Он нарочито отправил своего иеромонаха в Палестину, устроил там животворящий крест из кипариса по точному размеру креста Христова и, по привезении из Палестины, обложил его в Москве по краям сребропозлащенным окладом и поместил в оный, на лицевой стороне в верхнем позолоченном ковчеге части крови Господней, самого древа креста Господня, ризы Господней, млека пресвятой Богородицы, крови Предтечи Иоанна, крови Апостола Павла. В нижнем таковом же ковчеге: часть же древа креста Господня, к которой и прикладываются богомольцы. В позлащенных звездах водружены части: камня гроба Господня, камня вертепа, где родился Христос, камня пещеры, где постился Господь, камня гроба пресвятой Богородицы, камня пещеры, где укрывался Предтеча от Ирода, камня пещеры, где молился Предтеча, камня, на котором Авраам угостил святую Троицу, части жезла Моисеева, коим пресек он Чермное море. Далее – части св. мощей: Иоанна Предтечи, апостолов: Павла, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Фомы; евангелистов: Магфея, Марка и Луки; Иакова брата Господня, Варнавы, Тимофея, Тита, Пророка Даниила, Лазаря друга Божия, архидиакона Стефана, св. Анны – матери пресвятой Богородицы и равноапостольного царя Константина. Части святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Спиридона Тримифунтского, Григория Нисского , Андрея Критского , Иоанна Милостивого, Епифания Кипрского , Нектория Цареградского, Григория Солунского, митрополитов московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; Гурия Казанского, Иоанна Новгородского. Священно-мучеников: Игнатия Богоносца , Петра Александрийского , Климента, Ермолая, Афиногена, Елевферия, Василия, Антины; великомучеников: Геория Победоносца, Димитрия, Прокония, Меркурия, Пантелеимона, Никиты, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Иакова Перского, великомученицы Варвары, Марины; мучеников: Алексимы, Маманта, Трифона, Неофита, Дамиама, Евстратия, Авксентия, Калиника, Кирика, Христофора, Калистрата, Анастасия, Лукиана, Стефана нового, Косьмы, Кира; архидиаконов Евпла и Авива; мученицы Евфимии, Ирины, Анастасии, Евдокии, Феодосии девы. Части преподобных: Антония Великого , Евфимия Великого, Пимена Великого , Иоанна Дамаскина , Ефрема Сирина , Алексия человека Божия, Григория Декаполита , Феодора Сикеота, Георгия Хозевита, Михаила Малеина, Никиты исповедника, Косьмы Аравитского, Сергия Радонежского, Антония Римлянина, Саввы Сторожевского, Евфимия Суздальского, Иакова Боровицкого, Великого князя Владимира Новгородского, Великого князя Александра Невскаго, княза Романа Углицкого и многих других вложенных в обратной стороне креста без поименования, всех же св. мощей более 300 частиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Третьи отличались прозорливостью и духовными видениями, каковы: св. Иеремия, препод. Матфей и Пимен, друг препод. Кукши, прозорливые. Четвертые – особенной любовью и сострадательностью к страждущему человечеству: таковы: препод. Дамиан целебник, врачевавший все недуги молитвою и елеем; препод. Прохор Лебедник, прославившийся чудесным добыванием соли, которою снабжал, при случившемся недостатке в ней, всех бедных; препод. Алипий, первый наш иконописец, который, кроме того, что часть платы за труды свои обыкновенно отдавал нищим, нередко чудесно врачевал опасные болезни, и препод. Агапит, подававший скорую помощь очень многим больным (между прочими, и В. К. Владимиру Мономаху ), без всякой платы, и за то названный врачом безмездным. Пятые известны как мученики. Это: препод. Кукша, возвестивший Слово Божие Вятичам, и вкусивший от них смерть за свою проповедь ; препод. Григорий Чудотворец , сильно обличавший Ростислава Всеволодовича, Князя Переяславского, по приказанию коего и утоплен в Днепре; св. Василий с Феодором, скончавшиеся от руки раздраженного против них Мстислава, сына Вел. Князя Святополка; преподобно-мученик Анастасий, бывший Диаконом Печерским; и препод. Евстратий, взятый в плен в 1096 году во время нашествия Половецкого Князя Боняка и проданный в Корсуне одному Еврею, который за непреклонность преподобного к вере своей мучил его, морил голодом, и наконец в самый день Пасхи распял на кресте, и умершего ввергнул в море, откуда тело мученика чудесно извлечено и перенесено в Киевские пещеры. Шестые – как затворники, именно: препод. Исакий, Лаврентий, Арефа и Афанасий. Седьмые, наконец, показали в себе примерное усердие ко св. Церкви, например: препод. Еразм, посвятивший все свое достояние на украшение храма Божия; препод. Спиридон и Никодим, тридцать лет трудившиеся в печении просфор, и потому названные просфорщиками. К числу угодников Божиих, подвизавшихся в некоторых других обителях наших, принадлежали: препод. Антоний Римлянин, Новгородский Чудотворец, чудесно прибывший в 1106 году из Италии в Великий Новгород, и здесь основавший знаменитый монастырь, в котором сам был первым Игуменом; препод. Никита Столпник, Чудотворец Переяславский, обращенный на путь добродетели словами пророка Исаии: тако глаголет Господь: измыйтеся и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших и проч. 335 ; преп. Варлаам, основатель и первый Игумен Хутыня монастыря, Новгородский Чудотворец; препод. Авраамий, первый Игумен и Архимандрит Смоленского Богородицкого монастыря, раздавший свое имение, оставшееся по смерти родителей, нищим и в иночестве посвящавший труды по преимуществу на проповедание в церкви Слова Божия, и препод. Киприан, строитель Архангельского монастыря, бывший сначала богатым земледельцем, но потом пожертвовавший на устроение обители все свое наследственное имение, села, деревни и земли, и сделавшийся первым ее начальником.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Кирилловский. Он основан киевским князем Всеволодом Ольговичем, скончавшимся, как известно, в 1146 г., следовательно, основан прежде этого времени. Впоследствии назывался между потомками Всеволода отчим монастырем и служил для них усыпальницею 1274 . Воздвигая и украшая в Киеве новые монастыри, благочестивые князья наши не оставляли без своего покровительства и прежних. Так, великий князь Святополк Изяславич соорудил в 1108 г. великолепную каменную церковь во имя архистратига Михаила в Киево-Михайловском монастыре, украшенную внутри мусиею, с пятнадцатью позлащенными Главами, отчего монастырь получил название Златоверхого 1275 . Князь Мстислав Владимирович в 1113 г. перестроил весь Николаевский монастырь, около того же времени преобразованный из женского монастыря в мужеский, монастырь этот упоминается еще около 1054 г., когда постриглась в нем мать преподобного Феодосия, и, следовательно, основан был гораздо прежде 1276 . Очень вероятно, судя по указанным примерам, что и другие киевские монастыри, продолжавшие существовать, именно: Георгиевский и Ирининский 1277 , основанные великим Ярославом, получали от потомков его подобного же рода вспомоществования. Таким образом, в Киеве, сколько известно, в настоящий период было всех монастырей тринадцать: четыре и потом три женских, девять и потом десять мужеских. После Киева первое место по количеству монастырей занимал тогда Новгород со своими окрестностями. В 1106 г. прибыл в Новгород инок Антоний. Он родился в Риме от благочестивых родителей, принял иночество еще в Италии и долго подвизался там в пустыне, но вследствие открывшегося от латынян гонения на православных решился удалиться с родины в православную землю Русскую. В Новгороде он избрал для себя место в трех верстах от кремля, вниз по течению реки Волхова, на правом берегу ее. Здесь прежде всего с благословения Новгородского епископа Никиты он соорудил деревянную церковь во имя Рождества Богоматери. Потом, купив вокруг лежащую землю у детей посадника новгородского Ивана, заложил в 1117 г. каменную церковь во имя Рождества же Пресвятой Богородицы и устроил монастырь. Церковь эта окончена в 1119 г. и расписана в 1125 г. Чрез два года Антоний заложил каменную трапезу с церковию во имя Сретения Господня, при освящении которой (в 1131 г.) сам был произведен во игумена. В 1147 г., после сорокалетних трудов, преподобный скончался, а основанный им монастырь начал называться Антониевым, или Антония Римлянина 1278 . Для обеспечения своей обители Антоний купил, как сам говорит в духовной грамоте, за сто гривен село Волховское, лежавшее вокруг монастыря, т. е. земли с обитавшими на них людьми, и за семьдесят гривен – топи на берегу реки Волхова для ловли рыб. А доходы монастырские употреблял не только на свою братию, но и на пропитание сирот, вдовиц, убогих и нищих 1279 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1 . В ризнице новгородского Софийского собора хранятся три деревянных потира с круглыми деревянными поддонами. Из них два неравной величины с деревянной простой работы лжицей, найдены в 1846 году, при разобрании древнего Яковлевского собора в алтарной его стене. На большом потире не видно никакого изображения, а на чаше малого изображён крест краской четырёхконечный с подписью по сторонам: ІС. ХС. На третьем деревянном потире написан красками Иисус Христос с предстоящими и с надписью: Іс. Хс. Мρ. . Ibahъ; а с другой стороны крест восьмиконечный с подножием, копием и тростью. К этим потирам принадлежат две тарелочки деревянные плоские, из коих на одной написан красками в круге такой же крест, какой и на чаше; а на другой в круге же – Знамение Божией Матери. В Антониевом монастыре два потира деревянных старинной формы, ветхих. При них два таких же дискоса в виде простых тарелок с поднятыми вверх краями, и лжица, мало отличающаяся от обыкновенной деревянной ложки. Подобного устройства – два деревянные потира в приписной Прокопиевской церкви на Торговой стороне. Что касается до оловянных сосудов, остающихся без употребления, то они находятся во многих новгородских церквах и монастырях, но без летописных надписей. Из них более древние: один потир в Хутынском монастыре медный лужёный (XVI в.), два оловянных потира с некоторыми приборами в Антониевом монастыре 384 , один потир в Клопском монастыре 385 один в новг. прокопиевской церкви и три потира с некоторыми принадлежностями в Отенском монастыре. Каменные церковные сосуды, остающиеся теперь без употребления, находились также в Новгороде; но теперь принадлежат московским Успенскому и Благовещенскому соборам. Таковы и два сосуда Антония Римлянина и один святителя новг. Моисея. Из Антониевых сосудов один греческой работы устроен из зелёной яшмы с золотыми репейками и листочками, в кои вставлены яхонты и изумруды. По сторонам чаши в двух золотых клеймах изображены мусией Святая Троица и четырёхконечный крест с копием, тростью и обыкновенными словосокращениями. По венцу чаши надпись золотыми буквами: «+Πιετε εξ αυτου παντες+» 386 . Другой сосуд русского изделия состоит из верхней чаши ониксовой с четырьмя золотыми переймами и из серебряного поддона, он украшен драгоценными негранёными камнями и крупными бурмитскими жемчужинами. Кругом чаши вверху вырезана древним почерком надпись: «nuime отъ нея вси се iecmь кровь моя новаго завета: iзлubaeмa: за вы: i за многы: +» 387 . Третий каменный сосуд святителя Моисея агатовый, в сребропозлащенной оправе, с сребропозлащенным поддоном, украшен по местам сканными каймами и разными каменьями в гнёздах. Вверху на чаше вырезана надпись: «в лпо 7837 (1328) мсяца марта созданы быша суды сі христолюбивымъ архіепіскопомъ новгородскым Моісем». Над этими словами вырезаны изображения деисуса, Архангелов Михаила и Гавриила и св. Пророка Моисея. Откуда и как перешёл сосуд сей в московский Благовещенский собор, неизвестно 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

в новг. Софийской библиотеке 491 . Но колокола сии, вероятно, были другого устройства и едва ли дошли до нас, хотя и признаётся преданием в Антониевом монастыре один небольшой колокол за колокол преп. Антония Римлянина († 1147) 492 . Между тем известно, что в XVI и XVII веках в новгородских церквах были ещё в употреблении клепала и била за неимением колоколов 493 . Впрочем, до XIV века упоминается о колоколах вечевых и Корсунских 494 , а с XIV века о нынешних колоколах церковных. Первый из таковых колоколов, как известно по летописям, слит в 1342 году к Софийскому собору московским мастером Борисом, по приказанию архиепископа Василия 495 при архиепископ Евфимии, были литы колокола не только церковные 496 , но и часовые 497 . Что касается до XVI и XVII веков, то от этого времени осталось в Новгороде немало колоколов и даже с надписями русскими и иностранными, указывающими на русских и западных колокольных мастеров. В XVI веке по летописям известны колокола: Макарьевский в 250 пудов, произведший удивление в современниках (1530) 498 , Пименовский в 500 пудов, взятый Иоанном IV в Александровскую слободу (1569) 499 , два колокола, из коих один слит в слободе по приказанию Uoahha IV 500 , а другой для Мироносицкой церкви (1572) 501 и наконец колокола в Хутынском монастыре 502 . В настоящее время в новг. церквах находятся два колокола в Клопском монастыре XVI века, из коих один в 15, а другой в 9 пудов с одинаковой надписью: «+лто 7039 литъ колоколъ ciu собитель Живоначальныя Троицы и чюдотворца Николы и къ Покрову Святыя Богородица и святителю Михаилу, при благоврномъ великомъ князи Bacuлiu Иваночи всея Рус,+ при apxienuckyn Великого Новаграда и Пскова владык Макарьи и при игумен Ieb». В Хутынском монастыре вседневный колокол с надписью вверху и внизу: «Бoжieю мuлocmiю царя и государя всея Pyciu Bлaдuмipckoro и Московского и Новгородского, Псковского, Смоленского и Тверского, Югорского и Пермскако, Вятского и Болгарского и иныхъ, при держав царства благоврныхъ и христолюбивыхъ и великихъ князей Bacuлiя Ивановича 503 и при его дтехъ благоверныхъ князехъ Иван и Гeopriu, слитъ сей колоколъ в лето 7041 (1332) месяца okmobpiя в 1 день на Покровъ Пресвятыя Богородицы во обитель Боголпнаго Npeoбpaжehiя Господа Бога и Спаса нашего Iucyca Христа и его угодника чудотворца Варлаама игумена мuлocmiю святыя Coфiu и неизреченныя Премудрости Бoжiя, блarocлobehieмъ apxienuckona Великого Новаграда и Пскова владыки Makapiя, при намстник великого, князя еодор царевич Мелехъ Даировичь и при княз Михаил Васильевич Горбатомъ, и бoroмoлehieмъ Хутынского монастыря игумена еодосья и всей яже о Христ бpamiu, а мастеръ длалъ преименитого и славнаго града Пскова Андреевъ сынъ Михаиловъ Псковитинъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Зд. и далее 8 стр. цв. иллюстраций сластей впадшыя: благословен Бог отец наших” 65 . В древнерусской письменности было распространено Слово о крестном древе, приписываемое святителю Григорию Богослову 66 . В Священном Писании неоднократно между названиями разных растений называются породы, из которых состояло орудие страданий Христа. Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в Ливане, умножится ( Пс 91:13 ). В русском тексте Библии читаем: Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа ( Ис 55:13 ). Но сосна, то есть певк, ни разу не называется в Библии и в гимнографии. В Минейных богослужебных текстах встречается только кедр и кипарис, их качествам уподобляют святых угодников Божиих. Подвижники Студийского монастыря в Константинополе характеризуются, “аки кедры в Ливане или финики, посреде рая Божия процветши” 67 . В службе Собору Радонежских святых говорится о преподобном Сергии: “Яко кедр, иже в Ливане, умножишася сподвижницы и ученицы твои и прославишася в добродетелех” 68 . Праведный Иоанн Русский: “Яко финикс процвет, благодати тезоименне, сладостию плодов услаждеши чувства верных, яко кедр несокрушим, явлься бурею напастей и искушений” 69 . Родоначальник болгарского монашества преподобный Иоанн Рыльский (†946; пам. 18 авг.): “Иже в Ливане кедру уподобился еси, добродетели божественныя преумножив, и, яко древо насадився при исходищих воды живыя, осеняеши ныне недужных благодатию” 70 . Из трёх названных пород Креста на Руси кроме сосны росло кедровое дерево и с некоторыми русскими обителями связано интересное явление – устроение монастырских кедровых рощ 71 . Устремлённость вверх и благоуханность древесины кипариса являются теми качествами, которые используются гимнографами в богослужебных текстах для прославления святых угодников. В службе преподобному Макарию Римлянину Новгородскому († втор. пол. XVI в.; пам. 19 янв.) говорится о нём: “Яко кипарис высоковерхий, возрасл еси, преподобне Макарие, в пустыни блатней и неплодней и плодоношении духовными прославился еси в ней, яко истинный угодник Христа Бога” 72 . О преподобном Мефодии Песношском († XIV в.; пам. 14 июня) говорится, что он, как “кипарис высоковерхий, возрасл еси… в пустныни неплодней” 73 . Мощи святителя Филиппа Московского сравниваются: “…яко солнце, от земных недр возсияша честныя твоя мощи, святителю, яко кипарис мироуханен благоухают поющих Господеви” 74 . В службе святителю Ипатию Гангрскому († ок. 326; пам. 31 марта) прославляется сам иерарх и рака его святых мощей: “Яко ши?пок, яко крин священный сладковонен, Святителю, яко кипарис, яко миро божественно и благовонно, рака твоя благовонствует чудесы, злосмрадныя недуги отгоняющи, священномучениче всечестне” 75 . Святой Василий Московский Христа ради юродивый (†1557; пам. 2 авг.) в своих подвигах процвёл, “яко кипарис, посреде земли Российския” 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

916 Взято из летоп. церк., где списана и надпись, бывшая на колоколе о слитии его в 21 день ноября прихожанами Нутной и Бардовой улиц от мастеров с Городища. 917 «И не бысть, сказано в церк. летописи, колокола большаго и никаково и от создания церквей каменных св. Апостола Филиппа и великого чудотворца Николы 175 лет, а было железное клепало.» 920 В церк. лет. л. 112 списаны одинаковые надписи с колоколов, ничего особенного не содержащие. В Синодике много записано родов из прихожан и вкладов от них. 923 Новг. II лет. под 6641 год. стр. 6. А о построении каменной Успенской церкви, при описании ее, сделано другое предположение. 936 Длина церкви 11 саж. ½ арш., ширина 9 саж. 1½ арш., а вышина от подошвы до кровли 2 саж. 1 аршин. Длина придельного храма 9 саж. 1½ арш., ширина 3 саж. ½ арш., а вышина 1 саж. 1 арш. Вышина колокольни 3 саж. 2 арш., а длина и ширина ее по две сажени. Без притвора длина настоящей церкви от западной стены до иконостаса 3 саж. 1 арш., длина алтаря от царских врат до горнего места 2 саж. 2 арш., а ширина церкви и алтаря 5 саж. ¾ аршина. 937 В это время прежняя деревянная часовня сгорела; а в 1748 году была. часовня каменная, как видно из оставшейся церковной описи. 943 В надписи настенной в паперти, где написана сия летопись, год 1586 означен неверно, вероятно, от заменения прежней десятичной буквы П, при переписке, другою буквою Н, что весьма легко могло быть. 946 Имя Иоиля в церковн. летописи и надписи может быть примирено с историею только тогда, если имя арх. Иоанну в схиме дано Иоиль. Ист. Росс. Иерарх. ч. I. стр. 181. 952 От этого росписания уцелели изображения на паперти по правую сторону дверей входных Спасителя с двумя Архангелами и двумя предстоящими: Нилом Столобенским и Мариею Магдалиною, а по левую Знамения пресв. Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием Печерским , Ефремом Перекомским, Моисеем архиепископом новгородским, Михаилом Клопским и Антонием Римлянином. 954 Придел сей устроен потому, что упраздненная церковь Андрея Первозванного, находившаяся на Щитной улице, приписана по близости к церкви св. великомученика Никиты. От упраздненной Андреевской церкви осталось в Крестецком уезде в 10-ти верстах от Г. Крестец пять пустошей, заключающих в себе 228 десятин 5977 квадр. сажень. Землею этою пользуется теперь Никитинская церковь ; но кем и когда она приложена в Андреевскую церковь, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Что касается до стенной иконописи, то она в древних новгородских церквах находилась не только извнутри, но и извне. Она была в константинопольском и Киево софийском соборах; она же перенесена и в Новгород иконными писцами из Царьграда, начавшими росписание собора при Ярославе I 78 . Кроме изображений, стены храмов были украшаемы высеченными каменными крестами разной величины. Они вкладывались на поклонение и в поминовение душ в стены церквей, при первоначальном их сооружении или после, по особенному усердию христиан. Хотя летописцы и не упоминают об этих крестах; впрочем о древности их можно судить частию по древности храмов, при коих в стенах они находятся, а частию и по летописных на них надписям. Построение первых новгородских колоколен должно относить к построению первых церквей в Новгороде, хотя летописи не упоминают об них в месте с построением храмов. А что действительно в XI уже веке были колокольни, это видно из повествования о приходе в Новгороде полоцкого князя Всеслава Брячиславича, снявшего Софийской колокольни колокола в1066 году, и изжития преп. Антония Римлянина, приплывшего в1106 году 79 во время утрени к Новгороду и слышавшего в нем великий звон 80 . Известно даже и о том, что древние колокольни в связи с церквами не были строены до XVII столетия, исключая только того случая, когда церковь служила вместе и колокольнею, имея на верху своем колокола 81 . По устройству своему древние новгородские колокольни или звонницы были продолговатые и стенообразные, подобные оставшейся колокольне Софийского собора (1439) 82 , и некоторым другим в меньших размерах. С XVI и особенно с XVII века начали строить колокольни шатровые осмиугольные с каменным или деревянным наверху широким шпилем. На них с XV века упоминаются вместе с колоколами и боевые часы, по коим евфимиевская колокольня или вернее башня, в 1436 году названа часозвонею 83 . 5. Общее деление Великого Новгорода с древнейших времен было на две стороны: на Торговую и Софийскую, из коих в первой два конца: Славенский 1 й или Великий и Плотенский или Плотничий, а во второй, кроме Каменного города или Кремля, называемого также Околотком, было три конца: Перевский, Загородский и Людин или Гончарский (Горончарский), также и Славенский 2-й 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

А предместья Новгорода вообще назывались Запольем. Но в церковном отношении Новгород, кроме общего деления, имел деление свое, частное. Именно, церкви в Новгороде издавна были монастырские, соборные, улицкие или посадские, церкви архиерейского дома и в частности сениия (крестовые), также принадлежавшие к Софийскому собору или его придельные, к каменному городу или каменноградские (кремлевские) 85 . Монастырских церквей или монастырей было много, как в самом Новгороде, так и в его окрестностях. Но различия в них по классам или степеням не было. В XVI и XVII веках встречается различие новгородских монастырей между большими и меньшими, подобно как и во Пскове 86 . Не было в первых веках по просвещении Новгорода и архимандритов в монастырях, кроме Юрьева монастыря, коего настоятели с XII века назывались архимандритами новгородскими 87 , а с 1299 года архимандритами и своего монастыря 88 . В прочих монастырях были игумены и строители или строительницы. Между тем, все монастыри издавна были обеспечиваемы в содержании различными вкладами, вотчинами, землями и угодьями, как свидетельствуют, напр., грамоты в. к. Мстислава Владимировича и сына его св. Всеволода Юрьеву монастырю (1128–1132), преп. Антония Римлянина Антониеву монастырю (110–1147) , Изяслава Мстиславича Пантелеймонову монастырю (1146–1155) и преп. Варлаама Хутынского монастырю Хутынскому (+1193) 89 . Наименование церквей соборными не принадлежит к первым временам просвещения верою Новгорода 90 . Древнее слово: сборный или сбор, прилагаемое издавна к первому воскресению великого поста и к некоторым дням святых 91 , употреблено о новгородской Предтеченской церкви на Опоках, при построении ее в первой половине XII века (1127) 92 , а о Софийской церкви, по летописям, в первый раз в 1238 году, хотя она была соборною при первоначальном ее построении. Именно, летописец, описывая нападения на Русь и разорение ее от Татар, бывших за сто верст от Новгорода, продолжает 93 : «Новгород же заступи Бог , и святая великая и сборная апостольская церковь святая Софья, и святый Кирилл» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Если же и теперь мы встречаем у себя несколько довольно образованных и начитанных духовных писателей, то все они получили свое образование еще в предшествовавшее время. Таковы были оба наши первые патриарха, Иов и Гермоген, и пострадавшие за исправление богослужебных книг архимандрит Дионисий, старец Арсений Глухой и поп Иван Наседка, с сочинениями которых мы уже познакомились прежде. Таковы же были и авторы житий и церковных служб, появившихся тогда у нас по поводу открытия или перенесения святых мощей и установления новых праздников. Из числа сочинений этого рода известны: а) житие святого Василия Блаженного, Христа ради юродивого. Московского чудотворца, и канон ему, последний написан соловецким старцем Мисаилом; б) служба трем святителям Московским – Петру, Алексию и Ионе – неизвестного; в) повесть о благоверном князе Романе Углицком и канон ему составлены по благословению Иова патриарха трудами и тщанием воеводы Семена Романовича Олферьева и инока переяславского Даниилова монастыря Сергия; г) служба Казанским чудотворцам Гурию и Варсонофию – неизвестного; д) житие преподобного Антония Римлянина и сказание о чудесах его, первое только переделано, а второе вновь составлено (в 1598 г.) иноком Антониева новгородского, а потом Троице-Сергиева монастыря Нифонтом; е) житие Московского митрополита Филиппа написано неизвестным в Соловецком монастыре по поручению игумена и братии вскоре после перенесения туда (в 1590 г.) мощей святителя из Отроча монастыря; ж) служба преподобному Корнилию Комельскому и житие его, написанное иноком Корнилиева монастыря Нафанаилом по благословению игумена Лаврентия, свидетельствованы на Соборе в 1600 г. Кроме того, Вологодский архиепископ Иона Думин по благословению патриарха Иова составил новое житие на основании прежних святого Александра Невского и похвальное Слово ему. Воевода Семен Олферьев и инок переяславского Даниилова монастыря Сергий написали по благословению того же патриарха службу великому князю московскому Даниилу. Инок болдинского Герасимова монастыря Филофей Пирогов составил к концу XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010