доколе не окончится тысяча лет... И увидел я престолы и сидящих на них, которых дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» ( Откр. 20:1–5 ). Эти слова, по объяснению лучших христинских толковников, имеют следующий смысл. Под Апостолом, сходящим с неба и имеющим в руке ключ от бездны и большую цепь (ст. 1), разумеется Ангел нового завета Христос ( Малах. 3, 1 ), приходивший на землю, чтобы смертью Своей «лишить силы имеющего державу смерти, т. е. диавола» ( Евр. 2:14 ), разрушить на земле все его козни ( 1Ин. 3:8 ) и изгнать самого вон ( Ин. 12: 31 ). Под связанием и заключением диавола в темницу (ст. 2–3) разумеется ограничение и сокрушение Искупителем власти сатаны (Мф. 12:29) и его ангелов ( 2Пет. 2:4 ; Кол. 2:15 ). Под именем же тысячелетнего царства разумеется неопределенный период времени, который будет продолжаться от основания Церкви Христовой на земле до второго пришествия Сына Божия на землю для суда над всем миром. Адвентисты же говорят, что указанные слова Откровения нужно понимать в буквальном смысле, как будто бы понимала и древняя христианская церковь , и учат, что Иисус Христос прежде окончательного суда над миром явится на землю, воскресит праведников и устроит царство святых, которое будет продолжаться тысячу лет. – Но согласиться с таким учением нельзя. Откровение Иоанна Богослова – книга пророческая и глубокотаинственная, а изложенные в ней пророчества облечены в таинственные образы и видения; поэтому понимать их нужно не буквально, а духовно-созерцательно, при свете всего учения Христова о последних временах. Затем, нельзя не заметить, что на языке Писания тысяча лет не означает определенного периода времени, а всегда неопределенный, как это ясно видно из слов ап. Петра: «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как день один» ( 2Пет. 3:8 ; сн. Пс. 89:5; 104:8 ; Втор. 5:10 ; Иер. 32:18 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

2:10–11). А это значит вот что: те (язычники), говорит, поклоняясь идолам и служа демонам, так тверды были в своем заблуждении, что не захотели оставить идолов и обратиться к истине; а вы, поклонники истинного Бога, оставив отеческое благочестие, перешли к чуждым обычаям; вы даже не показали и того постоянства в истине, какое имеют те в заблуждении. Вот почему говорит: « было ли что–нибудь подобное сему? Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? А Мой народ променял славу свою на то, что не помогает ». Не сказал: « променяли Бога своего », потому что Бог неизменяем (Малах. 3:6), но: « променяли славу свою ». Не Меня, говорит, оскорбили вы; ибо Мне нельзя сделать вреда; вы обесчестили сами себя, умалили не Мою славу, но свою собственную. Позвольте же и мне сказать это и к нашим, если только должно называть нашими тех, которые мыслят по иудейски: пойдите в синагоги и посмотрите, переменили ли иудеи свой пост, постились ли в пасху с нами, ели ли когда в этот день? Их пост не есть несть  , но беззаконие, грех и преступление; и однако же они не переменили его; а вы переменили славу свою на то, от чего не получите никакой пользы, и перешли на их сторону. Когда постились они в пасху? Когда совершали с нами праздник мучеников? Когда сообщались с нами в день Богоявления? Они не бегут к истине, а вы бежите к нечестию: называю (праздники их) нечестием потому, что совершаются не в свое время. Было некогда время, когда надлежало соблюдать эти праздники, но теперь — не время. Вот почему то, что некогда было законно, теперь беззаконно. 4. Позвольте мне сказать к этим людям словами Илии. Он, видя, как иудеи поступают нечестиво, и то повинуются Богу, то служат идолам, так говорит к ним: « долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте » (3 Цар. 18:21). Это же и я теперь скажу к ним: если вы почитаете истинным иудейство, то зачем обременяете собой церковь? Если же истинно христианство, каково оно и есть, то неуклонно следуйте ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Многие из обижаемых, многие из жертв любостяжания лучше желают испытать тысячи смертей, нежели переносить это, и если бы они не боялись Бога, то сами наложили бы на себя руку, — так они желают себе смерти! А это не хуже ли кровопролития? «О горе мне!…», — говорил плакавший пророк, — «не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми» (Мих 7:1, 2). Будем плакать теперь и мы прежде всего о себе самих; а вы примите участие в плаче моем. Но, может быть, некоторым это противно и они смеются. Поэтому еще более нужно усилить плачь; мы так безумны и бесчувственны, что не понимаем своего безумия и смеемся тому, о чем следует рыдать. «Ибо открывается», — человече, — «гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим 1:18). «…грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» (Пс 49:3). «Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его» (Пс 96:3). «Ибо вот, придет день, пылающий как печь» (Малах 4:1). Но никто не думает об этом; хуже басней считают и презирают столь страшные и ужасные вещи; никто не слушает; все смеются и хохочут. Какая же будет нам польза? Откуда мы получим спасение? Мы погибли, истощились, сделались посмешищем врагов наших и предметом поруганий для язычников и демонов. Так, когда ты вредишь (другому), тогда вредишь самому себе; а когда тебе вредят (другие), тогда ты не терпишь вреда; когда ты мстишь, тогда (не другому) мстишь, а себе самому. Кто любит неправду, говорит (Премудрый), тот «ненавидит душу свою» (Притч, 29:24). Видишь ли, что в таком случае ты не (другому) вредишь, а себе самому? Потому и говорит Павел: «Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными» (1 Кор 6:7)? Видишь ли, что это не значит — терпеть вред? Когда ты обижаешь (другого), тогда обижаешь самого себя. Это отчасти многим известно: иногда говорят друг другу: отойдем отсюда, чтобы не унизить самих себя. Почему? Потому, что велико различие между тобою (оскорбляющим) и им (оскорбляемым); какие бы ты ни причинил ему оскорбления, они обращаются ему в честь.

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

«В то время возвратился ко мне разум мой». «В то время» – в какое? В определенное Богом. Почему они возвратили его на царство? Они низвергли его – столь силь­ного, как же они опять возвели его, сделавшегося слабым? «К славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось». Видишь ли, как Бог может и утвердить и разрушить царство? В этом следовало бы убедиться и из прежних опытов, но так как он не убедился, то Бог разрушил его царство, и опять восстановил. Дан.4:34 .  Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордою Нельзя сказать, что Он имеет силу, но несправедли­вую; нет, и правда его велика. «И Который силен смирить ходящих гордо». Не сказал: «смиряет», чтобы показать тебе долготерпение Его, и чтобы ты знал, что не по слабости Он поступает так, но чрез одного вразумляет и других. Ви­дишь ли силу Его? Видишь ли правду? Видишь ли человеко­любие? Видишь ли, как произносят это уста варвара? Кто говорил так мудро? Воспитанные пророками не говорили ни­чего подобного; напротив, они говорили: «не делает Господь ни добра, ни зла» ( Соф.1:12 ); и еще: «не своею ли силою мы приобрели себе могущество?» ( Амос.6:13 ). И еще: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит» ( Малах.2:17 ); и еще: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его» ( Мал.3:14 ). Видишь ли в Палестине сатанинское учение? Видишь ли в земле вар­варской пророческую мудрость? Это – прообразы благодати, ко­торую имели получить язычники, прообразы того, что последние имели предварить первых. Далее повествуется, как Валтасар, опьянев во время пиршества, повелевает принести сосуды (храма), как бы хвалясь победою отца, или – вернее – безумствуя от опьянения; а может быть и потому, что иудеи были зрите­лями происходившего, чтобы искоренить в них благоговение, какое они имели к Богу. Это происходило от гордости и пьянства. Будем же остерегаться пьянства, возлюбленные. От него происходит много безрассудного. Пьянство властвует и над великими людьми; ведь Валтасар повелел это, на­пившись вина. Отец его, вывезши сосуды, пощадил их, и, взявши город, не дерзнул употребить их на человеческое служение; а этот не только сам употреблял, но отдал их для употребления и вельможам своим и наложницам и возлежавшим вместе с ним. Глава 5

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

»Из заповеде й Твоих я получил разумение, посему я возненавидел всякий путь неправды» ( Пс.118:104 ). Уразумев угодное Тебе, я почувствовал отвращение ко всем видам зла. Весь ход мыслей этого псалма уясняет нам соблюдение и сохранение заповедей, причем сам способ выражения не в духе закона и служения тени, но в духе евангельском, почему и сам псалом является как бы хранилищем нашей христианской благодати и служит правилом и руководством для нашей жизни. Он постоянно указывает на закон, заповеди, оправдания, суды и откровения, о которых в изъяснении на начало этого псалма сказано, какое значение имеют они. Но теперь продолжим прерванное. «Из заповеде й Твоих я получил разумение»; как бы так говорит: мы вникли в Твои заповеди и поняли их и поэтому возненавидели всяк «путь неправды». Ведь эти заповеди и требуют: «не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего; ...не желай жены ближнего твоего,... ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его,... ничего, что у ближнего твоего» ( Исх.20:13–17 ). «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба» ( Втор.23:19 ). Вот заповеди Божии, ежедневно выслушиваемые нами при чтении святого Евангелия и апостольских учений: они наставляют нас ненавидеть всякий путь неправды. Все грехи и все виды зла называются неправдой; за них приходит гнев Божий на сынов человеческих, или лучше сказать на сынов непослушания. От них охраняйте себя, братие, утверждайтесь же в воле Божией. И тогда Бог дарует вам богатые милости и щедроты Свои, потому что Он есть наш Спаситель. «Светильник ногам... моим... – закон Твой и свет путям моим» ( Пс.118:105 ). Я хожу во тьме, но как бы какой светильник мне светит Твой закон. Нужно заметить, что закон называется светильником, а Господь и Спаситель наш – Солнцем правды ( Малах.4:2 ). И в самом деле: первый как светильник едва озарил один народ, а второй – просветил всю вселенную. Так и божественного Иоанна Владыка Христос назвал светильником ( Ин.5:35 ), так как он явился иудеям еще во мраке ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1:18). " Грядет Бог наш, и не в безмолвии " (Бог яве приидет) (Псал. 49:3). " Перед лицем Его огонь возгорится и попалит окрест враги его " (Псал. 96:3). " День Господень, пылающий как печь " (Малах. 4:1). И никто не берет этого на ум, но эти страшные и ужасные догматы пренебрегаются и преступаются больше всяких басней, и нет никого, кто бы слушал это, но все смеются и издеваются. Какой же исход предстоит нам? Откуда мы получим спасение? " Умираем, погибаем " (Числ. 17:12), стали предметом насмешки для врагов наших и издевательства – для язычников и демонов. Диавол превозносится, ликует и радуется; все ангелы, которым мы вверены, в стыде и печали. Нет обращающегося – неужели же все потрачено нами напрасно, и неужели мы кажемся для вас болтунами? Благовременно воззвать теперь к небу, потому что нет никого слышащего, и стихии призвать в свидетели. " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит " (Ис. 1:2). Дайте руки, протяните их вы, которые еще не потонули, к тем, кто погибает от невоздержания, здоровые к больным, здравомыслящие к безумствующим и колеблющимся. Никто пусть не предпочитает спасению друга его благодарности; и гнев его, и обличение пусть направляется к одной его пользе. Когда приключится с кем-либо лихорадка, и рабы становятся сильнее господ. Господин лежит в жару, душа в нем возмущена, а множество рабов тут же, никого не слушаются и не исполняют законов господина во вред господину. Умоляю вас: воспрянем. Ежедневные войны, потопления, бесчисленные погибели кругом, повсюду гнев Божий, мы же, точно угодные Ему, чувствуем себя в безопасности: все простираем руки свои на корыстолюбие, и никто – на помощь, все – на грабеж, и никто – на заступничество. Каждый старается о том, как бы умножить свое достояние, и никто, чтобы помочь нуждающемуся; каждый имеет великую заботу о том, чтобы увеличить имущество, и никто, чтобы спасти свою душу. Один страх владеет всеми – чтобы не стать, говорят, нам бедными; о том же, чтобы не впасть в геенну, никто не беспокоится и не трепещет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

А что (говорит) дивный Аввакум? Горе напаяющему подруга своего развращением мутным, и уповающему яко да взирает ко пещерам их сытость бесчестия от главы ( Аввак. 2:15–16 ). Блаженный Софония говорит: священницы его сквернят святая и нечествуют в закон. Господь же праведен посреди его и не имать сотвориши неправды: утро утро даст суд свой и не в распри победу. ( Соф. 3:4–5 ). Кроме того божественный Захария: и не покоришася еже внимати, и даша плещы презирающыя, и ушеса своя отяготиша, еже не слышати, и сердце свое учиниша непокориво не послушании закона моего ( Зах. 7:11–12 ). И: на пастырей прогневася ярость моя, и на агнцы посещу: и посетит Господь Бог Вседержитель стадо свое, дом Иудин ( Зах. 10:3 ). О, пасущии суетная, и оставльшии овец ( Зах. 11:17 ). И наведу руку Мою на пастыри ( Зах. 13:7 ). – и далее следующее, весьма суровое и тяжелое. Их же за поношение имени Божия обличает славный и божественный Малахия и показывает, в чем и как они проявляются: аще не услышите и не положите на сердцах ваших, еже дата славу имени моему, глаголет Господь Вседержитель, то послю на вы клятву и проклену благословение ваше ( Малах. 2:2 ). А что следует за этим, еще более сильно и сурово: вы же уклонистеся от пути и изнемоществисте многих в законе, растлите завет Левиин, глаголет Господь Вседержитель ( Малах. 2:8 ). Сильно о них вещает громогласнейший из пророков, очищенный огнем и Серафимами, иерей и пророк: изступиша ума от сикеры, потрясошася от пиянства сикеры, прельстишася: сие есть привидение. Проклятие поясть свей совет, сей бо совет ради лихоимства ( Ис. 28:7–8 ). Самый сострадательный из пророков говорит о них: священницы не рекоша, где есть Господь? и держащий закон не ведеша мя, и пастыри нечествоваша на мя (Иерем. 2:8): и: скиния моя опусте, понеже обуяша пастыри и Господа не взыскаша, (Иерем. 10:20–21). И: пастырие мнози растлиша виноград мой, оскверниша часть мою, даша часть желаемую мою в пустыню непроходную (Иерем. 12:10). И еще: горе пастырем, иже погубляют и расточают овцы паствы моея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

8. Бл. Иероним подчеркивает, что иудеи отнесли Кн. Даниила к «Писаниям» (Кетубим) в связи с тем, что Даниил представлен в книге не столько как пророк (в традиционном смысле слова), сколько как мудрец (бл. Иероним. Толкование на Кн. пр. Даниила, I, 3). 9.  J. Brighm. Hismory of Israel, р. 408. 10. Характерные черты мировоззрения автора Кн. Даниила, указывающие на его связь с традицией мудрецов, отмечены у G. von Rad (Old Testament Theology, v. 2, р. 308 ff.). 11. Ср.: Гесиод. Труды и дни, 109-174. См.: А. Мень. Дионис, Логос, Судьба. Миф о «золотом веке» и упадке человечества был, вероятно, заимствован Гесиодом из восточных источников. См.: ТЛДМ, с. 26, 90. 12. Ср.: Ис 13-14. Иногда символом греховного Града были Эдом или Кириам-Тоху (Город Хаоса) (см.: Авд 1, 1-3; Ис 24, 10, Малах 1, 2-5). 13. Концепция Августина изложена в его книге «О Граде Божием» (XIV, 28 сл). Идеи Августина, основанные на Библии, получили развитие в главных направлениях христианской историософии. Она отрицает как языческий циклизм, так и учение об однолинейном прогрессе, рассматривая историю как целостный поток, который до наступления Царства Божия отличается двойственным характером (см.: А. Мень. Истоки религии, гл. VIII). Град земной обречен, ибо в своих устремлениях не выходит за пределы посюстороннего. Град же Божий идет по пути бесконечного восхождения (см. Н. Бердяев. Смысл истории. Париж, 1963, с. 227). 14. Дан 4, 25 сл.; 5, 1 сл. 15. Дан 7, 2-8 «Четыре ветра» в ст. 2 указывают на всемирное значение событий, отраженных в видении. Как полагают современные экзегеты, ст. 4-5 первоначально читались так: «Первый — как лев, но у него орлиные крылья, между зубов во рту его три клыка. Ему сказано: Встань и ешь мяса много. Я смотрел, доколе не вырваны были его крылья, и поднят он был от земли. Вот еще зверь, похожий на медведя; он стоял с одной стороны и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему». Три клыка первого зверя означают, по-видимому, трех главных вавилонских царей «Человеческое сердце» второго зверя указывает на относительную мягкость законов Мидийского царства. Четыре головы третьего зверя — Кир, Ксеркс, Артаксеркс и Дарий. Рог четвертого зверя (эллинистические царства) — Антиох Эпифан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

1 Слова сии у седмидесяти не читаются. 2 У седмидесяти сие слово не читается; с еврейского: помыслил. 3 Сии названия читаются в еврейском тексте; по перероду «же» седмидесяти второй стих читается так: «отнимется высота твоя дщи» «Сионя.» 4 Здесь чтению νομα предпочтено другое: δεγμα . 5 По-гречески: σχονος веревка, употребляемая при землемерии. 6 Так читается и в славянском переводе. 7 Так читается и в славянском переводе. 8 По переводу седмидесяти: и «наведу на тя убивающа мужа.» 9 По переводу славянскому «иже» «рече, созижду себя дом пространен.» 10 По переводу седмидесяти и славянском, оба сии стиха читаются иначе. 11 Слова сии не читаются по переводу седмидесяти. 12 Греческое слово τ λμμα , переведенное здесь словом: «бремя,» в других местах переводится, или словом: «пророчество» (Наум. 1, t. Малах. 1, 1.), «или» словом: видение (Аввак. 1:1.). 13 У седмидесяти и по славянскому переводу «Рос.» 14 По славянскому переводу «подставах.» 15 Здесь чтению: τ ν αωτηριυν предпочтено другое: τ ν δυναςαν . 16 Слова сии читаются у блаженнаго Феодорита не по переводу седмидесяти. 17 По славянскому переводу: «от столпа Акамеиля.» 18 Слов сих у седмидесяти не читается. 19 По славянскому переводу: «поли пустыни Иерихонския» . 20 По славянскому переводу: «молитва наша.» 21 Так читается и в славянском переводе. 22 По славянскому переводу читается: «Дагон.» 23 Город Зогора по еврейски называется: Зеорим пли Зеирим, что значит: малые «;» потому и в славянском переводе вместо собственнаго имени: «Зогора» читается: «вопль малых его.» 24 Евгений Булгар чтению: ταχους предпочитает чтение: τιχως . 25 По переводу седмидесяти: «Асеримль» . 26 Сирский перевод ближе к славянскому. 27 По славянскому переводу вместо: сыны Кедема, читается: сыны восточные. 28 Вместо: χατωρν γη , как читается у блаженного Феодорита, лучше читать согласно с перевода седмидесяти νετρπη . Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2893...

Подробного описания акта заклинания не находим у писателей этого века. Приблизительное понятие о нём даёт формула молитвы, сохранившаяся в Апостольских Постановлениях. При крещении детей, которые ни могли ни сознавать, ни говорить, избирались представители или поручители, которые от их имени произносили отречение и обет. «Зачем без крайней нужды подвергал опасности поручителей (sponsores)? они или могут умереть, не выполнив данного ими обета, или же дурные наклонности детей могут воспрепятствовать их ожиданиям. Поручительство, по намерению древней церкви, должно было иметь и имело без сомнения двоякое значение: во-первых как свидетельство, что крещение совершено предписанным в христианской церкви порядком, следовательно действительно de jure, во вторых как ручательство за верное исполнение принятых при крещении обязательств, чтобы крещение было действительно de facto, достигло своей цели. Откуда и когда возник этот обычай назначать восприемников или поручителей? Вопрос этот решается различно Одни производят его из В. Завета, другие из римского права. Объясняющие происхождение этого обычая из ветхого завета ссылаются на места Исаии VIII, 2 и XLIX, 22 в связи с LX, 4 и LXVI, 20. Но в первом месте говорится о рождении обетованного дитяти, а вовсе не об обрезании, ни другом каком-нибудь религиозном акте. В другом, где говорится о принесении сына и дочери на руках, разумеется политическое возвращение Израиля из плена. В связи с этими местами хотят понимать и те места новозаветных писаний, где рассказывается, что приносили детей к. Христу и Он возлагал на них руки. Но тут речь об обыкновенном возложении рук и нет никакого намёка на какое-нибудь поручительство. Несколько правдоподобнее мнение, производящее трактуемый обычай из практики иудейского обрезания. Буксторф трактует о двух свидетелях при обрезании: один видимый свидетель – член израильского народа, выбор которого принадлежал родителям; другой невидимый–пророк Илия, Ангел завета (Малах. ІІІ, І), который за свою ревность к восстановлению истинного богопочитания получил право присутствовать невидимо при каждом обрезании, и для которого поэтому ставилось особое седалище. 490

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010