Для чего мы это делали? Для того чтобы не повторились горькие ошибки, цена которым – человеческая жизнь, человеческая память должна хранить не только радостные моменты жизни, но и печальные страницы прошлых лет. Следует также отметить, что данная экспозиция вызвала широкий положительный резонанс в обществе: многие жители региона посетили ее, некоторые из них среди сотен имен находили своих родственников… Подвиг новомучеников и исповедников – это великая сила, которая способна оживотворять и укреплять не только нашу церковную жизнь, жизнь Православной Церкви XXI века, но и жизнь всего нашего народа. Этот подвиг еще и еще раз помогает понять каждому, кто готов понимать и слышать, что подлинная свобода обретается в истине, а отвергая истину, невозможно обрести свободу. В этом году 3 декабря Днепропетровская епархия молитвенно чтила память Екатеринославского епископа-священномученика Макария (Кармазина). 75 лет назад прекратилось биться сердце праведника: он был расстрелян. Но сегодня мы прославляем его как победителя в той страшной схватке. Хотя мучители считали, что он был побежден; память о нем, как и обо всех исповедниках Христовых, стремились стереть со страниц души людей, знавших и любивших его, а доброе имя пытались запятнать ложными протоколами допросов, измышлениями следователей, которые обвиняли его вместе с соратниками в политических преступлениях. Но мы знаем, что православные исповедники жизни свои отдали не за политические убеждения, а за Христа, за истину и за подлинную свободу. Пример исповедников за веру Христову чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Вспоминая весь сонм святых новомучеников, каждый человек тем самым чтит память тех, кто сохранил верность истине и через это остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни. Протоиерей Виктор Горбач , руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Южно-Сахалинске:

http://pravoslavie.ru/58073.html

По возвращении в Россию поступил на работу в систему духовных школ. Сперва преподавал в Красноярской семинарии (1908-1909), затем в Рязанской (1909-11). В 1911 году принял монашеский постриг, был возведен в сан иеромонаха, затем игумена, в том же году стал архимандритом и был назначен помощником начальника пастырского училища в Житомире. В 1916 году был переведен в Херсон, где стал помощником начальника миссионерской семинарии при Бизюковом монастыре. После революции семинария при монастыре была закрыта. В 1919 году отец Парфений переехал в Херсон, где поселился в архиерейском доме и стал секретарем епископа Николаевского Прокопия (Титова), викария Одесской епархии (расстрелян в 1937 году; в 2000 году причислен к лику новомучеников и исповедников Российских). Гонения на верующих, гибель первых новомучеников, позорный обновленческий раскол решительно перевернули сознание отца Парфения: грезы о всепобеждающей Руси Православной уступили место заботам о выживании Церкви в безбожном государстве. В разгар Гражданской войны, в 1921 году он принимает крест архиерейского служения и вступает в неравную борьбу с богоборческой властью. Тайная Церковь Епископ Макарий (Кармазин) В 1921 году архимандрит Парфений был рукоположен во епископа Новомиргородского, викария Одесской епархии. В 1922-м он – епископ Ананьевский, викарий Одесской епархии. В том же году совершается архиерейская хиротония его ближайшего друга, епископа Макария (Кармазина), который становится епископом Уманским, викарием Киевской митрополии (расстрелян в 1937 году; в 2000 году причислен к лику новомучеников и исповедников Российских). Владыки Парфений и Макарий решительно отвергают обновленческий раскол и становятся оплотом Патриаршей Церкви на Украине. Вокруг них консолидируются сторонники патриарха Тихона. Под руководством этих двоих владык на Украине создается сеть тайных общин верующих, не связанных отношениями со светской властью и находящихся в общении с Патриархом Московским. Втайне от представителей власти епископ Макарий и епископ Парфений совершают хиротонии верных Церкви людей, рукополагают тайных епископов на случай ареста всех остальных, создают на Украине неподконтрольное ГПУ церковное управление, проводят секретные собрания духовенства, на которых обсуждают ситуацию в стране и в Церкви, организуют сбор средств для сосланных епископов и священников и помощи их семьям.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pa...

Ярый оппонент Церкви, наверное, не знает о том, что индивидуальная свобода, мыслимая как право человека на автономное существование в обществе, оборачивается утверждением произвола, поскольку для позитивного самополагания нет истинных ориентиров. «Что есть истина?» – скептически вопрошает вслед за Понтием Пилатом современный человек и при этом мнит себя свободным, будучи в рабской зависимости от своей развращенной грехом природы, от суетности и ненасытной алчности своих желаний. Уважаемые философы, задайте себе вопрос: что предложила человечеству западная мысль нового и новейшего времени взамен целостного и ясного христианского миросозерцания, утвердившего Божественную основу человеческой свободы и достоинства? На его дерзкий выпад очень конструктивно ответила в своем выступлении заведующая методическим кабинетом Отдела образования и катехизации Днепропетровской епархии, преподаватель высшей категории Елена Рогова. В докладе «Религиозное образование в школе» она обстоятельно раскрыла важность и необходимость христианской этики для подрастающего поколения. Первый день чтений окончился концертом: перед гостями выступил струнный квартет областной филармонии «Славяне». 14 ноября в общеобразовательной средней школе 89 состоялся второй день чтений. Он напоминал уже не конференцию как таковую, а педагогический семинар, который был разделен на две части: теоретическую и практическую. В первой части участниками были прочитаны доклады о месте христианской этики в системе школьного образования. Перед педагогами и представителями управления образования области и города выступили директор школы 89 Ольга Енакова, ректор ДОИППО Михаил Романенко и заведующая методическим кабинетом Отдела образования и катехизации Днепропетровской епархии Елена Рогова. Практическая часть состояла из двух показательных уроков. Первый – урок по христианской этике под названием «Блаженны, изгнаны правды ради», который был посвящен 70-летию мученической смерти Екатеринославского святителя Макария (Кармазина). Его провел иерей Иоанн Ничипорук, который в этой школе преподает христианскую этику. Второй урок назывался «Распятая душа на кресте всевышней скорби» и был посвящен годовщине голодомора. Он представлял из себя бинарный, то есть двойной, урок истории и украинской литературы.

http://pravoslavie.ru/1040.html

Вопрос: Какая должна быть во вашему мнению защита православной Церкви? Ответ: Со стороны митр. Сергия и Синода абсолютно нет никаких указов и распоряжений по вопросам Церкви, как примерно поступать в тех случаях, когда закрывают церковь. О налогах, ну, вот, поэтому у меня сложилось мнение, что Православную Церковь не защищают» . Зададимся вопросом, действительно ли можно сказать, что позицию этих людей можно считать крайне непримиримой по отношению к митрополиту Сергию и его курсу по легализации Церкви? Или мы имеем дело лишь с подчас эмоциональными высказываниями, сделанными в определенное время при определенных обстоятельствах? Если судить по высказываниям епископа Макария (Кармазина), на протоколах его допроса от 2 октября 1934 года, где с его слов записано: «Митрополита Сергия как главу русской церкви я не признаю и его осуждаю за его нерешительную политику к Советской власти и неправильное интервью, данное им в 1930 году иностранным корреспондентам» , то здесь мы увидим отрицательную оценку как личности митрополита Сергия, так и проводимой им политики по легализации Церкви. Однако, как указывает в своей статье «Протоиерей Павел Острогский (1877–1937): жизнь и подвиг» архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев), имея озвученную в протоколах допроса отрицательную позицию по отношению к митрополиту Сергию, «владыка Макарий ежедневно посещал Александро-Антониновский храм и молился за богослужениями, на которых возносилось имя митрополита» , что говорит не о кардинально непримиримой позиции, а о ситуативном понимании происходивших процессов. Владыка Александр также не согласен с мнением прот. А. Мазырина, считающего, что позиция епископа Макария по отношению к митрополиту Сергию и «сергианам» «была значительно более жесткой, чем даже позиция святителя Кирилла » . Как справедливо указывает архиепископ Александр, епископ Макарий общался с духовенством Александро-Антониновской церкви – сергианами, присутствовал на службе, ввел систему подхода к нему за благословением – такое поведение, как замечает автор, «никак не согласуется с образом “идеолога истинно-православной церкви”, принципиального противника митрополита Сергия. Тем более неуместно приписывать владыке Макарию мнение о безблагодатности “сергиевской иерархии”» . Он общался и переписывался с представителями различных церковных кругов – от активного «иосифлянина» прот. Н. Пискановского до «сергианина» епископа Иоасафа (Жевахова). В переписке нет однозначного призыва уходить в катакомбы, как и нет однозначной оценки митрополита Сергия.

http://bogoslov.ru/article/5081610

Подтверждают мнение владыки Александра письма епископа Макария, его личная переписка, где нам представляется совсем иная оценка личности митрополита Сергия, которая, скажем, «несколько отличается» от трактовки, представленной следователем в его показаниях. В письме к Р.А. Ржевской, в котором говорится о переписке с епископами Иоасафом (Жеваховым) и Антонием (Панкеевым), 21 июля 1934 г., используя конспирологические имена, епископ Макарий так отзывается о митрополите Сергии, именуя его Иваном Николаевичем: «От Евд[окии] Гр[игорьевны] получил письмо от сына Иоас[афа], который говорит, что он согласен со мной в оценке Ив[анна] Ник[олевича], но мы к цели подходим разными путями. Опять он подчеркивает, Ив[ан] Ник[олаевич] высокой личной жизни, и говорит, что Господь карает церковь за наши грехи» . Приведенная цитата показывает, что, скорее всего, епископ Макарий принадлежал к тому течению иосифлян, которое видело в деятельности митрополита Сергия «иерарха, превысившего свои полномочия и допустившего по этой причине неправильные действия» . На основании вышеизложенного зададим вопрос, в чем же видели следователи принадлежность подследственных к Истинно-Православной Церкви? Может, дело было прежде всего в занимаемой позиции, которую следователи (власть) рассматривали как позицию противления государственной идеологии? Позиция митрополита Сергия на данный момент и в данном контексте считалась более легитимной, чем позиция «сектантов» – «непоминающих», «катакомбников», в данной ситуации противников Сергия, и она рассматривалась как борьба против власти? Например, посмотрим протокол допроса настоятеля Александро-Антониновской церкви г. Костромы прот. Павла Острогского 12 ноября 1934 г.: «Вопрос: Расскажите, когда и при каких обстоятельствах ВЫ примкнули к нелегальной группе ревнителей “истинноправославной церкви”, возглавляемой епископом Макарием (Кармазиным)? Ответ: К нелегальной группе ревнителей “истинно-православной церкви”, возглавляемой епископом Макарием (Кармазиным), я лично примкнул в ноябре м[есяце] 1933 года, т[о] е[сть] с того момента, когда Кармазин поселился в с[еле] Селищах». Сейчас, когда мы рассматриваем протокол, в глаза бросаются явные несоответствия реальности происходящего: протоиерей Павел, благочинный Костромы, как сразу увидел епископа Макария, так сразу же, служа в «сергиевском храме», возглавляя благочиние в «сергиевской епархии», примкнул к катакомбной группировке . К тому же, в протоколе указаны неправильные имена участников группы, что является еще одним свидетельством интерпретации слов обвиняемого следователем в своих целях.

http://bogoslov.ru/article/5081610

Епископ Сергий (Куминский), рязанец, из войсковых священников, начал службу в 1898 году священником 175-го Батуринского пехотного полка. В 1918 году освобожден от службы в действующей армии и направлен на Черниговщину настоятелем церкви села Соболевка Звенигородского уезда. С 1923 года – епископ Радомышльский, викарий Киевской епархии. Через год первый арест и заключение в Киеве. Затем арест и заключение в Краснококшайске (Йошкар-Оле), освобожден в 1928-ом. В 1930-ом опять арест и трехлетняя ссылка в Архангельский край. Освобожден в 1934-ом. С 1936-го – епископ Ачинский (Красноярский край). Арестован 4 ноября 1937 года. 5 декабря 1937 тройкой при УНКВД по Красноярскому краю приговорен к расстрелу. Казнен 11 декабря в Ачинске. Епископ Димитрий (Вербицкий), полтавчанин, выпускник КДА, смотритель Киево-Софийского духовного училища. С 1910-го года епископ Уманский, викарий Киевской епархии, с 1921 года – Белоцерковский и Сквирский. С 1930 года – архиепископ Киевский. Прошел тюрьмы Киева, Москвы (Бутырку) и лагерь города Ижмы Зырянского края. Скончался в Киеве 1 февраля 1932 года. Свою кончину предсказал заранее и сам читал канон на исход души. Похоронен на Аскольдовой могиле возле Свято-Никольского монастыря. Архиепископ Василий (Богдашевский), волынянин. Выдающийся богослов, редактор знаменитых «Трудов Киевской Духовной академии» (с 1910 года), последний ректор КДА до ее закрытия. В 1914 году в Софийском соборе хиротонисан во епископа Каневского. В советское время прошел аресты и тюрьмы Киева и Москвы, ссылку в Зырянский край. Скончался в Киеве в 1933 году от голода. Был похоронен на кладбище Никольского мужского монастыря, впоследствии уничтоженном вместе с обителью. Епископ Георгий (Делиев). Происходил из мариупольских греков. Выпускник Киевской Духовной академии. С 1921 года – епископ Богуславский и Липовецкий, викарий Киевской епархии. С 1926 – епископ Таращанский. Временно руководил Киевской епархией во время арестов Киевского митрополита Михаила (Ермакова) и епископа Макария (Кармазина). Сам был арестован в 1936 году. Ему было предъявлено обвинение в том, что он «агент польской разведки, участник контрреволюционной церковно-фашистской организации». Расстрелян по приговору особой тройки УНКВД УССР по Днепропетровской области 30 ноября 1937 года. Знаменитый современный актер и режиссер, народный артист Украины Георгий Делиев – потомок архиепископа (правнучатый племянник).

http://radonezh.ru/analytics/tragediya-n...

Иоанна Протопопова (1902-1937); от Белгородской епархии: епископа Белгородского Никодима (Кононова; 1871-1919); от Владимирской епархии: протоиерея Петра Чельцова (1888-1972); от Вологодской епархии: архиепископа Великоустюжского Алексия (Бельковского; 1842-1937); епископа Вельского, викария Вологодской епархии Николая (Караулова; 1871-1932), протоиерея Константина Богословского (1871-1937), священника Сергия Рохлецова († 1938), священника Прокопия Попова († 1918), монаха Никифора (Югова; † 1918), Нины Кузнецовой (1887-1938); от Воронежской епархии: архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Никанорова; 1855-1919); от Крымской епархии: епископа Макария (Кармазина; 1875-1937), священника Елеазара Спиридонова (1873-1937), протоиерея Андрея Косовского (1878-1920), священника Матфея Александрова (1872-1921), протоиерея Димитрия Игнатенко (1872-1935), протоиерея Михаила Богословского (1883-1940), протоиерея Виктора Киранова (1881-1942), священника Александра Ильенкова (1896- 1942), Димитрия Спиридонова (1877-1938); от Курской епархии: архиепископа Дамиана (Воскресенского; 1873-1937) и епископа Иоанна (Пашина; 1881-1937); от Московской епархии: архимандрита Гавриила (Игошкина; 1878-1959), священника Иоанна Артоболевского (1872-1938), протоиерея Сергия Кроткова (1876-1938), монахини Марии (Грошевой; 1876-1938), монахини Матроны (Грошевой; 1882-1938), протоиерея Иоанна Смирнова (1873-1937), протодиакона Николая Горюнова (1880-1938), протоиерея Всеволода Смирнова (1873-1937), священника Петра Орленкова (1876-1937), иеромонаха Иоасафа (Боева; 1878-1937), священника Емилиана Гончарова (1882-1937), протоиерея Василия Соколова (1872-1937), священника Николая Виноградова (1871-1938), священника Михаила Маслова (1874-1938), иеромонаха Герасима (Мочалова; 1870-1937), священника Виктора Моригеровского (1872-1938), Ирины Смирновой (1891-1938), протоиерея Сергия Махаева (1874-1937), Михаила Новоселова (1864-1938), Анны Зерцаловой (1870-1937), священника Алексия Зиновьева (1879-1937),

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

На допросах 9 и 11 октября он назвал себя епископом ИПЦ, не признающим ни «советской власти, как насаждающей атеизм административными мерами, закрывающей храмы и арестовывающей духовенство», ни митрополита Сергия, «за его нерешительную политику к советской власти и неправильное интервью 1930 года». После очередного ареста (вероятно 1932 года) архиепископа Серафима (Самойловича, бывшего одно время заместителем Патриаршего местоблюстителя митр. Сергия, а затем бывшего к нему в оппозиции), как признал 162 еп. Макарий, ему архиеп. Серафимом было поручено тайно окормлять приходы ИПЦ в Вятской и Ивановской Промышленной области, где духовенство, по его словам, лишь формально поминало митр. Сергия, а в действительности выполняло программу ИПЦ. В очень кратком, не более 12 строк, протоколе допроса от 13 октября 1934 года Кармазиным сказано, что нелегальная церковь при его квартире была организована с приездом его в Кострому, т.е. в 1933 году, и на одном из совершаемых богослужений роль псаломщика выполнял а/в [административно-высланный] профессор истории Серебрянский... Подпись протокола со стороны Кармазина, похоже, фальсифицирована и похоже, что «протокол» создан для привлечения Серебрянского к судебному делу, как и последующий протокол допроса от 19 октября, где в отношении Серебрянского сказано, что он служил для еп. Макария информатором в отношении новостей церковной жизни, доставлял ему «Вестник Моск. Патриархии» и прочие издания [л. 17]. Согласно обширному протоколу в 11 страниц [лл. 25–30], вероятно с псевдоподписью Кармазина, последний, якобы признал: «С самого начала Революции (мы) встали на платформу непримиримой борьбы с Советской властью и неизменно стоим на этой позиции и по настоящее время...» [л. 25] 163 . Этот протокол и по своему огромному объему, резко отличающемуся от предыдущих, и по своему содержанию, где обвиняемый «катит бочку на себя», как и по явно подложной подписи, выглядит фальшивкой, составленной в «органах». Столь же сомнительно и показание Серебрянского, которого впервые допросили 3 ноября того же 1934 года по делу Кармазина. 10 ноября Серебрянский дает следующее показание против Макария:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Из Ленинграда епископ Павлин отправился далее по европейской части страны. «Был я в Киеве, – продолжал он перечисление посещенных им архиереев, – у находящегося на покое епископа Василия (Богдашеского – свящ. А. М.), видел у Сергия еп[ископа] Митрофана; они подписались». Скорее всего, под Сергием здесь имелся в виду не Заместитель Местоблюстителя, а пребывавший в Киеве епископ Сергий (Куминский) – активный участник негласного украинского Собора. О каком епископе Митрофане при этом шла речь, не совсем понятно. «Подписался также Иосиф Петровых , митрополит Ленинградский, подписались Харьковские епископы Макарий (Кармазин – свящ. А. М.) и Аркадий (Остальский – свящ. А. М.), а за арестованного епископа Константина (Дьякова – свящ. А. М.) подписал я, так как знал его мнение по церковному вопросу и, в частности, по этому поводу. Епископы Борис Рязанский и Серафим Силичев, и Петр Зверев сказали, что пришлют свое мнение особо» 1036 . Таким образом, на основании показаний митрополита Сергия и епископа Павлина неполный список епископов, подписавших обращение к Заместителю о необходимости выборов Патриарха, устанавливается в следующем виде: 1) архиепископ Корнилий (Соболев), 2) епископ Павлин (Крошечкин), 3) епископ Афанасий (Молчановский), 4) епископ Григорий (Козлов), 5) архиепископ Фаддей (Успенский) , 6) архиепископ Дионисий (Прозоровский), 7) епископ Алексий (Готовцев), 8) митрополит Назарий (Кириллов), 9) архиепископ Григорий (Лисовский), 10) епископ Димитрий (Любимов), 11) архиепископ Гавриил (Воеводин), 12) епископ Серафим (Протопопов), передавший мнение соловецких иерархов, 13) еще один Петроградский викарий: вероятнее всего, или епископ Григорий (Лебедев), или епископ Сергий (Дружинин), 14) архиепископ Василий (Богдашевский) , 15) епископ Сергий (Куминский) (?), 16) епископ Митрофан (?), 17) митрополит Иосиф (Петровых) , 18) епископ Макарий (Кармазин), 19) епископ Аркадий (Остальский) , 20) за епископа Константина (Дьякова) епископ Павлин (Крошечкин). Кого-то еще епископ Павлин не назвал. В части, касающейся украинских епископов, информация может быть дополнена на основании посланного из СО ОГПУ в ГПУ УССР секретного отношения «Информация о положении церковников» от 13 января 1927 г.: «Выборы Кирилла в патриархи было решено провести путем сбора подписей у епископов через специальное лицо, которое должно было объезжать этих епископов. Данную миссию начал выполнять Павлин Крошечкин, Курский викарный. Между прочим, последний побывал у следующих украинских епископов: Афанасия Сквирского, Василия Каневского, Георгия Богуславского и Липовецкого, вр[еменно] управ[ляющего] Киевской митрополией, Григория Полтавского и Переяславского, Бориса Уфимского, вр[еменно] управ[ляющего] Подольской епархией, Аркадия Лубенского и Макария Уманского» 1037 . Таким образом, в вышеприведенный список можно внести еще имена епископа Георгия (Делиева) и архиепископа Бориса (Шипулина), получится 22 имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

105 Азария (Азарий) (Попцов; Т 1878), схимонах – насельник Русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне, библиотекарь, археограф, исследователь и издатель афонских документов. 108 Макарий (Кармазин Григорий Яковлевич; 18751937), епископ – выпускник Подольской ДС (1898), священник в церквах Подольской губернии (1893), военный священник (1902), священник на приходах Киевской епархии (19181922); епископ Уманский, викарий Киевской епархии (1922), с апреля 1923 г. управляющий Киевской епархией, в январе 1925 г. был арестован, выпущен в конце этого же года; епископ Екатеринославский и Новомосковский, вновь арестован, выслан в Харьков; подвергался новым арестам и ссылкам в 1927 и 1934 гг. Последний арест в 1937 г. привел к приговору к смертной казни. Причислен к лику святых в 2000 г. 109 Вероятно, имеется в виду издание:ηνολγιον των ευαγγελιν εορταςοτικον sive Kalendarium ecclesiae Constantinopolitanae M. annorum vetustate insidne … accedunt quatuor evangeliorum lectiones in codice variants/ed. S.A.Morcelli.Romae, 1788. Vol. 12. 110 Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни и деятельности игумена Русского Пантелеимоновского монастыря священноархимандрита Макария (Сушкина). СПб, 1895. 111 Eς πολλ τη, δοποτα (греч.) – На многая лета, владыко – песнопение архиерейского богослужения и традиционное приветствие архиерея в Православной Церкви 112 Иннокентий (Пустынский Александр Дмитриевич; 18681937), архиепископ – выпускник КДА (1893), преподавал в духовных школах, магистр богословия (1900); епископ Аляскинский, викарий Северо Американской епархии (1903), епископ Якутский и Вилюйский (1909), Туркестанский и Ташкентский (1912); в 1923 г. примкнул к обновленчеству, обновленческий «митрополит» Киевский и Галицкий (1924); подвергся аресту и ссылке (1933), вновь арестован (1937) и расстрелян. 113 Памяти С. И. Пономарева//СИППО. 1914. Т. 25. Вып. 2. С. 229257; Вып. 34. С. 408435; Памяти библиографа и вдохновенного певца Св. Земли С. И. Пономарева: (По переписке его с о. архимандритом Антонином и В. Н. Хитрово ). Петроград, 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010