Начало, положенное в Боровской обители, было продолжено в Великом Новгороде и, наконец, в стольном граде Москве. Чтобы подтвердить данные наблюдения, приведем два высказывания современных исследователей. Знаток древнерусской живописи И. Антонова говорит: «Распространение в Москве икон Софии Премудрости Божией, патронального изображения Софийского собора в Новгороде, можно связать со временем Митрополита Макария (1542–1563), бывшего ранее, в 1526–1542 гг., архиепископом Новгородским» 261 . Тема «Софии Премудрости Божией», воплощенная в иконах, которые в большинстве появляются в Москве с середины XVI века, как бы завершает космогонический круг идей и венчает «венцом Премудрости все мироздание. Именно в это время устремления московских великих князей получают окончательное выражение. В идеалах царствования Ивана Грозного «Богохранимая держава» уподобляется «царству Премудрости Божией». Интересно, что в этих иконах нашли отражение и ортодоксальные идеалы поры Митрополита Макария 262 . Литая иконка с изображением святой Софии имеется на обороте оплечья саккоса Митрополита Макария, который подарил ему царь Иоанн Грозный в 1558 году. Таким образом, распространение почитания святой Софии в Москве связано с именем Митрополита Макария и обусловлено тем, что он ранее управлял в Новгороде престолом «Святыя Софии неизреченныя Премудрости Божией». Поистине, «Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее..., обладающий ею наследует славу» ( Сир.4:12, 14 ). Святитель Макарий прославился тем, что, будучи на Первосвятительском престоле, он своими трудами соборне прославил множество русских святых на Соборах 1547 и 1549 годов. Одновременно в течение всей жизни он лично общался со многими святыми современниками, которые позднее также были причислены к лику святых Русской Церковью 263 . Связующим звеном между теми и другими стал преподобный Александр Свирский (†1533; пам. 30 авг.), прославленный в 1547 году. Его постриженника и ученика, преподобного Макария Римлянина Новгородского Чудотворца (XVI в.; пам. 19 янв.), святитель Макарий возвел в сан игумена основанного им монастыря 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Древнерусский текст «Заповеди юным инокам» был напечатан К.И.Невоструевым Архиепископ Филарет (Гумилевский) помещает его в переводе на русский язык в житии преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, по рукописям XIII и XIV веков, с некоторыми разночтениями август, 25–27]. В подстрочных выносках к «Житию преподобного Антония Римлянина» архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечает: «В обиходе «Завету монаху» предшествует «молебный канон Кирилла грешнаго», святителя Кирилла Туровского . Это указывает на то, что завет принадлежит святителю Кириллу и может быть прислан был в Антониеву обитель самим Кириллом» август, 327]. Это замечание по справедливости было подвергнуто сомнению авторитетным исследователем истории Русской Церкви митрополитом Макарием (Булгаковым) , отметившим, что формальное расположение текстов не может служить достаточным основанием для подобного рода заключений 513]. Однако владыка Макарий признает возможность атрибуции святителю Кириллу некоторых безымянных памятников древнерусской книжности, например, поучения «О подвизе иночьского жития», напечатанного тем же К.И.Невоструевым 513]. Издатель не только высказал предположение, но и привел аргументы, основанные на сравнении выражений данного поучения с изданными К.Калайдовичем трудами святителя Кирилла Туровского . Архиепископ Филарет (Гумилевский) в «Обзоре русской духовной литературы» с некоторой горечью заметил, что в публикациях о святителе Кирилле Туровском нередко помещается материал «tritum pertritum» 37]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо внимательнее отнестись к научным изысканиям и предположениям, и, даже если они далеко не всегда находят научное подтверждение, указывать на их существование в истории. Поэтому гипотезы архиепископа Филарета (Гумилевского) и К.И.Невоструева ждут своего широкого научно-критического освещения, и обязательно в справочно-библиографических изданиях, посвященных творениям святителя Кирилла Туровского .     Библиография 1 . – Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Декабрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1910. Память архиепископа Филарета–1 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть «Мир оставльшего, прослави…» Отошел ко Господу настоятель Свято-Успенской Макарьевской пустыни иеромонах Давид (Титов) 27.05.2014 1295 Время на чтение 3 минуты 23 мая отошел ко Господу настоятель Свято-Успенской Макарьевской пустыни иеромонах Давид (Титов). Тяжелая и продолжительная болезнь оборвала короткую жизнь подвижника, много и плодотворно потрудившегося для возрождения монашеской жизни в нашем Отечестве. Он родился в Калуге 31 октября 1978 года. После окончания новгородской средней школы, учился сначала в Московской, а позднее в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Духовник – новгородский игумен Макарий (Шамсутдинов) зорко разглядел в молодом семинаристе изначальную склонность к оставлению всего житейского ради любви к Богу. По его благословению в 2004 году юноша Димитрий, регент Никольской церкви поселка Мга, впервые пришел на место, где когда-то находилась пустынь Новгородского чудотворца XVI в. преподобного Макария Римлянина. Труднодоступность места – топкое болото в густом лесу, вдали от населенных пунктов, разбитая дорога не остановили молодого подвижника – он поселился там насовсем. С этого события и началось возрождение обители. Вскоре ему удалось увлечь идеей восстановления пустыни игумена Тихвинского Успенского монастыря – тот постриг нового послушника в мантию с именем Давид, благословив на возрождение пустыни и основание там монастырского скита, затем представил к возведению в священный сан. Иеромонаха Давида отличали глубокая преданность православию, творческая энергия, завидная работоспособность. Он был храмостроителем милостью Божьей, очень общительным и веселым человеком, он просто светился радостью, и это очень привлекало к нему людей – так нашлись средства и силы, чтобы устроить скит на святом месте. По его трудам и молитвам вскоре была явлена благодатная помощь – несомненное следствие молитвенного предстательства святого Макария Римлянина. Приглашенные скитоначальником церковные археологи, произведя раскопки, обрели святые мощи преподобного. За сравнительно недолгое время удалось срубить деревянную церковь, установить на монастырской голгофе поклонный крест, и, организовав перевалочную базу вблизи шоссе Мга-Любань, возвести обширный братский корпус и заложить каменный храм.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/27/mi...

Новгородский Антониев, 2-го класса, мужеский монастырь находится близ самого Новгорода, в трех верстах от новгородского Кремля, вниз по течению реки Волхова, на правом берегу оной. Основание монастыря относится к началу XII века. Именно, он основан в 1106 году преподобным Антонием Римлянином при новгородском князе Мстиславе Владимировиче и при св. епископе Никите. Основатель его святой Антоний был родом из Рима (1067), сын богатых и благородных родителей, державшихся восточного православия. По смерти родителей своих, будучи еще 18-ти лет, он роздал большую часть имения; остальную же часть оного, состоящую из золота, серебра, драгоценных сосудов и других церковных вещей, он заключил в бочку (делву) и спустил в море. После этого Антоний 1086 года удалился в монастырь и здесь, постригшись в монашество, провел 20 лет. Отсюда частию по любви к уединению, а еще более по причине гонений, воздвигнутых в сие время римскими первосвященниками на православных, по случаю отпадения Рима от православия, он перешел на одну приморскую скалу, на западном берегу Средиземного моря; и здесь стоя на камне, провел около года в посте и молитве. Однажды восстала сильная буря, оторвала камень, на котором он молился, от скалы и он понесся на нем, как на легкой ладии, по морю, держа в руке ветвь морской травы осоки, по двухдневном чудесном плавании пр. Антоний прибыл в Новгород на праздник Рождества пресвятой Богородицы к тому самому месту, где ныне находится монастырь. В память чудесного прибытия, Антоний Римлянин на том месте, где остановился, устроил немедля первоначально деревянную небольшую церковь во имя Рождества Богородицы и обнес ее оградою. Вскоре после сего рыбаками, ловившими рыбу в Волхове, поймана была бочка с деньгами и вещами, принадлежавшими преподобному, и представлена была ему по праву суда, как его собственность, опущенная им самим в море. Купив на сии деньги землю у посадничьих детей за 100 новгородских рублей, Антоний Римлянин, по благословению св. Никиты, епископа новгородского, начал сооружать обитель во имя Рождества пресвятой Богородицы, и был ее первым игуменом 1105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Всеми монастырями нашими мужескими управляли игумены, женскими – игуменьи, за исключением разве одного монастыря Андреевского 1296 , ни архимандриты, ни строители не упоминаются, по крайней мере, в летописях 1297 . Избрание игуменов при основании монастырей и в начале их существования зависело от воли основателей. Преподобный Антоний Печерский сам “постави” над собранною им братиею первого игумена Варлаама. Великий князь Изяслав сам “выведе Варлаама на игуменство к св. Димитрию” и по смерти Варлаама сам же избрал и преемника ему Исаию 1298 . Преподобный Стефан Кловский сам “постави игумена Климента в свое место” 1299 . Но потом игумена избирали обыкновенно братия, представляя только свой выбор на утверждение основателей монастыря, пока они были живы, так избраны преподобные Феодосии и Стефан, игумены киево-печерские, или на утверждение епископа – так избран был братиею своего монастыря и поставлен Новгородским епископом Нифонтом игумен Антоний Римлянин 1300 . Впрочем, все представленные выражения об избрании игуменов можно считать за неполные. Как на полное изображение этого дела можно указать на следующее место летописи об избрании киево-печерского игумена Прохора: “Братьи сущи без игумена, совокупившимся братьи всей, и нарекоша себе игумена Прохора попина, и возвестиша митрополиту и князю Святополку о нем, и повеле князь митрополиту поставити с радостью, и поставлен бысть” 1301 . Т. е. игумена избирали себе сами братия, но потом давали об этом знать местному архипастырю и князю, и архипастырь, с утверждения князя, поставлял игумена по церковному чину. Преподобный Антоний Римлянин под клятвою заповедал в своей духовной грамоте, чтобы избрание игумена в его обители совершалось по доброму согласию братии, а отнюдь не по мзде или насилию от князя ли или от епископа 1302 . Кажется, что наши монастыри различались уже по степеням, хотя управлялись равно игуменами. Два раза только исчисляются в летописи некоторые игумены, и оба раза исчисляются в определенном порядке: в 1072 г. при перенесении мощей святых мучеников Бориса и Глеба находились игумены: Феодосии печерский, Софроний михайловский, Герман спасский, Николай переяславский; в 1115 г. при другом перенесении тех же мощей были: Прохор печерский, Сильвестр михайловский, Савва спасский, Григорий андреевский, Петр кловский 1303 .Достоинство Киево-Печерского монастыря видно также и из того, что он имел уже в своем ведении другой монастырь – тмутараканский 1304 . Между настоятелями новгородских монастырей первое место занимал, кажется, Юрьевский, а за ним следовал Антониевский, судя по тому, что князь Всеволод в своей грамоте, данной церкви святого Иоанна Предтечи на Опоках, заповедал: на храмовый праздник служить в этой церкви самому владыке и вслед за владыкою, как бы по порядку и старейшинству, на другой день служить архимандриту святого Георгия, а на третий – игумену Антонова монастыря 1305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Древние новгородские кадила 426 , как и в других местах России, имели вид храма одноглавого или пятиглавого, состоящего из чашки на поддоне с высокой шатровой кровлею или верхом. Подобного устройства были и ладоницы 427 , и кацеи 428 , только без цепей и повыше кадил. Те и другие устроялись из меди и серебра. 1 . Из дошедших до нас кадил все относятся к XVII веку. От XVI же века осталась одна нижняя часть, или поддон медного большого кадила в церкви упразднённого Болотова монастыря, с чеканной надписью: «лпа 7054 (1546) году мсяца мая 20 день, далъ сие кадило въ монастырь Npeoбpaжehiю Спасову на Ковалево Евдоиимъ Степановъ сынъ Льнянинъ при игумени eoдociu». Упоминаемый здесь Ковалёв монастырь находился близь Болотова. Что касается до XVII века, то от него сохранилось до 15 серебряных кадил в новг. церквах и монастырях, а кадильниц или кацей древних нигде не видно. В Антониевом монастыре кадило сребропозлащенное, лосчатое, о семи чешуйчатых главах, изящной работы, весом один фунт 70 золотников. О построении и возобновлении его свидетельствует надпись вязью: «лта 7130 (1622) генворя въ 8 день, при держав благоврнаго государя царя великого князя Михаила еодоровича всея Русіи самодержца и при святйшемъ иларете патріархе московскомъ и всея Русіи и при преосвященномъ Макаріи митрополит великого Новаграда и великихъ Лукъ, велніемъ боярина князя еодора Ивановича Мстиславского здлано сіе кадило Рождеству пречистей Богородицы во Антоніевъ монастырь Римлянина при игумене Павл збратіею»; а потом пониже другими буквами написано: «вдлано (вероятно переделано) сіе кадило 182 (1674) году ноября въ 7 день при настоящія тоя честныя обители Антоніева монастыря Римлянина архимандрите Макаріи збратьею вдвадесятое лто паствы его». В Духове монастыре кадило круглое сребропозлащенное 1631 года, древней чеканной работы, устроено наподобие одноглавого храма, с прорезным верхом и чешуйчатой главкой. Надпись на верхней части его двустрочной крупной вязью в шести клеймах: «лта 7139 году въ 1 длано сіе кадило цар и великомъ Михаил всея Руси и при на нижней чашке также в шести клеймах вязью: «государ святйшемъ Филарет патріарх всея Руси, при митропоолит Варлаам и ярославскомъ». Под этими последними шестью клеймами надпись не вязью, полууставная: «и то кадило преосвященный Варлаамъ ростовскій и ярославскій далъ въ домъ пречистые Богородицы въ двичь монастырь Михалицкой на Молотков по душ отца своего Карпа и по матери по инок Евиміи схимниц». На поддоне въ четырёх клеймах надпись двустрочной вязью: «Духъ найдетъ на и сила осн».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Николая в Липенский монастырь 30 . В XIV в. 1386 года упоминается о церковном роспищике Иване, сгоревшем во время пожара, и о том, что Немцы 31 наняли новгородских иконников и «повелеша им написати образ Спасов на ропашном углу». В том же XIV веке занимался иконописью святитель новгородский Василий, хиротонисанный в 1329 году из священников новг. козмодемьянской церкви. В летописях сказано, что он в 1341 году иконы исписа и кивот (иконостас) доспе; а по преданию, сам он писал храмовую икону Благовещение на Городище и также икону Бориса и Глеба, которая была храмовой иконой Борисоглебского кремлёвского храма, а теперь находится в Покровской кремлёвской приписной церкви. В XV веке упоминается только об иконах, писанных на золоте, коими святитель Евфимий украсил церковь Спаса 32 , но о самих иконописцах по летописям не известно. В XVI веке известны: – архиепископ Макарий, управлявший новгородской епархией в продолжение 16 лет и в 1528 году возобновлявший чудотворную икону Знамения Божией Матери 33 , Андрей Лаврентьев и Иван Дермоярцев, дописавшие, при архиепископе Серапионе, изображение Деисуса в Софийском соборе (1509) 34 . За ними следовали: преп. Анания, иконописец Антониева монастыря, «писавший дивные иконы многих св. чудотворцев» и скончавшийся в 1521 году 35 , Григорий Стефанов, резавший в 1532 году крест в Спасо-преображенскую церковь на Ильине улице 36 , иконник диакон Никифор Грабленой, писавший в 1568 году икону Живоначальной Троицы с деянием для Клопского монастыря 37 , Евтропий Стефанов, мастер Антониева монастыря, устроивший в 1573 году раку для преп. Антония Римлянина с иконным его изображением 38 , и вместе с ним делавшие 1572 года царское и святительское места в Софийском соборе, Иван Белозерец и Исаак Яковлев 39 , также иконник Максим Григорьев, дьячок новг. Власиевской церкви, упоминаемый в росписи ружных церквей за 1585 год, иконники Гавриил и Богдан Калита, из коих первый в 1594 году писал для Софийского дома за рубль 25 пядниц св. Никиту, а другой в том же году писал за 25 алтын большой образ Иоанна Златоустог о о 9-ти пядей на краске для поставления в корсунской паперти Софийского собора 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

2. “Собор” новгородско-псковских святых: Варлаам Хутынский, Антоний Римлянин, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Евфросин Псковский. 3. Преподобный Сергий, его ученики и “собеседники”: Никон Радонежский, Федор Симоновский, Савва Сторожевский, Андроник Московский, Стефан Махрищский, Афанасий Высоцкий, Димитрий Прилуцкий, Павел Обнорский. 4. Святые Белозерья, Спасо-Каменного острова и Комельского леса (“Северная Фиваида”): Кирилл и Ферапонт Белозерские, Корнилий Комельский, Геннадий Костромской, Сергий Нуромский, Григорий Пельшемский, Григорий и Кассиан Авнежские, Евфимий и Харитон Сянжемские, Дионисий и Амфилохий Глушицкие (в одном ряду с которыми упомянут также Антоний Сийский). 5. Святые средней полосы России: Авраамий Ростовский (во 2-й ред. добавлен также Авраамий Смоленский), Никита Переяславский, Макарий Калязинский, Макарий Унженский. 6. Соловецкие святые: Герман, Савватий и Зосима . 7. Другие преподобные: Александр Свирский, Евфимий Суздальский, Пафнутий Боровский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек. 8. Лик святителей: — Петр, Алексей и Иона — митрополиты московские, — Никита, Иоанн и Евфимий — святители новгородские, — Исаия Ростовский, Иоанн Черниговский, Антоний Юрьевский и Лука Белгородский (епископы, упомянутые в Киево-Печерском патерике), — Леонтий Ростовский, Стефан Пермский и Гурий Казанский — “просветители” языческих народов, — Геннадий Новгородский — борец за чистоту православной веры, — митрополит Филипп и патриарх Гермоген, — Марк Ефесский и Григорий Солунский (вселенские защитники Православия). Ниже прилагается Похвальное слово русским преподобным соловецкого инока Сергия (Шелонина) по списку РГИА, ф. 834, оп. 2, 1319 (список С) с восполнением утраченных фрагментов по дефектному списку РНБ, собр. Русского археологического общества, 15 (список А), которые передаются курсивом. Список сокращений РГИА Российский государственный исторический архив. Российская национальная библиотека. Труды Отдела древнерусской литературы. ФИРИ РАН Архив СПб. филиала Института русской истории Российской Академии наук.

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София — Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные — Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Преподобный Никандр Псковский (в миру Никон) родился в селе Виделибье Псковского уезда (†1581; пам. 24 сент.), откуда родом был преподобный Евфросин Спасоелеазаровский (†1481; пам. 15 мая). Преподобный Никандр был так же, как и преподобный Нил, постриженником Крыпецкого монастыря. Его духовное возрастание началось с благословения блаженного Николая Псковского (†1576; пам. 28 февр.). Преподобный Никандр предсказал время своей кончины: когда на Псков нападут враги, что и произошло во время осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 году 24 сентября. На месте его подвигов была основана Благовещенская пустынь северо-западнее Порхова 30 . Особым почитателем Живоначальной Троицы явился преподобный Александр, прославившийся как Свирский подвижник (†1533; пам. 30 авг.). Постригшись первоначально в Валаамском монастыре, он в конце XV в. основал на реке Свири Троицкий монастырь (в 36 км от Олонца), а в 1506 г. рядом с ним – Спасский монастырь для погребения иноков 31 . Ему, как и некоторым другим русским подвижникам, было явление Богоматери, но наиболее он известен явлением, как древле праотцу Аврааму, Пресвятой Троицы в виде трех ангелов. Это был духовный друг святителя Макария. Перед своей блаженной кончиной Преподобный послал грамоту Новгородскому владыке Макарию, поручая его попечению свою обитель. Скончался он в 1533 году, а через 12 лет игумен Иродион написал его Житие. В 1547 году он был канонизован на Макарьевском Соборе как общерусский святой. В подвигах преподобного Александра Свирского есть много, что роднит его с преподобным Сергием Радонежским. Им обоим явилась Пречистая Богоматерь. Оба преподобных подвижника были особыми почитателями Святой Троицы. У них у обоих было множество учеников. В Свирской обители принял постриг преподобный Макарий Римлянин Новгородский чудотворец (XVI в.; пам. 19 янв.), пришедший на Русь из западных стран. Среди самых первых учеников преподобного Александра был преподобный Адриан Андрусовский (†1550; пам. 26 авг. и 17 мая), основавший в начале XVI в. Андрусовскую пустынь к западу от Олонца 32 . В 1549 году он был восприемником при крещении царевны Анны в Новодевичьем монастыре в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010