Исповедничество святителя Макария Днепропетровского В этом году исполняется 70-летие исповеднического подвига и мученической смерти одного из архипастырей, который в наиболее сложный исторический период для Русской Православной Церкви окормлял верующих Днепропетровского края, — священномученика Макария (Кармазина). Образы человеческие обладают неповторимой учительной силой. Поэтому для нашего духовного роста и особенно воспитания наших детей очень важно обращаться к тем личностям, которые жили, воспитывали и сами духовно росли в Церкви. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в середине августа 2000 года в Москве, причислил к лику святых свыше 1150 новомучеников и исповедников Российских, подвижников веры и благочестия. Все они, до того не явленные миру, но ведомые Богу, прославлены поименно. Среди них — и священномученик Макарий (Кармазин), епископ Днепропетровский. Священномученик Макарий — удивительная личность, о которой, к сожалению, мало кто знает не только в России, но даже в Днепропетровске. В силу замечательных административных и организаторских способностей, неиссякаемой энергии и всепоглощающей преданности церковному делу он пользовался авторитетом не только в Днепропетровской епархии, но и за ее пределами. С 1922 по 1925 год по причине отсутствия экзарха и в связи со сложившимися обстоятельствами ему, как правопреемнику, приходилось решать проблемы, выходящие за пределы его кафедры, что делало его фигуру ключевой в церковной ситуации на Украине. Прошло 70 лет со дня мученичества святителя, показавшего необыкновенное мужество и стойкость в вере. За это время написано множество икон святителю, а в Днепропетровске уже воздвигнут храм в его честь. Священномученик Макарий родился 1 октября 1875 года в местечке Меджибаж Подольской губернии. При крещении родители нарекли его Григорием. Его пастырская деятельность началась очень рано. Григорию Кармазину не было и 18-ти, когда он был рукоположен в сан иерея небольшой церкви в селе Витковец Каменецкого уезда Подольской губернии. Однако молодой пастырь не стремился к тихой жизни сельского священника. Свое призвание он видел в духовном служении воинам. И в 27 лет Григорий становится военным священником 8-го запасного кавалерийского полка.

http://pravoslavie.ru/3810.html

Вышла в свет книга для детей о священномученике епископе Макарии (Кармазине) 27 декабря 2006 г. 15:48 В наступающем году Днепропетровская и Павлоградская епархия будет праздновать 70-летие исповеднического подвига и мученической кончины одного из архипастырей, который в наиболее сложный исторический период для Русской Православной Церкви окормлял верующих Днепропетровского края — священномученика Макария (Кармазина). Духовенство епархии и верующие уже начали подготовку к празднованию юбилея. По этому случаю настоятель Свято-Духовского храма с. Вольное Новомосковского благочиния иерей Георгий Ханов написал и издал книгу для детей «Огненный духом». Книга состоит из семи глав, на страницах которой автор в доступной и занимательной для юных читателей форме рассказывает о жизни и проявленном героизме православного архипастыря, не пожелавшего изменить своей вере и пойти на лукавом поводу безбожной власти. В конце издания читатель может найти молитву к святому мученику. Первый тираж книги составил 10 тысяч экземпляров, в следующем году планируется осуществить повторное издание. Презентуя новую книгу, митрополит Днепропетровский и Павлодарский Ириней сказал: «Имея совершенную любовь к Богу, священномученик Макарий не боялся страданий. Он сегодня являет собой пример мужества, крепости, силы и мудрости. Взирая на Его терпение и верность Христу, мы сегодня прибегаем к нему с мольбой, чтобы Он помог нам в стяжании Святого Духа, а также любви и уважению друг к другу. Он наш земляк и его жизненный путь поможет нам научиться терпению, добродушию и вниманию к ближним». Священномученика Макарий отличали замечательные административные и организаторские способности, неиссякаемая энергией и всепоглощающая преданность церковному делу. Он пользовался авторитетом не только в Киевской епархии, но и далеко за ее пределами. С 1922 по 1925 год по причине отсутствия экзарха и в связи со сложившимися обстоятельствами ему, как правопреемнику, приходилось решать проблемы, выходящие за пределы Киевской епархии , что делало его фигуру ключевой в церковной ситуации в Украине. В Днепропетровске воздвигнут храм в его честь.

http://patriarchia.ru/db/text/176157.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ Геогрий (Делиев), архиеп. Днепропетровский. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. Геогрий (Делиев), архиеп. Днепропетровский. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. (Делиев Спиридон Георгиевич; 11.12.1878, с. Б. Каракуба Мариупольского у. Екатеринославской губ.- 8.12.1937, Днепропетровск), архиеп. Днепропетровский. По окончании в 1902 г. Екатеринославской ДС определен законоучителем в церковноприходскую школу. С 1905 г. законоучитель коммерческого уч-ща и жен. гимназии г. Александровска Екатеринославской губ. (ныне Запорожье, Украина). В 1915-1919 гг. учился в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. 28 дек. 1921 г. пострижен в монашество, 8 янв. 1922 г. хиротонисан митр. Киевским и экзархом Украины Михаилом (Ермаковым) во епископа Богуславского и Липовецкого, викария Киевской епархии, с 1926 г. епископ Таращанский, викарий той же епархии. После арестов митр. Михаила и викарного Уманского еп. сщмч. Макария (Кармазина) к Г. с янв. 1925 г. перешло временное управление Киевской епархией. Противодействовал возглавленному Ф. Булдовским обновленческому автокефалистскому движению на Украине (лубенский раскол), вместе с др. укр. епископами осудил григорианский раскол . По возвращении в кон. 1925 г. из ссылки еп. Макария Г. отказался передать ему управление епархией, что вызвало осуждение мн. архиереев. С 1928 г. епископ Днепропетровский, с 1932 г. архиепископ. В 1932-1933 гг. участвовал в зимней сессии Свящ. Синода. Арестован 1 окт. 1937 г., во время следствия находился в тюрьме г. Днепропетровска. Обвинялся в участии в «контрреволюционной фашистской церковной организации», дал показания против себя и др. лиц. Расстрелян по приговору особой тройки УНКВД УССР по Днепропетровской обл. от 30 нояб. 1937 г. Арх.: Архив УСБ Украины в Днепропетровской обл. Д. П-24345. Лит.: ЖМП. 1932. 11-12. С. 2; 1933. 14-15. С. 4; За Христа пострадавшие. М., 1997. Кн. 1. С. 304; Польский. Т. 2. С. 93; Доненко Н. , прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. Ч. 1. С. 334-340. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/164263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОЗЫБКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Черниговской епархии, существовало в 1923-1924 гг. Было названо по г. Новозыбкову, центру Новозыбковского у., переданного в 1919 г. из состава Черниговской губ. УССР в состав Гомельской губ. РСФСР (ныне адм. центр Новозыбковского р-на Брянской области ). В Новозыбкове с уездом проживало значительное число старообрядцев- беглопоповцев , а также единоверцев (см. ст. Единоверие ). Последние начиная с 1919 г. неоднократно обращались к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) с просьбой назначить викария для окормления единоверческих приходов. Весной 1923 г. вслед. репрессий против укр. епископата временно управляющий Киевской епархией Уманский еп. сщмч. Макарий (Кармазин) и пребывавший на покое еп. бывш. Ананьевский сщмч. Парфений (Брянских) в Киеве тайно хиротонисали Феодора (Власова) во епископа Вышгородского. Согласно материалам следственного дела еп. Макария, еп. Феодор «представлял из себя нечто вроде резерва» и должен был приступить к исполнению обязанностей по управлению Киевской епархией лишь в случае ареста остальных епископов. Патриарх свт. Тихон, освобожденный из-под ареста по постановлению Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 25 июня 1923 г., в том же году признал хиротонию еп. Феодора, но в связи с тем, что власти запретили еп. исп. Пахомию (Кедрову; впосл. архиепископ) проживать в Чернигове (вслед. чего Черниговская епархия осталась без епископского окормления), утвердил еп. Феодора Новозыбковским викарным архиереем Черниговской епархии. По сообщению митр. Мануила (Лемешевского), еп. Феодор отказался выезжать из Киева, предпочитая «служить келейно и старчествовать». Однако более вероятно, что к месту служения владыка не прибыл из-за запрета властей. В кон. 1924 г. еп. Феодор заболел тифом, скоропостижно скончался и был похоронен в киевском во имя святых Флора и Лавра (в честь Вознесения Господня) женском монастыре . Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 6. С. 331; Доненко Н. Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. С. 330; Сухоруков А. Н. Конспиративная деятельность укр. архиереев в борьбе за внутрицерковную свободу в 1920-е гг.//ЕжБК. 2010. Т. 1. С. 307-311. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2577825.html

После национализации в июле 1922 г. всех монастырских строений К. занял должность заведующего строениями лавры, выделенными властями в 6-й городской район Киева, являлся членом церковной общины «Киево-Печерская Лавра», созданной из лаврской братии и прихожан. Проф. Никодимов дал в воспоминаниях такой портрет К.: «Высокий старец с лицом аскета, с длинной седой бородой, довольно красивый, если нужно, то и гостеприимный, говорящий тихо, искренним тоном, с постоянно ласковой улыбкой, он вначале буквально очаровал меня, и понадобилось довольно много времени жизни в Лавре, чтобы я понял его другую сторону. Я пришел к убеждению, что отец Климент не обладал твердой волей и быстро поддавался влияниям, увлечениям. Но как монах он любил молитву, пост, богослужения. Жизнь его была полна треволнений и скорбей…» (Там же. С. 23). Во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. К. сотрудничал с властями, что было даже отмечено в газ. «Правда», однако часть лаврских ценностей все же удалось временно скрыть в тайниках. В ночь на 11 апр. 1923 г. К. был арестован в лаврской братской больнице, где находился на лечении хронического заболевания горла и легких. Был помещен в ДОПР (Лукьяновскую тюрьму). В период его заключения на должность временного заместителя наместника лавры был избран архим. Макарий (Величко). 30 сент. того же года К. был освобожден из тюрьмы. 4 авг. 1924 г. братия избрала К. настоятелем, а архим. Макария - наместником лавры. 16 авг. они были утверждены в должности патриархом свт. Тихоном . Патриарх возвратил Киево-Печерской лавре статус ставропигиального мон-ря, что вызвало конфликт с К. временно управляющего Киевской епархией Уманского еп. сщмч. Макария (Кармазина) ( Феодосий (Процюк). 2004. С. 278-279). 25 окт. 1924 г. К. вместе с архим. Макарием был арестован Киевским губ. отделом ГПУ УССР. В дальнейшем были задержаны еще 28 монахов лавры, 2 послушника и 4 члена лаврской общины. Поводом для арестов стали поступившие в ГПУ доносы о сокрытии монастырских ценностей; из тюрьмы К.

http://pravenc.ru/text/1841357.html

Твердое служение владыки Константина в условиях гонений и насаждаемых властью церковных расколов было отмечено в ноябре1927 г. возведением в сан архиепископа Харьковского и Ахтырского, еще ранее он стал членом Временного Патриаршего Синода РПЦ. В 1932 г. как один старейших членов временного Синода был возведен в сан митрополита. Выступал верным соратником митрополита Сергия (Страгородского) и сторонником восстановления Патриаршества, что само по себе в глазах богоборческой власти относило архиерея в разряд политически неблагонадежных. Как «шили дела» Между тем в недрах спецслужбы (по различным разработкам) накапливались «компрометирующие материалы» на Экхарха Украины, призванные стать «основанием» для последущего репрессирования. В частности, промежуточные итоги агентурно-оперативной разработки владыки Константина подводились в меморандуме Транспортного отдела Управления госбезопасности (УГБ) НКВД УССР (январь 1934 г.) главе НКВД республики Всеволоду Как отмечалось в документе, подразделением велась агентурная разработка «Подъем» по группе участников «Истинно-православной церкви» (ИПЦ), в руководство которой якобы входили епископ Белогродский Антоний (Панкеев), недавно вернувшийся из сибирской ссылки, архиепископ Курский и Обоянский Онуфрий Чекисты утверждали, что в «организацию» входил и митрополит Константин, хотя труднять понять, зачем каноническим служащим епископам (тем более - Экзарху Украины) было примыкать к «катакомбной» общине (притом что религиозно-протестное движение ИПЦ, оппозиционное Синоду РПЦ, действительно широко распространилось в СССР). Арестованный в феврале 1935 г. епископ Белгородский Антоний твердо заявлял на следствии, что к ИПЦ ни он, ни один из священников Белгородской епархии не примыкали. Виновным себя не признавал, не согласился дать «обличительных» показаний ни на кого. Однако даже упомянутые им как участники круга сослужения и общения архиереи (включая митрополита Константина) сразу же трактовались чекистами как члены «антисоветских организаций». Трагичная участь постигла и других фигурантов дела «Подъем» - епископов Макария (Кармазина, расстрелянного в декабре 1937 г.), Стефана (Андриашенко, по официальным данным, умершего в лагере в 1941 г.) и других священослужителей.

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/22/s_...

Впоследствии одним из качественных аспектов оценки мученического подвига в ХХ веке стал критерий неправомерности считать мучениками всех погибших в ту пору не только мирян, но даже и священнослужителей только на основании самого факта их убийства. В годы гонений испивали чашу страданий и лица, которые пребывали в расколах и разделениях. Слава Богу, детальные исследования источников и анализ материалов помогли отделить «зерна от плевел»: канонизацией митр. Крутицкого Петра (Полянского), митр. Казанского Кирилла (Смирнова), митр. Ярославского Агафангела (Преображенского), архиеп. Угличского Серафима (Самойловича), еп. Екатеринославского Макария (Кармазина) удалось стереть средостения между умершими под омофором митрополита ( впоследствии Патриарха – прим. автора) Сергия (Страгородского) и т. н. «непоминающими», некоторых из которых органы НКВД относили к Истинно-Православной Церкви, а значит, к сектантской организации, членов которой необходимо было репрессировать, а саму организацию уничтожить. Именно при внимательном рассмотрении источников и высказанной по ним оценке стало очевидным, что нельзя ставить в один ряд обновленцев и «церковную оппозицию», т. н. «непоминающих». Стало очевидным, что в действиях оппозиционеров нельзя обнаружить явно злонамеренных, исключительно личных мотивов. Действия многих из них были обусловлены по-своему понимаемой заботой о благе Церкви . Если для канонизаций в 90-х гг. ХХ века первые сведения о репрессированном духовенстве в основном черпали из зарубежных эмигрантских источников, среди которых «Новые мученики Российские» прот. М. Польского, «Трагедия Русской Церкви» Л. Регельсона и другие, то в конце ХХ — нач. XXI вв. н емалый вклад в разработку проблемы внесли работы отечественных ученых Н.Ф. Бугая, В.Н. Земскова, Г.М. Ивановой, В.П. Попова и других . В 90-е годы отечественные юристы и историки уже проявляли интерес и изучали вопросы реабилитации, неизбежно связанные с историей репрессий в СССР . Одной из ярких работ по теме реабилитации является предложенный М.Г. Степановым историографический очерк изучения репрессий в СССР, который содержит краткий анализ основных исследований по теме и свидетельствует о ее сложности и масштабности .

http://bogoslov.ru/article/5297810

ЖУРНАЛ 17 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Шепетовского и Славутского Евсевия о назначении архимандрита Варлаама (Хомича) на должность наместника (игумена) Рождества Богородицы мужского монастыря Шепетовской епархии Украинской Православной Церкви (с. Городище Шепетовского района Хмельницкой области). ПОСТАНОВИЛИ: Назначить архимандрита Варлаама (Хомича) на должность наместника (игумена) Рождества Богородицы мужского монастыря Шепетовской епархии Украинской Православной Церкви (с. Городище Шепетовского района Хмельницкой области). ЖУРНАЛ 18 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященных митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, митрополита Криворожского и Никопольского Ефрема и архиепископа Днепродзержинского и Царичанского Владимира об установлении дня празднования Собора новомучеников и исповедников Екатеринославских 31 августа/13 сентября (старый/новый стиль), в день Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. ПОСТАНОВИЛИ: 1) сщмч. Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского, временного управляющего Днепропетровской епархией (+03.11.1937) 2) сщмч. Константина (Дьякова), митрополита Киевского, временного управляющего Днепропетровской епархией (+10.11.1937) 3) сщмч. Порфирия (Гулевича), епископа Криворожского (+02.12.1937) 4) сщмч. Макария (Кармазина), епископа Днепропетровского (+03.12.1937) 5) сщмч. Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и Обоянского, первого епископа Криворожского (+01.06.1938) 6) сщмч. Антония (Панкеева), епископа Мариупольского, викария Днепропетровской епархии (+01.06.1938) 7) сщмч. Николая Искровского, протоиерея (+02.10.1919) 8) сщсп. Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского (+25.10.1955). ЖУРНАЛ 19 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия —

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Так, на допросах он честно отвечал, что не приветствует советскую власть, не отрицал своего участия в попытке освобождения царской семьи. Он добивался у лагерного начальства посещения храма православными заключенными и добился этого. Ольга Бочкарёва в своем выступлении предположила, что Георгий Михайлович не до конца мог оценить обстановку, позволяя себе столь смелое поведение. Однако прозвучало и иное мнение: Осоргин именно понимал, чем рискует, но не мог поступиться честью. Показывая на большом экране фотографии счастливой семьи, которая могла бы составить славу России, а вынуждена была эмигрировать во Францию, его внук Георгий Осоргин рассказал на конференции и том, как дорога память о деде среди его потомков. Зал горячо приветствовал аплодисментами прибывших на конференцию из Парижа внуков расстрелянного в 1929 году на Соловках Георгия Михайловича Осоргина - Александру, Георгия и Сергея, а также его правнуков - Пьера и Александру. Потомки известного узника Соловков - Олега Волкова, писателя, оставившего одним из первых книгу своих воспоминаний «Погружение во тьму», также прибыли большой семьей из Москвы и Женевы. Кстати Всеволод Олегович и родные брат и сестра Осоргины Георгий и Александра - родственники по линии своей бабушки А.Голицыной. Напомним, Олег Волков пять раз был арестован, в лагерях и ссылках провел с перерывами 27 лет, о чем и написал в своей книге. Сын Олега Васильевича - Всеволод Олегович Волков - доктор экономических наук, профессор посвятил свое выступление семье православного священника Николая Пискановского, которую хорошо знал с детства. Роль о. Николая неоценима в удержании православной церкви на Украине от раскола в 20-е годы XX века. Отец Николай был помощником епископа Макария (Кармазина). Владыка Макарий организовал неподконтрольную органам связь между епископатом украинской Церкви, тайно рукополагал епископов, верных патриарху Тихону, и поддерживал создание объединений духовенства и мирян, независимых от власти в эпоху обновленчества. Отец Николай обеспечивал безопасную связь внутри церкви, объезжал при необходимости различные епархии, организовывал доставку подписанных епископами Украины актов на подпись митрополиту Сергию (Страгородскому).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

С 25 июня 1928 года — епископ Криворожский, викарий Днепропетровской епархии. Совершал частые богослужения, на которых неизменно произносил проповеди, активно посещал приходы епархии. С 5 сентября 1930 года — епископ Зиновьевский, викарий Одесской епархии. С 11 сентября 1931 года — епископ Крымский. Был любим своей паствой. Продолжал много проповедовать (в том числе говорил о голоде, который в то время был на Украине), много общался с верующими, регулярно служил в различных храмах епархии. Активно выступал против обновленчества, что вызвало угрозы со стороны последних: обновленческий митрополит Иерофей (Померанцев) с церковной кафедры заявил, что он арестует епископа Порфирия. Призывал православных молиться о «сосланных и заключенных, невинно томящихся в изгнании архиереях, священстве, монашествующих и мирянах». В 1933 году был арестован, два месяца провёл в тюрьме, затем освобождён. 9 октября 1936 года вновь арестован, обвинён в том, что благословлял священство молиться за осуждённых, в поощрении «нелегальной деятельности некоторых монашеских подпольных организаций», в «проявлении излишней ревности в борьбе с обновленцами» и др. Четыре месяца находился в тюрьме в Симферополе. Виновным себя не признал. 3 января 1937 года был приговорён к пяти годам административной высылки в Казахстан. Ссылку отбывал на станции Уш-Тоб Каратальского района Талды-Курганской области вместе с находившимся там с 1935 года ссыльным епископом Екатеринославским Макарием (Кармазиным). Иногда они тайно на дому совершали божественную литургию. 20 ноября 1937 года епископ Порфирий и епископ Макарий были арестованы. Обвинены в том, что они «проводили антисоветскую пропаганду и дискредитировали Советскую власть, а также поддерживали связь с контрреволюционными элементами, систематически получая от последних материальную помощь»,. Виновными себя не признали. 1 декабря 1937 года епископ Порфирий (Гулевич), епископ Макарий (Кармазин) и двоюродная сестра владыки Макария Раиса Александровна Ржевская постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области были приговорены к смертной казни и расстреляны на следующий день.

http://pravmir.ru/v-kazaxstane-najdeno-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010