Панегиристы долгое время выражали мысль, что и лицом Константин походил на Аполлона (Nasarii Panegyr. VI, 17, 21). Во время принесения им жертв Аполлону в стране франков ему говорили, что в этом боге он узнал самого себя. Евмений сравнивает его с Геркулесом. Поэтому, когда Константин был язычником, он изображал себя на монетах в образе Геркулеса (Hercules conservator). На одной из золотых монет этого периода он изображен с головой, окруженной венцом, этим отблеском бога–Солнца. Если на некоторых монетах Константина существует надпись «claritas reipublicae» («лучезарность (блеск, слава) государства» (лат.). – Ред.), то и здесь, вероятно, имеется в виду он сам в качестве носителя света. Несомненно также, что под громким титулом, встречаемым на монетах: «soli iurikto aeterno augusto» («единственному iurikto (?), вечному, священному (августу)» (лат.). – Ред.), опять нужно искать указание на его собственную личность; ибо кто же может думать, что здесь с именем Августа, т. е. императора, сознается в самом деле Солнце или Митра? Имя Августа никогда не прилагается к божествам. После построения Константинополя мы видим Константина занятым очень удивительным делом: он приказал из Гелиополя перевезти в столицу медную статую бога–Солнца – Аполлона – и поставить ее в качестве своей собственной статуи, причем он велел несколько изменить голову статуи, оставив, впрочем, световой венец около головы (Lasaulx. Op. cit. S. 48). Вследствие такого двоякого значения эта статуя стала известна у византийских писателей то под именем статуи Солнца, то статуи Константина. Позднее эта статуя получила надпись, в которой Константин прославляется как «отблеск нового света правды» (Малах. 4, 2). Эта статуя уясняет для нас, как нужно смотреть на монеты Константина с изображением Солнца: под этим символом он имел в виду себя, а не богаСолнце. При этом нужно заметить, что все подобного рода монеты имели также и христианские знаки. На них находится монограмма Христа в различных видах, и эти монеты относятся к периоду жизни Константина от 313 до 324 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Увещание Сие прочитывая, внимай, о пресвитере! Украсил тебя Господь благодатью священства, то соответствовать потщися самим делом. Называешися ангел Господа Вседержителя, то непременно обязан еси возвещати людям волю и закон Господа Вседержителя. Ангел бо значит вестника, и точно для того именуется иерей ангелом, чтоб устне его, аки источник полны были разума, и взыскали бы люди закон Божий от уст его. Малах.2:7 . Пастырем именуешися, то паси же стадо тебе порученное, защищай расхищаемое, врачуй болезнующее, обращая заблуждающее. Пасти же инако не можешь, только учением, по оному. Иерем.4:15: и дам вам пастырей по сердцу моему, и упасует вас разумом и учением. Подобне, ниже защищать, ниже врачевать инако можешь, только словом Божиим, которое есть нам всеоружие. 2Кор.10:4 . Ефес.6:17 . Евреем4:12. Притч.30:5 . Сила Божия есть верующим. Римл.1:16 . Мудрость Божия, умудряющая во спасение, 2Тим.4:15 . Лекарство болящим, заблуждающим стезя, Псал.118:35 . Ты надзиратель прихожан, тебе порученных. Деян.20:28 . Поставлен еси страж людям. Иезек.33:7. Смотри же на все стороны неуспно, и возвещай грешником,откуда идет на них меч ярости Господней. Отцом тебе вси обыкновенно зовут: буди же, и в самой вещи Отцом прихожан твоим, раждая их Богу благовествованием и тайнодействием, 1Кор.4:15 . Имей и матернюю к ним утробу, болезнуя с Павлом, Дóндеже вообразится в них Христос. Галатом.4:19. Раб еси Царя, посланный звати на брак сына его. Мф.22:3 . На вечерю велию. Лк.14:17 . И не только раб, но и друг женихов. Ин.3:29 . И уневеститель, 2Кор.11:2 . Зови же не ходи нем, многожды исходя, проси, моли убеди внити, да наполнится дом званых, обручи приход твой единому мужу деву чисту представити Христу. 12 Памятовали твердо о сем долге пастыри первых христианских веков. И что за неисполнение оного следует, напоминали: и потому ово правилами на соборах вселенских и поместных сей долг подтверждали 7 , ово же в писаниях своих и поучениях всеприлежно всякому, бремя сие на себе взимаюшему, внушати ни преминули 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

( Исх. 5:2 .). Знали это имя жители Хананеи и говорили его, отличая им Бога Израильского от своих богов. Рахав, содержательница гостиницы в Иерихоне, говорила соглядатаям еврейским: «мы слышали, как Иегова иссушил для вас воду Чермнаго моря, когда вы шли из Египта, и как поступили с двумя царями амморейскими за Иорданом. Иегова, Бог ваш, есть Бог небес вверху, и на земле внизу». (Иис. Н. 2:10. 11.). Идумеяне, Моавитяне. Агаряне, Амелекитяне, Филистимляне, Финикияне знали Бога израильского в тех событиях, в каких Он открылся еврейскому народу и знали Бога его под тем именем, каким Евреи Его называли. Откровение Божие народу еврейскому было и для того, чтобы постепенно вести к свету Истины отпавшие от Нея народы: «да знают, что Ты, которому имя Иегова, высок над всею землею ( Псал. 83:19. 95:3. 96:3.4 .). Как имя Твое, Боже, так и хвала твоя на концах земли (48:11.). В книге Малахии, коим заканчивается ряд ветхозаветных пророков, Бог говорит: «от востоке солнца и до запад имя мое прославится во языцех ( Малах. 1:11 .). В самом деле, в то самое время, когда уже совершалось в народе еврейском окончательное высшее откровение, предназначенное от веков ( Иоан. 17:1–4 . Ефес. 3:3–12 .), когда Еврей в своей беседе о Боге боялся произнести великое имя Его, народы, жившие вне откровения, Еллины и Римляне, знали великое имя Еврейского Бога, читали его в книгах некоторых писателей, произносили его, хотя и не удержали понятия о истинном смысле этого имени, употребляли его неверно, и даже не умели правильно выговорить его. Верность произношения Великого имени христианами Дают вопрос: правильно ли произносим мы великое имя Бога, какое видим в еврейских буквах Библии? Четыре буквы этого имени с теми ли гласными подобает произносить, какие при них написаны? Вопрос этот возник в следствие того, что под этими же самыми буквами подписываются во многих местах Библии гласные, принадлежащие другому имени Бога, элёгим, так что в некоторых местах четырехбуквенное имя написано, в других 80 . При этом берется во внимание, что писатели языческих народов и христианские писатели первых времен Церкви, говоря об этом имени Бога, передают его неодинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Гуго Гроций полагал, что она составлена во время Зоровавеля, и даже по повелению его, не представляя на это других оснований, кроме указаний в 12, 11 на единого пастыря , под коим он разумел первого правителя иудеев во возвращении из плена вавилонского. 21 Генгстеньерг, Геферник, Кейль и другие, по некоторым местам (8, 3. 4. 10, 4. 8, 9. (, 16. 3, 16. 5, 7.4, 1–3. 7, 1. 10, 16–19. 20 и др.) книги заключая, что современное её происхождение положение народа еврейского было весьма печальное и тяжёлое, каким оно могло быть, по их мнению, во время персидского владычества, и, кроме того, находя некоторое сродство с книгою прор. Малахии (напр. 5, 5 слич. Малах. 2, 7; 7, 16 . слич. Мал. 3. 7; 5, 3 – 5 . слич. Мал. 1, 8. 14 и друг.), утверждали, что книга Екклезиаст написана в веке Ездры и Неемии, и написана с целью утешить и одобрить Израиля, угнетённого персидским владычеством, вдохнуть мужество к перенесению сурового настоящего и надежду на лучшее будущее. 22 Розенмиллер, Де-Ветте, Кнобель, Герцфельд, Мейр, Бунзен , особенно Евальд, Ельстерг и Вайгинг относили происхождение нашей книги к концу персидского владычества или началу македонского, на том основании, что бедственное положение еврейского народа, представляемое нашею книгой, более соответствует этому времени, чем первой половине персидского владычества ( Ездр. 9, 8.9 ), – что в книге Екклезиаст заметно уже зарождение еврейских сект, фарисейства (4, 17 – 5, 6), саддукеизма (7, 2 – 6) и ессеизма (9, 2), с направлением которых она борется, – что в книге Екклезиаст вместо духа пророческого, который давно исчез, выступает дух свободного исследования, сомнения и пытливости, дух школьного формализма, книжничества (слч. 12, 12) и проч. 23 Шенкель , находя в 10, 16 указание на последние годы Птоломея I Лаги (285–283), который за два года до своей смерти передал правление младшему сыну свою Птоломею Филадельфу, чьим нарушил право первородства и возбудил мщение в ближайшем наследнике престола Птоломее Кенаннессе, относит происхождение нашей книги к этому времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

23. Итак, братия, будем все, как один, от меньшего до большего, как богатый, так и бедный преуспевая в совершенном между собою согласии и смирении, чтоб и о нас можно было сказать: «иже многое, не преумножил есть, и иже малое, не умалил» (2Кор. 8:15). Не за­боться никто о своем успокоении, видя брата в скудости и тесноте, да не будет и ему сказано оное пророческое слово: «не Отец ли един всем вам? Не Бог ли един созда вас? Что яко остависте кийждо брата своего осквернити завет отец ваших? Оставлен бысть Иуда и мерзость бысть во Израили» (Малах.2:10.11). Почему сообразно с тем, что заповедал Господь и Спаси­тель наш Апостолам, говоря: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга, я коже возлюбих вы, да и вы любите себе; о семь разумеют вси, яко Мои ученицы есте» (Ин.13:34. 35),-мы должны любить себя взаимно, показывая, что мы действительно рабы Господа нашего Иисуса Христа, дети Пахомия и питомцы общежития. 24. Если смотритель дома сделает выговор кому либо из подчиненных ему братий, наставляя его в страхе Божием, и желая исправить его в прегрешениях его, а дру­гой станет говорить за него и защищать его, развращая сердце его; то поступающий так грешит на свою душу, ибо развращает того, кто мог бы исправиться; восстающего повергает опять долу, и стремящегося к лучшему прельщает пагубными внушеньями, заблуждаясь сам и вводя других в заблуждение. К таковым прилично приложить следующее слово: «горе напаяющему подруга своего развращением мутным и упоявающаго» (Аввак.2:15); и еще: «п р о к л я т п р ельщаяй слепого в пути» (Втор. 27:18); и еще: «иже аще соблазнит единого малых сих верующих в Мя, уне есть ему да обесится жернове осельский на выи его, и пото­нет в пучине морстей» (Мф.18:6). Потому что он, как сказали мы, поднимающегося опять низлагает, изъ­являющего покорность возгордевает, того, кто мог бы быть сладость любви, превращает в горечь вздорливости, послушного монастырским уставам развращает худыми со­ветами своими, и делает, что тот начинает питать негодование и неприязнь к тому, кто научал его разуму Божию, и между братьями сеет раздор и несогласие, не боясь ска­занного в Писании: «ты кто еси судяй чуждему ра­бу? Своему Господеви стоит или падает. Ста­нет же: силен бо есть Бог поставити его» (Рим. 14:4) Подумай, что говорит Апостол: «силене есть Бог поставити его». Не тот силен, кто мимоходит словеса Божии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

Псковской губернии: муж. монастыри – 1) николаевский с ватку или в валку в IIckobe, 2) великопустынский спасский , 3) верхнеостровский петропавловский, 4) гремяческий близ Пскова, 5) дворецкий холмский, 6) за великими воротами псковский алексеевский, 7) демянский рождественский, 8) завеличьский кожанов близ Пскова, 9) златоустовский псковский медведев, 10) климентовский близ Пскова, 11) княжицкий николаевский, 12) краснодворский пантелеимонов псковский, 13) кудин торопецкий, 14) на Малах рождественский изборский, 15), медовский, 16) молочков порховский, 17) немчинов успенский, 18) никитский псковский с поля, 19) пантелеимонов псковский в бору, 20) петропавловский псковский сироткин или серектин, 21) плесский николаевский, 22) порховский спасский, 23) путятинский псковский, 24) ирденская или рдейская пуст., 25) покровский псковский в углу, 26) ростков, 27) серебряницкий, 28) шкнятин или скнятин введенский. 29) с лугу стефановский, 30) устейский троицкий, 31) хвоинский новоржевский, 32) хлавицкий троицкий, 33) феофилова успенская пуст. 34) успенский кулебацкий, 35) образовский с поля, 36) кательников богословский, 37) заборовский николаевский, 38) с поля николаевский, 39) введенский за петровскими воротами, 40) введенский шолвицкий, 41) борисоглебский черехский, 42) азаревский, 43) святоотецкий, 44) успенский кебский, 45) флоролаврский, 46) николаевский опоческий, 47) николаевский каменоградский 48) спасский надолбин, 49) любятовский, 50) николаевский перынский, 51) якобштадтский эстляндской губ . Девичьи монастыри – 1) варварский с за петровских ворот, 2) воскресенский со стадища во Пскове, 3) домантовский с усохи близ Пскова, 5) екиманский полонищский близ Пскова, 6) завелический ильинский близ Пскова, 7) запсковский ильинский, 8) зачатиевский псковский, что в торгу, 9) изборгский рождественский, 10) медовский, 11) нововознесенский с полонища псковский, 12) опоцкий успенский, 13) с песков архангельский псковский, 14) порховский успенский, 15) с болота трехсвятительский близ Пскова, 16) с болота васильевский, 17) знаменский и 18) торопецкий предтечев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

(Осии 10, 12; Иерем. 4:3), совершают тяжкие грехи, посылается приплод или выводок саранчи, являющийся с утра, когда, по окончании ночного мрака, они начинают сознавать свои грехи, и так как они не покаялись, то посылается на них гусеница, которая называется царем Гогом, «Гог» же на нашем языке означает «кровь» (tectum), некоторого рода гордую и превозносящуюся силу. Когда он истребит на нашей земле сено и солому, то все святые среди народа будут молить о помиловании и скажут: «Господи Боже, будь милостив!» Ибо кто другой может восстановить Иакова? Кто из врачей может исцелить от кровотечения (αμοοσιν), кроме Тебя одного, чрез прикосновение к краю одежды которого тотчас возвращается здоровье (Лук. гл. 8)? Ибо Иаков мал или малочислен потому, что не осталось в нем никаких следов или малые [следы] добродетелей. Раскайся Господи в том, совершением чего Ты угрожал народу Своему. Раскаяние же Божие в Священных Писаниях мы должны понимать таким же образом, как сон и гнев, — не в том смысле, что Бог раскаивается или что изменяет решение тот, кто говорит чрез пророка: «Аз Бог, и не изменяюся» (Малах. 3:6) и которому мы говорим: «Ты тойжде еси, и лета Твои не оскудеют» (Псал. 101:28); но если мы снова обращаемся к добру, то Он раскаивается в Своем решении в том смысле, что не воздает обещанных наград праведному, если этот впадает в беззаконие, и не исполняет наказаний, которыми Он угрожал грешнику, если последний обратится в спасению. Кто хочет принести покаяние, тому говорится: «не даждь сна твоима очима, ниже да воздремлеши твоима веждома, да спасешися аки серна от тенет, и яко птица от сети» (Притч. 6:4—5). Кто сначала презирал заповеди Господни, а после того, находясь в бедственном положении, начал бодрствовать, тот пробуждает спящего для него Господа и говорит: «востани, вскую спиши, Господи» (Псал. 43:24)? Наоборот, кто собирает себе гнев на день гнева (Рим. гл. 2), тот испытывает на себе гнев Божий. Если же он покается, то гнев обратится в милость, так что, смотря по преобладанию в нас страстей или добродетелей, Господь изменится в ту и другую сторону, — в отношении наказаний и помилования.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С грозным обличением таких пороков пророки не боялись являться пред царями и вельможами ( Ис.22:15–25 ; Иер.22:1–3 и дал.), пред судьями и священниками ( Иер.22:1–6 ; Мих.3 ; Малах.1:6–2:9 и др.). Обличения всегда сопровождались объявлением грозного суда Божия, особенно чрез нашествие неприятелей и по преимуществу чрез плен ассирийско-вавилонский; сопровождались эти обличения также и увещаниями к исправлению с указанием того, в чем должна состоять истинно-благочестивая и богоугодная жизнь по закону. При таких угрозах и увещаниях пророки входили в рассмотрение и разъяснение исторических судеб еврейского народа в прошедшей, настоящей и особенно в будущей жизни этого народа; при этом исторические факты всегда служат у пророков разъяснением и оправданием путей промысла Божия, устрояющего спасение людей. Замечательно, что у многих пророков находятся речи, обращенные прямо к языческим народам и угрожающие им карательным судом Божиим (напр., Ис.13–23 ; Иер.46–51 ; Иез.25–29 и др.). Такое обращение к язычникам вызывалось враждебным отношением и особенно развращающим религиозным влиянием на евреев соседних языческих народов; посему и пророчества о них всегда грозные. Но кроме угроз пророки в силу высшей цели своего служения – приводить всех людей ко спасению, в царство Божие, призывают и язычников к покаянию и обещают им спасение в царстве Мессии. – Таким образом, предсказание будущего составляет существенную часть содержания пророческих книг, всегда в будущем пророки указывали побуждение и цель к исправлению и к подвигам святой жизни в настоящем; посему-то пророческие (в смысле предсказаний будущего) книги называются так не по количественному обилию в них предсказаний о будущем, а по существенному характеру этих писаний – рассматривать все в свете будущего. § 4. Главный предмет пророчеств о будущем Главным предметом в пророческих созерцаниях будущего является лицо Мессии и спасение людей, какое имеет быть Им совершено. «К сему-то спасению, – говорит ап. Петр, – относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Часть первая Отделение первое 1. О качествах ума и сердца, и добродетелях необходимых для духовника Качества ума и сердца и добродетели Особенные умственные и нравственные качества, которые требуются в священнике для плодотворного совершения Таинства покаяния и проистекают из его обязанностей быть при сем судиею, врачем и учителем, суть следующие а) знание, б) благоразумие, в) истинная ревность о спасении душ, г) святость жизни, д) пламенная молитва и е) богомыслие. а) Знание Священнику, как совершителю Таинства покаяния, необходимо знание, но не надмевающее и рождающее тщеславие, а знание спасительное, исполненное любви и смирения. «Устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его: яко ангел Господа Вседержителя есть» ( Малах.2:7 ). Для апостольского дела необходимо и апостольское знание; для служения евангельского необходимы евангельское знание и евангельский дух. Приобретению сего знания священник должен посвятить всю жизнь. Как может священник судить о мыслях, словах и делах кающегося, если он не имеет надлежащих сведений о законе Божием и правилах церкви? Как он может обличать заблуждения, разные виды и образы зла, если святое знание не просветило его умственных очей и не открыло ему смысла и силы Божественной истины? Не имеющий надлежащих познаний священник есть «слепой вождь слепого, которые оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ). Незнание бывает во всех делах источником заблуждения и погрешностей; но оно во всех отношениях гибельнее в деле пастырского служения. Несведущий пастырь впадает в непрестанные ошибки; он может отвергнуть кающегося, который требует истинно отеческого участия духовника, или признать надежным того, который закоренел в привычках ко греху; такой священник непрестанно нарушает правила церковные, ибо не знает их; совершает святые Таинства без разумения их силы и важности, без страха и благоговения, без достоинства, ибо они для него непонятны и мертвы. Без знания своих обязанностей он или не исполняет их, или если исполняет, то неудовлетворительно, ошибочно. Неведающий священник служит в бесчестие и поношение церкви, бывает предметом презрения умных людей. Кто отвергает знание, тот будет отвержен Богом. Над ним совершится приговор Божий: «Яко ты умение (знание- от авт.) отвергл еси, отвергу и аз тебе, еже не жречествовати мне» ( Ос.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Умозрительныя и деятельныя главы, выбранныя из семисот глав Греческаго Добротолюбия   1) Един есть Бог, — безначалный, непостижпмый, всю всецело имеющий силу быть (сый), всякую совершенно мысль исключающий о когда и как есть, как для всех недоступный и никакою тварью непознаваемый в естестве Своем ). 2) Все сущее называется домыслимым, познаваемым, — таким, — познанию о чем имеются доказательныя начала. Бог же именуется недомыслимым, но из домыслимаго, познаваемаго веруется, что Он есть 8]. 3) Познания сотворенных вещей имеют в доказательство свое, собственныя основания естественным путем получаемыя, которыми естественно и определяются. Бог же по основаниям в сих вещах находящимся, только веруется, что Он есть, давая благочестивым исповедание и веру в то, что Он есть, твердейшую всякаго доказательства. Вера есть истинное познание, имеющее недоказываемыя начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово 9], 4) Бог есть начало, средина и конец всего сущаго: начало, как Творец, средина, как Промыслитель, конец, как Завершитель, ибо, как говорит Писание,  из Того, и Тем и в Нем всяческая (Рим. 11, 36) 10]. 5) Нет души, боле досточестной, чем та, которая по естеству разумна. Бог, яко благий, создавая всякую душу по образу Своему, приводит ее в бытие самодвижною, — (свободною). — Потом каждая по произволению своему или честь избирает, или безчестие наживает, произвольно, делами своими 11]. 6) Бог, как написано, есть солнце правды (Малах. 4, 2), всех равно осиявающее лучами благости Своей. Душа же, по настроению своему, обыкновенно бывает или воском, как Боголюбивая, или грязью, как веществолюбивая. Как грязь по естеству своему солнцем изсушается, а воск естественно им умягчается: так и всякая душа веществолюбивая и миролюбивая, приемля от Бога внушения вразумительныя и по настроению своему отревая их, жестеет, как грязь, и сама себя подобно Фараону, ввергает в пагубу; всякая же Боголюбивая душа при этом умягчается, как воск и восприемля отпечатления образов Божественных вещей делается в духе жилищем Бога 12].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010