Рус. музея. СПб., 1995. С. 220; Св. Николай Мирликийский в произведениях XII-XIX вв. из собр. Рус. музея. СПб., 2006. Кат. 60. С. 158-159); не исключено, что при составлении подобных композиционных программ учитывался календарный порядок: почитание перенесения мощей Н. (11 мая) соседствовало с днем перенесения мощей свт. Николая Чудотворца в Бари. В отдельном медальоне вместе с др. новгородскими святыми он возносит молитвы на иконе с образом Божией Матери «Знамение» и топографически верным видом Новгорода (2-я пол. XVIII в., НГОМЗ). Возглавляет 1-й ряд новгородских святителей (на правой стороне) на иконе «Новгородские чудотворцы, в молении образу Софии Премудрости Божией» (вариант Собора Новгородских святых); Н. в шапке, фелони, омофоре, обеими руками держит, почти прижимая к груди, Евангелие, из-за отсутствия бороды и с прядями волос по плечам выглядит моложаво: прорись с иконы XVIII в. из колл. А. М. Постникова ( Успенский В. И., Успенский М. И. 1899. Табл. 69; Маркелов. Т. 1. 198. С. 399; Т. 2. С. 179), икона кон. XIX - нач. XX в. (НГОМЗ). Фигура Н. включалась также в состав композиции «Собор всех святых в земле русской просиявших» («Образ всей России чудотворцев»), разработанной на основе текста «Службы всем российским чудотворцам» (1768) и повторявшейся неоднократно во 2-й пол. XVIII-XIX в. прежде всего у старообрядцев-беспоповцев. Святые обращены в молении Этимасии, образу Софии Премудрости Божией, и Св. Троице: Н. в шапке, саккосе и омофоре, его фигура опознается по безбородому лику и длинным прядям волос, первый слева во 2-м ряду - иконы 2-й пол. XIX в. в ГТГ, Музее икон в Рекклингхаузене; икона 1814 г. мастера П. Тимофеева из выговской Зеленковской моленной (ныне в ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. Кат. 70. С. 82-84); на иконе 2-й пол. XVIII в. (МИИРК) волосы у святого короткие, лик моложавый, в руках - Евангелие в окладе и с красными обрезом, на шапке видны украшения-«городки». На иконах схожего извода с образами всех рус. святых Киевской земли, включая святых Киево-Печерского мон-ря, где ряды фигур размещены под сидящей на облачном престоле Новозаветной Троицей (Сопрестолие), Н.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Таковы: а) три канона инока владимирского Рождественского монастыря Михаила – святому князю Александру Невскому, святому князю Петру и княгине Февронии Муромским и святому князю Константину и детям его Михаилу и Феодору Муромским; б) два канона псковского пресвитера Василия, в монашестве Варлаама, пресловутого ревнителя сугубой аллилуйи, – преподобному Евфросину Псковскому и святому великомученику Георгию Болгарскому; в) два канона бывшего игумена Хутынского монастыря Маркелла Безбородого святому Никите, епископу Новгородскому, и г) один канон – «творение Феодора» какого-то святому Максиму, юродивому Московскому. Последний класс служб и канонов святым, прославленным Соборами 1547–1549 гг., составляют те, которые написаны прежде ли, во время или после Соборов только неизвестными лицами и сохранились в рукописях XVI в. Если перечислим еще каноны и службы святым, прославленным последующими Соборами, как-то: Мартиниану Белозерскому – какого-то Матфея инока, Савве Крыпецкому – пресвитера псковского Василия, Григорию и Кассиану Авнежским – игумена Данилова монастыря Иоасафа, Стефану Махрицкому – того же игумена, Антонию Сийскому – царевича Ивана и Иосифу Волоколамскому – старца Фотия; если прибавим к этому несколько канонов и служб святым, местно чтившимся, написанных неизвестными лицами и дошедших до нас в списках XVI в, то мы в состоянии будем составить себе довольно приблизительное понятие о количестве служб церковных, появившихся у нас до конца настоящего периода. Каковы же эти службы? Все вообще очень невысокого достоинства, а некоторые крайне убоги и по содержанию, и по внешней обработке. Видно, что наши церковные песнописцы были только люди грамотные, без всякого научного образования, иногда же и недовольно грамотные. Клали они пред собою существовавшие каноны и службы и пользовались ими не только как образцами, но отчасти и как источниками; заимствовали из них и мысли, и выражения, и целые обороты речи, нередко даже целые песни и целые отделы; составляли кое-как и собственные песни; все это соединяли, как могли, и выходили новые каноны, новые службы новым святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

О Маркеле Безбородом известно, что он был игуменом новгородского Антониева монастыря. Около 1557 года Маркел переселился в Mockbyiii. Таким образом, он принадлежал к старшему поколению новгородско-московской школы мастеров пения. О творчестве Маркела в одном из памятников XVII века сообщается: «а псалтырь роспета в Великом Новеграде, некто был инок Маркел, слыл Безбородой, он де ея роспел. Да он же сложил канон Никите архиепископу новгородскому, вельми изящен " iv. Распетая Маркелом псалтирь в текстуальном отношении представляет ряд избранных стихов из разных разделов псалтири или кафисм. Эти стихи исполнялись на воскресной утрени в девять приемов или «слав». Девять «слав» воскресных кафисм – это девять вариаций Маркела. Тема вариаций в основном виде дана в запеве головщика. Она представляет псалмодию, на слове «аллилуиа» переходящую в распевную мелодию. Начало темы дано в ладу большой терции: фа-ля, конец же ее минорный на тоне ре. Хор повторяет ту же тему, изложенную более распевно. Вторая вариация – та же тема, оканчивающаяся не на ре, а на до, что придает ей мажорный колорит. Особенность третьей вариации – окончание ее на тоне ми, придающем ей фригийскую окраску. Четвертая вариация – метаморфоза второй и первой, созданная исключительно распевом без псалмодии. В ладовом отношении это распев большой терции: фа-ля, в одном «колене» приходящий к мажорному окончанию (тон до), в другом к фригийскому кадансу (тон ми). Пятая вариация создана, как и первые три, на основе псалмодии и широкой кантилены. В ладовом отношении это – сопоставление мажора с минором. Шестая вариация выделяется из ряда других устойчивостью ее минорного лада. Кроме того, для нее характерно применение псалмодии не вначале, как это было в предыдущих вариациях, а в середине ее. В седьмой вариации новым является образование мотивов на основе ионийской терции до-ми и окончание после этого на тоне ре, создающее впечатление прерванного каданса. Конец вариации построен на опевании ведущего в напеве тона фа с завершением ее, т.е. всей вариации, в миноре на тоне ре. В восьмой вариации интересен момент проведения псалмодийного участка мелодии первоначальной вариации в противодвижении. Девятая вариация построена на сопоставлении мажора и минора. Середина ее речитативного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

i Полное собрание русских летописей. Т.1. Лаврентьевская летопись. М., 1962, стр.370. ii Имеется еще «Достойно есть» Опекаловское (ГПБ, Кирилловское собрание, л.122 и об. iii Д.В. Разумовский. Материалы для археологического словаря. «древности. Труды Московского археологического общества», т.1. М., 1865–1867. iv В.М. Ундольский. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1864, стр.22. v Противодвижение как архитектонический прием можно назвать характерным для творчества Маркела Безбородого. Сочиненный им «вельми изящен» канон Никите, архиепископу новгородскому, представляет два многострофных произведения, акростихом для которых служит сначала алфавит, а затем имя автора. В первом произведении алфавит дан в нисходящей последовательности букв – а, б, в и т.д., а во вором «опрокинутый», т.е. от последней буквы к первой. Акростих первого канона заканчивается согласными буквами из имени автора – МРКЛ, а второй полным именем в «противодвижении» – ЛЕКРАМ. vi Стоглав, издание третье. Казань, 1912, стр. 59. vii Там же стр.59 viii В.М. Ундольский. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1894, стр.22. ix Там же. x Н.Ф. Финдзейн. Очерки по истории музыки в России, т.1, вып.3, М.-Л., 1928, стр. 246–247. xi Ф.Г. Спасский. Русское литургическое творчество (по современным минеям). Париж, 1951, стр.225 и 226. xii В. М. Ундольский. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1864, стр.22. xiii Текст этих стихир принадлежит византийскому гимнографу, императору Льву Мудрому (886–911 гг.). Их содержание – пересказ одиннадцати разделов Евангелия, читаемых в порядке очереди на утренях воскресных дней всего года. Отсюда их название – евангельские. xiv О переложениях Жукова для четырехголосного партесного хора будет сказано в комментариях к разделу V, в котором помещен пример его «Блаженн». xv Н. Финдзейн. Очерки... вып. III, стр. XXVII. xvi Например, рукопись ГПБ, Соловецкое собр. Л.50 об. xvii Например, рукопись Московского исторического музея. Певческое собрание, л.76.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

и слав. богослужении VIII-XIII вв.//Palaeobulgarica. 2001. Год 25. 3. С. 31-60; Добрев И. Д. Каноните за св. Иван Рилски от Георги Скилица//Palaeobulgarica. 2002. Год 26. 3. С. 3-12; Конзал В. Старославянская молитва против дьявола. М., 2002; Макарий (Веретенников), архим. К вопросу изучения богослужебных Миней//АиО. 2002. 1 (31). С. 86-104 (То же// Он же. Святая Русь: Агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 289-306); он же. Акростихи в богослужебных Минеях//Традиции и современность. 2004. 3. С. 83-87; Турилов А. А. , Флоря Б. Н. Христ. лит-ра у славян в сер. X - сер. XI в. и межслав. культурные связи//Христианство в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы на пороге 2-го тыс. М., 2002. С. 398-458; Успенский Б. А. История рус. лит. языка: XI-XVII вв. М., 20023; Матейко Л. Вопросы исслед. древнейшей слав. гимнографии: (Ирмосы: разночтения и история текста)//XIII medzinárodný zjazd slavistov v L " ubl " ane: Prispevky slovenských slavistov. Brat., 2003. C. 21-48; Станчев К. Литург. поэзия в древнеслав. лит. пространстве: (История вопр. и нек-рые пробл. изучения)//La poesia liturgica slava antica. София; R., 2003. С. 5-22; Шnaдujep И. Химнографски жанр и богослужебна пракса - Teoдocujebu канони св. Симеону и св. Сави//Зб. Матице Српске за славистику. Нови Сад, 2003. 63. С. 343-351; Костадинова А. Два неизвестних преписа на канона за Успение Богородично от Климент Охридски//Palaeobulgarica. 2004. Год 28. 3. С. 67-84; Понырко Н. В. Покаянные каноны Кирилла Туровского: Вопр. атрибуции//ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 240-260; Темчин С. Ю. Этапы становления слав. гимнографии (863 - ок. 1097 г.). Ч. 1//Славяноведение. 2004. 2. С. 18-55; он же. Этапы становления слав. гимнографии. Ч. 2//Славяне и их соседи. М., 2004. Вып. 11: Славянский мир между Римом и К-полем. С. 53-94; Смирнова А. Е. Службы Макарию Калязинскому: Рукоп. традиция, пробл. источников, датировки и атрибуции//Русская агиография: Исслед. Публ. Полемика. СПб., 2005. С. 332-395; она же. Творчество гимнографа XVI в. Маркелла Безбородого: АКД.

http://pravenc.ru/text/165013.html

По мнению Рамазановой, «тогда, вероятно, и возник интерес к Псалтири Маркелла Безбородого» как к образцу древней певческой традиции (Там же. С. 175). Однако предположение о том, что М. сочинил некую версию Певчей Псалтири в сер. XVI в., которая стала распространяться только в XVII в., кажется сомнительным, поскольку при этом не учитываются факты, связанные с историей фиксации псалмовых формул. Во-первых, в разд. «Псалтирь певчая» содержатся напевы воскресных и седмичных утренних кафизм, но при этом все они распеваются по модели воскресных - 2-й и 3-й. Во-вторых, напев 2-й кафизмы фиксируется уже в рукописях 1-й пол. XVI в., при этом мелос ее стихов и припевов, судя по графическим редакциям, весьма прост и основан на традиц. формулах знаменного распева, к-рые могли быть известны любому грамотному певчему. Более вероятно, что М. стал автором сложного мелоса 3-й кафизмы с включением попевок путевого распева , к-рый распространяется в певч. рукописях во 2-й пол. XVI в. Однако владение подобным стилем, отличающимся сложностью формульного состава и употреблением специфической нотации, было характерно для особых мастеропевцев, имена которых вероятнее всего должны были найти отражение в музыкально-теоретических руководствах или упомянуты в ремарках певч. рукописей. Учитывая богатую гимнографическую деятельность М., есть основания полагать, что он сочинил тексты оригинальных текстовых припевов ко 2-й (в порядке следования в богослужении) кафизме - как в воскресный, так и седмичные дни. Эту мысль высказала Казанцева в публикации, посвященной старообрядческой традиции пения псалмов ( Казанцева Т. Г. Традиции Новгородской школы церковно-певческого искусства в богослужебной практике совр. сибирского старообрядчества: (Некоторые наблюдения над исполнением кафизм утрени у староверов-странников)//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы IX науч. конф./Ред.-сост.: В. И. Осипов, Е. И. Соколова. В. Новг., 2010. С. 335-359). Действительно, 2-строчная структура нек-рых тропарей из канонов М.

http://pravenc.ru/text/2562308.html

Портретный характер первых изображений И. передан в описаниях его облика в нек-рых иконописных подлинниках под 3 июня, 3 июля или 13 нояб. (классификация текстов произведена прот. И. И. Кузнецовым: Кузнецов. 1910. С. 492-494; см. также: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 122). Если не считать простейших явно формальных или неверных характеристик («млад, во единой свитке»; «сед, брада доле Николы, ряска дичь» - Кузнецов. 1910. С. 493), к-рые, очевидно, имеют сравнительно позднее происхождение, эти описания довольно пространны, хотя и различаются в деталях. Согласно одному из наиболее подробных и распространенных вариантов, И. «старообразен, брада не велика, едва знать, рус, плешив, с морщинами, власы свились назад з главы, свитка зеленая (празелень), пуговицы до подолу, в руке левой клюка и колпак» (Там же. С. 492; ср. близкие тексты: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 57 («колпак велик, ноги босы»); Большаков. Подлинник иконописный. С. 104; ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 168 об., 3 июня). Здесь перечислены признаки, свойственные многим ранним изображениям И.: внешность человека неопределенного возраста, не имеющего бороды и седин, но в то же время пожилого или преждевременно состарившегося («старообразного»); морщинистое лицо; высокий открытый лоб; сравнительно длинные волосы, вьющиеся или волнообразно спадающие на спину; характерное одеяние с многочисленными застежками (его цвет варьируется); клюка и колпак, к-рый святой придерживает локтем. В нек-рых подлинниках неопределенность возраста И. подчеркивается его уподоблением безбородому свт. Никите Новгородскому, прославленному в сер. XVI в.: «Аки Никита Новгородский, плешив, на лбу космочки, власы велики, ряска в полворота, пуговицы до полу, в руках колпак, да четки, да клюка, на ногах ступни [обувь]» ( Кузнецов. 1910. С. 493). В этом тексте, косвенно указывающем на то, что юродивый к моменту смерти был сравнительно немолодым человеком, появляются важные детали, к-рые нечасто встречаются в изобразительной традиции, но присутствуют в древнейшем изображении И.- в росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600): «ступни» и четки, в одном из подлинников названные «великими».

http://pravenc.ru/text/469402.html

Русское певческое искусство не было безликим. В Лаврентьевской летописи под 1175 годом упоминается «Луцина чадь» – хор владимирского князя Андрея Бoroлюбckoroi. Руководитель этого хора Лука конечно был и учителем певческого искусства и композитором. Однако по традиции, сложившейся еще в Киевской Руси, русские мастера пения не указывали своего имени при произведениях. В редких случаях они позволяли себе сделать надпись «ин перевод». После их смерти последующие мастера иногда делали краткие надписи о принадлежности произведений умершим вроде «Опекаловское», «Жуковское» и т.п. Поэтому мы располагаем очень ограниченным количеством авторских произведений. Между тем последние имеют большое значение для истории русской хоровой культуры, так как каждый из авторов в своих произведениях отражал стиль пения своей эпохи, и авторские произведения, в свою очередь, уточняют время бытования в певческом искусстве тех или иных стилевых особенностей. Ниже предлагаются примеры авторских произведений мастеров пения второй половины XVI – середины XVII столетий. Расположены они в хронологической последовательности их появления (разумеется, условно, насколько позволяют сохранившиеся, порой очень скудные, сведения о времени жизни авторов). (73) – «Святый Боже» – «Опекаловское» встречается в рукописях конца XVI – начала XVII века, преимущественно новгородского происхождения. По-видимому, автор был новгородским мастером пения. Очевидно оно предназначалось для пения на погребениях. Характер музыки соответствует этому назначению. Оно написано в низком регистре, соответствующему «простому» и «мрачному» согласиям древнерусского певческого звукоряда. Напев представляет весьма широкую кантилену, построенную в основном на использовании больших длительностей – половинных, целых нот и даже бревиса. Местами «вкрапленные» в медленно движущуюся кантилену четвертные и еще реже четвертные с точкой и восьмые усиливают музыкальную драматургию. Интересна форма произведения. Соответственно словам «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный», автор трижды проводит одну и ту же мелодию, затем на словах «помилуй нас» создает на основе варьирования этих же мотивов пространную koдyii. (74) – псалтирь сочинения Маркела Безбородого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Кроме канонического текста службы на день памяти М. в ряде рукописей XVI-XVII вв. обнаружено бытование 6 списков текста др. редакции (публ.: Гадалова Г. С. Службы прп. Макарию Калязинскому//Рус. агиография. СПб., 2005. С. 396-427). В основе обеих редакций лежит один текст. Изменения прежде всего коснулись 9-й песни 1-го канона, в акростихе к-рой скрыто имя ее автора, известного гимнографа XVI в. Маркелла (Безбородого) . Согласно исследованию Смирновой, Маркелл был автором обеих редакций службы ( Смирнова. 2005). Участие Маркелла в составлении службы М.- 1-й опыт работы гимнографа. Др. служба М., на обретение мощей на великой вечерне («Преподобен и честен светильник божественныи и светоносныи…»), представляет собой список общей службы единому преподобному с включением в нее имени М. В XVII в. были изданы первоначальная редакция службы на день памяти святого 17 марта (см.: Трефологион. М., 1638) и полная служба на день обретения его мощей 26 мая (Минея. М., 1646. Март). Памятник прп. Макарию Калязинскому в г. Калязине. Фотография. 2014 г. Памятник прп. Макарию Калязинскому в г. Калязине. Фотография. 2014 г. В 1599 г. царь Борис Феодорович Годунов во время посещения мон-ря сделал вклад - серебряную раку, в которую в его присутствии были перенесены мощи. В 1610 г. мон-рь был разграблен польско-литов. отрядом. Мощи были низвергнуты из раки, а сама она рассечена и увезена. В дубовой раке мощи покоились до 1699 г., когда она была заменена новой - позолоченной серебряной, устроенной на монастырские деньги и пожертвования. В 1769 г. над ракой была воздвигнута резная золоченая сень. В 1861 г. Синод разрешил ежегодно носить 26 мая раку со св. мощами вокруг соборной церкви Калязинского мон-ря. По материалам XIX в., 26 мая после малой вечерни мощи выставлялись на середину соборной Троицкой ц. Во время всенощного бдения перед гробницей пелось величание при открытых царских вратах, прихожане прикладывались к мощам и совершалось елеопомазание. На др. день все духовенство калязинских церквей обходило мон-рь при колокольном звоне. Кроме дней общецерковного поминания память М. в мон-ре праздновали 16 нояб. (в честь тезоименитого М. св. евангелиста Матфея).

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Ок. 1469 г., когда мощи прп. Иоанна Рильского были перенесены из Тырнова в его возрожденную обитель, находившуюся под покровительством султанши Мары Бранкович, этому событию посвятил торжественную службу греч. и слав. книжник, уроженец серб. г. Ново-Брдо Д. Кантакузин ( Кантакузин. (I) 1989. С. 44-77; Кожухаров. (I) 2004. С. 227-258). Его перу принадлежит также широко распространенная в слав. (включая рус.) и румын. рукописной традиции XVI-XIX вв. пространная и поэтичная Молитва к Богородице ( Кантакузин. (I) 1989. С. 93-140). На гимнографическое творчество софийских книжников XVI в., посвященное местным новомученикам, оказало влияние наследие Григория Цамблака: его лит. приемы и образы (вплоть до обильного прямого цитирования) использовали и поп Пейо (ок. 1515, наряду с Житием) в службе мч. Георгию Новому ( Ангелов. (I) 1978. С. 131-155), и диак Андрей (ок. сер. XVI в.) в службе мч. Николаю Новому Софийскому ( Кожухаров. (I) 2004. С. 259-280). Болг. Г. эпохи национального возрождения (XVIII в.- до 1876) находилась под заметным влиянием рус., получившей известность через печатные служебные Минеи; так, в каноне службы Феодосию Тырновскому, написанной в кон. XVIII в. иером. Спиридоном (Там же. С. 281-308), использован азбучный акростих, широко применявшийся рус. книжниками XVI-XVIII вв., начиная с Маркелла Безбородого ( Смирнова. (II) 2005. Творчество. С. 19). II. Начало серб. национальной Г. (как и мн. др. сфер церковной и культурной жизни средневек. Сербии) связано с деятельностью св. Саввы, первого архиепископа Сербского. Более ранние гимнографические памятники здесь неизвестны, не обнаружено даже отдельных древних песнопений (как слав., так и греч.), посвященных кн. мч. Иоанну-Владимиру († 1016). При непосредственном участии св. Саввы I для нужд Хиландарского мон-ря, а затем и для новой автокефальной Сербской Церкви был переведен Евергетидский Типикон. С евергетидской практикой, по наблюдениям Т. Суботин-Голубович, связан особый перевод Праздничной Минеи (Белград. Архив САНУ. 361, XIII в.), не получивший заметного распространения в серб. традиции; редактированию в соответствии с Евергетидским уставом здесь подверглись преимущественно более ранние тексты, либо восходящие к западноболг. охридской Г. (включая большое число памятников древнейшей слав. Г.- см.: Турилов А. А. Роль сербской традиции в сохранении древнейших памятников слав. лит-ры//Слав. альм., 1998. М., 1999. С. 21, 28), либо связанные с древнерус. оригиналами (годовой комплект служебных Миней). Известны серб. списки XIII-XIV вв. службы блгв. князьям Борису и Глебу в составе июльских Миней - ГИМ. Хлуд. 156, 160; Дечанский мон-рь. 32 ( (I) 1992); рус. тексты (на памяти прп. Феодосия Печерского, перенесение мощей свт. Николая и блгв. князей Бориса и Глеба) содержит и единственный серб. список минейного Кондакаря нач. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 189. Л. 251-276). «Лоза Неманичей». Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг.

http://pravenc.ru/text/165013.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010