобным Сергию и Герману Валаамским, Серафиму Саровскому, Феодосию Тотемскому, святителям Митрофану и Тихону Воронежским, Феодосию Черниговскому и др. Мн. службы издавались отдельными брошюрами. Особое развитие получил жанр акафиста (см. ст. Акафист ). XX-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Лит.: Тихонравов К. Н. Никитская каменная шапка (в Переславле)//Владимирский сб. М., 1857. С. 95; Макарий. История РЦ. Т. 3. С. 56-58; Т. 6. Кн. 1. С. 218; Т. 8. Кн. 3. С. 35-36; Ключевский. Древнерусские жития. С. 43-50, 283; Свирелин А. И., свящ. Описание Переславского Никитского мон-ря в прежнее и нынешнее время. М., 1878; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 393-396; Голубинский. История РЦ. Т. 1. 2-я пол. С. 762; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерус. литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 108-124; Кунцевич Г. Житие св. Никиты Переславского//ЖМНП. 1902. Ч. 341. Май. С. 1-7; Воронин Н. Н. Переславль-Залесский. М., 1948; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. С. 206; Понырко Н. В. Житие Никиты Столпника Переславского//СККДР. 1998. Вып. 2. Ч. 1. С. 307-310; Станюкович А. К. Гробница прп. Никиты Столпника, Переславского чудотворца: Церк.-археол. очерк. Звенигород, 2001; Рамазанова Н. В. Московское царство в церк.-певческом искусстве XVI-XVII вв. СПб., 2004. С. 173; Федотова М. А. Краткая редакция Жития Никиты Столпника Переславского//ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 289-300; она же. Житие Никиты Столпника Переславского (рукописная традиция Жития)//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 309-331; Смирнова А. Е. Творчество гимнографа XVI в. Маркелла Безбородого: АКД. СПб., 2005. С. 6-8; Мельник А. Г. История надгробного комплекса св. Никиты Столпника Переславского//Макариевские чт. Можайск, 2009. Вып. 16: Христианская символика. С. 376-385; он же. Иван Грозный и св. Никита Переславский//Родина. М., 2011. 12. С. 67-69; Мороз А. Б. Святые Рус. Севера: Народная агиография. М., 2009. С. 267-308; Сукина Л. Б. Никита Столпник Переславский: Особенности почитания и иконография общерус. святого в сер.- 2-й пол. XVI в.//ДРВМ. 2011. 3(45). С. 111-112; она же. Никита Столпник Переславский: Особенности почитания и иконография общерус. святого в кон. XV-XVI в.//Там же. 2013. 4(54). С. 95-102; она же. Почитание Никиты Великомученика и Никиты Столпника Переславского при дворах Василия III и Иоанна Грозного//Московский Кремль XVI ст.: Древние святыни и история. Памятники/Сост.: А. Л. Баталов, С. А. Беляев, И. А. Воротникова. 2014. Кн. 1. С. 47-60; Фрезе А. А. Монастырская архитектура и традиция столпничества в византии и Др. Руси в IX - нач. XIII в.//Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. ст. СПб., 2014. Вып. 4/Ред.: А. А. Захарова, С. В. Мальцева. С. 90-98.

http://pravenc.ru/text/2565364.html

Между тем, вопрос об изучении Богослужебных Миней теперь уже не может быть ограничен только Патриархийными Минеями. Со времени их выхода источниковедческая база расширилась, поскольку они были взяты в конце XX века за основу при издании новых Миней Международным Православно-просветительским центром при Московской Патриархии. В них вошли некоторые новые службы святым, канонизованным в наши дни. Например, в Декабрьскую Минею включена служба святителю Макарию Московскому 130 . Выходят службы новоканонизованным святым и отдельными изданиями. Обращение к рукописным материалам при изучении древних служб, о чем в свое время говорил Д. Чижевский в рецензии на труд Ф. Спасского, только обогатит гимнографическое исследование. Список сокращений БТ Богословские труды. Журнал Московской Патриархии. Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом). Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1 Cizevskyj D. Rezension: Spasskij F. Russkoe liturgiceskoe tvorcestvo (Po sovremennym minejam).Paris, 1951. 318S.//Zeitschrift fur slavische Philologie. Heidel­berg, 1955. Bd. 23. S. 210. Далее рецензент отмечает некоторые недостатки труда Ф. Спасского, не учитывавшего данных филологической науки и т. д. 2 Спасский Ф. Г. Священное предание в богослужебных книгах//Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1942. Вып. 4. С. 132–154. 3 Он же. Поэт XVI века, игумен хутынский Маркелл Безбородой//Православная мысль. Париж, 1948. Вып. 6. С. 155–169. 4 Он же. Русское литургическое творчество Макариевского периода//Православная мысль. Париж, 1951. Вып. 8. С. 128–136. 5 Он же. Акростихи и надписания канонов русских Миней//Православная мысль. Париж, 1949. Вып. 7. С. 126–150. 6 Он же. Служба преподобному Феодосию Тотемскому и ее автор//Православная мысль. Париж, 1971. Вып. 14. С. 84–94. 7 Игумен Иннокентий (Просвирнин). К юбилею Русской Церкви//ЖМП. 1980. 9. С. 80. Последняя мысль автора, несомненно, восходит к опубликованному ранее труду священника Сергия Мансурова (см. Священник Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви//БТ. Сб. 6. М., 1971. С. 92–100).

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Они не повторяют инципитов песнопений Акафиста Пресв. Богородице, а снабжены текстовым акростихом с именем автора. Триодь Постная (Киев, 1627) Триодь Постная (Киев, 1627) Эти произведения получили широкое распространение в XVI в. не только в великорус. (в Белоруссии и на Украине было много экземпляров издания), но и в серб. рукописной традиции ( Турилов. (II) 1981; Турилов. (II) 1989; Францыск Скарына и яго час: Энцыкл. даведник. Mihck, 1988. С. 235, 304-305). Из немногих гимнографических сочинений, созданных в XVII в., можно отметить службу прп. Иову Почаевскому, написанную под влиянием канонов игум. Маркелла (Безбородого), канон Печерской иконе Божией Матери мон. Антония ( Naumow. (II) 1996. S. 172), службу преподобным отцам киево-печерским, созданную иером. Мелетием (Сиригом) по инициативе митр. Петра (Могилы) в 1643 г., акафист вмц. Варваре, написанный архим. Иоасафом (Кроковским), выдержавший в XVII-XVIII вв. ряд изданий. На традиции правосл. Г. опиралась в первое время и ранняя униатская Г., напр. служба Иосафату Кунцевичу ( Naumow. (II) 1996. S. 97-142). С XVII в. в регионе не без влияния католич. традиции развивается паралитургическая церковная поэзия (см. ст. «Богогласник» ). Русская Г. XVII в. Заметным фактором в развитии Г. стал постепенный переход от использования рукописей к печатным изданиям. Комплекты служебных Миней издаются в 1607-1611 (вышли тома только с сент. по дек.), 1619-1630, 1644-1646, 1666 (вышло 3 тома), 1690-1691 и 1692-1693 гг. В Трефологионе 1637-1638 гг. (5 томов) один том содержит преимущественно службы рус. святым на сент.-нояб. Отдельными изданиями (иногда вместе с житиями) вышли службы на Положение ризы Господней в Успенском соборе (ок. 1625), преподобным Сергию и Никону Радонежским (1646), Савве Сторожевскому (1646), Тихвинской иконе Божией Матери (ок. 1661-1665), мч. Иоанну Воину (1695, автор - иером. Карион (Истомин) ). Г. в этом столетии занимались мн. крупные авторы, в т. ч. светские (кн. С. И. Шаховской , митр. Крутицкий (позднее Новгородский) Киприан , Симон (Азарьин) , «Савватеище» (справщик Печатного двора или соименный ему дьяк), Герасим (Фирсов) , поэт иером.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Они оказали великую услугу русской церкви и способствовали духовно-нравственному развитию ее сынов. Бортнянский, напр., написал 35 концертов на текст псалмов пророка Давида. Псалтирь издревле была любимой книгой русского человека. С нее начинали учиться грамоте, ее многие знали наизусть. Музыкальное переложение псалтири дало славу «творца“, как мы видели, композитору Маркеллу Безбородому, а стихотворное переложение дало славу «поэта“ монаху Симеону Полоцкому . Чтение последнего пробудило талант нашего поэта М. В. Ломоносова. Потом, под влиянием нахлынувшей на нас с Запада волны европейской образованности, вкус к чтению и изучению псалтири стал теряться, а вместе с тем стало теряться и то высокое нравственно-воспитательное влияние, которое имела псалтирь на наших предков. Бортнянский облек слова псалтири в такие сладкозвучные мелодии, что заставил вновь почувствовать красоты этой святой книги и вновь проложил путь ее благодатным словам к мыслям, к нашему сердцу. Вместе с тем мелодии, в которые облек Бортнянский тексты псалтири, так просты и так легко ложатся в слух вместе с их словами, что, благодаря Бортнянскому, и теперь у нас многие знают наизусть большую часть псалтири, сами того не подозревая. Бортнянский сохранил нам псалтирь и ее глубокое молитвенное и религиозно-нравственное влияние, сам сделавшись для нее духовною цевницею и арфой Давида. Вместе с тем, как Бортнянский, так и его два преемника прот. Турчанинов и Львов, были людьми высокого религиозного вдохновения и глубокой религиозной настроенности. Вот некоторые черты их жизни, свидетельствующие об этом. Когда Д. С. Бортнянский почувствовал приближение своей кончины, то подобно святителю Димитрию Ростовскому , он позвал хор придворной капеллы и велел ему петь свой концерт на слова псалма «Вскую прискорбна еси, душе моя, и Вскую смущаеши мя“, и под звуки этого своего лучшего и вдохновенного концерта он отошел в вечность. А вот черта из жизни прот. Турчанинова. Митрополит Амвросий, высоко ценивший его талант поручил ему написать к вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первый канон Тихвинской иконе Богоматери (память 26 июня) имеет надписание, где указан акростих. Однако в тропарях он сохранился искаженно: О Благодатная, Т(ы) облагодати ми преп спр 101 . В надписании же к канону он указан так: О Благодатная, Ты облагодати ми препроста слова песнь. В каноне службы на перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырнова в Рыльский монастырь (1469; память 1 июля) безупречно сохранился указанный в надписании акростих: Похвалу ти, отче Иоанне, плету, Димитрий 102 . Автором данного канона является Димитрий Кантакузен 103 . В службе святителю Филиппу, Митрополиту Московскому, на перенесение его святых мощей в царствующий град Москву в 1652 году канон имеет азбучный акростих 104 . В службе его ученикам, преподобным Иоанну и Лонгину Яренгским (†1561; память 3 июля) два канона. Первый содержит обычный азбучный акростих 105 . Во втором каноне акростих сложен вспять словесно по азбуце 106 . Такой прием характерен для творчества гимнографа XVI века игумена Маркелла Безбородого. Служба святителю Рязанскому Василию (†1295; память 3 июля) имеет акростих, указанный в надписании: Память Василия, святителя Рязани, хвалю 107 . Интересно надписание ко второму канону в службе преподобному Никодиму Кожеезерскому (†1640; память 3 июля): Никодима блаженнаго в песнех пою. Творение Макария, митрополита Гревенскаго. Однако до конца акростих не выдержан, девятая песнь дает подпись автора: Мака 108 . Особенный характер имеет надписание канона в службе благоверному князю Андрею Боголюбскому (†1174; память 4 июля): …вместо краегранесия стихословное перворечие 109 . Начальные слова тропарей первого канона дают следующее чтение: “Славнейшаго Богоспасаемаго града Владимира святыя соборныя апостольския великия церкви перваго иерея светом тезоименитаго тщанием написася сие все святому благоверному великому князю Андрею Боголюбовскому славному чудотворцу Владимирскому трудолюбием многогрешнаго Иоанна Владимира жителя нища” 110 . Таким образом, служба святому, имя которого стоит у истоков Владимирской Руси, была составлена во Владимире его жителем — “многогрешным, нищим” Иоанном по благословению “первого иерея”, очевидно, протопопа Успенского собора Фотия (? “свету тезоименитому”).

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Поводом для открытия святых мощей угодников и их последующей канонизации являлось чаще всего начало ремонтных работ в храмах, где покоились их священные останки. По числу канонизаций (семь) наиболее плодотворным было царствование последнего государя — императора Николая II. Торжества канонизации святых явились особой страницей в истории русского благочестия. Синодальные канонизации святых освятили сибирские просторы Русской Церкви. Новые звезды, вспыхивавшие на церковном небосводе, новопрославленные святые угодники Божии возгревали веру русских людей. 1 См. Игумен Макарий. Великие Макарьевские Четьи Минеи — сокровище духовной письменности Древней Руси//Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 114; Он же. Святитель Димитрий Ростовский и Макарьевские Четьи Минеи//Макариевские чтения: Русская культура XVI века — эпоха Митрополита Макария. Материалы Х Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 95–110. 3 Цит. по: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 171. 4 Виденеева А. Е. Канонизация Димитрия Ростовского и Спасо-Яковлевский монастырь//Макарьевские чтения: Канонизация святых на Руси. Материалы VI Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (10–12 июня 1998 года). Можайск, 1998. Вып. 6. С. 202. 8 Архиепископ Черниговский Филарет. Обзор русской духовной литературы. Кн. 2: 1720–1863. Изд. 3. СПб., 1884. С. 397. 9 См. Спасский Ф. Г. Поэт XVI века, игумен Хутынский Маркелл Безбородой//Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1948. Вып. 6. С. 155–169. 10 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. С. 245. Подробнее о службе и ее составителе см. Спасский Ф. Г. Служба преп. Феодосию Тотемскому и ее автор//Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1971. Вып. 14. С. 84–94. 11 Поскольку в день его блаженной кончины чтится память иконы Богоматери Знамение, то память Святителя при канонизации была перенесена на день раньше. 13 См. о нем: Жития сибирских святых. Сибирский Патерик. Новосибирск, 1998. С. 87–100; Архиепископ Черниговский Филарет. Жития святых, чтимых Православною Церковию. Изд. 2. СПб., 1892. Ноябрь. С. 320. 20 Протоиерей Г. Дебольский. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Б. м., 2002. С. 443. 23 Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского Чудотворца. СПб., 1862. С. 17. 26 Священник П. Хондзинский. Два труда об истинном христианстве: святитель Тихон Задонский и Иоганн Арндт//Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП). 2004. 2. С. 72.

http://pravmir.ru/russkie-svyatyie-prosl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010