В 1–й же песни его игумен Маркелл со смирением взывает в Богородичне, обращаясь с молитвой к преподобному Иоасафу: Аще и недостойне принесох ти таковое словес извитые… приими сия с любовию, и принеси к Богоматери моление за мя, да милость обрящу в день страшнаго испытания . Рассказ о страданиях царевича Иоасафа подробно и трогательно проходит по всем песням канона. В седальне по 3–й песни блаженный Маркелл пишет: Чистая и непорочная душа божественнаго отрока, ополчения вражия не устрашися… прося, да не осквернит одежды, юже от святаго крещения прият, да получит красоту и славу Христову . В 4–й песни повесть продолжается: Егда постом и молитвою тело свое удручи, зрит во сне пажить прекрасну, и града красоту недомысленну . Когда подвиг царевича приходит к концу и он побеждает сопротивление отца и становится владетелем половины царства, он, по Маркеллу, вшед… во град, на всех столпех образ Креста водружаше, и капища разоряше, прекрасну церковь Владыки Христа воздвиже . Заканчивается повествование трогательным актом присоединения отца царевича к вере Христовой. Бысть чудо предивно, — пишет игумен Маркелл, — сын родителю своему отец явися , став восприемником его от святой купели. Светильном заканчивается сказание о царевиче. Он царство оставив, к пустыни устремися, и в храмине убогаго обита… Христу последова . Это — идеал, который высоко почитал русский человек, приобщившись к христианству. Приведенные выше отрывки из произведения блаженного Маркелла Безбородого показывают, как богословие истин Христовой Церкви обретает в его строках живое и действенное выражение. В отдельных местах цитированной нами Службы богословские идеи приведены в значительной полноте, с усвоенной сердцем глубиной выражения. В песни 6–й канона читаем:… Иоасафу тако истинствующу, и ничтоже чествовати паче Христовы любве: се бо истинная сладость и веселие, и вечное пребывание . И ниже, обращаясь к своему искусителю, царевич Иоасаф говорит:… Почто укаряеши спасительную проповедь Христова пришествия, Егоже славы небо и вся земля исполнишася .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В первой же песни его игумен Маркелл со смирением взывает в богородичне, обращаясь с молитвой к преподобному Иоасафу: “Аще и недостойне принесох ти таковое словес извитие приими сия с любовию, и принеси к Богоматери моление на мя, да милость обрящу в день страшнаго испытания” 138 . Рассказ о страданиях царевича Иоасафа подробно и трогательно проходит по всем песням канона. В седальне по третьей песни блаженный Маркелл пишет: “Чистая и непорочная душа божественнаго отрока, ополчения вражия не устрашися, про­ся, да не осквернит одежды, иже от святаго крещения прият, да получит красоту и славу Христову” 139 . В четвертой песни повесть продолжается: “Егда постом и молитвою чело свое удручи, зрит во сне пажить прекрасну, и града красоту недомысленну…” 140 . Когда подвиг царевича приходит к концу и он побеждает со­про­тивление отца и становится владетелем половины царства, он, по Маркеллу, “…вшед во град, на всех столпех образ Крес­та водружаше, и капища разоряше, прекрасну церковь Владыки Христа воздвиже…” 141 . Заканчивается повествование трогательным актом присоединения отца царевича к вере Христовой. “Бысть чудо предивно, — пишет игумен Маркелл, — сын родителю своему отец яви­ся” 142 , став восприемником его от святой купели. Светильном заканчивается сказание о царевиче. Он “царство оста­вив, к пустыни устремися, и в храмине убогаго обита Хрис­ту последова” 143 . Это — идеал, который высоко почитал русский человек, приобщившись к христианству. Приведенные выше отрывки из произведения блаженного Маркелла Безбородого показывают, как богословие истин Христовой Церкви обретает в его строках живое и действенное выражение. В отдельных местах цитированной нами службы богословские идеи приведены в значительной полноте, с усвоенной сердцем глубиной выражения. В песни 6-й канона читаем: “…Иоасафу тако истинствующу, и ничтоже чествовати паче Христовы любве: се бо истинная сладость и веселие, и вечное пребывание” 144 . И ниже, обращаясь к своему искусителю, царевич Иоасаф говорит: “…почто укоряеши спасительную проповедь Христова пришествия, егоже славы небо и вся земля исполнишася” 145 .

http://pravmir.ru/opyit-liturgicheskogo-...

Нам представляется необходимым завершить наш краткий разбор богослужебного достояния инока Григория Суздальского ссылками на его богословские поиски в каноне Всем святым, в земле Российской просиявшим. Здесь таинство Святой Троицы изображается иноком Григорием частично описательно, несложно: “Троице Святая, нераздельная существом, единоцарст­вен­ная всеми, единоначальная, Отче и Сыне и Святый Душе, присно рабы Своя спасай” 126 . Так же мирно и доступно звучит его молитва в другом троичне: “Троице нераздельная, Единице вседетельная, Отец и Сын и Святой Дух, Ты Бог мой, и Господь, и Свет. Тебе воспеваю и кланяюся” 127 . Иногда же песнопевцу необходимо коснуться тайны Святой Троицы во всей ее непостижимой сущности: “Умовидно Несекомо Существо, воединорасленное, — вещает тогда инок Григорий, — Троицу простирающе, Единаго Бога исповедаем надо всеми и составы три проповедаем” 128 . Вряд ли здесь требуется дополнительный разбор изложенного. Богословие инока Григория и его талант говорят сами за себя. Следующим по времени возникает в “золотой век” русской гим­нографии оригинальный образ игумена Хутынского монастыря Маркелла Безбородого, который в 1557 г. пишет службу и житие святителя Никиты Новгородского, причем уходит на покой, чтоб быть свободным в своем песнотворческом делании. Им написано сравнительно немного служб русским святым; в числе его творений — служба преподобным Иоасафу Царевичу и Варлааму, исполненная в особой повествовательной манере. Ф. Г. Спасский характеризует игумена Маркелла как роспевщика по крюкам и сочинителя необычных по форме служб. Он считает, что и своеобразно построенная служба преподобным Иоасафу Царевичу и Варлааму “принадлежит его затейливой руке” 129 . В самом деле, в тропарях канонов, написанных игуменом Маркеллом, отмечается значительная их краткость, напевность, отчетливость. Автор обретает меру в строках своих канонов и стихир — ему важно, чтобы канон был пет. В сочинениях игумена Маркелла не обнаруживается больших богословских глубин, так как интерес автора сосредоточен на другом: размере, краегранесии, азбучном последовании начала тропарей — внеш­нем узорочье произведения. В то же время все его труды самобытны и содержат большие достоинства.

http://pravmir.ru/opyit-liturgicheskogo-...

Для творчества Маркела характерно стремление к сохранению единства лада. Лад ионийской терции фа-ля может быть назван ведущим, как образующий от себя параллельный минорный лад дорийской терции ре-фа и ионийский лад до-ми. Смена ладов у Маркела связывается с формообразованием вариаций. Это заслуживает внимания тем более потому, что текст псалмов, лишенных того единства, какое свойственно текстуально целым песнопениям. Оригинально подходит Маркел и к псалмодии. Псалмодия в произведении Маркела – это не следствие слабой техники письма, как это имело место в раннюю пору становления осмогласия, а средство художественного разнообразия. Маркел умело, с рассчетом использует псалмодию: в одних случаях он дает ее в начале вариации, в других – в конце или середине, и наконец проводит псалмодийный участок мелодии в npomuboдbuжehuuv. Ощущение единства лада в развитом вариационном произведении, стремление к тематическому единству мотивов, умение использовать псалмодию и кантилену в художественно-архитектонических целях – таковы достоинства русского мастера пения XVII века Маркела Безбородого. О музыкальной деятельности Ивана Грозного мы мало знаем, между тем она была многогранна и плодотворно. По его инициативе московский собор 1551 года обязал духовенство городов государства организовать у себя на дому детские школы «на учение грамоте, и на учение книжного письма и церковнаго пения псалтырного " vi. Тот же собор по предложению Грозного ввел «на Москве и во всех московских пределах» многоголосное пение, которое до того времени употреблялось лишь в Новгороде и Nckobevii. В своей любимой загородной резиденции – слободе Александрове, Иван грозный основал специальное музыкальное учреждение, своего рода консерваторию, куда пригласил высококвалифицированных мастеров пения Федора Христианина (он же Крестьянин) и Ивана носа. Последний занимался теоретической и практической композицией – «триоди роспел и изъяснил...роспел кресто-богородичны и богородичны минейныя " viii, а Федор Крестьянин кроме того занимался музыкальной педагогикой – «мнози от него научишася и знамя его доднесь славно " ix. Наконец, сам Иван Грозный творчески широко интересовался певческим искусством. Известны его стихиры на праздники митрополита московского Петра и Владимирской иконы Божией Матери. Н.Ф. Финдзейн полагает, что они были написаны около 1547 года в связи с канонизацией в этом году митрополита Петра и пожаром московского Кремля 21 июня того же годах. (75) – стихира 1-го гласа в честь митрополита Петра из группы с надписью высокопарного характера: « Творение царя Иоанна деспота Российского».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Из монастырской практики этот покаянный стих распространился и в домашний быт как духовенства, так и мирян, став со временем любимейшим видом внелитургического пения на Руси. Столь насыщенная певческая жизнь и обилие певческих объединений не могли не привести к появлению исключительных, ярких личностей, подвизающихся на ниве богослужебного пения, и XVI в. ознаменован появлением целой плеяды таких личностей. Большинство этих имен связано с Новгородом – и это не случайно, ибо Новгород, прямо не затронутый монгольским разорением и сохранявший еще домонгольские традиции, не столь сильно задетые этим разорением, издавна славился своей певческой школой, о чем свидетельствуют летописные упоминания о певцах-клирошанах храма святой Софии в 1404 г. и особо о прославленном клирошанине Науме в 1416 г. Среди новгородцев XVI века выделяется Маркелл Безбородый – рас-певщик и гимнограф, игумен новгородского Хутынского монастыря и сподвижник святителя Макария. Он распел Псалтирь и составил службы многим новопрославленным святым («иже именуются новые чудотворцы, овым стихеры, и инымъ же слав-ники, а инымъ съ литиями съ хвалитными стихеры и съ вели-чани полные празднества от Сентября до конца Августа»). Таким образом, Маркелл принимал самое активное участие в прославлении новых русских святых, проводимом под руководством святителя Макария. Однако смело можно утверждать, что дошедшие до нас распетые кафизмы, традиционно приписываемые Маркеллу Безбородому, представляют собой один из самых совершеннейших и прекраснейших комплексов внегласовых песнопений древнерусской певческой системы. Вторая, третья и семнадцатая кафизмы распевались.так же, как распевается ныне первая кафизма на вечерни, т.е. в виде избранных стихов с аллилуйей и с припевами других стихов, что приводило к необходимости сочетаний псалмодических отрезков с пространными мелодическими построениями. В этом перетекании псалмодии в широкую распевность и в свертывании этой распевности в псалмодию достигнуты удивительная гармоничность и изящество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так же мирно и доступно звучит его молитва в другом Троичне: Троице Нераздельная, Единице Вседетельная, Отче, и Сыне, и Святый Душе, Ты Бог мой, и Господь, и Свет. Тебе воспеваю и Тебе кланяюся . Иногда же песнопевцу необходимо коснуться тайны Святой Троицы во всей ее непостижимой сущности: Умовидно несекомо Существо, единорасленное, — вещает тогда инок Григорий, — Троицу простирающе, Единаго Бога исповедаем над всеми и Составы Три проповедаем . Вряд ли здесь требуется дополнительный разбор изложенного. Богословие инока Григория и его талант говорят сами за себя. Игумен Маркелл Безбородый Следующим по времени возникает в «золотой век» русской гимнографии оригинальный образ игумена Хутынского монастыря Маркелла Безбородого, который в 1557 году пишет Службу и Житие святителя Никиты Новгородского, причем уходит на покой, чтоб быть свободным в своем песнотворческом делании. Им написано сравнительно немного служб русским святым; в числе его творений — Служба преподобным Иоасафу Царевичу и Варлааму, исполненная в особой повествовательной манере. Ф. Г. Спасский характеризует игумена Маркелла как роспевщика по крюкам и сочинителя необычных по форме служб. Он считает, что и своеобразно построенная Служба преподобным Иоасафу Царевичу и Варлааму «принадлежит его затейливой руке» . В самом деле, в тропарях канонов, написанных игуменом Маркеллом, отмечаются значительная их краткость, напевность, отчетливость. Автор обретает меру в строках своих канонов и стихир — ему важно, чтобы канон был пет. В сочинениях игумена Маркелла не обнаруживается больших богословских глубин, так как интерес автора сосредоточен на другом: размере, краегранесии, азбучном последовании начала тропарей — внешнем узорочье произведения. В то же время все его труды самобытны и содержат большие достоинства. Вот как построена Служба святителю Никите Новгородскому (31 января). В ней имеется два канона. Первый из них обозначен: Канон святаго: пение молебно, сложено по азбуце, совершено же именем списавшаго. Глас 3–й . Краегранесие этого канона начинается с буквы А, заканчиваясь на Щ в 8–й песни. В 9–й песни заглавные буквы МРКЛ, которые Ф. Г. Спасский расшифровывает как сокращенную подпись: Маркелл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

277 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, 161 об. 1622. См. также: Гранстрем. С. 154, 480. 280 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, φ. 1409, оп. 1, д. 981, л. 201−202. См. также: Гранстрем. С. 74, 204. 289 Текст цитируется по сборнику «Рай» из рукописной коллекции ΓΑΤΟ, ф. 1409, оп. 1, д. 981, л. 391 об. См. также: Гранстрем. С. 176, 612. 294 Гадалова Г.С. Канонизация преподобного Макария Колязинского, службы и жития святого: (По материалам конференции)//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2002. 3 (9). С. 43−53; Смирнова А.Е. Службы Макарию Калязинскому: рукописная традиция, проблемы источников, датировки и атрибуции//Русская агиография. СПб. 2005. (Т. 1). С. 332−395. 296 Пономарева И.Г. Преподобный Макарий Калязинский//Исторический вестник. 2001. 1. С. 78, примеч. 100 (РГАДА. Ф. 1193. Оп. 1. Кн. 1, 48:49). 299 Подобный инципит находим в Слове на обретение в 1588 г. мощей епископа Никиты Новгородского пера Маркелла Безбородого; см. РГИА, ф. 834, оп. 1, д. 817, л. 202 об. 300 Здесь и далее текст цитируется по изд.: Die Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Uspenskij spisok=Великие Минеи Четьи митрополита Макария: Успенский список. Weiher – Freiburg i. Br., 1997. Bd. 2:12. 25. März. 302 См. Гадалова Г.С. Литературные памятники XVI века, посвящённые преподобному Макарию Калязинскому. С. 64−126 (в автореф. см. с. 10−12). 303 1–2. Нет ЕРТУ. 1–15. Рожение преподобнаго Макариа Колязеньскаго мсяца ноября 16 на паметь святаго апостола евангелиста Матфея, успение преподобнаго Макариа месяца марта 17, святаго Алексея человка Божиа, обртение мощеи преподобнаго Макариа мсяца маа 26, святаго апостола Карпа, единаго от 70. Житие и подвизи и от чюдес повдание преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Макариа, новаго чюдотворца, монастыря нарицаемаго Колязин. Благослови, отче Л. 1–15. Празднуют чюдотворцу Макарию в Колязин: обртение чюдотворца телеси мсяца маиа в 26 день на память святаго апостола Карпа, единого от 70, пренесение мощем празднуют чюдотворцу мсяца октября в 9 на память святаго апостола Иякова Алфеова, память чюдотворцу празднуют ноемвриа в 6 день, святаго апостола и евангелиста Матфея, успение святаго Макариа мсяца марта в 17 на память святаго Алекся человека Божия. На нижнем поле другой рукой киноварью: Слово на обртение мощей преподобнаго отца нашего Макария Колязиньскаго чюдотворца О

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8 Смирнова А. Е. Творчество гимнографа XVI века Маркелла Безбородого: Автореф. дисс. ... к. филол. н. СПб., 2005. 9 См.: Die Grossen Lesemenaen des Metropoliten Makarij: Uspenskij spisok=Великие Минеи Четьи митрополита Макария: Успенский список. Weiher-Freiburg I. Br., 1997. Bd. 2: 12–25 marz. S. 801–816. 10 См.: Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. Вып. 12. М., 1914. Табл. 196 (переизд. 2011); Соколова И. М. Об одной группе резных ростовских икон XVI века//Сообщения Ростовского музея. Вып. 6. Ростов, 1994. С. 112–127; Шалина И. А. Возвращение древнего памятника отечественной культуры//Русское искусство. 2011. С. 78–81. 11 Жизневский А. К. Об иконе Спасителя, хранящейся в Новоторжском Борисоглебском монастыре//Древности. Труды Московского археологического общества. М., 1874. Т. 4. С. 82–84. 12 Описание Троицкого Колязина монастыря. Тверь: Тип. Губ. правл., 1853. С. 54–56. См. также: Попов Д. В. Подворье Троицкого Калязинского монастыря в Москве//Преподобный Макарий Калязинский — святой заступник земли Русской. Калязин; Тверь, 2018. С. 74–79. 13 Щекатов А. Словарь географический Российского государства, описывающий азбучным порядком... М., 1804. Ч. 3. Стб. 702–706. 14 Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: история их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Казань, 1903. С. 284–285. 15 Цапенко М. Архитектура и фрески б. Макарьевского монастыря в Калязине//Архитектурное наследство. Вып. 2. М., 1952. С. 164. 16 Попов Д. В. Троицкий монастырь. Век ХХ//По пути времени... 2015–2016. Вып. 6. Тверь, 2017. С. 81; Калязинские храмы и монастыри: [В 2 кн.]//По пути времени... Вып. 8 / Сост. и общ. ред. А. Г. Кубарева, А. П. Коршунова. 3-е изд., перераб. и доп. Тверь, 2020. [Кн. 1]. С. 54–87; [Кн. 2]. Приложения. С. 6–20. 17 Калязин. Фрески затопленного монастыря. М., 2020. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 26 мая 1521 г., в день памяти апостола Карпа (по новому стилю эта дата приходится на 8 июня), в Калязинском Троицком монастыре были обретены мощи устроителя и игумена крупнейшей обители Тверского княжества преподобного Макария Калязинского. Первый русский святой XVI в. соборным решением церковных и светских властей того времени в 1522–1523 гг. вошел в сонм местночтимых Тверских святых, а на Макарь­евском соборе 1547 г. канонизирован для общецерковного почитания как великий чудотворец.

http://e-vestnik.ru/history/nebesnyy_zas...

В седмичные дни использовались эти же модели для распевания других К., которые нотируются в певческих рукописях с 1-й пол. XVII в. (напр., РНБ. 587/844, 1-я пол. XVII в.; ГИМ. Син. певч. 1191, 1658-1661 гг., и др.). В старообрядческих беспоповских «Обиходах» набор стихов седмичных К. фиксируется стабильно, обычно в разделе, имеющем подзаголовок «Кафизмы певчия» (РГБ. Ф. 173/II. 80, XIX в.; МДА. 235161, нач. XIX в.; Обиходник: [Первое изд. с рукописного поморского Обихода]. М., 1911, и др.). Создание мелоса для распевания К. наиболее распространенной версии приписывается Маркеллу (Безбородому) , которого отождествляют с игуменом Новгородского Хутынского мон-ря на основании ремарки в тексте «Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей рустей земли осмогласное пение, и от коего времени, и от кого пошло на оба лики пети в церкви», известном по неск. спискам XVII в. (см. опубл.: Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 19-23). Однако отсутствие указаний на это имя в певческих рукописях и скупость сведений в разд. «Предисловия...» заставляют сомневаться в справедливости этой идентификации. Набор моделей для распевания утренних К. на 8 гласов сохранился лишь в одном списке - певческом сборнике СПГИАХМЗ. 274, 1619-1624 гг. В отличие от традиц. версии утренних К., распространенной в большом количестве списков, «Осмогласная Псалтирь» содержит не 6 мелодических моделей для распевания 3 «Слав» двух К., но 48, согласно количеству гласов (8). Вполне возможно, что распевщик при создании своего осмогласного цикла ориентировался на древний принцип пения К. согласно Студийскому уставу, используя формульный материал современных ему мелодических стилей. До наст. времени эта редакция К. является единственной, не имеющей аналогов в рукописях, снабженных степенными пометами, что создает известные трудности при транскрипции. Тем не менее, по мнению иером. Павла (Коротких), анализ графики позволяет говорить об использовании в их мелосе формул знаменного и путевого распевов. Появление осмогласного цикла К. в рукописи XVII в. нек-рые исследователи ( Парфентьев, Парфентьева. 2006) связывают с творчеством известного распевщика и уставщика Троице-Сергиевого мон-ря Логгина (Шишелова) , поскольку эта мелодическая версия обнаружена в рукописи, к-рая считается его автографом либо, возможно, является списком с него.

http://pravenc.ru/text/кафизмы.html

Видным Московским мастером пения во второй половине XVI века был упомянутый Федор Крестьянин. О нем известно, что он был «славен и пети горазд знаменному пению " xii, иначе говоря, это был искусный певец-исполнитель и, как сказано выше, педагог. Очевидно за эти достоинства он был взят Иваном Грозным на службу в организованную в слободе Александрове певческую школу. Известны одиннадцать «евангельских» cmuxupxiii, распетых Федором Крестьянином. Ев. Стихиры очень рано были положены на музыку. Они имеются уже в так называемом Благовещенском кондакаре начала XII века (рукопись ГПБ., шифр Q, n.I, 32). Что побудило ФК обратиться к этим стихирам? Ответ мы находим в церковно-общественном быту современной распевщику Москвы. Здесь, как и в других старинных русских городах, в воскресный день утром духовенство всех московских церквей со своими крестными ходами обязано было являться в главную городскую церковь или собор для участия в церемониальном входе в алтарь. Из алтаря шествие двигалось на улицу и проходило по городу вокруг кремлевских стен. На пути освящали воду и окропляли ей ворота Кремля. В условиях феодальной идеологии этот крестный ход являлся своего рода социально-политической демонстрацией, в которой участвовало все население города от князя до простолюдина включительно. Начинался крестный ход к конце утрени после пения евангельской стихиры и чтения Евангелия. Это был едва ли не самый удобный момент, когда голосистые певцы и талантливые распевщики могли показать всему городу свое искусство. Поэтому и ФК сделал свой «перевод» евангельских стихир. (76) – представляет одну из серии одиннадцати стихир – вторую. Она написана в том же плане, как и стихира Ивана Грозного. Ряд пространных фит, в исполнении которых певцы могли показать свои голоса и певческое мастерство, вкраплены в обычные гласовые попевки. Если для творчества новгородских распевщиков второй половины XVI века характерно стремление к приданию их произведениям формы (троекратное повторение мелодии и построение на основе ее коды у Опекалова, вариации в псалтири Маркела Безбородого), а для московских того же времени – цветистой, насыщенной юбиляциями мелодики (стихиры Ивана Грозного и Феодора Крестьянина), то в произведениях мастеров пения VII века наблюдается отказ от создания формы и декоративного рисунка мелодии стремление к краткому и несложному напеву. Очевидно из этих же соображений они часто обращаются к гимнам «Достойно есть», «Иже Херувимы», текст которых позволяет его членение для неоднократного проведения одной и той же мелодии. В этих кратких мелодиях очень часто выступает ощущение тонической и доминантовой функций.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010