Это заявление звучит как классическое савеллианство, или модализм. Но, конечно, по сравнению с китайским ересиархом Савеллий показался бы просто столпом Православия. Отец, Сын, Дух Святой — все смешивается в голове у бедного лже“ Свидетеля”: На первом этапе Бог-Отец воплотил Себя в Сыне Своем; на втором — Сын Его уподобился человеку со всеми Его чудесными семью элементами (! — А. Д.), слитыми воедино в Нем; на третьем этапе и Бог-Отец и Сын Его переходят теперь в Святого Духа. Все, что есть в Боге-Отце, есть и в Сыне Его, и оба Они, и Отец и Сын, со всеми семью элементами во Христе, переносятся в Святого Духа. И далее: Бог во Христе прошел через длинный процесс — процесс воплощения, распятия, воскресения и вознесения. Тот самый Бог из первой главы Бытия прошел такой процесс… Сегодня, после приготовления, сам Христос является Духом животворящим… Этот Христос, после своего приготовления, теперь является животворящим Духом. Таким образом… у нас есть четыре процесса, через которые прошел Триединый Бог: воплощение, распятие, воскресение и вознесение. Это можно классифицировать как исторический модализм, доведенный до абсурда. Наверное, родоначальник ереси исторического модализма Маркел Анкирский (IV b.) был бы потрясен, увидев, как его христианскую ересь довели до совершенно уже нехристианского учения. Посмотрим, как Уитнесс Ли далее развивает свою мысль: Как Бог Он Отец, Он Сын, Он Дух, Он Господь, Он Христос. И Он все другие предметы (! — А. Д.): Он свет, Он жизнь, Он воздух, вода, еда, одежда, место жительства. Он — все и более того. А это уже классифицируется как простой и вульгарный пантеизм. Как видите, учение Уитнесса Ли похоже на многие восточные культы, и, несмотря на христианскую оболочку, по большому счету христианством тут и не пахнет. 9. Описывая свое понимание дальнейшего развития домостроительства Божия, Ли переходит всякие пределы кощунства А вот как Ли понимает Домостройтельство Божие: В наши же дни под воздействием домостроительства Божия, заключенного в Новом Завете, все семь элементов Христа помещены в Святом Духе, и этот самый всеобъемлющий Святой Дух вошел в нас и снизошел на нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

23. Неронов против Никона Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество В первые годы никоновских нововведений почти вся тяжесть борьбы за старую русскую церковную традицию легла на плечи Неронова. Аввакум был далеко, в Сибири, епископ Павел Коломенский, Логгин и Даниил Костромской погибли, Вонифатьев избегал конфликта с патриархом, хотя и не сочувствовал его мероприятиям. Другие боголюбцы притихли, не имея ни влияния, ни силы духа, ни умения для борьбы с всесильным главой церкви. Немало их томилось по тюрьмам или погибло, не будучи даже замеченными в своем стоянии за веру московским обществом. Из иерархии, помимо Павла, еще четыре видных представителя епископата — Макарий Новгородский, Маркел Вологодский, Симеон Тобольский и Александр Вятский тоже были определенно настроены против правки книг, но никто из них не хотел рисковать, открыто сопротивляясь патриарху, царю и послушному собору. К тому же в это время было далеко не ясно, как далеко собирается Никон зайти в своей переделке русского устава на новогреческий лад, и в 1652—1656 годах многие из них могли надеяться, что в конце концов все как-то образумится и обойдется. Ссылка боголюбцев под предлогом нарушения ими обычной церковной дисциплины, а не за защиту старой веры пока что лишала их даже ореола мученичества за общее церковное дело. Поэтому многие еще совсем не понимали подлинную причину столкновения патриарха с боголюбцами и не предвидели, что получится из нетерпеливых действий энергичного и темпераментного царева друга. В самой Москве очаги сопротивления существовали все время, но пока что там не было авторитетного вождя оппозиции, а вблизи патриарха и его полицейского аппарата недовольство могло прорываться только спорадически. Первой значительной вспышкой, показавшей смущение умов народных масс из-за трудно понимаемых большинством народа действий патриарха, были большие беспорядки во время моровой язвы в Москве. Сам царь в это время был в Белоруссии, воюя с поляками, патриарх с царской семьей выехали из Москвы, большая часть высших чинов правительства, спасаясь от страшной заразы, разъехалась из столицы, оставив город без присмотра и управления. Ужасная болезнь и быстро растущее число жертв привели к распространению самых нелепых слухов и демонстрациям населения, жаждавшего и не получавшего помощи и руководства. Бунт начался 25 августа 1654 года, и большие толпы народа, собравшиеся на улицах и площадях Москвы, стали протестовать против уничтожения Никоном икон, хотя эти образа и были писаны по новому, западному образцу.

http://sedmitza.ru/lib/text/439529/

В тот же год Батый послал татар, и они взяли город Переяславль Русский, а епископа Симеона убили. Этот Симеон был девятым и последним епископом в Переяславле; а первым епископом в Переяславле был Петр, вторым Ефрем, третьим Лазарь, четвертым Сильвестр, пятым Иоанн, шестым Маркел, седьмым Евфимий, восьмым Павел, девятым Симеон, который и был последним; с тех пор до нынешнего времени без пяти лет триста в Переяславле не было епископа, да и людей нет в городе. А других татар Батый послал к Чернигову. Мстислав Глебович, внук Святослава Ольговича, услышав об этом, пришел на татар с большим войском к Чернигову, и произошла жестокая битва. Из города на татар метали пороками камни на полтора выстрела, а камни могли поднять только два человека. Но татары все же победили Мстислава, и многих воинов избили, а город взяли и огнем запалили, но епископа их довели до Глухова и отпустили. А другие татары Батыя пленили Мордовскую землю, и Муром, и Городец Радилов на Волге, и город святой Богородицы Владимирской. И было большое смятение по всей земле, и сами люди не знали, кто куда бежит. Княжение великого князя Михаила Киевского. В год 6748 (1240). Батый послал Менгухана осмотреть Киев. Пришел он и остановился у городка Песочного и, увидев Киев, был поражен его красотой и величиной; отправил он послов к князю Михаилу Всеволодовичу Черниговскому, желая его обмануть. Но князь Михаил послов убил, а сам убежал из Киева вслед за сыном в Венгерскую землю; а в Киеве взошел на престол Ростислав Мстиславич, внук Давыда Смоленского. Но Даниил Романович, внук Мстислава Изяславича, выступил против Ростислава и взял его в плен; а Киев поручил оборонять против безбожных татар своему посаднику Дмитрию. В это время пришел к Киеву сам безбожный Батый со всей своей силой. Киевляне же взяли в плен татарина по имени Товрул, и сообщил он обо всех князьях, пришедших с Батыем, и о войске их; и были там братья Батыя, воеводы его: Урдюй, Байдар, Бичур, Кайдан, Бечак, Менгу, Куюк (он не был из рода Батыя, но был у него первым воеводой), Себедяй-богатырь, Бурундай, Бастырь, который пленил всю землю Булгарскую и Суздальскую, и много было других воевод, о которых мы не написали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2215 . Христорождественский или Рождественский что на Иледоме на Соти, мужской, ныне погост Рождественский или Ильдом, Ярославской губ., Любимского у., в 30 вер. к зап.-сев.-зап. от Любима, при впадении рч. Ильдома в Соть. Несомненно существовал в XVII ст., так как в монастыр. де­лах, хранящихся в Москов. архиве Мин. Иностр. Дел, значится, что он уже имел жалованные грамоты в 1623 г. В 1723 г. в нем были 2 дерев. цер­кви: Рожд. Хр. и Владим. Бож. Матери, и приписан к Афанасьев. Яросл. м-рю. Нынешняя церковь Рожд. Христова по­строена в 1808 г. Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 49, 778; Иванов, “Опис. госуд. ар­хива стар. дел”, 347 (в 1700 г. имел 13 двор. крест.); Токмаков, “Справоч. указат. истор. матер.”, 13 (монастыр. дела 1623 г.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, III, 1723 г., 316 (со­стоял приписным за Афанасьев. м-рем в Яросл.); прилож., XXXIV (в 1723 г. в нем были: строитель иером. Маркел и 4 мо­наха и имел 6 крестьян. дворов), CDXXV (ре­естр церквам Ростов. епар.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 373 (Ярослав. Рождественского, на р. Соте, игум. Иоанникий определен 1662 г.). 2216 . Христорождественский или Рождественский – Носковский, мужской, ныне село Рождествен­ское в Носкове, Ярославской губ., Любим­ского у., в 7 вер. к сев.-зап. от Лю­бима, при р. Обноре. В 1623–1629 г. в нем был игум. Евфимий. В 1723 г. приписан к Афанасьевскому Яросл. м-рю и церковь камен. Рожд. Хр. обра­щена в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 355, 699; Ратшин, 559; Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 49, 769; Бакмейстер, “Топогр. известия”, 1771 г., 328; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 371, 32; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, III, 1723 г., 316 (состоял приписным к Афанас. м-рю в Яросл.), прилож., XXXIV (в 1723 г. м-рь имел 7 монахов и 19 крестьян. двор.); CDXXVI (реестр церквам Ростов. епар­хии). 2217 . Христорождественский на Кушалинке или Михаиловский, что в Кушалине, мужской, ныне село Рождество, Тверской губ. и уезда, в 30 вер. к сев.-сев.-вост. от Твери по дороге в Бежецк, при рч. Кушалинке. При описании Кушалинской волости Вел. кн. Семиона Бекбулатовича в конце XVI ст. значится: «В Куша­лине же монастырь Рождественой, на р. на Кушалинке, а в нем церк. Рождество Хр., древян, вверх шатров, да церк. теплая Введенье Пр. Богор. древяна же, клецка». Далее же говорится, что м-рю принадлежит 6 деревень да 11 пустошей с 34 дворами. «Да у игумена же Варлаама с братьею рыбные ловли от монаст. мосту, что ездят из Кушалина ко Твери ловити рыба в рч. Кушалине, по селцо по Велешино». В межевой кни­ге 1698 г. говорится, что Михаиловский м-рь, что в Кушалине, в пустоше Денисовке, владел полевыми землями. Ка­лачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 393; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2621 (межев. кн. 1698 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

11. Собор 1649 года и столкновение с епископатом Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Собор, от которого боголюбцы ожидали введения единогласия и начала полного литургического обновления России, собрался в 1649 году. В это время епископат состоял из лиц, назначенных на епархии еще до того, как боголюбцы успела захватить решающее влияние в делах церкви, и почти весь состав его, кроме митрополита Никона Новгородского (будущего патриарха), был настроен против предложения Вонифатьева, Неронова и их друзей. Состав собора был тщательно подобран иерархией, и никто из друзей боголюбцев официально в нем не участвовал. Тем не менее Вонифатьев сам решил явиться на собор, представительствуя чаяния и интересы своих друзей. Но Вонифатъев, видимо, не рассчитал силу сопротивления епископата и церковных чиновников канцелярий, связанных с управлением русской церковью. Этим противникам боголюбцев удалось склонить на свою сторону престарелого патриарха, который долго колебался между явной необходимостью устранить многогласие и трудностью введения единогласия. Он, конечно, помнил, что еще Стоглавый собор строго предписывал единогласие и что он сам всего лишь за год до собора, в 1648 году, порицал монахов Саввина монастыря за то, что они “поют по скору и не единогласно”. Теперь аппарату церкви и епископату, которые рассматривали боголюбцев как мятежников против их авторитета, привычек и злоупотреблений, представлялась возможность раз и навсегда отвергнуть пожелания и требования дерзких протопопов. Давно уж многие епископы и чиновники их канцелярий возмущались протопопами, которые хотели распоряжаться русской церковью через их головы, и поэтому заправилы собора хотели использовать раздражение патриарха на “дерзость” боголюбцев. Собор, который, видимо, был посвящен только проблеме благочестия в церквах и единогласию, был очень непродолжителен и закончился уже 11 февраля, в день своего открытия. Помимо патриарха, на нем присутствовал престарелый Варлаам, митрополит Ростовский, митрополит Серапион Сарский и Подонский, а также архиепископы Маркел Вологодский, Моисей Рязанский, Иона Тверской и епископ Рафаил Коломенский. Кроме того, в состав собора вошли 5 архимандритов, 6 московских игуменов, игумен соловецкий и 10 московских протопопов, всего 29 Никона на соборе не было, не было и таких сторонников реформы из епископата, как Серапион Суздальский и Варлаам Вятский. Видимо, их умышленно забыли пригласить.

http://sedmitza.ru/lib/text/439493/

Чтобы показать, как проповеднический метод Оригена распространялся в последующие времена, профессор исследовал доступные тексты его последователей – святителей Дионисия († 265) и Петра († 311) Александрийских, святого пресвитера Пиерия († 283), святителей Григория Чудотворца († 270), Александра Иерусалимского († 251) и Мефодия Патарского († 311) 69 . К сожалению, как замечает ученый, из их гомилетического наследия сохранились лишь отдельные фрагменты проповедей. Эти отрывки не могут дать целостного представления о них как проповедниках, поэтому он пытался создать некий собирательный образ проповедника III века. Это был век особой популярности проповеднического слова, хотя большинство из проповедников не отличалось ярким талантом красноречия, изъясняя Писание и свои наставления народу без всяких изысков, подражая стилю домашней беседы. Правда, они так же, как Ориген , прибегали в своих проповедях к аллегории, но она у них не была так изобразительна и смела 70 . Из числа проповедников III в. В.Ф. Певницкий особо выделяет святого Григория Чудотворца . Как пишет о нём профессор, при поставлении на Неокесарийскую кафедру он застал в городе всего 17 христиан, а к концу его пастырской деятельности, благодаря, прежде всего, его проповеди, здесь оставалось всего 17 язычников. К сожалению, из его проповедей до нас дошло лишь «Прощальное и похвальное слово Оригену ». По мысли профессора, «история христианского красноречия за одно это слово должна высоко ставить святого Григория Чудотворца ... В III веке никто из отцов не может с ним равняться в искусстве слова» 71 . После исследования западной и восточной святоотеческой гомилетики В. Ф. Певницкий приступил к подробному разбору средневековой и новой гомилетики. Как пишет священник Николай Гроссу , «средневековые системы гомилетики и разные гомилетические сборники исследованы им с такой обстоятельностью, какой мы не находим и у иностранных гомилетов, работавших в этой области. И в то же время изложены с такими историко-критическими замечаниями, что для нас становится совершенно понятно, каким образом схоластика убила то здоровое, живое понимание проповедничества, которым, в общем, отличались взгляды святителя Григория и блаженного Августина » 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

говору и уложен(ь)ю руки свои приложили. А сверх сего улож[енья] и приговору как великий г(о)с(у)д(а)рь ц[арь] и великий князь Алексей Михаилович всея Руси изволит и повелит. На обороте столбцов находится следующая надпись 12 : (Ст.1) т (по?). л(о)ж. [Сарский мит]рополит[ъ Серапион руку приложил]. [Арх]иеп(и)ск(о)пъ Маркел руку [приложил. епк(?)] (Ст.2) [Тверско]й архиеп(и)ск[опъ Иона] руку при[ложилъ.] Коломенский архиеп(и)ск(о)пъ Рофаилъ руку приложил. (Ст.3) Живоначальней Троицы Сар[гиева монастыря архимандритъ] Андреян руку приложил. Чюдова мон(а)стыря архимандрит Кирил руку [при]- ложил. Из Володимер[а] (Р)ож[ественс]кого мо- настыря архимандрит Варсано- фий руку приложил. Симонова м(о)н(а)ст(ы)ря архимандрит Илья [руку при]- ложил. Андронникова м(о)н(а)ст(ы)ря архимандрит Селивестр руку приложил Б(о)гоявленской игумен Пафнотей руку приложил. Знаменский игумен Варлам руку приложил. (Вз)движенской игумен Варлам руку приложил. Никитцкаго м(о)н(а)ст(ы)ря игумен Моисей руку приложил. Новинской игумен Кирил руку приложил. (Ст.4) Б(о)городицкий протопоп Григорей руку приложил. Соловецкий игумен Ил(ь)я руку приложил. Сретенский протопоп Тимофей и вместо Р(о)ж(е)ственского протопопа Андрея по его велению, что был дряхл, руку положил. Вознесенскаго девич(ь)я монастыря протопоп Иаким руку приложил. Покровский протопоп Владимир руку приложил. Никольский протопоп Климент руку приложил. Спаской протопоп Сила руку приложил. Александровский протопоп Федор руку приложил. Черниговский протопоп Михаило руку приложил. Слова деяния, что «на Москве учинилась великая молва и всяких чинов православные люди от церквей Божьих учали отлучаться за долгим и безвременным пением»; а также, что собор «уложил в приходских церквах службе быть по прежнему, а вновь ничего не всчинати», – показывают, что предметом соборных рассуждений был вопрос о так называемом единогласном пении. При обыкновении, бывшем в прежнее время у нас на Руси отправлять церковные службы во всем по уставу, т.е. читать и петь всё, что положено было в нем без каких-либо пропусков, службы были весьма длины и утомительны. Отступить от устава, т.е. оставить что-либо без исполнения – непрочитанным или непропетым, считалось невозможным и потому, чтобы сократить время службы и выполнить все требования церковного устава привыкли отправлять службы разом несколькими голосами: один читал, другой в тоже время пел, третий говорил ектенью, четвертый возгласы и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

657-658 658-660 660-661 661-663 664-665 665-666 666-667 667-668 668-669 МАРК II (Ксилокаравис), патриарх К-польский (осень 1465 или нач. 1466 - 15 янв. 1467), архиеп. Охридский (с 1467) 669-670 670-671 671-672 673-674 674-675 МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко 711-721 675-680 680-681 681-684 684-685 МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) 685-693 МАРКЕЛ (IX в.), отшельник, отшельник, прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский 722-725 МАРКЕЛЛ (ок. 400 - ок. 484/5), прп. (пам. 29 дек.), игум. к-польской обители «неусыпающих» (акимитов) 725-728 728-729 МАРКЕЛЛ (Шаврин Михаил Луппович; 1871-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРКЕЛЛ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики 729-730 730-732 732-735 МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария 735-740 740-744 МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии 744-745 745-750 696-698 693-695 МАРК И МАРКЕЛЛИН Марк и Маркеллин [Маркеллиан] († ок. 287), священномученики Римские (пам. 18 дек.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 18 июня) 695-696 МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) 698-701 МАРК ПАСТЫРЬ мч. (пам. 28 сент.) - см. в ст. Александр, Алфей, Зосима, Марк Пастырь, Никон, Неон, Илиодор МАРК ПУСТЫННИК (Марк Подвижник, Марк Отшельник, Марк Монах, авва Марк) (1-я пол. V в.- после 430), автор аскетических и догматико-полемических сочинений, прп. (пам. 5 марта)

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

е. является той «литургией» восточно-римских полисов, о которой говорят Дигесты 369 . Житие преп. Симеона Юродивого сообщает об ипподроме и двух его партиях (μρη) в Эмесе 370 , повесть о преп. Феодуле Столпнике упоминает ипподром в Дамаске 371 . В Лимонаре Иоанна Мосха Авва Маркел рассказывает о жокее (νοχος) из Апамеи, который дав однажды во время состязания промахи, был освистан и прогнан проигравшей на нём партией 372 . Ожесточение, с каким всюду враждовали эти партии, послужило даже мотивом к созданию символического рассказа, который мы встречаем потом с добавлениями и вариациями в житии преп. Андрея Юродивого. Мосх сообщает, что авва Феодосий имел однажды видение цирка, наполненного толпой, в котором состязалась партия мужей в белых одеяниях с партией чёрных эфиопов. При этом авве было указание, что белые, которые, в конце концов, при общих рукоплесканиях одержали победу, были ни кто иные, как сами ангелы, тогда как побеждённые чёрные люди являлись приспешниками сатаны 373 . Особенно ценными указаниями, подтверждающими живучесть ипподрома не только в византийской столице, где он, как известно, существовал до XII в. включительно 374 , но и в византийской провинции, представляются слова Евстафия Солунского об ипподроме в Солуни 375 , и сообщение жития Лазаря Галесийского об ипподроме в Магнесии. Здесь, в этом небольшом городке M. Азии, в XI веке существовали настоящие дни конских состязаний, на которые не только сходилось светское население города, но от искушения взглянуть на которые не мог воздержаться даже прибывший в Магнесию монах, хотя и раскаивавшийся потом, что смотрел на «сатанинское позорище ипподрома» 376 . Но и помимо ипподрома, всякого рода зрелища борьбы необычайно пленяли византийцев. Преп. Феодорит в своей «Религиозной Истории» рассказывает, что на гимнастические состязания, устроенные Юлианом, сбежалась вся Антиохия 377 . Интересные подробности о гимнастических играх на антиохийских праздниках конца IV в., рисующие крайнюю жадность византийской толпы до зрелищ и состязаний, сообщает палладиев диалог – житие Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В религиозном опошлении идти дальше некуда, и если кажется, что в нехудожественных частях «Воскресения» Л. Толстой пошел дальше, то это только потому, что здесь отвлеченные христианские умствования старца Акима особенно выделяются на живом стихийном творчестве, которое напоминает прежнего великого художника Л. Толстого, тайновидца плоти, бессмертного язычника, дядю Ерошку. Здесь опять-таки уже не в отвлеченном созерцании, а рядом с живыми людьми, среди живого трагического действия проходит перед нами целая вереница таких даже не мертвецов, не привидений, а усовершенствованных человеческих автоматов, машин христианской любви, как фабричный Маркел Кондратьев, крестьянин Набатов, Новодворов, американец Симонсон и тот ужасный англичанин со своим невозмутимым «all right», который раздает и проповедует Евангелие каторжным. «В религиозном отношении, – говорит Л. Толстой, – Набатов был типичным крестьянином: никогда не думал он о метафизических вопросах, о начале всех начал, о загробной жизни. Бог был для него, как и для Араго, гипотезой, в которой он до сих пор не встречал надобности ». Здесь уже словами сказано то, что только предчувствовалось в религиозных умозрениях Л. Толстого: все равно, есть ли Бог или нет Его, главное, что Бог не нужен, Бог устарел, без Бога можно обойтись. Так вот вся сущность русского крестьянства-христианства, по мнению Л. Толстого: религия без Бога, опередившая не только Вольтера, который думал, что «если бы не было Бога, то следовало бы его изобрести», – но и самого Араго, который думает, что изобретать Бога во всяком случае не следует. Вот всемирно-исторический путь, так называемый «прогресс» русского народа – от Христа к Араго и, конечно, далее от Араго против Христа, потому что «кто не со Мною, тот против Меня», а ведь, говоря откровенно, какой же Христос без Бога, без доброго, старого, слишком не прогрессивного, не американского, не симонсоновского Бога? Симонсон – это другой, не русский, а уж всемирный христианин или, как он сам себя называет, «мировой фагоцит». – «У него, – говорит Л. Толстой, – на все практические дела были свои теории: были правила, сколько надо часов работать, сколько отдыхать, как питаться, как одеваться, как топить печи, как освещаться». Например, печку топит он не так, как люди «старого языческого миропонимания», а по особенной теории наименьшей потери тепловой энергии». Для брака точно так же у него «своя теория, состоящая в том, что размножение людей есть только низшая функция человека, высшая же состоит в служении уже существующему живому».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010