А характер мытарств? Когда Макарию Александрийскому было это явление, ангел ему явился и сказал: «Все, что ты видел здесь, знай: все не так, а самый слабый образ того, что там есть, но все не так». Это, конечно, образы. Кто хочет действительно помочь усопшему, он должен хоть эти сорок дней пожить по-христиански, не записками просто отделаться. По монастырям и храмам записки подал и все – и сходим в ресторанчик, помянем. Что проку от этого? Если Бог «спасает нас не без нас», то уж тем более наша молитва за человека бездейственна без нас, нельзя так делать. – Ваше отношение к идее возможности монархии в России? – Иван Александрович Ильин пишет: «Лучшая власть та, которая создает инструмент, при котором наверх могут выходить лучшие люди». Он называет этот принцип аристократическим, от слова «аристос» – значит лучший. Лучшая власть та, при которой могут к управлению выходить лучшие люди. А теперь дальше нужно смотреть, при какой структуре власти этот принцип наилучшим образом будет работать. Я даже спорить не хочу. Я лично думаю не о монархии, не о демократии, я бы думал о том, вот была бы такая власть, чтобы лучшие могли подниматься, а не проходимцы и прочие, которые подкупами, ложью, обманом, агитацией умеют выйти наверх. Вот для меня какая лучшая власть, а как, какая она будет, – монархическая, демократическая, – меня это вообще не интересует, потому что я знаю: беззакония творились и при монархии, и при демократии. Ибо грех одинаково действует при любом строе, а вот найти механизм, при котором бы выдвигались лучшие – это было бы прекрасно. – Как вы относитесь к соединению Церквей: православной, католической и протестантской? – Владимир Соловьев говорит, что это произойдет перед лицом антихриста. Я бы чуть-чуть его откорректировал. Если это произойдет, то только по одной причине: если все они уверуют в антихриста. Но ни по какой другой. Что такое соединение? Мы даже не представляем себе, что это такое – соединение Церквей. Эта фраза иногда произносится, а не понимаем, что это значит. Тут много различных моделей единства. Что такое соединение с католической Церковью? Рим же не может отказаться от того, что именуется папством. Поэтому католическая модель единства одна: все должны прийти к престолу папы. Не может оно отказаться от этого. Вот какая католическая модель. Если Православию это понравится, то пожалуйста, только это будет беда.

http://pravmir.ru/chemu-dolzhnyi-uchit-p...

(18.23) Беспокоили его как-то помыслы тщеславия, выгоняя его из кельи, внушая пользы идти в Рим, чтобы исцелять недужных. Ибо сильно действовала в нем благодать против духов. И поскольку долго не слушался, а сильно гнали, то упал на пороге кельи ногами наружу и говорит: «Тащите, бесы, волочите. Ибо своими ногами я не пойду. Если можете меня так снести, разрешаю». Поклялся им, что: «Пролежу до вечера. Если меня не сдвинете, не буду вас слушать». (18.24) Пролежав долгое время, встал. Когда же настала ночь, снова приступили к нему. И наполнил корзину, насыпав модия два песку и положив на плечи, двинулся по пустыне. Встретился ему Феосевий антиохиец родом, и говорит ему: «Что несешь, авва? Уступи мне ношу и не томи себя». Он же говорит ему: «Томлю томящего мя. Ибо, не зная удержу, внушает мне путешествие». Долгое время проходив, вернулся в келью, изнурив тело. (18.25) Сей святой Макарий нам рассказывал, ибо был «Заметил я во время раздаяния Святых Таин, что Марку подвижнику я никогда не подавал приношения, но ангел ему передавал с жертвенника. Только очертание видел руки дающего». Марк же сей был юношей, читал наизусть Ветхий и Новый Завет , кроток чрезвычайно и благоразумен как никто другой. (18.26) Однажды я, как-то улучив время, – а он был уже в крайней старости, – пришел и сидел перед его дверью, считая его выше человека, так как был он стар, – внимая тому, что он говорит или что делает. И он, будучи один в доме, – было ему уже около ста лет и лишился зубов, – с собой сражался и с диаволом, и говорил: «Чего ты хочешь, бесчестный старче 89 ? Вот и елей вкушал, и вино употреблял. Чего ты еще хочешь, старый обжора?» – посрамляя себя. Потом диаволу: «Разве я тебе что-то должен? Ничего не найдешь. Отойди от меня». И как бы бормоча сам себе, говорил: «Вот старый обжора. Доколе буду с тобой?» (18.27) Рассказывал нам Пафнутий, ученик его, что однажды гиена, взяв своего детеныша, который был слепым, принесла его Макарию. И толкнув головою калитку двора, вошла внутрь, когда он сидел, и бросила к ногам его детеныша. Святой, взяв его и плюнув в глаза его, помолился, и тотчас он прозрел. И мать, покормив, взяла его и ушла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ватопедские иноки, пригласив Савву на храмовый праздник Благовещения, убедили его остаться в их обители 148 . Спустя несколько времени Савва испросил благословения у игумена посетить отшельников горы, дабы принять от них благословение и советы. Побыв в лавре святого Афанасия, Савва взошёл на вершину горы Афонской. Здесь провёл несколько дней и ночей в молитве. Посещая отшельников, Савва узнавал об их жизни и оживлялся высоким подвигом их. «Хотя, – говорит описатель жизни его, – и нельзя назвать сих отцов Ангелами, потому что они имели плоть, но истинно были человеки Божии. Они свободны были от всего: не занимались ни земледелием, ни торговлей; занятием их были молитвы, слёзы, постоянное устремление ума к Богу; открытое небо было их храмом; Христа зрели они в сердцах своих; их тесные кельи украшены были только травой; слух их оглашался шумом дерев и пением птиц. Иные скрывались в расселинах камней; другие, подобно птицам, гнездились на камнях морских, терпя дождь и ветры, летом опаляемые зноем, зимой перенося холод; пища их была самая скудная; иные немного принимали хлеба, другие довольствовались плодами и дикими растениями». Такая жизнь отшельников восхитила Савву. Он хотел жить отшельнически, но игумен не дозволил ему, объяснив, что молодому иноку небезопасна жизнь отшельническая, полезнее для него – общежитие. Савва подчинился совету опытности. В Ватопеде он стал образцом послушания, готовый служить каждому; днём служил братии, ночь проводил в молитве; питался только хлебом; носил одну власяницу, перенося холод зимы; ходил босой. Старец-отец прислал на содержание сына много денег и запасов. Савва по благословению игумена пошёл босой раздать отшельникам кое-что из присланного. Близ Нилопотама напали на него разбойники и отняли всё. Блаженный изъявил скорбь, что задержанный не поспеет, куда надобно. Те спросили: «Кто и откуда он?» Савва назвал себя учеником старца Макария, пользовавшегося известностью на Афоне. Те возвратили Савве, что взяли. И он поспешил к Макарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Итак, в результате важного открытия П. Жээна, относящегося к составу греческой рукописи Athen. gr. 2492, и из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы: 1) сирийское собрание восьми посланий Макария Египетского имеет греческий прототип, который, однако, не включал произведений CM (II, 33), добавленных позднее; коптские тексты Добродетелей также переведены с греческого оригинала; 2) Макарий Египетский не мог быть автором восьми посланий (по крайней мере в том виде, в каком они дошли до нас); 3) не позднее VI в. (рукопись 534 г.) в сирийской традиции стали объединяться восемь посланий Макария Египетского с произведениями из CM. Тем не менее обособленность восьми посланий продолжала ощущаться и позднее, так что и в позднейшей сирийской компиляции восемь писем Макария Египетского не содержали никаких отрывков из CM, в отличие от трех проповедей Макария Египетского , трех проповедей и девяти писем Макария Александрийского 315 , составленных из фрагментов творений Макария-Симеона; 4) Послание к чадам (т. н. Первое послание), включенное в состав восьми посланий Макария Египетского , имело хождение в несколько различавшихся греческих редакциях (ср. § 4). Текст, изданный П. Жээном в составе Athen. gr. 2492 (компиляции, близкой к патериковой традиции), больше соответствует другим древним переводам, нежели текст, опубликованный В. Штротманном. При включении в патериковую традицию письмо продолжало редактироваться (ср., например, разночтения, характерные для латинского текста). Более подробно о новом греческом тексте Послания к чадам было сказано выше; 5) одно из восьми слов соседствует в греческой рукописи Lavra Г 17 с Посланием о славе святых 316 , приписанным Макарию Египетскому в древних восточных переводах, связанных с патериковой традицией; 6) фрагменты из CM, включенные в состав Athen. gr. 2492, восходят к II, 33, в то время как сирийская компиляция включает много других отрывков из CM. Это может означать, что объединение в греческой рукописи восьми слов (с опущением одного) и фрагментов Макария-Симеона произошло в рамках патериковой традиции, в которой имели хождение лишь определенные фрагменты Корпуса, параллельные II, 33;

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Да о всем славится святое и великолепое его имя. При сем же желаем твоему преблаженству от тогож де Советеля десницы насыщатися благ присных. Описание наружной отделки грамот, подписи на оного царя Алексея Михайловича и сведения о червонных, посланных к патриархам с Мелетием У сих грамот богословия и великого государя именование и патриарши имяна писаны золотом. У грамот припись государева: К Цареградскому: Царь Алексей, желая от вас, преблаженнейшего и прелюбезнейшего о дусе отца и благодетеля благословения и прощения и с любовью поклоняется. К александрийскому, к антиохийскому, к иерусалимскому и к цареградскому старому: Царь Алексей, желая от вас преблаженнешего благословения и прощения: и с любовью поклоняется. 171-го Декабря в 26 день. Сии великого государя грамоты ко вселенским патриархам писаны на александрийской большой бумаге с каймами и с строками и с травами и с фигурами, у обрезу обведены золотом и серебром. И из них цареградцкому писана однем золотом, а достальным всем золотом и серебром. А прежде бывшему Цареградскому с каймою и с травами без фигур. А к тем великого государя грамотам положена тафта белая, кустодеи камка кизылбашская, золото с серебром по вишневой земле в травах шолки разных цветов, снуры золото с серебром в длину осьми аршин, а кустодея к грамоте привязана снуром в пяти местех, а от кустодеи до ковчега по 2 узла 562 … … в ковчеге под воском … … а у иных и прибавлено по большому узлу. А ковчеги к цареградскому – чеканной, к прочим же гладкие серебряные золочены. А воск в ковчеги под печати кладен с киноварем и с смолою. И положены те грамоты в тафтяные красные мешочки порознь и запечатаны государевою меньшею печатью на красном же воске с ярлыки, а ковчеги с печатями на свободе. Мешечки в длину по аршину, поперег по шти вершков. И положены все в сундучок деревянный, а тот сундучок сверху оклеен кожею красною, а в нем камкою красною травчетою кармазиновою, меж грамот перекладываны бумагою хлопчатою. Посланы те великого государя грамоты ко вселенским 563 (патриархам) с черн(ым дьяконом) Мелетием, греком, а на дорогу ему дано шестьсот ефимков из Приказу Тайных дел. Да к патриархам же послано великого государя жалованье с ним же из Посольского (П). 564 К Цареградскому Дионисию 400, ко Александрийскому Паисию, к Антиохийскому Макарию, к Иерусалимскому Нектарию, к Цареградскому прежде бывшему Паисию по 300 золотых червонных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Так, Макарию Анти-охийскому на отпуске дано было на милостыню на 6000 рублей, а Александрийскому Паисию государь велел дать на милостыню «из Сибирскаго приказу мягкою рухлядью на 9000 рублей». В общем патриархи получили у нас от разных лиц, начиная с государя, всевозможных подарков на очень крупную сумму – на современные деньги более двухсот тысяч на каждого патриарха 13 . Получая постоянно от государя, членов царской семьи, архиереев, настоятелей монастырей, бояр и других лиц богатые подарки в общем на огромную сумму, патриархи, находясь в Москве, не пренебрегали и другими способами наживы. Патриархам и всей их свите отпускалось от правительства полное содержание и продуктами, и деньгами. Так, когда патриархи из Астрахани ехали в Москву, им отпущено было припасов: вина церковного 10 ведер, вина двойного 10 ведер, простого вина 30 ведер, медов паточного да вареного по 20 ведер, расхожего 75 ведер, пива 235 ведер, квасу 100 ведер. Соответственно этому, количеству цитий послано было и огромное количество разных яств: хлебов и калачей, рыбы красные и ушные, раки, огурцы, лук, чеснок, яйца и т.п. В Москве патриархам лично полагалось на день по рублю, да на свечи восковые по 10 денег, на сальные по 4 деньги. Питья: по 5 кружек меду, по 6 кружек пива, по ведру квасу ячного на день. Каждому члену патриаршей свиты продовольствие полагалось отдельно, смотря по его рангу. Понятно, что сами патриархи не могли потребить всех тех продуктов, которые им отпускались на каждый день, тем более что во время пути, например, они часто останавливалясь в монастырях, где их и свиту содержали на счет принимавших их монастырей, а в городах жители подносили им хлеб и рыбу, местные архиереи принимали их у себя и давали им все необходимое содержание. В Москве их нередко приглашал к своему столу государь или посылал им кушанья со своего стола; то же делали и другие лица. Весь излишек получаемых продуктов патриархи, конечно, продавали, а отпускаемые им на содержание суточные деньги целиком оставались у них неизрасходованными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Говорит ли о чем-нибудь подобном епсотиоп Макарию, не знаем. Но синаксарь и гимн показывают, что египетские монофизиты не побрезговали для пропаганды своей доктрины даже таким средетвом, как распускание подобных росказней; быть может, предъявляли даже на самом деле какую-то бороду, какие-то зубы. Что сам Диоскор послал в Египет что-нибудь подобное, нам не представляется вероятным: человек, избранный некогда на кафедру св. Марка, не мог же быть без некоторых нравственных достоинств, и должна быть граница, ниже которой мы не можем определять уровня нравственного падение экс-патриарха александрийского. Что подобные рассказы прянимаемы были с доверием, это говорит о том, как темна была та среда, которая легла в основу мофизитской церкви, и как грубы еще были нравы в рассматриваемую эпоху 348 , потому что и ложь (не для шутки) старается держаться в пределах вероятного и не выходить из границ аналогий, представляемых наличною действительностью. Возможны нелепости, в известном смысле неопровержимые, когда, за полным отсутствием свидетельств более достоверных, историк может укрыться лишь под защиту правила, что onus probandi лежит на том, кто предявляет факты или положение, почерпнутые из источников совершенно мутных. Легенда о Диоскоре не из числа подобных абсурдов. Обстоятельства его низложения осложнены были такими случайными подробностями, которые не позволяют предполагь даже minimum чего-либо фактического в этом монофизитском рассказе. Тон последнего – отъявленно противомельхитский: Диоскор потерпел истязание не по инициативе его догматических противников, a по распоряжению светской власти, потерпел за то, что отказался подписаться под „томосом“ Льва, a кончил тем, что на самом подлиннике „томоса“ написал отлучение „синодитам“ (до такой стенени раздут исторический факт неудавшейся экскоммуникации Льву в.!). Но а) мы знаем (прим. С), что Диоскор расчитывал – и несовсем ошибочно – на снисходительность именно светской власти, a низложен был по инициативе самого собора, на заседании, на котором сановники даже не присутствовали, на что последние смотрели даже с некоторым неудовольствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Времени потребовалось немало, потому что определение вышло очень обширно: оно изложено в 25-ти глава, в форме вопросов и ответов. Оба патриарха, находившиеся в Царьграде, подписали это определение в двух совершенно сходных списках; потом один список был отправлен к патриарху александрийскому Паисию с самим иеродиаконом Мелетием, а другой список Нектарий послал со своим калугером, а антиохийскому Макарию. Патриархи эти внимательно рассмотрели грамоту и также подписали. Между тем Нектарий иерусалимский успел уже переехать из Константинополя в Яссы. И здесь то, наконец, вручены были Мелетию оба списка грамоты патриархов иерусалимским первосвятителем, который сделал к ней еще особую приписку от себя в феврале 1664 года. Довольно долго, однако же, и по получении грамоты Мелетий оставался в Яссах, частью потому, что на всем пути, и в молдавской земле, и в Малороссии, происходили военные движения, а частью с целью, не удастся ли как-нибудь склонить на поездку в Москву иерусалимского патриарха, который то давал обещание ехать, то отменял, так что на случай его приезда русским правительством сделано уже было распоряжение встретить его с таким же почестями, с какими принят был прежде иерусалимский патриарх Паисий. Когда же патриарху Нектарию будто бы прислан был султанский указ не ехать никуда далее Ясс, Мелетий отправился в Москву и после многих тревог на пути и нападений от ратных людей прибыл в нее в мае 1664 г., в самый день Пятидесятницы, вместе с амасийским митрополитом Косьмой, который выдавал себя за соотечественника и даже племянника иерусалимского патриарха Нектария. Соборный свиток, или грамота восточных патриархов, привезенный Мелетием в двух списках, принят был в Москве с великой радостью. На все вопросы по делу Никона здесь изложены были такие ответы, что освященному русскому собору оставалось только воспользоваться ими, чтобы порешить это дело окончательно. В заключение своего соборного свитка патриархи поместили следующее общее определение: «Архиерей, который окажется виновным против изложенных вопросов и ответов, да приимет заслуженное наказание и да извержется от архиерейского достоинства и власти, на место же его да поставится в ту епархию другой канонически».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Вот все обстоятельства, которыми сопровождается смерть человека. Да и Сам Спаситель, говоря об исходе праведника и грешника, общими чертами высказал тоже, что смерть грешника лютая, – сказано было первому ( Лк.16:23 ), а о втором, что ангелы отнесли душу его на лоно Авраамово ( Лк.16:22 ). Следовательно, обстоятельства, сопровождающие ту и другою смерть, должны быть подобны показаниям св. Отцов. – От нас самих, разумеется, при помощи благодати Божьей, зависит наш исход, наша смерть; мы можем ее сделать красною или лютою, судя по тому, как примем и исполним опять же заповедь Христову: «Быть готову на всякий час к смерти» и «кайтеся и веруйте во Евангелие». Следовательно, непрестанное покаяние и деятельная, живая вера в Господа Иисуса Христа сделают наш исход благоприятным. Не одни бедные, как Лазарь, наследуют жизнь и сподобятся блаженной кончины, но и богатые, если они будут нищие духом, смиренномудренны. Не только богатые, как евангельский богач, идут в ад и имеют смерть лютую, но и бедные, если не несут своего креста с великодушным терпением. Итак, будьте готовы, т.е. готовьтесь к смерти на всякий час. Предсмертный страх и томление свойственны человеку. Все Святые приготовляли себя к этому ужасному часу слезами, и кончина их была величественна. «Господи! для рабов Твоих, – говорит св. Василий Великий , – разлучающихся с телом, приходящих к Тебе, Богу нашему, нет смерти, но преставление от печального на полезнейшее и сладостнейшее, и на успокоение и радость» (Молит. на вечер. Пятид. Требн.). Итак, смерть, – успокойтесь, братия и сестры, – не есть уничтожение, прекращение бытия человека. Душа живет в другом мире, в который, быть может, в сей же час пойдем и мы. В Господе нашем Иисусе Христе, победителе нашей смерти, а, следовательно и смерти почившего или почившей, скажем им не «прощай», а «до свидания», дорогой супруг или нежная супруга, до свидания, добрые родители, до свидания, любезнейший брат или сестра... Исход души праведной Из ангельского откровения св. Макарию Александрийскому видно, что исход праведной души представляет совершенную противоположность исходу грешной души. Душа праведная, по разлучении с телом, принимается святыми ангелами, охраняется ими и относится в страну, исполненную света, радости и блаженства. Не удивителен исход таких душ, ибо еще будучи на земле они пребывали с ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

…Пройдет еще лет двадцать – и путешествие в мир «компьютерной реальности» можно будет организовать, вшив под кожу маленький приборчик, работающий заодно как кредитная карточка, удостоверение личности, диплом об образовании, медицинская страховка и амбулаторная карта, сотовый телефон и модем для включения в глобальный суперкомпьютер. Система сама предупредит, когда средства будут заканчиваться и возникнет необходимость прервать отдых, чтобы подработать. Напомнит, что нужно поесть и попить, когда изменения в крови скажут об этом, вызовет врача или полицейского, если увлеченный игрок не станет внимать доброжелательному напоминанию. А напоследок – оповестит службу компьютерных игр о кончине своего пользователя и о возможности своего перехода к новому не менее страстному и азартному… Страшно и вроде бы даже невероятно? Но именно таков он, тот «прекрасный новый мир», дверь в который услужливо распахивает сегодня шоу-бизнес перед нами и нашими потомками. Таков иллюзорный умственный тупик вымирающего общества потребления. Послесловие К словам автора трудно что-либо прибавить: перспектива, которую он рисует, производит устрашающее впечатление. Однако уже сегодня «новая реальность» вошла в дома и квартиры многих россиян, сделалась привычной чертой семейного быта. И тем более печально, что в ряду очарованных ею не только люди, вовсе не знающие Бога и не задумывающиеся о смысле и цели собственного бытия, но и вполне церковные, посещающие храм, во всяком случае, относящие себя к числу православных христиан. О том ущербе, который наносят компьютерные игры психике, умственному развитию, душевному состоянию своих поклонников, сказано уже достаточно. Нежелающему соглашаться с приведенными автором доводами остается лишь на собственном горьком опыте убедиться в их справедливости. Но вот что должно обеспокоить собственно верующего: «игра» с верой не совместима. Христианин – человек, призванный к познанию реальности Царства Небесного. Что сказать, если вместо этого объектом познания его служит «реальность» компьютерного мира? Искони цель диавола – отвлечь человека от Бога. Чем? – Всякого рода суетой, обольстительными мечтаниями, вредными иллюзиями, несбыточными фантазиями. Оттого-то порой сатану и именуют «первым фантазером». Преподобному Макарию Александрийскому были открыты козни бесов, издевающихся над иночествоющею братией, рисующих в воображении монахов различные картины, события, жизненные ситуации… Таков был их труд ради уловления и погубления человеческой души в ту пору. А в наши дни… Видел как-то некий святой Старец, демона, сидящего и болтающего ногами и подивился праздности его. Демон же на удивление Старца отвечал: «Люди сегодня сами все делают. Мне остается лишь смотреть на это, да ногами болтать»…

http://azbyka.ru/deti/igra-v-zhizn-o-vir...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010