Ветхий Завет, по убеждению всех древних святых отцов, – это книга в первую очередь о Христе Вообще говоря, Ветхий Завет, по убеждению всех древних святых отцов, – это книга в первую очередь о Христе. Это история спасения человеческого рода и пути человечества к встрече с Богом, ставшим Человеком. И Ветхий Завет рассматривается как наполненный прообразами (по-гречески – типами) грядущего пришествия Христа и осуществленного Им спасения. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Ветхий Завет – это эскиз, набросок углем, который затем будет раскрашен красками уже новозаветной реальности пришествия Христа в мир. Некоторые древние толкователи уподобляют Новый Завет тени, которая отбрасывается в ветхозаветное прошлое. Тень эта исходит от Церкви Христовой. Вот представьте себе здание церкви, христианского храма в яркий солнечный день. Но мы повернуты к нему спиной и видим только тень от этого здания, само его не видим. Однако по его тени можно догадаться, что это храм. Мы можем даже различить очертание креста на его куполе. Но мы еще не видим ни цвета его стен, ни местоположения дверей и оконных проемов, не знаем точных пропорций: только серая тень на земле возле нас... И вот неким подобным образом и воспринимается история Ветхого Завета – как наполненного прообразами Завета Нового. На Ветхий Завет, в прошлое, как бы ложится тень Церкви Христовой, в которой в грядущем и осуществится чаемое ветхозаветными людьми спасение. Солнце же, благодаря которому возникает эта тень – символ Самого Христа, Который есть «Солнце правды», как о Нем пророчествует пророк Малахия (Малах. 4, 2). Подобные тени различных новозаветных реалий, отбрасываемые назад, в историю, и видели древние святые, пророки, праотцы. Одним из таких свидетельств, которым особенно ярко явлен Крест Христов, – тень этого Креста, отбрасываемая в древность, – является история Иова. Повторюсь: Иов своими страданиями прообразует Христовы Крестные муки. Пройдя через страдание, Иов видит Господа – Господь открывает ему Себя как воплощенного Бога

http://pravoslavie.ru/92524.html

( 2Тим. 2:19 ) и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (там же 19 в Чис. 16:5,26 ). Это не умирающее семя веры в грядущее семя спасения от власти греха и диавола – Христа, святой останок ( Ис. 10:22  сн. 3Цар. 19:18  и Рим. 9:27  и дал.; 11:3 и дальн.) – вот начало, оживляющее и не дающее затеряться отдельным потомкам этого семени среди даже целой массы представителей семени неверия и погибели. Верующие, таким образом, являются среди этого мира погибели как бы «светилами» ( Филип. 2:15 ), возвещающими появление «Солнца правды» ( Мал. 4:2  по рус. биб.) – «Христа Бога нашего» (сран. в цит. месте из Малах. и тропарь на Сретение), оправдывающего всех верующих ветхозаветных и новозаветных (сн. Евр. 1:40 ). И только в Нем история всех степеней развития ветхозаветного домостроительства спасения достигает своего настоящего конца, как и всемирная история в Нем же имеет свою поворотную точку 398 . б) Новозаветное толкование ветхозаветного закона Если верующих Ветхого Завета, предвозвещавших собой пришествие Праведника, можно было сравнить со светлыми лучами утренней зари, предвещавшими появление на небосклоне ветхозаветной истории Солнца правды Христа, то ветхозаветный закон можно сравнить с зеркалом, в котором отражалась (как в πδειγμα) вся жизнь ветхозаветных, а, следовательно, и новозаветных верующих, объединяемых в едино тело единого Христа. Так отражается звездное небо в воде в ясную, лунную ночь. Ибо свет, проникавший в эту зеркальную поверхность и дававший видеть в нем звездное небо, есть единый и тот же свет Христов, просвещавший всех ветхозаветных, как просвещает и новозаветных верующих. Ибо один и тот же Законодатель Ветхого и Нового Завета Христос, пришедший не нарушить Свой закон, но исполнить (Мф. 5:17). Весь закон свидетельствовал о Христе (сн. Луки 24:27,44 ; Иоан. 5:39,46 ; Рим. 10:4 ; Гал. 3:24 ; Евр. 10:1  и срав. Мф. 5:17): – вот основоположение новозаветного толкования ветхозаветного закона, вытекающее из мысли о том, что Христос Сам был Законодателем и Ветхого Завета 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

При этом нечего уже говорить о том, что матерь младенца Еммануила называется у Пророка Девою (Алма), следовательно по самому рождению своему сей Еммаиуил отличается от обыкновенных людей. И Пророк с особенной силой указывает на этот сверхъестественный образ рождения и прямо называет его знамением, т.е. чудом ( Ис. 7:14 ). Таким образом, предвозвещая о сверхъестественном рождении Еммануила, Пророк Исайя имеет в виду именно Месию и это предсказание его составляло одну из отличительных черт, по которым люди могли узнать обещанного Избавителя. Так действительно и родился наш Спаситель, на что не преминул обратить внимание и Св. Евангелист Матфей, указывая в сем прямое исполнение пророчества Исайи (Мф. 1:22–23). Пророк Михей предсказал о месте рождения Спасителя, а именно – он « возвестил, что Спаситель родится в Вифлееме »: а ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными?; из тебя произойдет Мне Тот, кто будет Владыкою Израиля, Которого происхождение от начала, от дней века ( Мих. 5:2 ). " Предсказание сие , – замечает Катехизис, – иудеи понимали еще прежде, нежели узнали событие его ». Так, Евангельская история повествует, что представители иудейской церкви, все первосвященники и книжники людские, на вопрос Ирода: где должно родиться Христу? – единогласно отвечали: в Вифлееме иудейском и в подтверждение своего ответа привели Михеево пророчество ( Мф. 2:4–6 ; Ин. 7:42 ). В приложении к Иисусу Христу, пророчество Михея особенно замечательно по той случайности, которая послужила к оправданию и исполнению его: ибо известно, что Пресвятая дева Мария до самого дня рождества Христова жила вместе с праведным Иосифом в Назарете, а ко дню рождения Христа, совершенно неожиданно для себя, должна была придти в Вифлеем, благодаря повелению Кесаря Августа сделать перепись по всей земле, вследствие чего пошли все записываться каждый в   свой город ( Лк. 2:1 и далее). Пророк Малахия, по создании второго храма Иерусалимского, предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он придет в сей храм, и что пред Ним послан будет Предтеча, подобный Пророку Илии, чем ясно указывается Иоанн Креститель : се Аз послю Ангела Моего (Предтечу), и призрит на путь пред Лицем Моим (уравняет предо Мною путь): и внезапу (внезапно) приидет в церковь Свою (в храм) Господь, егоже вы ищете, и Ангел Завета, егоже вы хощете ( Малах. 3:1; 4:5 ). Пророчество Малахии с особенной силой обличает ожесточение и невежество нынешних иудеев, которые до сих пор ожидают себе Мессию, потому что в нем ясно говорится, что Господь приидет в храм (второй, Агг. 2:6–10 ), а между тем всем известно, что уже около 18-ти столетий протекло с тех пор, как второй храм Иерусалимский разрушен до основания и что все усилия восстановить его остались тщетными.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

§ 79. б) Пророчества Аггея и Малахии о славе второго храма Иерусалимского, в который имел прийти Мессия    1) Оба эти пророчества соединяем вместе потому, что они имеют один предмет, и поясняют одно другое.    Святой Аггей начал пророчествовать в то время, когда Иудеи, возвратившиеся из плена Вавилонского, под предводительством Зоровавеля, приступили к построению второго храма Иерусалимского. Встретивши вскоре многочисленные препятствия, они совсем было оставили начатые работы, успокаивая себя тем, что, верно, ещё не пришло время создать храм Господень (Агг. 1:2). Поэтому-то Бог и воздвиг Аггея, который всеми мерами старался возбудить своих соотечественников к окончанию начатого: то спрашивал их, прилично ли им самим жить в домах истесанных, а храм Божий оставлять в запустении (-1, 4); то уверял, что обновление храма привлечёт на них Божье благоволение (-8); то угрожал казнями за противление и нерадение в этом деле (-10—11); то воодушевлял их тем, что сам Бог постоянно присутствует посреди их своей всемогущей силой (Агг. 2:5-6). Наконец, чтобы ещё сильнее подействовать на них, Аггей изрекает им пророчество о славе этого храма: дерзайте: зане сице глаголет Господь Вседержитель: еще единою аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, и сотрясу вся языки и приидут избранная (придёт желание или чаяние) всех языков: и исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель. Мое сребро, и мое злато, глаголет Господь Вседержитель: зане велия будет слава храма сего последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель, и на месте сем дам мир... (Агг. 2:6-10).    Св. Малахия, последний из Пророков, изрёк своё пророчество, относящееся к Мессии, спустя несколько лет после Аггея в следующих словах: се аз посылаю Ангела моего, и призрит на путь пред лицом моим: и внезапу приидет в церковь свою Господь, егоже вы ищение, и Ангел завета, егоже вы хощете: се грядет, глаголет Господь Вседержитель (Малах. 3:1).    2) Не трудно убедиться, что лицо, о пришествии которого предвозвещают здесь пророки, есть не кто другой, как Мессия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Ст. 2. Вокруг его стояли Серафимы; у каждаго из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. Ст. 3. И взывали они друг к другу, и говорили: Свят, Свят, Свят, Господ Саваоф; вся земля полна славы Его. Здесь изображается 1) стояние, 2) вид и 3) действие Серафимов. 1) Слово Серафимы (от шараф – пламенел, сожигал) означает пламенеющие существа (см. под. Иез.1:13 ), представлявшиеся Пророку в человеческом виде. Число их хотя не означено, но очевидно, что их было много, потому что от голоса их колебались столбы храма. Стояли над Ним, т. е. держались на крыльях по обеим сторонам престола. 2) Двумя крылами закрывали ноги свои, т. е. нижнюю часть тела. 3) Взывали друг к другу.... Разделяясь на два хора, по подобию певцов Ветхозаветной и Новозаветной Церкви, Серафимы попеременно вопияли: свят, свят, свят.... В Историческом, буквальном смысле Серафимы означают Ангелов, славословящих Бога; а в таинственном – Пророков, Апостолов и прочих благочестивых служителей Церкви Божией ( Агг. 1:13 , Малах. 3:1 , Апок.2:1, 8, 12, 18 ). Серафимы представлялись в огненном виде для означения а) превосходства, простоты, подвижности их духовной, небесной природы ( Пс.103:4 ); б) нравственной чистоты, святости, ревности, которою они пылают к славе Божией ( Пс.102:21 ); в) быстроты действования и способности к исполнению повелений Божиих. Стояние их пред престолом есть символ небесного происхождения, или расположения и служения Богу. Крылья означают способности, качества и принадлежности, свойственные Ангелам. Покрытие лица двумя крылами означает благоговение пред величием Божиим, которого блеск невыносим был для их взоров. Покрытие ног двумя крылами означает скромность, сознание своих недостатков, нечистоты пред Богом, пред Которым и небо нечисто, Который и в Ангелах усматривает нечто стропотное ( Иов. 4:18, 15:15 ). Летание двумя крылами изображает их способность и готовность исполнять повеления Божии ( Пс.17:11 ). Вопияние друг к другу громким голосом означает их согласие и ревность в прославлении Бога. Громкий голос означает усердие и ясность их проповеди о святости и славе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   Сочувственными аплодисментами сопровождается и это слово, глубоко значительное.    Этим завершен акт. Все встают — поется «Достойно есть …»    Все приглашаются в помещение семинарии, куда прямой ход по внутренней лестнице и где все классы и залы приготовлены для приема гостей за чашкой чая.    Все ощущают удовлетворение — не было еще акта, с таким подъемом проведенного, что определяется тем, что весь выпуск оказался проникнут подлинным пафосом пастырства, в полном своем составе отдавая себя священству. И как бы некими именинниками ощущаются всеми «выпускники», незримо осеняемые Крестом, ими совместно водруженным в месте, которое сделало их исповедниками Истинной Церкви в ее Православной Русскости.    Список семинаристов, получивших награды:    I курс: Берчел Христофор; Побджой Ангий; Фер Анастасий. II курс: Слободской Алексей; Стецко Георгий. III курс: Котляров Андрей. IV курс: Капрал Игорь; Котар Сергий; Потапов Виктор. V Кичаков Виталий; Лебедев о. Александр; Лукьянов Павел; Павленко Стефан; Петренко Георгий; Сабельник Стефан; Семовских о. Петр; Шо Иоанн.    Список семинаристов, окончивших семинарию:    Ган Серафим; Кичаков Виталий; Лебедев о Александр; Лукьянов Павел; Павленко Стефан; Петренко Георгий; Сабельник Стефан; Семовских о. Петр; Шереметев о. Георгий; Шо Иоанн. «ВТОРЫЙ ПРЕДТЕЧА ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА».     «Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова» … такими словами Святая Церковь прославляет великого ветхозаветного праведника, жившего еще эа 900 лет до Рождества Христова — святого славного пророка Божия Илию, который необычайно-строгой подвижнической жизнью соею походил скорее на Ангела, чем на человека.    Но почему Святая Церковь именует его «вторым предтечей пришествия Христова»?    Потому, что как перед первым пришествием Христовым в мире явился сначала святой Иоанн Креститель «духом и силою Илииною» (Лк.1:17), так перед вторым пришествием Христовым явится на земле сам пророк Илия  (см. Малах. 4:5), который, как мы знаем, не умер, но был вознесен на небо живым, с плотью своею, на огненной колеснице  (см. 4 Царств 2:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

18-29).   Глава третья. НАСТАВЛЕНИЯ МАЛОАЗИЙСКИМ ЦЕРКВАМ: САРДИЙСКОЙ, ФИЛАДЕЛЬФИЙСКОЙ И ЛАОДИКИЙСКОЙ Ангелу Сардийской Церкви Господь повелевает написать более укорительного, чем утешительного: эта Церковь содержит одно только имя живой веры, а на самом деле духовно мертва. Господь угрожает сардийским христианам внезапным бедствием, если они не покаются. Есть, впрочем, и среди них очень немногие, " которые не осквернили одежд своих " . Победителей (над страстями) Господь обещает облечь в белые одежды, имена их не будут изглажены из книги жизни и будут исповеданы Господом пред Отцом Его Небесным. Сардис в древности был большим и богатым городом, столицей Лидийской области, а ныне это бедная турецкая деревушка Сард. Христиан там немного, и они не имеют своего храма. При Юлиане Отступнике явно обнаружилась духовная мертвость этого города: он быстро возвратился к идолопоклонству, за что и постигла его кара Божия: он уничтожен был до основания. Под " оскверненными одеждами " метафорически изображаются здесь душевные скверны, а потому не осквернившие одежд своих – это те, умы которых остались непричастными еретическим лжеучениям, а жизнь не запятнана страстями и пороками. Под " белыми одеждами " разумеются брачные одежды, в которые облечены будут гости на брачном пире царского сына, под образом которого представил Господь в притче будущее блаженство праведников в Своем Небесном Царствии (Матф. 22:11-12). Это одежды, которые будут подобны одеждам Спасителя во время Преображения, сделавшимися белыми, как свет (Матф. 17:2). Определения Божии о судьбах людей символически изображаются под образом книги, в которую Господь, как всеведущий и всеправедный Судия, записывает все деяния людей. Этот символический образ часто употребляется в Священном Писании (Пс. 68:29, Пс. 138:16, Исаии 4:3; Дан. 7:10, Малах. 3:16; Исход. 32:32-33; Лук. 10:20; Фил. 4:3). Сообразно с этим представлением, тот, кто живет достойно высшего назначения, как бы вписывается в книгу жизни, а живущий недостойно как бы изглаждается из этой книги, тем самым лишаясь права на вечную жизнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Ст. 51–52. «И однакоже» (χα – по связи с предшествующим, а также по сравнению с 4,26,27,12,6.24.24,22 и др.) – говорит евангелист. – «Он пошел с ними и пришел в Назарет и был в повиновении у них», хотя богочеловеческий дух Его стремился в дом Отца небесного. Этот знаменательный для Марии день, в который Ее сын впервые пред Нею проявил Свой богочеловеческий дух, остался очень памятен Ей и слова Господа глубоко запали в Ее душу. Евангелист заключает историю отрочества И. Христа таким же замечанием, каким он заключил историю детства И. Христа (2:40). II. Крещение Иисуса Христа и искушение Его в пустыне от дьявола. 16. Явление и деятельность Иоанна Крестителя. ( Мф.3:1–6 , Мр. 1:2–6 , Лк.3:1–6 ). Говоря о Крестителе евангелисты смотрят на него, как на богопосланного пророка и собственно в качестве Предтечи Мессии, что они выражают, указывая исполнение в нем ветхозаветных пророчеств о приготовлении пути Господу, Ангелом Божьем. У всех них находится цитата из пророка Исаии 40:3, но у ев. Луки они приведены полнее (40:3–5). А ев. Марк, обыкновенно мало в своем Евангелии сносящий новозаветные события с ветхозаветными пророчествами, в данном случае, напротив, имеет еще цитаты из Малах. 3:1 , который в Евангелиях Матфея (11:10) и Луки (7:27) передается как высказанный Иисусом Христом в свидетельстве Его о Крестителе. Пророчество Исаии в указанном месте относится прежде всего и ближайшим образом к возвращению иудеев из плена вавилонского, которое пророк изображает, как предводительствуемое Самим Богом и предшествуемое вестником, возглашающим, чтобы в пустыне, по которой имеет пройти Господь с Своим народом, приготовили Ему путь прямой и ровный: углубления наполнили насыпями, а горы и холмы срыли и пр. Это пророчество евангелисты (и сам Иоанн Креститель Иоан. 1:23 ) изъясняют в прообразовательном смысле и под Господом, шествующим во главе Своего народа при возвращении последнего из плена, разумеют Мессию,а под вестником – Его предтечу, Иоанна; пустынею в этом духовном смысле будет самый народ израильский, а ее неровности, которые следует устранить, как препятствия к пришествию Мессии, суть грехи человеческие; отсюда и сущность проповеди Иоанна: покайтеся. Это прообразовательное пророчество Исаии последний из ветхозаветных пророков, Малахия, высказывает прямо, называя приготовляющего путь Мессии Предтечу Ангелом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Против вечности церкви Христовой инок Иоасаф ратует преимущественно в печатном листке под 1: на сей собственно листок мы и обратим внимание, и в нем подвергнем рассмотрению только те главы, в которых говорится о прекращении священства и таин (таковы 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 14). Предисловие же, исполненное витиеватых и мало понятных разглагольствий (гл. 1 и 2), и те главы, в которых идет речь о безсвященнословных браках (10, 11, 12 и 13), мы пройдем молчанием, яко до нас не относящиеся. Дабы замечания наши были понятнее для читателя, мы перед каждым из них будем приводить подлинный текст той главы Иоасафова листка, на которую замечание делается. 1. Замечание на третью главу листка Подлинные слова сей главы Потому что в неопределении силы словес, рассуждая писания по пристрастию своему, и из сего происходит неосновательность. Писание иногда положено на вечное, но исполняется вперед предсказанного: а есть ли же не тако, то последнее по вашему мнению будет несправедливо. Якоже в ветхом завете сице Господний глас рече: и да будет има жрети Мне вовеки (кн. 2 Моисеева, гл. 29); и ныне избрах и освятих дом сей, да будет имя Мое ту вовеки, и будут очи Мои, и сердце Мое ту во вся дни (2Пар. гл. 7). А другим пророком прорек, глаголя: Несть хотение Мое в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертву от рук ваших не прииму ( Малах. 1 ). Кадило мерзость Ми есть, новомесячия ваши и субботы и велика дне не приемлю; пост и празднование и праздники ваши возненавиде душа Моя (Ис. гл. 1), зане тии не пребыша в завете Моем (Евр. зач. 19). Кий кивот есть у жидов ныне? где убо ныне жертвенник? где ковчег? где сень и святая святых (Маргар. л. 136 на об.)? Замечание Приступая к опровержению вечности обетований о священстве нового завета, беспоповский инок Иоасаф утверждает, будто сии обетования суть условны и временны, чтó и старается здесь доказать примером обетований о священстве ветхого завета, которые будто бы также даны были на вечное время, и однакоже сии на век обетованный жертвы, и ковчег, и жертвенник престали и ныне не существуют. На сие ответствую:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

И единоверческая 10 обитель при крестном ходе ликовала, что сама благодать Божия посетила ее освящением храма. Ясная погода и теплая, на летнюю похожая, как бы вторила духовным радостям единоверцев, и мне припомнился тропарь, поемый у нас по входе с мощами в храм: «Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи!» У нас вокруг крещальной купели и храме ходят против солнца, знаменуя этим желание идти во сретение Солнцу правды ( Малах.4:2 ), Христу; а единоверческим обрядом хождения посолонь знаменуется желание по следам Его ( 1Пет.2:21 ). Ходяй непорочен (а не по солнцу или против солнца) и делай правду – вот кто может пребывать в жилище Твоем, Господи, и обитать на святой горе Твоей ( Пс.14:1 ). Блажены непорочнии в пути, ходящии в законе Господни ( Пс.118:1 ). Часы перед литургией прочитаны третий, шестой и девятый (как в некоторых обителях бывает и у нас) с блаженнами. Литургии архиерейской старопечатной нет: но единоверцы не имеют никакого сомнения о соблюдении обыкновенного чина архиерейского служения, и он был вполне соблюден; только для чтения молитв преосвященный употребил старопечатный священнический служебник; пред чтением евангелия в сообразность с местным обычаем 11 осенил себя и диакона крестом напрестольным, а евангелием перед сугубой эктенией осенил предстоящий народ. После отпуска возглашены многолетия царствующему Дому, св. Синоду и члену оного высокопреосвященному митрополиту Иннокентию, преосвященному Алексию, строителям и благоукарсителям св. храма. На обоих клиросах инокини Всехсвятского монастыря пели протяжным умилительным напевом и к удивлению безошибочно. Когда архиерей, во время литургии, обратившись к народу, произнес: призри с небес Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя», он Святый Боже… пропели по-гречески. Богослужение, начатое в 9 часов утра, окончилось в половине 3-го, а со включением водосвятия, совершенного до приезда архиерея, продолжалось 6 ½ часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010