2007. С. 27). В 1821-1855 гг. мон-рь возглавлял строитель игум. Венедикт (Краснопевцев; † 1855), брат киевского старца прп. Парфения (Краснопевцева) . В 1822 г. он ходатайствовал перед еп. Тульским Дамаскином (Россовым; † 1855) о выдаче книги для сбора пожертвований «на поправку... ветхостей» (ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 18. Д. 1355. Л. 1, 2). Благодаря авторитету братьев, купцы и др. благотворители стали помогать обители. Так, значительные суммы жертвовала гр. А. А. Орлова-Чесменская, что позволило игумену развернуть строительные и ремонтные работы. К сер. XIX в. почитание прп. Макария прекратилось, наименование «Макариевская» уже редко встречалось в монастырской документации, «не сохранилось определенного известия о месте его погребения» ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 9). В 1815-1816 гг. рядом с колодцем Жабынец вместо деревянной Никольской часовни строился каменный Никольский храм. При копании рвов под фундамент церкви насельники обрели некий гроб (по другой версии, 3 гроба), к-рый посчитали гробницей прп. Макария, и стали служить панихиды. По монастырскому преданию, останки были «честно опущены в землю» под алтарем Никольского храма, освященного 18 нояб. 1818 г. С этого времени Никольский, а не Введенский храм стал считаться местом погребения основателя мон-ря. Возобновление почитания прп. Макария связано с деятельностью игум. Ионы (Белобородова; 1814-1895), родившегося 22 янв., в день памяти преподобного. В 1875 г. он возглавил М. Ж. м., собрал известия об исцелениях по молитвам к прп. Макарию и в 1879 г. в Никольской ц. над предполагаемым местом его погребения поставил деревянную гробницу. В 1886 г. игумен сообщал в Тульскую духовную консисторию, что память прп. Макария 22 янв. «чествуется служением соборной панихиды, но с какого времени началось служение панихиды и почему вместо молебна служатся панихиды - неизвестно» ( Тихон (Шарапов), иером. Жабынь//Рус. инок. 1913. 4. С. 249). 26 июля 1886 г. комиссия, в состав к-рой вошли кафедральный прот. А. И. Иванов, благочинный белёвских храмов прот. М. Ф. Бурцев и настоятель Преображенского мон-ря иером. Анатолий (Турбин), подготовила заключение о почитании прп. Макария. 16 дек. 1887 г. Синод утвердил доклад Тульского и Белёвского архиеп. Никандра (Покровского) о восстановлении дня памяти прп. Макария. 17 янв. 1888 г. Синод предписал служить во всех церквах и мон-рях Белёва и в М. Ж. м. 21 янв. всенощное бдение с литией, 22 янв.- раннюю литургию с молебном. 22 янв. 1888 г. впервые после долгого перерыва в М. Ж. м. произошло торжественное чествование памяти преподобного с совершением крестного хода, обитель посетили ок. 1500 чел. Из Покровского храма г. Белёва в М. Ж. м. была принесена икона прп. Макария (Чествование памяти прп. Макария Жабынского гражданами г. Белёва Тульской епархии//ПрибЦВед. 1888. 5. С. 120-121). 28 февр. 1889 г. указом Синода обитель была именована «Макариевской Жабынской пустынью в честь преподобного Макария, почивающего в оной» (Тульские ЕВ. 1889. 6. С. 117-118).

http://pravenc.ru/text/2561260.html

171 По характеристике И. В. Попова , «мистические элементы, как факт внутреннего опыта, настолько тесно сплелись в сочинениях Макария с его богословской теорией, что разделить два элемента при анализе его творений не всегда представляется возможным» (мы бы Добавили, что подобное разделение является не только невозможным, но и ненужным. – А.С.). Главной целью монашества в глазах преп. Макария представляется следующее: «Подвижник отрекается от мира, родных и имущества, чтобы взамен этих земных утех еще ныне, т.е. во время земной жизни, получить высшие, небесные дары. Он трудится не для достижения только загробного идеала, но ради благ, доступных в условиях земного существования». См.: Попов И.В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетскаго //Попов И.В. Труды по патрологии. Т. 1: Святые отцы II-IV веков. СТСЛ., 2004. С. 187. Относительно весьма горячо обсуждаемой современными исследователями проблемы творений, связываемых с именем преп. Макария, свои предварительные соображения мы высказали во вступительной статье к кн.: Творения древних отцов-подвижников: св. Аммон, св. Серапион Тмуитский , преп. Макарий Египетский , св. Григорий Нисский , Стефан Фиваидский, блж. Иперехий/Перевод, вступительная статья и комментарии А.И. Сидорова . М., 1997. С. 9–17 (переиздано: М., 2012. С. 10–25), а также в статье о преп. Макарии в настоящем издании на с. 401–512. 172 Обстоятельства жизни преп. Макария детально проанализированы в кн.: Бронзов А. Преподобный Макарий Египетский . Его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. Т. I. СПб., 1899. С. 137–274. На нее мы в данном случае и ориентируемся, при ссылках указывая лишь в скобках номера страниц. 173 По словам А. Бронзова , «он просил своих родителей прекратить разговоры об его женитьбе как деле, конечно, неугодном Богу. Но родители, пренебрегая отговорками сына, снова стали просить его о повиновении им в данном случае. Между тем преп. Макарий был занят совсем другими мыслями: сосредоточив все свои заботы и помышления в одном Господе, он ежедневно читал книги в церкви и дома и вдумывался в их содержание. Отец преп. Макария, забыв о словах Авраама и Ангела, явившихся ему (во время болезни отца преп. Макария, еще до рождения его, было дано такое явление. – А.С.), в согласии со своею женою привели свои намерения относительно преп. Макария в исполнение: вопреки желанию последнего заставили его вступить в брак с одною женщиною, согласно с человеческими законами, т.е. установлениями и обычаями того времени и места. Но, так как сердце преп. Макария прилепилось только к одному Богу, так как все его заботы и сердечные стремления сосредоточились лишь в одном Господе, то, как и следовало ожидать, он совсем не прикасался к своей жене и даже не смотрел на нее, чтобы, т.е., даже взгляд его оставался чистым и неоскверненным» (с. 171).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Сведения о жизни и писаниях св. Макария. Ближайшим преемником учительскаго дара св. Антония был св. Макарий Египетский. Сказания сохранили только два случая посещения св. Макарием св. Антония, но надо полагать, что это были не единственные случаи. Вероятно св. Макарию не раз приходилось прослушивать пространныя беседы св. Антония, которыя, исходя из своего уединения, вел он иногда чрез всю ночь к собравшимся для назидания от него и ожидавшим его в монастыре братиям, как уверяет Кроний (Лавс. гл. 23). Оттого в беседах св. Макария слышатся почти слово в слово некоторыя наставления св. Антония. Читающий те и другия подряд, может заметить это тотчас же. И нельзя не признать, что этот светильник — св. Макарий — возжен от того большаго светила — св. Антония. Сказания о жизни св. Макария не дошли до нас во всей целости. Все, что можно было узнать о нем, собрано в его жизнеописании, помещаемом при издании его бесед. Замечательнейший в ней случай, — это напраслина, претерпенная им, когда он жил еще недалеко от селения. Какое тут смирение, какое самоотвержение, какая преданность в волю Божию! Эти черты потом характеризовали и всю жизнь св. Макария. Гласно признался и сатана, что в конец побежден смирением св. Макария. Оно же было лествицею и к тем высоким степеням духовнаго совершенства и даров благодати, какия видим наконец у св. Макария. Из писаний св. Макария имеем 50 бесед и послание. Оне давно издаются в русском переводе, и нет нужды помещать их в нашем сборнике, как оне есть. Сделаем выбор из них, который представлял бы в некотором порядке наставления св. Макария. Ибо оне представляют нечто целое и замечательны тем, что подробно выясняют главное дело христианства, — освящение падшей души действием благодати Святаго Духа. Это главный пункт, куда направляются у него все почти уроки. Так делает и Греческое Добротолюбие. Из св. Макария помещает оно у себя не беседы его, а 150 глав, извлеченных Симеоном Метафрастом из его бесед, кои у нас составляют семь слов. Но что делает Метафраст, то может сделать и всякий. То делаем и мы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Примеч. Некоторые (Сельер, Удин) подвергают сомнению подлинность писаний св. Макария, думая видеть в сочинителе бесед современника пелагианских споров. Но из того, что Макарий в своих беседах более всего говорит о свободе и благодати, нельзя заключать о современности его с спорами пелагианскими. Предметы, о которых Макарий говорит своим ученикам, таковы, что каждый день представляются вниманию людей, бдящих над своею душою; и Макарий решает их просто, повелевал только трудиться и молиться. Притом, семена пелагианства существовали ещё прежде Пелагия 363 . Возражают ещё против подлинности писаний Макария то, что ни Иероним, ни Геннадий, в списке знаменитых мужей Церкви, не упоминают о писаниях Макария; даже Сократ, говоря в своей Церковной Истории о св. Макарии, не упоминает об его писаниях, между тем, говоря непосредственно после Макария об Евагрии, упоминает об его писаниях 364 . Но это возражение несильно. Может быть, ни Иероним, ни Геннадий, не видели писаний Св. Макария, тем более что писания Макария, вероятно, первоначально появилось на коптском языке, общеупотребительном тогда в Египте. Притом, Иероним не упоминает о многих древних писаниях, которых подлинность несомненна. А Сократ упоминает о писаниях Евагрия не с тем намерением, чтобы дать другим знать, что Евагрий был писатель, но потому, что Евагрий в одной из своих книг говорит о том же предмете, о котором и Сократ; посему, сказав о книгах Евагриевых, тотчас же начинает выписку из них о Макарии 365 . Самое содержание бесед Макария указывает на их глубокую древность. Писатель их в 27 беседе представляется современником Исповедников. Кроме того, он имеет в виду еретиков, которые говорят, что «материя» не имеет начала, что она есть корень всех вещей, сила равная Богу 366 . Но такие еретики жили прежде 4го века и в 4м веке. В доказательство важности и подлинности бесед Макария мы можем ещё указать на отзыв Иоанна антиохийского Патриарха (XI в). Патриарх, в своём сочинении о монастырях, перечисляя душеспасительные писания пастырей Церкви и отцов пустынных, одобренные Церковью для общего употребления, помещает между сими писаниями книгу св. Макария, подвижника Скитской пустыни 367 . Главный предмет учения. Учение св. Макария Египетского о благодати

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Любезнейшему братцу Отцу Алексею свидетельствую любовь и почтение убогой души моей. И всем сродникам усердно желаю всякой милости Божией. Благословите меня, милостивейший родитель! Недостойного именоваться сыном вашим и архимандритом Макария. 1825 г. Апреля 27 дня. 2 Милостивейший Родитель Священнопресвитер Иаков Михайлович! Извещая Вас, что я по милости Божией благополучен, прошу покорнейше исходатайствовать для старицы Екатерины паспорт, так называемый вечный, ибо тому с коим она пришла сюда, срок уже вышел 11 . Письмо же, при котором будет отправлен паспорт, извольте надписать: Ее Превосходительству Александре Петровне Г-же Хвостовой в Киев на Печерск близ Лавры. Желаю Вам и братцу моему Алексею Яковлевичу в радости встретить праздник Рождества Христова, и остаюсь с сыновнею преданностью, почтением и благодарностью. Недостойный А. Макарий. 1825 г. Ноября 17 дня. 1 Письмо, важное для установления некоторых спорных данных в биографии архим. Макария, освещающее притом состояние его духа после оставления ректорства в Костромской семинарии. 2 Послушник Иван Савельев, с судьбою которого сплелась на некотором протяжении жизнь о. Макария 6 Иеросхимонах Ливерий, имевший большое влияние на образование нравственного характера о. Макария (см. ниже письмо к Г. Т. Мизко, 11). В годы службы Макария в Екатеринославской семинарии, он был духовником Екатеринославского владыки. Потом жил на покое в Самарском Пустынском монастыре († 1825 г.). 7 Слободско-Украинский епископ Павел Саббатовский, префект и ректор Смоленской семинарии в годы учения там Макария Глухарева. 9 Ректор Мелетий Леонтович, магистр 1-го курса СПб академии и затем (1814−1817) бакалавр греческого языка († 1840 г.) в сане Харьковского архиепископа. Инспектор Смарагд Крыжановский, магистр 3-го курса СПб академии (1819) ( † 1863 г.) на Рязанской кафедре. В 1847 г. ему пришлось отпевать в г. Болхове архим. Макария. 10 К. Д. Грузин, ученик Макария по Екатеринославской семинарии, по окончании в 1823 г. Киевской академии был оставлен здесь бакалавром философии, но в конце 1825 г. покинул должность. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Единодушной высокой оценки удостоились те разделы «Истории» Е. Е. Голубинского , в которых рассказывается, например, об архитектуре каменных и деревянных церквей. Правда, автор лишь слабо затронул мир древнерусской иконописи, тогда сравнительно мало привлекавшей к себе внимание исследователей. Труд Е. Е. Голубинского , действительно, содержит много нового и ценного, но и труда Преосвященного Макария он не заменил, не затмил. Едва ли кто решится сейчас, с расстояния почти ста лет, отдавать «Истории» Е. Е. Голубинского предпочтение перед «Историей» митрополита Макария. Между тем в начале века считалось, что труд митрополита Макария устарел. Сейчас оценки несколько другие, более благоприятные для «Истории» Преосвященного Макария. Рассмотрим для примера разницу в подходах Преосвященного Макария и академика Е. Е. Голубинского к проблеме интерпретации устава князя Владимира – важнейшего церковно-исторического памятника. По мнению митрополита Макария, ни одна из его известных редакций «не представляет этого устава во всей целости и в том подлинном виде, в каком он вышел из рук законодателя; всё это только копии, в которых переписчики частию по собственному мудрованию (например, в предисловии), а более по требованию обстоятельств, места и времени позволяли себе изменять слова и обороты речи и делать прибавления и сокращения как в несущественных, так и в существенных частях» т. I , с. 126]. Как считают современные светские исследователи, «здесь у Макария изложено мнение об общем направлении истории текста устава, которое в дальнейшем стало господствующим» с. 17]. Согласно заключению митрополита Макария, устав святого князя Владимира – это сознательное извлечение из византийского номоканона, который являлся, «с одной стороны, первым приложением к условиям жизни русской общецерковного, но, в частности, византийского законоположения, а с другой – первым опытом местного, самобытного церковного законодательства в России» т. I , с. 117–118]. При такой оценке устав приобретает ключевое значение в истории Русской Церкви, но митрополит Макарий идет дальше. Он усматривает в уставе национально-самобытное явление, отличное от византийского. Таким образом, по мнению Преосвященного Макария, в самом первом опыте церковного законодательства на Руси не было слепого копирования византийского образца, но творческое усвоение общеправославных норм. Митрополит Макарий отмечает, что если в Византии сфера церковного суда охватывала духовенство, то на Руси – более широкую группу церковных людей; в Византии суд вершила та сторона, к которой принадлежал ответчик, в то время как устав Владимира вводил смешанный суд двух властей для споров людей различной (церковной и светской) принадлежности; наконец, согласно уставу Церковь на Руси получала право суда по многим делам, которые в Византии велись светской властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Отсюда Вассиан, отрицая законность действий государя в канонизации митрополита Ионы, пришел к отрицанию и самых последствий этих действий, какими была в данном случае канонизация Ионы. Притом нужно иметь в виду то весьма важное обстоятельство, что сомнение Вассиана в святости м. Ионы не было исключительным, единичным фактом. Даже в самое житие Ионы занесено несколько примеров не уважения к этому святителю; еще при жизни Ионы не хотел слушать его определений известный подвижник Пафнутий Боровский; один боярин не верил святости м. Ионы и потому не принимал его благословений; существовали такие лица, которые отвергали некоторые из чудес, совершенных м. Ионою 462 . Более является данных для уяснения скептического отношения Вассиана к святому Макарию Калязинскому. Личность Макария и его деятельность тесно были связаны с кружком людей, воспитанных и симпатизировавших идеям Иосифа Волоцкого , и принадлежавших к числу его приверженцев. Святого Макария знал лично Иосиф Волоцкий и оставил о нем похвальный отзыв в своем «отвещании любозазорным». 463 Мощи преп. Макария открыты были в 1521 году и канонизация их была совершена м. Даниилом. Когда дошел слух до Москвы о происходящих, от мощей св. Макария чудесах, то митрополит потребовал к себе на лицо людей, получивших исцеление. Часть их действительно явилась в Москву. Для расследования дела о чудесах Макария Даниил отправил на место происшествия и совершения им чудовского архимандрита Иону, и уже только после подтверждения всего слышанного о чудесах Макария архимандритом Ионою, митрополит созвал собор, на котором и установлено было чествование мощей преп. Макария Калязинского 464 . Особенную, священную ревность к прославлению мощей св. Макария оказал Юрий Иванович Дмитровский, брат великого князя, человек, все симпатии которого издавна находились на стороне Волоколамского монастыря и его постриженников 465 . Таким образом. личность св. Макария Калязинского постоянно окружена была симпатиями людей, связанных, с традициями Иосифа Волоцкого .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

См. о нём: Игумен Макарий. Всероссийский Митрополит Афанасий (1564–1566)//БТ. Сб. 25. 1984. С. 247–259. 9 Об этом же говорится в 33-й главе постановлений Стоглавого Собора (Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 2. М., 1985. С. 296–297). 10 Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 401–410. 14 Кудрявцев И. М. “Послание на Угру” Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в.//ТОДРЛ. Т. 8. М.; Л., 1951. С. 158–186. 17 Лурье Я. С. Заметки к истории публицистической литературы конца XV — первой половины XVI в.//ТОДРЛ. Т. 16. М.; Л., 1960. С. 464–465. 18 Архимандрит Макарий. Послание Митрополиту Макарию//Макарьевские чтения: Русские государи — покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 99–104; Он же. Жизнь и труды святителя Макария… С. 397–398. 19 Здесь и далее цитаты из Священного Писания приводятся автором Послания в более или менее свободном виде. — Ред. 20 Ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 410. 21 Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоан­ну IV (1547, января 16); Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 365, 406. См. также: Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. С. 550; Архимандрит Макарий. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570)//Альфа и Омега. 2003. 1(35). С. 134. 24 Истнити — разбить, сокрушать, стереть. — Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. М., 1986. С. 385. 25 Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Указ. соч. С. 406. 27 Молитва, читаемая в конце великопостной утрени и вечерни: “Небесный Царю, веру утверди, языки укроти, мир умири, святый храм сей (или святую обитель сию) добре сохрани…”.

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

Макария: его мероприятия по Нравственно-воспитательной, учебной и экономической частям управления Академией. Профессорская деятельность преосв. Макария Служение преосв. Макария в должности редактора академического журнала, главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в столичных заведениях, члена Главного Правления Училищ, ординарного академика Императорской Академии Наук, председателя Комитета для издания кратких духовно нравственных книг и члена временной С.-Петербургской синодальной Конторы; частные ученые поручения преосв. Макарию. Учено-литературная деятельность преосв. Макария; богословские труды его; сравнение догматических систем преосв. Макария и преосв. Димитрия по их содержанию; церковно-исторические и проповеднические труды преосв. Макария. Успехи преосв. Макария по службе. Отношения его к начальству, сослуживцам и подчиненным. Редкое трудолюбие преосв. Макария. Отношения его к своим знакомым и родным; посещение его матерью. Состояние его здоровья. Назначение преосв. Макария на тамбовскую архиерейскую кафедру, прощание с Академией, избрание его в почетные члены Академии и выезд его из С.-Петербурга. 20 декабря 1850 года ректор С.· Петербургской духовной Академии преосв. Евсевий (Орлинский) был переведен на новоучреждённую самарскую архиерейскую кафедру. В тот же самый день на его место ректором Академии Св. Синод определил инспектора архимандрита Макария с присвоением ему лично степени настоятеля первоклассного монастыря 523 . Так исполнилось ожидание и желание многих близких к Макарию лиц видеть его в:, должности ректора той Академии, на пользу которой он трудился уже много лет. Еще за два года пред тем, 26 мая 1848 года, преосв. Евсевий писал своему другу А.В. Горскому о Макарии: «приятно мне и то представлять, что приготовляется или готов на смену меня такой прекрасный ректор Академии. Это говорю не шутя. Лучше человеку подготовиться на месте, чем быть издали пересаженным не на свою почву. Он без сомнения более привык к здешнему климату, чем я; при том и обстоятельства его довольно отличны от моих» 524 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Благоприятный исход ревизии С.-Петербургской духовной Академии в 1843 г. для иеромонаха Макария. Присвоение иером. Макарию звания экстраординарного профессора Академии. Назначение иером. Макария на должность инспектора Академии, усвоение ему звания ординарного профессора и возведение его в сан архимандрита. Профессорская деятельность архим. Макария: преподавание им основного и догматического богословия и русской церковной истории. Отношение программ архим. Макария по богословским наукам к программам Димитрия и Иннокентия, его учителей по Киевской духовной Академии. Архим. Макарий, как инспектор Академии. Деятельность архим. Макария в качестве члена Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях и члена С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. Частные поручения ученого характера, дававшиеся архим. Макарию в эго время. Архим. Макарий, как ревизор духовных семинарий: Олонецкой, Орловской, Тульской и С.-Петербургской с подведомственными им низшими духовными училищами, Посещение архим. Макарием своей родины в 1848 г. Учено-литературная деятельность архим. Макария: характеристика архим. Макария, как проповедника, в Петербургский период его жизни. Частная жизнь архим. Макария: отношения его к высшему духовно-учебному начальству, к непосредственному своему начальству, в лице ректоров С.-Петербургской духовной Академии – преосвящ. Афанасия и преосв. Евсевия, к своим сослуживцам, подчиненным и знакомым. Первый год службы иером. Макария в С.-Петербургской духовной Академии закончился для него также счастливо и успешно, как и начался. В конце этого (1842–43) года С.-Петербургский м. Антоний (Рафальский), при содействии присутствовавшего тогда в св. Синоде преосв. Гедеона, еп. Полтавского, обозревал С.-Петербургскую духовную Академию по всем частям её управления. В своем отчете об этой ревизии м. Антоний, между прочим, свидетельствовал пред Св. Синодом, что он «нашел в воспитанниках Академии по догматической части твердое православное направление, в изучении св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010