Однажды к матери Сарре пришли пустынники. Она предложила пришедшим корзинку с плодами. Оставляя хорошие плоды, пустынники ели только гнилые. Сарра сказала им: «Поистине вы пустынники» (97, 269). Сказывали об авве Сисое, что он не ел хлеба. В праздник Пасхи братия упрашивали его разделить с ними трапезу. Старец сказал им: «Я одно что-нибудь могу сделать: есть хлеб или яства, вами приготовленные». Они сказали ему: «Ешь хлеб». Так он и сделал (97, 258). Источник. Один из старцев говорил: «Видел я в Келлиях брата, постившегося всю Страстную седмицу. Когда наступал субботний вечер, он уходил в церковь , чтобы не вкушать. Вообще он ел только немного свеклы с солью и без масла» (98, 79–80). Поведал о себе авва Евагрий: «В самый зной полудня пошел я к святому отцу Макарию и, будучи истомлен зноем, попросил воды, но он сказал: «Будь доволен тенью. Многие путешественники и мореплаватели терпят жажду не менее тебя». Потом, когда я исповедал ему помыслы мои относительно воздержания, он сказал: «Поверь мне, сын! В целые двадцать лет я не употребил досыта ни хлеба, ни воды, ни сна. Хлеб мой ел я весом, воду пил мерою и позволял себе немного уснуть, прислонившись к стене» (107,114). Источник. Сказывали об авве Макарии: когда случалось ему быть с братией, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии; но за один стакан вина целый день не пей воды. Поэтому, когда братия для подкрепления давали ему вина, старец с радостью принимал оное. Но ученик его, зная дело, просил братию не давать ему вина, иначе он после будет мучить себя в келье (97, 144). Некогда авва Силуан и ученик его Захария пришли в один монастырь, где упросили их вкусить немного пищи на дорогу. Когда вышли они из монастыря, ученик аввы увидел воду на дороге и хотел пить. Старец говорит: «Захария, ныне пост!» «Разве мы, отец, не ели?» – отвечал ученик. «Ели, но это было дело любви, – сказал старец, – а теперь должны мы соблюсти пост свой» (97, 259). Источник. Когда прислали Макарию Александрийскому кисть свежего винограда, он отослал ее одному больному брату. С великою радостью принял тот приношение, но отослал ее другому брату. И этот брат, получив кисть, поступил с нею так же. Таким образом, виноград перебывал у многих из братии и, наконец, опять попал к авве Макарию. Старец узнал кисть и, разведав дело, удивился и возблагодарил Бога за такое воздержание братии (102, 57). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

153. Нарушив пост ради любви, старец в тот же день не позволил ученику напиться воды, напомнив ему о посте См. также: Мудрость ; Подвиг тайный ; Пост . Некогда авва Силуан и ученик его Захария пришли в один монастырь, где их упросили вкусить немного пищи на дорогу. Когда вышли они из монастыря, ученик аввы увидел воду на дороге и хотел попить. Старец сказал ему: “Захария, ныне пост!” – “Разве мы, отец, не ели?” – удивился ученик. “Ели, но это было делом любви, – сказал старец, – а теперь, сын мой, должны мы соблюсти свой пост.” (Достопамятные сказания. С. 259. 1). 154 Преподобный Макарий получил в дар кисть свежего винограда. Он отослал ее к больному брату, тот, в свою очередь, передал ее другому; побывав у многих иноков, кисть вернулась обратно к Макарию См. также: Любовь к ближнему выше поста . Когда-то прислали Макарию Александрийскому кисть свежего винограда. Ему очень хотелось его съесть, но он отослал эту кисть одному больному брату, которому также хотелось винограда. С великой радостью получив виноград, брат этот по своему воздержанию послал его другому брату, как будто ему самому не хотелось винограда. Но и этот брат, получив гроздь, поступил с ней таким же образом, хотя ему и самому очень хотелось отведать ягод. Таким образом виноград перебывал у многих братий, и ни один не захотел его съесть. Наконец, последний брат, получив его, отослал опять к Макарию, как дорогой подарок. Макарий, узнав свой виноград и разведав, как все было, удивился и благодарил Бога за такое воздержание братии. (Лавсаик. С. 57). 155. Воздержание старца было настолько велико, что он даже не знал, существует ли кроме горького редечного масла какое-либо другое Однажды пришли посетители к старцу, и он оставил их у себя обедать. Предложил им редечного масла, а они сказали ему: “Отец! Лучше дай нам немного хорошего масла.” Услышав это, он перекрестился и сказал: “Существует ли другое масло, кроме этого, я не и знаю.” (Достопамятные сказания. С. 55. 3). 156. Братия, получив в дар сосуды с маслом, через год вернули их в храм нераспечатанными; авва же Вениамин вкусил немного масла, и было у него на сердце, будто он совершил великий проступок

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Но император и императрица явно становятся на стороне противоположной еретику – на стороне воззрений папы Льва. Диоскора изгоняют из дворца, и затем, вскоре, посылают его в ссылку в Гангру. Здесь то, по смыслу памятника, и произнесено было Диоскором похвальное слово Макарию, в присутствии, будто бы, многих почитателей патриарха Александрийского. В заключение панегирика говорится о насильственной смерти Макария в Александрии, рассказывается о многих чудесах его, совершенных им по смерти, и сверхъестественных явлениях его тем или другим лицам. Рассматриваемый памятник не есть, в полном смысле слова, новость для науки. Он давно уже был известен. Его знал ученый Цёга (в конце прошлого века), затем Катрэмер. В начале восьмидесятых годов текущего века «панегирик Макарию» был даже издан французским ученым Ревильу, хотя и не в полном виде, – тем самым Ревильу, который издал, так называемые, коптские акты собора Никейского, много изучал их, комментировал, но которые оказались не стоящими внимания. Заслуга нашего Амелино заключается лишь в том, что он обнародовал полный текст памятника. Ревильу, напечатавший «панегирик Макарию» в не полном виде, но, все же, в коптском тексте и с французским переводом, признал памятник подлинным и считал его имеющим большое научное значение, в особенности по отношению к истории Халкидонского собора. В западной церковно-исторической науке многие стали разделять взгляды Ревильу на памятник, например, церковные историки Крюгер, А. Гарнак. Но Амелино оказался проницательнее и француза Ревильу и немецких его последователей 2 . Амелино в своем «введении» к изданным им памятникам довольно подробно говорит о подлинности и значении «панегирика», справедливо доказывая, что памятник не носит характера подлинности и лишен научного значения. Прежде всего, Амелино правильно рассуждает, что «панегирик» решительно ничего не дает нового для истории Халкидонского собора: имя Халкидонского собора часто упоминается в памятнике, этот собор чуть не на каждой строчке предается анафеме – вот весь материал, относящийся к истории Халкидонского собора, замечает Амелино.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Вот содержание и порядок сказаний об египетских монахах по синодальной греческой рукописи 165. Рукопись 191 разнится от первой тем, что в ней пять сказаний об нитрийских монахах, об Аммоне Келлийском, о Дидиме и Крониде, а Аммун нитрийский поставлен не между Макариями, а пред Макариями. Котелерий видел эту Историю Египетских монахов на греческом языке в четырех рукописях. Содержание их, по заглавиям и отрывкам, им обнародованное, одно и тоже, только некоторые статьи иначе расположены, а иные опущены 3 . Есть эта История монахов и на латинском языке и издревле весьма распространена была на Западе; она издается в творениях Руфина, который считался многими и за автора ее; ибо Иероним, современник Руфина, приписывает ему в письме к Ктезифону сочинение книги о монахах, в которой па первом месте поставлен Иоанн Ликопольский и в которой помещены Аммоний, Евсевий и сам Евагрий, Ор, Исидор и многие другие, по мнению его оригенисты. Справедливо новейшие ученые полагают, что Руфин – не писатель Истории Египетских монахов, а переводчик ее и Иероним несправедливо называет его автором ее. Руфин не путешествовал по Египту в 394 году, в это время он был в Иерусалиме, а в Египте был ранее; он прибыл в Египет с Меланиею, знатною римлянкой, в 372 году, и пробыл там шесть лет, а Мелания, обозрев обители египетские, поселилась на Елеонсской горе в Иерусалиме, куда и Руфин прибыл после из Египта и основал мужской монастырь на Елеоне. Сравненная нами История Египетских монахов на латинском языке 4 несколько разнится от греческой в рукописях. В рукописях греческих нет сказаний об Евагрии Нитрийском и об старце Оригене , ученике Антония; их не показано в оглавлениях четырех рукописей и у Котелерия, но в выписках Котелерия из этих рукописей есть сказание об Евагрии, гораздо более краткое, чем в латинском тексте. По греческим спискам 165 и 191) Макарий Скитский попросил у Антония Великого финиковых ветвей и когда тот сказал: не пожелай, елика суть ближнего твоего, то ветви засохли; затем представление Макарию диаволом верблюда со съестными припасами, путешествие его в рай, насажденный волхвами Ианнием и Амврием, рассказ о винограде, обошедшем всю братию и к нему возвратившемся и о коже овцы, принесенной гиеною, все это отнесено к Макарию Скитскому, а не Александрийскому; в заключение рассказывается о девице, казавшейся лошадью, о чем говорит и Палладий, приписывая исцеление ее также Скитскому Макарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Афинский архиеп. Иероним I от лица «черных полковников» предложил архиеп. Макарию «достойный вариант ухода» - избрание К-польским патриархом после смерти Афинагора I (письмо от 1 марта 1972). 2 марта 1972 г. митрополиты Геннадий Пафосский, Киприан Киринийский и Анфим Китийский вновь потребовали от Макария III уйти в отставку с поста президента, ссылаясь на невозможность осуществления светской власти духовным лицом. Но народ и парламент встали на сторону архиеп. Макария, 3 марта в Никосии перед зданием архиепископской резиденции состоялся многотысячный митинг, осудивший действия митрополитов. В этом конфликте правосл. Церкви поддержали архиеп. Макария, РПЦ также выступила с заявлением «о всесторонней и полной поддержке Президента и Архиепископа Кипрского» (ЖМП. 1972. 5. С. 5). Тем не менее в письме от 1 июня 1972 г. митрополиты грозили Макарию III отлучением, если тот не оставит президентский пост. 8 февр. 1973 г. архиеп. Макарий III был переизбран президентом на очередной срок. 7 марта 1973 г. 3 митрополита от лица Свящ. Синода заявили о низложении архиепископа. Местоблюстителем они назначили митр. Геннадия Пафосского, но жители Пафоса изгнали его из митрополичьей резиденции, и он был вынужден жить под охраной ЭОКА-2 в Лимасоле. Поместные Православные Церкви, так же как и собрание игуменов и архимандритов мон-рей Кипра, осудили и признали неканоническим решение 3 митрополитов, т. к. для низложения архиерея необходимо участие в Синоде не менее 12 епископов (прав. 12 Карфагенского Собора). По просьбе Макария III в Никосии 5-14 июля 1973 г. собрался Великий и Верховный Синод в составе 16 иерархов Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей, в т. ч. 2 патриархов - Николая VI Александрийского и Илии IV Антиохийского. К-польский патриарх Димитрий I направил Макарию III и митрополитам телеграмму, в к-рой призывал к примирению ( Λμπρου. 2004. Σ. 287). Великий и Верховный Синод исследовал обвинения митрополитов и нашел их несостоятельными (в т. ч. обвинение в невозможности совмещения светской и церковной власти). Постановления кипрских митрополитов были объявлены неканоническими. После неудавшихся попыток членов Великого и Верховного Синода примирить митрополитов с архиеп. Макарием они ввиду нераскаянности были отлучены от Церкви. Митрополиты отказались подчиниться решениям Великого и Верховного Синода, заявив, что созывать его имеет право только К-польский патриарх. Решения этого Синода были признаны всеми правосл. Церквами, кроме Элладской, к-рая до падения хунты поддерживала каноническое общение с 3 митрополитами.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Разделы портала «Азбука веры» Рецепты на каждый день ( 2  голоса:  3.0 из  5) Оглавление Традиция поминальной трапезы Дни поминальных трапез Третий день после кончины — день погребения усопшего Согласно апостольскому преданию , до третьего дня душе, сопровождаемой ангелами, позволяется находиться на земле, после чего, на третий день, она возносится для поклонения к Богу. Это объяснение дополняется другим: совершение третин соответствует тому, что Господь воскрес из мёртвых в третий день. Девятый день после кончины Церковное Предание упоминает об откровении ангела прп. Макарию Александрийскому , что после поклонения Богу повелевается от Него показать душе… красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней… По рассмотрении… она опять возносится ангелами на поклонение Богу. После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений. Сороковой день после кончины «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений… По этим различным местам мук душа носится тридцать дней… В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по её делам место» (Откровение ангела прп. Макарию Александрийскому) . Годовщина со дня смерти, день рождения, именины День смерти христианина есть день рождения его для новой лучшей жизни. Вот почему мы празднуем память наших братий по истечении года со дня их кончины. Но не только в годовщину смерти следует поминать усопших, но и в дни их земного рождения, в дни их именин (день памяти святого, имя которого они носили). Сервировка поминального стола Место, где соберутся близкие покойного, значения не имеет. Это может быть трапезная храма, кафе, дом покойного. Если для поминальной трапезы выбран дом покойного, а саму трапезу будут готовить члены семьи и близкие усопшего, то все приготовления необходимо закончить до отпевания, чтобы все могли помолиться на службе и принять участие в погребении. Традиционные поминальные блюда В меню поминального обеда, организованного в соответствии с канонами православной веры, должны быть обязательно включены несколько блюд. Каждое из них несет определенную смысловую нагрузку, символически связано с перемещением души покойного в новое состояние. Порядок поминальной трапезы Необходимые молитвы Порядок вкушения блюд Особенности поминальной трапезы в дни постов Ключевые слова: полезные советы, поминки Другие рецепты О постах и трапезах Популярное Сейчас в разделе 657  чел. Всего просмотров 4.9 млн. Всего записей 3830 ©2024 Азбука рецептов к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/recept/pravoslavnaya-po...

Содержание    Ангельское откровение о том, как важно поминать душу после смерти в назначенные церковью дни (3, 9, 40). В эти особенные для умершего дни мы должны оказать ему посильную помощь. Только Православная церковь поминает усопших и только молитвы Православной церкви слышит Бог. Таким образом Святая церковь покрывает нас своей молитвой и в этой жизни и в будущей.    Откровение ангельское преподобному Макарию Александрийскому о загробном состоянии душ человеческих и о днях церковного поминовения усопших (третьем, девятом и сороковом со дня кончины).    Некогда, когда мы шли по пустыне, — рассказывает ученик св. Макария, — видел я двух ангелов, которые сопровождали св. Макария, один с правой стороны, другой — с левой. На пути случайно мы нашли поврежденный и смердящий труп. Св. Макарий, чувствуя смрад, зажал рукою свои ноздри, пока не прошел мимо. То же сделали и ангелы.    Грешная душа, еще будучи в теле, издает смрад злых дел, но гораздо более по смерти.     Старец, увидев это, спросил их: «Ужели и вы так же обоняете смрад мира?» Они отвечали: «Нет; но мы, подражая тебе, это сделали: ибо мы не чувствуем смрада, а только обоняем смрад от душ грешников. Он так нам отвратителен, как тебе отвратителен смрад этого трупа». Удивленный этим старец говорит им: «Изъясните мне, прошу вас: смрад от душ грешников — в этой ли жизни их вы чувствуете, или после их смерти? И как вы различаете души грешников, уверовавших Господу, от душ нечестивых неуверовавших? Скажите мне, если я приобрел вашу благосклонность. Ангелы отвечали: «Слушай, Макарий, избранный Божий!    Грешная душа, еще будучи в теле, издает смрад злых дел, но гораздо более по смерти. Ибо злые дела лежат на ней, и мраком, как черною одеждою, покрывают ее. Душа, как дыхание бессмертного света, сама по себе светла и чиста, но, находясь в теле и надлежащим образом не управляя оным, каждая оскверняется грехом, иная более, иная менее. Но выслушай, Макарий, как души верующих и неверующих взимаются от тела; впрочем, земные вещи принимай за самое слабое изображение небесных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Оно вошло в самые священные песни и молитвы, употребляемые Православной Церковью. Согласное со Священным Писанием, утвержденное на предании апостольском, свидетельствуемое творениями святых отцов Церкви и сказаниями из жизни святых, вошедшее в церковные молитвы, это учение о мытарствах, или частном суде Божием до дня общего воскресения и Страшного Суда, издревле существует в Православной Церкви и должно быть исповедуемо нами во спасение. Для ясного и правильного понимания дальнейшего текста мы должны присоединить одно необходимое замечание. Как вообще в изображении предметов духовного мира для нас, облеченных плотью, неизбежны черты более или менее чувственные, так и в частности они неизбежно допущены и в подробном учении о мытарствах. Поэтому нам следует твердо помнить наставление, данное Ангелом преподобному Макарию Александрийскому: «Земные вещи принимай за самое слабое изображение небесных». Мытарства надобно понимать не в грубом, чувственном смысле, а – сколько для нас возможно – в смысле духовном. Откровение ангельское преподобному Макарию Александрийскому о загробном состоянии душ человеческих и о днях церковного поминовения усопших (третьем, девятом и сороковом со дня кончины) «Некогда, когда мы шли по пустыне, – рассказывает ученик преподобного Макария, – видел я двух Ангелов, которые сопровождали преподобного Макария, один с правой стороны, другой – с левой. На пути случайно мы нашли поврежденный и смердящий труп. Преподобный Макарий, чувствуя смрад, зажал рукою свои ноздри, пока не прошел мимо. То же сделали и Ангелы. Старец, увидев это, спросил их: «Ужели и вы так же обоняете смрад мира?» Они отвечали: «Нет, но мы, подражая тебе, это сделали: ибо мы не чувствуем смрада, а только обоняем смрад душ грешников. Он так нам отвратителен, как тебе отвратителен смрад этого трупа». Удивленный этим, старец говорит им: «Изъясните мне, прошу вас: смрад от душ грешников – в этой ли жизни вы чувствуете или после их смерти? И как вы различаете души грешников, уверовавших Господу, от душ нечестивых, неуверовавших? Скажите мне, если я приобрел вашу благосклонность». Ангелы отвечали: «Слушай, Макарий, избранный Божий!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010