Хотя Я решил излить всю ярость Мою на них и истребить и уничтожить их, но поступил ради имени Моего, чтобы оно не осквернялось среди народов, то есть амалекитян и других, которые воевали с ними в пустыне, — [решил] не вводить их в землю, которую Я обещал им, текущую молоком и медом, прекраснейшую из всех земель или сот. Причиною же наказания и этого решения служить то, что они отвергли постановления Мои и не поступали по заповедям и оскверняли субботы Мои. А причиною этой причины, — того, что они не делали этого, служит то, что сердце их следовало за идолами египетскими. Но пожалело, говорит, око Мое погубить, истребить и совсем уничтожить их. При этом возникает вопрос: как Он пощадил тех, трупы которых пали в пустыне и из которых никто, за исключением Иисуса Навина и Халева, сына Иефонова, не вошел в землю обетованную? Отсюда мы видим, что они живут и не соблюдаются для вечных наказаний и не изглажены из книги живых и не погибли пред лицом Господа. Ибо если бы на основании того, что они не были введены в землю обетованную: мы должны были признать их погибшими, то погиб бы и Моисей, который только видел земли обетованную, но не вошел в нее. О нем в книге Иисуса Господь говорит: скончася Моисей раб Мой (Второз. 34:5) и у Малахии: помяните закон Моисеа раба Моего (Малах. 4:4) и у Иеремии, как о друге и весьма близком в Себе, говорит о нем Бог: аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим (Иер. 15:1). Также следует признать, что и молитвы Моисея были услышаны, когда он, ходатайствуя за народ, говорит: аще оставиши им грех, остави; аще же ни, изглади мя из книги твоей, в нюже вписал еси (Исх. 32:32). А чтобы мы знали, что решение делается не для погубления детей и слуг, а для исправления, мы должны выслушать свидетельства Писаний. Сын, не огорчайся при наказании Господнем, ниже ослабевай, от Него обличаемый. Его же бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет (Притч. 3:11-12); и в другом месте: егда убиваше я, тогда взыскаху Его (Псал. 77:34); и в песни Второзакония: Аз убию и жити сотворю (Втор. 32:39). По буквальному же пониманию мы можем и то сказать, что Он не погубил и не истребил их вместе с племенем и потомством, но, истребив отцов, пощадил детей, которых ввел в землю обетованную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

VX. «Повиноваться законам по одному только страху, значит унижаться до состояния диких зверей, которые также не нападают на стадо, когда видят людей и собак, стерегущих его». (Амвр. Рандю). X. «Худой гражданин царства земного и для небесного царства не годен». (Филар., митр. моск.). XI. «Семейство древнее государства. Человек, супруг, супруга, отец, сын, мать, дочь и свойственные этим наименованиям обязанности и добродетели существовали прежде, чем семейство разрослось в народ и образовалось государство. Посему жизнь семейная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом корень дерева; чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, надобно, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый сок. Так, чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностию, приносила плод общественного благоденствия, – для сего надобно, чтобы жизнь семейная была крепка благословенною любовью супружескою, священною властью родительскою, детскою почтительностью и послушанием и чтобы вследствие того из чистых стихий жизни семейной естественно возникали столь же чистыя начала жизни государственной, чтобы с почтением к родителю родилось и росло благоговение к царю, чтобы любовь дитяти к матери была приготовлением любви к отечеству, чтобы простодушное послушание домашнее приготовляло и руководило к самоотвержению и самозабвению в повиновении законам и священной власти самодержца». («Слова и речи», Филарета, митр. москов., т. II, изд. 1848 года, стр. 169). 4. Почитай духовных пастырей а) Библ. изречения об обязанностях верующих по отношению к священнослужителям. Верующие должны принимать их, как посланников Божиих: (ибо) уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его; потому что он вестник Господа Саваофа ( Малах. 2 – 7 ). – (Итак) каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1 Коринф. 4 – 1). внимать и следовать их наставлениям: если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его ( 2Сол. 2 – 14 ). – Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дат отчет, чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно ( Евр. 13 – 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Также у Исаии мы читаем по еврейскому тексту: «Бремя Думы. Кричат мне из Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?» ( Ис. 21, 11 ). И Иеремия согласно с этим пророчеством говорит: «еда есть к тому мудрость в Фемине» ( Иер. 49, 7 )? и прочее до конца этого пророчества, где говорится: «и будет сердце сильных идумейских в той день, яко сердце жены родящия» ( Иер. 49, 22 ). За исключением измененного порядка и других кажущихся разностей, значительная часть [пророчества] Авдия заключается в книге Иеремии. Таковы горы Сеир, к которым обращает лицо пророк Иезекииль и о которых говорится: «поставлю гору Сеир пусту и опустевшу» ( Иез. 35, 7 ), и немного далее «пуста будеши, горо Сеир, и вся Идумея» ( Иез. 35, 15 ). Долго было бы пересматривать все Писания и приводить из них места, относящиеся к горам Сеир, а в особенности из Малахии, у которого непосредственно в начале книги написано: «не братом ли был Исав Иакову? – говорит Господь. – Однако Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел, и предал горы его опустошению и наследия его драконам пустыни. Если же Идумея скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то так говорит Господь воинств: они построят, а Я разрушу, и прозовут их пределами нечестия и народом, на который Господь прогневался навсегда» ( Малах. 1, 2–4 ). Так как нам уже известно, что земля идумейская противоположна земле обетованной, и так как мы читали, что Исав был врагом Иакова и народом, на который Господь прогневался навсегда, то мы должны соответственно законам иносказательного изъяснения знать, что речь направлена или против иудеев (которые служат врагами христиан и преследуют брата своего, Иакова, – этот народ запинателей, предвосхитивший у них первородство), или, может быть, против всех ересей и учений, противных истине, которые. хотя и кажутся близкими нам, однако более враждебны нам и стараются изгнать из отеческого наследия простых обитателей дома Иаковлева. Но Идумея, далее, значит также «земная» и, по причине красного цвета, может быть понимаема, как «кровавая».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

9:4). Что делаешь ты, Даниил? Ходатайствуя за людей, согрешивших и оскорбивших (Бога), упоминаешь о тех, которые хранят Его законы? Ужели заслуживает прощения преступающие заповеди Его? Не ради этих говорю это, отвечает пророк, но ради древних праотцев, ради Авраама, ради Исаака, ради Иакова. Им, говорит, Бог обещал (милость Свою), им, которые сохранили заповеди Его. Так как эти (потомки) не имеют никакого права на спасение, поэтому я и упомянул о предках. И дабы ты не подумал, что пророк это говорит об этих (потомках), он, после слов: « хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои », тотчас присовокупил: « согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; и не слушали рабов Твоих, пророков » (Дан. 9:5–6). Грешникам, после грехов, остается одно оправдание, — исповедание своих грехов. А ты обрати здесь внимание и на добродетель праведника, и на нечестие иудеев. Тот, не зная за собой ничего худого, весьма строго осуждает себя, говоря: « согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво »; а эти, виновные в бесчисленных грехах, поступали напротив, говоря: « соблюдали постановления Его; и ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония » (Малах. 3:14–15). Ибо, как праведным обычно смиряться и после добрых дел, так злым — тщеславиться после грехов. Ничего не знавший за собой говорил: « действовали нечестиво, отступили от заповедей Твоих »; а те, у которых было на совести бесчисленное множество грехов, говорили: « соблюдали постановления Его »! Это говорю для того, чтобы мы этого (тщеславия) избегали, а тому (смиренно) подражали. 6. Обличив беззаконие иудеев, пророк говорит затем и о наказании, которое они потерпели, стараясь и этим преклонить Бога на милость: « и за то излились на нас », говорит, « проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея » (Дан. 9:11). Какая эта клятва? Хотите, прочтем ее? « Если же не будешь стараться исполнять все заповеди, говорит Моисей, Господа Бога твоего, пошлет на тебя Господь народ издалека, народ наглый, которого языка ты не разумеешь, и останется вас немного » (Втор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Какая нелепость! Какое нечестивое рассуждение! Они готовы унизить достоинство божества; а с другой стороны они не хотят и тела Господня признать телом истинным. Подводя разные места из Священного Писания, они воображают, что оно превратилось в божество и заключают отсюда, что естество (во Иисусе Христе) одно; между тем, какое это естество (божеское или человеческое), не находятся сказать]  , чтобы по необходимости вслед за Аполлинарием не приписать потом страдания божеству и не отлучить себя от обетованных благ. Неужели же они не вострепещут и не вспомнят о вечном суде, услышав, что говорит Господь: « Я — Господь, Я не изменяюсь » ( Аз есмь, и не изменяюся ) (Малах. 3:6)? « Дух бодр, плоть же немощна… Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия… душа Моя скорбит смертельно… (Матф. 26:41, 39 и 38). Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня » (Лук. 24:39). Разве все это приложимо к божеству? Пусть послушают они, что говорит также Петр: « Христос пострадал за нас плотию » (1 Петр. 4:1), а не сказал: «Божеством». Или еще: « Ты — Христос, Сын Бога Живого » (Матф. 16:16); сказал: «живого», а не «умирающего». И много подобных мест представляет нам Священное Писание; но еретики всегда превратно перетолковывают его. [Оставляя их пустословие, возвратимся, возлюбленный, к предмету нашей речи. Итак благочестиво, и весьма благочестиво исповедывать, что смертью пострадавший за нас Христос — совершен по Божеству, совершен и по человечеству, что Он есть — один Сын Единородный, не разделяемый на двоицу сынов, но вместе с тем носящий в себе неслитными особые свойства двух нераздельных естеств, — не тот и этот, отнюдь нет, но один и тот же Господь Иисус Христос. Слово Божие, плотью облекшееся, притом плотью не бездушной, как говорил нечестивый Аполлинарий. Этого будем держаться. Напротив, будем убегать разделяющих (Его): хотя в Нем и двойственно естество, тем не менее единение, которое мы исповедуем в едином лице сыновства, в единстве ипостаси, нераздельно и нерасторжимо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

К обетам в тесном смысле слова можно отнести и добрые намерения, напр., принимаемые на исповеди. Исповедуясь, мы принимаем намерение и даем обещание исправиться. (Сюда можно отнести учреждения обществ трезвости). Протестанты возражают, что, если кто-либо захочет жить добродетельно, станет так жить и без обетов, а если кто-то не хочет, то и обещания не помогут. Но данное обещание всегда будет служить нам напоминанием о необходимости добродетельной жизни; кроме того, давши обещание, мы будем остерегаться, как бы не приложить греха ко греху; след., мы будем вдвойне бодрствовать. В Свящ. Писании есть прямое и ясное учение об обетах. Здесь находим и указание на факты обета и объяснение достойного отношения к ним. Известны обеты патр. Иакова ( Быт. 38:20 ), Иеффая ( Суд. 11:30–31 ), Анны, матери Самуила ( 1Цар. 1:11 ), Давида ( Пс. 65:13 , и д.), Иоанна Предтечи ( Лук. 1:15 ), ап. Павла ( Деян. 18:18; 21:23 и д.). Предписывается искреннее и благоговейное настроение души при произнесении и исполнении обета: Делайте и воздавайте обеты Господу Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут обеты Страшному ( Пс. 75:12 ). Проклят лживый, у которого в стаде неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное ( Малах. 1:14 ). Настоятельно также напоминается о необходимости неотложного исполнения обета: Когда даешь обет, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить ( Еккл. 5:3–4 ). Есть и предостережение от легкомысленного обета, т.е. от обещания что-либо исполнить, что неудобоисполнимо или даже нравственно недостойно: Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать ( Притч. 20:25 ). В нашей православной церкви существует еще обет монашества и соединенного с ним подвижничества. В настоящем месте ограничимся замечаниями о различных видах подвижничества: пустынножительство (св. Антоний вел., Павел Фивейский, Онуфрий Вел., Мария Египетская и др.), затворничество (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Под оживлением или воскресением здесь разумеется не всеобщее воскресение в последний день мира, а славное избавление Богом гонимой Сириянами церкви скорбящей, расстроенной, восстановление ее в счастливое, цветущее состояние. Такое разумение подтверждается: а) контекстом, в котором говорится о бедствиях церкви и избавлении ее от них; б) разумеется здесь воскресение благочестивых такое, в котором не будут иметь участия враги народа Божия, как видно из ст. 14-го, чего нельзя относить к воскресению в последнее время. В этом стихе Пророк говорит, что мертвые не оживут, т. е. состояние врагов не восстановится, и они уже не восстанут на угнетение церкви Божией. Этому состоянию обессиленных, как бы мертвых врагов церкви здесь противополагаются мертвецы Божии, которые воскреснут; в) и в других местах Св. Писания, например у Пророка Иезекииля в 37, 1 и сл. под образом воскресения сухих. костей изображается освобождение народа Иудейского из плена Вавилонского, и восстановление Иудейского царства, – изображается такими чертами, что как будто описывается последнее, всеобщее воскресение мертвых. Пророки часто так делают, что когда описывают прообразы, то заимствуют многие черты или цветы с предметов прообразуемых для того, чтобы читатели в прообразах яснее усматривали предметы прообразуемые и скорее убеждались. Например, когда предсказывают о суде Божием на нечестивых, то представляют его в таких величественных чертах, что как будто описывают всеобщий, страшный суд Божий в последний день мира ( Пс.49:1–4 ; Малах. 4:1 ). Говоря о счастливом состоянии христианской церкви, Пророки представляют его в такой красоте и великолепии, что как будто изображают состояние небесной славы церкви ( Ис.60:1 др. Иез.47:1 сл.). Подобно говорят и о таинственном воскресении мертвых. Ст. 20. Пойди, народ мой, войди в покои твои, и запри за собой двери твои, укройся на мгновение доколе не пройдет гнев. Ст. 21. Ибо вот, Господ выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную его кров, и уже не скроет убитых своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

В древне-языческом мире было в большом ходу мнение о предсуществовании, а также переселении душ человеческих. В той или иной форме это мнение разделяли Пифагор, Платон, Филон Александрийский и другие. Это же учение было воспринято и воспроизведено уже на христианской почве Оригеном . В середине VI века на 5-м Вселенском Соборе учение это было осуждено как нелепое и вздорное. Теорию предсуществования души можно принимать разве только в том случае, если понимать под этим Божие предвидение и предопределение, а не бытие ее. От вечности Бог предвидел, предопределил и предуготовил меня. Без этого Божеского внимания ко мне я не мог бы ни произойти, ни существовать. Эту мысль выражают те места Священного Писания, в которых говорится о существовании человека задолго до его появления на свет. К примеру, Иеремия был избран и освящен на пророческое служение прежде, нежели образовался во чреве матери (Иерем. 1:4–5), так же и о святом Иоанне Предтече и его служении говорилось задолго до его рождения ( Малах. 3:1 ). Только в таком смысле душа может предсуществовать и быть даже совечной Богу. Ближе к истине находятся две другие теории: теория непосредственного творения Богом душ (креационизм) и теория рождений душ от родителей (генерационизм). Эти две теории имеют свои как преимущества так и недостатки. Согласно первой теории каждая душа человеческая в момент зачатия творится Богом из ничего. 883 В пользу этого мнения имеются некоторые свидетельства Священного Писания, но они не настолько ясны и определенны, чтобы их можно было понимать не иначе как в смысле безусловного и непосредственного творения Богом душ, при всяком исключении здесь участия родителей. Так, например, в книге Екклесиаст говорится: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» ( Еккл. 12:7 ). Из этих слов можно понять, что каждый человек душу свою получает от Бога, но данные слова нельзя однозначно истолковать в смысле творения человеческой души из ничего. Можно понять их в более широком смысле, а именно, что Бог есть податель души каждого человека по тому самому, что в начале через творческое дуновение Он даровал ее первому человеку, а через него и всем людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Мф. 16:28); в легенде можно видеть реминисценцию ветхозаветного мотива проклятия Каину, которого Господь обрекает на скитания, ио запрещает лишать его жизни (Быт. 4:10–15). В ней отразились и некоторые аспекты отношения средневековых христиан к евреям: в них видели людей, не имевших родины и обреченных на скитания, но «чудом» сохранявших этническую и религиозную самобытность, а также живую реликвию «священной истории» Ветхого и Нового Заветов, убийц Христа и осквернителей «Завета с Богом», но в эсхатологическом будущем — примиряющихся с Богом через обращение к Христу наследников древнего обетования (так понимали во взаимосвязи Захар. 12:10, Ос. 1:7, Малах. 4:5, Мф. 17:10 и Рим. 11). Все эти моменты присутствуют в легенде об Α.: это враг Христа, но в то же время свидетель о Христе, грешник, пораженный таинственным проклятием и пугающий одним своим видом как привидение и дурное знамение (срв. более позднее предание о Летучем голландце), но через само проклятие соотнесенный с Христом, с Которым непременно должен встретиться еще в «этом мире», а в покаянии и обращении способный превратиться в доброе знамение для всего мира. Структурный принцип легенды — двойной парадокс, когда темное и светлое дважды меняются местами: бессмертие, желанная цель человеческих усилий (срв. этот мотив в эпосе о Гильгамеше) в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие — милостью (шансом искупления). В фольклорной традиции А. оказывался в отношениях взаимозаменяемости с другими фигурами скитальцев (Дикий охотник и др.) и вообще существами, с которыми возможна неожиданная и странная встреча (напр., Рюбецаль, горный дух средневековых легенд); как и они, он необходимо выступает (по самой структуре мотива) то жутким и опасным, то готовым на помощь и добрым. Легенда о «Вечном жиде» становится достоянием литературы с XIII в. По рассказу английского монаха Роджера Уэндоверского, вошедшему в «Большую хронику» (ок. 1250) Матвея Парижского, архиепископ, прибывший в Англию из Великой Армении, уверял, что лично знаком с живым современником и оскорбителем Христа по имени Картафил («сторож претория»?); он покаялся, крестился, принял имя Иосиф и ведет жизнь аскета и молчальника, отвечая только на благочестивые вопросы паломников; при встрече с Христом ему было 30 лет, и теперь он после каждой новой сотни лет возвращается к 30–летнему возрасту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Образы таких наказаний находятся также и в Священном Писании. Так, во Второзаконии ( Втор. 28 гл) слово Божие угрожает грешникам, что они будут наказываемы лихорадками, ознобом, желтухой, и будут мучиться судорогами глаз, сумасшествием, параличем, слепотою, слабостью почек. Если, таким образом, кто-нибудь на досуге соберет из всего Писания все указания на болезни, какие упоминаются при угрозах грешникам с названиями телесных болезней, то найдет, что этими болезнями обозначаются образно или пороки или наказания душ. Но что Бог поступает с (людьми), падшими и предавшимися грехам, так же, как врачи, дающие больным лекарства для того, чтобы лечением восстановить их здоровье. Доказательством этого служит еще повеление пророку Иеремии, предложить всем народам чашу ярости Божией, чтобы они выпили, обезумели и извергли ( Иер. 25:15–16 ). Здесь же есть угроза, что если кто не захочет пить, то и не очистится. Отсюда, конечно, можно понять, что ярость наказания Божия служит средством для очищения душ. Наказание посредством огня тоже нужно понимать в смысле врачебного средства; об этом учит Исайя, который так говорит об Израиле: «Отмыет Господь скверну дщерей сионских и кровь иерусалимску очистит от среды их духом суда и духом огня» ( Ис 4:4 ). О халдеях же он говорит так: «Имаши углие огненное: сяди на них, сии будут тебе помощь» ( Ис 47. 14–15 ). И в другом месте говорит: «Освятит Господь в пылающем огне». Пророк же Малахия говорит: «Сядет (Господь), разваряя и очищая, и очистит сыны Иуды (Левиины)» ( Малах. 3:3 ). 7 . В Евангелии сказано о недобрых распорядителях, что они должны быть рассечены, и часть их (будет) положена с неверными ( Лк. 12:14 ), – (т. е.) та часть, которая как бы уже не есть их собственная, должна быть, послана в другое место. Это (изречение), без сомнения, указывает особый род наказания тех, у которых, как мне кажется, согласно этому указанию, дух должен быть отделен от души. Если этот дух должно мыслить божественным по природе, т. е. Духом Святым, то это изречение мы будем понимать в отношении к дару Святого Духа, а именно: если кому-нибудь или чрез крещение или по благодати Духа дано слово премудрости, или слово знания, или (слово) какого-нибудь другого дара, и (этот дар) не был употреблен надлежащим образом, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nacha...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010