Старорусского Евгения (Болховитинова) ДС стала центром изучения новгородских церковных древностей. В 1860-1866 гг. ректором семинарии являлся архим. А. Р. м. Макарий (Миролюбов) , автор исследований по истории новгородских храмов, мон-рей, архиерейского дома, в 1911-1913 гг. семинарию возглавлял архим. Алексий (Симанский). Выпускниками семинарии в XIX в. были: этнограф, исследователь древнерус. текстов Е. В. Барсов , философ, ректор С.-Петербургского ун-та М. И. Владиславлев. Преподаватели семинарии являлись членами Новгородского об-ва любителей древностей (архиеп. Старорусский Димитрий (Сперовский)) и церковно-археологического об-ва, созданного в 1913 г. еп. Арсением (Стадницким). Семинария обладала прекрасной б-кой, основу к-рой составило переданное архиеп. Амвросием (Юшкевичем) книжное собрание новгородского архиерейского дома, включавшее в себя б-ку новгородской школы Иоанникия и Софрония Лихудов ; в 1742 г. в б-ку вошло собрание архиеп. Феофана (Прокоповича) . Согласно каталогу 1806 г., семинарская б-ка состояла из 8565 томов, из них: 2864 - на лат. языке, 848 - на рус., 258 - на нем., 236 - на греч., 137 - на франц., 57 - на древнеевр., 124 наименования на исп., итал., араб. и др. языках. - первый из известных храмов Новгорода, построенный не по княжескому заказу, однако его архитектура близка т. н. группе киево-новгородских храмов, возведенных княжескими мастерами в 1113-1119 гг. (ц. Благовещения на Городище, ц. свт. Николая на Ярославовом дворище, Георгиевский собор Юрьева мон-ря). Храм имеет апсиды, поднятые во всю высоту фасада, и башню для входа на хоры, примыкающую к сев. части нартекса. Архитектурные формы собора, неск. уступающего по размерам храмам «княжеской группы» демонстрируют завершение процесса сложения собственной, новгородской, традиции, местной является и строительная техника (кладка из волховской плиты, булыжника и кирпича). Предельная лаконичность фасадов, их плоские и узкие лопатки, отвечающие внутреннему членению храма, окна с бровками 2-уступчатого профиля, ныне утраченные декоративные пояса (зубчатый на архивольтах закомар и аркатурный на барабанах глав не сохранились) указывают на влияние романского зодчества.

http://pravenc.ru/text/114056.html

Преподобный Серапион Кожеезерский В Священном Писании есть такие слова: “Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода: много славного Господь являл чрез них, величие Свое от века” ( Сир 44:1–2 ). “Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их” ( 1Пет 3:12 ; ср. Пс 33:16 ). Святые угодники – это “соль земли” ( Мф 5:13 ), которая своими трудами и молитвами осоляла и осоляет весь мир. Святая Русь прославилась множеством подвижников и явлением чудотворных икон. Интересно, что на ниве Русского Православия трудились также святые различных национальностей. Русь приняла свою веру из Византии, став ее достойной преемницей. И на Руси спасались подвижники нашей Матери-Церкви 1 . Это были преподобный Лазарь Мурманский (†1391; пам. 8 мар.), преподобный Кассиан Грек Угличский (†1504; пам. 2 окт.), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 янв.). Среди русских святых мы видим также выходцев из западных стран: дочь шведского короля Олафа благоверную Анну Новгородскую (†1056; пам. 10 февр.), супругу князя Ярослава Мудрого, а также преподобного Антония Римлянина (†1147; пам. 3 авг.), блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского (†1303; пам. 8 июля), блаженного Исидора Твердислова Ростовского (†1474; пам. 14 мая), блаженного Иоанна Власатого Ростовского (†1580; пам. 3 сент.) 2 , преподобного Макария Римлянина, Новгородского чудотворца (XVI в., пам. 19 янв.). На Руси подвизались также выходцы из славянских народов: из моравских пределов прибыл святой Меркурий Смоленский (†1238; пам. 24 ноябр.), а с Афона – сербский инок преподобный Савва Крыпецкий (†1495; пам. 28 авг.). Венграми были преподобный Моисей Угрин Киевопечерский († ок. 1043; пам. 26 июля) и преподобный Ефрем Новоторжский (†1053; пам. 28 янв.). Русская земля вынесла монголо-татарское иго, покорив затем татарские ханства. Московским князьям приходили служить татарские царевичи. Известны также русские святые татарской национальности: благоверный Петр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец (†1290; пам. 30 июня). Потомком татарского баскака был преподобный Пафнутий Боровский (†1477; пам. 1 мая) 3 . В 1552 г. в Казани пострадали два новокрещенных татарина Петр и Стефан (пам. 24 марта) 4 . Менее известно имя преподобного Серапиона Кожеезерского (†1611; пам. 27 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Кроме соборной Богородице-Рождественской церкви, в летописях новгородских упоминается и о других древних церквах в Антониевом монастыре. В них упоминается о построенных самим преп. Антонием церквах: I) Сретенской церкви с трапезою; 2) преп. Антония Великого под колокольнею в трех саженях от собора; 3) над западными св. воротами Рождества пресв. Богородицы с приделами св. Николая Чудотворца и Иоанна Списателя Лествицы (1130), и 4) Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная в 1763 году. Но из этих 4-х церквей одна первая остается доселе, а прочие три в начале текущего столетия разрушены 1128 . Первоначальное основание Сретенской церкви относится к 1127 году. Основателем ее был пр. Антоний Римлянин. В Новг. I летописи под 6635 годом сказано: «том же лете обложи трьпезницу камяну, Антон игумен, Новегороде» 1129 . А в III летописи под 6638 (1130) годом показано: «Того же лета в Великом Новегороде, в Антониеве монастыре, заложиша трапезу каменну; и поставлен бысть Антоний Римлянин во игумены, во свою обитель, Нифонтом епископом новгородским» 1130 . На основании этих летописей можно думать, что трапезная каменная церковь Сретения Господня заложена была в 1127 году, а окончена и освящена в 1130 году, когда поставлен был во игумена и сам основатель храма 1131 . После того в летописях о Сретенской церкви до XIV века не упоминается. Уже в 1365 году она показана вновь построенною. Именно, в Новг. I летописи сказано: «В лето 6873 (1365) постави владыка Алексей церковь камену святое Усретение, на воротех, в Антонове монастыре 1132 . А в Новг. III Летописи церковь Сретения Господня показана поставленною в 1364 году и не на воротах 1133 . Наконец в первой половине XVI века Сретенская церковь значится перестроенною. Именно в 1533 году 2 августа основана 1134 в Антониеве монастыре Сретенская каменная церковь с приделом Геронтии, а 8 сентября 1537 освященным архиепископом Макарием 1135 . А по переписным книгам стольника князя Григория Долгорукова в 1646 году, при игумене Аркадии, был придел во имя Василия Блаженного, московского чудотворца 1136 . В 1803 году вынута в Сретенской церкви между настоящею и трапезою арка, а иконостас и окна отделаны в симметрическом порядке; вся церковь росписана, а снаружи приделано к ней крыльцо. Последнее возобновление церкви было в 1846 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В Клопском монастыре крест сребропозлащенный чеканный с указанием разных мощей и с надписью на исподней стороне в клеймах: «лта 7206 (1698) мсяца генваря въ день построилъ сій крестъ въ обитель Живоначальные Троицы и преподобнаго отца нашего Михаила Клопского чудотворца». В Климентовской церкви на Торговой стороне крест напрестольный с мощами св. Ипатия, обложен серебром; на исподней стороне надпись: «207 (1698) года декабря въ день отдала сей крестъ благословящей въ Новгородъ въ церковь къ Ипатію чудотворцу 367 , по общанію, гостя Владиміра Васильевича Воронина жена вдова едосья Васильевна по своихъ родителехъ въ вчное поминовеніе». В новг. Антониевом монастыре крест напрестольный сребропозлащенный чеканный, с изображением распятого Спасителя, со св. мощами и с драгоценными камнями. На передней стороне его внизу надпись: «1701 году ноемврія въ 19 день построенъ сей животворящій крестъ въ церковь Божію поминовенія ради, гд положенъ стольникъ Іоаннъ Самойловымъ Салътыковъ, а убитъ на бою на ево великого Государя служб подъ городомъ Ругодевымъ, а убитъ на память святаго Пророка Авъдя»; а в надписях на задней стороне в пяти местах значится: «мощи святаго Bacuлiя Великого, мощи преподобнаго Николы Святоши, земля Іорданова, мощи святыя великомученицы Варвары, камень преподобного Ahmohiя Римлянина» 368 . 2 . К числу древних крестов без надписей относится каменный, шестиконечный, чёрного цвета, крест преподобного Антония Римлянина, находящийся вместе с его мусийными иконами у раки в Антониевом монастыре. Длина креста 8½ дюймов или 4½, вершка, ширина верхней поперечины 2 дюйма и 8 линий, а нижней поперечины 4 дюйма. В верхней части его мозаичное изображение другого креста в малом виде, с словами: ІС. ХС.; в девяти других местах вставлены мозаичные же разные фигуры, из которых четырёх теперь нет. В монастырской описи за 1696 год значится: «крест животворящей, каменной, обложен медью, римской». В Хутынском монастыре восьмиконечный медный литой крест пр. Варлаама Хутынского. Судя по беловатому цвету, он должен был лит из меди, олова и серебра, – из чего лились древние колокола и пушки, – вверху креста лицо неизвестного святого с надписью под ним: «Михаи обрачь» 369 , потом Спас с предстоящими, пред коими написано: «Михаил, Гавриилъ»; далее следует распятие с предстоящими, над распятием: Царь слвы 370 , Ісь., Хс., Нка.; над предстоящими Мариа , Іоа. Бог.; под распятием Голгофа с надписью: – Лоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

22 авг. 1857 г. М. была объявлена высочайшая благодарность за поднесение императору составленной им кн. «Сказание о жизни и трудах преосвященного Гавриила, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского», 21 авг. 1860 г.- высочайшая благодарность за поднесение императору написанной им кн. «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», 23 авг. того же года - высочайшая благодарность имп. Марии Александровны за поднесение ей той же книги. Десятки экземпляров своих книг М. также жертвовал для б-к духовных академий и семинарий. 10 янв. 1858 г. М. был назначен ректором и профессором богословских наук Рязанской ДС и настоятелем рязанского в честь Преображения Господня монастыря . 11 февр. того же года стал членом Рязанской духовной консистории, цензором проповедей, произносимых в кафедральном соборе, председательствующим в учрежденном им Комитете для рассмотрения катехизических поучений. По благословению еп. Рязанского и Зарайского Смарагда (Крыжановского) в Троицкой ц. родного с. Ухолова освятил один из приделов. 4 дек. 1858 г. освятил Владимирскую ц. при Рязанской ДС. На основе документов семинарского архива (к 2016 не сохр.) и б-ки составил и издал «Историко-статистическое описание Рязанской духовной семинарии и духовных училищ». В том же году определен благочинным Солотчинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы и рязанского во имя Святой Троицы мон-рей. Обозревал Зарайское, Касимовское и Сапожковское ДУ. В 1860 г. состоял членом временного строительного комитета, учрежденного при Рязанской ДС, «для поправления ветхостей» и строительства новых зданий. 10 окт. 1860 г. указом Синода М. был назначен ректором и профессором богословских наук Новгородской ДС, настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . С 8 нояб. того же года являлся председателем комитета, учрежденного при семинарии для церковно-исторического описания Новгородской епархии. 14 нояб. по предложению митрополита Новгородского и С.-Петербургского выбран присутствующим членом Новгородской духовной консистории, 15 дек.- благочинным Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы , Деревяницкого в честь Воскресения Христова , Саввина Вишерского и др. мон-рей. Обозревал ДУ в Ст. Руссе и Тихвине.

http://pravenc.ru/text/2561392.html

На задней стороне находится надпись о св. мощах, коих теперь не имеется. Другой наперсный крест из чёрной кости в серебряной вызолоченной с финифтью оправе; на нём с обеих сторон изображены мелкой резьбой некоторые праздники и святые. Третий крест наперсный, кипарисный чёрный в серебряной вызолоченной сканной оправе; на нём также вырезаны праздники и святые. Четвёртый наперсный крест, вырезанный на белой кости в серебрёной вызолоченной сканной оправе; на лицевой стороне его изображён Спаситель с предстоящими святыми, а на задней – Ангел хранитель с ликами святых. В Клопском монастыре пять привесных крестов, окладных по концам и связанных по ним проволоками; два из них зелёные яшмовые, два красные и один стеклянный. В новгор. Ильинской церкви десять привесных крестов, из коих пять каменных, обложенных и связанных по концам, два нательных с чернью и жемчугом, два резных, а один украшен на меди камнями. В Никитинской церкви 22 наперсных креста разного вида, состава и величины, в серебряных оправах с разными камешками и вставками; два из них с частицами мощей святых угодников. 4. Священнослужебные сосуды В первенствующие времена у христиан священно-служебные сосуды были иногда деревянные 380 , иногда стеклянные 381 , а большей частью серебряные и золотые 382 . Таковы же были сосуды у Греков, а от них в Киеве и Новгороде, принявших греческую веру со всеми её обрядами и постановлениями. Устройство древних новгородских потиров, как и теперь на востоке, отличается тем, что они были несколько пониже, и чаша у них была всегда шире и круглее нынешних, наподобие разрезанного пополам шара или круглого плода; а звездицы были поуже нынешних в ширину. До нас дошли в Новгороде сосуды древние как те, кои остаются теперь без употребления, так и те, кои находятся в употреблении. К числу первых принадлежат деревянные 383 , оловянные и медные, также сосуды пр. Антония Римлянина яшмовые и ониксовые, взятые из Новгорода в Москву; а к последним относятся серебряные, золотые и сребропозлащенные.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В Антониевом монастыре пред местными иконами серебряные паникадила XVII века; у них на круглых меднопозлащенных подвесах или яйцах чеканная надпись: «лта 7160 (1632) года іюля въ I день сдлано сіе яйцо въ соборную церковь Рожества пречистые Богородицы и преподобнаго чудотворца Антонія Римлянина при митрополит Никон и при архимандрит Рафаил съ братіею». На прочих четырёх яблоках надпись отличается немного от указанной. К XVII также веку должно отнести и в Деревяницком монастыре пред местными иконами медные лампады с серебряной оборкой, с херувимами и со словами в клеймах: IXC. Об этих лампадах известно, что они перенесены сюда из Юрьева монастыря. 3 . Подсвещники были издавна в новгородских церквах запрестольные или выносные, также поставные пред местными иконами, напрестольные, называемые также шандалами, и употребляемые архиереями при священнодействии трикирии и дикирии. Первого рода подсвещников древних почти нет, кроме двух устроенных из лампад 444 , и некоторых деревянных простой работы, хранящихся в церквах Спасо-Преображенской на Ильине улице, Ковалевской, Мироносицкой и других. В описи Хутынского монастыря за 1642 год показаны: «подсвещник медной на трёх крюках на железной; подсвещник медной на поддоне медном же; два подсвещника железных; подсвещник деревянный, с яблочки, золочен сусальным золотом; подсвещник деревянной, писан краски; подсвечник деревянной резной с яблочки» 445 . Напрестольные подсвещники XVII века остались в целости только в Соф. соборе и в Вяжицком монастыре. В соборе четыре подсвещника (лампады), из коих один для примитирной свечи, серебряный, чешуйчатый, с тремя яблоками, двумя, украшенными каменьями, а третьим – без украшения; на поддоне оного подпись: «сдлана сія лампада св. Премудрости Божія, повелніемъ великого господина преосвященнаго Никона митрополита новгородского и великолуцкого лта 7158 (1650) геннуарія 22 дня, при держав благоврнаго и христолюбиваго государя и в. князя Алекся Михаиловича всея Русіи и при благоврной и христолюбивой цариц и великой княгин Маріи Ильиничн» 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Несколько позднее началось строительство еще двух монастырей. Патриарх Никон , будучи иноком Анзерского Соловецкого скита, в 1639 году отправился с острова Анзер в небольшом судне на материк. Бурей судно было прибито к Кий-острову Онежской губы. В благодарение Богу за избавление от гибели он поставил здесь деревянный крест. Позднее, когда в сане митрополита Новгородского он возвращался в Москву с мощами святителя Филиппа, он опять посетил этот остров и поставил там часовню. Став же Патриархом, он строит на Кий-острове монастырь в честь Животворящего Креста Господня. В 1660 году Патриарх Никон прожил около года во вновь основанном монастыре, где уже было закончено строительство соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня с приделами, посвященными Архангелу Михаилу и святителю Московскому Филиппу. Престол в алтаре был выполнен из огромного гранитного камня наподобие Гроба Господня. Как отмечают исследователи, архитектурные особенности самого храма роднят его с Преображенским собором Соловецкого монастыря, построенным Митрополитом Московским Филиппом в бытность его настоятелем в Соловках. Второй монастырский храм на Кий-острове был посвящен празднику Происхождения Честных Древ Креста Христова и освящен 1 августа. Таким образом, в истории этого храма первый престольный праздник совпал с днем его освящения. Для Крестного монастыря был изготовлен Крест из кипариса, точно повторивший размеры Голгофского Креста Христова. Для этой цели в Иерусалим был послан патриарший иеромонах. Выполненный крест был обложен листами позолоченного серебра и в него были вложены частицы Древа Креста Господня и Ризы Господней, частицы Гроба Господня, камня Гроба Господня, камня вертепа; было вложено множество частиц мощей святых угодников: кроме мощей апостола Андрея Первозванного, первого проповедника веры Христовой на Руси, наряду с мощами восточных, общехристианских святых помещены были частицы мощей Митрополитов Московских Петра , Алексия, Ионы и Филиппа, первого Казанского святителя Гурия, архиепископа Иоанна Новгородского, преподобных Сергия Радонежского, Антония Римлянина, Саввы Сторожевского, Евфимия Суздальского, праведного Иакова Боровичского и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

После разгрома Новгорода царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1570 г. были казнены все 20 насельников А. Р. м. во главе с настоятелем Геласием, мон-рь запустел. Позже царь снял опалу, и в 1580 г. из Москвы прибыл новый настоятель игум. Кирилл (Завидов; 1580-1584). Собрав братию и возобновив строгий общежительный устав, он начал подготовку к обретению мощей прп. Антония, к-рое состоялось в 1597 г. (в том же году произошла и общерус. канонизация святого). Мощи святого были положены в окованную серебром раку в Рождественском соборе, в 1731 г. переложены в новую, также окованную серебром, кипарисовую раку. При раке находилась ветвь осоки, с к-рой, по преданию, прп. Антоний приплыл из Рима. В особом приделе у зап. стены собора хранился камень, на к-ром, согласно житию, преподобный приплыл из Рима в Новгород. Инок обители Нифонт в соч. «О преложении честного и многочудесного тела» (март 1598) описал чудеса, совершившиеся в мон-ре при обретении мощей преподобного. Наставником Нифонта был инок А. Р. м.- иконописец прп. Анания , написавший для обители немало икон. В память преподобного в 1-ю пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла (29 июня) был учрежден крестный ход из новгородского Софии Св. собора в А. Р. м. В нач. XVII в. А. Р. м. был разорен швед. отрядами, затем восстановлен. В 1651 г. в нем была учреждена архимандрития. В 1656 г. мон-рь посетил Антиохийский Патриарх Макарий , о чем сохранилось свидетельство Патриаршего архидиак. Павла Алеппского . Не раз посещали обитель и члены царствующего дома. Особое покровительство мон-рю оказывали Новгородские митрополиты Макарий (1652-1663) и Питирим (1664-1672), следствием чего стала активная строительная деятельность в обители. В 70-х гг. XVII в. в трапезной палате деревянные перекрытия были заменены каменными сводами, надстроена столпообразная колокольня, а над юж. вратами возведена ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (разобрана в 1805). В 1698 г. к северу от надвратной ц. прп. Иоанна Лествичника попечением воеводы П.

http://pravenc.ru/text/114056.html

1902. С. 10-11). Странствуя по сев. русским мон-рям, святой познакомился с прп. Александром Свирским († 30.08.1533) и стал его учеником ( Корольков. 1902. С. 12). Он принял монашество в Свирском монастыре с именем Макарий. Позднее подвижник обосновался в «болотных дебрях» на р. Мге (возможно, измененное от Мья, в переводе с фин. языка: «грязь») в Ильинском Тигодском погосте Водской пятины. После того как уединенную келью отшельника случайно обнаружили охотники, сбившиеся с пути, М. Р. перебрался на сухой островок посреди болота, получивший название «Макарьевский мох». В Житии говорится о чудесных явлениях в виде «огненного столпа» и «облака благоуханного дыма», указавших окрестным жителям место подвигов святого. В 3 верстах от кельи, на левом берегу р. Лезны М. Р. основал для собравшейся братии монастырь в честь Успения Божией Матери и стал его 1-м игуменом. Он обладал даром прозорливости и чудотворений, имел много учеников, одному из которых незадолго до смерти передал управление монастырем. В конце жизни святой удалился на «излюбленный им островок», где мирно почил в келье. Подвижник был погребен снаружи, около сев. стены Успенской ц. Память М. Р. под 19 янв. отмечена в старообрядческом месяцеслове выговского наставника Ф. П. Бабушкина: «Преподобного отца нашего Макария началника обители на реке Грезне новгородского» (БАН. Дружин. 736. Л. 34 об., 2-я четв. XVIII в. (приписка нач. XIX в. к основному тексту святцев)). Тот же текст с единственным разночтением (вместо «Грезне» сказано: «Глезне») находится в святцах: БАН. Дружин. 131. Л. 109, нач. XIX в.; Там же. 130, 1840-е гг. (копия ркп. 131). В кон. XIX в. в б-ке мон-ря имелась рукописная служба прп. Макарию, писанная полууставом XVII в. (Новгородские ЕВ. 1895. 1. С. 46). Макариева пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариева пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. Возможно, сначала мощи М. почивали открыто и были преданы земле «в одно из грозных нашествий вражеских на Новгородскую землю» ( Корольков. 1902. С. 8). Над местом погребения М.

http://pravenc.ru/text/2561460.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010