Знаток древнерусской живописи В. И. Антонова говорит: “Распространение в Москве икон Софии Премудрости Божией, патронального изображения Софийского собора в Новгороде, можно связать со временем Митрополита Макария (1542–1563), бывшего ранее, в 1526–1542 гг., архиепископом Новгородским” 47 . Тема “Софии Премудрости Божией”, воплощённая в иконах, которые в большинстве появляются в Москве с середины XVI века, как бы завершает космогонический круг идей и венчает “венцом Премудрости всё мироздание. Именно в это время устремления московских великих князей получают окончательное выражение. В идеалах царствования Иоанна Грозного “Богохранимая держава” уподобляется “царству Премудрости Божией”. Интересно, что в этих иконах нашли отражение и ортодоксальные идеалы поры Митрополита Макария 48 . Литая иконка с изображением святой Софии имеется на обороте оплечья саккоса Митрополита Макария, который подарил ему царь Иоанн Грозный в 1558 году. Таким образом, распространение почитания святой Софии в Москве связано с именем Митрополита Макария и обусловлено тем, что он ранее управлял в Новгороде престолом “Святыя Софии неизреченныя Премудрости Божией”. Поистине, Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее обладающий ею наследует славу ( Сир 4:12,14 ). Литая икона Софии Премудрости Божией. Оборот оплечья саккоса святителя Макария Московского Святитель Макарий прославился тем, что, будучи на Первосвятительском престоле, он своими трудами соборне прославил множество русских святых на Соборах 1547 и 1549 годов. Одновременно в течение всей жизни он лично общался со многими святыми современниками, которые позднее также были причислены к лику святых Русской Церковью 49 . Связующим звеном между теми и другими стал преподобный Александр Свирский (†1533; пам. 30 авг.), прославленный в 1547 году. Его постриженника и ученика, преподобного Макария Римлянина Новгородского Чудотворца (XVI в.; пам. 19 янв.), святитель Макарий возвёл в сан игумена основанного им монастыря Имя, данное Церковью, – это то немногое, что мы унесём с собою в иной мир вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

на месте кельи подвижника ( Силин. 1895. С. 478). В часовне перед иконой прп. М. Р. служили молебен. Паломники уносили с собой воду из колодца святого, которая считалась целебной. В 1900-1901 гг. вместо часовни поставили деревянную ц. во имя Всех преподобных, в посте и подвигах просиявших, которая в 1914-1916 гг. была заменена каменной ( Шкаровский. 2005). Крестные ходы на «островок преподобного Макария» также совершали в субботу Сырной недели, в Неделю Крестопоклонную, в Неделю о самаряныне, в праздник Сошествия Св. Духа, в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая) и св. апостолов Петра и Павла (29 июня) ( Корольков. 1902. С. 27). В 1932 г. Воскресенский монастырь был закрыт. В 1942 г. линия фронта проходила у стен обители, ее здания были уничтожены артиллерийскими обстрелами. В 90-х гг. XX в. на предполагаемом месте погребения святого и у бывшей кельи М. Р. прихожане Петропавловского храма г. Любани установили памятные кресты, у которых в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, совершали молебен и акафист преподобному. В 2004 г. началось возрождение Макариевской пуст. В историко-краеведческом музее г. Тосно хранится почитаемая икона М. Р.; в наст. время продолжается запись чудес, происходящих по молитвам святому ( Орлов. 2000). Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г. (возобновлен в 1981) и в Собор С.-Петербургских святых, учрежденный в 2000 г. Ист.: Бранденбург Н. Е. Краткие известия о времени построения старинных церквей в Новгородском, Пусторжевском, Великолуцком и Устюжно-Железнопольском уездах (по сведениям 1722 и 1733 г.)//Тр. Моск. предв. комитета по устройству XV Археол. съезда. М., 1911. Вып. 1. С. 67-78; Владимир, иером. Краткое описание жизни прп. Макария Римлянина Новгородского чудотворца и его обители - Новгородского Воскресенского муж. мон-ря. СПб., 1907; Корольков А. И. Прп. Макарий Римлянин Новгородский чудотворец и его обитель, ныне Воскресенский миссионерский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2561460.html

Александра Свирского, прп. Михаила Клопского, блж. Максима Московского, прп. Макария Калязинского, свт. Иоанна Новгородского. Клосс был склонен объяснять эту странную ситуацию существованием еще одного Собора, состоявшегося в 1548 г. и «узаконившего» присутствие тех святых (предположительно канонизированных в 1549), к-рые попали в месяцеслов «раньше срока». Однако эта гипотеза не объясняет отсутствие в Уставе 1548 г. памятей святых, о которых точно говорит грамота Собора 1547 г. Кроме того, Святцы 1552 г. упоминают прп. Макария Римлянина, который официально был канонизирован не ранее рубежа XVI-XVII вв., и оба текста (Устав и Святцы) содержат имя прп. Антония Римлянина, мощи которого были открыты только в 1597 г. (тогда же было установлено его празднование). Включение этих святых в списки задолго до предполагаемой даты их К. еще раз подтверждает мысль о том, что соборное решение не было обязательным условием К. ( Страхова. 2009. С. 99-102). По мнению А. Е. Мусина, необходимо отказаться от утвердившейся в историографии т. зр., предполагающей, что начиная с 1547 г. любое изменение в месяцесловах должно иметь соборную санкцию ( Мусин. Соборы св. митрополита Макария 1547-1549 гг. 2003. С. 74-86). Согласно его выводам, месяцесловы, совр. Соборам 1547-1549 гг. и последующего времени, демонстрируют весьма незначительную степень зависимости своего состава от соборных решений. Наличие многих редакций соборной грамоты 1547 г., возможно, свидетельствует о том, что соборное решение дополнялось по мере подготовки новых литургических и агиографических текстов. Видимо, изначальным был минимальный по количеству имен список Кирилло-Белозерского обиходника ( Макарий (Веретенников). 1998. С. 17. Прил. III), включавший в себя 10 имен: святители Иона Московский и Иоанн Новгородский, преподобные Пафнутий Боровский, Никон Радонежский, Макарий Калязинский, Зосима Соловецкий, Павел Обнорский, Дионисий Глушицкий, Александр Свирский и св. Александр Невский. Отсутствие в тексте обиходника к.-л.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Летописи свидетельствуют о том, что Святитель ослеп на один глаз. Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть. После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах. В начале 1551 года в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамота, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. е. его материалы изложены в ста главах. В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна Грозного идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563). 3 февраля 1555 года святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (+ 1563), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI в.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Велика была любовь народная к преподобному Макарию. Многие подолгу не покидали его пустыню, некоторые же пламенно молили о позволении навсегда остаться с ним и вблизи его скромного жилища построить свои кельи. «И увидел тогда преподобный, что нет сил отказать в мольбах их, что на то – воля Господа». Усердно помолившись Творцу Небесному, он дал согласие ревнителям подвигов и жизни иноческой ставить кельи и этим положил начало своей пустынной обители. Собравшейся братией скоро была построена небольшая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Постройку Успенской церкви можно предположить около 1540 г. Первым игуменом был сам преподобный Макарий, посвященный в священный сан святителем Новгородским. На Новгородской епископской кафедре был тогда известный Макарий, впоследствии митрополит Всероссийский. Являя собою пример для братии, преподобный поистине был «добрый пастырь». Подвизаясь немалое число лет «подвигом добрым и неослабным», достигший дара прозорливости и чудотворений, он твердо шел по пути подвижничества, руководя многими. Смиряя себя, изнуряя трудами и молитвенными бдениями, он ревностно насаждал и укреплял в крае веру Христову, поучая братию не ослабевать в подражании ему. Незадолго до кончины своей преподобный Макарий, передавши управление монастырем одному из учеников своих, удалился на излюбленный им островок – место первоподвижничества своего. Здесь мирно почил о Господе, преподав благословение братии, поручив юную обитель свою воле Всемогущего Бога. Кончину преподобного Макария можно отнести к первым годам второй половины XVI столетия. С плачем погребли иноки своего любимого игумена у стены созданного им Успенского храма с левой наружной его стороны. Память преподобного Макария местно чтится августа – день кончины и 19 января – день тезоименитства преподобного. В эти дни в обители совершается особенное торжественное богослужение, и не одна тысяча богомольцев стекается на поклонение мощам преподобного Макария. «Все бывающие в Макарьевской пустыни на поклонении угоднику Божию, – говорит один из современных писателей, – выносят из своего паломничества самое отрадное духовное впечатление». Здесь поистине пустыня!… Пустыня, освященная трудами и молитвенными подвигами прославленного угодника Божия, преподобного Макария Римлянина, чудотворца Новгородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первое историческое известие в Новгороде о бывших металлических изделиях осталось от XI века, когда в 1066 году похищены были из Софийского собора колокола и паникадила литовским князем Всеславом Брячиславичем 279 . Но более определённое первое известие о греческом металлическом и финифтевом производстве для Новгорода осталось от времени Мстислава Владимировича, княжившего в нём до 1125 года. Это византийской работы оклад на евангелии, устроенный для князя в Царьграде 280 . Второе известие о греко-римском металлическом и финифтевом производстве в Новгороде относится к тому же почти времени. Это сосуды, иконы и другие церковные вещи пр. Антония Римлянина, чудесно приплывшего к Новгороду в 1106 году 281 . Третье известие о металлическом производстве в Новгороде касается первой также половины XII века. Это блюдо серебряное, данное князем св. Всеволодом Мстиславичем новгородскому Юрьеву монастырю (1125–1130) 282 , и сребропозлащенная печать, привешенная к данной по этому случаю грамоте с изображением на одной стороне Спасителя, сидящего на престоле, а на другой Архангела Михаила, поражающего змия 283 . Четвёртое известие о греческом металлическом производстве принадлежит началу XIII века Это воздвизальный крест архиепископа Антония, управлявшего новгородской епархией с 1212 до 1229 года 284 . После сего не удивительно, что в новгородских церквах нередко встречаются металлические памятники немецкого мастерства. И из летописей не видно, чтобы до XV века Новгород был богат своими металлическими изделиями и художниками. Знаем только, например, о свинцовых кровлях на храмах новгородских с XII века 295 , также о свинцовых и сребропозолоченых печатях с изображениями святых на грамотах и договорах между В. князьями и Новгородом в XIII и XIV веках 296 . Знаем также о свинцовых печатях XIV века с изображением Знамения Божией Матери у новг. архиепископов: св. Феоктиста в 1305 и 1308 годах, Давида (1308–1324) и Алексия (1360–1389), о древних печатях с изображениями св. Николая в Людин и Загородском концах и с изображением св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Единоличные изображения М. Р. или в паре с прп. Онуфрием Великим могли быть связаны с патрональной программой. На боковом поле чудотворной новгородской иконы Божией Матери «Знамение» ок. 1526 г. появилась фигура М. Р. как небесного покровителя нового новгородского архиерея, архиеп. Макария. Если есть подпись, то в ней святой называется только Макарием. Это дополнение новгородской иконы-святыни было связано не только с молением за восстановление церковного управления в Новгороде, но и с поновлением самой чудотворной иконы, выполненным по воле и с участием архиеп. Макария в 1528 г. (окончание этих работ в Воскресенской летописи датировано 20 окт., см.: ПСРЛ. Т. 8. С. 284). Появившиеся на боковых полях лицевой стороны иконы фигуры избранных святых, в т. ч. пара пустынников, преподобных М. Р. и Онуфрия Великого, составили повторяющуюся деталь икон-списков XVI-XVII вв. Они происходят из различных церквей: икона из собора владимирского Рождественского мон-ря, служившая надгробным образом блгв. кн. Александра Невского (сер. XVI в.; ГВСМЗ); икона 2-й пол. XVI - нач. XVII в. (с живописью XIX в.) из новгородской ц. во имя вмч. Никиты; икона кон. XVI в. из Знаменского придела с.-петербургской Входоиерусалимской ц. (ныне в ГРМ); икона 1-й пол. XVII в. из новгородского Юрьева мон-ря; икона посл. четв. XVII в. из новгородской Благовещенской ц. Парные изображения преподобных М. Р. и Онуфрия встречаются также на иконах избранных святых, подбор к-рых исследователи связывают с поминальной тематикой, как, напр., на небольшой иконе из Каргополя (XVI в., ГРМ). В зап. иконографии не сохранилось изображений М. Р. как обнаженного аскета-пустынника. Если борода святого не имеет характерного вида, опознать образ с именем Макарий становится затруднительно. Согласно памятникам зап. и поствизант. иконографии, львы сопровождали М. Р. (характерная деталь, известная из житий различных пустынников, ср. с иконографией прп. Герасима Иорданского, свт. Иеронима) и похоронили его. Композиции, на к-рых М. Р. окружен львами, известны по циклу анахоретов в росписях Кампосанто в Пизе (30-е гг. XIV в., мастер Буонамико Буффальмакко) и поздним иконам. Этот же выразительный образ нашел отражение в произведениях позднего афонского иконописания, как, напр., на иконе, являвшейся «молением» Нектария иеромонаха, сохранившейся в скиту св. Анны (XVIII в.). Небольшого размера икона-пядница представляет святого в монументальном, почти героическом облике, напоминающем о райской поре первого человека Адама, дававшего имена зверям. Старец, тело которого покрыто длинными волосами и бородой, положил обе руки на головы львов, прижавшихся к земле и поднявших к нему головы (эта сцена напоминает симметричные украшения на фасаде здания или на фронтисписе рукописи). Фигура святого выделяется в недрах черной пещеры, к-рая символизирует близкую кончину убеленного сединами старца, а также суровость его подвига.

http://pravenc.ru/text/2561458.html

1625 г. Преподобный Макарий Римлянин (+ 1550) Память его празднуется 15 авг. в день преставления, 19 янв. в день тезоименитства с прп. Макарием Великим, Египетским (+ 390) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Макарий родился в конце XV в. в Риме, в богатой и знатной итальянской семье. Он получил блестящее образование, и перед ним открывалась самая замечательная будущность. Но не это занимало его. Это было время Реформации, то есть западного церковного раскола, глубоко его огорчившего, а родной его город Рим утопал в роскоши и распущенности. А между тем мысли о спасении души поглощали юношу. Он искал разрешения мучащего его вопроса в чтении Священного Писания и святоотеческих творений. И Господь указал ему путь к спасению — Восточную Православную Церковь. Он оставил родину тайно, ночью, в одежде бедного странника, с посохом в руках. Все свои деньги он заблаговременно раздал бедным и ушел сам бедняком, покидая свою семью и всех близких. Труден был его путь в совершенно неизвестную ему северную Россию. Наконец он достиг Новгорода, где 400 лет назад его соотечественник, прп. Антоний (память его 3 авг.), судьба которого была так похожа на его собственную, положил основание русскому северному монашеству.  Сильно полюбился пришельцу Новгород с его многочисленными храмами и монастырями, строгой жизнью иноков и общим патриархальным укладом жизни. Он обошел все его святыни и наконец достиг берегов Свири, где прп. Александр (память его 30 авг.) основал Свято-Троицкий монастырь. Он ласково принял чужестранца, присоединил его к Православию, принял его в число своих послушников и наконец постриг с наречением ему имени Макарий. Но все мысли нового инока, подобно мыслям его собратий, были устремлены к отшельничеству. Он еще раз посетил новгородские святыни и потом избрал себе для безмолвия небольшой островок на болотистых берегах  речки Лезны, в дремучем лесу. Место это находится в 65 верстах от Новгорода и в 75 от Петербурга. Там он предался непрестанной молитве и монашеским подвигам. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Преподобный Кирилл Чешский (Челмогорский) (+ 1368) . Память его празднуется 8 дек. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице тесте с Собором Новгородских святых Прп. Кирилл Чешский родился около 1286 г. Двадцати лет он поступил в  новгородский Антониевский монастырь и пробыл там 6 лет. После этого 3 года провел в поисках места, удобного для безмолвия. Нашел он его в Олонецком краю в Каргопольских пределах, на пустынной  горе Челме, расположенной при впадении реки того же имени в Челм-озеро. Здесь он сначала подвизался в выкопанной им пещере, потом построил часовню и келью. Питался он овощами, которые сажал сам, и травами. Через 3 года к нему пришел родной брат его, Корнилий, но скоро ушел искать еще более уединенное место. Житие называет его св. Корнилием, но сведений о нем никаких нет.  Прп. Кирилл  проповедовал Евангелие местным финнам, называемым русскими чудью. Сначала они отнеслись к нему враждебно, но кротость и самоотвержение прп. Кирилла превозмогли все, и к концу его жизни в Каргопольской стране не оставалось ни одного некрещеного язычника. Для новых христиан он воздвиг храм Богоявления, а для иноков, на месте подвигов своих,— обитель, где под спудом почивали святые мощи его до наших дней.  Скончался прп. Кирилл 8 декабря 1368 или 1367 г., будучи 82 лет.  Прп. Кирилл прославлен многими чудесами. Упомянем из них два. В 1674 г., в канун Рождества Христова, инок Макарий был сильно обожжен, спасая из церкви во время пожара книги и священную утварь. На Сретение Господне явились ему прп. Кирилл и прп. Макарий Желтоводский и велели ему сказать: «Свет Христов просвещает всех», причем прп. Кирилл протер ему глаза своей мантией, и инок Макарий получил исцеление.  Двое детей — пяти и двух лет — взобрались на колокольню играть, упали оттуда, сильно разбились и умерли. Родители стали просить прп. Кирилла воскресить их, и дети были воскрешены, а со временем он исцелил их. У гроба его прозрел слепой монах Антоний.  Преподобный принял постриг и начал подвизаться в монастыре прп. Антония Римлянина (память его 3 авг.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010