(Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария (1542-1563). Источники сохранили о нем скупые сведения. В Житии прп. Саввы Сторожевского, написанном до 1552 г. по благословению митр. Макария, М. называет себя иноком. В февр. 1555 г. в Никоновской летописи М. упоминается как игумен Варлаамиева Хутынского мон-ря в составе группы новгородского духовенства, участвовавшего в поставлении архиеп. Казанского и Свияжского Гурия (Руготина) (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 250). Имя игумена неоднократно названо в летописях ошибочно, вероятно потому, что в Новгороде М. был чужаком. В Новгородской II летописи сказано о прибытии 22 апр. 1555 г. из Москвы в Новгород архиеп. Пимена (Чёрного) , «да и Спасскои игумен Мартиреи с ними же приехал Хутынской Пахнутиева монастыря» (Там же. Т. 30. С. 182). Какова была связь М. с Пафнутиевым Боровским монастырем, неизвестно, но его появление в Новгороде могло быть инициировано бывшим насельником этого мон-ря митр. Макарием. Игуменом Хутынского мон-ря М. пробыл примерно с 1552 до 1556 г., когда в Новгородской III летописи упоминается уже другой хутынский игумен (Там же. Т. 3. Вып. 4. C. 253). В статье под 1558 г. Новгородской II летописи рассказывается о том, что М., «оставя игуменство, жилъ в Онътонове монастыре 6 месяць при игумене Варламе при Антоновском при царици. Да сотвори Маркел житие Никите епископу Новгородцкому и канунъ да поехал Марко из Новагорода к Москве» (Там же. Т. 30. С. 183). Когда точно и почему М. оставил игуменство и где находился до Антониева мон-ря, неизвестно. Сообщение Новгородской II летописи скорее всего надо понимать следующим образом: оставив игуменство, М. оказался в Антониевом монастыре, где за 6 месяцев до окт. 1558 г. создал Житие и канон свт. Никите Новгородскому, а 28 окт. 1558 г. отправился в Москву. С этого момента летописные источники о нем молчат. Прозвище Безбородый, прочно вошедшее в историографию, М. приписывает автор памятника XVII в. «Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей рустей земли осмогласное пение». Среди прочих распевщиков он упоминает о М.: «А Псалтырь роспета в Великом Новеграде. Некто бысть инок именем Маркел, прослутием Безбородой. Да он же сложил канон Никите архиепископу Новгородскому, вельми изящен» (РНБ. ОСРК. Q. I. 1101. Л. 202). Существует мнение об ошибочности отождествления гимнографа М. с распевщиком Псалтири ( Старикова. 2014). |
К вопросу изучения богослужебных Миней Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 31 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Богослужения, совершаемые ежедневно в православных храмах, творятся по Минеям. Богослужебные Минеи создавались на протяжении веков, дополнялись, дорабатывались, редактировались. На своих страницах они содержат богослужебные тексты, посвященные библейским событиям, прежде всего Новозаветным. Церковь прославляет в гимнах святых мужей и жен, просиявших подвигами святости на протяжении тысячелетий. Богослужебные тексты содержат православное вероучение, учат благочестию. Кроме того, содержащиеся в Минеях тексты были написаны гимнографами в горении веры, причем некоторые из них были позднее канонизованы Православной Церковью и их памяти вошли в Месяцеслов; им также были составлены службы. Богослужебные тексты наряду с житийными могут быть духовным чтением для благочестивого читателя. Как и жития, они могут явиться предметом научного изучения. Единственным обобщающим трудом по этой проблематике на сегодняшний день является труд Ф. Спасского “Русское литургическое творчество (По современным Минеям)” (Париж: YMCA-Press, 1951). Он написал свой труд, исследуя богослужебные Минеи синодального издания. Рецензент этой книги справедливо отметил: “Книга Ф. Спасского исследует очень интересную страницу русской истории литературы, которая в последние десятилетия едва ли попадала во внимание исследований” 1 . Изданию данной книги предшествовал ряд публикаций автора, самая ранняя из которых посвящена вопросам вероучения, содержащимся в богослужебных Минеях 2 . Памятники гимнографии позволили автору выявить талант духовного писателя Древней Руси XVI века, мастера акростиха — игумена Маркелла Безбородого 3 . На основании изучения богослужебных текстов автор выявил особую страницу в истории православной гимнографии на Руси в XVI веке, связанную с Митрополитом Макарием (†1563; память 30 дек.) 4 . Акростихи и надписания служебных канонов были обобщены автором в другой статье 5 . Одну из поздних статей Ф. Спасский посвятил отдельной службе русскому святому XVI века — преподобному Феодосию Тотемскому 6 . |
В Алма-Ате состоялся первый концерт музыкального проекта «Богословие в звуках» 12 марта 2024 г. 14:47 10 марта 2024 года по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Вознесенском кафедральном соборе г. Алма-Аты состоялся первый концерт музыкального проекта «Богословие в звуках». Мероприятие прошло при поддержке отдела по культуре Православной Церкви Казахстана . Инициаторы и организаторы проведения просветительского проекта — клирик Вознесенского кафедрального собора игумен Филипп (Моисеев); художественный руководитель — Наталья Головина. Песнопения исполнял мужской хор собора. Ведущий проекта — клирик Вознесенского храма протоиерей Александр Иевлев. В рамках просветительского мероприятия широкая публика познакомится с малоизвестными церковно-музыкальными произведениями Русской Православной Церкви. Репертуар охватит партесные многоголосные произведения XVII-XVIII вв. вплоть до образцов русской школы контрапункта XIX-XX вв. Гостями музыкального праздника стали руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского собора протоиерей Александр Суворов, клирик храма апостолов Петра и Павла г. Алма-Аты иерей Кирилл Громов, руководитель службы протокола митрополита Александра протодиакон Роман Головин, прихожане храмов и воспитанники воскресных школ г. Алма-Аты, студенты Алма-Атинской духовной семинарии, представители творческой интеллигенции. Цикл открылся концертной программой знаменных и строчных распевов, а также исполнением произведения образца раннего русского барокко за авторством одного из величайших русских партесных композиторов — государева певчего дьяка Василия Титова. Вниманию слушателей были предложены: кондак Воздвижению XI в., кондакарный распев, расшифровка Г. Пожидаевой; «На реце Вавилонстей», напев Маркелла Безбородого XVI в., расшифровка Г. Пожидаевой; стихира по 50-м псалме Благовещения XVIII в., расшифровка Г. Пожидаевой; задостойник Пасхи, напев Феодора Христьянина, XVII в., расшифровка Г. Пожидаевой; «Единородный Сыне», древнерусская полифония, троестрочие XVII в.; «Приидите поклонимся», демество, XVII в.; «Трисвятое» (Волынка), демественное троестрочие XVII в., расшифровка А. Смирновой; «Отче наш», знаменное одноголосье, XVIII в.; «Свете Тихий», раннее многоголосие XVII в., расшифровка М. Бражникова; стихира на «Господи воззвах» Недели Ваий, древнерусская полифония XVIII в.; Псалом 151 из Рифмованной Псалтири Симеона Полоцкого, композитор — певчий дьяк Василий Титов (Коробов), раннее барокко начала XVIII в. Следующий концерт цикла планируется в течении ближайших месяцев. Митрополичий округ в Республике Казахстан / Патриархия.ru Календарь ← 4 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. |
Архиепископ Филарет (Гумилевский) называет автором службы преподобному Феодосию князя Гавриила Гагарина, бывшего министром коммерции и другом императора Павла I 8 . Буквенный акростих службы имеет некоторые особенности, присущие гимнографу XVI века игумену Маркеллу Безбородому, с характерным удалением гласных 9 . “Акростих читается следующим образом: ПОСЛи ТВОЕМУ СПаСЕ ПОМОЩ РАБУ ДА ПОЮ НеБеСНоГо ЧеЛоВеКА… Заглавные буквы стоят в акростихе, малые добавлены нами”, — пишет Ф. Спасский 10 . Открывает канонизации XIX века прославление сибирского иерарха. Обретение его святых мощей произошло ранее, в середине XVIII века, в связи со строительными работами в Вознесенском монастыре, где он был погребен. В 1801 году состоялось свидетельствование честных мощей первого Иркутского епископа, святителя Иннокентия, почившего 27 ноября 11 1731 года. Были рассмотрены также чудеса, происходящие от его святых мощей. В 1804 году, при императоре Александре I, он был причислен к лику святых. Святитель Иннокентий прославился своей миссионерской деятельностью в Сибирском крае. “Святитель любил уединение и молитву. Он часто уходил в пещеру и там проводил время в молитве” 12 . Первоначально он приложил свои труды на поприще духовного образования, будучи с 1710 года по 1714 год преподавателем Славяно-греко-латинской академии, а затем ее префектом 13 . Служба святителю Иннокентию Иркутскому была составлена “одним из духовных лиц, пожелавшим скрыть свое имя от человек”, и прислана Санкт-Петербургскому митрополиту Серафиму (1821–1843) 14 . Составитель службы Святителю использует перевод с латинского имени Иннокентий, что означает невинный. В службе говорится о его добродетели: “Отче святителю Иннокентие, по имени бысть тако и житие твое, яко убелен был еси невинностию” 15 . Гимнограф прославляет сибирского святого, с жизнью и подвигами которого связаны различные регионы державы Российской: “Ты еси славо града Иркутска, Иннокентие, ты еси украшение Сибирских стран, похвало Церкве Православныя, величание России Малыя, в ней же процвел еси крин благоуханный” 16 . Отмечается, что святитель Иннокентий является просветителем “темного хинов царства”. Перед каноном службы имеется надписание, являющееся акростихом: “Иннокентий, молитвенник о душах наших” 17 . |
Крупнейший научный труд Г.- «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки». К сер. XIX в. рукописные фонды б-ки, включавшие уникальные акты XI-XVIII вв., не были научно востребованными из-за отсутствия указателя или каталога. По инициативе митр. Филарета с 1849 по 1862 г. Г. вместе с преподавателем Симбирской ДС К. И. Невоструевым описал 576 рукописей. Общий план работы и выработка основных направлений принадлежали Г. «Описание...», в 1867 г. удостоенное Ломоносовской премии С.-Петербургской АН, имеет большое научное значение и до сих пор сохраняет актуальность. Г. стремился использовать совр. методы исследования и данные вспомогательных исторических дисциплин, подвергал каждую рукопись тщательному источниковедческому анализу. В ходе работы сделал немало открытий в области древнерус. и слав. лит-ры, впервые опубликовал и исследовал паннонские Жития равноапостольных Кирилла и Мефодия (О св. Кирилле и Мефодии//Москвитянин. 1843. Ч. 3), «Слово о Законе и Благодати» митр. свт. Илариона (Памятники духовной лит-ры времен вел. кн. Ярослава I//ПрТСО. 1844. Ч. 2. С. 204-299), Письмо «о нелюбках» между заволжцами и иосифлянами (Отношения иноков Кириллова Белоозерского и Иосифова Волоколамского мон-рей в XVI в.//ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 502-527), общий канон равноапостольным Кириллу и Мефодию, в к-ром прочел слав. текстовой акростих, канон вмч. Димитрию Солунскому, к-рый атрибутировал св. Мефодию , синодальный список XII в. службы св. Кириллу, 4 Слова Мефодия Патарского и др. Непревзойденным остается описание литургических текстов, содержащее информацию о структуре служб, характере песнопений, мере их соответствия богослужебной практике. Это описание является важным пособием в изучении древней гимнографии. Г. придерживался общепринятой в кон. XX - нач. XXI в. т. зр. о создании служб слав. первоучителям в ближайшем окружении святых Кирилла (Константина) Философа и Мефодия. В процессе описания новгородского нотированного комплекта Миней служебных XII в. было выявлено наличие разновременных переводов, открыты акростихи слав. и рус. авторов XV-XVII вв. (в т. ч. митр. Григория Цамблака , игум. Маркелла (Безбородого) ), определены случаи лит. заимствований, найден уникальный экземпляр первого печатного издания Службы явлению Казанской иконы Божией Матери (Каз., ок. 1589). |
В древнерус. певч. рукописях кон. XVI-XVII вв. псалмовые стихи фиксировались в виде 9 различных формул обычно для 2, 3 и 17-й кафизм с припевом А., без обозначения гласа (иногда выписывались избранные стихи из всех положенных на утрене кафизм). Эту новую традицию, сменившую осмогласное пение кафизм (по Иерусалимскому уставу), исследователи приписывают Маркеллу Безбородому (сер. XVI в.). Она поныне сохраняется в богослужебной практике и певч. книгах старообрядцев-беспоповцев, в устной традиции казаков-некрасовцев. Мелодически развитые припевы А. могут включать аненайки . В совр. богослужении чтение кафизм и отдельных псалмов обычно замыкается славословием, включающим троекратную (или двукратную) А. (см. ниже). Традиция заканчивать трехпсалмия А. отмечена уже в соч. «О девстве» Псевдо-Афанасия (ок. 390): «После трех псалмов говори Аллилуиа» (De virginitate//PG. 28. Col. 276). Студийский и Иерусалимский уставы знают также вечерню и утреню «с Аллилуия» - с пением постовых или заупокойных аллилуиариев (см. ниже). А. является припевом к четным икосам акафистов , ко всем икосам заупокойного кондака (проимий .- Требник большой. Л. 141об.- 143об., см. также л. 151об.- 152). В богослужении зап. обрядов А. также имеет широкое употребление. В богослужении рим. (см. Cabrol. Col. 1236), амвросианского (см. Cabrol. Col. 1240-1241), галликанского (см. Cabrol. Col. 1238-1239), испано-мосарабского (см. Cabrol. Col. 1241-1242), кельт. (см. Cabrol. Col. 1239-1240) обрядов можно выделить 3 вида А., к-рые различаются местом в богослужебном круге и строением текстов: 1) антифоны в псалмодии оффиция и в песнопениях Пасхальной ночи; 2) заключительные построения в песнопениях проприя мессы ( интроитах , офферториях , communio ), а также в антифонах и респонсориях оффиция в Пасхальное время; 3) самостоятельное песнопение мессы (см. Аллилуиарий, Тракт ). Пение А. на Западе сопровождается богатой мелизматикой (см. Секвенция , Юбиляция ). Лит.: Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. 1; Cabrol F. |
Летописец, упомянув об обретении мощей святителя Никиты, замечает, «что житие и канон ему сотворил Маркелл, игумен Хутынского монастыря», который, оставив игуменство, жил 6 месяцев «в Онтонове монастыре», что в это же время поновлен был придел в Софии «святых отец Акима и Анны, где почивали мощи святителя Никиты», что, когда положены были мощи «в новый ларец, святили воду с мощей его и послали к Москве», и что 19 мая «в вознесениев день у телесе Никиты епископа простил Бог женушку очима» 338 . Достойно замечания, что открытие мощей святителя Никиты последовало в самую тяжкую годину для Новгорода, когда грозные тучи собирались над городом, обреченным гневу грозного царя. Святитель явился опять, как бы живой, посреди смятенной своей паствы, в утешение скорбящих, дабы видели они, что не отступает от них благословение Божие. И не только в Новгороде, но и вдали от него, в рядах русских воинов, осаждавших тогда город Ругодив (Нарву), святитель Никита явил свою чудесную силу и помощь в день открытия мощей его. Многие ливонцы видели тогда между русскими полками ездившего по берегу р. Наровы мужа безбородого в ризах святительских, с жезлом и крестом. Это был не иной кто, как святитель Христов Никита. В это же время в Ругодиве, один немец, пивовар, бросил в огонь, разведенный под котлом, две иконы, похищенные из Иван-города; на одной из них изображена была Богоматерь с Предвечным Младенцем, а на другой – угодники Божии: Николай чудотворец, Власий, Козьма и Дамиан. Внезапно поднялся сильный ветер, и пламя, разливаясь из под котла, охватило весь город; не только дома, но стены и ворота города сгорели; а войска русские, вместе с жителями Иван-города, воспользовавшись смятением немцев, быстро переправились через реку и овладели Ругодивом без приступа и стенобитных орудий 339 . Русские одержали блистательную победу и взяли на государя и царя все немецкие города числом 18 340 . К довершению чудесного события, обе иконы, брошенные в огонь последователями Лютера, найдены невредимыми на месте пивоварения. Таковы чудесные события совершились при открытии мощей святителя Никиты и вне Новгорода, в стране чужой 341 . |
Дополнительно уточнялись детали, относящиеся к характерным особенностям облика святителя и его облачения. Подобный же портрет (к сожалению, не сохранившийся) еще в XIV веке при жизни Сергия Радонежского нарисовал с печальника земли русской его юный племянник, ставший позже святителем Ростовским Феодором. Не создавали древние изографы своей волей икон, а, помня о святоотеческом диатаксисе, непременно брали у иерарха на то благословение. Портрет помогал написать икону, а икона не упраздняла портрет. «Редкая растительность на подбородке» Никиты подтверждает неоспоримую правду: святитель не пользовался бритвой, ибо наличие бороды отвечало средневековому пониманию образа Божия в человеке. У Никиты просто не «уродилась» борода, так же, как и у писателя его жития Маркелла, прозванного современниками Безбородым. Эту правду и передают иконы новгородского святого, одного из любимейших в нашей Церкви вот уже целых 900 лет. Есть Промысл Божий в том, что святитель заказывал, но не увидел росписей Софийского собора в Новгороде. Будучи сопричтенным к сонму святых, святитель благословляет нас не со стен, а в реальной жизни; лик же славы его сияет и будет сиять сквозь толщу тысячелетней истории нашей страны. Житие святителя появилось в четырех редакциях почти одновременно. Первая редакция принадлежала новгородскому монаху Маркеллу Безбородому (обратим внимание на его прозвание), который в 1555 г. игуменствовал в Хутынском монастыре, а через два года удалился в Антониеву обитель и там «сотворил житие Никите, епископу Новгородскому» незадолго до открытия мощей святителя в 1558 г. Вторая редакция – игумена Данилова монастыря Иоасафа, который принялся за труд по поручению Новгородского владыки Пимена сразу после открытия мощей, повторив сказание Поликарпа из Киево-Печерского Патерика о бывшем затворнике Никите, о его искушениях, достаточно подробно описал открытие мощей и последовавшие чудеса. Третья редакция приписывается учеными известному иноку и богослову новгородской Отней пустыни Зиновию, усомнившемуся в Поликарповом сказании. |
В 1–й же песни его игумен Маркелл со смирением взывает в Богородичне, обращаясь с молитвой к преподобному Иоасафу: Аще и недостойне принесох ти таковое словес извитые… приими сия с любовию, и принеси к Богоматери моление за мя, да милость обрящу в день страшнаго испытания . Рассказ о страданиях царевича Иоасафа подробно и трогательно проходит по всем песням канона. В седальне по 3–й песни блаженный Маркелл пишет: Чистая и непорочная душа божественнаго отрока, ополчения вражия не устрашися… прося, да не осквернит одежды, юже от святаго крещения прият, да получит красоту и славу Христову . В 4–й песни повесть продолжается: Егда постом и молитвою тело свое удручи, зрит во сне пажить прекрасну, и града красоту недомысленну . Когда подвиг царевича приходит к концу и он побеждает сопротивление отца и становится владетелем половины царства, он, по Маркеллу, вшед… во град, на всех столпех образ Креста водружаше, и капища разоряше, прекрасну церковь Владыки Христа воздвиже . Заканчивается повествование трогательным актом присоединения отца царевича к вере Христовой. Бысть чудо предивно, — пишет игумен Маркелл, — сын родителю своему отец явися , став восприемником его от святой купели. Светильном заканчивается сказание о царевиче. Он царство оставив, к пустыни устремися, и в храмине убогаго обита… Христу последова . Это — идеал, который высоко почитал русский человек, приобщившись к христианству. Приведенные выше отрывки из произведения блаженного Маркелла Безбородого показывают, как богословие истин Христовой Церкви обретает в его строках живое и действенное выражение. В отдельных местах цитированной нами Службы богословские идеи приведены в значительной полноте, с усвоенной сердцем глубиной выражения. В песни 6–й канона читаем:… Иоасафу тако истинствующу, и ничтоже чествовати паче Христовы любве: се бо истинная сладость и веселие, и вечное пребывание . И ниже, обращаясь к своему искусителю, царевич Иоасаф говорит:… Почто укаряеши спасительную проповедь Христова пришествия, Егоже славы небо и вся земля исполнишася . |
В первой же песни его игумен Маркелл со смирением взывает в богородичне, обращаясь с молитвой к преподобному Иоасафу: “Аще и недостойне принесох ти таковое словес извитие приими сия с любовию, и принеси к Богоматери моление на мя, да милость обрящу в день страшнаго испытания” 138 . Рассказ о страданиях царевича Иоасафа подробно и трогательно проходит по всем песням канона. В седальне по третьей песни блаженный Маркелл пишет: “Чистая и непорочная душа божественнаго отрока, ополчения вражия не устрашися, прося, да не осквернит одежды, иже от святаго крещения прият, да получит красоту и славу Христову” 139 . В четвертой песни повесть продолжается: “Егда постом и молитвою чело свое удручи, зрит во сне пажить прекрасну, и града красоту недомысленну…” 140 . Когда подвиг царевича приходит к концу и он побеждает сопротивление отца и становится владетелем половины царства, он, по Маркеллу, “…вшед во град, на всех столпех образ Креста водружаше, и капища разоряше, прекрасну церковь Владыки Христа воздвиже…” 141 . Заканчивается повествование трогательным актом присоединения отца царевича к вере Христовой. “Бысть чудо предивно, — пишет игумен Маркелл, — сын родителю своему отец явися” 142 , став восприемником его от святой купели. Светильном заканчивается сказание о царевиче. Он “царство оставив, к пустыни устремися, и в храмине убогаго обита Христу последова” 143 . Это — идеал, который высоко почитал русский человек, приобщившись к христианству. Приведенные выше отрывки из произведения блаженного Маркелла Безбородого показывают, как богословие истин Христовой Церкви обретает в его строках живое и действенное выражение. В отдельных местах цитированной нами службы богословские идеи приведены в значительной полноте, с усвоенной сердцем глубиной выражения. В песни 6-й канона читаем: “…Иоасафу тако истинствующу, и ничтоже чествовати паче Христовы любве: се бо истинная сладость и веселие, и вечное пребывание” 144 . И ниже, обращаясь к своему искусителю, царевич Иоасаф говорит: “…почто укоряеши спасительную проповедь Христова пришествия, егоже славы небо и вся земля исполнишася” 145 . |
| |