Поучение 31. О кознях лукавых бесов, и о предлежащем воздаянии, тщательно совершающим свое служение. Отцы мои, братия и чада! Долг настоятельства понуждает меня каждодневно возвещать вам путь Божий: ибо иерей и учитель, по Писанию, «есть ангел Бога Вседержителя, и закона от уст его взыщет Бог к подчиненным ему» ( Малах. 2, 7 ). А я окаянный, ленюсь и не смею говорит. Ибо имею оскверненное сердце и нечистые уста, тогда как живу между людьми святыми, и даже более, я над ними настоятель. Однако любовь Божия увлекает меня, и я то поучаю вас, то утверждаю в том, в чем сам был искушаем, то братски беседую с вами, то учу, как сынов; а еще исповедую, что я и чадо ваше непотребнейшее. Итак, в чем, братия мои честнейшие, исправим путь свой? Когда сохраним словеса Господни и судьбы правды Его. Великая и непрестанная брань у нас с миродержителями тьмы века сего, и сильно озлобление их против нас, как пишет Лествичник (Степ. 4, отд. 35. Степ. 26, отд. 126). Ибо они смущают нас, возмущают, возбуждают в нас похотение, производят сладострастные движения 32 , и возжигают огнь похотей (по преимуществу в юных) и пожигают их; злоба их разнообразна, яства и пития их смертоносны. Если и одним чем-либо смиренный человек будет уловлен, от невнимания своего, или завистию равною убийству, или славолюбием, или тайноядием, или греховными мыслями, и согласием с помыслами, – ибо и от этого одного может сойти душа в ад; – или если иным чем-либо из внушений диавола будет кто уловлен: то он отчуждается Бога и царства небесного, лишается вечной жизни, теряет бесконечное веселие, напротив наследует огнь неугаснмый, червей неусыпающих, темный тартар и место с бесами. Но да не постигнет вас, братия мои, что-либо такое. Будем убегать сетей диавола, будем мужественно подвизаться против него, потерпим огнь похоти, и он без сомнения угаснет. Ибо всесильная помощь Божия не оставит нас опаляться долгое время, но скоро внидем в прохладу и росу чистоты, воспевая Бога со святыми отроками. Если и зависть будет на нас ратовать, вооружимся и против нее; после недолгого искушения она пройдет; побудет, может быть, один час, или три, а может случиться и дня два; на ложе же нашем пусть истребится: ибо все, о чем помышляли в сердцах наших весь день, то да поучаемся на ложах наших истреблять.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Действительность будущего всемирного суда предвозвещалась еще в ветхозаветном откровении. Общие указания на различие судьбы праведников и грешников за пределами настоящей жизни находятся и в древнейших книгах ветхого завета, но указания на всеобщий суд содержатся в книгах позднейших. Так, пророки часто возвещали народу еврейскому и соседним языческим народам суд Божий, описывая этот суд в страшных, величественных чертах, и если в этих описаниях иные черты относятся к временным бедствиям, долженствующим постигнуть противников Иеговы, то другие несомненно относятся к временам Мессии (напр., Ис. 66, 15 ; Иоил. 3 гл.; Малах. 3, 17–4, 3 ), и не к духовному лишь суду, который принес и возвестил миру Господь при первом Своем пришествии ( Иоил. 3, 19–21 ), но и к последнему суду. В книгах неканонических содержится уже определенное указание на будущий суд, который произведет Господь над праведными и нечестивыми ( Прем. 3, 7–8; 5, 17–24 ; 2Мак. 7, 36 ). Наиболее же прямое изображение всемирного суда дается в видении пр. Даниила: зрях, говорит пророк, что престоли поставишася, и Ветхий деньми седе... Престол Его – пламень огненный, колеса Его – пылающий огонь. Река огненная течаше исходящи (выходила и проходила) пред Ним; тысяща тысяч служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему; судище (судьи) седе, и книги отверзошася... И се на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше, и даже до Ветхого деньми дойде, и пред Него приведеся. И Тому дадеся власть, и честь и царство, и вси людие, племена и языцы Тому поработают (служили Ему); власть Его – власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не рассыплется ( Дан. 7, 9–14 ). В описанном видении пророк говорит о суде над противным Всевышнему царством (18. 22. 26–27 ст.), – суде, который окончится установлением на земле вечного царства Сына человеческого. Указанные черты созерцаемого пророком суда могут быть приложимы только к последнему, страшному суду, а употребленные здесь пророком образы (престол, огненная река, тысячи тысяч служащих, книги) приближают пророчество и по его букве к новозаветному учению о суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

1Кор. 10, 18 ), и таким названием и противоположением олтаря или жертвенника новозаветного ветхозаветному, на котором действительно иудеи приносили свои жертвы и от которого потом вкушали, снова засвидетельствовал, что и на христианском жертвеннике приносится Богу истинная жертва, преподаваемая в снедь одним только верным. 3) Об этой новозаветной жертве предвозвещено было иудеям еще в ветхом завете чрез пророка Малахию. – Несть воля моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад имя мое прославися (прославится) во языцех, и на всяком месте фимиам приносится (будет приноситься) имени моему, и жертва чиста: зане велие имя мое (будет) во языцех, глаголет Господь Вседержитель ( Малах. 1, 10. 11 ). Здесь, очевидно, речь о жертве новой, чистой, Богоугодной, повсеместной. Какая же это жертва? Нельзя, без сомнения, разуметь под нею жертв иудейских, к которым ясно выражается здесь же неблаговоление Божие, и которые приносились только в определенном месте; ни тем более – жертв языческих, которые ни в каком смысле, по духу всего Писания, не могут быть названы чистыми и Богоугодными. Нельзя разуметь и жертвы духовной, о какой говорит Псалмопевец ( Пс. 60, 19 ): потому что такого рода жертву и прежде всегда приносили Богу люди добрые, благочестивые, – между тем в пророчестве предрекается о жертве новой, какой след., прежде не было, о жертве видимой или внешней, которая противополагается иудейским жертвам и имеет заменить их собою. Нельзя даже разуметь ту чистейшую Богоугодную жертву, которую принес на кресте Господь Спаситель за грехи всего мipa: потому что жертва сия принесена в одном месте, на Голгофе, – а Пророк предрекает о жертве чистой, которая будет приноситься на всяком месте. Остается, вслед за св. Отцами 1286 , разуметь под этою жертвою собственно святейшую Евхаристию, как жертву, поистине, новую ( 1Кор. 11, 25. 26 ), жертву чистую и Богоугодную, которая приносится на всяком месте. 4) Так всегда смотрела на таинство тела и крови Господней св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Explication de la messe. Paris. 1778, τ. VII, p. 4 et cet.). Цвинглий, проповедовавший свою новую реформу в Цюрихе в то время, когда Лютер обнародовал свою в Виттенберге, не признавал в евхаристии пресуществления тела и крови Христовой, и в составленной им в 1525 г. новой литургии упоминал о месте совершения евхаристии, как о простом столе. В этой литургии сказано, что по окончании проповеди распростирают чистую скатерть на столе, где ставят корзинку полную хлебов без закваски (опресноков), небольшие блюда и деревянные чашки, полные вина (Ibid. р. 28). В Англии при Генрихе III-м, при котором в 1531 г. были разорваны сношения с Римом, совершалась древняя литургия во всей полноте. Новая литургия введена была при Эдуарде I-м, спустя 18-ть лет после принятия лютеранства. В этой литургии, напечатанной в Лондоне в 1549 году, на английском языке, еще говорилось об алтаре. Но во второй литургия, напечатанной там же и на том же языке в 1552 г., уже не упоминается об алтаре, а заменяет его стол (ibid. р. 42). Наши мнимые старообрядцы имеют много сходного с протестантскими мнениями, когда рассуждают о довершении евхаристии на св. престоле, илв об антиминсе. 21 Пророк Малахид говорит: «Несть воля моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад имя мое прославися (прославится) во языцех, и на всяком месте фимиам приносится (будет приносится) имени моему и жертва чиста: зане велие имя мое (будет) во языцех, глаголет Господь Вседержитель» ( Малах. 1:10,11 ). Под жертвою чистою, которая будет приноситься на всяком месте, разумеется бескровная жертва тела и крови Господней в таинстве евхаристии. Здесь нельзя разуметь: а) иудейские жертвы; так как к ним тут же выражается нерасположение Божие, и они приносились в одном месте в Иерусалиме и не совершались язычниками; б) тем менее можно разуметь языческие жертвы, так как они не были чистыми, богоугодными; юже жрут языцы, бесем жрут, а не Богови (1 Κορ.,Χ, 20); в) нельзя разуметь и крестную смерть Господа, так как она одна была принесена на Голгофе, а пророк говорит о многих жертвах; г) наконец нельзя разуметь и жертвы духовной, которыми называются: вера, любовь, молитва , или подобные благочестивые расположения и дела; ибо у пророка говорится о жертвах, что они будут новые, а жертвы духовные не следует называть такими, ибо они и прежде были у людей благочестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Такое воздействие вполне вероятно, особенно, если предположить, что упомянутый гимн появился в период правления Соломона, когда египетское влияние в Израиле было весьма заметно. Однако очевидно и то, что никакая новая символика не могла бы появиться в гимнографической традиции (тем более литургической), если бы у авторов соответствующих гимнов не возникло бы потребности в передаче нового духовного опыта, связанного, судя по рассматриваемому нами псалму, со светом или сиянием. В дальнейшем, с развитием собственной традиции, потребность в заимствовании образов из египетской гимнографии отпадает, и псалмы, посвящённые дню Яхве, такие, как, напр., 93 (92), 96 (95), 97 (96), 99 (98), уже не несут на себе никаких следов египетского влияния. Свидетельством того, что псалом был связан с этим праздником, была, по-видимому, фраза «Яхве воцарился», непременно в нём появляющаяся, чаще в начале, как, напр., в Пс.93 (92), 97 (96) или 99 (98), но иногда и в середине, как в Пс.96 (95) (в Синодальном переводе «Господь царствует»; собств. евр. яхве малах). Для нас же особенно важным является тот факт, что во всех перечисленных выше псалмах упоминается либо свет, связанный с присутствием Божиим, подобный описанному в Пс.104 (103), иногда ассоциирующийся с Синайской теофанией и называемый «слава Яхве» ( Nc.96:6; XCVII, 6; XCIX, 7 ), либо престол Божий, очевидно, напоминающий тот, который видел в Храме Исайя Иерусалимский ( Nc.93:2; XCIX, 5 ; ср. Ис.6:1–4 ). Можно думать, что перед нами отражение некого очень важного опыта, бывшего достоянием не просто отдельных пророков или мистиков, но и всей яхвистской общины; по-видимому, тип видения, сохранившийся в позднейшей традиции под именем Престола славы, был известен уже во времена Соломона, а впоследствии он стал частью духовного опыта общины, которой открывалось присутствие Божие в Иерусалимском Храме во время богослужения, причём Бог открывался молящимся не просто как безличная сила, но именно как Личность, среди них пребывающая и благословляющая их священные жертвенные трапезы (а жертвоприношение, как уже говорилось выше, продолжало на всём протяжении яхвистской истории оставаться центром и смыслом всякого богослужения).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

В Евр. 2:16 придает особую изобразительность этому месту употребление глагола επιλαμβανειν, собственно означающего «схватывать». По изъяснению Златоуста, Апостол, употребив этот глагол, хотел отметить следующую глубокую мысль: человечество, падшее через грех , удалилось от Бога, уже первозданный Адам, согрешив, скрылся от Бога, услышав глас Божий в раю, Христос же Сам устремился на помощь падшим людям, как бы схватывая от Него ускользающего грешника, отсюда в тексте послания-σπερματος Αβρααμ επιλαμβανεται. В Евр. 2:1 художественная метафора μηποτε παρραρυωμεν, заимствованная из наблюдения, что люди часто минуют известные предметы, как моряки, плывущие без остановки мимо известных мест. В Евр. 6:7 обращает на себя внимание глубоко живописное сравнение нравственной деятельности человека с плодоношением и бесплодием земли, дающей при известных добрых свойствах, после падающих на нее дождей обильный урожай, а при дурных свойствах произрастающей только терние и волчцы. Особенно примечательны художественные образы-пьющая дождь, – рождающая растения, здесь земля представляется как самодеятельный организм. В Евр. 6:19 останавливает внимание уподобление христианской надежды безопасному и твердому якорю нашей души; этот якорь заброшен во святое за завесу и держит наш жизненный корабль. Как известно, якорь сделался эмблемой христианского упования в первенствующей церкви, о чем можно судить из данных эпиграфики христианских катакомб. В Евр. 8:13 интересно метафорическое выражение ανατεταλκεν, каковым обозначает Апостол происхождение Господа из колена Иудина. Глагол ανατελλειν имеет в словоупотреблении греческих писателей двоякий смысл: во-первых, он обозначает восход светила, во-вторых, им определяется произрастание трав и деревьев. Итак, буквальный перевод этого места послания должен быть таков: из колена Иудина взошел Господь (разумей – как звезда) или: из колена Иудина прозяб Господь (разумей – как растение). Тонкость этого речения станет понятной, если припомним, что в пророчествах Мессия изображался как Звезда от Иакова ( Числ. 24:17 ) или как Солнце правды ( Малах.4: 2 ), то как Ветвь (Отрасль) от корня Иесеева (Исаии 11:1; Захарии 3:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

•  Погиб свт. Макарий, согласно летописи, в с. Стригалове, которое находилось на р. Вжище, близ г. Мозыря (ныне Гомельская обл. в Белоруссии, Гомельская епархия Белорусской Православной Церкви).  •  В настоящее время мощи священномученика покоятся в Киеве, во Владимирском кафедральном соборе. Преподобный Иаков Галичский (XV-XVI вв.) Память его празднуется 4 апр, 30 мая и 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Галичский подвизался в Староторжском монастыре города Галича Костромской земли близ урочища Столбище, или Старое городище. Предполагают, что Староторжский монастырь был основан прп. Иаковом Железноборовским (память его 11 апр.). Прп. Иаков скончался схимником и был погребен под алтарем монастырской церкви в честь свв. Бориса и Глеба. Образ его писался подобно образу Зосимы Соловецкого (память его 17 апр.). Сведений о св. подвижнике крайне мало, разные источники указывают на дни памяти без указания на связь с событием в жизни святого или Церкви.   Преподобные Онуфрий и Авксентий Мальские, Псковские (XV-XVI вв.) Память их празднуется 12 июня в день преставления прп. Онуфрия и в 1-ю Неделю после Петрова поста Прп. Онуфрий был учеником прп. Елеазара Псковского. Уединившись на Сенной остров, находящийся на  Малъском озере, он основал там монастырь. После кончины преподобного его заместил его ученик и сподвижник — прп. Авксентий, Мальский монастырь давно упразднен. Упразднены и его две церкви, в одной из которых покоятся под спудом мощи обоих преподобных. Бывшая Мальская обитель находится недалеко от Псково-Печерского монастыря, и среди местного населения хранится предание, что наступит время, когда Псково-Печерская икона Божией Матери будет в нее перенесена. •  Преподобных называют Малъскими, Псковскими, Изборскими. Обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы была основана в 4 верстах от Изборска, в Малах. Первое воскресенье после Петрова поста в земле Псковской называют «Малъским воскресеньем». Преподобный Христофор Сольвычегодский, или Коряжемский (XVI в.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Несомненно, что глас из облака дает ответ на предложение Петра сделать три кущи: Иисусу, Моисею и Илии (ст. 5), иными словами, сочетать со Христом ветхозаветный закон в лице Моисея и ветхозаветных пророков в лице Илии, и удержать Преображение. Может быть, и Петр, как и многие древние толкователи, усмотрел в Преображении обещанное Иисусом явление Царства Божия в силе (ср. 9:1). Мы уже видели, ст. 6 естественно понимать как выражение мнения Петра. Когда Марк слушал его проповедь, для Петра уже не было сомнения в том, что его предложение было неразумно. Глас из облака призывает слушать Сына. В этом пелагиане были правы. Но слушать Сына не как нового законодателя. В контексте Евангелия повеление Отца естественно понимать как напоминание ученикам последнего откровения Сына: учения о страдающем Мессии и вытекающем отсюда последовании за Ним в смерть и славу (ср. 8:31–9:1). Иными словами, в ответ на предложение Петра глас из облака свидетельствует, что Преображение еще не есть наступление Царства, что в настоящем перед учениками – скорбный путь страдания по стопам страдающего Господа. Это понимание получает фактическое подтверждение: явление прекращается, с учениками остается один Иисус (ст. 8). Но это, по существу, отрицательное понимание Преображения допускает положительное восполнение. Прежде всего, явление Преображения есть явление Иисуса как Мессии. Это доказывается присутствием представителей Ветхого Завета, в частности, Илии. После Преображения слова Иисуса о предстоящем Воскресении Его из мертвых вызывают недоуменный вопрос учеников: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» Не означает ли этот вопрос, что, по их мнению, для явления Илии уже не остается времени? Но сама мысль об Илии как Предтече, на основании пророчества Малах. Мк.4:5 , могла у них возникнуть после того, как они увидели Илию с Моисеем в славе Преображения (ст. 4–5). На их вопрос Господь отвечает, что Илия уже пришел и сказанное в Писании непреложно исполняется (ст. 12–13). Мф. в параллельном месте содержит редакционное замечание, что пророчество об Илии, как и поняли ученики, исполнилось в лице Иоанна Крестителя ( Мк.17:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Выслушав эти слова мои, один из знаменитых беспоповских начетчиков сказал: «А как он (Илия) придет к нам? Он еврей, не крещенный; нам не только принять его, но и молиться с ним сумнительно будет!» Я спросил этого совопросника: «Вы теперь молитесь Илии пророку, или не молитесь?» Он отвечал: «Как же не молиться ему? Он святой!» Вот видите, – сказал я, – по-вашему выходит, что молиться Илии можно, а с Илией молиться не можно. Что же больше, с ним молиться, или ему молиться, да и достойны ли мы, чтобы разделять его молитву? Он продолжал говорить: «Илия евреин, не крещен; если придет, его надобно крестить». Я отвечал: Илия Богом послан будет. Как о предтече Иоанне говорит Евангелист: «бысть человек послан от Бога» (Евангелие от Иоан., зач. 1); так и об Илии глаголет Писание от лица Божия: «и се Аз послю вам Илию Фезвитянина прежде пришествия дня Господня великаго и просвещеннаго» (Малах. гл. 4). Посланник Божий, посылаемый на великое дело, снабжается свыше всеми духовными дарованиями, потребными для служения, на неже посылается. Ты же кто еси, противустоя Богови, и посланника Божия почитаяй требующим твоего крещения! 18 Измышляя новые мнимые препятствия, по которым будто бы нельзя допустить чувственного пред кончиной мира пришествия пророков, мои совопросники сделали и следующее возражение: «Если пророки Илия и Енох приидут своелично, и будут проповедовать три лета с половиной, потом приидет антихрист и будет царствовать тоже три с половиною лета, то будет можно высчитать, когда именно наступит день второго Христова пришествия. Но в Писании сказано: о дни том и часе никтоже весть. Теперь что же из двух должно принять: то ли, что Илия и антихрист чувственно придут, и таким образом день второго Господня пришествия будет известен, или что о дни том никто не будет ведать, а потому и чувственного пришествия пророков и антихриста не последует?» Так как у беспоповцев это возражение считается сильным оружием против учения о чувственном пришествии пророков и антихриста, то я вошел в подробное его рассмотрение. Вот что именно сказано было мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Арсения, который говорил: встаньте, по морю плывет змий. Пробудившиеся увидали немецкое судно, шедшее на них и вовремя принявшись за весла успели скрыться от опасности. 406 Преставление преп. Онуфрия мальского Пр. Онуфрий основал обитель в честь рожд. Богородицы на Малах, в 4 верстах от Изборска и в 56 от Пскова и скончался 12 июня 1592 г. По ркп. святцам он новый чудотворец; мощи его почивают под спудом в рождественской церкви, в которой придел посвящен его имени. Обитель его упразднена в 1764 г. 407 Память о пр. Онуфрии и Авксентии вологодских По ркп. описанию святых вологодских, «преп. отцы Онуфрий и Авксентий, иже в Перцовой пустыни, Быша в л. 7007 (1499)». Перцова пустынь, с 1764 г. закрытая, находилась на полпути от Грязовца к Арсениевой пустыни в 35 верстах от Вологды. – В 1499 г. блаженные пустынники в первый раз поселились в здешнем, тогда крайне безмолвном, лесном месте. С терпением нужд всякого рода совершали они подвиги иночества. – Мощи их покоятся под спудом в храме св. Троицы, ныне приходском. 408 Преставление преп. Стефана озерского Отец блаж. Стефана служил при дворе князей Бородатых – отрасли князей ярославских; в доме благочестивого родителя сын получил приличное воспитание. 409 Начало иночеству полагал он в глушицкой обители, где провел несколько лет. Потом странствовал по северным пустыням, жил несколько времени в Тихвине, и увлекаемый любовию к безмолвию, возвратился в родные вологодские пределы: на восточном берегу комельского озера, при истоке р. Комелы. в 35 вер. к югу от Вологды, поставил себе келью и потом часовню, а в ней иконы Божией Матери и св. Николая и стал подвизаться, незнаемый людьми и знаемый единым Богом. – Много вытерпел он нужд и огорчений в своей пустыне: грубый рыболов, опасаясь, что преподобный овладеет ловлею рыбы в озере, то осыпал его жестокою бранью, то возмущал неприличными песнями. – Запас хлеба принесен был Стефаном не большой – и ему грозил совершенный недостаток пищи. – Спустя более двух лет нечаянно нашли его два зверолова и разделили с ним дорожный запас свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010