Да о всем славится святое и великолепое его имя. При сем же желаем твоему преблаженству от тогож де Советеля десницы насыщатися благ присных. Описание наружной отделки грамот, подписи на оного царя Алексея Михайловича и сведения о червонных, посланных к патриархам с Мелетием У сих грамот богословия и великого государя именование и патриарши имяна писаны золотом. У грамот припись государева: К Цареградскому: Царь Алексей, желая от вас, преблаженнейшего и прелюбезнейшего о дусе отца и благодетеля благословения и прощения и с любовью поклоняется. К александрийскому, к антиохийскому, к иерусалимскому и к цареградскому старому: Царь Алексей, желая от вас преблаженнешего благословения и прощения: и с любовью поклоняется. 171-го Декабря в 26 день. Сии великого государя грамоты ко вселенским патриархам писаны на александрийской большой бумаге с каймами и с строками и с травами и с фигурами, у обрезу обведены золотом и серебром. И из них цареградцкому писана однем золотом, а достальным всем золотом и серебром. А прежде бывшему Цареградскому с каймою и с травами без фигур. А к тем великого государя грамотам положена тафта белая, кустодеи камка кизылбашская, золото с серебром по вишневой земле в травах шолки разных цветов, снуры золото с серебром в длину осьми аршин, а кустодея к грамоте привязана снуром в пяти местех, а от кустодеи до ковчега по 2 узла 562 … … в ковчеге под воском … … а у иных и прибавлено по большому узлу. А ковчеги к цареградскому – чеканной, к прочим же гладкие серебряные золочены. А воск в ковчеги под печати кладен с киноварем и с смолою. И положены те грамоты в тафтяные красные мешочки порознь и запечатаны государевою меньшею печатью на красном же воске с ярлыки, а ковчеги с печатями на свободе. Мешечки в длину по аршину, поперег по шти вершков. И положены все в сундучок деревянный, а тот сундучок сверху оклеен кожею красною, а в нем камкою красною травчетою кармазиновою, меж грамот перекладываны бумагою хлопчатою. Посланы те великого государя грамоты ко вселенским 563 (патриархам) с черн(ым дьяконом) Мелетием, греком, а на дорогу ему дано шестьсот ефимков из Приказу Тайных дел. Да к патриархам же послано великого государя жалованье с ним же из Посольского (П). 564 К Цареградскому Дионисию 400, ко Александрийскому Паисию, к Антиохийскому Макарию, к Иерусалимскому Нектарию, к Цареградскому прежде бывшему Паисию по 300 золотых червонных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

В этот период владыка Феодосий успел несколько раз отправить свои поминки в Москву. Ноября 13-го послал он к брату великого князя Юрию Васильевичу по случаю его свадьбы (3 ноября 1547 г.) с благословением и дарами своих боярских детей, князя Оболенского и Бартенева, а с ними послал самому князю Юрию образ Спасов, обложенный серебром, да золотой атлас, да пять портищ камок на 45 рублей московских, а молодой княгине – такой же образ Спасов да князю Димитрию Палецкому и его жене – по образу в серебряных же окладах. Декабря 18-го, посылая к государю испросить себе разрешение на поездку в Псков, владыка послал четыре иконы, обложенные серебром, брату государеву Юрию Васильевичу и его жене – по иконе и Ивану Дмитриевичу Володимирову и его жене – по иконе да 17 золотых боярам. Пред праздником Пасхи, 26 марта, послал к государю царю «с великоденским мехом» своего боярского сына, князя Василия Шаховского, а с ним послал: самому царю мех вина бастру да 20 золотых угорских, его царице Анастасии и его брату Юрию – по 10 золотых угорских, его теще – 6 золотых угорских; митрополиту Макарию – мех вина бастру да 10 золотых угорских, владыке Тверскому – золотой корабельник, Крутицкому – золотой угорский; двенадцати боярам великого князя и духовнику – по золотому корабленнику; восьмнадцати другим знатным лицам, князьям, постельничим великого князя – по золотому угорскому; восьми женам знатных бояр и князей – по золотому угорскому, четырнадцати дьякам – по золотому угорскому; архимандриту симоновскому и митрополичьим старцам – казначею, келейному, архидиакону – по золотому угорскому, а всего 103 золотых угорских и 14 золотых корабельников. Месяца через два или три с половиною, 10 июня или июля, владыка послал к государю царю своего дворецкого Волуева, а с ним самому царю икону, обложенную серебром, да бурого жеребца, царице – такую же икону, брату государя – такую же икону да серого мерина, митрополиту – гнедого мерина, а боярам великого князя и дьякам – 23 золотых угорских да 9 золотых корабленников.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Подписали: александрийский патриарх по-гречески вязью, а антиохийский – по-арабски. Грамота царя Алексея Михайловича к иеродьякону Мелетию о недопущении до патриархов и поимке посланного к ним с письмом от патриарха Никона, и о предложении патриархам, чтобы они не привозили в Москву печатного двора наборщика Ивана Лаврентьева, обвинявшегося в ереси, и Ивана Туркина, возмущавшего казаков От 5-го Сентября 1666 года. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца, многострадальному иеродьякону Мелетию, греку. Ведомо нам, великому государю, учинилось, что ты, будучи в путном шествии, нам великому государю, работаешь и всякую нужду, и утеснение терпишь. И мы, великий государь, за то твое раденье и многое терпение милостиво похваляем; и ты б, видя нашу государеву премногую к себе милость, и впредь, будучи в путном шествии, нам, великому государю, во всем радел и делал по нашему, великого государя, указу, и ко вселенским патриархом, к Паисию папе и патриарху александрийскому и к Макарию патриарху антиохийскому, держал учтивость и береженье и во всем их нашею государскою милостью обнадеживал. Да нам же великому государю, ведомо учинилось, что от бывшего Никона патриарха послан тайно ко вселенским патриархам навстречю грек, или будет татарской породы, или из русских людей, с грамотою, и тебе б одноконечно того смотрить и беречь накрепко, чтоб того человека до вселенских патриархов не допустить и, поймав ево, с тою бывшего Никона патриарха грамотою прислать к нам, великому государю, к Москве с кем пригоже в Приказ наших Тайных дел наперед своево приезду одноконечно б тебе о том нам, великому государю, служба и радение свое показать; а мы, великий государь, за то твое раденье, как ты будешь на Москве, любезною милостию пожалуем. Да нам же, великому государю, ведомо учинилось, что вселенские патриархи везут с собою из Астарахани к Москве печатного двора наборщика Ивашка Лаврентьева, которого по нашему, великого государя, указу велено сослать из Астарахани на Терек за воровство, что он, будучи на Москве, на печатном дворе завел латинское воровское согласие и рымские многие соблазны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

– В Приказ Тайных дел. – (Помета): 174-го мая в 30-й день, с астараханцом с Михайлом Чириковым. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Холоп твой Ивашко Ржевский челом бьет. В нынешнем, государь, в 174-м году мая в 1-й день приехал на Терек из Шамахи шаховой области тезик, терской жилец Кара Будачко, а мне холопу твоему в приказной избе сказал: как он был в Шемахе, и при нем, государь, из Тефлиса Макарий патриарх антиохийский с властями и иеродьякон Мелетий в Шемаху приехали и ожидают с Терка бусу; а я, холоп твой, бусу и сандал и служилых людей и наряд и денег на подъем к ним с Терка в Шемаху послал с терченином, сыном боярским, с Михайлом Молчановым апреля в 23 день и о том к папе и патриарху Паисею александрейскому и к Макарию патриарху антиохийскому, и к властем я, холоп твой, писал, чтоб они на бусе, которая послана к ним с Михайлом Молчановым, ехали из Шемахи к тебе, великому государю. А что, государь, твоей великого государя денежные казны и служилых людей к ним послано, о том к тебе, великому государю, к Москве, я холоп твой наперед сего писал же и грамоту, что писал из Шемахи папа и патриарх Паисея александрейский ко мне, холопу твоему, послал с задворным конюхом с Максимом Голиковым апреля в 29 день нынешнего ж 174-го году. А которого, государь, числа папа и патриарх александрейский и Макарий патриарх антиохийский, с властьми из Шемахи на Терек приедут, дав им твое, великого государя, жалованье, поденной корм и питье, отпущу к тебе, великому государю, с Терка тотчас Приказу твоих великого государя Тайных дел с подьячим с Иевом Ветошкиным, и о том к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу, я, холоп твой, отпишу. Донесение царю Алексею Михайловичу воеводы Ивана Ржевского с известием, что патриархи, миновав Терек, приехали на посланной в Шемаху бусе в устье Волги Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Рассматриваемый памятник является, таким образом, весьма существенным вкладом в сокровищницу источников, сообщающих сведения о преп. Макарии Египетском . До времени же открытия и обнародования его, в руках лиц, желавших изучать личность, обстоятельства жизни великого египетского подвижника, было недостаточно документов; эта „бедность» угнетала исследователей 113 . II Коптский памятник: „Добродетели святого Макария“ или „Из добродетелей (extrait des vertus) Отца нашего – праведного, великого аввы Макария» издан Amélineau 114 по хранящемуся в Ватиканской библиотеке коптскому манускрипту под LXIV“ 115 . Этот памятник о „добродетелях святого Макария“ сохранился целиком – без всяких „пропусков“. Стоящее над ним „заглавие“, по мнению издателя, сделано „переписчиком“. Памятник по своему существу – „ни более, ни менее, как собрание Апофтегм“, имеющих такое или иное отношение к преп. Макарию Египетскому . О каком-либо „плане», по которому были бы распределены части данного памятника, говорить не приходится: отдельные пункты последнего находили себе в нем место, несомненно, в таком порядке, в каком они приходили в голову автору документа. Что же касается самого автора, то личность последнего не освещается в памятнике сколько-нибудь ясно, определенно. Нет возможности удовлетворительно ответить на вопрос о времени его жизни 116 . „Ничто» в документе, – рассуждает Amélineau, – „не заставляет предполагать, что автор был современником событий, о которых он рассказывает». Скорее надлежит сделать из данных этого документа обратный вывод, тот, что „автор не был современником преп. Макария» 117 . Для того, чтоб убедиться в этом, следует обратить внимание, во-первых, на то, что о „словах“ Пафнутия, „праведного и истинного ученика Макария“ 118 в документе говорится 119 , как о чем-то „уже отдалённом“ 120 . Предполагается, что, если б автор документа был современником преп. Макария и, следовательно, также и его ученика Пафнутия, то он не мог бы говорить о последнем в такого рода тоне. Во-вторых, в документе 121 есть упоминание о „святом соборе, который“ был „в Ефесе по поводу нечестия Нестория“ ..., а также и о возвращении участвовавших в „соборе“ епископов „в их диоцезы по повелению благочестивого царя Феодосия“. Этот вселенский собор, как известно, происходил в 431 г., следовательно, спустя приблизительно лет сорок по смерти преп. Макария 122 . Автор писал, конечно, позже времени собора 123 . Документ явился, таким образом, из под пера лица, жившего позже преп. Макария. Если допустить (хотя на это мы не имеем никаких оснований), что автор писал в глубокой старости, тогда еще можно было бы предположить, что он во дни своей молодости застал в живых преп. Макария Великого и в этом смысле был его младшим современником. Но, как и замечено, нет надёжных оснований для такого предположения, так что вывод в пользу противоположного ему, того, т. е., что автор документа жил в эпоху позднейшую макариевской, правдоподобнее. На нем и остановимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Но в преддверии Суэцкого кризиса Великобритания была крайне заинтересована в таком союзнике, как Турция. Несмотря на посредничество США, брит. власти отказались от этого плана под предлогом, что он не учитывает интересы Великобритании и Турции. В окт. 1956 г. брит. дипломаты обсуждали с тур. министром иностранных дел Н. Бирги план расчленения острова. Для его осуществления англичане решили выдвинуть принцип права двойного самоопределения - как для греков-киприотов, так и для турок-киприотов. План конституции Радклиффа был направлен 13 дек. 1956 г. греч. правительству и архиеп. Макарию на Сейшельские о-ва и 19 дек. 1956 г. оглашен в палате общин англ. парламента. Он оставлял вопросы внутренней безопасности, обороны и международных связей в ведении губернатора, так же как и право решать, какие дела относятся к его компетенции. Парламент состоял из 36 членов: 24 депутатов от греков-киприотов, 6 депутатов от турок-киприотов и 6 чел., назначаемых губернатором. Губернатор мог распускать парламент, назначать и отправлять в отставку премьер-министра. Но все достоинства этого плана нивелировались признанием за турками-киприотами права на самоопределение. Турция приняла эти предложения, а греч. правительство Караманлиса и архиеп. Макарий отклонили. С приходом в янв. 1957 г. на пост премьер-министра Макмиллана изменился подход Великобритании к кипрской проблеме в пользу более реалистичного решения - довольствоваться военными базами на К. вместо всего острова. Если в нач. 1957 г. правительство Макмиллана считало разделение К. приемлемым, то после исследования проблемы в июне таксим был признан трудноосуществимым в связи со смешанным характером населения (кроме того, турки-киприоты не составляли большинства ни в одном из округов). США также выступили против расчленения острова. В апр. 1957 г. под давлением Греции и США был освобожден архиеп. Макарий, но англичане не разрешили ему вернуться на К., и он прибыл в Афины. Весной 1957 г., чтобы не спровоцировать срыва переговоров, ЭОКА временно приостановила вооруженную борьбу, т. к. США дали понять, что в случае ее продолжения они поддержат план разделения К. Для избежания таксима греч. правительство отказалось от энозиса и взяло курс на создание на К. независимого гос-ва (что, впрочем, в отдаленной перспективе не исключало энозиса). Архиеп. Макарий поддержал идею независимой республики, Турция ее категорически отвергла, США сначала восприняли ее скептически (в т. ч. они считали К. экономически нежизнеспособным гос-вом), но впосл. отнеслись к ней положительно. В окт. 1957 г. лейбористская партия в случае победы на выборах пообещала предоставить К. независимость. Осенью 1957 г., к неудовольствию Великобритании и Турции, с посреднической инициативой в вопросе предоставления К. независимости выступил генеральный секретарь НАТО П. А. Спаак.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Того же великого старца к одному безмолвнику, который вопрошал о служащем ему, о смущении от помыслов и о родственниках своих по плоти. 70. Один безмолвствовавший отец просил сего же великого старца помолиться о нем. Вопрос 71, того же к тому же великому старцу. Отец мой! Как надобно молиться: произносить ли: Отче наш, как сказал Господь, или следовать авве Макарию Скитскому, который говорит, что не нужно многословить, а простирая руки взывать: «Господи! как Ты хочешь и как знаешь, помилуй меня». Если же восстанет брань, то: «Господи, как Тебе угодно, помоги (мне)». Не совершенным ли только заповедано произносить: Отче наш, и проч.? Ответ 72, того же великого старца к тому же, который просил благословения и вопросил о бесстрастии. Вопрос 73, того же к другому старцу. Отец мой! Почему добрый старец назвал келлию свою гробницею? Вопрос 74, того же к тому же старцу. В житиях святых повествуется, что один из них творил сто молитв, другой столько-то: должны ли и мы иметь меру в молитве, или нет? И как совершать молитвы: продолжительные ли, или произносить Отче наш и приниматься за рукоделие, и, во время занятия им, что должно делать (умом)? Также и о вечернем и ночном времени, как проводить его пребывающему наедине, и должно ли читать песни или хваления? Вопрос 75, того же к тому же старцу о сне, сколько следует спать и сколько бодрствовать, и сколькими одеждами довольствоваться. Вопрос 76, того же к тому же старцу. Ты сказал мне, отец мой, чтобы я бодрствовал шесть часов, но как мне узнать, что я бодрствовал шесть часов? Вопрос 77, того же к великому старцу. Я болен, отец мой, помолись о мне, чтобы я мог с радостью переносить болезнь, и скажи мне, как омыть скверны? Вопрос 78, того же к тому же старцу. Прошу вразумить меня, отчего происходит слабость тела и изнеможение сердца, и почему не могу я постоянно сохранять один устав в пище? Вопрос 79, того же к тому же великому старцу. Отец мой! Прошу тебя, скажи мне: как приобретает кто-либо смиренномудрие или молитву совершенную? Что делая, человек может считать себя свободным от рассеяния (мыслей), и что полезно читать? 80.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

Когда посланники собирались возвратиться домой, турецкое правительство стало просить их, чтобы они оставили в Константинополе кого-нибудь из членов своего посольства. Так как послы не имели на этот предмет никакой инструкции от правительства и к тому же не понимали цели этой небывалой просьбы турок, то и обратились к Досифею с заявлением, что «желают от него, святейшего патриарха, о том благаго совета, как им в том поступить». Досифей объяснил послам, почему именно турки желают оставления в Константинополе одного из членов русского посольства, и посоветовал им исполнить просьбу турок. Тогда посланники заявили, что ввиду нужды, «а паче ж по совету его святейшаго патриарха оставляют в Константинополе одного дворянина (Семена Лаврецкого) и с ним подьячаго (Григорья) и били челом, чтоб он, святейший патриарх, во всяких нуждах и требованиях ево не оставил и был к нему милостив, якоже к ним посланником». Досифей говорил послам, что «Семену в желаниях ево всякое вспоможение чинить ему будет, только-де он, Семен, в чем ему прилучитца, советывал с ним, святейшим патриархом, и поступал по ево приказу». «И посланники сказали, что он без ево совету ничего собою делать не будет, и такое ево патриаршеское милостивое обещание великому государю, его царскому величеству, они, посланники, донесут». Со своей стороны, послы в инструкции Лаврецкому говорили: «Да ему ж, Семену и Григорью, проведывать о состоянии и поведении здешнем и о всяких ведомостях и, проведав подлинно, к великому государю писать к Москве в государственной Посольской приказ, и те свои письма, для посылки к Москве, относить и отдавать тайно святейшему Досифею, патриарху Иеросалимскому» 183 . Через кого и как велись тайные обсылки между нашими послами и Досифеем, это видно из следующей записки константинопольских расходов посла Украинцева: «Октября в 27 день святейшаго Иеросалимскаго патриарха архимандриту Макарию на милостыню и что присылал ево святейший патриарх с письмом о разных ведомостях, о которых довелось к великому государю писать к Москве, дана пара соболей двухсот рублеваго сорока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Писан в царствующем граде Москве в наших царских полатах лета 7175-го сентября в 28 день. Грамота царя Алексея Михайловича стольнику Петру Савичу Хитрово с приказанием разведать: сухим ли путем едут патриархи или водным, и по получении о том сведений ехать к ним навстречу От 29 сентября 1666 года. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца столнику нашему Петру Савичу Хитрово. Как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б послал от себя в Нижний Новгород кого пригоже наскоро и велел проведывать накрепко: вселенские Паисий папа и патриарх александрейской и Макарий патриарх антиохийской из Симбирска к нам великому государю к Москве идут сухим ли путем или рекою Волгою в судех на Казань, и будет вселенские патриархи из Симбирска идут рекою, и ты б ехал в стругах наскоро в Казань, а будет они идут степью и ты б отдал струги кому пригоже и ехал к ним навстречу со всем верхами тотчас, не мешкая нигде ни часу. Писан в царствующем граде Москве в наших царских полатах 7175-го сентября в 29 день. Послана с стадным конюхом с Сенкою Мартьяновым, подводы ему даны по подорожной из Ямского Приказу с заводными. Грамота царя Алексея Михайловича к патриархам александрийскому и антиохийскому, посланная с подьячим Приказа Тайных дел Порфирием Оловениковым, которому сделано от царя словесное поручение к патриархам От 1 октября 1666 года. Бога истинного света присносущного и трисиянного, Его же держава вечна и щедроты пребогаты, милостию, мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михаилович всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец, титла большое. Преблаженнейшим, святейшим и благочестивейшим архиереом словесных овец, непорочного агнца Христа бесценною кровию искупленных, пастыреначальником кир Паисию папе и патриарху великого града Александрии и судии вселенскому, кир Макарию архиепископу Божия града Антиохии и всего востока патриарху, православным православные матере нашея церкве кормником, мира, здравия и сугубого благополучения от вседержавные десницы многобогатне удостоитися желаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Потому что все это последнее – от земли, а то – от Царя всей вселенной. Благодаря этому же великому, таинственному закону, к старцу Макарию потекли люди великого ума, великого искания, и с помощью этих людей о.Макарий создал специальную Оптинскую литературу. Великое влияние этого старца излилось на неверующую, темную, но кристально-чистую, искавшую правды, света и добра душу нашего великого писателя, Н.В.Гоголя. Благодаря этому же великому закону, около Макария приютились имена Киреевских, Леонтьева, Погодина, Соловьева, Достоевского, не говоря уже о людях из сфер православного русского духовенства. И, помимо многочисленных посетителей, у о.Макария была огромная переписка с разными лицами, так что одних писем, отпечатанных после его смерти, было шесть томов. И вот, в сферу деятельности о.Макария, всесторонней деятельности: и устной, и духовно-литературной, в Оптину пустынь, под руководительство его, вступил известный почти всему образованному миру, не только в России, но и заграницей, старец Амвросий. Об этом великом человеке и праведнике нашей эпохи создалась огромная литература, замечательной особенностью которой следует назвать то, что – сколько бы ни писали о старце Амвросии книг, они с жадностью читаются все. Это свидетельствует о том, как неистощим еще материал об этой крупной личности нашего времени. И как он близок ищущим жизненной правды людям нашей эпохи. Мне кажется, еще много трудов и исследований создастся вокруг этого имени, и все-таки сила и обаяние его не будут исчерпаны. Силу и мощь огромного нравственно-воспитательного значения в истории русского народа за XIX столетие личности старца Амвросия оценят только лишь спустя несколько поколений. Мне иногда бывает чрезвычайно жаль тех, кто, претендуя на имя людей науки, в то же время обнаруживает страшное убожество мысли. Занявшись своей собственной фигурой, и рассматривая себя, как центр известных, только лишь их одних интересующих, явлений, они мне кажутся особенно несчастными и жалкими, когда, со свойственными человеческой гордости недалекостью, необыкновенною легкостью, непродуманностью, отрицают существование Божественного промысла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010