построили часовню, к-рая упоминается в описании Макариевской пуст. 1722/23 г.: «Да при той же пустыни обретается часовня, в которой изстари мощи преподобного Макария Римлянина» (цит. по кн.: Бранденбург. 1911. С. 73). Пустынь была приписана к Александро-Невской в честь Святой Троицы лавре . В 1761 г. вместо древней монастырской церкви на средства помещика с. Замостье В. Гурьева был возведен новый деревянный храм Успения Божией Матери с приделом во имя прп. Макария над мощами святого. В 1764 г. пустынь упразднили. В 1840 г. Успенский храм ремонтировали на средства крестьянина с. Ижора А. Ф. Кононова, а в 1870 г.- на пожертвования петербургского кухмистера (повара) Н. Е. Соколова ( Силин. 1894. С. 477). Согласно описаниям XIX в., в иконостасе Успенской ц. находился древний образ святого: он был изображен «в полный рост с открытой головой, седою бородой и волосами, лежащими по плечам, в иноческой мантии и схимонашеской епитрахили»; левая рука М. Р. покоилась на груди, а в правой он держал свиток со словами: «Братие всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению ко обличению ко исправлению ко наказанию еже в прав...» (Там же. С. 479). В кон. 1893 г. петербуржцы обратились с прошением к архиеп. Новгородскому и Старорусскому Феогносту (Лебедеву) о восстановлении Макариевской обители. В окт. 1894 г. в пустыни был открыт Воскресения Господня мужской монастырь . Успенская ц. сгорела 30 янв. 1895 г. (Новгородские ЕВ. 1895. 4. С. 233-234). Вместо нее весной того же года построили одноименный храм, в котором после реконструкции 1901 г. были освящены 2 придела: северный - во имя преподобных Антония Великого и М. Р., южный - во имя апостолов Петра и Павла. В кон. XIX - нач. ХХ в. память М. Р. праздновалась в 1-ю Неделю Великого поста, 19 янв. (день тезоименитства) и 15 авг. (день кончины святого). В 1887 г. А. Ф. Ковалевский написал акафист преподобному. Ежегодно 15 авг. после торжественного богослужения в Успенской ц. совершался крестный ход через болото в часовню, возведенную в 1761 г.

http://pravenc.ru/text/2561460.html

2. В приделе Богословском почивают под спудом мощи свв. пяти братий: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия Сокольницких чудотворцев, почитаемых, по преданию народному, в 1162 году, перенесены сюда в XVIII веке из бывшего Сокольницкого девичьего монастыря, опустошенного пожаром. Подле сей раки в южной стене храма вделан камень с след, высеченною надписью: «зде положенные святые пяти братий мощи, принесены на сие святое место по случаю обращенного в пепел пожаром Соколницкого девича монастыря, при благочестивой державе Великой Государыни Императрицы Екатерины второй, при преосвященном архиепископе новгородском и с.-петербургском Гаврииле и при архимандрите сего монастыря Феофиле, в лето от Р. X. 1775 месяца июля в 9 день». Житие братьев Алфановых в рукописи находится в монастырской библиотеке; а память их празднуется местно 4 мая. В летописцах новгородских, между святыми новгородскими, упоминается еще пр. Анания иконописец Антония Римлянина монастыря, скончавшийся 1321 года 17 июля; но о месте погребения его сведений никаких не имеется. 3. Из числа надгробных надписей в стенах на паперти соборной церкви более древние следующие: а.) «Лета 7777 (1609) года октября в 74 день на память священномученика Назария, Гервасия, Протасиф и Кельсия убиен бысть раб Божий Михаило Игнатьевич Татищев». 6. «Лета 7120 (1612) году апреля в 23 день на память святого великомученика Георгия Победоносца преставися раб Божий князь Василий Иванович Одоевской». в.) «Лета 7124 (1616) году апреля в 21 день на память св. священномученика Ианнуария иже с ним преставися раб Божий благоверный князь Иван Иванович Одоевской Большой». г.) «1700 году ноября в 19 день на память святого пророка Авдия убиен на бою раб Божий на службе великого Государя под городом Ругодевым стольник Иоанн Самойлович Салтыков и погребен на сем месте». д.) В соборной паперти погребены также: архиепископ Амвросий Юшкевич, скончавшийся 17 мая 1745 года, Варлаам, архиепископ крутицкий (1583+), Иоиль (1714) 1126 , коадъютор митрополии новгородской, стольник Иван Иванович Стрешнев, также Чеглоковы, Олсуфьевы, Толбугины, Матусовы, Княжнины, Змиевы и из других дворянских фамилий 1127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Т. 30. С. 190). 24 янв. 1563 г., после крупнейшего успеха русской армии в ходе войны - взятия Полоцка, у гробницы Н. архиеп. Новгородским Пименом был совершен торжественный молебен; в написанном тогда же послании к царю Пимен призывал «молитву и покров», наряду с проч. святителями также поминал «новоявленного чюдотворца епискупа Никиты»; царю была послана вода, освященная у его мощей (Там же. Т. 13. С. 352-353; АИ. Т. 1. 302. С. 555-551). М. В. Печников В статье 7066 (1557-1558) г. Н2Л читается сообщение, что Маркелл (Безбородый?) , бывш. игум. Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря , проживавший на покое в Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, «сотвори... Житие Никите, епископу новгородцкому, и канун» (ПСРЛ. Т. 43. С. 183). В рукописях XVI-XVIII вв. встречается 2 канона Н., но списков Жития Н., где было бы указано имя Маркелла как автора, нет. Исследователи атрибутируют ему текст «Слова похвального на память… Никиты, епископа новгородского» на том основании, что в нем ничего не говорится об открытии мощей. В небольшом по объему «Слове похвальном...» Маркелл кратко пересказывает патериковое «Сказание о Никите затворнике»; сообщая о поставлении Н. епископом в Новгород, Маркелл дает обобщенную характеристику его деятельности, пишет о 2 чудесах святого (спасении от засухи и от пожара), повествует о его преставлении и погребении в приделе Иоакима и Анны Софийского собора. В рукописях «Слово похвальное...» очень часто переписывается вместе с патериковым «Сказанием...»; возможно, изначально предполагалось, что 2 произведения будут переписываться вместе и дополнять друг друга (поэтому Маркелл схематично описывает Киево-Печерский период жизни Н.). Открытие мощей Н. 30 апр. 1558 г. нашло отражение в неск. памятниках. Возможно, одним из первых было написано «Послание об обретении мощей Никиты епископа» ( Никольский. 1905; Макарий (Миролюбов). 2003). А. Ф. Малов датирует послание июнем-июлем 1558 г. и считает его автором софийского священника, а адресатом - игум.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

39 О времени мученической смерти святого апостола Андрея ничего определенного неизвестно. Одни из ученых по некоторым соображениям относят ее к 64 г. по Р. X., другие к 73, третьи к 80, четвертые к 95. Третье мнение нам кажется вероятнейшим (Tillemont. Memoires pour servir a 1 " histoire ecclesiastique. 1. Part. 3. P. 1065–1067. Bruxel, 1694 (219); Woog. Presbyterorom et di-aconorum Achaiae De martyrio S. Andreae. P. 105–108. Lips., 1749 (275)). Сюда же относятся и слова Никиты Пафлагона об апостоле Андрее: Vir beatissimus i n longos annos protracta vita, Christi opus peregerat ac quidem ipse extrema senectute defesso corpusculo se solvere cupiebat. (Муж, блаженнейший по долголетию и протяженности жизни, совершил труд Христов и сам, уже достигнув глубокой старости, желал освободиться от измученного трудами тела (лат.)) (Max. biblioth. veter. patrum. 27. Р. 390. Lugd., 1677 (216)). 40 Происхождение этого рассказа легко объясняется. Обычай новгородских славян мыться в банях казался для южных их соплеменников великою странностию. Потому очень неудивительно, если кто-нибудь из последних, услышав о путешествии святого апостола Андрея в Новгород, никак не мог себе представить, чтобы и святой апостол, подобно ему, не подивился такому странному обычаю и не пересказал о нем другим. Неудивительно, если от сего первого простака прибавленная к истинному преданию повесть о русских банях начала потом переходить из уст в уста и у других столько же простодушных людей. Сам преподобный Нестор, как житель Киева, мог легко поверить такому сказанию и внести его в свою летопись. 41 Напр., Плиний перечисляет эти народы так: Ab eo (scilicet ab ostiis Istri usque ad Tanain) in plenum quidem omnes Scytharum sunt gentes: variae tamen litori apposita tenuerë alias Getae, Daci Romanis dictï alias Sarmatae, Graecis Sauromatae, eorumque Hamaxobii aut Aorsï alias Scythae degeneres et a servis orti, aut Troglodytae; mox Alani et Roxalani. (Отсюда (т. е. от устья Истра и до Танаиса) все обитающие народы – скифы, однако прибрежные области заселены различными их племенами. По одним живут геты, которых римляне называют даками, по другим – сарматы, по-гречески савроматы, а также принадлежащие к ним гамак-собы и аорсы; по другим берегам обитают выродившиеся скифы, происходящие от рабов, или же троглодиты, а еще аланы и роксоланы (лат.).) Histor. natur. Т. 1. Lib. IV. Cap. 12. Р. 216. Paris, 1723 (247). Снес.: с. 217, где упоминаются еще некоторые другие народы этого края.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Когда же, по Божьему усмотрению, настало время земному обратиться в землю, предсмертная болезнь объяла праведника, и в первый раз возлег он на одре. Услышав о его близком преставлении, царь Иоанн с супругой своей Анастасией и детьми Иоанном и Феодором пришли принять его благословение. Блаженный уже при последнем издыхании пророчески сказал царевичу Феодору: «Все прародителей твоих твоим будет и будешь им наследник». В это время необычайная радость осияла лицо блаженного Василия, ибо созерцал он пришествие к нему Ангелов Божиих, в руки которых предал праведную свою душу, а от тела святого распространилось чудное благовоние. Скончался святой 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет, 72 из которых провел в подвиге юродства. Почти весь город собрался на погребение великого угодника Божия. Умилительное было зрелище: сам царь и князья несли тело его в церковь, а митрополит Московский Макарий (память 30 декабря/12 января) с сонмом духовенства совершил погребение святого. Тело его было положено у Троицкого храма, что на Рву, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен блаженный Василий Поместным церковным Собором 2 августа 1588 года по благословению Святейшего Патриарха Иова (память 5/18 апреля и 19 июня/2 июля). В Покровском соборе был устроен придел во имя святого Василия Блаженного. Еще до прославления ему была написана служба соловецким старцем Мисаилом. Много различных исцелений и чудес происходило у гроба блаженного Василия. Многие из них засвидетельствованы современниками. Православные москвичи с особенной духовной теплотой почитают память Василия Блаженного. В описании облика блаженного Василия имеются подробности: «Наг весь и в руке посошок». Почитание его было столь сильным, что Покровский собор и пристроенный к нему придел и доныне именуются храмом Василия Блаженного. Вериги святого Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии. Август 3 Антоний римлянин Новгородский чудотворец, преподобный Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Были также крестные ходы от градских соборов и церквей в Софийский собор. 1. Сентября 7 дня, на память св. Иоанна архиепископа от всех церквей в придельную церковь св. Иоанна Предтечи. 2. В неделю пред воздвижением после вечерни крестный ход от шести соборов в Софийский собор, и отсюда в Спасо-Преображенскую церковь на Ильину улицу 315 . 3. Августа 15 дня, после утреннего пения, приходили со крестами в Софийский собор от всех градских церквей в отдельности. 4. В неделю 5 великого поста, по установлению праздновать явление Тихвинской иконы Богоматери о принесении ее в Новгород 1618 года марта в 1 день, по заключении с Шведами Столбовского мира, крестный ход от всех церквей 316 . 5. В неделю 1 по пятидесятнице всех святых крестный ход от шести соборов был, подобно как и в неделю пред воздвижением. 6. В пяток 2 недели Петрова поста от шести же соборов на праздник св. Никиты, епископа новгородского, установленный по особенному усердию Новгородцев. Некоторые из прежних крестных ходов остаются и доныне. Таковы напр. 1. В день Преполовения, по совершении литургии и освящении воды на Волхове, около Кремля, по малому земляному валу, куда приносится и из Знаменского собора чудотворная икона Богоматери с особенным из оного препровождением. 2. Мая в 9 день в Николаевский Дворищский собор, по случаю храмового празднества в оном соборе. 3. В первый пяток Петрова поста в Хутынский монастырь преподобного Варлаама, по случаю выпавшего, по предсказанию угодником сим, необычайного в сие время снега. 4. В первый пяток после Петрова дня в Антониев монастырь, на память обретения мощей преподобного Антония Римлянина. 5. После Петрова дня в первый воскресный день около Софийской стороны, по большому земляному валу. 6. Июля в 20 день, в Ильинскую церковь , что в Славной улице на Торговой стороне. 7. После сего праздника, в первый воскресный день из Софийского и Знаменского соборов на Торговой стороне по большому земляному валу, около всей половине города. 8. Августа в 6 день, к церкви Преображения Господня, что на Ильине улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

На сени писан Иисус Христос в венцы во святительских ризах на престоле. По сторонам: npiuмume, ядите... и: niйme отъ нея вси... У царских же дверей и на столпцах Иисус Христос да Пречистая Богородица, около писаны Херувимы и Серафимы; на тех же столпцах десять святых писаны на золоте. Из местных образов были первый в киоте св. Григория Великой Армении, второй Козма и Дамиан и преподобный Феодотий писан в чудесех, по левую сторону первый образ пречистой Богородицы и второй пр. Варлаама в молении пред Спасом. Над царскими дверьми деисус большой; а в нём девять икон писаны на золоте; да в том же деисусе образ пр. Варлаама. Над деисусом в тябле образ Пречистой Богородицы Знамение, да по сторонам девять пророков писаны на золоте. В церкви св. Пророка Илии (1418) Божие милосердие образов: двери царские и сень и столпцы писаны на золоте. На дверех Благовещение Пречистой Богородицы, да четыре евангелисты, да 14 преподобных. Над царскими дверьми сень, а на ней писано Софея премудрость Божия, а по сторонам: npiuмume, ядите, да: niйme отъ нея вси, а над сению Троица живоначальная да восмь святых. На столпцех же вверху Иисус Христос да Пречистая Богородица, да 6 святителей, да два страстотерпца, да семь архидиаконов писаны на золоте. Над царскими дверьми деисус, а в нём Спас на престоле, около его семь святых, стоящих писаны на золоте. Над деисусом 11 икон праздников господских писаны на золоте, да в том же тябле образ невелик Иван Предтеча на празелени. Из местных образов первой в киоте – огненное восхождение на небеса св. Пророка Илии в чудесех писан на золоте и второй пречистой Богородицы Одигитрии. На северных дверях благоразумный разбойник, а над северными дверьми образ деисусной» 92 . В новгородском монастыре Антония Римлянина, по описи 1696 года 93 , «в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы (1117) Божия милосердия: двери царские, сень и столпцы резные позолочены по полименту. Над царскими дверьми вверху деисус – Спас на престоле в силах, а по сторонам десять святых стоящие, да по краям два образа узких.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В Духове монастыре сребропозлащенный небольшого размера крест с надписью на исподней стороне: «а въ крест мощи Николы чудотворца, да великомуч. Димитрія Селунского мро, да Антонія Римлянина трость». Далее следует: «лта 7135 (1627) году Божіею милостію и благословеніемъ сдлалъ сій святый и животворящей крестъ игуменъ Леонидъ изъ своихъ келейныхъ денегъ и отданъ въ опщую обитель въ Духовъ монастырь, что въ Великомъ Новгород по соб и по своихъ родителехъ миро». В Хутынском монастыре напрестольный крест сребропозлащенный гладкий, небольшого размера, с мощами святых по указанию надписей. На кресте изображения Господа Саваофа, распятия с предстоящими, Адамовой главы и преп. Варлаама. На исподней стороне внизу летописная надпись: «лта 7137 (1629) февраля 28 день положилъ си крестъ въ домъ ко всемилостивому Спасу и чудотворцу Варлааму архимаритъ еодоритъ». Принадлежавший к новгородской Алексеевской церкви, а ныне находящийся в валдайском Иверском монастыре крест, обложенный позолоченным чеканным серебром. На лицевой стороне его распятие с предстоящими, а внизу святитель Николай и вырезанные слова: «преп. Сергій, муч. Георгій и преп. Мара», указующие, вероятно, на мощи святых в кресте. На исподней стороне креста вычеканена надпись: «160 (1652) года іюля въ 12 день сій животворящій крестъ Господень пожаловалъ государь царь и великій князь Алексй Михаиловичъ всея Русіи въ Великій Новгородъ къ своему государеву ангелу къ Алексю человку Божію, по челобитью преосвященнаго Никона, митрополита новгородского и великолуцкого». Церковь , к которой приложен крест, находится в Новгороде на Торговой стороне и составляет придел Успенской церкви. В Деревяницком монастыре сребропозлащенный напрестольный крест с мощами и с надписью: «лта 7169 (1660) году ноября въ 30 день состроенъ си крестъ въ домъ Воскресенія Христова въ Деревяницкой монастырь, при настоятел власти тоя честныя и святыя обители при игумен Іосиф, а въ немъ всу серебра 1 фунтъ 24 зол.». В Клопском монастыре крест напрестольный сребропозлащенный. На лицевой стороне вверху два выпуклых Ангела и два Херувима, потом выпуклое распятие с предстоящими. На исподней стороне креста цированный крест с тростью и копием. Под этим крестом чеканная надпись: «разъдраша ризу и меташа жребий». Внизу на серебряной приложенной дщице вычеканено: «лта 7172 (1664) году мая въ 20 день построили сій крестъ Господень въ обитель святыя Троицы и преподобнаго и святаго Михаила Клопского Дмитрей Григорьевъ сынъ Шубинъ и жена его Парасковья по своимъ душамъ и по родителехъ своихъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

233 В Крестовоздвиженской церкви Юрьева монастыря посреди иконы св. Троицы – крест, а внизу – символы Евангелистов. 234 С таковым изображением древняя икона в Духове монастыре. По углам этой иконы символы Евангелистов. Есть подобная древняя икона и в Никитинской церкви на Торговой стороне. 235 Икона сия древнего письма в Духове монастыре; на ней кругом Ангелы (по описи 1591 г. – «в небесных силах»), а по углам Евангелисты под символами с крыльями. Есть ещё в Духове монастыре икона Отечества, на которой, по описи 1591 г., показаны: «Бог Отец и Сын седяй на престоле показует ребро» (прободенное). 237 В первой церкви икона Предтечи доселе остаётся храмовой, а в последней была храмовой в упразднённом Росткине монастыре. А в третьем ярусе иконостасов, на изображении деисуса, Предтеча пишется всегда одинаково со свитком и во власянице, с утончённой от воздержания плотью. 238 Икона сия, по древности и твёрдой кисти письма, может быть признана за одну из лучших новг. икон без поновления. В Десятинском монастыре замечательна по древнему греческому письму небольшая местная икона Спаса нерукотворного в Варвар. приделе. 239 В сем отношении особенного внимания заслуживает икона пр. Антония Римлянина с деянием в Антониеве монастыре, в соборной церкви на правом столбе. Равн. обр. замечательны иконы св. Никиты в Соф. соборе, св. Иоанна Новг. в большой рост во Власиевской церкви, св. Моисея Новгород. в Духове монастыре и в Никитинской церкви на Торговой стороне, Михаила Клопского в Клопском монастыре. В Савво-Вишерском монастыре икона пр. Саввы замечательна тем, что писана, по преданию, в 1461 году пр. св. Ионе Отенском. Вышиной она 1 арш. 4 вершка, а шириной 1 аршин. 240 На этой иконе при надписании: «верую во единаго Бога Отца» – изображён первый вселенский собор и умирающий поносной смертью Арий; при надписании: «и жизни будущаго века, аминь», изображено лоно Авраамле, а внизу Левиафан в пучине, над ним корабль, а по сторонам его воскресение мёртвых. Икона сия писана при царе Иоанне IV. Акт. Археолог. Экспед. т. I, стр. 247.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В Антониевом монастыре покров 1633 года, на новой бахтовой подкладке, с шитым изображением преп. Антония Римлянина во весь рост по голубому цветному атласу, находился прежде на мощах преподобного, а теперь остаётся без употребления. Венец у преподобного вырезан из твёрдой шитой сребристой материи 538 , а схима, лик, руки, ноги и половина одеяния вышиты волочёным шёлком; другая половина – одежда нижняя и свиток из шитой серебристой материи. Над главой вышито серебром: «агиос преподобный Антоний Римлянинъ». На схиме вышиты три восьмиконечных креста с тростью и копием и с надписью: IC. ХР. НИ. КА: по краям каймы вышито: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй насъ». Правая рука у преподобного благословящая именословно, несколько почерневшая от лобызавших её уст на мощах, а в левой свиток с вышитой надписью: «не скорбите бpamie моя, но по сему разумйте – аще угодна суть дла моя Богу, то обитель ciя не оскудетъ, но паче распространится, но токмо..». Кругом всего покрова была по зелёному атласу шитая серебром надпись широкой вязью. Теперь половина каймы по ветхости отрезана, и потому целой половины надписи недостаёт. На оставшейся шитой кайме надпись вверху состоит из тропаря преп. Антония: «Ветхаго Рима... освященъ темъ»... Этими последними словами и оканчивается уцелевшая вышитая надпись тропаря по кайме. Хотя в некоторых местах шитые буквы вырваны; впрочем, видно, что он читался в то время несколько иначе в сравнении с нынешним исправленным чтением. На левой стороне с половины каймы осталась вышитая летописная надпись: «...икій князь Михайло еодоровичь всея Руси и его благоврная царица и великая княгиня Евдокя и ихь благородная чада лта 7141». Поставленные в именительном падеже имена царя, царицы и чад показывают, что покров или приложен ими, или же от неизвестного нам вкладчика выражено желание долгоденствия царю и царице с чадами. Во всяком случае, покров имеет важность для нас потому, что на нём рука благословящая именословно и весьма близко подходит к настоящему изображению оной, хотя покров устроен при патриархе Филарете Никитиче, за 20 лет до патриарха Никона .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010