А.А. Фокин Догматическое богословие митр. Макария (Булгакова) и иноконфессиональное богословие: связь и оппозиция Источник Введение Значение западнохристианской традиции в истории русской богословской мысли сложно переоценить. Оно проявлялось по-разному: и как апологетическое противостояние западным идеям, методам, тенденциям, выводам, и как попытки совершенно самостоятельного ответа на богословские вопросы, затрагиваемые западным богословием, и как заимствования, причем с разной степенью критичности и увлеченности. Сложнее всего для изучения заимствования, т. к. их далеко не всегда просто выявить и идентифицировать авторство. Неоднозначны, а порой полярны, и оценки этих заимствований: одни исследователи считают их неоправданным компромиссом, другие – чуть ли не единственным путем развития отечественного богословия. Догматические труды митр. Макария (Булгакова) 1 в свете этой проблемы весьма интересны для изучения. Как известно, еще при жизни богослова они получали самые разные оценки и отзывы – от высокой похвалы до тотальной критики, причем как в отношении соответствия этих трудов православной традиции, так и в отношении их самостоятельности. Так, свт. Иннокентий (Борисов) в своем отзыве отстаивал оригинальность системы преосвященного Макария 2 , распространенным было и противоположное мнение – о полной зависимости этой системы от учителей по академии архиепископа Димитрия (Муретова) и свт. Иннокентия (Борисова) 3 . Отец Георгий Флоровский пишет о повышенном интересе митр. Макария (Булгакова) к западному богословию, в особенности к римско-католическим системам 4 , а затем доводит этот тезис до предела: «У Макария нет собственных взглядов» 5 . Все эти мнения, однако, оставались утверждениями по умолчанию, без конкретного исследования текстов митр. Макария, что призвана исправить данная статья. Основное внимание автора направлено на выявление в богословском наследии владыки Макария следов западнохристианской традиции, для чего будут проанализированы все прямые ссылки митр. Макария на современные ему работы западных систематических богословов. Это необходимо, чтобы понять, с какими именно иноконфессиональными произведениями был знаком митр. Макарий и для каких целей он их использовал. Прямые ссылки митр. Макария (Булгакова) на католические догматики

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

С того времени прекратилось у Ивана воспаление внутренностей, и принял он молитвами святого великое облегчение. Начался молебен, после которого Иван отправился своим путем, вознося радостные молитвы Макарию, давшему ему исцеление. О юноше, укравшем мед из улья В обители преподобного Макария жил некий юноша клирошанин по имени Алексей. Однажды этот Алексей, прельщенный бесовским обманом, похитил мед из монастырского улья, из которого брали воск на свечи к иконе святого и для панихид. Игумен узнал, что украл мед Алексей, и начал расспрашивать его. Отрицая свою вину, тот поклялся именем Макария чудотворца. И в тот же миг померкли его глаза, и стал он слеп. Ожесточившись сердцем, но так и не раскаявшись, покинул Алексей святую обитель. Через несколько дней, осознав свои прегрешения и раскаявшись, юноша вернулся в обитель и исповедался в грехе своем перед игуменом, прося прощения. Настоятель тогда привел его ко гробу преподобного Макария и стал служить молебен по обычаю. Начал юноша плакать у гроба и просить прощения, и был возвращен свет глазам его. Восславил Алексей Бога и угодника его чудотворца Макария и остался с радостью жить в обители. Чудо святого Макария о избавлении от болезни некоей боярыни Жила в городе Чухломе некая боярыня, вдова по имени Мария. Она сильно страдала от болезни, сопровождавшейся судорогами. Узнала она однажды, что у гроба Макария происходят великие чудеса, и повелела слугам своим отвезти ее в обитель чудотворца Макария. И они привезли ее. Принесли ее ко гробу святого, и игумен по обычаю начал молебен. Она же лежала и не могла шевельнуть ни единым членом своим, только плакала и молила преподобного о прощении. И понемногу стали освобождаться члены ее, она, не вытерпев боли, заплакала еще сильнее. Тут все окружающие услышали, как затрещали ее сухожилия, и весьма удивились этому. После окончания молитвенного правила игумен по обычаю окропил Марию водою чудотворца Макария. С того часа она полностью выздоровела молитвами святого, встала сама с ложа своего, получив прощение от святого, отошла от гроба, никем не поддерживаемая. Отправилась она в обратный путь, радуясь и хваля Бога и угодника его чудотворца Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Макарий Египетский 731 родился в египетской стране, в селении, носившем название Птинапор 732 . Родители его были соименные древним святым праотцам – Аврааму и Сарре, ибо отец преподобного Макария назывался Авраамом (он был пресвитером), мать же Макария носила имя Сарра. Так как супружество родителей Макария было неплодным, то они решили проводить целомудренную жизнь, впрочем, не разлучаясь друг с другом, а проживая вместе. Итак, в течение многих лет жили родители Макария, соединенные духовным сожитием, а не плотским. Они украшали свою жизнь воздержанием и постом, частыми молитвами, неослабным бдением, щедрою раздачею милостыни, странноприимством и многими другими добродетелями. В то время, по Божественному произволению, напали на Египет варвары, которые разграбили все имущество жителей Египта. Вместе с другими и родители Макария лишились всего своего имущества, почему хотели даже удалиться из своего отечества в какую-либо иную страну. Но однажды ночью, когда отец Макария – Авраам спал, явился ему во сне Святой патриарх Авраам, в виде почтенного, убеленного сединами, старца в блестящей одежде. Явившийся Святой патриарх утешал Авраама в его несчастии, повелевая ему уповать на Господа и не отлучаться из пределов египетских, но переселиться в селение Птинапор, находящееся в той же стране. При этом патриарх Авраам предсказал родителю Макария, что Бог скоро благословит его рождением сына, как некогда благословил Он самого патриарха Авраама, когда он был пришельцем в земле Ханаанской, дав ему сына в старости ( Быт.21:2 ). Пробудившись от сна, пресвитер Авраам пересказал бывшее ему видение жене своей Сарре, и они оба воздали хвалу Богу. Немедленно после сего Авраам и Сарра переселились в указанное селение Птинапор, которое находилось в недалеком расстоянии от пустыни Нитрийской. Все это произошло по Божественному произволению, дабы имевший родиться от них сын – преподобный Макарий – сильнее возлюбил пустынническое житие, коему он предался, как мы увидим впоследствии, всей душой. Во время жительства родителей Макария в селении Птинапор, случилось, что отец Макария – Авраам так сильно заболел, что был близок к смерти. Однажды ночью, когда он лежал на одре болезни, он увидел, в сонном видении, будто Ангел Господень вышел из алтаря в храме, где служил Авраам, и, приблизившись к нему, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Церкви» 217 . Студенты, в свою очередь, любили Макария. Это видно из писем Макария. Но свидетельству Макария, студенты сами желали и даже просили, чтобы именно он читал их курсовые сочинения. Студенты также, по приглашению Макария, с охотою участвовали в его трудах по составлению догматического и нравственного богословия по сочинениям св. Димитрия Ростовского . Все это, очевидно, было возможно только при доверии и расположении студентов к своему учителю – бакалавру Макарию. Академическое начальство также неизменно было расположено к Макарию и ценило его труды и усердие. В особенности Макарию покровительствовал ректор Академии, преосв. Афанасий, который как читатели, вероятно, могли сами заметить из писем Макария, был полновластным распорядителем в жизни Академии. Мы уже знаем, что преосв. Афанасий полюбил Макария и стал ему всячески покровительствовать с первого же вечера, как тот представился ему. Впоследствии это расположение преосв. Афанасия к своему избраннику все более и более росло. Посещение лекции Макария только еще более укрепило преосв. Афанасия в его высоком мнении о дарованиях молодого бакалавра. «В тот день», читаем в одном письме Макария к Серафимову, «когда посетил мой класс преосвященный ректор, лекция моя была как нарочно лучшая из всех, мною здесь данных, и даже отделение лекции, при нем произнесенное, самое лучшее... и как расхвалил меня пред студентами преосвященный!... 218 Но преосв. Афанасий хвалил Макария не пред одними только студентами и не в одной только Академии. Он делал самые лестные отзывы о нем пред митрополитом, пред обер-прокурором и везде в С.-Петербурге и чрез то самое бесспорно много содействовал быстрому возвышению и успеху Макария по службе. По влиянию преосв. Афанасия, Макарию часто давались важные и серьезные поручения. Ему, напр., поручался выбор тем для курсовых сочинений; ему передавались эти сочинения и для прочтения; он же должен был руководить и пробными лекциями оканчивавших курс студентов. Кроме того, по рекомендации, очевидно, преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии. 1-е изд. Кн. 1. М., 1851; 2-е изд. М., 1860. Ч. I и II. Письма архимандрита Макария к Ф.А. Голубинскому//Душеполезное чтение. 1890. Ч. III; 1891. Ч. I и II. 1892. Полные записки архимандрита Макария, первого Алтайского миссионера, с августа 1830 по 1833 г. Рукопись. 68 стр. Отрывки из этих записок напечатаны: Христианское чтение. 1834. Ч. II и IV; 1836. Ч. I, III и IV; 1837. Ч. II; 1838. Ч. III. Затем отсюда перепечатаны с незначительными пропусками А.О. Стурдзой в «Памятнике трудов православных богословников русских». М., 1857. Алфавит Библии . Рукопись. Оглашение алтайцев Сост. архимандритом Макарием//Миссионер. 1875. Лепта (собрание духовно-нравственных песнопений) архимандрита Макария. 4-е изд. Бийск, 1890. Начальное учение человеком, хотящим учиться книг Божественного Писания. Рукопись. Письмо архимандрита Макария к митрополиту Филарету от 23 марта 1834 г. о потребности Российской Церкви переложения всей Библии с оригинальных языков на современный русский язык//Прибавления к творениям святых отцов. 1861. Ч. XX. Представление начальника церковной Алтайской миссии архимандрита Макария Святейшему Синоду о необходимости перевода Библии на русский язык//ЧОИДР. 1862. Кн. 3. Два письма архимандрита Макария императору Николаю Павловичу//Иркутские епархиальные ведомости. 1880. Мысли архимандрита Макария о способах к успешнейшему распространению христианства между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. Рукопись. Выдержки из этой рукописи помещены Комаровым в «Миссионере» (1874, 1875 и 1878). Несколько слов архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии. М., 1854. Жизнеописание Иова, архиепископа Екатеринославского, изданное от имени Дм.Т. Мизько. Молитва архимандрита Макария//Душеполезное чтение. 1863. Ч. II. С. 327– 328. Архимандрит Макарий. -Первая лепта. Томск, 1902. МОНАХ ИЗРАИЛЬ Монах Израиль (в миру Иван Новоскольцев) родился в 1804 г. в семье купца города Землянска Воронежской губернии 389 . Еще в молодости он возжелал жить для Бога и Ему одному служить. В Глинскую пустынь он поступил при игумене Филарете, в монашество был пострижен 4 декабря 1833 г. 390 . В ведомости о монашествующих за 1848 г. сказано, что монах Израиль «поведения хорошего, к Церкви Божией усерден...» 391

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

После рассказа Макария о борьбе с помыслом идти ли ему в пустыню, Пафнутий рассказывает о принесении кожи овцы гиеною Макарию, а не Марку, потом говорится о не плевании Макария на землю, о его летах, о виде его, об ответе его Палладию касательно смущения помыслов, потом: «из множества великих чудес и подвигов славного и доблестного Макария только сии описал я тебе, христолюбивый и любознательный раб Божий», и наконец дивный муж сей рассказывал нам еще вот какое чудо: о причастии Марка и далее уже о Марке, что он знал все Священное Писание и как подслуживал его Палладий. Первая редакция по расположению сказаний верна, а во второй, в которой многое внесено в житие Макария из Истории Египетских монахов, изменен порядок сказания и о Марке, как изменен порядок и многих других статей. Но только в первой редакции вкрались ошибки в именах; так как Макарий рассказал о чуде с Марком касательно причащения, а Палладий о подслушанном им разговоре с собою самим Марка, то и в следующем рассказе Пафнутия о гиене вместо Макария поставлено имя Марка и далее оно же ставлено в рассказе о летах Макария и виде, и так до конца. Между тем естественно было Палладию описать для Лавса вид Макария, более знаменитого, чем Марк, и более известного Палладию; ибо он жил с ним три года. А что Палладий действительно написал о виде Макария, а не Марка, то на это есть весьма древний свидетель Созомен; он пишет: другой Макарий сделался пресвитером позднее. Он испытал почти все роды подвижничества, из которых иные сам выдумал, а иные, переняв от других, исполнял с такою точностию, что от чрезмерно суровой жизни у него не росли волосы на подбородке» (III гл. 14). Все здесь извлечено из Палладия, о виде Макария буквально взято из него. А о летах Макария сам Палладий согласно повторяет тоже, что и здесь, в статье (22) о Павле фермийском: «святой Макарий отвечал: я вот уже шестидесятый год совершаю только по сту положенных молитв». А что кожа овцы принесена гиеною Макарию, а не Марку, об этом свидетельствуют еще Руфин в своей церковной истории и неизвестный писатель Истории монахов Египетских.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Том II. Тамбовский и Харьковский периоды жизни и деятельности м. Макария. (1857 –1863 г.) Предисловие В конце 1895 года издан нами первый том биографии митрополита Макария (Булгакова) . Благосклонное отношение родной нашей Академии, почтившей этот труд высокою наградою, равно как и всей вообще церковно-исторической критики и литературы к сочинению автора послужило для этого последнего новым побуждением к посильному продолжению принятой им на себя работы... Но перемена кафедры в Академии и другие некоторые обстоятельства, не зависевшие от автора, задержали выпуск настоящего тома. Во втором томе изображается жизнь и деятельность м. Макария за время 1857–1868 г., на которые надают Тамбовский и Харьковский периоды его жизни. Деятельность м. Макария в эти годы может быть обозначена как епархиальная по преимуществу, чем она существенно отличается от предшествующей его деятельности, как духовно-училищной по преимуществу, и от последующей, когда м. Макарий является пред нами в виде церковного администратора, принимающего самое деятельное и широкое участие в высшем управлении русскою церковью. Самое глубокое сочувствие к труду автора по составлению биографии м. Макария, первого преподавателя истории русской церкви в Киевской духовной Академии, и вместе желание видеть продолжение сего труда в печати выразил почивший профессор Иван Игнатьевич Малышевский , незабвенной памяти которого автор и посвящает настоящий том. Киев 1902 года, 22 ноября. 1. Вступление преосв. Макария в управление Тамбовской епархией Отъезд преосв. Макария из С.-Петербурга. Свидание с братом. Скорбные думы и болезнь преосв. Макария. Посещение Москвы и Рязани. Путешествие его по Тамбовской епархии. Прибытие в Тамбов. Первое служение и первая проповедь. 1 мая 1857 года, в самый день ангела преосв. Макария, последовало назначение его на кафедру епископа Тамбовского и Шацкаго. 12 мая преосв. Макарий сдал должность ректора С.-Петербургской духовной Академии, а чрез три дня после того оставил Академию и Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

198 См. слова и Речи Макария, митр. Московского, произнесённые в 1841–1868 г. Изд. 2 СПБ. 1891 г, стр. 21–30. Первоначально слово это было напечатано в «Христ. Чтении» (см. 1843 г. ч. II отд. V стр. 187–204) под заглавием: «Размышление на день Воскресения Христова». Кроме того из одного письма Макария к Серафимову (см. Церк. Вестн. 1883 г. 9) можно заключать, что настоящее произведение Макария было написано им еще в годы студенчества. Вот это место в письме Макария к своему другу. «Что печатаю? – а вот в последней книжке «Христ. Чтения» кое что еще студенческое мое на день Св. Пасхи». Следовательно, происхождение настоящего слова такое же, как и происхождение слова Макария, произнесенного 25 дек. 1811 г. в Киево-братском монастыре. 201 См. Церк. Вест. 1883 г. 8. Самое сочинение Макария, о котором идет речь, можно читать в Христ. Чт. за 1842 г. ч. IV отд. XII стр. 311– 521, где помещен ряд статей его под общим заглавием: «Святого отца нашего Димитрия ростовского святителя и чудотворца, догматическое учение, выбранное из его сочинений». 208 См. за 1843 г. т. X, где был помещен только отрывок из магистерского сочинения Макария на ту же тему. 210 См. Журн. Мин. Нар. Проев. 1844г т. 42 отд. 6; Отечеств. Зап. 1844. Москвитян 1844 г. 2; Библ. для Чт. 1843 г. т. 61; соврем. 1844 г. т. 34 и Литерат. Газета 1844 г. 11. 211 См. за 1844 г. 5 стр. 80–82; ср. Жизнь и труды М.Ц. Погодина. Н. Барсукова кн. VII гл. XXXI стр. 204–205. 220 См. послужной список м. Макария в брошюре: «Кончина и погребение высокопр. Макария, митр. Московс. и Колом. М. 1882, стр. 23, 25. 233 Разумеется недавно почивший преосв. Феофан, бывший епископ Владимирский, который в то время был инспектором Новгородской духовной семинарии. 236 См. арх. С.-Петербург. дух. Академии Журн. Внутреннего Правления за 21 окт. 1843 г. и Журн. Конференции за 26 февр. 1844 г. 239 См. арх. С.-Петерб. дух. Академии по Внутрен. Правлению на 1844 г. дело о декабрьских испытаниях студентов Академии. 240 ) См. там же по Внутрен. Правлению за 1845 г. дело об июньских испытаниях студентов Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Архимандрит Иона явился в Колязинский монастырь, убедился в нетлении мощей Макария и в их чудодейственной силе и засвидетельствовал о сем в Москве пред великим князем и митрополитом. Тогда великий князь и митрополит созвали в Москве собор из епископов, архимандритов, игуменов и других духовных лиц. Собору доложены были все обстоятельства явления мощей преподобного Макария, рассмотрена его святая жизнь и чудотворение как при жизни, так и по смерти, от его мощей. Собор постановил причислить преподобного Макария Колязинского к лику святых и установил местное празднование ему в день кончины 17 марта и открытие мощей 26 мая. Нетленные мощи преподобного Макария вскоре из временной палатки перенесены были в старую деревянную церковь , а потом переложены в новую дубовую раку и торжественно поставлены открыто на правой стороне новой каменной церкви, построенной купцом Боронковым. В Колязинском монастыре на обретение мощей стали петь службу, составленную Феодосием Тверитянином. Простота жизни Макария смущала некоторых и при его жизни, и заставляла сомневаться в святости его даже после открытия его мощей. Так, уже спустя десять лет по открытии мощей Макария, вельможный инок, старец Вассиан Патрикеев с укоризной говорил о простоте жизни Макария и называл его «мужиком сельским». Но митрополит Даниил на соборе заметил Вассиану, что если захочешь судить святых, так осудишь многих и в числе пророков, и Апостолов, и архиереев, и праведных, и преподобных; для Бога в деле святости важно не телесное, наружное благородие, а духовное, внутреннее 1993 . На московском церковном соборе 1647 г. установлено было «петь и праздновать повсюду» в числе других и преподобному Макарию Колязинскому, причем он помещен в числе «великих чудотворцев» 1994 . При открытии мощей преподобного Макария было записано иноками Колязинского монастыря четырнадцать чудес. Приведем некоторые из них. В странноприимнице или Богадельне монастырской жил убогий человек, по имени Иоанн: у него иссохли ноги, как дерево, и скорчились; он целых двенадцать лет только ползал, опираясь руками на маленькую клюку.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Для вас драгоценным наследством опытной мудрости Великого Макария служат 50 Слов и 7 наставлений и два послания. Они по всем спискам греческим, как и в переводах сирском и арабском, приписываются св. Макарию Египетскому 845 . Некоторые (Селье, Удин) хотят видеть в сочинителе бесед современника пелагианских споров. Напрасно! предметы, о которых говорит Авва ученикам своим, такие, которые каждый день представляются вниманию людей, имеющих тяжкое дело с своею душою. Вопрос о благодати и свободе Авва решает просто, повелевая молиться и трудиться. Если бы мы исполняли от всей души простой и святой совет Аввы, спорам праздности не было бы ни места, ни времени. Содержание бесед указывает на глубокую их древность. Наставник в 27 беседе представляется современником исповедникам. В виду его еретики, которые говорят, что «материя не имеет начала и она есть корень, корень – сила и сила равная Божией» 846 . А такие люди слишком известны были далеко прежде 4-го века и в 4 веке. Нельзя еще не заметить, что точно также, как ныне некоторые соблазняются содержанием бесед Макария и по содержанию их не хотят признавать их беседами Великого Макария, во время св. Исаака Сирина некоторые соблазнялись письмом св. Макария, не отвергая однако подлинности письма. Но если тогда одна неопытность в предметах духовных соблазнялась письмом, а св. Исаак, объяснив содержание письма для недальновидных, называл писателя письма: «Св. Макарием» 847 , то не тоже ли следует сказать и о соблазняющихся содержанием бесед Макария? Между тем в доказательство важности и подлинности Бесед мы можем еще указать на суд Иоанна Антиохийского патриарха 11 века; патриарх, перечисляя душеспасительные писания пастырей Церкви и отцов пустынных, одобренные Церковью для общего употребления, помещает между сими писаниями «книгу св. Макария», и сего Макария относит к подвижникам скитской пустыни т.е. той самой, где подвизался Великий Макарий 848 . 831 Макарий Александрийский назывался городским (πολετικος) от того, что родился в городе Александрии (Созомен 3, 44.); он жил еще три года по смерти Макария Египетского (Палладиев Лавз.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010