Находясь во внутренней брани с злым духом, преп. Макарий зорко следил за всеми своими помыслами и движениями сердца. Он испытывал каждый помысл, откуда он приходит и это тем более, что демоны, о чем хорошо знал отец, часто искушают человека под благовидными предлогами. Так, когда, например, у него явилось желание пойти в пустыню посмотреть монахов, то он долго сопротивлялся этому, говоря: «Не от демонов ли этот помысл?» Изнемогая от брани с злыми духами, преп. Макарий снова решил посетить великого старца Антония, излить ему свою душу и укрепиться исходящею от него благодатною силою. Антоний еще издали заметил приближающегося к нему Макария. Указывая на последнего, Великий авва говорил близ стоявшим своим ученикам: «Вот идет истинный Израильтянин, в немже льсти несть» ( Ин. 1:47 ). Встреча великих подвижников и на этот раз была поистине ангельская. Они облобызали друг друга, при этом Антоний, когда заметил изнеможенное лицо Макария, спросил: отчего это? – зная, впрочем, наперед все, что было с нашим отцом. Макарий молчал... Тогда Антоний стал ободрять пришельца и советовал ему мужаться и крепиться в борьбе с злыми духами, ибо ему надлежит стать впоследствии отцем многих людей, которые возлюбят мудрость монашескую. В разговоре с Макарием Антоний обнаружил полную прозорливость. Он говорил о таких обстоятельствах из его жизни, которые никому не были известны. Наш отец только слушал и уже не дерзал говорить Великому старцу что-либо о себе, ибо это было излишне. Между прочим Антоний сообщил Макарию и о своей близкой кончине. Это сообщение опечалило нашего отца, и вот он стал умолять преп. Антония позволить ему остаться при нем, дабы получить его предсмертное благословение. Антоний разрешил. Потекли опять светлые дни совместного пребывания великих подвижников. Макарий успел за это время принести Великому старцу полное покаяние, пересказать ему все свои помыслы. Антоний отечески наставлял Макария и предупреждал его, что, когда у него пройдет мысленная брань с злым духом, наступит открытая, о чем нужно всегда помнить и мужаться. Не имея разрешения присутствовать при самой кончине Антония, Макарий спустя некоторое время стал просить у старца благословения и на это, но не получил его. А как бы в утешение преп. Антоний вручил нашему отцу на память свою одежду и посох 344 . Преп. Макарий поцеловал подарок и с великою радостию и любовию взял его себе. Скоро, между тем, последовала и блаженная кончина Великого подвижника Божия св. Антония 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Татьяна татьяна 2016/04/04, 08:14:55 Святой Великомучениче и Целителю Пантелеймоне силою данною тебе Господом нашим Иисусом Христом помоги исцелиться от алкагольной зависимости рабу божиего Рамана и направь его на путь правельный. Пусть Раман найдет хорошую работу,и встретит дорошую и порядушную девушку.. Слава Богу за все. Светлана светлана 2016/04/04, 08:11:48 Святой Великомучениче и Целителю Пантелеймоне силою данною тебе Господом нашим Иисусом Христом помоги исцелиться от настигшей болезни моей дочки Марине; что бы заговорила. Благодарю тебя целителю Пантелеймоне. Слава Богу за все. Наталия Таталия 2016/03/28, 21:46:50 Святой Великомученник Пантелеймоне! спасибо тебе за твою помощь нам грешным !Прошу помоги мне рб Татиане исцелиться от заболевания бронхов и легких.Прошу помоги мл Макарию в развитии, чтоб его мозг развивался хорошо,чтоб он был здоров. Исцели его от диагнозов, которые ему поставил нервопотолог. Огради его от болезней и невзгод.Помоги моему сыну рб Вадиму исцелиться от пьянства и другой дурной зависимости, дай ему сил душевных и телесных Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Татиана 2016/03/26, 22:59:09 Святой Великомученик и Целитель Пантелеймон! Прошу Твоих всесильных молитв пред престолом Господа Бога нашего . Да простит он меня грешную за грехи мои вольные и не вольные. Прошу помоги умолить Боженьку услышать меня и простить меня . Об одном молю. Исцелить мою маленькую долгожданную доченьку мл. Б. р Калерию от всех недугов и болезней. Святой Целитель ,ты из мертвых воскрешал силою молитвы! Помоги, помоги.Умоли , пусть поскорее придет помощь святая.Прошу Господа дать мне сил, терпения, укрепить меня в вере не дать мне впадать в уныние.Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа .Аминь. Татьяна 2016/03/26, 13:56:39 Святой Великомученик и целитель Пантелеймон! прошу тебя исцели мою дочку Мариночку от насморка и ОРВ и помоги в исцеоении главной нашей болезни аутизма, что бы Марина заговорила,стала понимать,выполнять, понимать обращеную речь.Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

http://isihazm.ru/?id=489&c_pid=22

Вдруг как-то неожиданно мысль моя обратилась на прошедшее, и ясно представился мне данный обет; я смутился и задумался. Как быть? Пишу бывшему своему ректору, тогда Викарию Варшавскому, Елпидифору вопрос: можно ли заменить обет монашества каким-либо другим? Ответ получил: «пожалуй, можно; но я знаю несчастные примеры неисполнения обетов данных; и – потому советую тебе исполнением его не медлить, если не хочешь навлечь на себя гнев Божий. После можешь еще раздумать, ступай в монашество теперь же». Ответ этот решил мое намерение; а я все медлил, хотя о. инспектор Академии уже предлагал мне монашество, не зная об обете; а я просил о времени подумать. На масленице (1847 г.) я ни разу не болевший в Академии, неожиданно от задержания урины сильно заболел воспалением мочевого пузыря, и не явись доктор Беневоленский во время в академическую больницу, едва ли бы и остался жив. По крайней мере доктор сказал: «Опоздай я еще пять минут, вам бы кануть». Скоро я оправился и первую неделю великого поста говел (нося бандаж). А я все еще медлил прошением о монашестве. На третьей неделе поста, под вторник ночью, я вижу сон, как наяву: является мне уже умерший тогда Архиепископ Воронежский Антоний, и надевает на меня клобук. Я проснулся в испуге, и так крикнул, что пробудились спящие студенты в спальне нашего 6-го «Что с Вами Иван Алексеевич?» спросил, кажется Ширский, товарищ. «Ничего, так себе», сказал я. Вероятно, помнят это еще многие. На другой же день в среду третьей недели великого поста я и понес вечером прошение о. Макарию о пострижении в монашество. Выходит он, я объясняюсь. «Очень рад, и представьте себе, говорит, сейчас я, отыскивая текст для проповеди, остановился на словах: «Скажи ми, Господи, путь, в оньже пойду». Сам Бог ведет Вас к иночеству». Впрочем я не говорил о. Инспектору о явлении мне архиепископа Антония, – не распространялся и об обете. Студенты, скоро узнали о том; но никто не подтрунивал, ибо ко мне относились все с любовью и уважением. Никто не мог и думать, что я ре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А так как вышеупомянутые патриархи теперь вознамерились отправиться из Москвы назад, то государь и просит султана, «ради нашея царскаго величества братцкия дружбы и любви, им, вышереченным патриархам, места свои и престолы по-прежнему одержати изволи» 4 . Была послана особая грамота о патриархах и «к Магмет-салтанова величества большому визирю Магмет-паше». В этой грамоте о патриархах было написано буквально то же, что и в грамоте к самому султану. Только в заключение говорится: «И тебе, большому визирю Аззем-Магмет-паше, нам, великому государю, нашему царскому величеству, послужити: брата нашего, великаго государя, Магмет-султаново величество, на то б привести, чтоб ево салтаново величество для нашие великаго государя, нашего царскаго величества, братцкой дружбы и любви, им, вышереченным патриархом, места свои и престолы по-прежнему одержати изволил... А впредь наше государское жалованье учнем держати по твоей к нам, великому государю, службе, и служба твоя и раденье у нас, великаго государя, в забвеньи не будет». Ордин-Нащокин писал от имени государя к молдавскому воеводе Ионе Ильяшу с изъявлением благодарности за его радение о делах патриархов Паисия и Макария и с просьбою «и о брате их, кир Дионисие, бывшем патриархе Цареградском, чтоб он паки восприял свой патриаршеский престол, по-прежнему радети». В наказе послам повелевалось при переговорах с турками заявить, что патриархи Паисий и Макарий, будучи на Москве, никакой ссоры между султаном и царем не заводили, а наоборот: все склоняли царя к дружбе с султаном, и что они, послы, от имени своего государя ходатайствуют, чтобы патриархам Паисию и Макарию оставлены были их престолы 5 . Послы Нестеров и Вахрамеев прибыли в Константинополь 10 ноября 1667 года. В Константинополе они не застали султана, который находился тогда в Филиппополе. Собравши на месте сведения о патриархах, послы немедленно, еще до своего представления султану, писали государю (их отписка была получена в Москве 20 июня): «А во Александрии, государь, на место Паисия патриарха Александрййскаго, подкупился великими подарки и патриархом учинен Иоаким-патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

< ELSX (=НЗ). > 1821 При чтении Е можно понять выражение «в мерах» иначе, как в дореволюционном переводе: «посредственный, не будучи чуждым высокого духовного преуспеяния». Другое чтение в остальных рукописях исключает такое понимание. 1834 56 Эти же (и чуть ниже) выражения совершенно буквально повторяются, прежде всего, в I, 29, 1 3, а также (менее заметно) в 52, 1, 3 (не позволительно ли сделать некоторые догадки о временной близости указанных слов и Великого послания?). Ср. еще I, 64, 1, 6. Весьма знаменательно, что все эти места встречаются только в первом типе. Еще более любопытно, однако, что инвективы 29-го слова направлены как раз, насколько можно предполагать, против «энтузиастов» (упоминание о «криках»). В 52-м слове обвинения против автора направлены со стороны тех, кто считал его отступившим от собственных прежних писаний. Могли ли быть эти оппоненты православными? Нам кажется, в таком случае ситуация была бы, скорее, противоположной (то есть, если бы под осуждение попали собственные сочинения автора, православные одобряли бы этот «отход»). Таким образом, нельзя ли прийти к выводу (который, кажется, противоположен мнению, бытующему у западных ученых), что полемика Великого послания направлена не столько на оппонентов мессалиан после соответствующих мер православных, сколько наоборот, против самих мессалиан в русле православных постановлений (или даже до них)?! Необходимо также отметить, что слово μπληροφορεσθαι появляется еще в Великом послании выше (3,14) и в словах I, 30, 1, 5 и II, 7, 6. У других авторов слово не засвидетельствовано (ссылки в PGL на Ефрема Сирина относятся на самом деле к Макарию). Если даже считать, что слово πληροφορα было почти что «техническим термином» не только для Макария, но и для мессалиан (как считают западные ученые, судящие о мессалианстве на основании выдержек у Дамаскина из того же Макария, хотя присутствие данного слова у Марка Подвижника и Диадоха Фотики йского сильно ослабляет подобное допущение), то в указанных (и других) местах Макария фактически происходит переосмысление этого слова – как на смысловом, так и на лексическом уровнях. Если до того одним из основных мотивов Макария было стяжание Духа Святого во всей полноте и достоверности, то теперь ставятся специальные акценты, что эта «достоверность» не является в телесных образах и действиях, что движение к благодати является бесконечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1330 (без предпсл.), Моск. Главного Архива Министерства Иностранных Дел, собр. Оболенского л. 396. XVII в., Московского Публичного и Румянцевского Музея л. 798, л. 360, л. I, XVII в., Имп. Общества Любителей Древней Письменности 5462 Q., л. 468, XVII в. Ср. еще Барсуков. Источники Русской агиографии, стр. 18, Строев Библиологический Словарь, стр. 418, Ключевский. Древнер. жития святых, стр. 238. Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невьский именуется, новому чюдотворцу, в немже и о чюдесех его споведася. Благослови, Отче! Преблагыи человеколюбивыи Господь изрядно свою благостыню на съгрешающих показует. Присно убо длъжни есмы проповедати человеколюбие Его. Многа же и различна суть святых книг учениа, едина же благодать есть на всех и един источник учениа, дух истинныи; тем бо живем и движемся и есмы. Аще бо кто и обилен будет человеческою мудростию и мысльми человеческими огражену имать душу, словеса же Божия отмещет, ничтоже есть и ни в чесоже вменится, по пророку, мудрость таковаго поглощенна есть. Нам же подобает божественая писаниа с усрьдием почитати и словесем их вънимати. В сие бо время длъжни есмы се творити за свою си пользу. Многым убо летом мимошедшим, и никто же исписа опасно, ниже въспомяновеше сътвори о блаженных и приснопамятных отцех, просиавьших в странах Русскиа земля, ихже прослави Бог в последняа времена, о нихже последь скажем. Егда же достигшу лет, в няже скипетры Русского царства дръжащу благочестивому царю, великому князю Ивану Василиевичю всея Русии, и сему вложи Бог в сердце мысль благу, еже прославити угодника Божиа, непобедимаго въина, втораго Коньстантина, новаго Владимира, крестившаго Рускую землю, предивнаго чюдотворца, великаго князя Александра. Правящу же престол Рускиа митрополиа преосвященному Макарию, митрополиту всея Русии. И повелением самодръжца, оному о сем подвигшуся вседушьне с всем священным събором, и изыскавше известно, с всяцем испытанием, о чюдесех бывающих от честныя его ракы. Сице ж ему и мене убогаго понудившу списати сие похваление. Аз же убояхся осужениа раба оного, не сътворшаго повелениа господина своего и обретшяся на селе спяща, и лядиною покровена. И не възмогох преслушати повелениа таковаго 240 архиерея и, приим от него благословение, прострох недостойную мою десницу и мала некая словеса начрътах к похвалению угодника Божиа, и к вашей любви прнесох на утешение и пользу душам. Елико бо он Бога чтяше, паче же Бог почте его и прослави. Якоже рече в святом Евангелии: никто же бо въжигаяи светильника, и поставляет под спудом или под одром, но на свещнице, да светит всем, иже в храмине суть. Против бо многых устроении его събирает угождьших ему к вышнеи ограде небеснеи словесы пастырьскою хитростию, по неизреченным его судбам, имиже весть. Тъи бо есть истина и живот, и сугуба суть дарованиа его. Тъи может вразумити и наше недоумение, в еже прославити угодника его, о немже нам ныне слово предлежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О рассказанных событиях послы, по своем возвращении в Константинополь, в особой отписке сообщают государю: «а о святейших, государь, патриарсех, о Паисие патриархе александрийском и о Макарие патриархе антиохийском, по твоему великого государя указу, будучи в ответех, договорились: салтан турской для твоей великого государя брацкой дружбы и любви им, патриархом, места свои и престолы, как приедут с Москвы, по прежнему одержати изволил до их живота, покаместа они живы будут, и хатшерев салтанов, жалованные и поволные грамоты за салтановою рукою Паисею патриарху александрийскому и Макарию антиохийскому, мы, холопи твои, взяли. А что в прошлом во 175 году по ненависти прежнего Парфения патриарха царегородского, по салтанову указу, на место Паисея патриарха александрийского поставлен был во Александрию новой – Иоаким патриарх, и по нашему, холопей твоих, договору, по салтанову указу, того нового патриарха Иоакима из Александреи от патриарша престола велено отставить, и о том салтанову грамоту во Египет, к египетскому Ибрагим паше мы, холопи твои, взяли, и для свидетельства правды с тою грамотою из Царяграда к паше во Египет пошлем мы, холопи твои, нарочно гречанина Мануила Иванова, чтоб того нового Иоакима патриарха из Олександреи от патриарша престола при нем, Мануиле, отставить, а до приезду с Москвы Паисея патриарха ведать тое патриаршу александрийскую область Паисея патриарха александрийского наместнику ево архидьякону Никифору. И во Антиохию, государь, салтанову грамоту взяли ж, что до приезду с Москвы Макария патриарха его патриаршу область ведать наместнику ево, и тое грамоту во Антиохию пошлем мы холопи твои, из Царя-града с кем, доведетца». Далее в отписке послов государю говорится: «а что, государь, святейшие патриархи, Паисей патриарх александрийский и Макарий патриарх антиохийский, дали мне, холопу твоему Афонке, росписи греческим властям и грекам, чтоб мне с ними о их патриарших делех советывать и мыслить, а святейшие патриархи на них надежду имели и чаяли от них в своих делех промыслу и помощи, и от греческих, государь, властей и греков, на которых святейшие патриархи надежду имели, мне, холопу твоему, о их патриарших делех мысли и помощи не подали не токмо что делом, ни словом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Всякий день приходят посланники от престола моего и наместники пишут, от чего так долго не прихожу, а я о том думаю, что от долгов престола моего стало росту – свыше головы. Я же не имею иного предстателя, как вашу пресветлость, а потому молю, как и прежде не оставляли, так и ныне молю, ради многодетного вашего здравия и памяти твоих родителей, когда обрящешь в добрый час державного миролюбца, напоминай обо всем и извести, ибо и прежде писал я, но ответа не было». Государь послал патриарху Макарию грамоту, в которой, между прочим, извещает его о кончине царицы и просит молиться за нее. Получив эту грамоту, Макарий пишет царю: «со многою надеждою молю великого твоего царствия, как пожаловал еси брата нашего, святейшего александрийского патриарха о душевном спасении царицы, тако и нас не презри, богомольцов своих, но помилуй нас бедных, яко пострадали есмы в великих убытках во странах персидских, – тако прошу великого твоего царствия, да учиниши милость для блаженные памяти души благоверные царицы и для душевного спасения родителей своих» 246 . Но назойливые выпрашивания патриарха Макария все новой и новой милости у государя этим не кончились. 20-го мая 1671 года прибыл чрез Киев в Москву посланный патриарха Макария митрополит Тира и Сидона Нектарий. Киевские воеводы не хотели было пропускать его в Москву, так как по царской жалованной грамоте в Москву за милостынею должен был приезжать от патриарха архимандрит, а не митрополит, да к тому же он и приехал не в тот срок, какой назначен в грамоте. Тогда митрополит Нектарий заявил, что он едет по царскому делу, почему его и пропустили в Москву. Но в Москве Нектарий показал, что никаким государевых дел с ним нет, а сказал так Киевским воеводам потому, что не знал русских обычаев и что прошло уже 10 месяцев, как его отпустил от себя патриарх. С митрополитом Нектарием патриарх Макарий прислал государю грамоту, в которой извещал, что дорогою при своем возвращении из Москвы, он потерял все, что получил в Москве от государя. В городе Шемахе «взяли у нас все соболи половинною ценою, и вместо денег давали шелк по двойной цене, и из сего шелку держали целый год в грузинской земле, и все там утратили, что было милости царской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Разумеется, приведенные примеры выходят далеко за рамки того, что доступно обычному человеку. Но и цель такого поста несравненно более значима, чем в случае простого упраж­нения воли, о котором шла речь выше. Мно­годневный пост может подорвать не только силу собственного самолюбия, но и упрямое самолюбие целой нации. Однако необходима великая чистота сердца, чтобы пост не превра­тился в обыкновенную голодовку, цель кото­рой – умышленное насилие над волей других людей. Ведь еще Христос учил, что пост, как и все прочее, может использоваться для дости­жения низменных и самолюбивых целей 311 . Не случайно в известной истории из пате­рика диавол отвечает преподобному Макарию Великому , что пощение Макария его (то есть диавола) ничуть не смущает, так как он сам вообще не нуждается в еде. Только смирение позволило великому подвижнику победить диавола 312 . Тем не менее цель монашеского поста (как и христианского поста вообще) – вовсе не действие, направленное исключительно вовне. Действие поста глубоко, и только из этой глубины, сообразно обстоятельствам, пост может произвести широкий эффект. Мы уже убедились, что благодаря воздержанию человек заново устанавливает нарушенные связи с Богом, с самим собой и с ближними. Рассматривая себя самого, свою жизнь и бла­гополучие не в качестве абсолютной нормы, а в качестве дара, человек открывается Боже­ственному Ты. Через отношение к Богу он возвращается к самому себе, а любой другой человек начинает восприниматься в полном смысле слова как брат, поскольку Бог явля­ется Отцом для всех людей. Без этого отцов­ства любое братство будет построено на песке. Таким образом, воздержание и пост составляют процесс очищения, высвобожда­ющий в человеческой душе образ Божий, искаженный грехом, и возвращающий ему первоначальное сияние. Ложное я чело­века отчуждает все вокруг, отгораживаясь от мира, и действительно «умирает смертью », как и было предсказано Адаму. Освободив­шись от тиранического насилия своего лож­ного я, человек как личность, то есть как существо, всецело зависящее от отношения между я и  ты, вновь способен открыться дру­гой личности. Тогда смерть, ограничиваю­щая протяженность земной жизни, перестает быть каждодневной угрозой, которой сле­дует всячески избегать. Смерть – всего лишь дверь, вновь открывающая человеку доступ к «древу жизни», от которого он некогда был отторгнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

6) Он слил к церкви огромный для своего времени колокол, «яко страшной трубе гласящей» 1565 . Давая знать о достоинстве украшений, сделанных Макарием в церкви, и о том впечатлении, которое они производили на Новгородцев, новгородские летописи выражаются о каждом из них как о вельми чудном и лепом видети. К этим украшениям с их стороны археологическо-технической мы возвратимся после. Помимо св. Софии Макарий показал свою заботливость и о другой чтимой святыне Новгородцев. Так, он поновил и украсил кузнью и монистами чудотворную икону Знамения Божией Матери 1566 . А по свидетельству летописи, он и вообще показал великое тщание и прилежание о церквах Божиих 1567 . Хотел было Макарий оставить память о себе в Новгороде не только в великолепных украшениях св. Софии, но и в монументальных сооружениях нецерковных. Однако в этом случае за своё увлечение суетным исканием славы он наказан был неудачей. В Новгород явился из Пскова самоучка-хитрец по инженерной части и, глядя на Волхов, говорит: хотя река эта и очень широка, но если бы кто-нибудь дал мне средства, то я поставил бы на ней мельницу. Когда о речах донесено было Макарию, то его прельстила мысль о таком знаменитом деле, как постановка мельницы на Волхове: «преже бо, говорит летопись, начен еже о церквах Божиих тщание и великое прилежание, (восхоте) даже и до самых вещей, еже бысть сия вещь, сделати, еже из начала града не бывала, даже бы и та вещь была к дому святей Софеи». Хитрец, по приказанию Макария, действительно поставил мельницу на Волхове, истратив при этом огромные, как нужно думать, деньги на устройство особого рода плотины. Но первое же весеннее половодье реки совершенно уничтожило всё сооружение. Эта неудачная постройка мельницы, между прочим, показывает, какой любовью пользовался Макарий у Новгородцев: они весьма сомневались, чтобы на Волхове могла быть поставлена мельница, и, тем не менее, как бы теша архиепископа, помогали строить ему его мельницу всем городом 1568 . В похвалу пастырской ревности Макария говорит следующее. В 1585 году в Новгороде и в Пскове побросаны были в тюрьмы казанские Татары, составлявшие людей (домово-служилых) жившего в России бывшего казанского царя Шиг-Алея, на которых за что-то опалилось правительство. Мужчины, числом более 150 человек, все уморены были в тюрьмах, а женщины оставлены в живых. Макарий выпросил Татарок у правительства «на своё бремя» (на своё попечение) и роздал их священникам, чтобы последние крестили их и выдавали замуж 1569 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010