Макария. Позднее, в XVIII веке, два греческих ученых – Неофит Кавсокаливит и Дорофей Вулисмас – также считали, что «Духовные беседы» подвержены влиянию мессалианского учения 759 . В XX веке, особенно под воздействием нескольких небольших работ бенедиктинца Л. Виллекура, сравнившего отдельные места из «Духовных бесед» с извлечениями из мессалианского «Аскетикона» и установившего их близость (и даже тождество), подобные спорадические подозрения в «мессалианстве» преп. Макария переросли в устойчивую научную гипотезу 760 . Наиболее полно развил и обосновал ее Г. Дёррис, полагавший, что творения преп. Макария принадлежат мессалианину Симеону Месопотамскому 761 . После этой работы Г. Дёрриса, вышедшей в 1941 году, гипотеза о «мессалианском характере» творений преп. Макария и о Симеоне как подлинном авторе их стала на Западе почти уже доказанной теорией, возражать против которой осмеливались немногие исследователи 762 . Примечательно, что сам Г. Дёррис в своем последнем труде о богословии «Макария-Симеона», подводящем итог его многолетним штудиям, относящимся к «Макарьевскому корпусу», во многом отказывается от данной теории: он уже не считает возможным говорить о мессалианском характере творений преп. Макария, хотя по-прежнему признает принадлежащими их некоему «Симеону» 763 . Имеются и другие точки зрения, но они менее распространены 764 . Из православных ученых, помимо архимандрита Киприана (Керна) (см. указанную выше его книгу), ответ на эту теорию попытался дать отец Иоанн Мейендорф , но этот ответ не во всем видится нам удовлетворительным 765 . Наиболее серьезной представляется аргументация греческого патролога А. Хатзопулоса, который, проанализировав воззрения преп. Макария и преп. Симеона Нового Богослова и сравнив их с мессалианскими тезисами, пришел к выводу, что оба святых отца, являющиеся яркими выразителями православной духовности, в своем миросозерцании коренным образом отличаются от мессалианства; порой (особенно в творениях преп. Макария) можно обнаружить некую «лингвистическую близость» к мессалианским положениям, но эта «поверхностная похожесть» только сильнее проявляет сущностное различие богословских посылок 766 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

5)  Macarii cuisdam abbatis visionis de sanctis angelis (Макария некоего аввы видения о святых ангелах) 325 . Памятник этот также приписывается преп. Макарию Египетскому , но заглавие «некоего аввы» делает его сомнительным. Макарий Египетский пользовался известностью, а потому странно было бы называть Макария некоторым аввою 326 . В русском переводе рассматриваемого памятника нет. 6)  В славянских прологах преп. Макарию приписываются: 1) Поучение блаженного Макария (Пролог. Январь. 19-е число); 2) Слово Великого Макария (Пролог. Апрель. 14-е число). Тот и другой памятник напечатаны в книге проф. А. И. Пономарева «Памятники древнерусской церковноучительской литературы». Выпуск 4-й. «Славяно-русский Пролог. Часть вторая. Январь-апрель». СПб. 1898 год. Поучение представляет нечто новое, но подлинность его не установлена. Что же касается Слова, то оно составлено по 4-му Слову – о терпении и рассуждении – именно 18-й главы и первой части 19-й. 7)  Наконец, именем Макария Великого надписываются следующие молитвы. Утренние: «Боже, очисти мя грешнаго». «От сна восстав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе». «К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю». «Господи, иже многою Твоею благостию». «Святый Ангеле, предстояй окаянней моей души и страстней моей жизни». Вечерние: «Боже вечный и Царю всякаго создания». «Что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый безсмертный Царю». Подлинность всех этих молитв не установлена. Только первая молитва «Боже, очисти мя грешнаго» в древних кодексах 327 и славянских рукописных памятниках надписывается или вообще именем св. Макария, или более точно Макария Великого 328 . У Миня напечатаны две молитвы: «Боже, очисти мя грешнаго» и «Святый Ангеле, предстояй окаянней моей души», при этом последняя – как сомнительная, напечатана мелким шрифтом 329 . I. Светоч Православной Церкви Христовой преподобный Макарий Египетский Преподобный Макарий Египетский происходил от благочестивых, богобоязненных и довольно зажиточных родителей. Отец его был священником 330 . Уже родители Преподобного находились под особым водительством Промысла Божия 331 . Так, они были бездетны до старости. Это было сильным испытанием их веры. Другим не меньшим испытанием для них была потеря всего имущества, по происку злых людей 332 . Последнее обстоятельство, между прочим, заставило родителей Макария покинуть родину и переселиться в Пижижвир 333 . Здесь клирики просили Макариева отца причислиться к служителям местной церкви, но он не решался священнодействовать в чужой епархии, в силу канонических правил, и занялся земледелием.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Божие чудо Обретены мощи преподобного Макария Алтайского (Глухарёва) 06.03.2024 333 Время на чтение 8 минут 24 февраля 2024 года митрополит Орловский и Болховский Тихон возглавил Божественную литургию в Троицком Рождества Богородицы Оптином женском монастыре города Болхова Орловской митрополии. Архипастырю сослужили секретарь Барнаульской епархии архимандрит Иларион (Морозов), первый проектор Барнаульской духовной семинарии протоиерей Георгий Крейдун и духовенство Орловской епархии. По окончании Божественной литургии по Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в склепе-усыпальнице монастырского Троицкого храма были обретены мощи преподобного Макария Алтайского (Глухарёва). В этот же день, 24 февраля, из Троицкого Оптина монастыря мощи преподобного Макария принесли в Богоявленский собор г. Орла. В Богоявленском соборе Орла святыня будет находиться до мая этого года. Позднее мощи преподобного Макария Алтайского передадут в Алтайскую митрополию. Десница святого будет храниться в Троицком Оптином монастыре Болхова. О том, что 24 февраля 2024 года в Болховском Троицком Оптином монастыре был совершен чин обретения мощей преподобного Макария (Глухарёва) Алтайского сообщено на сайтах Московской Патриархии, Орловской и Барнаульской епархии. И мы должны учитывать значение и уникальность этого памятного события в духовной жизни России. Как и то, что к нему шли около 18 лет. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – резолюцией от 19.10. 2023 года благословил признать мощи преподобного Макария (Глухарёва) Алтайского и обрести оные в Болховском Троицком монастыре, резолюцией от 21.11.2023 года благословил перенести мощи преподобного Макария Алтайского в Алтайскую митрополию. Но этому предшествовала большая и кропотливая работа. И надо назвать имена тех, без кого это событие могло бы не совершиться, или это произошло значительно позже. Особо надо вспомнить и поблагодарить схиархимандрита Илия (Ноздрина), который приложил столько сил и молитвенной поддержки для восстановления этого древнего монастыря – жемчужины Русского Православия – Болховского Троицкого Оптиного монастыря.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/06/bo...

Макария – монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря, впоследствии игумения Каширского Никитского монастыря, † 13 февраля 1894 . Б мире Сомова, по происхождению из дворян. С юности жила в Белевском монастыре под руководством старца Макария. В 1862 г. избрана настоятельницей Каширской Никитской женской общины, которой управляла 27 лет и которая процвела при ней материально и духовно. В 1884 г. община была возведена в общежительный монастырь, а в 1885 г. м. Макария посвящена во игумению. Незадолго до кончины приняла тайное пострижение в схиму. – 187, 189. Макария – монахиня сперва Великолуцкого, а затем Белевского Крестовоздвиженского монастыря. Впоследствии игумения (?) монастыря. – 187. Макария – монахиня Брянского монастыря. В мире (в рясофоре ?) Аполлинария. – 244. Макария – монахиня Севского Троицкого монастыря. В мире Домогацкая. – 245, 256. Макарова Пелагея Тихоновна – двоюродная сестра старца Макария. Возможно, жила в Севском монастыре. – 11, 12. Максим Исповедник – преподобный. 580=662. Память 21 января и 13 августа. – 27, 115, 120, 166. Малпас (или Малпа) – сирийский ересиарх, родоначальник евхитов. IV в. Происходил из г. Едесса в Месопотамии. Вел высокую подвижническую жизнь, перенося тяжелые труды и скорби. Был учеником преподобного Иулиана, называемого Сава, вместе с ним ходил на Синай и в Египет, видел великих отцов того времени, слушал преподобного Антония Великого . Неверно истолковав его слова о божественном созерцании и из-за разгоревшейся страсти славолюбия, стал по возвращении жить в отшельнической келлии, где занимался непрестанной молитвой, делая это по самомнению – без смирения и не победив страсти. Находясь в прелести, поклонился диаволу, явившемуся ему в великом свете и объявившему себя утешителем, посланным от Отца, чтобы даровать Малпе бесстрастие. Подпав под власть нечистого, предался бесовским мечтаниям, надмился, оставил подвиг, а затем, в тщетной надежде бесстрастия, и христианскую жизнь. Малпа сделался ересеначальником евхитов (мессалиан) – ереси, распространившейся во второй половине IV в. в некоторых монашеских общинах Сирии и Малой Азии. Полагая свою молитву единственным средством ко спасению, еретики учили, что каждый человек в силу происхождения от Адама приносит в мир злого демона, от которого освобождается не через крещение, а путем усердной молитвы, после чего его место занимает Всесвятый Дух, отвлекающий тело и душу от зла и страстей, так что делаются ненужными внешние подвиги, чтение Св. Писания, принятие Таинств и какой-либо закон. В догматическом плане отрицали троичность Лиц в Боге, представляя Лица формами проявления одного и того же Божества. Проводили время в праздности, презирая труд и поддерживая в себе экстатические состояния. Внешне исполняли обряды Церкви, скрывая свое учение. Обличены в конце IV в. антиохийским епископом Флавианом, в новой форме возникли в XI в., растворившись затем в богомильстве. – 313.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Относительно «Догматического богословия» митрополита Макария высказывались и другие критические суждения, иногда излишне суровые, а порой и вовсе не справедливые. Отец Георгий Флоровский не только упрекает сочинение митрополита в «устарелости» и отсутствии «оригинальности», но и весьма дерзко и самонадеянно высказывается по поводу самого автора: «В своих личных вкусах Макарий был скорее “светским” человеком, к вопросам “духовной жизни” он был именно равнодушен»40. «У Макария нет собственных взглядов, — он более других объективен, потому что у него нет взглядов вовсе. Это была объективность равнодушия»41. Частично такая предельная субъективность и неадекватность суждений объясняются тем, что, будучи в богословии «эссеистом», отец Георгий внутренне не принимал никакой «системы». Как тип мыслителя он был во многом полной противоположностью митрополита Макария. Сказывалось, конечно, и различие эпох: дух «церковного либерализма», в атмосфере которого вырос отец Георгий, существенным образом отличался от той строгой и консервативной церковности, которая составляла духовную «среду обитания» митрополита Макария. Флоровскому такая церковность казалась «бюрократической» и даже совсем не «церковностью». Он говорит о Макарии: «Есть что-то бюрократическое в его манере писать и излагать. В его догматике недостает именно “церковности”»42. Однако Православие — достаточно широко, чтобы объять собою и церковность Преосвященного Макария, и церковность отца Георгия. И оно действительно объяло эти два вида (или две разновидности) церковности, ибо и тот, и другой богослов искренне радели о Церкви... Во всяком случае сомневаться в подлинности любви к Церкви Преосвященного Макария и искренности его благочестия вряд ли приходится. И несомненно, его церковность находилась, по крайней мере, не дальше от «эпицентра Православия», чем церковность отца Георгия Флоровского... Примечательно, что даже эта уничижительная характеристика Флоровского выделяет характерную черту исследований митрополита Макария — их объективность. Протоиерей Георгий Флоровский признает несомненную заслугу митрополита Макария в формировании устойчивого терминологического аппарата, столь необходимого для развития богословской науки.

http://e-vestnik.ru/history/mitropolit_m...

106 Архимандрит Владимир еще во время обучения в Киевской духовной академии всерьез задумывался о том, чтобы стать миссионером. Личностью архимандрита Макария он заинтересовался в середине 50-х годов, спустя несколько лет после кончины старца, служа профессором Орловской духовной семинарии в Болхове; затем изучал принципы и методы миссионерской деятельности апостола Алтая, будучи инспектором Томской духовной семинарии (1858–1861 гг.). Позже, служа инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, он еще ближе познакомился с духовным наследием преподобного Макария по его переписке. А став в 1865 году начальником Алтайской миссии, он сделался прямым продолжателем его миссионерских трудов на Алтае. Как отмечал один из исследователей, и архимандрит Владимир, и его предшественник протоиерей Стефан Ландышев, и сменивший его на посту начальника миссии архимандрит Макарий (Невский) «были почитателями и имени, и дела Макария Глухарева» (Архимандрит Макарий Глухарев. Биографический очерк//Письма архимандрита Макария... Казань, 1905. С. 36). 107 Еще за два года до этого, 19 января 1858 года, в день памяти основателя миссии архимандрита Макария, в храме главного стана в Улале одиннадцать девиц и одна вдова из числа обучившихся при миссии грамоте и Закону Божию заявили начальнику миссии протоиерею Стефану Ландышеву о своем искреннем желании посвятить себя иноческой жизни, с тем чтобы помогать миссионерам при обращении из идолопоклонства женщин и девиц, то есть обучать их и «служить в болезнях и многоразличных нуждах сего пола от рождения и до гроба» (Ландышей С, прот. Алтайская духовная миссия. М., 1864. С. 6). Большинство из них были крещеные татарки и калмычки. Объединившись, они жили в одном из домов Улалы, пребывая в посте, молитве и трудах. Сестры находились на положении так называемых «черничек», то есть не составляли официально признанной общины, но жили под руководством начальника миссии. 108 Замысел об учреждении на Алтае общины жен и девиц, живущих в безбрачии и посвятивших себя служению при миссии – помощи в оглашении женщин и девиц, обучению их домашнему хозяйству, а детей их грамоте; лечению и уходу за больными, шитью, приготовлению хлеба и т.д., возник у архимандрита Макария еще в 1833 году. Он приглашал тогда с этой целью на Алтай Е. Ф. Непряхину из Тобольска, княжну Е. П. Трубецкую из Москвы и свою землячку В. И. Верховскую. Е. Ф. Непряхиной он писал: «...может быть, под сие знамя Креста Господня, если бы вы восприняли оное, собралась бы дружина единомысленных девиц и вдов... дружина... мало помалу умножилась бы, получила бы полный вид правильного общежития к содействию миссии Церковной благопотребному» (Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии. М., 1860. Ч. 1. С. 94–95). Призывая ее к сотрудничеству на протяжении нескольких лет, архимандрит Макарий подробно описывал, чем она могла быть полезна на Алтае.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

При этом мне невольно вспоминается, с каким большим наслаждением слушал я пение некоторых из названных стихотворений о. Макария минувшим летом в родном своем селе Старых Дольцах, в день храмового праздника 8 июля, незадолго пред которым получены были мною сборники сих стихотворений из самых пределов Алтая, из Томска, от Преосвящ. Епископа Макария. Звуки песнопений о. Макария невольно западают в душу – и несомненно оттого, что это облагодатствованные звуки. Душа о. Макария воистину была цевницею духовною, разумною Псалтирью, органом Духа Святого. И в одной из присланных мне в дар Преосвящ. Епископом Макарием брошюр просто и естественно, а в тоже время прекрасно указано неточное начало песнопевного настроения благочестивой души о. Макария, предуготованной в жилище Духа Святого еще во дни раннего его детства. „Кроме доброго книжного научения, – говорится в названной брошюре, – отрок Михаил рано стал читать в храме, во время служения родителя (священника), священные псалмы. Вдохновенные хваления царя Давида и ежедневное чтение Евангелия положили начало благочестию жизни Михаила и так вкоренились в сердце юноши, что он смолоду начал ощущать блаженство непрестанно поучаться в слове Господнем». (Слово в день помин. Архимандрита Макария, Свящ. М. Соколова , стр. 5). И замечательно, что на о. Макария ни естественные, ни словесные, ни другие мирские науки не повлияли в том отношении, чтобы поколебать в нем наклонности сердца, стремления духа, убеждения религии, на что так нередки ныне указания многих и многих, утверждающих, что будто бы религиозные наши верования не могут устоять пред серьезным изучением положительной науки. „Проходя низшую школу в Вязьме, – говорится в названной брошюре, среднюю – в Смоленске, высшую – в Петербурге, о. Макарий с любовию усвоял все разнообразные знания человеческие (между прочим, – прибавим от себя, – временно изучая естественные науки в Казанском Университете). Под руководством естествоиспытателей о. Макарий поучался проникать в тайны Божией мудрости, открытой в видимом мире, и в свое время в разговорах, проповедях и письмах принес эти знания к престолу вечного слова Господа, и многими подобиями и сравнениями уяснял учение слова Божия и возносил умы и сердца слушателей и читателей, возносился и сам от временного к вечному, от ограниченная к безграничному, от прекрасного устроения к Дивному Устроителю и – пел славу Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

19/1 Преподобного Макария Великого, Египетского (390–391). Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1457). Обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII). Преподобного Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах почивающего (XII). Преподобного Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII-XIV). Блаженного Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Тропарь преподобному Макарию Великому , Египетскому, глас 1 Пустынный житель, и во плоти ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Макарие,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 4 В дому Господь воздержания воистину тя положи,/якоже звезду непрелестную, световодящу концы,/отче отцев, Макарие преподобне. Ин кондак, глас 1 Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/в земли кротких достойно водворяешися, Богоносне Макарие,/и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,/темже тя почитаем. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Макарие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Савве Сторожевскому, Звенигородскому, глас 8 От юности Божественною распаляемь ревностию,/возлюбил еси чистое житие,/презрев мира сего красная и суетная,/последовал еси твоему Богомудрому учителю, преблаженному Сергию,/в труде и бдении, в посте и подвизе:/на Сторожи явлься безмолвия ради и стражи духовныя/недремленным на Божественней стражи пред стоянием/стяжал еси ум, зряй к Богу,/и демонския козни и обстояния прозираяй,/озарение Пресвятаго Духа в себе восприем,/яко звезда пресветлая еси верным./Темже и премудр и светозарен предстоятель/и пастырь стаду твоему явился еси,/светом твоим просвещай и всех,/приходящих к тебе верою, отче наш Савво,/и моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Завершая этот краткий обзор богословских и литературно-переводческих трудов выдающегося миссионера и просветителя, можно привести слова одного из его биографов: «...многосторонняя литературная деятельность архимандрита Макария дополняла его практическую деятельность, или лучше сказать, объединялась с нею в одном стремлении – воплотить на земле идею Царства Божия...» С. 129]. 96 Как сообщает епископ Макарий (Невский) , пожар, «истребив дом начальника миссии с церковью и имуществом, архивом и библиотекой, унес и невозвратимое сокровище, которое хранилось в миссионерском архиве, – это материалы для биографии отца Макария, лежавшие собранными в особом помещении в ожидании благоприятного для издания их времени. Тут находились и автографы отца Макария, его автобиография и полные записки (миссионерский дневник, который просветитель Алтая вел в 1830–1833 гг. – С. Н.), еще не изданные, но приготовленные к тому. Автобиография отца Макария получена от о. Николая Лаврова, а записки привезены были преосвященным Владимиром, бывшим начальником миссии, из Петербурга, где он получил их от г-на Григоровича, заведовавшего Синодальным архивом. Записки, печатавшиеся в сокращении г-ном Григоровичем в «Христианском Чтении» в 1830-х годах, в подлиннике были отданы преосвященному Владимиру с подстрочными примечаниями по местам. Вместе с ними находилась и биография отца Макария, написанная его келейником (А. А. Орловым. – С. Н.)...» (см.: Томские Епархиальные Ведомости. 1895. 11. С. 9). 97 Протоиерей В. Вербицкий называет число, в десять раз меньшее (см.: Памятная книжка Томской губернии... С. 215). 98 Письма Филарета, митрополита Московского, к епископу Дмитровскому Виталию. М„ 1875. С. 70, 71. 99 Оптинский архимандрит Илиодор в 1861 г. рекомендовал своим духовным чадам «читать постоянно... Лествичника, перевод покойного старца Макария» (Илиодор, архим. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре). Автограф. – 1873. – НИОР РГБ, Ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. Зоб.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Введение. Часть первая: богословие в теснейшем смысле. I. Учение о Боге в Самом Себе . 1. О Боге едином по существу и существенных свойствах Его. 2. О Боге Троечном в Лицах. II. Об отношении Божием к миру. 1. Учение о творении и промысле. 2. О Боге, как Творце и Промыслителе мира невидимого, т.е. Ангелов добрых и злых. 3. О Боге, как Творце и Промыслителе мира видимого. 4. О Боге, как Творце и Промыслителе рода человеческого, при чем в учении о Боге, как Промыслителе человеческого рода излагалось учение о падении человека, Часть вторая. Учение о Боге, как Искупителе человеков. Предварительные понятия. Учение о лице И. Христа. История нашего Спасителя. Учение о Божием домостроительстве человеческого спасения. Приготовление рода человеческого ко спасению в Христе Иисусе. Учение о трояком служении И. Христа роду человеческому. I. И. Христос, как пророк. II. И. Христос, как первосвященник. III. И. Христос, как царь. 1. управляет Своим благодатным царством, или церковью. 2. является и явится судиею рода человеческого: а) о суде частном б) о суде всеобщем: 1) предварительные обстоятельства сего суда. 2) самый суд 3) его следствия. Из представленного нами сопоставления программ Иннокентия, Димитрия и Макария видно, что 1) программа каждого из названных Архипастырей имела свои существенные характеристические особенности; 2) замечаемое между ними сходство необходимо требовалось самым существом дела, т. е. общностью предмета и, наконец, 3) в частности, что касается собственно взаимного отношения между программами Димитрия и Макария, то Макарий до конца остался верен тем отступлениям от программы своего учителя, какие мы видели в самой первой программе Макария, по которой он преподавал догматическое богословие студентам XV курса С.-Петербургской духовной Академии в 1842–43 учебном году. Весьма важное и существенное различие между программами Димитрия и Макария, как это можно видеть из представленного нами сравнения их, состояло в следующем; 1) у Димитрия догматическое учение о творении и Промысле Божием излагалось вместе и нераздельно, тогда как у Макария оно рассматривалось отдельно, т. е. в различных пунктах·, 2) у Димитрия учение о первоначальном состоянии человека, его падении и первородном грехе стояло во главе трактата о домостроительстве спасения человеческого рода, между тем как у Макария это учение излагалось в конце трактата о Боге, как Промыслителе человеческого рода, и, наконец, 3) у Димитрия учение о мздовоздаянии составляло вторую половину трактата о царстве Божием, учрежденном на земле И. Христом для спасения людей, и озаглавливалось так: «царство славы, или церковь торжествующая», тогда как у Макария это учение составляло вторую половину трактата о царском служении Господа И. Христа и имело такое заглавие: «И. Христос, как Царь, является и явится Судиею рода человеческого». Показанное сейчас различие безусловно исключает всякую мысль о зависимости богословско-догматической программы Макария от таковой же программы Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010