Сланский Андрей Федорович (1795–1856), из духовного звания. Проходил службу по духовному ведомству, служил в Тамбовской казенной палате. После кончины супруги вышел в отставку и поселился в Оптиной пустыни.  См.: Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам: В 2 т./Сост. С.О. Захарченко. Петрозаводск, 2014. Т. 1. С. 70.  Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирскими особам: В 3 т./Сост. С.О. Захарченко. Петрозаводск, 2011. Т. 2. С. 314.  Житие оптинского старца Макария/Сост. Леонид (Кавелин), архим. М., 1995. С. 164–165.  В «Православной энциклопедии» переводчиком ошибочно назван архим. Агапит (Введенский) (см.: Дионисий (Шленов), иг., Андрей Кордочкин, иер. 2010. С. 408).   Дионисий (Шленов),  иг.,  Андрей Кордочкин,  иерей .  Иоанн Лествичник//Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. С. 408.  Житие оптинского старца Макария/Сост. Леонид (Кавелин), архим. М., 1995 С. 171–172.  Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария/[Сост. Агапит (Беловидов), архим.]. Свято-Введенская Оптина пустынь – Свято-Троицкая Сергиева лавра. М., 1997. С. 133.  Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам: В 2 т./Сост. С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2014. Т. 1. С. 352.  Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам: В 2 т./Сост. С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2014. Т. 2. С. 36–37.  Здесь, возможно, упоминается уставная рукопись «Лествицы» 1334 г.//ОР РГБ. Ф. 304.1. 10 (2028). Начальная часть рукописи см.: ОР РГБ. Ф. 310. 966.  Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахам: В 2 т./Сост. С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2014. Т. 2. С. 368.  Там же. Т. 1. С. 356–357.  Там же. Т. 2. С. 38–39.  Там же.  Летопись скита Оптиной пустыни//ОР РГБ. Ф. 214. 361. Л. 54.   Леонтьев К. Н.  Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни. М., 1997. С. 39–40.  Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирскими особам: В 3 т./Сост. С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2011. Т. 2. С. 268. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии

http://pravoslavie.ru/159657.html

Св. Макарий отошел в жизнь блаженную в 390 году, девяноста лет от роду 103 . Писания св. Макария Египетского Как драгоценное наследие духовной мудрости Макария остались нам 50 его бесед, писанных на греческом языке. В сих беседах он призывает души верующих к единению с Богом как высшему благу человека и для сего раскрывает, что сие единение было первоначальною целью при сотворении человека, показывает гибельные следствия первородного греха, удалившего человека от Бога, и вместе с тем объясняет восстановление союза человека с Богом чрез Иисуса Христа; указывает пути, которые приводят к сему единению, и препятствия, противопоставляемые человеку поврежденною природою и коварством духа злобы. Раскрывая трудность внутренней борьбы, от сего происходящей, он возбуждает чувство нужды в Божественной благодати для освящения нашей природы и для укрепления нашей воли. В живых чертах изображает таинственные действия благодати в душе, вступившей в единение с Богом. Свои беседы часто прерывает он молитвою. Предлагая в своих беседах тайны высшей духовной жизни, сокрытые от не озаренного светом Христовым разума и известные душам облагодатствованным, он говорит только то, что изведал своим опытом. От того, несмотря на глубину и таинственность предмета, наставления опытного учителя ясны и вразумительны. То, что было бы темно по своей возвышенности, у Макария приближается к уразумению сравнениями и образами, которые всегда просты 104 . Самое содержание бесед Св. Макария указывает на их глубокую древность. Писатель их в беседе 27 §15 представляется современным Исповедникам. Кроме того, он имеет в виду еретиков, которые говорили, что «материя не имеет начала, что она есть сила равная Богу». Но такие еретики жили прежде 4-го века и в 4-м веке. Преп. Исаак Сирин говорит о Св. Макарии, как о муже, писавшем с великою прозорливостью, и приводит места из его писаний, которые очевидно заимствованы из бесед Макария 105 . Фома Маргский, живший в начале IX века, в своей «Истории монахов» 106 приводит места из писаний Макария Египетского . Иоанн, Патриарх Антиохийский (XI в.), в своем сочинении «О монастырях», перечисляя душеспасительные писания Пастырей Церкви и Отцов пустынных, одобренные Церковью для общего употребления, помещает между ними книги св. Макария, подвижника Скитского 107 . Притом беседы Макария во всех списках греческих и в переводах арабском и сирском, по рукописям IX и даже VIII в, приписываются Макарию Египетскому 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

М., 2005. С. 478-481; Коробейникова Л. Н. «Житие Феклы» в составе Миней-Четий митр. Макария: К вопросу об апостольской тематике памятника//Макариевские чт. Можайск, 2002. Вып. 9. С. 366-378; она же. К вопросу о редакции «Жития Галактиона и Епистимии» в составе Великих Миней Четиих митр. Макария//Там же. 2003. Вып. 10. С. 525-532; Гладкова О. В. Редакции и виды Жития Евстафия Плакиды эпохи митр. Макария: Основные тенденции//Там же. С. 477-486; она же. Житие Евстафия Плакиды в Софийском, Успенском и Царском списках Великих Миней Четьих митр. Макария//Там же. 2011. Вып. 18. С. 391-402; Афиногенов Д. Е. Новгородское переводное четье-минейное собрание: Происхождение, состав, греч. оригинал//Abhandlungen zu den grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. 2006. Bd. 2. S. 261-284; Лённгрен Т. П. Великие Минеи Четьи митр. Макария и Соборник Нила Сорского: К постановке проблемы//Ibid. S. 75-91; она же. Источники Жития Арсения Великого в Великих Минеях Четьих//Вестн. Альянс-Архео. М.; СПб., 2014. Вып. 3. С. 25-39; Тасева Л. Книга пророка Иезекииля в составе Великих Миней Четьих митр. Макария//Abhandlungen zu den grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. 2006. Bd. 2. S. 199-221; Фомина М. С. Четьи сборники в составе Великих Миней Четьих митр. Макария: (К постановке вопроса)//Ibid. S. 331-358; Ранчин А. М. «Сказание» и «Чтение о Борисе и Глебе» в составе Великих Миней Четиих митр. Макария// Он же. Вертоград златословный: Древнерус. книжность в интерпретациях, разборах и комментариях. М., 2007. С. 63-68; Усачев А. С. Из истории древнерус. книжности времени митр. Макария: Великие Минеи Четьи и Степенная книга//ДРВМ. 2007. 4(30). С. 35-43; Мострова Т. Книгата на пророк Исаия във Великите Чети-Минеи на митр. Макарий//The Holy Land and the Manuscript Legacy of Slavs/Ed. W. Moscovich et al. Jerus.; Sofia, 2008. P. 281-289. (Jews and Slavs; 20); Бобрик М. А. Толковый Апостол в Великих Четьих Минеях: Два списка - две редакции//Лингвистическое источниковедение и история рус. яз., 2010/2011.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

— Часослов. М., 2002. Л. 52 об., 114. 28 Объюродети — впасть в безумие, обезуметь. — Священник Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 370. 29 Неветохранитель — вероломный человек. — Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. С. 42. В Послании к Римлянам — “неклятвохранителны” (Рим 1:31). 30 Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорения Казани (1552, ноября 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 414. 31 К данному слову в публикации было сделано следующее примечание: Вместо уверися (по новгородски, и вм. е, как и выше и ниже кое-где). 32 Избава — цена выкупаемого пленника, избавление. — Священник Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. С. 210. 34 Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13); Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорении Казани (1552, ноября 3)//Указ. соч. С. 406, 414. 35 У И. И. Срезневского имеется слово ухлебить, что значит ‘накормить’ (Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. Репринтное издание. Т. 3. Ч. 2: Т–Я. М., 1988. С. 1328), но в данном случае это значение не подходит. Ухлебать — скорее ‘растратить’. 36 Поучение Митрополита Макария о глаголющих и смеющихся в храмах (1547–1551)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 395. 37 Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Указ. соч. С. 407. 38 Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 369. 40 Подоба — способ поведения. — Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 16. М., 1990. С. 17. Священник Григорий Дьяченко со ссылкой на соответствующее место из Послания апостола Павла указывает следующее значение слова подоба — ‘подобающее употребление’. — Священник Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь.

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

—364— его проповедей, а с тем вместе о достоинстве преподавания им церковного красноречия, мы должны сказать следующее: он был большим мастером по части риторических украшений речи, переполнял ее риторическими рассуждениями. 496 Как все риторы, он мог писать на какую угодно тему, причем индивидуальность описываемого явления для подобных риторов имеет второстепенное значение. Все эти черты можно находить в сочинении Макария: похвальное слово мученику (турецкого периода) Пахомию, который самовольно напросился на мучения от Турок, ибо пожелал загладить свой мнимый 497 грех отступничества от Христа. При таких свойствах духовного красноречия Макария и его преподавания влиянию уроков Макария на учеников не могло быть вполне благотворно: научаясь виртуозности в слове, они, однако ж могли оставаться, как проповедники, глухими к живым потребностям времени и равнодушными к действительности и точным фактам. Впрочем, мы должны помнить, что Макарий быль сын своего века – и отрицать значение его, как преподавателя гомилетики или церковной словесности никак не следует!… Кроме церковной словесности в программу риторического учения в школе Макария входило и вообще изучение риторики и некоторых руководств по этой науке; так из свидетельств видно, что ученики школы читали и списывали для себя книги Коридаллея и Александра Маврокордата по части риторических познаний. 498 Таким образом, сколько знаем, преподавание риторики в Патмосской школе времен Макария было поставлено довольно прочно. Нельзя того же сказать об изучении философии в той же шкале и того же времени. По крайней мере мы очень мало знаем о том, что разумелось под «философским учением» в школе Макария и как оно происходило. Наш паломник Барский, сделавшись учеником Патмосской школы уже по смерти Макария, по его свидетельству, изучал, под —365— руководством преемников Макария по учительству, такую отрасль философии, как логика. 499 Можно полагать, что преемники Макария, не отличавшиеся инициативой, преподавали эту науку потому, что так было при первом основателе школы на Патмосе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Макарий, куда ездил по приглашению о. Архим. Патермуфия, пожелавшего, чтобы я произнес там и праздничное слово, в котором я коснулся и личности о. Макария, особенно в виду предстоящего 18 мая 1897 года пятидесятилетнего юбилея со дня его блаженной кончины. В настоящую свою поездку в Волховскую Оптину пустынь совместно с упоминавшимся уже не раз в моих сообщениях об о. Макарии тестем моим, Свящ. Н. А. Преображенским, подавшим мне главное побуждение писать об о. Макарии, изучать его печатные и рукописные произведения и собирать материалы для его жизнеописания, я вновь посетил пещерную усыпальницу о. Макария, рассматривал имеющиеся в пустыни его портреты, беседовал о нем с о. Архим. Патермуфием, совместно с тестем моим, при чем читал о. Патермуфию и письмо ко мне Преосвящ. Епископа Макария и показывал ему портрет вас за присланныя брошюры и – низкий поклон от нас, Алтайцев, за стихотворения ваши: „Блаженной памяти Архимандрита Макария». Для IV и V гимнов я поручил опытному человеку составить особые мелодии с тем, чтобы канты с нотами напечатать к юбилейному дню Блаженного. Смею надеяться, что вы позволите нам воспользоваться текстом ваших стихотворений для наших мелодий. – У нас в миссии живы два лица, видевшие о. Макария: первый о. Михаил Чевалков, переводчик и ученик его, вторая – его ученица, посланная им в миссию вместе с другой девицей; это Болховская девица Евдокия Васильевна Варламова, потом она монахиня Елена, а теперь схимонахиня Евдокия, 79-ти лет, живущая в миссионерском женском монастыре. Эта схимонахиня прибыла в миссию в 1847 году. А о. Макарий, отправивши их двоих в миссию, писал им напутственное письмо не за долго (дней за 8) до своей скорой кончины. Желательно бы видеть тот портрет о. Макария, на который вы указываете. Весьма интересно было узнать, что у вас нашлись новые материалы для биографии о. Макария... Я думаю, что он стяжал дерзновение у Господа. Замечательно, что он многим миссионерам нашим являлся во сне то с уроками, то с предвещаниями. Я, грешный, в первый или второй год по поступлении в миссию, много былу и ободрен явлением его во сне. Я видел его явившимся мне в алтаре, когда был оттуда слышен шум в самом храме. Указывая на этот беспорядок, как на последствие нерадения тех, которым поручена была Улалинская паства, он сказал мне: „Ты здесь после меня обучайся». Считаю эти слова пророческими. По милости Божией и по молитвам о. Макария, я до-днесь „обучаюсь» миссионерскому делу, и Бог помог мне изучить язык алтайский и полюбить Алтай, как родину свою. – Пишу эти строки в последние часы пред выездом в епархию. Поймете, как в это время неудобно писать тщательно о чем-либо серьезном. Время бежит. Кладу перо. Поручаю библиотекарю послать вам то, что может быть пригодным для вас благоволите прислать мне ваших стихотворений об о. Макарии экземпляров 50 бандерольною посылкою

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Исследователь приводит пример записанного в Полесье текста, в котором дети обращаются к утопленнику Макару («Макарко утопился!») с призывом вызвать дождь 370 (ср. в «Сказании» «Чудо 22», в котором рассказывается о том, как по молитвам Макария после четырёхнедельной засухи на землю пролился обильный дождь, и в Житии Макария Желтоводского: «И абие молитвами преподобнаго бысть в то время велии дождь с небеси...») 371 . Представления о Макарии как о «пастухе», покровителе животных, также реализуются в тексте «Сказания». Как уже упоминалось выше, в одном из чудес Макарий посылает уставшим путникам, направляющимся в его монастырь, лошадь («Чудо 10»). В другом чуде он воскрешает умершего телёнка («Чудо 12»). С этими сюжетами соотносится рассказ в Житии Макария Желтоводского о том, как святому повиновался лось 372 . В народной культуре XIX–XX вв. почитание Макария Желтоводского как покровителя животных, характерно и для каргопольских, и для нижегородско-костромских земель 373 . В «Сказании» святой Макарий выполняет ещё одну важную функцию, известную по Житию Макария Желтоводского. Он помогает людям избежать плена. В «Чуде 9» Макарий вызволяет заонежан из литовского плена, в «Чуде 34» и «Чуде 38» он проводит солдат сквозь вражеские полки, а в «Чуде 37» спасает из заточения невинно осуждённого человека. Представления о Макарии, как об избавителе из плена, восходят к тем эпизодам Жития, где рассказывается, как Макарий вывел из татарского плена 40 мужей, с их жёнами и детьми, а затем в одном из посмертных чудес спас «от поганых» некую жену Марию 374 . Все эти переклички между «Сказанием» и Житием ещё раз убеждают в том, что культ Макария Желтоводского сформировался в Каргополье, под воздействием нижегородско-костромской традиции. Изначально проводниками этого влияния могли быть основатели Хергозерского монастыря, выходцы, как мы предположили, из тех мест, где протекали годы земной жизни св. Макария. Позднее культ должен был поддерживаться местным духовенством на основе церковно-книжной традиции (Служба и Житие Макария Желтоводского) и, вероятно, особым образом подпитывался общеславянским архаическим знанием о магической силе «Макария». «Сказание» публикуется по списку БАН, 12.8.7. По списку из Хергозерской пустыни (по публикации К.А. Докучаева-Баскова, далее – X) приводим смысловые разночтения. Языковые разночтения, перестановки и синонимические замены слов («обитель» – «пустынь» и т. п.), пропуски или вставки малозначительных слов (частицы «же», союза «и», некоторых местоимений), не фиксируем. В ряде случаев по этому же списку (X), вносим в основной текст необходимые исправления. Писец публикуемого списка не всегда различает буквы «г» и «х», что связано, по-видимому, с особенностями его произношения. Исправления вносим только в слово «Хергозерский» (в списке иногда – «Херхозерский», «Герхозерский»), в остальных случаях сохраняем чтения списка. Приложение 1

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Письма архимандрита Макария, как и другие его сочинения, имеют преимущественно духовно-назидательный характер, что является естественным следствием его проповеднического призвания и глубокого знания Священного Писания и святоотеческой литературы. В письмах преподобный Макарий часто цитирует Библию и творения Святых Отцов 100 ; некоторые из его посланий состоят почти исключительно из цитат С. 503–516]. Письма архимандрита Макария позволяют судить о нем как о разносторонне образованном человеке с широкими интересами. Кроме автобиографических данных, в них содержится обширный материал по истории Алтайской миссии. В конце XIX – начале XX века священник Николай Лавров и К. В. Харлампович разыскали и опубликовали большую часть писем архимандрита Макария. Помимо многочисленных публикаций отдельных писем, четырежды выходили из печати их сборники. Первое издание, под редакцией священника Николая Лаврова, было осуществлено в 1851 году в Москве, в него вошли 66 писем Преподобного. Вследствие неблагоприятных толков, возникших в связи с выходом сборника, издатель приостановил публикацию второй его части. Лишь в 1860 году были напечатаны «Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии» в двух частях, куда вошли 175 писем Преподобного. Следующее издание последовало в 1903 году в Томске; это было переиздание первого тома сборника, выпущенного в 1860 году. Наконец, в 1905 году в Казани под редакцией К. В. Харламповича вышло в свет наиболее полное собрание писем архимандрита Макария, включающее в себя 305 писем, 93 из которых были опубликованы впервые. Подробные сведения об изданиях отдельных писем Преподобного, в том числе не вошедших в указанные сборники, приводятся в книге «Из духовного наследия Алтайских миссионеров» С. 229–233]. В Российской государственной библиотеке хранятся четыре неопубликованных письма преподобного Макария к протоиерею ф. А. Голубинскому, три из них приводятся в нашей книге. Прочие литературные труды преподобного Макария также служат целям духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Из других замечательных по жизни иеромонахов в Скиту были: Амвросий , – старец по кончине о. Макария. (Краткое сказание о жизни его издано в 1892 году. Леонид, впоследствии Наместник Сергиевой Лавры и писатель. Об нем издано сочинение Лаврою. Филарет – из Новоспасского монастыря, к духовному настроению которого питал уважение писатель Н. В. Гоголь, почтив его вышеприведенным письмом. Паисий – Строитель Тихоновой Пустыни. Анатолий, перешедший потом в Гефсиманский Скит. Пафнутий (из дворян), скитоначальник и братский духовник, впоследствии Настоятель Малоярославецкого монастыря. Моисей, впоследствии настоятель Тихоновой Пустыни. Иларион, келейник о. Макария, по кончине его скитоначальник. Жизнеописание его напечатано в 1897 г. Гавриил, с богословским образованием, впоследствии старец и устроитель Белокопытовской Общины Мосальского уезда, там же и скончавшейся (2 Января 1871 г.). Иеродиакон Мефодий, более 24 лет лежавший в параличе, терпение которого приводил в пример одному немцу Л. Н. Толстой (когда еще не был врагом Церкви). Исаакий, впоследствии Настоятель Пустыни. Там же под руководством о. Макария были следующие монашествующие с богословским образованием: иеродиаконы Марк и Платон, монахи: Анатолий (после о. Амвросия бывший старцем, 1891–1893), Матфей и др. С 1853 года о. Макарий занимался только старчеством, сложив с себя обязанности скитоначальника и братского духовника и передав эти обязанности старшему иеромонаху Пафнутию. Только некоторых монахинь и мирских особ продолжал он еще принимать к себе на исповедь до конца жизни, уступая усиленным желаниям их и просьбам. Преемник старца Макария О. Амвросий Пред кончиной старца о. Макария, некоторый из духовных дочерей его обращались к нему с вопросом: к кому он благословит относиться, после его кончины? – В ответ на это о. Макарий указывал некоторым лицам на о. Амвросия, а иным, как например, игуменье Белевского монастыря и Н.П. Киреевской, на келейного своего иеромонаха Илариона. Между тем, еще в 1846 году епископ Николай пригласил о. Амвросия, словесно, при старшей братии, быть помощником о. Макария по духовничеству. И он, о. Амвросий, помогая в духовничестве, трудился также в ведении переписки о. Макария с разными лицами и в переводах святоотеческих книг; но вскоре, по рукоположении в и еромонаха, впал в неизлечимую болезнь, в богослужениях не участвовал и, наконец, по указу Св. Синода, зачислен был в 1848 году в число заштатных иеромонахов. Поэтому, об о. Амвросии и его духовных дарованиях посторонние лица долго не знали. Посетители же о. Макария, встречая постоянно, около 20 лет, келейником при нем о. Илариона, по большей части стали, по кончине о. Макария, относиться к о. Илариону, как к старцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основные участники признания и обретения мощей преподобного Макария (Глухарёва) Алтайского: – Игумения Евфалия (Мастепанова), настоятельница Болховского Троицкого Оптина монастыря – восстанавливает полуразрушенный Собор и монастырь. С момента обнаружения останков в полуразрушенной крипте в 2006 году вела большую организационную и исследовательскую работу по признанию мощей преподобного Макария и прославлению его жизни и трудов во Славу Божию. – Виктор Николаевич Звягин, судмедэксперт, доктор медицинских наук, заведующий отделом медико-криминалистической идентификации ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России – осуществил экспертизу мощей и выявил ряд существенных признаков, подтверждающих принадлежность мощей преподобному Макарию (Глухарёву). – Виктор Анатольевич Ливцов, доктор исторических наук, проректор Среднерусского института управления (филиала РАНХ и ГС в городе Орел) – организовал исследование в архивных фондах Орловской области, обосновал недостоверность информации в советской антирелигиозной прессе о якобы перезахоронении на кладбище или переносе мощей преподобного Макария в музей. – Григорий Анатольевич Ивакин, доктор исторических наук, советник митрополита – осенью 2022 года обосновал необходимость завершения давно начатого процесса признания мощей преподобного Макария Алтайского. – Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников) и митрополит Орловский и Болховский Тихон (Доровских) благословили работу по обоснованию подлинности мощей преподобного Макария и в 2023 году обратились с соответствующим рапортом к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – резолюцией от 19.10.2023 года благословил признать мощи преподобного Макария (Глухарёва) Алтайского и обрести оные в Болховском Троицком монастыре, резолюцией от 21.11.2023 года благословил перенести мощи преподобного Макария Алтайского в Алтайскую митрополию. – Игумен Серафим (Голованов), настоятель Гуслицкого монастыря (Балашихинская епархия) с помощниками выполнили необходимые действия по облачению и благоговейному уходу за обретенными мощами преподобного Макария (Глухарёва).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/06/bo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010