Кроме Башкина еще шесть свидетелей один за другим говорили против Артемия. Собственный его келейник и ученик Леонтий рассказал только, как Артемий бежал тайно из Андроникова монастыря в свою пустынь. Артемий сознался, что бежал от наветующих, будто он неистинствует в христианском законе; самих же наветующих, несмотря на неоднократные допросы, не поименовал. И Собор поставил Артемию в вину, зачем он не бил челом царю и митрополиту на этих наветующих и не свел с себя навета, а тайно бежал из Москвы. Бывший ферапонтовский игумен Нектарий заявил пред Собором: «Артемий говорил мне о Троице: в книге Иосифа Волоцкого написано негораздо, что Бог посылал в Содом двух ангелов, т. е. Сына и Святого Духа; да Артемий же новгородских еретиков не проклинает, и латинян хвалит, и поста не хранит: во всю Четыредесятницу ел рыбу и в день Воздвижения у царя за столом ел рыбу; да он же, Артемий, ездил из Пскова, из Печерского монастыря в Новый городок к немцам и восхвалял их веру...» Артемий на это отвечал: «Когда случалось мне из пустыни бывать у христолюбцев, я ел рыбу и у царя в день Воздвижения ел рыбу; в Городок к немцам ездил и спрашивал у немецкого князя, нет ли у них человека, с кем бы мне поговорить книгами; я имел в виду поговорить о том, таков ли христианский закон у римлян, как у нас; но мне такого книжного человека не указали». Собор вменил Артемию в вину и то, что он нарушал пост к соблазну православных, и то, что ездил к немцам для означенной цели, ибо он сам ведает, говорил Собор, что наша есть истинная православная вера, а латинская вера отречена от православной святыми отцами и предана проклятию. Тот же Нектарий обличал Артемия во многих богохульных и еретических речах; но Артемий называл все это клеветою, и три старца-пустынника, на которых сослался Нектарий как на слышавших те богохульные речи, действительно не подтвердили его слов и сказали, что «про Артемия хулы на Божественное Писание и христианский закон не слыхали ничего». Третий свидетель, бывший игумен Троицкого Сергиева монастыря Иона, писал на Артемия, что он говорил хулу о крестном знамении: «Нет-де в том ничего; прежде-де сего на челе своем знамение клали, а ныне своим произволением большие кресты на себе кладут; да и на Соборе-де о том крестном знамении слово было да не доспели ничего».

http://sedmitza.ru/lib/text/435975/

У всех этих приделов колокольня соборная была одна. Первоначальное построение колокольни при Соф. соборе, без сомнения, должно относить ко времени построения самого собора, хотя в летописях о сем и не упоминается. Что действительно в XI веке была Софийская колокольня, это видно из повествования о приходе в Новгород. полоцкого князя Всеслава Брячиславича, снявшего с оной колокольни колокола в 1066 году, чрез 14 лет после построения собора 204 . Впрочем не должно думать, что после такового разорения собор надолго оставался без звона. В 1106 году, когда преп. Антоний Римлянин приплыл к Новгороду во время утрени, то слышал в нем великий звон подобный звону в других больших того времени городах 205 . На каком же именно месте была первоначальная соборная колокольня, неизвестно. Место нынешней колокольни известным становится с XV века. Именно, в 1431 году прежняя колокольня, от чрезвычайного наводнения, бывшего в Новгороде, вместе с стеною обрушилась. В 1436 году св. Евфимий, архиепископ новгородский, на прежнем месте поставил колокольню, до ныне существующую 206 . Как поставленная на старом месте, она должна иметь сходство с тою, которая была до XV века. Нынешняя колокольня находится подле кремлевской восточной стены на юго-восток от Соф. собора 207 . По виду своему она имеет сходство с колокольнями ростовского Успенского собора и Спасо-Евфимиева суздальского монастыря 208 . Именно, колокольня сия архитектуры готической, продолговатая, щитообразная, наподобие стены. На верху ее, между 6-ю столбами и 5-ю окнами или вернее пролетами, повешены колокола, а под кровлею посредине устроена небольшая глава, обитая белым железом; крест на ней железный, прорезной, осмиконечный, позолочен, с крестиками по концам и с полулунием под ним. Длина колокольни 10 саж. 2 аршина, столько же и высота, а широта 3 саж. 1 арш. 4 вершка. На ней помещаются 18 колоколов, из коих 5 больших и 13 малых. В XVII веке, кроме этой главной колокольни, при Соф. соборе была еще особенная колокольня у придельной Предтеченской церкви, именуемой темничною 209 . Но эта колокольня давно уже не существует. Что касается до колоколов, при-надлежавших к Соф. собору и находившихся на его колокольне; то у св. Софии о вечевых колоколах упоминается в XIII, XIV и XV веках 210 . Из церковных же колоколов Соф. собора, по летописям, первый делается известным слитый в 1342 году московским мастером Борисом, по приказанию новг. архиепископа Василия 211 . В XVI веке, кроме семи малых колоколов 212 , были два колокола: Макарьевский и Пименовский , из коих первый, в 350 пудов, был вылит 1530 года, в день рождения Uoahha IV , а второй в 300 пудов, Иоанном IV взят в Москву и свезен в Александрову слободу 213 . В XVII веке отмечен в летописях колокол в 1614 пудов, слитый в 1660 году при митрополите Макарии и остающийся доселе в целости 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

архистратига Михаила 466 , и, вероятно, до 20 образов в деисусном ряду 467 . Итого, следовательно, единоличных изображений греческих святых было до 85. Но если выделить отсюда иконостасные образа верхних ярусов (деисуса, праздников и пророков), то общее число образов этой группы низойдет до 35-ти, а число святых, написанных на них, ограничится только 12-ью. В состав группы единоличных изображений русских святых входило до 40 икон (не имевших однако отношения к псковской агиологии). На них были писаны подвижники как новгородские, так и ростовские, вологодские, московские, киевские, всего числом до 17-ти, именно: св. Авраамий ростовский (1 обр.) 468 , Александр свирский (2 образа) 469 , Алексий митрополит (1 образ) 470 , Антоний римлянин (1 образ) 471 , Варлаам хутынский (4 образа) 472 , Владимир (1 образ) 473 , Иона архиепископ новгородский (1 образ) 474 , Кирилл белозерский (14 образов) 475 , Леонтий ростовский (5 образов) 476 , Макарий калязинский (1 образ) 477 , Никита переяславский (1 образ) 478 , Николай великорецкий (1 образ) 479 , Николай можайский (2 образа) 480 , Павел обнорский (1 образ) 481 , Петр митрополит (2 образа) 482 , Савва сторожевский (1 образ) 483 и Стефан пермский (1 образ) 484 . Таким образом общая сумма единоличных образов святых как русских, так и греческих, не достигала даже до общего числа икон Богоматери и Спасителя. Но в соборе к 1601 году находились еще совместные изображения святых (по два, по три и т. п.), которые вырисовывались на одной доске и на складнях или вследствие исторического синхронизма их жизни и однородности служения, или по причинам более случайного, невидимому, порядка. К числу первых принадлежали иконы: а) св. Иоакима и Анны 485 , б) св. Петра и Павла 486 , в) св. Хрисанфа и Дарии 487 , г) св. Константина и Елены 488 , д) св. Петра афонского и Онуфрия великих 489 , е) св. Владимира, Бориса и Глеба 490 , ж) св. Антония и Феодосия печерских 491 , з) св. Петра и Алексия московских 492 , и) св. Зосимы и Савватия соловецких (2 образа) 493 , и) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В Духове монастыре крест сребропозлащенный восьмиконечный, с надписью на лицевой стороне: «лта 7173 (1664) октября въ 1 день сдлалъ си крестъ вдомъ Духа Святаго архимаритъ Кипріянъ своими келейными денгами по общанію». На исподней стороне: «часть гроба Александра Свирского , крестъ Ahmohiя Римлянина». В Хутынском монастыре сребропозлащенный крест с мощами, украшенный финифтью, жемчугом и драгоценными камнями; на нём распятие и предстоящие литые; надпись внизу чеканная: «лта 7182 (1674) году генваря. въ день въ домъ Всемилостиваго Спаса и въ обитель Варлаама чудотворца новгородского утынь монастырь, что въ Великомъ Новград сей честный и животворящій крестъ Господень построенъ по прошенію князя Михаила Яковлевича Черкасского художниками Московского государства изъ его пожитковъ по отц ево болярин княз Яков Куденетович и по матери его боярын княгин Евдокіи Сименовн и по прочихъ его сродникахъ въ вчныя въ той обители поминовеніе тщаніемъ и снисканіемъ архимандрита Пахомія въ его паств тоя обители». В новг. Кириллове монастыре сребропозлащенный крест с надписью под изображением Андрея Блаженного на исподней стороне: «Сей святый и животворящій крестъ положилъ въ Ситецкой монастырь по свой вр тогоже монастыря строителъ игуменъ Филаретъ схимникъ въ лто 7182 (1674) марта въ 11 день». От Ситецкого монастыря, приписного к Кириллову, осталась одна небольшая древняя церковь . В Отенском монастыре крест напрестольный обложен по дереву гладкими серебряными листами. На нём распятие с двумя Ангелами и предстоящими литое, на исподней стороне прибита сребропозлащенная дщица с чеканной надписью: «лта 7182 (1674) года апрля въ день водруженъ сій крестъ по общанію приказныя полаты подъячево еодора Никифорова за вкладъ». В Клопском монастыре крест XVI века сребропозлащенный полый с цированным распятием и с предстоящими. На исподней стороне указание на бывшие мощи, а внизу надпись: «лта 7087 (1578) года мсяца октября устроенъ бысть крестъ сей въ домъ Живоначальные Троицы и чудотворца Михаила повелніемъ раба Божія игумена Корнилія тояже обители на память себ и своимъ родителемъ». В том же монастыре другой крест XVI века не большой медный посеребрённый с надписью: «Ангели Господни, Ic. Хс., Мρ. ., распятие Господа нашего Іи. Хс. Іωн. ε» внизу: «м. л. р. б. т. е. место лобное рай бысть», а ниже этого надпись чеканная: «7095 (1587) здланъ бысть крестъ сій повелніемъ епископа Варлаама Крутицкого» 365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

170 Надпись сия сделана согласно с надписью на самой иконе, кроме имени Феогноста, которое вычеканено на ризе вместо Феодосия бывшего архиепископом новгородским с 1542 до 1551 года. Ист. Русс. Иерарх. Ч. I, стр. 186 по 2-му изд. 172 Новг. II. лет. под 7076 год. Величина иконы Св. Троицы в вышину 1 арш. 5 вер., а в ширину 1 ар. ½ вершка. Подобная икона пресв. Троицы, писанная тем же Никифором Грабленным, находится в Троицко-Сергиевой лавре. Древн. Росс. Государ. Отд. III, стр. XXXIII и XXXIV. 173 А в Сретенской церкви Антониева монастыря икона преп. Антония Римлянина, в басменном окладе, величиной в длину 2 арш. 9 вершк., а в ширину 14 вершк. без рамы. Угодник Божий изображён в рост; правая рука у него благословящая именословно, а в левой свиток с надписью: «Духовная моя братіе и споспшницы, не забудите меня, егда молитесь; но видвше мой градъ поминайте мою любовь». Икона по письму древняя. 174 В Ист. Росс. Иерарх. Т. VII, стр. 384 сказано, что Тихвинская икона Божией Матери, бывшая при заключении Столбовского мира, находится в Москве; а в Памяти. Москов. Древн. Снегирёва, стр. 16 объяснено, что в московском Успенском соборе находится подлинник оной иконы. Последнее мнение вернее: икона могла быть писана в Москве и послана из Москвы с посольством. Икона была со створами, кои при поставлении её в иконостасе, сняты и хранятся в ризнице: на них изображены Архангелы. На самой иконе в 8 клеймах – изображены: вверху над главой Богоматери мученица София, по углам два Ангела, на средине Иоанн Предтеча и Алексий человек Божий; внизу посредине св. Алексий митрополит, а по углам преп. Марфа и преп. Мария Египетская. Надпись по окладу: «На семъ святмъ образ внецъ пресв. Богородицы и Спасителевъ золотые, всомъ 2 фунт. 12 зол. окладъ и средина на образ – Богородицини и на Архангелахъ серебреные всомъ 9 фунт. 50 золотн.». Ср. Акты Истор. Т. III, 229. 178 Иконописца Бабухина мы не причислили к иконописцам новгородским; потому что он назван Москвитян. Подобным образом не причисляем иконописца Оружейный палаты Спиридона Григорьева, писавшего икону Спаса в Отенском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В том же монастыре старинный шитый покров без надписи, с изображением преп. Антония Римлянина во весь рост, вышитым по тёмно-лазуревому атласу золотом, серебром и жемчугом с камнями; опушен зелёной камкой, на которой вышит золотом тропарь преподобному. Правая рука у него благословящая именословно, а в левой – свиток. В ризнице новг. Софийского собора два покрова XVII века, атласные, с каймами. На одном вышит во весь рост шёлком, золотом и серебром св. Никита, епископ новгородский, в крестчатых ризах, а на другом св. Иоанн архиепископ в мантии. Оба покрова сии обнизаны в приличных местах жемчугом; на обоих правые руки благословящие, у первого именословно, а у второго святителя большого перста не видно за безымянным. На покрове св. Никиты кругом вышиты вязью тропарь и кондак, а внизу той же вязью: «построенъ сій покровъ Никиты епископа Новгородского чудотворца, повелніемъ великого господина преосвященнаго Питирима, митрополита Великого Новаграда и В. Лукъ, Софійской Долю во о казной, труды и тщаніе князя Ивана Даниловича Дашкова жены его княгини Дарьи Ивановны въ лто 7180 (1672) мсяца Іюня вдень совершенъ бысть сій покровъ, при великомъ господин Іоаким митрополит Великого Новаграда и Великихъ Лукъ». На покров св. Иоанна по каймам вышиты вязью тропарь и кондак, а внизу той же вязью: «построенъ си покровъ, при великомъ господин митрополит Великого Новаграда и Великихъ Л., Софйской Домовой казной, а тщаніе и труды князя и боярина Дашкова жены ево княгини Дарьи Ивановны, а намели и писалъ иконописецъ Михаило Новгородецъ въ лто 7181 (1673)». Последние слова показывают, что шитье изображений и надписей производилось по рисунку иконописцев. В Клопском монастыре покров конца XVІІ века, с вышитым изображением пр. Михаила Клопского во весь рост; у него правая рука благословящая, а в левой свиток; одежда из схимы, но голова обнажена 539 . В Савво-Вишерском монастыре покров из шёлковой наклеенной материи с изображением пр. Саввы, начертанным красками; у него правая рука благословящая, а в левой свиток. В средине покрова с двух сторон надпись чёрной краской: «лта 1721 540 года положилъ сій покровъ на святаго чудотворца Савву посадникъ бурмистръ ома Ивановъ сынъ Ларинъ, по своему общанію отъ потопа, по себ и по своихъ родителехъ въ вчное поминовеніе».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

5 . В Борисоглебской церкви, на Торговой стороне, храмовая икона св. благоверных князей Бориса и Глеба в чудесах, вышиной в 2 арш. 7 верш., а шириной в 1 арш. 15 вершков, посреди Бориса и Глеба изображен св. Владимир. Надпись вычеканена на серебреной ризе след: «лета 7053 (1545) написана бысть святая икона при благоверном царе и великом князе Иоанне Васильевиче и при архиепископе еогносте (eoдociu) nobeлehieм раба Бoжiя Никифора, а возобновлена въ лето от Рождества Христова 1839 года» 170 . 6 . В церкви св. Климента папы римского, на Торговой стороне, храмовая икона в приделе св. Иоанна Златоустог о с надписью: «Златоуст написан 706 шестаго (1558) на Воздвиженьевъ день поставленъ в храмъ его внутри города». Вокруг иконы в малых размерах изображения Григория Богослова , Симеона Столпника, Василия Великого и св. Кирилла. Икона сия была храмовой в упразднённой кремлёвской Златоустовской церкви 171 . 7 . В Клопском монастыре храмовая икона Св. Троицы, с изображениями вокруг неё библейских сказаний об Аврааме, Исааке и Иакове, в бронзовой вызолоченной ризе (1809 г). Вместо надписи служит запись об иконе летописная: «въ лето 7076 (1367) сентября 28, в неделю, в монастырь живоначальныи Троицы принесли образ новой написан Живоначальная Троица с деяньем, а писалъ иконникъ Никифоръ дiakohъ Грабленой, а встречали тотъ образъ игуменъ и бpamiя со кресты, при игумени eoдociu» 172 . 8 . В Ильинской церкви, на Торговой стороне, икона пр. Антония Римлянина во весь рост, бывшая на его раке. У преподобного правая рука с чётками приложена к персям, а в левой держит свиток 173 . По краям иконы резная по дереву надпись: «въ лето 7080 перваго (1373) месяца августа въ 19 день составлена быстъ сія рака въ царство благовернаго и богохранимаго царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Русіи самодержца и при благоверныхъ царевичахъ великихъ князехъ Иване Ивановиче и при великомъ князи еодоре Ивановичи и при архіепископе Леониде богоспасаемаго великого Новаграда и Пскова и при настоящемъ игумени Мисаиле, яже о Христе съ братіею, въ лавру пресвятей Богородицы, честнаго и славнаго ея рождества богоносному игумену и строителю тоя честныя лавры Антонію Римлянину, его молитвами улучимъ милость». Внизу иконы: «преп. Антонія мастеръ Евтропій Степановъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Н. о. входит в Северо-Западный экономический р-н, является одним из индустриальных регионов России. Объем промышленной продукции (обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) более чем в 7 раз превышает объем сельскохозяйственной продукции (2016). Структура валового регионального продукта (основные виды экономической деятельности; данные на 2015): обрабатывающие производства (гл. обр. химическая и пищевкусовая промышленность, машиностроение, деревообработка) - 36,5%, строительство - 10,8, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и др.- 9,6, транспорт и связь - 8,9, сельское и лесное хозяйство, охота - 8%. Основная промышленная продукция: минеральные удобрения, синтетические смолы, а также фанера, пиломатериалы. В. Я. Конецкий (до конца XV в.), Н. С. Федорук (с конца XV в.) Религия Храм во имя свт. Николая Чудотворца в Ст. Руссе. 1371 г., кон. XVIII в., колокольня — 1750 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Храм во имя свт. Николая Чудотворца в Ст. Руссе. 1371 г., кон. XVIII в., колокольня — 1750 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Большинство верующих в Н. о.- православные. По данным Мин-ва юстиции РФ, на апр. 2018 г. в Н. о. зарегистрировано 135 религ. орг-ций, из к-рых 102 представляют РПЦ (входят в Новгородскую митрополию ). Имеется 4 общины старообрядцев, по одной общине католиков и представителей Армянской Апостольской Церкви , 25 общин протестантов, мусульм. орг-ция, иудейская община. Граница Н. о. совпадает с границами Новгородской митрополии РПЦ, включающей Новгородскую и Старорусскую епархию , Боровичскую и Пестовскую епархию. Распространение старообрядчества в регионе происходило с сер. XVII в. Вплоть до своей смерти в 1662 г. митр. Новгородский и Великолуцкий Макарий III не вводил в Новгородской епархии новые практики богослужения и книги. После его кончины в связи с начавшимся активным насаждением реформы старообрядцы заявили о себе открыто. Из следственных дел сыска «раскольников», организованного патриархом Московским и всея Руси Иоакимом , и сочинения Симеона Денисова «Виноград Российский» известно, что в 70-80-х гг. XVII в. старую веру в Новгороде и его окрестностях проповедовал псковский священноинок Варлаам, основавший старообрядческую пустынь в болотном массиве Невий Мох, неподалеку от Крестецкого Яма. Кроме него были выявлены активные «расколоучители» мирянин Тимофей, купец Иоанн Великолукский, Григорий - казначей Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря в Новгороде.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

21 Все сказанное доселе об изгнании Святого Василия из Мурома и приплытие в Рязань, взято, главным образом, из письменного сказания о нём. Пример плавания Святого Василия по водам на мантии не первый и не последний. Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец, приплыл из Италии в Новгород на камне в 1106 году. (Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви. С. 34). Святой Иаков, епископ Ростовский, изгнанный из Ростова, плыл по озеру на Святительской мантии к месту, где ныне Яковлевский монастырь (1392 г.). (Описание Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 1849. С. 3). 22 Сахаров И.П. Сказания Русского народа. T.I, кн. II, с. 113. Над словом: Муромцы-Святогоны, в замечании сказано: «последнее присловье осталось за Муромцами с того времени, когда они выгнали из своего города Епископа Василия в XIII веке». 23 Сказание о Святом Василии, помещено в Житие Муромских чудотворцев князя Константина и чад его. 24 В прошении священника Старо-Успенского собора Ивана, поданном Петру I-мy в 1723 году; подлинник хранится в Архиерейском доме. 25 Достояние Рязани. §154. В месяцеслове 1801 г., напечатанном в С.-Петербурге. См. дополн. к Достопримечательностям Рязанским Архимандрита Иеронима. 26 Достояние Рязани §50. Никоновская летопись. T.II, с. 87: «того же (1288) лета князь Элортай Ордынский Темиров сын приходи рать на Рязань, Муром, Мордву и много зла сотворили». 27 Полное собрание Русских летописей. Т. I, с. 209. Как город с именем Переславль встречается в 1300 и 1301 год. «Того же лета (6809–1301), осенью, Данило князь Московский приходил на Рязань ратью, и бился у Переславля». Никоновская летопись. Т. III, с.98: «и бился у града Переславля». 29 Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви. С. 59. Воздвиженский Т.Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии. С. 19. Материалы для Статистики Российской Империи. Отд. I, ч. I, с. 120. Предание о приплытии Святого Василия на мантии в Переславль Рязанский имеет историческую достоверность, во-первых, потому, что со времени обретения мощей его и перенесения их в Рождественский собор оно было внесено в тропарь, кондак и в другие хвалебные песни церковные; во-вторых, потому, что издревле также помещено в летописи перенесения мощей его; в-третьих, когда в XVII веке печатали в Лествице чудотворных икон Пресвятой Богородицы икону Муромской Божией Матери, подписывали под ней, как тот чудотворный образ принесен против воды Святым Василием Епископом в град Переславль Рязанский. См. в прошении попа Ивана, отправленного Петру I-oмy.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Тексты многих житий вошли в ВМЧ. Некоторые писались специально для них. Инициатор и один из создателей ВМЧ – митрополит Макарий, долгое время был новгородским епископом, и не мог не знать о существовании легенды об Антонии. Однако житие его не было написано, а Антоний Римлянин не был канонизирован» 8 . Н.В. Рамазанова, полагает, что составление Жития Антония Римлянина могло быть приурочено ко времени освидетельствования мощей св. Антония в 60 гг. XVI в. 9 . Что касается событий 1597 г., которые в исследовательской литературе традиционно связываются с канонизацией святого, то они «в действительности являются учреждением празднования переложения его мощей „из гроба на верх земли“ 1 июля. К этому времени Антоний уже именовался Римлянином и почитался как святой, скорее всего, общецерковно, так как служба ему была включена в образцовые стихирари с подзаголовком „Дьячее око“, которые, как и месяцесловная часть Устава „Око церковное“, регламентировали годовой круг богослужения» 10 . Нам близка мысль В.Н. Топорова, который полагает, что «правдоподобна идея постепенного (до конца XVI в.) складывания текста „Сказания“» 11 . «Можно думать, – пишет исследователь, – что отдельные части „Сказания“ отсылают к разным датам. При формировании „окончательного“ варианта текста, учитывались и в том, или ином виде, включались в него подлинные фрагменты весьма разных эпох, начиная с XII в. В XVI в., когда возникла проблема создания канонического текста „официального“ жития. Быстро меняющаяся ситуация требовала поправок и дополнений в соответствии со злобой дня» 12 . Мнение относительно постепенного складывания текста Жития, «предполагает гораздо более ранние подлинные тексты, так или иначе связываемые с именем Антония, его духовную и его купчую, отражённые в тексте „Сказания“, и относившиеся по традиции ко времени не позже 1147 г., года смерти Антония. И легенду, возникшую, конечно, задолго до XVI в. и, видимо, продолжающую некую народную традицию (молву), которая могла возникнуть сразу же после смерти преподобного, и в течение трёх с половиной веков то затухать, то разгораться, откликаясь на изменяющуюся ситуацию...» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010