Я притихла, боясь вздохнуть, хотелось хотя бы несколько минут дать отдохнуть этому великому труженику. Но старец сразу же очнулся. Увидев меня на коленях и молчащую, он страшно заволновался: «Ну, детонька, что ты мне говорила-то? Я, кажется, маленько вздремнул. Уж ты прости меня, старичка!» И такими виноватыми были его глаза, что мне стало за него больно. «Батюшка, дорогой, – сказала я, – вы так устали, вам нужно отдохнуть. Я пойду скажу отцу Макарию, пусть народ подождет немного». Но старец как будто даже смутился от моих слов, хотя лицо его озарилось светлой, как мне показалось, благодарной улыбкой. «Ты ничего не говори Макарию, народ роптать будет. Я – ничего, а ты разве видишь, что я устал?» – «Как же не видеть?» – «Я, правда, переутомился немного, и сердцу что-то плохо, надо лекарства выпить, налей-ка мне из пузыречка». Я дала старцу лекарство. Второй раз, когда я пришла к нему на исповедь, старец начал разговаривать со мной, сидя в кресле. Потом, по-видимому, не имея больше сил сидеть, попросил меня виноватым голосом: «Помоги, детонька, мне подняться, пойдем в ту комнату, я прилягу. Уж ты прости меня за стариковскую немощь». Подойдя к постели, он лег и опять начал просить прощения (видно было, что его болезненность доставляет ему огорчение): «Ты уж прости меня, встань на коленочки, а я буду лежа тебя слушать, как старичок Амвросий» 62 . Меня изумляла тогда эта чувствительность, нежность и благородство души батюшки». 28 ноября 1926 года я исповедовалась у старца. Он лежал на своей кровати в полном схимническом облачении. Я поразилась его виду, такой он был важный и торжественный. Мне представилось, будто передо мной великий древний старец, вроде преподобного Макария Египетского . Такой благодатью веяло от него, что мне стало страшно: как смею я, такая грешная, стоять возле такого святого мужа? Я вся трепетала, сознавая свое ничтожество. Исповедь продолжалась около двух часов. Перед этим я долго хворала и во время болезни вспоминала о многих забытых грехах с семилетнего возраста, не исповеданных у старца прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

«Владыка – продолжает в своей записке старец, – принял оную благосклонно и, отправившись в Троицкую лавру, находясь там в скиту, первую неделю Великого Поста занялся просматриванием наших пояснений и замечаний; некоторые поправил и своеручно о сем удостоил меня писанием от 9 марта 1853 года, и что он передал рукопись сию в цензуру для рассмотрения и дозволения печатать, – которая и поручена цензору, о. инспектору академии архимандриту Сергию, который с любовию занялся рассматриванием оной и по окончании того же года в июле месяце подписал дозволение печатать и доставил в Москву к гг. Киреевским. А они, с благословения архипастыря, приступили к печатанию и продержали корректуру. Между тем, Господь помог нам сделать на оную книгу алфавитный указатель, который также утвержден цензурою к печатанию». Нелишне здесь предложить вниманию читателей и самое писание святителя Филарета от 9 марта 1853 года, коим он почтил смиренного старца Макария: «Преподобнейшему отцу Макарию о Господе радоватися! Помолитесь о нас, борющихся с волнами людей и дел, да не погрязнем, но да касаемся, хотя несколько, брега тишины и свободы. Несколько месяцев прошло, доколе я нашел, наконец, время оторваться от дел неволи, чтобы заняться делом желаемым – чтением рукописи св. Исаака Сирина , приготовленной Вами к печатанию: но и теперь, не кончив сего, принужден возвратиться к окружающим меня неизбежным делам должности. Около половины книги читал я непрерывно, внимая учителю и Вашим толкованиям. Далее просматривал некоторые места: но, не могши продолжать и опасаясь еще надолго остановить дело, решаюсь завтра послать рукопись в цензуру. Простите меня, что я дерзновенною рукою коснулся некоторых примечаний Ваших, не имея возможности предварительно изъяснить Вам, почему так коснулся. Некоторые места книги темны в греческом так же, как и в славянском тексте. Вероятно, сему причиною, между прочим, греческий переводчик с сирского. Некоторые примечания на такие места показались только догадочными и не довольно соответствующими греческому тексту.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Мая 18 дня 1914 года. Афонское замирение Ниже мы даём место поступившим в нашу редакцию письмам по афонскому делу, с приложением копии документа, чрезвычайно ценного для суждений о новой фазе афонской эпопеи, – заявления иеросхим. о. Антония Булатовича с единомышленной ему братией к высокопреосвященному Макарию, митрополиту Московскому... Из писем в редакцию 10 апреля сего года обстоятельства, как известно, вынудили нас, афонских иноков, отложиться от всякого духовного общения со Св. Синодом. Это отложение имело быть нам поставлено в сугубую вину на предстоящем суде над нами Московской Синод. Конторы. Однако духовный суд, собравшийся под председательством митрополита Макария для суда над «имебожцами», отрешившись от всяких предвзятых мнений, став на точку зрения лишь Православия и справедливости и, не найдя в нас признаков «имебожия», вынес нам, как известно, оправдательный приговор, не взирая ни на отречение наше от Св. Синода, ни на то, что мы были уже предосуждены и Константинопольской патриархией, и Всероссийским Синодом. Этот акт Православия, великодушия и справедливости, устраняя повод к отложению, побуждает нас ныне поспешить откликнуться на отеческий зов доброго пастыря и, как недавно во всеуслышание мы отложились от общения с синодальной иерархией, так ныне, во всеуслышание же, объявить о нашем воссоединении с нею, о чём нами было послано 18 сего мая митрополиту Макарию следующее заявление, которое просим вашу уважаемую газету не отказать напечатать 279 . Глава 14. Из Афонских сказаний (публикация В.П. Троицкого) 280 1914 г. 30. 18 мая 1914 года о. Пантелеимон Болгарин, живший по изгнании со Св. Горы на Кавказе, видел во сне, будто какой-то человек дал пустынникам по бумаге, а после такую же бумагу развернул и стал читать. В бумаге было написано: «Ересь упразднили. Правда оказалась на стороне имяславцев. Как веровали св. Отцы и как учат имяславцы, – так и теперь нужно веровать. А вы успокойтесь и живите на своих местах, как жили». Тут об.] о. Пантелеимон и проснулся, и отправился к своим соседям-имяславцам узнать, – не случилось ли чего.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Господину священноиеродиакону Мелетию Иван Ржевский челом бьет. В нынешнем в 174-м году Февраля в 19 день писал ты ко мне из Шемахи о приходе к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу святейших вселенских папы и патриарха Паисии александрейском, да Макарии патриархе антиохийском, и синайские горы архиепископе Анании, да царяградцкого патриарха области трапезонском митрополите и великого государя о деньгах и о бусе и о сандале в чем им из Шемахи ехать; и о том о всем к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу я писал и благословенные грамоты святейших вселенских папы и патриарха Паисея александрейского и Макария патриарха антиохийского и твое письмо и тифлисца Сафара послал. Да в нынешнем, господине, в 174-м году Февраля в 8 день великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца грамоте писано: присланы ко мне нарочно с Москвы на Терек для святейших вселенских папы и патриарха Паисия александрейского и Макария патриарха антиохийского и властей великого государя Приказу Тайных дел два человека подьячих да задворной конюх и приезду их на Терке ожидают; и апреля в 23 день нынешнего ж 174-го года по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца послал я с Терка в Шемаху к святейшим вселенским папе и патриарху Паисию александрейскому и Макарию патриарху антиохийскому и к властям великого государя денежные казны на подъем сто рублей, да бусу и сандал в чем им из Шемахи ехать, и служилых людей и наряд для обереганья, с терченином с сыном боярским с Михайлом Молчановым, и как Михайло в Шемаху приедет и тебе б, господине, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу службу и раденье свое показать, святейших вселенских папы и патриарха Паисия и Макария патриарха антиохийского и властей молить и государевым жалованьем их обнадеживать, чтоб они на его государскую милость были во всем надежны и шли к великому государю безо всякого сумнительства, а великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца его царского величества к ним и к тебе премногая милость будет. Донесение царю Алексею Михайловичу воеводы Ивана Ржевского касательно посылки в Шемаху бусы и денег для патриархов и для оберегания их двух пушек и ратных людей

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

И поклонитца рядовым поклоном. Таков наказ отдан столнику князю Петру Ивановичу Прозоровскому октября в 15 день. Донесение царю Алексею Михайловичу подьячего Порфирия Оловеникова с уведомлением, что патриархи александрийский и антиохийский прибыли в Арзамас и спешат поездкой и что туда же прибыл с царскими грамотами к патриархам стольник Петр Савич Хитрово Получено 16 Октября 1666 г. (На левой стороне столбца): Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. – В приказ Тайных Дел. – (Помета): 175-го октября в 16 день с арзамаским пушкарем с Спиркою Жуковым. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Холоп твой подьячий Першка Оловеников челом бьет. В нынешнем государь в 175-м году октября в 3 день, по твоему великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца указу, послан я холоп твой к святейшим вселенским к Паисию папе и патриарху александрейскому и к Макарию патриарху антиохийскому с твоею великого государя грамотою, и октября ж государь в 7 день приехал я холоп твой в Арзамас, и в Арзамасе ту твою великого государя грамоту им святейшим патриархом я холоп твой подал; а пришли государь они в Арзамас октября в 6 день, и святейшие патриархи приняв твою великого государя грамоту за тебя великого государя и за твой государевой дом Бога молили и на твоей великого государя милости били челом. А столник Петр Савич Хитрово в Арзамас приехал в 7-м же числе в ночи и с твоими великого государя грамотами у святейших патриархов был в 8-м числе. А из Арзамаса государь святейшие патриархи пойдут в Муром в 9-м числе и идут к тебе великому государю наспех с великою радостию и желают видеть твои государские пресветлые очи. А с сею государь отпискою послал к тебе великому государю я холоп твой арзамасского пушкаря Спиридонка Жукова октября в 8 день. Грамота патриархов, александрийского и антиохийского к царю Алексею Михайловичу с уведомлением, что их встретил полковник Артемон Матвеев и сопровождает в пути

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

И подьячий, государь, Еремей Полянский и стадной конюх на Терек не бывали; сказали мне холопу твоему про них подьячий Иев Ветошкин да задворной конюх Максим Голиков, оставил де их боярин и воевода князь Яков Никитич Одоевский, Еремя в Астарахани, стадного конюха отпустил к тебе, великому государю к Москве с отписки. И в нынешнем, государь, во 174-м году февраля в 13 день, по твоему великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца указу, писал я холоп твой в Шемаху про патриархов иеродиякону Мелетии Шаховы области с тезиком дербенцом Аджи Карабежикою Агатовым тайным обычаем, дав ему твое государя жалованье тридцать рублев, а из руских, государь людей в ту посылку послать было немочно, потому, государь, что им от … Шевкала и от иных иноземцов пройти и проехать никоторыми делы нелзя. Да в нынешнем государь в 174-м году апреля в 9 день, по моему холопа твоего письму, писал ко мне из Шемахи папа и патриарх Паисее александрейский: приехали к нему из Тефлиса от священнаиеродиякона Мелетия черной священник да человек ево, который ездил с ним в Тефлиз, а патриарх Макарий антиохийской и власти палестинские будут к нему в Шемаху вскоре и мне, б холопу твоему прислать к ним в Шемаху бусу и твоей великого государя денежные казны на подъем не замотчав. И с Терка, государь, в Шемаху я холоп твой к папе и патриарху Паисее александрейскому и к Макарию патриарху антиохийскому и ко властем, которые с ними идут к тебе великому государю, к Москве, послал бусу и сандал и твоей великого государя денежные казны на подъем сто рублев; да им же патриархом в запас для подъему послал я холоп твой твоей же великого государя денежные казны сто рублев для того, чтоб им в подъеме какие мешкоты не учинилось, а мне б холопу твоему, в том от тебя, великого государя, в опале не быть, и для обереганья ратных людей и две пушки с терченином, с сыном боярским с Михайлом Молчановым апреля в 23 день нынешнего 174-го году; да и шемахинскому, государь, Нечевкулы хану я холоп твой писал же, чтоб он патриархов и властей отпустил из Шемахи с честью без задержанья: а грамоту, государь, что ко мне холопу твоему, писал папа и патриарх Паисея александрейский, к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу, запечатав в лист твоею великого государя печатью Терского города, послал я холоп твой с задворным конюхом с Максимом Голиковым; и отписку, государь, и грамоту папы и патриарха Паисея александрейского велел подать в Приказе твоих великого государя Тайных дел дьяку Федору Михайлову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

От 24 Октября 1666 г. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца полковнику нашему и голове московских стрелцов Артемону Сергеевичу Матвееву. Как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б поговорил дьякону Мелетию: мочно ль ему быть к нам великому государю прежде святейших вселенских патриархов приходу к Москве, и будет мочно и он бы ехал, а буде за чем немочно и тебе б ему говорить: святейшим вселенским кир Паисею папе и патриарху александрийскому и кир Макарию патриарху антиохийскому в одном ли месте годно встреча учинить за городом всем властем с иконами или на три статьи: первая встреча за городом, другая на Лобном месте, третьяя у соборной церкви. Да ведомо нам великому государю учинилось, что вселенские патриархи говорили столнику нашему Петру Хитрово, чтоб к их приезду изготовить судебные палаты; и тебе б ево Мелетия допросить: для своих ли им дел та палата надобно и на том ли дворе, где им стоять или особо; да Мелетия спросить: нет ли патриарша гневу какова на газского митрополита Паисия; да будет они гнев на него держат и ему говорить всячески патриархом, чтоб они, не розыскав, гневу на нево не держали; да о том о всем отписать к нам великому государю наскоро. А на подхожей стан в село Ивановское одноконечно тебе с патриархи притить ноября в 4 день. Писан в царствующем граде Москве в наших царских полатах лета 7175-го октября в 24 день. (Внизу на столбце сделана отметка): непосланы. Донесение царю Алексею Михайловичу полковника Артемона Матвеева с известием, что он с патриархами будет на Рогожу 29 Октября и с представлением списка людям, которых взяли патриархи с собою Получено 26 Октября 1666 года. (На левой стороне столбца): Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. – (Помета): 175-го октября в 26 день. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержцу. Холоп твой Артемошка Матвеев челом бьет. Святейшие государь вселенские папа и патриархи, по твоему великого государя указу, из Володимеря пошли октября в 24 день, а будут на подхожей стан на Рогожу октября в 29 день. А по твоему великого государя указу велено мне холопу твоему, пришед на Рогожу, ждать твоего великого государя указу, а со вселенскими государь святейшими патриархи твоих великого государя и ямских и сошных подвод с пятьсот лошадей, а на Рогоже, государь, будет стоять и кормом твоими великого государя лошадям и ямским и сошным будет гораздо скудно; да со вселенскими ж государь патриархи сверх росписи всяких чинов объявилось двадцать человек, а кто имяны и тому послал я холоп твой к тебе великому государю роспись под сею отпискою с стрелцом своево приказу с Антипком Афонасьевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

А велено ему Ивану святейших вселенских патриархов от великого государя и от великие государыни царицы и от их государских чад государей царевичев спросить о спасенном пребывании. А говорить ему государево меншое титло. По указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца думному дворянину Ивану Богдановичу Хитрово спросить от великого государя от его царского величества святейших вселенских патриархов о здоровье, а молыть: Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец, титло большое. Вам, святейшим и преблаженнейшим архиерархом, пречестнейшим вселенским патриархом, кир Паисию папе и патриарху великого града Александрии и судии вселенскому, кир Макарию архиепископу великого града Антиохии и патриарху всего востока, велел говорить: Приснопамятный во царех Соломон любомудрствова хвалам достойно, всякое, глаголя, животное ищет себе подобного и кийждо человек искреннего своего. Что же приискреннее во единой благочестивой православной нашей християнстей вере сияющих, имже едино тело и един дух, по блаженному Павлу, Спаситель всех и Зиждитель Христос заповеда имети, егоже преблагого и всем благочестивым желаемого соединения предводителей, вас, пречестнейших и преблаженнейших архипастырей, святейших вселенских патриархов, великий государь наш, православный и богопомазанный монарха, благочестия скипетродержатель и православия поборник, видети изволяя и ожидая, спрашивает о вашего пресвятейшего преблаженства спасенном здоровье, како великодаровитая Божия десница вашу святейшую пречестность доселе соблюдает? И велел он, великий государь, вашему святому преблаженству поклонитца. И поклонитца рядовым поклоном. И постояв мало, спросить от великие государыни царицы и великие княгини Марии Ильичны святейших патриархов о здоровье. Великого государя нашего, его пресветлого царского величества, благочестивейшая царица и великая княгиня Мария Ильична, великая государыня наша, вас, пречестнейших вселенских патриархов, спрашивает о вашем спасенном здоровье и велела она, великая государыня, вашему святому преблаженству поклонитца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Писан нашего царствия во дворе в царствующем и преименитом славном великом граде Москве в лето от создания света 7174-го от воплощения же Бога Слова 1666-го августа « » дня. Грамота царя Алексея Михайловича к иеродьякону Мелетию с известием, что полуголовы московских стрельцов Борис Пазухин и Лука Изъединов посланы на встречу патриархам для нахождения при них в приставах и что деньги на путевые расходы для патриархов посланы с подьячим Перфильем Оловениковым, с собственноручными приписками царя От 4 августа 1666 года. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца черному дьякону Мелетию греку. По нашему великого государя указу посланы от нас с Москвы на встречу вселенских Паисии папы и патриарха александрейского и Макария патриарха антиохийского московских стрельцов полуголовы Борис Андреев сын Пазухин да Лука Васильев сын Изъединов, а велено им быть в приставах Борису Пазухину у Паисии папы и патриарха александрейского, а Луке Изъединову у Макария патриарха антиохийского; и как к тебе ся наша великого государя грамота придет, а полуголовы Борис и Лука приедут, и ты б Паисию папе и патриарху александрейскому и Макарию патриарху антиохийскому про них полуголов объявили, что по нашему великого государя указу присланы люди добрые и нам Государю верные люди и 707 велено им быть у них патриархов в третьих приставах и держать всякое береженье и учтивость, да к ним же патриархом прислан будет стольник нашего царского величества со всякою нашею любезною милостью, а нашего государева жалованья им патриархом деньги посланы с подьячим с Перфильем Оловениковым и тому Перфирью велели быть с тобою, и будет они патриархи учнут на какие расходы денег просить и тебе б посмотря у него Перфирья нашего великого государя указу велеть приставам их деньги давать по рассмотренью, чтоб им в дороге никакой скудости не было, а наш великого государя указ о том к нему послан. Писан на Москве лета 7174-го августа в 4 день. Письмо патриархов к царю Алексею Михайловичу, посланное с Порфирием (Оловениковым) о желании их послать к царю иеродьякона Мелетия с тайным поручением и о готовности их продолжать путешествие от Саратова к Москве сухим путем

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Существование сказаний о преп. Макарии Великом на коптском языке положительно говорит в пользу их подлинности. Почти дословное сходство многих сказаний в коптском и греческом текстах говорит о зависимости одного текста от другого. Думать, что копт переводил с греческого, мы не можем: строй речи здесь чисто коптский, даже и в греческом тексте очень заметный; точность в названиях мест дает преимущество коптскому тексту; точность в обозначении лиц – также (говорится, например, о жреце одного идола, и в коптском тексте прямо обозначается жрец идола Падала). Во всех тридцати четырех, по моему счету, сказаниях коптского текста нет ничего, что бы говорило о другом времени, о других обычаях и взглядах, что бы не могло относиться к преп. Макарию Великому . Все говорит за подлинность этого документа, и ничто не говорит против его подлинности. Косвенным доказательством его подлинности справедливо признать упоминание в житии Макария, составленном Серапионом, о других книгах, в которых говорится о других его делах. Кто был собирателем этих сказаний – неизвестно. Приписка в конце: «Господи, будь милостив к рабу Твоему Матои» – указывает, вероятно, на переписчика. Существование большей части сказаний в греческом тексте говорит о том, что они явились очень рано, когда копты были еще очень далеки от разрыва с греческою Церковью , то есть гораздо ранее Халкидонского Собора. Перевод этих сказаний о св. Макарии Великом я предпринял и ради ознакомления любителей аскетической письменности с некоторыми новыми данными относительно него, и ради того, чтобы любители этой письменности могли живее убедиться в коптском происхождении этих сказаний, и еще ввиду того, что Патрология Миня и памятники Котелерия мало кому доступны, а «Достопамятные сказания» составляют такую библиографическую редкость, что их нередко бывает невозможно достать даже в библиотеках хороших монастырей или у кого-нибудь из двух-трех сот иноков таких монастырей. Поэтому предлагаемый в русском переводе коптский документ о преп. Макарии Великом является своевременным. Об авве Макарии Великом

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010