Парем. См. 10 янв. ( Утр. Ев. Мф.11:27–30; 43 зач. Ап. Евр.13:17–21; 335 зач. Ев. Лк.6:17–23; 24 зач.). Аще восхощет настоятель, творим бдение. Пр. Антонїя Римлянина, Новгородского чудотворца. См. 3 авг. – Пр. Антонїя Дымского. По монастырским сказаниям, он, родившись в Новгороде от благочестивых родителей, с юности своей возлюбил уединение и молитву, принял пострижение в Хутынском монастыре (Новг. еп.) и все время проводил в иноческих подвигах. Избранный в настоятели обители, пр. Антоний недолго управлял монастырем: избегая людской славы, он тайно оставил обитель и поселился в пещере на берегу Дымского озера. Здесь он дни проводил в трудах, а ночи в молитве. Мало-помалу начали собираться к нему братия, и на берегу озера была основана обитель (см. Новг. еп.). Преставился он 67 лет, 24 июня в XIII в. (около 1224 года или позднее). Мощи его обретены в княжение Димитрия Донского и покоятся в его обители под спудом. Преподобный по смерти прославился чудесами. Ныне празднуется его тезоименитство. См. 24 июня. – Пр. Антонїя на Черных озерах. Он основал Богородицкую обитель на берегу Черного озера (Череповец. У., Новгород. губ.) и скончался в XVI веке. Обитель, основанная преподобным, впоследствии была упразднена, и мощи его ныне почивают под спудом в часовне. 18 . В. † Иже во святых отцов наших и архиепископов Александрийских, Аанасїа и Крілла. Кроме особого празднования каждому из сих святителей (см. о св. Афанасии 2 мая, о св. Кирилле – 9 июня), в сей день, 18 янв., установлено совместное празднование им, вероятно, по их особенной святости и заслугам Церкви. Тропарь, глас. 3. Делы воссиявше православия, все погасивше злославие, победителие победоносцы бысте, благочестием вся обогативше, церковь вельми украсивше: достойно обретосте Христа Бога, дарующа нам велию милость. 19 . Л. † Пр. отца нашего Макарїа Египтянина. Пр. Макарий родился в Египте около 301 г. от благочестивых и небогатых родителей и в юности своей пас стада. Пришедши в зрелый возраст, пр. Макарий хотел проводить иноческую жизнь, но принужден был родителями вступить в брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Преосвященный Макарий отвечает на приведенные соображения такими доводами: «В акафисте прославляется преподобный Антоний как покровитель Новгородской семинарии, каковым он действительно есть и почитается; потому что семинария находится к нему в особенном отношении как помещающаяся в стенах обители с 1740 года, как воспитавшая между многими знаменитыми лицами и прославленного Церковью святителя Тихона, который был из числа 200 учеников, на первый раз собранных в семинарию архиепископом Амвросием (Юшкевичем), покоющимся в обители. По сим обстоятельствам преподобный Антоний Римлянин может быть прославляем в акафисте и в отношении к семинарии так же, как в состав других акафистов входят частные черты угодников, ограничивающиеся известной местностью; иначе с одними общими изображениями нельзя будет отличить один акафист от другого». Преосвященный – автор – все же признал нужным в кондаке опустить вышеприведенное выражение, а в икосе исправить таким образом: «Радуйся, воспитавший в обители твоей многия подражатели; радуйся, просветивший в ней учением Христовым ищущих света». По поводу слов (в конд. 11) «прокаженныя очищая» преосвященный Серафим возражает: «В описании чудес преподобного повествуется об исцелении имевших на руках и на ногах язвы, но об очищении прокаженных не говорится. Да и болезнь сия не северного климата». Преосвященный Макарий отвечает на возражение: «Прокаженными могут назваться на церковном языке страждущие от гнилых язв, а таковые были в числе исцеленных молитвами преподобного Антония (Житие 1862 года, с. 29)». Слова «прокаженныя очищая» в кондаке 11 автор опустил. Переписанный в исправленном виде акафист прп. Антонию Римлянину Святейшим Синодом 20 декабря 1867/15 января 1868 года был разрешен к напечатанию для церковного употребления 189 . 45 Акафист [свв.] мученикам Виленским Антонию, Иоанну и Евстафию 16 февраля 1868 года за 1090 обратился в Святейший Правительствующий Синод преосвященный Иосиф, митрополит Литовский и Виленский, с представлением такого содержания: «Ко мне неоднократно поступали заявления желания, как от духовных, так и от светских лиц, иметь особенную службу Виленским мученикам свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Православная гимнография хранит богатейшие церковноисторические и богословские традиции и представляет собою обширную область для благоговейного изучения. Историк русской гимнографии Ф. Г. Спасский пишет: «Церковно-литургическое творчество знаменует собою богатство церковного, соборного духа Литургические памятники православной Церкви являются выражением служения Богу в горении свободного человеческого духа. Творец гимна вольно отдает плод своего вдохновения на службу Церкви и его слова и мысли становятся достоянием церковным и соборным, конечно, если они созвучны полноте веры. В наших богослужебных книгах собраны принятые Церковью творения вдохновенных сынов ее, принесших свои труды для истолкования явлений церковной жизни. Большинство этих писателей канонизовано, что является печатью признания и восприятия их трудов церковным сознанием. Таким же знаком признания служит и многовековое употребление в качестве богослужебных гимнов творений неканонизованных авторов» 757 . Как отмечает епископ Вениамин (Милов) : «В светлых прозрачных глубинах церковного богословствования отразились Божественное откровение и убеждения наилучших на земле людей веры. Отсюда посредством слышания Богослужения истины веры и нравственности проникают в сознание и чувства верующих всех эпох» 758 . Многогранная деятельность Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.) нашла отражение в различных исторических источниках. Встречается его имя и в русской гимнографии. В древних списках служб о Святителе возносится молитва как о здравствующем Предстоятеле Русской Церкви 759 . Его имя можно встретить и в богослужебных текстах, посвященных святым подвижникам, которые были его современниками. Будучи Новгородским архиепископом, святитель Макарий возвел в сан игумена новгородского святого, ученика преподобного Александра Свирского (†1533; пам. 30 авг.) – преподобного Макария Римлянина (XVI в.; пам. 19 янв.). В его Службе читаем об этом: «Егда благодать Святаго Духа тя осени, преподобне Макарие, и руками архиерея Божия 760 иерея освященнаго тя соверши...» 761 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Пустынь прп. Макария была всегда малочисленной и бедной. В течение веков она перенесла много злоключений и к середине XIX в. представляла собой почти развалины. Но местные жители благоговейно помнили ее святого основателя и в дни его памяти 19 января и 15 августа собирались в нее тысячами. Они продолжали брать чудотворную воду, пить ее и уносить с собой. Наконец в 1894 г. Макарьевская пустынь была возобновлена миссионером  Арсением  и стала миссионерским монастырем со строгим Афонским уставом. Она принадлежала к тем малоизвестным небольшим монастырям, которых было много и которые имели громадное значение для своей местности.  Последним ее настоятелем был замечательный подвижник, прозорливый старец  архиепископ Макарий . Когда в 1932 г. Макарьевская пустынь была, подобно всем русским монастырям, насильственно закрыта, владыка был сослан в концентрационный лагерь и после освобождения скрывался, руководя своими духовными детьми, постригая и рукополагая достойных. Во время Второй мировой войны он жил в Псково-Печорском монастыре во время немецкой оккупации. 1 апреля 1944 г., когда в небе появились советские самолеты, братия скрылась в убежище. Но владыка Макарий спокойно остался в своей келье в трапезном корпусе, погруженный в молитву. После бомбардировки его нашли перед аналоем, убитого осколком бомбы. Евангелие и Часослов на аналое были залиты его кровью. Его погребли в пещерах, по имени которых был назван монастырь. •  Прп. Макария Римлянина называют иногда Лезневским или Грезневским — по месту, где он подвизался и где была основана Макарьевская пустынь. В 1764 г. обитель была упразднена, в 1894 г. на ее месте учрежден Воскресенский монастырь (Новгородская епархия). Мученики Петр и Стефан Казанские (+ 1552) Память их празднуется 24 марта в день гибели В 1552 г. к протопопу Тимофею, привезшему в город  Свияжск послание митрополита Московского, пришел татарин и заявил, что он был чудесно исцелен, и дал обет креститься. Протопоп наставил его в христианской вере, велев ему быть верным Христу до смерти, и  крестил с наречением ему имени Стефан. В знак своей верности новообращенный вырвал клок своей бороды и сказал, что так даст себя разорвать на части. За открытую и смелую проповедь Христа он был единоплеменниками своими изрублен в куски, а дом его сожжен. В тот же год был убит толпою мусульман  новокрещеный татарин Петр, На его могиле был воздвигнут храм Воскресения Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Так на Руси появилась типологически новая «Книга новых чудотворцев». Это было своего рода дополнением к имевшимся уже тогда Макарьевским Великим Четьим-Минеям. В книгу вошли службы, жития и похвальные слова российским чудотворцам. Соборы 1547, 1549 гг. вызвали большой подъем в русском обществе. По благословению митрополита пишутся жития русским святым или создаются их новые доработанные редакции. «В 20-летнее правление митрополита Макария было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше». Увеличивается насельничество в монастырях, особенно в тех, в которых почивали останки новопрославленных святых. Основываются новые обители. Так, по благословению свт. Макария была основана обитель прп. Адрианом Пошехонским, которого митрополит сам рукоположил и дал грамоту на возведение церкви во имя Успения Божией Матери. Современником святителя Макария был и другой святой — Василий Блаженный († 1552; память 2/15 августа), который неоднократно молился на службах митрополита Макария. Позднее святитель сам лично отпевал и погребал блаженного. «Преосвященный Макарий митрополит со всеосвященным собором, псалмы и песни надгробные певше над мощами святого, погребоша его честно». Другого святого, своего современника, преподобного Макария Римлянина Новгородского (XVI–XVII; память 19 января/1 февраля) святитель Макарий поставляет настоятелем основанного им монастыря. Особо следует остановиться на взаимоотношениях великого русского подвижника XVI века преподобного Александра Свирского († 1535; память 30 августа/12 сентября) и святителя Макария. Преподобный Александр подвизался в пределах Новгородской епархии и был знаком святителю Макарию еще по новгородскому архипастырству. Святитель чтил преподобного за его труды и подвиги, которые Сам Господь почтил Тройческим снисхождением — посещением. Перед кончиной преподобный Александр поручил святителю Макарию свою братию и монастырь, испрося для святителя от Бога прощение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Надо отметить, что монастырь был закрыт ровно через 400 лет после его возникновения (обитель основана в 1532 году прп. Макарием Римлянином Новгородским чудотворцем; память святого празднуется 1 февраля). В публикации В.С. Орлова «Макариевская Пустынь» приводится рассказ Параскевы из Любани, свидетельствующий об одном из многочисленных чудес, совершившихся в Макариевской Пустыни уже в новое время, незадолго до революции и объясняющий безбожникам, зачем на русской земле стоят монастыри: «Это было примерно в 1908-1910 годах. Я жила в селе Доброе. От него до Пустыни шесть километров. У моих соседей в деревне жила слепая девочка Феня, 7-8 лет. Отца звали Семён, мать – Мария. Девочке приснился сон, в котором ей явился незнакомый дедушка и сказал: «Тебе надо помыться в колодце». Утром сон она рассказала маме. Та говорит отцу: «Запрягай лошадь!» Поехали к Макарию, повезли девочку. Когда они приехали в монастырь, помыли Феню водой из колодца, что был в церкви. После, когда они ехали обратно, девочка кричит: «Я вижу свет!» И стала все видеть». По Промыслу Божию последний настоятель Макариевской Пустыни, как и ее основатель, носил в схиме имя Макарий (архиепископ Любанский). Схиепископ Макарий, отсидевший в советских застенках три года, после освобождения оказался в Псково–Печерском монастыре, где в годы Великой Отечественной войны был убит осколком бомбы во время совершения Богослужения. В марте 2009 года исполнилось 65 лет со дня гибели схиепископа Макария. Вместе с ним подвизался в Псково-Печерском монастыре монах Вавила, также выходец из Макарьевской Пустыни. Как сложилась судьба большинства братии Макариевской обители, мы пока не знаем, но и сегодня прихожане храмов Тосненского района переписывают друг у друга для молитвенного поминовения имена монахов, подвизавшихся последними на месте духовных трудов прп. Макария Римлянина. Кто из двадцати монахов написал слова «Плача подвижников Макариевской Пустыни» неизвестно, но, наверное, не это главное, а то пронзительное чувство боли при прощании с «мати–пустыней», которое сумел передать автор простых и доступных сердцу строк духовного стихотворения. Плач подвижников Макариевской пустыни

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

А которые были около церкви причта церковнаго и посадцких людей дворы и лавки и те дворы все царь и великий князь велел от церкви отставити подале” 52 . Сопровождал архиепископа Пимена Спасо-Хутынский настоятель игумен Филофей 53 . При проведении указанных работ “на той же старой обежной пашенной земле поставлена ново ж слобода Пречистые ж Тихвинского а перенесены те дворы в слободу, которые были по обе стороны Тихфины реки около церкви” 54 . На Тихвинской иконе Богоматери имеется клеймо с изображением посещения Тихвинской обители царем Иоанном Грозным, где также помещены образ Митрополита Макария в саккосе и архиепископа Пимена в фелони и митре 55 . В 1555 году в Москву был принесен из Хлынова чудотворный образ святителя Николая Великорецкого, который поновлял сам святитель Макарий. С этого времени на Руси распространяется почитание этого чудотворного образа. Одна из икон находилась в обители преподобного Агапита Маркушевского (†1584; пам. 21 мая), который был постриженником Соловецкого монастыря. От иконы совершалось множество чудес, к иконе святителя Николая приходили для поклонения верующие люди в обитель преподобного Агапита. Подвизались в русских обителях и иностранцы. В Павло-Обнорский монастырь при игумене Протасии (1538–1546) пришел из Москвы некто Феодор пушкарь, родом фрязин, страдавший простудою. Кроме уроженца западных стран, преподобного Макария Римлянина Новгородского, а также инока Нила, родом “немецкия земли” в Даниловом монастыре, поморские предания сохранили сведения об иноке-уроженце “Свейской” земли на Соловках приигумене Филиппе. Уроженцем Сербии был псковский святой – преподобный Савва Крыпецкий (†1495; пам. 28 авг.). В 1556 году в Троице-Сергиевом монастыре скончался преподобный Максим Грек , родившийся в Греции, впитавший в себя при обучении в Италии западную ученость. Менее известен преподобный Серапион Кожеезерский (†1611; пам. 27 июня), в миру Туртас Гравирович. Это был сын казанского мурзы. После покорения Казани в 1552 году он в малолетнем возрасте был приведен в Москву и здесь при крещении назван Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Нетленные мощи ее, по свидетельству Второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подъячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия с предстоящими Богоматерию и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столобенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский; святой князь Владимир, святая княгиня Анна; блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Качанов; в пятом ряду святые: Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Литература: 1 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Месяц май. Чернигов, 1863. 2 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ, Месяцеслов святых. Май. Тамбов, 1878. 3 . Полное собрание житий святых Православной Греко-Российской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В придельной церкви св. Николая деисус гладкой (без тябли) девять икон на краске; двери царские, сень и столпцы писаны на золоте. Из местных образов один св. Николая в деянии, а другой пречистой Богородицы Одигитрии на краске. В церкви преп. Антония Великого под колокольнею деисус стоящей со владычними праздниками на семи дсках, на дске писано по два святых. Над деисусом в тябле пречистая Богородица с предвечным, Младенцем, по сторонам 20 Пророков. Двери царские и сень и столпцы писаны на краске. По правую сторону царских дверей образ местный Троица живоначальная в деянии, второй Антония Великого и Антония Римлянина, по левую сторону образ Похвалы Пресвятой Богородицы в деянии. В придельной церкви Антония Римлянина, по правую сторону соборной, Божия милосердия образов: двери царские, сень и столпцы резные позолочены сусальным золотом. Над царскими дверьми деисус – Спас на престоле в силах; а по сторонам пречистая Богородица и Предтеча и Архангели и святые на десяти дсках. На тех же дсках над деисусом образ Богородицы воплощение, около – 10 праздников. Над праздники образ Господа Саваофа во облаце; а около 12 Пророков – писаны все на краске. Из местных образов по правую сторону царских дверей образ Спасителя стоящей, в молении Никита епископ да Антоний Римлянин, второй образ Антония Римлянина в деянии, а третий архидиакона Стефана; по левую сторону – образ Благовещения Пресвятой Богородицы; на северных дверях благоразумный разбойник, и потом образ новгородских чудотворцев. В другой придельной церкви Иоанна Богослова, по левую сторону соборной, Божия милосердия образов: двери царские резные и сень золочены сусальным золотом, столпцы писаны краски. Над царскими дверьми деисус: Господь на престол, около пречистой Богородицы и Предтеча и Апостоли на трех дсках писаны краски. Из местных образов по правую сторону царских дверей образ пречистой Богородицы Владимирская, второй – Иоанна Богослова; по левую сторону первый образ пречистой Богородицы Одигитрии, второй Ап. Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Из священных одежд того времени чудесно уцелело полное облачение святого Никиты, епископа Новгородского († 1108), которое 450 лет находилось на теле погребенного в земле святителя, а по открытии мощей его (1558) уже около 300 лет соблюдается в ризнице новгородского Софийского собора; это облачение состоит из фелони, епитрахили, поручь и палицы, штофных кофейного цвета, из пояса гарусного тканого, белого омофора и синей гродетуровой шапочки, опушенной горностаем. Там же хранится и посох святителя Никиты, сделанный из трех тонких жимолостных тросточек, связанных тремя костяными яблоками и костяною рукоятью 1536 . Кроме того, из церковных вещей того времени упоминаются сосуды серебряные, индитбе (πλησα – верхняя престольная одежда) и служебные платы (вероятно, воздухи), шитые золотом, паникадила, кадильницы и кацеи (сосуды с ручками для каждения), колокола и била, употреблявшиеся преимущественно в монастырях 1537 . (“Индитьбе” – древнерусская форма множественного числа от слова “индитьба” (“престольная одежда”), очень редкого в древнерусской письменности. Более употребительным было слово “индития”. – Ред.) Относительно колоколов в житии преподобного Антония Римлянина повествуется, что, когда он чудесно прибыл (1106) в Новгород ночью, в это время начали звонить к заутрени и он услышал великий звон по городу, – знак, что в Новгороде уже многие, если не все, церкви имели колокола 1538 . Обычай погребать умерших при церквах или в самих церквах, начавшийся у нас еще прежде, продолжался и в настоящий период. Почти все князья, о смерти которых упоминает летопись, погребены были в церквах 1539 . Даже простые миряне удостоивались этой чести: так, благочестивая супруга киевского посадника Яна по имени Мария, бывшая духовною дочерию преподобного Феодосия, положена была по смерти своей в Великой печерской церкви на левой стороне против гроба самого Феодосия 1540 . 1429 П. собр. р. лет. 1. 75, 88, 116, 117, 120, 128, 129 (228); Карамз. 2. Прим. 238 (148). О церкви ростовской, созданной Владимиром Мономахом , святой Симон Владимирский говорит: «И в своем княженьи христолюбец Владимер, взем меру Божественный тоа церкви Печерскиа всем подобием, сьзда церковь в граде Ростове в высоту, и в ширину, и в долготу; но и письма на хартии написав, идеже кийждо праздник, в коем месте написан есть, сия вся в чин и в подобие сътвори по образу великиа тоа церкви Богознаменныя» (рукоп. Патер. Новгор. Соф. библ. 502. Л. 8 (5)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010