309. Говорил апа Папнуте, ученик апы Макария: «Я просил старца: «Мой отец, скажи мне слово». Сказал он мне: «Не делай зла никому и не осуждай никого, и ты спасешься»». 310. Апа Моисей говорил апе Макарию: «Я хочу затвориться, братья не дают мне». Сказал апа Макарий ему: «Я вижу твою мягкую природу, невозможно тебе отказать брату. Если же ты поистине хочешь затвориться, послушай меня, уходи к скале, и ты затворишься». И когда он сделал так, он успокоился. 311. Говорил апа Макарий: «Если ты наказываешь коголибо и (при этом) гнев движет тобой, ты поддался страсти, ибо ты никого не спасаешь и губишь себя самого». 312. Он говорил еще: «Несомненно, тот, кто стремится к дружбе с людьми, отдалил себя от дружбы с Богом, ибо написано: «Горе вам, если все люди будут говорить вам: «Хорошо!»»,». 313. Он говорил еще: «Я думаю так: если вы будете действовать для угождения людей, они сами осудят вас за отсутствие страха (Божьего), если же вы будете ревнителями справедливости, то даже если они (и) пострадают, совесть не сделает их слепыми к тому, что (сделано) по–божески». 314. Я слышал, что старцы горы Пернудж послали однажды к апе Макарию Великому в Скит, прося его и говоря ему: «Чтобы весь (наш) народ не приходил к тебе, мы просим тебя прийти к нам, чтобы мы увидели тебя, пока ты не отошел еще к Господу». Когда он пришел к горе, собрался к нему весь народ. Попросили его старцы: «Скажи слово братьям». Он же, заплакав, сказал: «Будем плакать о нас (самих), братья! И пусть наши глаза проливают слезы, пока мы еще не отошли в место, где наши слезы будут жечь наше тело». И, заплакав, все пали на их лицо, говоря: «Молись за нас, наш отец!». 315. Говорили об апе Макарии Великом, что он был богом на земле, как написано, ибо как Бог покрывает мир, так апа Макарий покрывал недостатки, которые он видел, как если бы не видел их, и те, о которых он слышал, как если бы не слышал о них. 316. Некоторые старцы спросили any Макария, говоря: «Как надлежит молиться?». Сказал старец им: «Не следует говорить много слов, но воздевать свои руки к Богу и говорить: «Господи, как Ты хочешь и как Тебе угодно, руководствуй мной!». Если скорбь у тебя, да скажешь ты: «Господи, помоги мне!». И Он, знающий полезное, умилосердится над нами по Своему состраданию и Своему человеколюбию».

http://predanie.ru/book/82914-izrecheniy...

Вот два примера воздержания в пище египетских подвижников. К прп. Макарию Александрийскому была прислана кисть свежего винограда. Несмотря на то, что преподобного томил голод, он не стал ее есть, а отослал ее одному больному брату. Больной также не стал ее есть и переслал ее третьему брату. Этот последний переслал ее четвертому и т. д., пока один из братьев снова не прислал ее прп. Макарию. Узнав кисть, преподобный возблагодарил Бога за проявление подобного воздержания со стороны братии его монастыря. А вот один из эпизодов жизни в пустыне прп. Пахомия Великого со своим старцем Паламоном. Когда настал праздник Святой Пасхи, Пахомий счел необходимым улучшить в этот день их скудный стол и влил в приготовленную пищу немного масла. Но старец Паламон, когда заметил это, то заплакал и не хотел принимать пищу, говоря: «Мой Бог был распят за меня, а я буду есть масло». Вот основание крайнего воздержания подвижников. Они так живо переживали искупительную жертву Христа, так пламенно Его любили, что телесные наслаждения на этой земле, облитой кровью Христа, казались им невозможными. Преклонимся же перед их подвигами и горячностью любви ко Христу и, когда это будет возможно, и нам нужно пробовать в своей, хотя бы и слабой мере, подражать им в этом святом чувстве. Приложение к главам 41-й и 42-й Вегетарианство Зададимся вопросом: полезна ли для человека мясная пища? В Книге Бытия мы читаем: «И сказал Бог (Адаму): Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу» (Быт. 1, 29). Употребление мяса разрешено было человеку лишь после потопа. «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу»  (Быт. 9, 3). Итак, до грехопадения человечеству была заповедана Богом вегетарианская пища. Поэтому, идя по пути восстановления первозданной чистоты человеческой природы, святые и подвижники благочестия стали исключать из своей пищи мясо и довольствоваться преимущественно растительной пищей. Как известно, мясо совершенно исключено из пищи иноков. Наиболее же ревностные из них ограничивают себя только растительной пищей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Итак, если заповедь поста была необходима для нас в раю, до падения нашего, то тем нужнее она после падения. Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкой и парящей в высоте. Сам Спаситель постился 40 дней и 40 ночей, «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2: 21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в святую четыредесятницу. Пишется в Евангелии от Матфея, что Христос, изгнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Вот каков великий плод воздержания, сколь совершенным оно делает человека, и какой властью Господь через него наделяет. При воздержании важно соблюдать умеренность и постоянство. Слишком чрезмерные подвиги воздержания могут без нужды надорвать человека и физически, и душевно. Совершенное воздержание делается по любви. Это хорошо видно из истории, рассказанной в «Лавсаике». Когда-то прислали святому Макарию Александрийскому гроздь свежего винограда. Святой любил виноград, но решил отослать эту гроздь одному больному брату. С великой радостью получив виноград, брат этот послал его к другому брату, хотя ему и самому хотелось его съесть. Но и этот брат, получив виноград, поступил с ним так же. Таким образом, виноград перебывал у многих монахов, и ни один не съел его. Наконец последний брат, получив гроздь, отослал ее опять к Макарию как дорогой подарок. Святой Макарий, узнав, как все было, удивился и благодарил Бога за такое воздержание братии. Каждый из монахов сумел воздержаться потому, что прежде думал о других, а не о себе, и имел истинную любовь к ним. Милосердие Милость, или милосердие, – это, прежде всего, способность человека действенно откликаться на чужую беду. Добродетель милосердия понуждает человека выходить за пределы себя и деятельно обращать внимание на нужды других людей. Говоря об этой добродетели, Господь Иисус Христос особенно подчеркнул, что трудящийся в ней уподобляется Самому Богу: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). В Писании также сказано: «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9: 6) и «Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь» (Пс. 40: 2).

http://pravoslavie.ru/29642.html

Но особенно безсилие демонов по отношению к Макарию и власть над ними последнего обнаруживались в том, что преп. Макарий уже стал изгонять бесов из людей. Вот однажды привели к нему глухонемого, одержимого бесом. Четыре человека едва держали его; он рвался и кричал. Несмотря на это, Преподобный велел отпустить бесноватого. Последний, почувствовав свободу, начал еще сильнее неистовствовать, так что даже приведшие его выразили опасение, как бы он кого-нибудь не убил. Но преп. Макарий успокаивал всех, творя в сердце молитву об исцелении больного. «Как твое имя?» – спросил, наконец, авва бесноватого. – «Мое имя – сатана», – отвечал тот. «Именем Господа и от Лица Его повелеваю тебе выйти из этого человека и не входи в него до смерти». Вслед за этими словами Великого аввы бесноватый пал на землю и заснул. Старец полил водою лицо и уши больного, немного воды влил в его уста и ушел в свою пещеру на молитву. Возвратился Преподобный оттуда с маслом от светильника, горевшего в алтаре. Он помазал им больного, дал св. масла ему выпить и велел затем исцеленному идти домой. Услышал о силе преп. Макария изгонять бесов Агафоник, епарх антиохийский, у которого была бесноватая дочь. Зная, как трудно пробраться с девицей к пустыннику, преданный слуга епарха, по наущению последнего, употребил следующую хитрость. Он переодел девицу, взял ее на руки и пришел к Макарию, выдавая больную за своего сына. Но Великий старец прозрел духом, кто были пришельцы. Он сообщил мнимому отцу, что это не его сын, а девица в мужском платье, – дочь Агафоника, и что ими оставлена на пути свита. Вы солгали, говорит преп. Макарий, но в этом вашем поступке есть и хорошая сторона. Благодаря переодеванию, никто не узнал девицы и не соблазнился. Пришелец был поражен такою прозорливостию Старца. Он пал к ногам Преподобного и трепетал от страха. Но любвеобильный Старец успокоил преданного слугу. Он велел принести масла и после того, как оно было освящено, помазал им больную и тем ее исцелил. Отпуская пришельца домой, наш отец просил его не оставаться со свитой долго близ келлии, в виду того, что (в этой свите) было много женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

3 . Авва Пафнутий, ученик аввы Макария, говорил: «Старец говорил: «Когда я был юношей, я пас коров с другими мальчиками. Они пошли воровать огурцы 4 , и когда один огурец упал сзади их, я взял его и съел. Когда я, сидя, вспомню об этом, я плачу» 5 . 4 . Авва Пимен много кланялся авве Макарию, говоря: «Скажи мне одно слово». И когда старец ответил ему, он сказал: «То, чего ты ищешь, прошло теперь среди монахов» 6 . 5 . Говорили об авве Макарии, что на случай встречи с братиями, которые будут есть, он наложил на себя такое правило, что, если было вино, он взамен одной чаши проводил день, не употребляя воды. Братия же ради утешения давали ему вино: старец принимал его с радостью, чтобы затем самому себя мучить. Но ученики его, зная это, говорили им: «Ради Бога, не давайте ему вина; не довольно ли ему наказывать себя в келлии?» И когда братия узнали это, они уже не давали ему вина» 7 . 6 . Когда однажды Макарий проходил от болота к своей келлии, неся пальмовые ветви, его встретил на пути диавол с косою. Он старался опустить ее на него, но не мог. Он сказал ему: «О, насилие твое! Макарий, я ничего не могу против тебя. Вот то, что ты делаешь, и я также делаю: ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю; есть только одно, чем ты превосходишь меня». Авва Макарий сказал ему: «Что это?» Он сказал ему: «Это – твое смирение. Вот по причине твоего смирения нет у меня силы против тебя». И когда он простер свои руки, демон стал невидим 8 . 7 . Рассказывают об авве Макарии следующее. Агафоник, епарх Антиохийский, услышав о нем, что он совершает великие чудеса и имеет благодать исцелений от Господа нашего Иисуса Христа, послал к нему свою дочь, с которою был дух нечистый, чтобы он помолился о ней. И по благодати Божией, которая была в нем, когда он помолился, она тотчас исцелилась, и он послал ее с миром к ее родителям. Когда ее отец и мать увидели исцеление, которое совершил с их дочерью Христос по молитвам святого старца аввы Макария, они воздали благодарение Господу нашему Иисусу Христу 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Блаженны плачущие в покаянии о своих грехах. Подлинное покаяние не может быть без слез. Чем омоем мы свои грехи, если не слезами или – кровью (кровью мученической)? К [преподобному] Макарию Великому нитрийские монахи прислали прошение, чтобы он посетил их, а иначе все они должны будут прийти к нему. [Святой] Макарий послушался и пришел. Собрались вокруг него все монахи и попросили произнести поучительное слово. Заплакал святой Макарий и сквозь слезы промолвил: «Братья, пусть очи ваши источают слезы, прежде чем отойдете вы туда, где наши слезы будут [жечь и] палить наши тела». Тогда разрыдались и все братья. Созерцание Да созерцаю чудесное явление Архангела Иисусу Навину, когда тот шел завоевывать Иерихон (Нав. гл. 5), а именно: 1) как Архистратиг небесного воинства явился Иисусу с обнаженным мечом в руке; 2) как повелел он ему снять обувь с ног; 3) как и мы в нашей жизненной борьбе должны уповать не на ноги свои и [не] на свое оснащение, а на Того, Кто сражается за нас. Проповедь о неподкупной правде Божией Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания... 2Пет. 2:4 Как тогда пощадит Он грешного человека? И если не пощадил первого но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел , – как тогда пощадит Он тебя, грешный человек? Неужели ты милее Ему и дороже миллионов ангелов и стольких народов, поглощенных потопом, и многолюдных городов? Ведь если и ангелов низверг Он в адский мрак, и народы погубил потопом, и города сжег огнем, – то на что надеешься ты, пребывая во грехе: непрестанно согрешая и от греха не отступая? На милость Божию, говоришь? Но разве Бог милосерднее сегодня, нежели был тогда? Неужели Бог изменяется, как человек? Не уповай без меры, но по мере твоих трудов по исправлению жизни да будет и Твоя надежда. Поистине велика Божия милость, продолжительно Божие терпение, безгранична Божия любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В 82-й беседе на Евангелие от Матфея свт. Иоанна Златоуст, толкуя Мф. 26:29 («Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего»), говорит: «А что значит: “Новое [вино]”? Новым, то есть необыкновенным образом, не в теле подверженном страданию, но уже бессмертном, нетленном и не имеющем нужды в пище Итак, по воскресении, Христос ел и пил не в силу необходимости, – тогда тело Его уже не нуждалось в этом, – а для удостоверения в воскресении. Но для чего по воскресении Он пил не воду, а вино? Для того, чтобы совершенно исторгнуть другую злую ересь. Так как некоторые в тайнах употребляют воду, то, чтобы показать, что и при установлении таинства употреблял вино, и по воскресении, когда без таинства предлагал обыкновенную трапезу, также употреблял вино, говорит: “от плода сего виноградного”» . Это место слово в слово цитирует монофизитский богослов-неоплатоник Иоанн Филопов в свотм произведении «Против афтартодокетов»,  также почти дословно это толкование приводится в Катенах на Новый Завет. В слове на Святую Пасху, приписываемом свт. Иоанну Златоусту, Пасха называется нетленной пищей (φθαρτος τροφ) для людей, предвозвещением «древних и новых таинств, видимых на земле и на небесах, созерцаемых теми, кто принял их новыми и со священным познанием» . По словам, приписываемым преподобному Макарию Великому, человек, очистивший сердце, пребывает в созерцании неизреченной красоты (ρρητον κλλος) божественного света, и подобно тому, как младенец, пребывающий на руках матери, радуется ей и питается ею молоком, точно так же и «имеющие в себе истинный свет Духа и связанные со Христом, созерцая Его, покоятся и радуются " радостию неизреченною " (χαρ νεκλαλτ ср.: 1 Петр. 1:8), ибо от Него питаются пищей нетленной (τρφονται τροφν φθαρτον), и в Нем живут жизнью истинною (ζσι ζων ληθινν)» . Филон Иудейский в толковании на Чис. 11:5-6 говорит о том, что манна является образом нетленной небесной пищи (τν ορνιον φθαρτον τροφν) .

http://bogoslov.ru/article/6026878

«Задаром, по Своей благодати, помилует меня мой Владыка», – говорит святой. Ибо спасение дается именно «задаром» Преподобный Симеон, подобно Макарию Великому, не помышляет о своих заслугах как о том, что поможет ему пройти воздушные мытарства, да он и не видит их у себя, потому и говорит: «Не знаю за собой ничего такого, что было бы достойно небесного воздаяния, ибо юродивый и лишенный разума какую может получить награду, разве задаром, по Своей благодати, помилует меня мой Владыка?» Словами «задаром, по Своей благодати, помилует меня мой Владыка» он правильно исповедует веру Евангелия. Ибо спасение дается именно «задаром». Сказано: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3, 23–24); и еще: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11, 6); и еще: «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа… спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим.1,8–9). Не отказывает святой Симеон в спасении и простым людям, он пишет: «Так и между простыми людьми, живущими в деревнях и возделывающими землю, ведущими жизнь в незлобии и правоте сердечной, которые никого не бранят, не обижают, но от труда рук своих в поте лица едят хлеб свой, много между такими великих святых, ибо видел их приходивших в город и причащающихся Тела и Крови Христовых и сияющих, подобно чистому золоту». То есть сила Крови Сына Божия, в понимании Симеона, – источник спасения. То, что мы называем аскезой (как я часто говорю об этом), есть не что иное, как движение благодарной души навстречу Богу с желанием отблагодарить Его за дар спасения по благодати, но при этом аскет понимает, что ему и вечности не хватит для того, чтобы отблагодарить Господа за дар спасения. Наша исповедь не может быть формальной, ведь на мытарствах «все человеческие дела и слова разбираются подробно»

http://pravoslavie.ru/94136.html

К христ. В. призываются все люди: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3. 20). Однако эта дверь открывается для Иисуса Христа далеко не всеми, что предполагает определенные препятствия, стоящие на пути В. и мешающие принять Христа. Сам Христос в начале Своего мессианского служения говорит: «...исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1. 15), показывая тем самым, что В. в принесенную Им благую весть,- а это равнозначно В. в Него Самого - обусловлена внутренним состоянием человека. Если она не является плодом «голого» рассудка, или данью моде, или результатом насилия и т. п., она может появиться только при одном и очень важном условии: когда человек почувствует острую жизненную необходимость в Боге и в Его «возлюбленном Сыне» Господе Иисусе Христе (Мк 1. 11). Ощущение такой необходимости, как показывает жизнь блж. Августина и др. искателей подлинной В., приходит не в единовременном акте, а в длительном процессе познания самого себя, в результате к-рого человек «открывается» в 2 отношениях. Во-первых, он начинает осознавать, что жизнь, к-рой он живет, унижает величие человека и достоинство его личности. В нем растет недовольство самим собой и ощущение того, что он духовно болен и внутренне раздвоен. Его душевные переживания становятся близкими переживаниям ап. Павла, в скорби воскликнувшего: «Бедный я человек!.. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7. 24, 19). Во-вторых, все попытки такого человека изменить жизнь к лучшему, вернуть утраченную гармонию своих сил и способностей, достигнуть духовного мира оказываются малоэффективными. В человеке рождается чувство беспомощности и раскаяния, приводящее его в состояние духовной нищеты, к-рая, как сказано в Послании, приписываемом прп. Макарию Великому , как раз и является «основанием веры» (PG. T. 34. Col. 410-442). «Начало обращения ко Христу,- пишет подвижник В. свт. Игнатий (Брянчанинов) , - заключается в познании своей греховности, своего падения: от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния» (Соч. СПб., 19053. Т. 4. С. 277). «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто и сам разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?» (Там же. С. 378).

http://pravenc.ru/text/150359.html

Но как ни велико владычество злых духов, и как ни сильно их могущество, и как ни многообразны злые их действия на человека, однако, сила и власть их так ограничены крестною смертью Господа нашего Иисуса Христа, что святые угодники Христовы, равно как и благочестивые христиане, не только могут противиться внушениям злых духов, но могут и побеждать их. Добродетели христианские, особенно соединенные с призыванием имени Иисуса Христа и с крестным знамением, суть стрелы, уязвляющие диавола, посрамляющие и отгоняющие его. «О, Макарие! – говорил демон Макарию египетскому . – Много скорблю я, что не могу одолеть тебя. Все делаю, что и ты: постишься ты – и я ничего не ем, бодрствуешь ты – и я никогда не сплю. Одним ты одолеваешь меня, – это смирением: против него я не могу устоять» 2 . Имя Христа Спасителя, не только произносимое устами святых угодников Божиих, но и написанное ими в письме, имело силу изгонять бесов. Св. евангелист Иоанн Богослов послал с учеником своим Прохором письмо одержимому злым духом. В письме было написано: «Иоанн, апостол Иисуса Христа Сына Божия, пытливому духа повелеваю: о имени Отца и Сына и Святаго Духа изыди от создания Божьего и не входи в него никогда, но будь вне острова, в местах безводных, а не в людях». Когда Прохор пришел с этим письмом, бес вышел из человека 3 . Святые угодники, вооруженные именем Господа Иисуса Христа и именем Пресвятыя Троицы, имели даже господственную власть над бесами и иногда употребляли для посрамления бесов те же средства, какие бесы употребляли для их обольщения. Преподобный Феодор Печерский однажды молол жито, пев в то же время псалмы из Псалтири, и, утрудившись, на время перестал молоть. Тогда вдруг загремел гром, сверкнула молния, и жернова опять стали молоть. Зная, что это дело демонов, Феодор именем Божиим повелел демону не переставать молоть до тех пор, пока не измелет все жито. Демон должен был повиноваться и измолол жито. В другой раз бесы сбрасывали с горы, приносимые братией от Днепра дерева, нужные для постройки келлий. Преподобный Феодор именем Господа Иисуса Христа заставил самих бесов в одну ночь перенести дерева с берега реки на гору на то место, на котором надлежало строить келлии 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010