Вот это внутреннее равнодушие или бездушность в книгах Макария многих раздражала при самом их появлении… Хомяков находил «Введение» Макария «восхитительно глупым», и так же отзывался о нем Филарет Гумилевский: «вздорная путаница», «ни логического порядка, ни силы в доказательствах нет…» О богословских книгах Макария можно повторить то, что Гиляров-Платонов [ 71 ] писал о его «Истории:» «ремесленное изделие с наружным аппаратом учености…» Гиляров подчеркивал: История Макария имеет всю «видимость исторической книги, но не есть история, но только книга…» Подобным образом, и «догматика» Макария имеет всю видимость богословской книги, но не есть богословие, а только книга… «Не история, и даже не книга, а просто изделие» (слова Гилярова)… Макарий учился в Киеве, когда в академии все еще так силен и жив был богословский и философский пафос, — для него это прошло бесследно. Но не чувствуется в нем и «Печерского благочестия», столь явного в Филарете Киевском, в Антонии Амфитеатрове… Именно поэтому Макарий всего больше и подошел к стилю Пратасовской эпохи. Он был богослов-бюрократ. Его «догматика» есть типический продукт Николаевской эпохи. Кроме «большой» догматики Макарий составил и «малую», для употребления в училищах. Эта книга, как сам он рассказывал впоследствии, «десять лет провалялась у покойного мудреца Московского», т. е. у митр. Филарета. Только после смерти Филарета это руководство смогло быть напечатано и введено в училища, как «классическая» книга. Филарет молчаливо осудил Макария… Сверстник Макария, бывший после него ректором Петербургской академии, Иоанн Соколов, отзывался о книгах Макария еще резче. «Ученые книги автора, о котором теперь речь, с их тысячными цитатами, как нельзя больше способствует в настоящее (столь важное) время конечному притуплению и косности наших духовных голов в наших училищах, именно способствуют отсутствием в своем составе всякой светлой мысли, всякого сколько-нибудь свежего взгляда, всякой доказательности, всякой внутренней силы…» Догматика Макария была устарелой уже при самом ее появлении в свет, она отставала и от потребностей, и от возможностей русского богословского сознания. Не могла она удовлетворить и ревнителей духовной жизни, воспитанных в аскетических понятиях или традициях. С «Добротолюбием» Макариевское богословие диссонирует не меньше, чем с философией…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

С. 66; она же. Макарьев-Унженский монастырь в посл. четв. XVII в.//Макарьевские чт.: Патриарх Иоаким и его время. Можайск, 2004. Вып. 11. С. 99-110; она же. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразит. искусства: Дис. М., 2006; Ерофеев Д. Р. «Сказание об обретении мощей преподобного Макария Желтоводского и Унженского»//Опыты по источниковедению. Древнерус. книжность: Сб. в честь В. К. Зиборова. СПб., 1997. Вып. 1. С. 14-19; он же. Сказание о чудесах прп. Макария Желтоводского и Унженского чудотворца//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2000. Вып. 3. С. 43-45; он же. Редакции Жития Макария Желтоводского и Унженского//Там же. 2001. Вып. 4. С. 59-68; Зонтиков Н. А. Прп. Макарий Унженский и Желтоводский: К 555-летию со дня преставления, 1444-1999 гг. Кострома, 1999; Кравец Е. В. Почитание прп. Макария Унженского и Желтоводского как один из источников движения обновления в России в 1-й пол. XVII в.//Тр. Нижегородской ДС. 2001. Вып. 9. С. 227-238; она же. О почитании прп. Макария Желтоводского в связи с движением обновления в России в 1-й пол. XVII в.//Новгородская старина. Н. Новг., 2009. Вып. 21/22. С. 76-85; Панченко О. В. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина (вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 566, 568, 585; он же. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности. II. «Канон всем святым, иже в Велицеи России в посте просиявшим» - сочинение Сергия Шелонина//Там же. 2004. Т. 56. С. 470, 474; Марелло Т. В. Макариево-Унженский мон-рь в 1-й пол. XVIII в.: к вопросу о лит. деятельности игум. Леонтия//ГДРЛ. 2004. Вып. 11. С. 461; Пигин А. В. Сказание о иконе Макария Желтоводского в Хергозерском монастыре//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 603-605; он же. О почитании св. Макария Желтоводского и Унженского в Каргополье//Жизнь провинции как феномен духовности. Н. Новг., 2009.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Ученик Преосвященного Макария Рыбаков так свидетельствует о лекциях Макария по догматике уже в сане ректора Петербургской академии: «Речь его, проникнутая силою убеждения, лилась обильным потоком и производила на слушателей глубокое впечатление, тем более, что лекции преосвященного Макария всегда имели характер живой, увлекательной беседы, не нуждавшейся ни в каких тетрадях и записках»35. Профессор Ростиславов, утверждавший, что «между ректорами Санкт-Петербургской духовной академии его времени нелегко было встретить хорошего профессора», считал Преосвященного Макария «почетным исключением»36. Святитель Иннокентий Херсонский, учитель Макария (Булгакова), будучи ректором Киевской академии, одним из первых сделал серьезные шаги для отхода от схоластических форм преподавания. Он первым стал преподавать богословие на чистом, понятном русском языке. Именно он, так хорошо знакомый со схоластикой, оставил столь драгоценные замечания касательно достоинств изложения «Догматики» митрополита Макария: «Богословие, как наука, подвинута сим многоученым творением далеко вперед и много приобрело уже тем, что разоблачено в нем совершенно от схоластики и латинского языка и таким образом введено в круг русской литературы и предложено, так сказать, ко всеобщему употреблению для всех любителей богословских познаний... Догматическое богословие Преосвященного Макария написано чистым, правильным, современным русским языком, который может понимать каждый сколько-нибудь образованный и смыслящий русский человек; притом это сочинение изложено не столько в форме академического учебника, сколько в виде общенародного руководства, и потому свободно от всех скучных и тяжелых форм схоластики, почти неизбежных в кратких школьных учебниках. Автор, при его особенном даре выражаться о самых возвышенных предметах просто и ясно, умел достигнуть в своем сочинении высшей степени общепонят­ности»37. «Пропах схоластикой»38 Резким контрастом с вышеприведенным отзывом прозвучит позднее язвительное и обидное замечание Алексея Степановича Хомякова (1804–1860). Хомяков, оставивший после себя единственное серьезное богословское сочинение «Церковь одна», опубликованное уже после его кончины, в 1864 году, писал: «Стыдно, что богословие как наука так далеко отстала... Макарий пропах схоластикой... Я бы мог назвать его восхитительно-глупым... Стыдно будет, если иностранцы примут такую жалкую дребедень за выражение нашего православного богословия»39. Заметим, что граф Лев Николаевич Толстой после прочтения сочинений Хомякова написал «Критику догматического богословия», в которой он откровенно богохульно ругается над этим творением Преосвященного Макария, а вместе с ним и над всем преданием Церкви. Сам по себе этот отзыв Хомякова по своей очевидной нелепости не заслуживает внимания, но, к сожалению, он часто цитируется.

http://e-vestnik.ru/history/mitropolit_m...

Новгородский архиепископ способствовал распространению христианства среди карело-финского населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей. Пребывание архиеп. Макария в Новгороде сопровождалось большими культурными начинаниями. При Макарии провели реставрацию многих новгородских икон и церквей, отлили большой колокол для кафедрального Софийского собора, поновили его фрески, украсили его иконостас. По указанию Макария в Пскове построили архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. Собравшиеся вокруг него писатели и церковные деятели занимались созданием житий святых и служб, переводили различные греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четьих- Миней», данная в 1541 в Софийский собор. Литературное окружение митр. Макария ученые назвали «академией XVI в.». В 1542 архиеп. Макария поставили митрополитом Московским и всея Руси. Он стал высшим официальным царским советником, считавшим самодержавие необходимым оплотом Православия. Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Uoahha IV 16 янв. 1547. Царь Иоанн Грозный всегда с уважением отзывался о своем «отце-митрополите». В 1547 и 1549 по инициативе Макария созывались Церковные Соборы для решения вопросов канонизации русских святых и замены местных священных преданий преданиями общерусскими. Крупнейшей заслугой митр. Макария стало открытие в Москве первой типографии для печатания священных книг. Не меньшей заслугой святителя является создание еще двух списков «Великих Четьих-Миней», при работе над которыми Макарий выступал как руководитель, редактор и автор. При его участии было составлено 60 новых житий. В последние годы своей жизни Макарий занимался составлением «Степенной книги», играя роль руководителя и редактора. Современники Макария видели в нем святого подвижника и почитали его. После смерти его похоронили в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизация Макария и причисление к лику святых подвижников прошли на Церковном Соборе 1988. День памяти 30 дек./12 янв..

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако в Житии Макария эти события не упомянуты. Оно представляет собой классическое жизнеописание основателя монастыря со всеми типичными чертами, отличающими этот жанр. Это трехчастное произведение с авторским вступлением, биографией святого с тремя прижизненными чудесами и Словом о его смерти. Автор был профессионалом-книжником, владевшим как композицией, так и традиционным стилем агиографических произведений: он прибегает к оборотам и выражениям, встречающимся в других житиях, его начитанность в Священном Писании и творениях отцов церкви подтверждается явными и скрытыми цитатами и пересказами, часть которых удалось выявить. Этим же автором написано и продолжение Жития – Сказание об обретении мощей Макария, датированное 26 мая 1521 г. Оно также начинается авторским вступлением. Скорее всего, произведение появилось в 20-х гг. XVI в. Чудеса, помещенные после Сказания, присоединены к нему позже, возможно, последнее чудо можно датировать серединой 30-х гг. Чудеса эти похоже взяты из монастырских записей, фиксирующих их в стереотипной и очень краткой форме. Они не завершаются какой-либо концовкой, что открывает возможность прибавления к ним новых чудес. Этот вид текста можно считать первоначальным. Он помещен в Великих Минеях Четьих митрополита Макария под 17 марта. Встречается он и в других событиях XVI в. Позже возник второй вид текста, приуроченный к канонизации Макария в 1547 г., дополненный авторским послесловием, новыми именами и подробностями, но претерпевший и некоторые сокращения. Число чудес в нем дополнено до 93 и последнее датировано 1539 г. Житие Макария Калязинского издается по Успенскому списку Великих Миней Четьих митрополита Макария (ГИМ, Синод. собр., 992, лл. 401–408 об.). Исправления сделаны по рукописям РНБ, по списку ГИМ, Чудовское собр., 312, Минея Четья на март конца XVI в. и списку ГИМ, Синод. собр., 803, Минея Четья на март середины XVII в. 17 МАРТА МЕСЯЦА МАРТА 17. В ЭТОТ ДЕНЬ ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО МАКАРИЯ ЧУДОТВОРЦА, ИГУМЕНА, СОЗДАВШЕГО ОБИТЕЛЬ СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ, КОЛЯЗИНО ИМЕНУЕМОЙ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, согласно моему рассуждению, если человек не будет обладать великим смирением, которое есть вершина всех добродетелей, и не будет налагать хранение на уста свои, а сердце не иметь страха Божия, если не будет считать себя ниже прочих, не будет выставлять себя, как будто он сделал что-нибудь доброе, если он не охотно переносит наложенные на себя лишения, и ударяющему не подставляет другую ланиту, и на всякое доброе дело не быстро стремится и направляется, и душу свою в руке не носит, как будто каждый день готовится умереть, и не считает пустым все видимое под этим солнцем, и не говорит: хочу разрешиться и со Христом быти; и: мне еже жити – Христос, а еже мертву быти – приобретение, то такой не может сохранить наставлений Св. Духа. Конец письма блаженного Макария к сынам. V. Литература о пр. Макарии Египетском Patrologiae cursus completus. Series Graeca. Migne. Tomus XXXIV. Издание I860 г. Acta Sanetorum. Collegit, digessit, notis illustravit Ioanes Bollandus. Editio novissima. M. DCCCLXIII. Jaanuarius, tomus secundus. Ecclesiae Oraecae Monumenta Ioh. Bapt. Cotelerii tomus primus. Церковная История Феодорита , епископа Киррского. C. –Петербург 1852 года. Церковная История Сократа, схоластика С.–Петербург. 1850 год. Древний Патерик, изложенный по главам. Перевод с греческого. Издание 2-е. Москва. 1892 г. Палладия еп. Еленопольского «Лавсаик» или повествование о жизни святых и блаженных отцов. Перевод с греческого. 1850 г. Жизнь пустынных отцов. Творения пресвитера Руфина. Перевод с латинского с объяснительными примечаниями свящ. М. Хитрова . Свято- Троицкая Сергиева Лавра. 1898 года. Достопамятные сказания о подвижничестве святых, и блаженных отцев. Перевод, с греческого Московской Духовной Академии. Издание 3-е 1855 года. Полные жития святых на славянском языке. Издание 1789 года. Рукопись 91 Московской Духовной Академии Четьи-Минеи Макария. В этой рукописной Четьи-Минеи на стр. 471–508 помещено житие и жизнь преподобного отца нашего Макария Египетского . Списано Серапионом учеником Великого Антония. Преподобного и Богоносного отца нашего Марка подвижника нравственно-подвижнические слова в русском переводе. Москва. 1858 год. Макария (преп. о. н. Египет) Духовные беседы. Вильна 1727 г. Макария (преп. о. н. Египет.) Духонные преполезные беседы – перевод с еллино – греческого в Московской Духовной Академии. Москва. 1782 г. Пренодобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Переведены с греческого при Московской Духовной Академии Москва. 1852 г. Издание третье той же Московской Духовной Академии творений пр. Макария. Москва 1880 г. Издание четвертое той же М. Д. Академии творения пр. Макария Египетского . Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1901 г. Новооткрытые сказания о преподобном Макарии Великом по коптскому сборнику Архимандрита Палладия. Седьмой выпуск патрологического отдела журнала Православный Собеседник за 1893 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

(Письма покойн. Миссион. Архим. Макария бывш. начальн. Алт. дух. Миссии. Москва 1860 г., ч. II, стр. 14–15). – Как жаль, что „ Письма» о. Макария, из которых только что приведены мною такие прекрасные строки, составляют ныне библиографическую редкость! И как бы хорошо было, если бы, в виду предстоящего 50-летия со дня кончины их автора, эти письма изданы были вновь или нашею Архивною Комиссиею, или Орловским Петропавловским Братством, или Болховскою Оптиною пустынью, в которой почивает о. Макарий, или Алтайскою духовною Миссиею, или Спб. Епарх. Комитетом Правосл. Миссионерского Общества, уже заявившим себя особенным сочувствием к памяти о. Макария, или другими подобными учреждениями и обществами, – благо исполняющееся 50-летие со дня кончины о. Макария предоставляет им возможность воспользоваться и правом на это. И было бы грустно и печально заметить такое явление, что исполнившимся 50-летием со дня кончины Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Полежаева и других многие издатели воспользовались для того, чтобы во множестве изданий перепечатать вновь и сделать доступными для всех сочинения названных писателей, а 50-летием со дня кончины о. Макария даже почитатели его светлой памяти не воспользуются для переиздания его напечатанных уже сочинений и для издания вновь еще ни разу нигде не напечатанных. Это даже будет непростительная оплошность для тех, кто имеет возможность сделать это – и не сделает. Если почему-либо каждое из названных обществ и учреждений не могло бы взять на себя издания всех писем о. Макария, тем более с присоединением к напечатанным ранее еще ни разу не напечатанных, то им можно бы было этот труд разделить между собою, на что, между прочим, и указывал мне однажды о. Архимандрит Иоасаф (Мценский), который высказывал желание, чтобы из общего состава писем о. Макария были выделены и изданы отдельно его письма к монашествующим. Соглашаясь с мнением достопочтенного о. Архимандрита, позволительно надеяться, что или он сам лично, или заведываемый им Мценский Петропавловский Монастырь, могли бы взять на себя материальные расходы по изданию этого отдела писем, распространение которых среди почитателей памяти о.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Преп. Макарий Египетский прожил 90 лет, а незадолго до дня своей кончины ему явились преп. Антоний Великий и Пахомий Великий и сообщили ему радостную весть о близком его переходе в блаженные Небесные обитатели. Преподав всем окружавшим его, благословение и простившись со всеми, преподобный почил со словами на устах: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Земная жизнь, по учению Макария Великого , со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение, главное приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством. Скончался Макарий Великий в 391 году, а день памяти его 19 января. 4 .2.Письменные труды преп. Макария Египетского При земной жизни преп. Макарий много общался с иноками как египетскими, так и с сирийскими аскетами и потому после себя оставил много рукописных трудов, адресованных разным инокам под разными предлогами. Все его письменные труды ученые богословы делят на «Беседы» и «Поучения». Ряд его творений были уже известны ученым богословам в 6 веке на сирийском языке. В начале 20 века многие ученые исследователи творений преп. Макария подвергали сомнению принадлежности их автору. К таковым относятся в основном протестантские и католические богословы, которые обвиняли автора в мессалианской ереси. 47 После тщательных исследований уже известных ученому миру трудов преп. Макария, греческими и российскими учеными богословами, была установлена связь Церковного Предания с духом творений автора, что явилось гарантом в подлинности писания «Бесед» и «Поучений» их автору. Эти древние творения являются ценным материалом для изучения в области патристики и гомилетики. 4.3. «Беседы» преп. Макария Египетского По словам владыки Филарета «Духовные Беседы» преп. Макария являются «драгоценным наследием опытной мудрости великого Макария», 48 которые были опубликованы Йоханом Пикуом в 1559 году. Позже все творения преп. Макария были переведены на многие европейские языки. На русский язык они были переведены Московской Духовной Академией, и выдержали несколько переизданий. По словам архим. Арсения, «Духовные беседы» являются одним из шедевров святоотеческой письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Внутренняя жизнь души, возрожденной благодатью св. Духа, что составляет содержание бесед преп. Макария, делает их никогда нестареющими, вечно современными. Душа христианская, как она жила и росла под действием Св. Духа 1500 лет тому назад т. е. во время преподобного Макария, или лучше возникновения Церкви Христовой на земле, и доселе остается одна и та же. А потому и беседы преподобного Макария будут вечно новы, вечно интересны. Сменяется одно поколение христианское за другим, изменяются внешние условия жизни, но остается одной и той же душа христианская, остается незыблемой истина христианская, которую душе надлежит усвоить. Каждое новое христианское поколение проходит или по крайней мере должно проходить тот же путь нравственного усовершенствования, каким шли предыдущие. Предки наши читали беседы преподобного Макария и находили в них ответы на свои внутренние, душевные запросы – то же нужно сказать и о последующих читателях. Кратко, пока существует на земле Церковь Христова, пока христиане совершают свой путь нравственного усовершенствования на земле, до тех пор беседы преподобного Макария не потеряют своей цены и интереса. Нам остается сказать еще о том впечатлении, какое получается при чтении бесед преподобного Макария. Некоторые беседы его читаются с величайшим интересом. Какая-то сладость охватывает твое сердце при чтении их. Читаешь и чувствуешь, что твоей душе все то, о чем великий авва, не безызвестно, только оно у тебя заглушено, придавлено, находится где то глубоко глубоко в твоей душе. Некоторые мысли преподобного отца являются иной раз даже непонятными при первом чтении, как бы трудными задачами арифметическими, так что приходится несколько раз перечитывать, задумываться. Но, вот, при новом чтении проясняется мысль и ты не столько начинаешь понимать, сколько чувствовать, что то, что казалось тебе прежде загадочным, близко касается твоего сердца сродно тебе и трепет радости охватывает твою душу. Преподобный Макарий часто описывает духовную сладость, благодатное упокоение, какое души верные находят в единении с Богом и, вот, этого всего при чтении бесед нашего отца, начинает жаждать твоя грешная душа. Она смутно начинает чувствовать всю прелесть этого единения. Наш авва говорил о духовных плодах, мир, радости духовной и сердце твое невольно дает отзвук: о, как это все хорошо, как отрадно! Беседы преподобного Макария, мы сказали, написаны в духе любви, кротости, смирения, нежного чувства и все эти чувства автора также невольно передаются читающему. В его беседах, говорит один немецкий гомилет, есть что-то нежное, приятное, что привлекает и питает наше чувство. (Роте, 47 стр,). Словом, когда читаешь беседы преподобного Макария, то чувствуешь, что говорит любвеобильный добрый старец, который любил каждого всей своей душой, который готов был обнять каждого, как своего родного брата. (26. 1), – и это чувство любви начинает наполнять и твое сердце. IV. Творения, приписываемые Преподобному Макарию

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Архим. Макарии о. В. М. Знаменского и в одушевленной беседе с ним, между прочим, вновь убедился, с какою великою любовию и глубоким почтением относится он к светлой памяти присно-незабвенного о. Макария. о котором обещался мне, по возможности, сообщить и новые сведения, тем более в виду того, что и для Белева с его уездом знаменитый Архимандрит – Миссионер чуть ли ни также дорог и памятен, как для смежного с ним Болхова и его уезда. В другом своем письме ко мне от 3 октября текущего 1896 г., достопочтенный о. В. М. Знаменский, в предположении, что мною напечатано что-либо новое, просит меня прислать ему это на память, „Особенно, – пишет он, – по собранию сведений о жизни и дорогих писаниях блаженной, если не сказать святой, памяти о. Архимандрита Макария, почивающего в г. Болхове. Я почитаю, – продолжает он, – о. Макария как бы уже прославленного и причтенного к лику Святых Угодников Божиих. Ваши произведения, – заключает он, – я приму как бы из рук Преподобного отца Архимандрита Макария на поучительную память мне и благословение». XXXI Благодарение Господу, что и для жителей г. Белена дорога память о. Макария, так глубоко чтимая жителями г. Болхова, среди которых в недрах земли почивает он сном смертным, но и живет всегда с ними своим бессмертным духом. И знаменательное явление – от Волхова (Орловской губернии) чрез Белев (Тульской губ.) до Козельска (Калужской губ.) или даже от Орла до Калуги, так сказать, особенно популярно имя Макария, благолепно украшавшее и украшающее доселе нескольких дорогих для сего срединного края Руси православной лиц; и именно, прежде всего в Болховской Оптиной пустыни и в самом Болхове достойно носил это имя великих подвижников древности о. Архимандрит Макарий, Алтайский Миссионер, уроженец соседственного с названным краем г. Вязьмы, Смоленской губ. Для Белевской Жабынсвкой Макарьевской пустыни и для самого Белева дорого святолепно чтимое имя Препод. Макария Жабынского, Белевского Чудотворца; для Козельской Оптиной пустыни и смежного с нею Козельска незабвенно имя известного всей России о.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010