Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского 182 В тесной связи с только что рассмотренной статьёй («Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского »), своего рода продолжением и восполнением её служит очерк профессора И.В. Попова «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского ». Очерк имеет введение (без заглавия) и три главы: I. Виды обоснования аскетизма. II. Цель подвижничества по учению преподобного Макария. Ш. Подвижничество как условие обожения. Во введении отмечается, что в позднейшей литературе, посвящённой истории первохристианского аскетизма и начального монашества, имеется важный пробел – почти полное игнорирование внутренней стороны христианского аскетизма, оправдания его со стороны цели и значения в духовной жизни человека. В I главе усматривается несколько видов обоснования аскетизма, которые встречаются в Патрологии. В аскетизме харизматических проповедников отличительной чертой было отречение от собственности (Дидахи). Ценилось оно не само по себе, а лишь как средство для беспрепятственного служения Слову. Немного позднее аскетизм, как воздержание, рекомендуется в качестве средства для стяжания даров Святого Духа. «Если осквернишь плоть свою, то осквернишь и Духа Святого, если же осквернишь Духа Святого, не будешь жить» ( Ерм ). Время гонений потребовало стойкости веры вплоть до мученичества. Средством, закаляющим волю, признаются аскетические упражнения, особенно пост, поставляемый в тесную связь с милосердием и благотворением ( Тертуллиан , Ориген ). Важной формой обоснования аскетизма служит психологический дуализм, сущность которого сводилась к признанию противоположности духа и тела (святой Василий Великий ). На Западе представлялось юридическое обоснование аскетизма, согласно которому аскетизм необходим для умилостивления разгневанного Бога. Тяжесть искупительного подвига человека соразмерялась с глубиной грехов. Величием «благоприятной жертвы», приносимой человеком, определяются и ступени небесного блаженства ( Тертуллиан , святой Киприан). Возможно ещё и мистическое обоснование аскетизма, когда подвиг признаётся средством для достижения мистического состояния духа. Именно эта форма и присуща преподобному Макарию. Мистик путём упорной внутренней борьбы уподобляется объекту своих стремлений, достигает общения, единения с ним, соприкасается с ним, от чего испытывает высочайшее внутреннее удовлетворение, радостное чувство любви и блаженства, вступает в состояние мистического экстаза. В момент восхищения души в область небесного в ней умолкают все земные движения – наступает ненарушимый покой. Пример мистического обоснования аскетизма дан ещё Плотином, рекомендовавшим для достижения блаженного состояния – мистического единения с Богом – отрешение от всего чувственного и концентрацию сознания на идее Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Прежде чем излагать дальше учение владыки Игнатия о воздушных мытарствах, упомянем о предостережениях двух православных мыслителей – одного современного и одного древнего – тем, кто приступает к исследованию потусторонней реальности. В XIX веке митрополит Макарий Московский, говоря о состоянии души после смерти, писал: " Должно, однако, заметить, что, как вообще в изображении предметов мира духовного для нас, облеченных плотию, неизбежны черты, более или менее чувственные, человекообразные, – так, в частности, неизбежно допущены они в подробном учении о мытарствах, которые проходит человеческая душа по разлучении с телом. А потому надобно твердо помнить наставление, какое сделал Ангел преподобному Макарию Александрийскому, едва только начинал речь о мытарствах: " Земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных’’. Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными’’ (Митр. Макарий Московский. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883, т. 2, стр. 538). Некоторые примеры таких подробностей, которые не следует толковать грубо и чувственно, приводит св. Григорий Двоеслов в четвертой книге своих " Собеседований’’, которые, как мы уже видели, специально посвящены вопросу жизни после смерти. Так, описывая посмертное видение некоего Реперата, который видел грешного священника стоящим на вершине огромного костра, св. Григорий пишет: " Приготовление же костров Реперат видел не потому, что в аде горели дрова; но для удобнейшего рассказа живущим видел в горении грешников то, что обыкновенно поддерживает у живущих вещественный огонь, дабы они, слыша об известном, научились бояться того, что им еще не известно’’ (IV, 31, стр. 314). И еще, описав, как один человек был отослан обратно после смерти из-за " ошибки’’ – на самом деле из жизни отзывался некто другой, носящий то же имя (такое имело место и в современных " посмертных’’ опытах), св. Григорий добавляет: " Когда такое случается, тщательное рассмотрение покажет, что это была не ошибка, а предупреждение. В Своем безграничном милосердии благий Бог позволяет некоторым душам вернуться в свои тела вскоре после смерти, чтобы видением ада, наконец, научить их страху вечного наказания, в которое одни слова не могли их заставить поверить’’ (IV, 37).

http://pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Подписали: александрийский патриарх по-гречески вязью, а антиохийский – по-арабски. Грамота царя Алексея Михайловича к иеродьякону Мелетию о недопущении до патриархов и поимке посланного к ним с письмом от патриарха Никона, и о предложении патриархам, чтобы они не привозили в Москву печатного двора наборщика Ивана Лаврентьева, обвинявшегося в ереси, и Ивана Туркина, возмущавшего казаков От 5-го Сентября 1666 года. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца, многострадальному иеродьякону Мелетию, греку. Ведомо нам, великому государю, учинилось, что ты, будучи в путном шествии, нам великому государю, работаешь и всякую нужду, и утеснение терпишь. И мы, великий государь, за то твое раденье и многое терпение милостиво похваляем; и ты б, видя нашу государеву премногую к себе милость, и впредь, будучи в путном шествии, нам, великому государю, во всем радел и делал по нашему, великого государя, указу, и ко вселенским патриархом, к Паисию папе и патриарху александрийскому и к Макарию патриарху антиохийскому, держал учтивость и береженье и во всем их нашею государскою милостью обнадеживал. Да нам же великому государю, ведомо учинилось, что от бывшего Никона патриарха послан тайно ко вселенским патриархам навстречю грек, или будет татарской породы, или из русских людей, с грамотою, и тебе б одноконечно того смотрить и беречь накрепко, чтоб того человека до вселенских патриархов не допустить и, поймав ево, с тою бывшего Никона патриарха грамотою прислать к нам, великому государю, к Москве с кем пригоже в Приказ наших Тайных дел наперед своево приезду одноконечно б тебе о том нам, великому государю, служба и радение свое показать; а мы, великий государь, за то твое раденье, как ты будешь на Москве, любезною милостию пожалуем. Да нам же, великому государю, ведомо учинилось, что вселенские патриархи везут с собою из Астарахани к Москве печатного двора наборщика Ивашка Лаврентьева, которого по нашему, великого государя, указу велено сослать из Астарахани на Терек за воровство, что он, будучи на Москве, на печатном дворе завел латинское воровское согласие и рымские многие соблазны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

На стр. 72 у архим. Алексия же списаны отчасти выдержки из Иустина Философа и св. Иринея Лионского , а на стр. 73 по Алексию же воспроизведены слова св. Дионисия Александрийского , к которым, впрочем, в прим. 2 подыскан цитат по новому русскому переводу (Казань 1900). На 74 стр. краткая заметка об антиохийских соборах против Павла Самосатского буквально взята у Сильвестра, т. 4, стр. 72; прим. 3 списано из книги Снегирева, стр. 18, хотя из поставленного цитата списывания усмотреть нельзя. На стр. 75–76 даётся ответ на вопрос: почему для спасения воплотился Сын Божий? Обе эти страницы представляют буквальную выписку из статьи проф. Лепорского – «Воплощение» – в Православной Богословской Энциклопедии т. 2, стлб. 820–822: только вместо «Логос» стоит «Слово», вместо «акт» – «дело», хотя вторая замена не совсем удачна. Столь основательно использованная в этом параграфе статья архим. Алексия ни разу не поцитирована; она лишь названа в числе многих других в перечне «литературы». О статье же проф. Лепорского о. Малиновский упоминать счёл за лишнее, хотя перепечатал из неё две страницы —626— § 76. И. Христос есть истинный человек (стр. 78–84). Этот параграф списан почти весь. Половина 79 стр. взята из продолжения всё той же статьи архим. Алексия, напечатанного в 6-й части Прибавлений, в 1848 году (См. стр. 52:53). Стр. 80 вся списана со стр. 54, 55, 56–57 той же статьи: только делается сокращение: у архим. Алексия, напр., приводятся тексты Священного Писания, а прот. Малиновский выбирает только цитаты. Примечание на этой странице, за исключением 4–5 строк, списано с 55 стр. той же статьи; притом, кажется, совсем не к делу вставлено греческое слово σμα. Большая часть стр. 81 списана у Макария (§ 134. т. III. стр. 76, прим. 115) и из Прибавлений (VI, 57, 62:63). Цитаты в примечания взяты у Макария и у Алексия (VI, 62 прим.). Вся стр. 82 и первый отдел 83-ьей списаны со ст. архим. Алексия (Прибавления, VI, 63, 66, 67, 68:69) и списаны буквально, за исключение 6 стр. 82 стр., где пересказ. Цитаты в примечаниях на обеих страницах собраны у Макария (§§ 134 и 137, т. III, стр. 73 прим., 114 и стр. 79 прим 117) – Заключительный отдел в 1½ страницы составлен по Макарию: ½

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Без особого затруднения обнаруживаются явные заимствования, объем коих колеблется от нескольких слов и строк до довольно крупных совпадений текста в аскетических опусах с текстом «Духовных бесед». Для примера можно привести несколько таких заимствований, не претендуя нисколько на исчерпывающую полноту. Так:    «О возвышении ума», 6. взято из Бес. IV, 9—10; 7. — Бес. IV, 12; 8—9. – Бес. IV, 13—14; 18. – Бес. XVII, 12; 20—21. – Бес. XVII, 14—15. «О хранении сердца», 1. – Бес. XVII, 14—15. «О любви», 8. – Бес. VIII, 1. «О свободе ума», 18. – Бес. XIX, 3.    Кроме того:    «О свободе ума», 1. напоминает Бес. XI, II. «О терпении и рассуждении», 20. – Бес. V, 2. «О любви», 23. — Бес. IX, 8.    Темы «Духовных бесед» те же, что и в тех или иных отрывках аскетических опусов; и там встречаются свои излюбленные цитаты из Священного Писания и т.д. Можно, например, обратить внимание на такую подробность. В главе XX «Лавсаика» повествуется о Макарии Александрийском, что он ходил в пустыне на могилу Ианния и Иамврия, египетских волхвов. Это же событие воспроизводится и в житии Макария Александрийского. Нигде в приписываемых Макарию Египетскому произведениях эти имена ни разу не упоминаются. Но в одном из аскетических трактатов, переделанных из «Духовных бесед», в «О терпении и рассуждении», упоминаются эти мифические имена. Автор этих трактатов сделал это с несомненной целью подчеркнуть сродство своих переделок с «Духовными беседами» или иными произведениями, известными под именем Макария.    Но не только эти внутренние признаки выдают переработку материала из «Омилий» в «Аскетических трактатах». Есть и внешний признак, а именно Венская рукопись 104 этих трактатов надписана так: «Главы святого Макария, переделанные (μεταφρασθεντα) Симеоном Логофетом». Симеон Логофет (Метафраст) был именно таким любителем перефразировать произведения древних авторов на более доступный его эпохе язык. По свидетельству Крумбахера, тому же Симеону принадлежит еще и компиляция нравоучительных изречений св. Василия Великого и, вероятно, нечто из Златоуста. Это было в стиле византийской поздней литературы. Можно вспомнить Пахимеровы (XIV в) перифразы псевдо-Дионисия. Наука пришла теперь к бесспорному выводу: «Аскетические опусы» являются переделкой Логофета (XI века).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А так как вышеупомянутые патриархи теперь вознамерились отправиться из Москвы назад, то государь и просит султана, «ради нашея царскаго величества братцкия дружбы и любви, им, вышереченным патриархам, места свои и престолы по-прежнему одержати изволи» 4 . Была послана особая грамота о патриархах и «к Магмет-салтанова величества большому визирю Магмет-паше». В этой грамоте о патриархах было написано буквально то же, что и в грамоте к самому султану. Только в заключение говорится: «И тебе, большому визирю Аззем-Магмет-паше, нам, великому государю, нашему царскому величеству, послужити: брата нашего, великаго государя, Магмет-султаново величество, на то б привести, чтоб ево салтаново величество для нашие великаго государя, нашего царскаго величества, братцкой дружбы и любви, им, вышереченным патриархом, места свои и престолы по-прежнему одержати изволил... А впредь наше государское жалованье учнем держати по твоей к нам, великому государю, службе, и служба твоя и раденье у нас, великаго государя, в забвеньи не будет». Ордин-Нащокин писал от имени государя к молдавскому воеводе Ионе Ильяшу с изъявлением благодарности за его радение о делах патриархов Паисия и Макария и с просьбою «и о брате их, кир Дионисие, бывшем патриархе Цареградском, чтоб он паки восприял свой патриаршеский престол, по-прежнему радети». В наказе послам повелевалось при переговорах с турками заявить, что патриархи Паисий и Макарий, будучи на Москве, никакой ссоры между султаном и царем не заводили, а наоборот: все склоняли царя к дружбе с султаном, и что они, послы, от имени своего государя ходатайствуют, чтобы патриархам Паисию и Макарию оставлены были их престолы 5 . Послы Нестеров и Вахрамеев прибыли в Константинополь 10 ноября 1667 года. В Константинополе они не застали султана, который находился тогда в Филиппополе. Собравши на месте сведения о патриархах, послы немедленно, еще до своего представления султану, писали государю (их отписка была получена в Москве 20 июня): «А во Александрии, государь, на место Паисия патриарха Александрййскаго, подкупился великими подарки и патриархом учинен Иоаким-патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В случае сомнения лучше спросить совета, как это однажды сделал Палладий, которому уныние доставляло немало бед: «Однажды я пришёл к духовному отцу Келлии Макарию Александрийскому , удручённый унынием, и говорю ему: «Отче, что мне делать, ибо я осаждаем помыслами, которые мне внушают: ты ничего не делаешь! Уходи прочь!» И авва ответил: «Скажи им, я остаюсь в этих стенах ради Христа!» 198 Подобные сомнения относительно собственного призвания и смысла аскетического жития мы встретим ещё не раз. Палладий стойко противостоял им в течении некоторого времени. Однако после смерти Евагрия он оставил пустынножительство, поскольку ввиду состояния его здоровья врачи посоветовали поменять климат (вероятно, он страдал болезнью селезёнки или желудка 199 ). Однако затем, в годы его беспокойного епископского служения и изгнания в Египет, он уже никогда не жаловался на слабое здоровье… Палладий был хорошо знаком с учением Евагрия и знал, что озабоченность состоянием своего физического здоровья нередко происходит именно от уныния: Против помысла уныния, которое внушает мысль о долгой старости, немощи рук, неспособных уже трудиться, будущем голоде и болезнях, скорбных тяготах бедности, которые могут убить наше тело… 200 Против души, которая по причине телесных недугов уступает под натиском уныния… 201 Этот страх болезни блестяще описан в «Слове о духовном делании», в главе, посвящённой чревоугодию 202 : желудок, печень, селезёнка, водянка, продолжительные болезни, недостаток необходимых вещей, отсутствие врачей проходят перед внутренним взором анахорета. Этот страх отчасти оправдан: действительно, в пустыне чаще всего не хватает и самого необходимого. Но для монаха недуг – это удобный случай принести хвалу Богу за все перенесённые мучения, а также научиться с терпением относиться к братьям, которые за ним ухаживают; именно этому стараются воспрепятствовать бесы 203 , внушая ему тревогу и в час уныния предрекая прочие всевозможные недуги. Кроме того, Евагрий указывает на связь соматических болезней с недугами души – излюбленная тема современной медицины. В главе Антиррезиса («Опровергатель»), посвящённой печали, – а её связь с унынием хорошо известна 204 , – он описывает любопытные психологические явления, чреду состояний крайней встревоженности, которые могли бы заинтересовать и современных психиатров. Многое можно сказать о чудовищных кошмарах, явлениях бесов и т. д. Ограничимся лишь упоминанием этих явлений, связанных с печалью, которые были хорошо известны древним.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

...Пройдет еще лет двадцать - и путешествие в мир " компьютерной реальности " можно будет организовать, вшив под кожу маленький приборчик, работающий заодно как кредитная карточка, удостоверение личности, диплом об образовании, медицинская страховка и амбулаторная карта, сотовый телефон и модем для включения в глобальный суперкомпьютер. Система сама предупредит, когда средства будут заканчиваться и возникнет необходимость прервать отдых, чтобы подработать. Напомнит, что нужно поесть и попить, когда изменения в крови скажут об этом, вызовет врача или полицейского, если увлеченный игрок не станет внимать доброжелательному напоминанию. А напоследок - оповестит службу компьютерных игр о кончине своего пользователя и о возможности своего перехода к новому не менее страстному и азартному... Страшно и вроде бы даже невероятно? Но именно таков он, тот " прекрасный новый мир " , дверь в который услужливо распахивает сегодня шоу-бизнес перед нами и нашими потомками. Таков иллюзорный умственный тупик вымирающего общества потребления. Послесловие К словам автора трудно что-либо прибавить: перспектива, которую он рисует, производит устрашающее впечатление. Однако уже сегодня " новая реальность " вошла в дома и квартиры многих россиян, сделалась привычной чертой семейного быта. И тем более печально, что в ряду очарованных ею не только люди, вовсе не знающие Бога и не задумывающиеся о смысле и цели собственного бытия, но и вполне церковные, посещающие храм, во всяком случае, относящие себя к числу православных христиан. О том ущербе, который наносят компьютерные игры психике, умственному развитию, душевному состоянию своих поклонников, сказано уже достаточно. Нежелающему соглашаться с приведенными автором доводами остается лишь на собственном горьком опыте убедиться в их справедливости. Но вот что должно обеспокоить собственно верующего: " игра " с верой не совместима. Христианин - человек, призванный к познанию реальности Царства Небесного. Что сказать, если вместо этого объектом познания его служит " реальность " компьютерного мира? Искони цель диавола - отвлечь человека от Бога. Чем? - Всякого рода суетой, обольстительными мечтаниями, вредными иллюзиями, несбыточными фантазиями. Оттого-то порой сатану и именуют " первым фантазером " . Преподобному Макарию Александрийскому были открыты козни бесов, издевающихся над иночествоющею братией, рисующих в воображении монахов различные картины, события, жизненные ситуации... Таков был их труд ради уловления и погубления человеческой души в ту пору. А в наши дни... Видел как-то некий святой Старец, демона, сидящего и болтающего ногами и подивился праздности его. Демон же на удивление Старца отвечал: " Люди сегодня сами все делают. Мне остается лишь смотреть на это, да ногами болтать " ...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2007...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010