В) Поручи в прежние времена были шитые и простые, и отличались от нынешних величиной и пришиваемыми к ним металлическими пуговицами, как и на епитрахилях. Древнейшей осталась в ризнице Соф. собора поручь св. Никиты, бывшая на нём во гробе с 1108 по 1558 год. Она устроена из той же материи, из которой и епитрахиль его, т. е. шёлковой мелкополосатой зелёной, имеющей вид атласа; обложена тафтой тёмно-коричневого цвета, на крашенинной подкладке, без креста 589 . В ризнице Хутынского монастыря поручи преп. Варлаама († 1193) шиты золотом и шёлком по тафте, с вышитыми на них изображениями деисуса, обнизанными мелким жемчугом, которого во многих местах недостаёт. Надписи на поручах над изображениями вышиты: «Ic. Хс. Mρ. ., ariocъ Іоаннъ», а на другой: «Иванъ». В описи монастырской за 1642 год поручи сии отнесены к вещам преп. Варлаама и описываются так: «поручи тафтяные зелены, шиты золотом да шёлком червчатым да черным; на поручах образ Спаса да Пречистая Богородица да Иван Предтеча стоящие; около образов низано жемчугом мелким, подложены крашениной лазоревой» 590 . В XVII веке, по описи 1690 года, значатся архиерейские поручи: – одни с вышитыми изображениями воплощения пречистой Богородицы по белой земле, с 14 пуговицами серебряными белыми на каждой и с двумя малыми золочёными; другие из золотного бархата и атласа с шитьём и без шитья, с жемчугом и без оного 591 . Орари (улари) издавна были тканые, с шитьём и без шитья. В Антониевом монастыре орарь вместе с ризами считается принадлежавшим пр. Антонию Римлянину († 1147); он шит золотом с изображением каких-то фигур, многократно повторяющихся, на синей крашенинной подкладке. В Юрьеве монастыре орарь шёлковый старинный, на коем, по голубой земле, вытканы шёлком короны и под ними слова: «Vivat Petrus Alexewitz Czaar»; на ораре семь крестов из сребропозлащенных гасов, а по концам пришиты шёлковые кисточки. В описи архиерейской ризницы в Соф. соборе за 1690 год показаны у двух стихарей, пожалованных государыней царицей Мариею Ильиничной, «один уларь – участок серебреной, травы золотныя, опушен участком золотным; на концах уларя круживо серебреное, три пуговицы серебреные белые; другой уларь – отлас золотной по червчатой земли, опушен камкой зеленой, три пуговицы серебряных» 592 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Облачения древних времён, употребляемые при богослужении, отличаются от нынешних частью по материалу, из которого устроились, а частью и по форме или по внешнему виду. К оставшимся древним облачением в новгородских церквах и монастырях относятся: 1) фелони, 2) саккосы и омофоры, 3) одежды священнослужителей, 4) мантии, клобуки и шапки. 1. Фелони Фелонь, называемая также ризой, была в древние времена общей одеждой для святителей и священников. Древние фелони отличаются от нынешних самым своим устройством, по коему передняя и задняя части их были почти равны между собой, и первая по временам, при священнодействии, приподнималась на пришитые металлические пуговицы и опять опускалась. Из оставшихся в Новгороде святительских Фелоней первое место по древности занимает риза святителя Никиты (1097–1108), хранящаяся в ризнице Софийского собора. В этой самой ризе святитель был погребён в 1108 году; а в 1558 году, при обретении св. мощей его, она обретена нетленной, и с тех пор, как древняя святыня, хранится в соборной ризнице. Об этой ризе известно, что она вместе с шапкой Иоанна Златоустог о, в год обретения мощей св. Никиты (1558), была отвозима к Государю в Москву 551 , и оттуда возвращена, вероятно, вместе с возвращёнными новгородскими иконами в 1572 году 552 . Риза святителя состоит из древнего тёмно-коричневого травчатого штофа; оплечье у неё из мелко полосатой зелёной шёлковой материи, подобной атласу; наподольник из тафты зелёной; крест и звезда небольшие крашенинные; подкладка под всей фелонью крашенинная кирпичного цвета. Передняя и задняя части её ровные; спереди пришиты пуговки для поднятия фелони, а сзади петли для присоединения к ней омофора 553 . В Антониевом монастыре хранятся в ящике за стеклом две старинные ризы, приписываемые преп. Антонию Римлянину (1106–1147). Они устроены из шёлковой белой крестчатой материи, имеющей вид атласа; кресты заключены в овальных фигурах и с надписью: Іс. Хс. Ни. Ка. На одной из них оплечье золотой парчи, а на другой шитое по чёрной шёлковой материи, вероятно, жемчугом, судя по оставшимся нитям; подкладка из белого тонкого холста. Оподольник у одной фелони обшит шёлковой голубой материей, по коей вышиты центавры 554 , а у другой обшит шёлковой сиреневой материей с разными вышитыми фигурами, но без центавров 555 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Вторая артосная панагия в Антониевом монастыре, круглая створчатая. На верхней половине начертано совне: Воскресение Христово, где Спаситель в левой руке держит четырёхконечный крест, а правой выводит из ада ветхозаветных мужей. Ниже сего изображения: с левой стороны Распятие с предстоящими, а с правой два лика Святых – Стефана и Николая Чудотворца; вокруг сего изображения Херувимы и далее к краю – четыре Евангелиста. Все эти изображения литые, кроме Херувимов, рельефные и во весь малый рост. По краю вокруг всей панагии вырезана надпись древним полуизгладившимся почерком, в которой можно разобрать только: «дла Иванова... Мосей Пророкъ, – первомученикъ (Стефанъ), понагия... Мохирева... Протопопова». На той же половине панагий внутри изображение Святой Троицы в виде трёх Ангелов, явившихся Аврааму, а вокруг по краю также полуизгладившаяся надпись: «Троице Святая спаси души наша... Херовимъ... Отца, Сына и Святаго Духа». На нижней половине внутри Знамение Пресвятой Богородицы, а вокруг вырезана церковная песнь: «Достойно есть».., продолжающаяся на верхней половине панагии. Третья артосная панагия в Духове монастыре серебряная, чеканная, с ушком, на котором образ Спаса: Ис. Хс. На верхней стороне её распятие с предстоящими; на нижней стороне изображены трое вселенских Учителей. Вокруг на одной стороне надпись: «148 (1640) г. марта въ 23 день далъ сию панагию смощми вдомъ Духа Святаго игуменъ Еоуимей Псковитинъ Барашковъ вкладу за отца за своего за Василья Григорьева, дана двнадцать рублевъ, а въ сей понагіи мощи многихъ святыхъ». На внутренних сторонах панагии два чеканных изображения: Троицы и Знамения Божией Матери. Вокруг первого изображения: «Благословенъ еси Христе Боже нашъ иже премудрая ловца явлей, пославъ имъ Духъ Святый и тмъ уловле вселенную Человеколюбче слава Те». Вокруг Знамения: «Честнйшую Херувимъ и славнйшую в истину Сераим безо истлния Бога Слова рожеши сущую Богородицу Тебе велича». Внутри панагии зашиты мощи святых с указанием мощей. С одной стороны кружка вырезан крест с тростью и копием, с обыкновенными надписями, а с другой надпись мощей: «камень гроба Господня, часть жезла Ааронова, часть ризы пресвятой Богородицы, часть купины неопалимой, кровь и персть и кость Димитрия Селунского, персть четыредесять мученик, часть ризъ и омофоровъ и патрахили и поручей и калигъ Никиты епископа, Ивана, Мосея, Еуимея, Iohы архиепископовъ новгородскихъ, мощи великого князя еодора Невского, трость Ahmohiя Римлянина, схима Александры Сверьского и иных святых многихъ – игумен Еуимей Псковитинъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Несмотря на все эти известия, о клобуке св. Василия придумана раскольниками особенная сказка, напечатанная ими, около 1786 года, в их супрасльской типографии 612 . Сказка сия была сообщена русским толмачом Димитрием Геннадию, архиепископу новгородскому, при В. князе Иоанне Васильевиче III. Автор сказки говорит, что Константин Великий дал белый клобук римскому патриарху Сильвестру, от коего и принял св. крещение, что Римляне, оставив православие греческой Церкви, забыли и важность клобука, который поэтому был спрятан в одной церкви и оставался неизвестным. Наконец уже папа, около половины XIV века, в царствование императора Иоанна Кантакузена, отослал клобук в Царьград к патриарху Филофею. А патриарх, будто бы по откровению Божьему, прислал клобук новг. архиепископу Василию с тем, чтобы он и будущие по нём архиепископы новгородские, в знак особенного преимущества, носили на главах своих сие белое покрывало. При этом Апостолы Пётр и Павел открыли будто бы патриарху Филофею, что Константинополь будет скоро взят Турками, а Россия заступит место Греции. Но повесть сия справедливо объявлена баснословной сначала на московском Соборе 1667 года, а потом и в духовном регламенте 613 . Клобук арх. Василия обращает на себя особенное внимание по виду, по цвету и украшениям. Что касается до вида, то форма эта в древности была обыкновенной и заимствована из Египта 614 , где процветало монашество: древние российские иноки не употребляли высоких плосковерхих камилавок, а подобно схимонахам, носили низко-круглые подкапки (шапочки), равно и клобуки. Кроме устного предания, можно видеть сие на изображениях преп. отцов, на древних портретах иноков, и из того, что старообрядские и раскольнические монахи доныне употребляют подобные сему клобуки. Уже в 1667 году на московском Соборе, бывшем при святейших патриархах – Паисии александрийском, Макарии антиохийском и Иоасафе московском и прочих православных архиереях греческих и российских, в изложенном тогда соборном свитке правилом 14 поставлено, для единомыслия и согласия, в святой православной Церкви изменить обыкновение употреблять кругло-верхие клобуки с предоставлением впрочем употреблять то и другое по произволению. «Обаче не принуждаем, – сказано там отцами, – но подражателей святыя восточныя Церкви благословляем» 615 . По сему снисхождению, несколько времени и после оного собора некоторые из монашествующих употребляли низко-круглые камилавки и клобуки. Но из архиереев новгородских, белого цвета таковые клобуки, или подобные древним, последний употреблял преосвященный митрополит Иов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

По летописи, 1572 года июня 14 дня в Новгороде у церкви святых Флора и Лавра обретены нетленными мощи святой девицы Гликерии, скончавшейся за 50 лет перед тем; это была дочь старосты Легощинской улицы Пантелеймона; архиепископом Леонидом и собором духовен­ства мощи положены были в самом храме. В тот же день получил ис­целение при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова 798 . Память праведницы местно чтится мая 13 дня 799 . Праведница изображена на старинном образе Новгородских чу­дотворцев, который ныне находится в ризнице Черниговской кафедры. Образ – достойный внимания! Вверху – святая София с предстоя­щими Богоматерью и Предтечею. В первом ряду: «Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лу­ка»; во втором ряду: «Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Анто­ний (святители), Варлаам (Хутынский), Савва (Вишерский), Михаил (Клопский), Александр (Свирский)». В 3 ряду: «Александр (Оше- венский), Зосима и Савватий (Соловецкие), Нил (Столобенский), Арсений (Коневский), Никодим (Кожеезерский), Ефрем (Новоторж- ский), Антоний (Римлянин), Антоний (Сийский)». В 4 ряду: «Анто­ний (Леохновский), Ефрем (Перекомский), Варлаам (Шенкурский), Серий и Герман (Валаамские), Евфросин (Синозерский), Владимир (князь), Анна (княгиня), Феодор (юродивый), Николай (юродивый)». В 5 ряду: «Арсений (Новгородский), Афанасий (Череповецкий), Кор­нилий (Палеостровский), Антоний (Дымский), Ксенофонт (Робей- ский), Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий (Алфановы)». В 6 ряду: «Мартирий (Зеленецкий), Феофил и Иаков (Омучские), Кирилл (Челмогорский), Феодор (князь), Мстислав (князь), Иоанн Логгин (Яренгский), Диодор (Юрьегорский), Елеазар (Анзерский), Макарий (Оредежский), Артемий (Веркольский), Иаков и Иоанн (Менюжские), Гликерия». Святого Сергия исповедника, скончавшегося в изгнании при им­ператоре Феофиле (829–842). Он известен как песнописец и описатель событий от времен Копронима до Михаила Заики. День четырнадцатый. Празднование в честь Ярославской Иконы Божией Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Александра и еще живого М. (Видение Иродиона, како виде прп. Александра и митр. Макария, со церквы Николая/Публ. по ркп. СПбДА 276. Л. 156 об.- 158 об. подгот.: архим. Никодим (Кононов)//Олонецкие ЕВ. 1903. 19. Ч. неофиц. С. 664). В конце своего Новгородского архиерейства святитель рукоположил также прп. Макария Римлянина , ученика прп. Александра Свирского. В Москве на митрополичьих богослужениях молился блж. Василий († 1557). За благословением к М. обращались преподобные Адриан Ондрусовский († 1550), Адриан Пошехонский († 1550), Феодосий Тотемский († 1568). Прп. Герасим Болдинский († 1554) перед кончиной обращался к царю Иоанну Грозному и к М. и просил их покровительствовать своему мон-рю. Прп. Елена (Девочкина ; † 1547), 1-я настоятельница Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери женского монастыря , составила свою духовную «по благословению государя преосвященного Макария, митрополита всеа Росии», заповедав инокиням молиться «о святейшем митрополите Макарии» (АРГ: АММС. С. 298, 302). Махрищский игум. свт. Варлаам (впосл. епископ Суздальский; † 1585) в 1560 г. по благословению М. возрождал Троице-Авнежский монастырь, связанный с памятью преподобных Григория и Кассиана Авнежских († кон. XIV в.), учеников прп. Стефана Махрищского († 1406). Непростые отношения связывали М. с прп. Максимом Греком († 1556), осужденным Московскими Соборами 1525 и 1531 гг. После 1532 г. прп. Максим если не отказался от нестяжательских взглядов, но и не пропагандировал их; его полемические сочинения, направленные против инославных и еретиков, а также его критика апокрифов отвечали интересам Церкви. Вместе с тем он настойчиво добивался реабилитации, снятия с него обвинений в богословских заблуждениях. М. не возражал против создания для прп. Максима в тверском Отроче мон-ре благоприятных условий для работы, оказывал ему материальную помощь, получал от него сочинения и высказывал о них благоприятное мнение, но не мог пойти на его церковное оправдание и тем самым на пересмотр соборных решений.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАКАРИЙ РИМЛЯНИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Макарий Римлянин. Старинная икона, бывшая на раке мощей святого Пр. Макарий Римлянин Новгородский Чудотворец. XIX век. 18х14 см. Частное собрание Прп. Макарий Римлянин. Икона работы Светланы Николаевой Тропарь, глас 4 Рим, отечество твое, оставив,/в пустыню вселился еси,/и тамо, в пусте месте обрет жилище себе,/отбегл еси суеты мира сего,/и в безмолвнем пристанищи добре направлял еси себе ко Господу./Сего ради и мы, чтущии тя,/притекающе к раце мощей твоих и любезно тую облобызающе,/молим тя, отче Макарие:/моли о нас Господа,//да помилует нас в день судный. Ин тропарь, глас 4 Отечество твое, ветхий Рим, оставив,/во страну Российскую пришел еси, преподобне,/и в пустыни блатней вселився,/тамо пристанище тихое ко спасению обрел еси/и безмолвное житие богоугодно провождал еси,/направляя себе ко Господу молитвами непрестанными./Сего ради Христос тя возлюби/и чудесы прослави, отче Макарие,/явив тя пастыря добра словеснаго стада Своего./Темже и мы, притекающе к тебе, умильно глаголем://моли Прославльшаго тя спастися душам нашим. Кондак, глас 7 От Рима возсиял еси, якоже звезда пресветлая,/преподобне отче наш Макарие,/и, в пустыни вселився,/просветил еси чистым житием твоим верно притекающия к тебе./Темже и мы, прославляюще светлую память твою, вопием ти://радуйся, преподобне отче Макарие. Ин кондак, глас 8 Якоже пресветлая звезда, от Рима возсиял еси, преподобне,/и, Богом наставляемь, Российскую страну светом чудес твоих озарил еси духовно,/созывая верныя к мощем твоим,/от нихже исцеления недужным подаеши./Темже молимся тебе: научи нас, отче, твоему Богоразумию/и уврачуй недуги наша душевныя и телесныя, да зовем ти://радуйся, преподобне отче Макарие.

http://drevo-info.ru/articles/8695.html

Вскоре была построена небольшая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (ок. 1540). Первым игуменом стал сам преподобный Макарий, возведенный в священный сан святителем Новгородским, митрополитом Макарием. Управляя обителью в течение нескольких лет, преподобный Макарий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Предчувствуя кончину, преподобный передал настоятельство одному из учеников, сам же удалился на место своего первоподвижничества. Здесь преподобный Макарий мирно почил о Господе 15 августа, во второй половине XVI века. Иноки погребли своего игумена у стены созданной им Успенской церкви. В 1761 году при перестройке храма над могилой преподобного Макария Римлянина устроен придел в его честь. Разоренный шведами в 1615 году, монастырь преподобного Макария Римлянина был восстановлен в XIX веке. Преподобнаго Саввы Сторожевскаго, Звенигородскаго (службу зри 3 декабря) Тропарь , глас 8: Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне:/от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя,/и того учением ум к Небесным вперив,/и стаду твоему премудр наставник показался еси;/тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати,/Савво, отче наш,/моли спастися душам нашим. Кондак , глас 2. Подобен: Вышних ища: Господним желанием распалився,/страсти плотския воздержанием оттряс,/Божественнаго света незаходимое светило явился еси,/чудес лучами всех просвещаеши,/притекающих к мощем твоим,/Савво Преподобне, отче наш. Преподобный Савва Сторожевскии, Звенигородский Родился в 1327 году. 20-летним юношей пришел он в Троицкую обитель и стал одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, от которого принял пострижение. Любил жизнь безмолвную. Казался простолюдином, но знаниями и мудростью превосходил многих, мнящих себя мудрыми. Во время молитвы за Богослужением преподобный Савва часто приходил в душевное умиление, так что не мог удерживаться от плача; видя это, насельники обители дивились и прославляли Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010