Один говорит: " восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков " (Псал. 67:19; Ефес. 4:8). " Господь крепкий и сильный в брани " (Псал. 23:8). Другой же говорит: " с сильными будет делить добычу " (Иса. 53:12). Для того Он и пришел, чтобы пленным проповедовать свободу и слепым прозрение. Иной, воспевая победу над смертью, говорил: " смерть, где твое жало " (1 Кор. 15:55)? " Ад, где твоя победа " (Ос. 13:14)? Иной, опять, благовествуя глубочайший мир, говорил: " перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы " (Иса. 2:4; Иоил. 3:10). А иной взывает к Иерусалиму: " ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной " (Зах. 9:9). Иной и второе пришествие Его проповедует, говоря: " придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, И кто выдержит день пришествия Его " (Малах. 3:1-2)? " Взыграете, как тельцы упитанные " (Малах. 4:2). А другой в изумлении опять говорит: " Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним " (Варух. 3:36). При этих и других весьма многих вещаниях нам надлежало бы трепетать и быть как бы не на земле; а мы, как на торжище, производим шум и смятение и проводим все время священного собрания в разговорах о совершенно бесполезных для нас вещах. Итак, когда мы так небрежны, и в малом и великом, и в слушании и в деле, и вне церкви и в церкви, и сверх того еще молимся об отмщении врагам, то, как мы можем надеяться получить спасение, мы, которые к бесчисленным грехам нашим прилагаем еще новое равное всем им преступление, то есть, эту беззаконную молитву? Итак, нужно ли после того удивляться, когда случится с нами какое-либо неожиданное несчастье? Не должно ли, напротив, удивляться, если ничего подобного не случается с нами? Первое является естественным следствием наших дел, а последнее будет непонятным и неожиданным случаем. Подлинно, нельзя понять, как враги и оскорбители Божьи наслаждаются и сиянием солнца, и дождями, и всеми другими благодеяниями Божьими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

5, 22). И в другом месте говорит: Боже, суд Твой Цареви даждь и правду Твою Сыну Цареву (Псал. 71:1). Это Тот, коему отложена власть и священство вечное, о коем говорил и Иаков: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная Ему, и Той чаяние языков (Быт. 49:10). В том месте, где мы перевели: не он ли, прекрасно перевел Симмах: [не будет] ни этого, ни того. Ибо, так как он сказал: сними кидар, сложи венец, то присоединил: [не будет] ни этого, ни того, то есть прекратится царство и священство. Поэтому бывшие впоследствии до пришествия Христа вместе царями и первосвященниками, из коих один, первосвященник Гиркан, возложил диадему на свою голову, тщетно хотели присвоить себе и это и то, между тем как царство после Седекии принадлежало не им, а Тому, коему было отложено и Кто был чаянием языков, о чем говорит и Малахия: вы, священницы, презирающии имя Мое (Малах. 1:10), и немного спустя: несть воля Моя в вас, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад велико имя Мое во языцех, и на всяком месте (фимиам) приносится имени Моему и жертва чиста (там же ст. 11). Эта чистая жертва, без крови козлов, овнов и волов (Псал. 49), совершается по пришествии Христа, когда пришел Желанный народами и взошло Солнце правды, в лучах которого исцеление (Малах. 4:2).    Ст. 28—32. И ты, сын человеческий, пророчествуй и скажи: так говорит Господь Бог о сынах Аммоновых и поношении их, и скажешь: меч, меч, обнажи себя, чтобы убивать, вычисти себя, чтобы истреблять и блестеть, чтобы, хотя представлялись тебе пустые видения и предсказывали ложное, ты был обращен на шеи израненных нечестивцев, день которых наступает, предопределенный во время беззакония. Возвратись в ножны твои, в место, в котором ты сотворен, в земле происхождения твоего Я буду судить тебя. И изолью на тебя негодование Мое, огнем ярости Моей дохну на тебя и отдам тебя в руки людей скудоумных, производящих разрушение (вульг. истребление). Ты будешь пищею огню; кровь твоя будет среди земли; ты будешь предан забвению; ибо Я, Господь, сказал [это].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Брак есть несомненно установление Божие, есть закон, положенный Творцем в самом устройстве человека, и потом утвержденный и раскрытый в сверхъестественном откровении. Свящ. бытописатель, излагая историю происхождения первых людей, свидетельствует: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт. 1:27. 28). Говоря далее о происхождении, в частности, первой жены и о приведении ее к Адаму, повествует: и созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму. И рече Адам, просвещенный Духом Божиим (Матф. 19:4—6): се ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей: и будет два в плоть едину (2, 22—24). Все это было при самом начале мipa во дни невинности человека. После потопа, хотя род человеческий находился уже в состоянии падения, Бог однакож снова утвердил закон брака своим благословением точно так же, как и в начале: и благослови Бог Ноя, и сыны его, и рече им: раститеся и множитеся и наполните землю (Быт. 9:1; снес. 7). В законе, данном чрез Моисея, находим строгие постановления, ограждающие неприкосновенность брачного союза, как установленного и благословенного Богом (Лев. 20:10; Втор. 7:14; 22, 22; 28, 11; снес. Малах. 2:14—16). В новом завете эту истину подтвердил сам Христос Спаситель, когда на вопрос фарисеев, по всякой ли вине можно разводиться с женою, отвечал: несте ли чли, яко сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть; и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь: и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину. Якоже к тому неста два, но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (Матф. 19:4—6). И еще прежде — когда почтил своим присутствием брачное торжество в Кане Галилейской и даже совершил здесь свое первое чудо (Иоан. 2, 1 и дал.). Ту же истину засвидетельствовали и св. Апостолы. Св. Павел в одном месте говорит: несоздан бысть муж жены ради… Обаче ни муж без жены, ни жена без мужа, о Господе. Якоже бо жена от мужа, сице и муж женою: вся же от Бога (1 Кор. 11:9. 11. 12). В другом замечает: вдаяй браку свою деву, добре творит (- 7, 38). В третьем осуждает лжеучителей, которые из презрения к браку возбраняли женитися (1 Тим. 4:1—3). Вслед за св. Апостолами Божественное установление и святость брака проповедывали и защищали св. Отцы и учители Церкви: Ириней, Климент александрийский, Мефодий, Тертуллиан, Иоанн Златоустый, Августин и многие другие, против последователей Менандра, Сатурнина, Карпократа, Василида, Маркиона, против енкратитов, манихеев и других еретиков, отвергавших брак, производивших его от диавола и называвших состоянием, недостойным Христианина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Таким образом святые иконы Господа Вседержителя и вообще Лиц Пресвятыя Троицы, а также изображения ангелов и святых человеков в храме христианском представляют внешним чувствам Церковь небесную, а сами христиане составляют Церковь земную.Еще в Ветхом Завете Дух Святой устами пророков предрек о славе храма христианского в Иерусалиме. Св. пророк Исаия изрек: восстань, светись (Иерусалим); ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою. И приидут народы к свету твоему и цари к восходящему над тобою сиянию. Все овцы Кедарские будут собраны к тебе [ 3 ], взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною Я прославлю дом славы Моей. Слава Ливана приидет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего и Я прославлю подножие ног Моих (Ис. 60, 1, 3, 7, 13; Ис. 2, 3; 18, 7). Подобное предсказано пророками Захариею (гл. 14, 16-20) и Михеем (гл. 4, 2). Эти пророчества исполнились. Первый христианский император св. Константин равноапостольный создал великолепный храм Воскресения Христова в Иерусалиме на месте спасительных страданий и воскресения Христова; он освящен был целым собором епископов в 335 году по Р. X. [ 4 ]Матерь императора, святая равноапостольная царица Елена путешествовала к святым местам в Иерусалиме и Палестине, и вот до сего времени стремятся туда христиане всех стран и племен, путешествуют туда цари и князи христианские. Что сильнее сих свидетельств за храмы христианские? Подлинно, опасно толковать Св. Писание по одному своему разумению; легко можно впасть в сети обольстителя - врага Божия. Сколько в христианской церкви в продолжении 18 столетий было ересей, одно краткое описание их составит большую книгу, и большая часть их исчезла совершенно с лица земли, а все еретики старались оправдывать себя Св. Писанием. Св. апостол Петр свидетельствует, что еще в его время невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращали послания св. апостола Павла и прочие Писания (2 Петр. 3, 16).Но мы продолжим речь о храмах. Господь Бог, устами пророка Малахии обличая иудеев за то, что они приносили в жертву Богу хромых, больных и украденных животных, сказал: приношение от рук ваших не благоугодно Мне; ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему и чистую жертву (Малах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Восходит для нас Солнце Правды, Хри­стос из Марии, по плоти: восток имя Ему; заходило же оно, когда Он взошел на крест и снизошел в преисподнюю. «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит». Когда Он взошел на не­беса, тогда повлек к Себе и нас. " И когда, – говорит, – Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). Об этом Солнце Правды и Исаия вос­клицает, говоря: во днех тех «взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» ( Малах.4:2 ). Когда взошло Солнце Правды – Христос, кровоточивая женщина, коснувшись края одежды Его, остановила токи кровей своих. «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива». Если из предстоящих здесь какая-либо душа осквернена грехом, пусть не устрашается: пусть только покается и говорит: «черна я, но красива». Если и при последнем издыхании она окажется, если и к вечеру склоняется для нее время, пусть не боится: пусть покается с плачем. И тогда «вечером водвори тся плач, а... утром – радость " ( Пс.29:6 ). Подражай царю Езекии: застигнутый болезнью, он лежал на одре, но, услышав слова Исаии, обращенные к нему: «сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь» ( Ис.38:1 ), обратившись лицом к стене, оросил постель свою слезами покаянья, остановил течение солнца и тотчас получил пятнадцать лет жизни. 2. Если среди предстоящих есть кто-нибудь оглашаемый, пусть покается, пусть припадет к Богу, крестится водою, просветится лицом. Если есть здесь верный согрешивший, пусть омоет тело свое водою слез и елеем добрых дел даст блеск душе. Если так украсишь себя, если облагообразишь душу свою подвигами, возлюбит тебя боже­ственное Слово, коснется твоего сердца, повлечет тебя к любви Божией; тогда скажешь и ты: увы мне, «ибо я изнемогаю от любви» ( Песн.2:5 ), потому что как стрелою поражаются любовью к Богу души святых. Хочешь слышать это от самой стрелы говорящей? Почитай книгу Исаии, и у него найдешь, как говорит стрела: «и соделал Меня стрелою изостренною, – говорит Бог Слово, – в колчане Своем хранил Меня» ( Ис.49:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

7:1,2). Будем плакать те­перь и мы прежде всего о себе самих; а вы примите участие в плаче моём. Но, может быть, некоторым это противно и они смеются. Поэтому ещё более нужно усилить плачь; мы так безумны и бесчувственны, что не понимаем своего безумия и смеёмся тому, о чём следует рыдать. " Ибо открывается " , - человече, - " гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков " (Рим. 1:18). " … грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря " (Пс. 49:3). " Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его " (Пс. 96:3). " Ибо вот, придет день, пылающий как печь " (Малах. 4:1). Но никто не думает об этом; хуже басней считают и презирают столь страшные и ужасные вещи; никто не слушает; все смеются и хохочут. Какая же будет нам польза? Откуда мы получим спасение? Мы погибли, истощились, сделались посмешищем врагов наших и предметом поруганий для язычников и демонов. 4. Гордится, надмевается и радуется теперь диавол; ангелы же, которым мы вверены, стыдятся и скорбят. Нет никого, кто бы исправился; все труды наши напрасны, и вам кажется, что мы говорим вздор. Благовременно и ныне воззвать к небу и, так как никто не слушает, призвать во свидетели стихии: " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит " (Ис. 1:2). Вы, ещё не падшие, подайте помощь, протяните руку падшим от опьянения, крепкие - немощным, здравые умом - неистовствующим, твердо стоящие - колеблющимся; пусть никто, увещеваю вас, не ставит приятность выше спасения ближнего; и уко­ризны, и внушения пусть клонятся к одному - к его пользе. Когда горячка овладевает господами, тогда и слуги управляют ими; когда душа господина находится в жару и расслаблении, тогда из толпы слуг, окружающих его, ни один не исполняет повелений господина ко вреду его. Образумимся, прошу вас; вокруг нас ежедневные войны, потопления, безчисленные несчастия, и гнев Божий со всех сторон окружает нас. А мы остаемся так спокойными, как будто мы делаем угод­ное (Богу); все мы простираем руки на любостяжание, и ни­кто - на вспомоществование (ближним); все - на хищение, и ни­кто - на помощь; каждый старается, как бы увеличить своё состояние, и никто - как бы помочь нуждающемуся; каждый вся­чески заботится, как бы собрать более денег, и никто - как бы спасти свою душу; все боятся одного, как бы не сделаться бедными, а как бы не попасть в геенну, о том никто не безпокоится и не трепещет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

8:7), называя горлицей всечестную Церковь, ласточкой — пустыннолюбивого Иоанна, кузнечиком — красноречивого Павла, свирель церковную. Об этой горлице заповедует Господь Аврааму: « возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя » (Быт. 15:9). Об этой горлице вспоминает Писание в Песни Песней: « голос горлицы слышен в стране нашей » (Песн. 2:12). Голос этой горлицы возвещает нам, что небесная весна — Христос — является с неба. « Голос горлицы слышен в стране нашей » днесь. Послушаем же голос этой горлицы: какие песни воспевает она? « Дщери Иерусалимские! черна я, но красива; не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня » (Песн. 1:4, 5). « Черна я, но красива ». Я черна — по причине прежнего преступления, прекрасна — по причине скорого покаяния; я черна — от скорби о своем падении, прекрасна — сиянием, полученным при крещении. « Дщери Иерусалимские! черна я, но красива ». Дочерьми иерусалимскими называет святые души отцов. « Черна я, но красива » — Церковь из язычников. Не смотрите вы, святые души, не смотрите на меня, потому что я почернела, потому что опалило меня солнце Правды, за мое прежнее заблуждение. Какое солнце опалило ее? Во всяком случае, не то о котором говорится в Екклесиасте: « восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит » (Еккл. 1:5). Восходит для нас Солнце Правды, Христос из Марии, по плоти: восток имя Ему; заходило же оно, когда Он взошел на крест и снизошел в преисподнюю. « Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит ». Когда Он взошел на небеса, тогда повлек к Себе и нас. « И когда », говорит, « Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе » (Ин. 12:32). Об этом Солнце Правды и Исаия восклицает, говоря: во днех тех « взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его » (Малах. 4:2). Когда взошло Солнце Правды — Христос, кровоточивая женщина, коснувшись края одежды Его, остановила токи кровей своих. « Дщери Иерусалимские! черна я, но красива ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И возглаголет Он иудеям: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан.5:17). Что же соделывает нам Господь? — Наше спасение: «устрояющий спасение посреди земли» (Пс.73:12). А чтобы сделать это дело вполне совершенно, Он принимается за него с утра, от юности, начиная претерпевать телесную болезнь, а вместе и сердечно болезнуя о нас, как о Своих чадах, доколе не изобразится в нас Сам Он — Христос [ 7 ]. С утра Он начинает сеять Своею кровью, чтобы к вечеру собрать прекрасный плод нашего искупления. Обожаемому Младенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое было принесено с неба Архангелом Гавриилом в то время, когда он благовестил о зачатии Его Пречистой Деве Марии, прежде чем Он зачат был во чреве, т. е., прежде чем Пресвятая Дева приняла слова благовестника, прежде чем сказала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему!» (Лк.1:38). Ибо, при этих словах Её, Слово Божие тотчас стало плотью, вселившись в пречистую и пресвятейшую Её утробу. Итак, пресвятейшее имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия, дано было при обрезании Христу Господу, что и служило извещением о нашем спасении; ибо имя Иисус значит — спасение, как объяснил тот же ангел, явившись во сне Иосифу и говоря: «наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). И святой апостол Петр свидетельствует об имени Иисусовом такими словами: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков, в Троическом Совете, было предуготовлено, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом. В этом имени открыты истина и мудрость Божия (Пс.50:8). Это имя, как солнце, озаряло своим сиянием мир, по слову пророка: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды» (Малах.4:2). Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную: разлитое миро — сказано в Писании — от благовония мастей твоих (Песн.1:2), не в сосуд оставшееся миро — имя Его, но вылитое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   Но благодати у них нет: это – человеческие религиозные общества, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Tuмoф.III,5). А истина во всей своей неповрежденности и полноте хранится в Церкви православной, единой (Mф.XVI,18; 1 Tuмoф.III,15; 2 Петр.1,3—4). И долг наш – православных хранить, как зеницу ока, эту чистоту святой веры нашей. Зачем? Для спасения нашего, ибо без истины спастись не можем, и для тех же еретиков, раскольников, безбожников, и тех из них, кто способен еще внимать голосу Божией благодати, как и говорит Спаситель Пилату: «Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине: всякий, кто от истины, слушает Моего гласа» (Uoah.XVIII,37). И хочется верить, что и в сердце раскольников и еретиков, и безбожников есть души, по неведению заблудшиеся, но стремящиеся к истине. И все лучшие из них, верим, придут к нам, в Церковь Божию, где истина, где благодать, где лик Христов не затемнен человеческою люжью, придут и падут ниц, и скажут: истинно с вами Бог. Среди все возрастающегося неверия и дикой развращенности, когда падают цари и царства и все человеческие силы так слабы и ничтожны, единственным оплотом истины, святости и любви, является Церковь Божия православная, как общество православных христиан, возглавляемое и поддерживаемое не слабыми человеческими силами, а благодатию Самого Бога, всегда пребывающего в Церкви Своей (Mф.XXIII,20), и засвидетельствовавшего, что врата ада не одолеют Церкви Божией (Mф.XVI,18). И к этому единственно вечному и спасительному обществу устремляются все, кто видит гибельность для души неверия и разврата, как предсказывал еще пророк. «И будет в последние дни, гора дома Господня поставлена будет во главу гор, и возвысится над холмами и потекут к ней народы. И пойдут многие народы, и скажут: прийдите и взойдите на гору Господню и в дом Иаковлева, и он научит нас путями своим, и будет ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима» (Малах. IV:1—2). Иметь один фронт с еретиками и раскольниками для православных, это значит смешивать истину с заблуждением, значит оставлять бедных людей без надежного, определенного руководства, в борьбе с невереем, главное значение принадлежит не дипломатии, не хитрым иезуитскими приемами, которые в своей религиозной деятельности всегда употребляют католики, нынешние обновленцы и другие еретики и раскольники.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2:14), и « от востока солнца до запада велико будет имя Мое, и на всяком месте будут приносить имени Моему чистую жертву » (Малах. 1:11). Уже не один храм, как во времена закона, приемлющий жертвы, и ими гордящийся, но по всей вселенской церкви беспорочно воссылают славу Богу. Там первосвященник был один на каждый год, смертный и исполненный всякого греха; мы теперь приняли первосвященника душ наших — Иисуса Христа, Который « не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его » (1 Пет. 2:22). « Итак имеем », говорит (Писание), « Первосвященника великого, прошедшего небеса », Господа нашего Иисуса Христа (Евр. 4:14), Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Всесвятым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. На Благовещение преславной Владычицы нашей Богородицы 1. Опять радостные благовествования, опять извещения о свободе, опять отозвание назад, опять возвращение, опять голос веселия, опять освобождение от рабства: ангел беседует с Девой, так как и с женой беседовал змий. « В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученной мужу » (Лк. 1:26–27). Гавриил был послан объявить всемирное спасение; Гавриил был послан, неся Адаму обещание возвращения из плена; Гавриил был послан к Деве, чтобы изменить бесчестие женского пола в честь; Гавриил был послан, чтобы приготовить чистому Жениху достойный чертог; Гавриил был послан, чтобы помолвить создание с Создателем; Гавриил был послан к одушевленному дворцу Царя ангелов; Гавриил был послан к Деве, обрученной Иосифу, но сберегаемой для Сына; был послан бестелесный раб к чистой Деве; был послан свободный от греха к недопускающей тления; был послан светильник, чтоб указать на Солнце правды; было послано утро, бегущее впереди света дня; был послан Гавриил, показывающий Того, Кто находится в недрах Отца и в объятиях Матери; был послан Гавриил, показывающий на Того, Кто находится на троне и в вертепе; был послан воин, вопиющий о таинстве Царя, — таинстве, познаваемом верою, не исследуемом излишним любопытством, — таинстве, покланяемом, не взвешиваемом как бы на весах, — таинстве, исповедуемом, не измеряемом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010