«Тосненский вестник» В русском храме Слова здесь не на ветер брошены – Как зерна сыпались они. Пусть заметало их порошею, Для них еще настанут дни. Они взойдут цветами вешними, К потомкам родственно прильнут… И сбросим мы дела поспешные, Пусть и на несколько минут. И вдруг поймем, почуяв прошлое, С народом истинную связь, И сколько в нас еще хорошего, И сколько русского у нас! И в этот миг – такой пронзительный, Как первый и последний вздох – Мы примем в сердце зов спасительный И наших предков, и дорог. В себе самих – ученых вроде бы! – Отечества заветный дым, Величие и память Родины Мы от забвенья отстоим. Сын вселенского православия Сведений о преподобном Макарии Римлянине сохранилось мало: вражеские нашествия и пожары истребили летописи основанной им Пустыни, впоследствии широко известной под названием Макарьевской. Предание, передаваемое не один век из уст в уста и записанное b XIX веке, сообщает нам о том, что родился прп. Макарий в Риме в середине XV beka и в поисках истины пришел на Русь, в Новгород. Дальше сведения о пришельце довольно противоречивы. Как бы то ни было, но он был пострижен в монашество с именем Макарий и благословлен на пустынножительство. Поселился отшельником на левом берегу реки Мги, на островке среди топкого болота, в 65 верстах от Новгорода. Это место теперь находится в черте Петербургской епархии. Пустынька подвижника была расположена в трех километрах к востоку от современной деревни Васькины Нивы Тосненского района. Здесь, преодолевая условия суровой северной природы, питаясь дикорастущими травами и ягодами, в бдении и молитве прп. Макарий совершал монашеский подвиг. И Господь возжег его свечу на церковном подсвечнике. Прп. Макарий Римлянин в 1532 году позволил приходящей к нему за духовным советом братии строить келии по соседству – так была основана Макарьевская Пустынь. Священный сан прп. Макарий получил от святителя Макария, владыки Новгородского, впоследствии известного митрополита Московского. Святитель благословил соорудить в обители и первый храм – деревянную церковь в честь Успения Божией Матери. Построена церковь около 1540 г.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Почитание Прп. Макарий Римлянин. Фрагмент миниатюры из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 334) Память Макария Римлянина под 19 января  отмечена в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) вместе с памятью прп. Макария Великого. Позднее в рукописных греч. Синаксарях  и Минеях  XIV-XV веков память святого и краткие заметки о нем были обозначены под 23 октября . Под этим же числом сказание о Макарии Римлянине вошло в греч. печатные Минеи (Минея, Венеция, 1592). Рассказ о путешествии к святому трех монахов, изначально служивший предисловием к сказанию, приводится здесь отдельно. На грузинском языке сохранилась кименная (оригинальная) версия Жития Макария Римлянина, составленная Феофилом. Многочисленные рукописи находятся в собраниях Национального центра рукописей Грузии, Иерусалимской Патриархии и Цагерского краеведческого музея . В западных " исторических " Мартирологах IX в. память Макария Римлянина отсутствует. В XVI веке кард. Цезарь Бароний также не внес имя святого в Римский Мартиролог, предложив отождествить его с одноименным персонажем, упоминаемым у Палладия, еп. Еленопольского . Согласно Палладию, около 413 года Макарий вместе с другими знатными мужами посетил недалеко от Рима мужа Мелании Младшей Пиниана, впосл. ставшего аббатом. По мнению болландистов, гипотеза Барония является неверной, поскольку у Палладия говорится, что Макарий занимал должность викария, тогда как о Макарии Римлянине известно, что он покинул Рим, будучи еще совсем юным . Почитание у южных славян и на Руси Пространное неканоническое Житие Макария Римлянина, которое также известно под названием «Слово о трех мнисех, како находили святого преподобного отца нашего Макария, иже есть близ рая обретен за 20 поприщ», неоднократно переводилось на славянский язык и представлено рядом редакций и большим числом списков. Старший перевод был выполнен в Болгарии в X веке. Древнейший болгарский список памятника находится в Сборнике с Патериком Египетским , сербский - в пергаменном минейном Торжественнике , русский - в новгородском Паисиевском сборнике . Житие Макария Римлянина может быть приурочено к 23 октября , но чаще к 19 января   .

http://drevo-info.ru/articles/13681740.h...

Синод определяет: рукопись сию в исправленном виде к напечатанию разрешить». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 21 февраля 1867 года за 916 186 . 44 Акафист прп. Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу В 1866 году в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет была представлена рукопись акафиста прп. Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу, составленного ректором Новгородской семинарии архимандритом Макарием, впоследствии епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии 187 . Рассматривавший рукопись член Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета архимандрит Макарий одобрил ее. Комитет представил рукопись акафиста в Св. Синод. 24 августа/21 сентября 1866 года Св. Синод постановил означенный акафист препроводить к преосвященному Серафиму, епископу Старорусскому, викарию Новгородской епархии, с тем чтобы по рассмотрении рукописи представил о достоинстве акафиста свое мнение. Преосвященный Серафим в своем рапорте Святейшему Синоду сделал выписку мест и выражений в акафисте прп. Антонию, требующих исправления или замены другими. Автор акафиста на замечания преосвященного Серафима представил свои объяснения. Святейший Синод от 4/25 сентября 1867 года постановил передать акафист преосвященному Макарию для исправления. 3 декабря 1867 года за 50 Макарий, бывший уже епископом Орловским и Севским, доносил Синоду рапортом, что «по указаниям рецензента места и выражения в оном акафисте по возможности им, Преосвященным, исправлены и заменены другими». Ввиду глубокого интереса и поучительности сделанных замечаний на разные места акафиста, а также и объяснений, данных автором по поводу замечаний, приводим в последовательном порядке и замечания преосвященного Серафима (Протопопова), и объяснения преосвященного Макария (Миролюбова) , и исправленный текст акафиста. В икосе 2 воззвание «Радуйся, отступлений Западныя Церкви обличителю» преосвященный Серафим предлагает заменить таким: «Радуйся, отступлений римских обличителю». Преосвященный Макарий возражает: «Не один Рим отступил, а вся Западная Церковь – от Православной Восточной». Однако исправляет текст по указанию преосвященного – рецензента: «Радуйся, отступлений римских обличителю».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

«Скрижаль» никоновскую печатную и в «слове отвещательном» здесь же на л. 11); она приведена за подписью никейского митрополита Григория и дана уже после, по возвращения п. Макария в Москву, когда сербского патриарха Гавриила не было в Москве; свое предположение основываем на том обстоятельстве, что запись об участии Гедеона молдавского в церковных служениях и соборных заседаниях с п. Никоном начинается только с 15 мая 1656 г., когда он участвовал в проводах государя на шведскую войну (рук. моск. син. библ. 93 л. 63 об. 65.66 об. 71. 74. 83 об.). 108 Там же л. 62–66 об. Из архиереев, участвовавших в проводах, упоминаются митрополиты: Никейский Григорий, молдавский Гедеон, новгородский Макарий, казанский Корнилий, ростовский Иона; архиепископы: тверской Лаврентий, астраханский Иосиф, псковской Макарий и коломенский епископ Александр. 109 В хиротонии участвовали митрополиты: кроме никейского Григория и новогородского Макария, ростовский Иона, крутицкий Питирим; архиепископы: тверской Лаврентий, псковской Макарий и епископ коломенский Александр; архимандриты: чудовский Иосиф, андрониевский Дионисий, хутынский Ефимий, ипатиевский Тихон, костромской богоявленский и игумен Иосиф (suc), ростовский богоявленский архимандрит Дионисий, богоявленский из-за ветошного ряду архимандрит Авраамий; игумены: Знаменский Иосиф и пафнутиевский Дорофей, из Ярославля спасский архимандрит Савватий, суздальский ефимиевский Авраамий, иосифовский архимандрит Тихон, макариевский с Унжи игумен Карион, антониева римлянина монастыря архимандрит Макарий, тверского отроча монастыря архимандрит Филарет (suc), архимандрит вологодского каменного монастыря имя не означено, из Переяславля залесского никитский игумен Моисей, новгородский духовской архимандрит Иаков, большого собора протопоп Михаил, новинский игумен Иосиф, соборный священник Феодор, архидиакон Тихон (Рукоп. моск. синод, библ. 93, л. 56–58). Перед этим отъездом из Москвы Макарий подал на имя царя и п. Никона несколько челобитных. 3 мая он жаловался государю на ямщика, который в Калуге отказал ему в немедленной доставке подвод для возвращения в Москву и просил патриарха отложить поездку до другого дня; когда патриарх указал свою подорожную грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он повелевает протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанского. По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», непос-редственно над составлением которой трудился царский духовник — протопоп Благовещенского собора Андрей (в монашестве Афанасий), будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария. Особо близок, очевидно, к митрополиту Макарию был плодовитый писатель Древней Руси иерей Василий, в иночестве Варлаам, прославлявший своими гимнографическими и агиографичес-кими трудами псковских святых. Святитель Макарий, столько сил отдавший прославлению русских святых, по милости Божией удостоился в своей повседневной деятельности постоянного общения с благочестивыми мужами, которые позднее были канонизированы Русской Церковью. По его бла-гословению была основана обитель преподобным Адрианом Пошехонским ( +1550; пам. 5 марта), которого митрополит сам рукоположил и дал ему грамоту на возведение церкви Успения Богоматери. Современником святителя Макария был удивительный святой, которого москвичи называли нагоходцем,— Василий Блаженный ( пам. 2 авг.). Он неоднократно молился на службах в Успенском соборе, совершаемых митрополитом. Знаменательно его обличение царя, когда после Божественной литургии в многолюдном храме блаженный удивил самодержца, помышлявшего во время службы о построении себе нового дворца, заметив, что «за литургией никого не было, но токмо трое: первый митрополит, вторая — благоверная царица и третий он, грешный Василий». 3 февраля 1555 г. святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (+1563; 4 окт.), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI в; пам. 19 янв.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря. После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах.

http://patriarchia.ru/db/text/349397.htm...

Будучи Новгородским архиепископом, святитель Макарий возвел в сан игуменства Новгородского святого, ученика преподобного Александра Свирского – преподобного Макария Римлянина (XVI в.; пам. 19 января). В его Службе читаем об этом: “Егда благодать Святаго Духа тя осени, преподобие Макарие, и руками архиерея Божия 27 иерея освященнаго тя соверши...” 28 . Памятуя выражение Жития Митрополита Филиппа (1507–1569; † 1569; пам. 9 января) о его подражании святителю Макарию 29 , можно думать, что автор-гимнограф имел это же в виду в его Службе, говоря о нем: “... преемник благочестия явился еси” 30 . В 1552 году была покорена Казань, а в 1555 году туда был поставлен первый Казанский святитель – архиепископ Гурий († 1563; пам. 4 декабря). Его сподвижниками явились святитель Герман († 1567; пам. 23 июня) и Варсонофий († 1576; пам. 11 апреля). В их Службах чаще называется царь Иоанн Грозный и реже – Митрополит Макарий. Святитель Димитрий Ростовский († 1709; пам. 28 октября), автор Службы архиепископу Гурию Казанскому, говорит в каноне о его архиерейской хиротонии: “Благословением Первосвятителя, поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди, светом благоразумия просветил еси” 31 . Об этом же говорится и в каноне Службы на обретение честных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского: “Благословением крайняго Святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани...” 32 . В Казань святитель Гурий был послан вместе с будущими иерархами Германом и Варсонофием. В Службе святителю Герману говорится: “Гласом предержащего и собором Первосвятителей основателем великиа обители посылаешися” 33 . Аналогично говорится и в Акафисте святителю Герману о его назначении в Казань; царь “избра тя Собором Церкве в сослужебника святителю Гурию” 34 . Общался Митрополит Макарий в течение своей жизни и с духоносными подвижниками. Преподобный Адриан Пошехонский († 1550; пам. 5 марта) основал монашескую обитель в Ярославских пределах и за благословением приходил в Москву. В Службе Преподобному кратко говорится о его посвящении в священство 35 ; и подробнее – в более позднем гимнографическом памятнике – Акафисте: “Проповедник чудес Божиих явился еси, преподобне отче, пришел от пустыни твоея в царствующий град Москву, идеже от Первосвятителя Макария с любовию восприятый, во иерея от него освящен был еси и игуменом обители твоея поставленный, со многою милостынею в ню возвратился еси, благодарственно взывая ко Господу: Аллилуиа” 36 . Об этом же говорится и в Службе на обретение честных мощей Преподобного: “Священством, паче же и старейшинством, от святителя честно почтен был еси, преподобне” 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Кирилл (Васильев), (в схиме Макарий), еп. б. Маловишерский, вик. Новгородской епархии Родился в 1871 году . Образование получил домашнее. С юных лет стремился он к монастырской жизни, к уединению от суеты и прелестей окружающего мира. В Новгородской епархии было много мужских монастырей, но все были штатные. В 1894 году вместо упраздненной Макарьевской пустыни в 110 километрах от Новгорода был учрежден миссионерский Воскресенский монастырь, он устремился в него под мудрое руководство старца иеромонаха Арсения, известного синодального миссионера. В последующие годы он был пострижен в монашество и постепенно возвышался. Братия монастыря любила его за его чуткое отношение к ней и к людям, за его нелицеприятие, нестяжательность и за многие другие хорошие стороны его жизни. В 1906 году строитель монастыря архимандрит Арсений был уволен от своей должности и Воскресенский миссионерский монастырь обращен в общежительный с освобождением братии этого монастыря от занятий миссионерством. Братия единогласно избрала его своим настоятелем и Святейший Синод своим постановлением от 19–28 августа того же года (1906) назначил иеромонаха Кирилла исполняющим должность настоятеля названного монастыря. Четыре года руководил иеромонах Кирилл своим братством. За эти годы монастырь, хотя и бедный, ожил. Стали приезжать из Новгорода, Петербурга много верующих. И так как монастырь находился в 18–20 километрах от ст. Любань Октябрьской ж.д., то в поселке Любань построено было подворье с церковью, а в самом монастыре гостиница для богомольцев. Из года в год число братии увеличивалось, возрастало необычайно и число богомольцев. Отец Кирилл был добрый и опытный старец, к нему-то и тянулись скорбные души, особенно из Петербурга. Он стал известен во многих местах Севера. Более всего влекло богомольцев в этот монастырь истовое монастырское уставное богослужение с проповедями. Часто и он выступал как проповедник в своих бесхитростных обращениях к верую щим не с красноречивыми громкими фразами оратора, а с такой теплотой и задушевностью на примерах святоотеческих, что слушатели предпочитали слушать его без конца. Кроме того, в большую заслугу ему ставили то, что он необычайно возвысил в чувствах верующих забвенную до него память преп. Макария Римлянина. Он восстановил празднование преп. Макарию 17 января и 29 июля, накануне которого из Любани ежегодно совершался крестный ход. К этому дню со всех сторон съезжались и сходились тысячи богомольцев. Необычайно радостно и торжественно праздновалась память преподобного небесного покровителя этой обители. А в среде верующих никогда не называли монастырь Воскресенским, а только Макарьевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Вяжицком монастыре, медное паникадило в трапезе при Богословской церкви, с вырезанной надписью вокруг ствола: «лта 7192 (1684) году маія въ 5 день далъ сіе паникадило вкладомъ во обитель Николаевского Вяжицкого монастыря, при архимандрит Боголп, рабъ Божій, Трифонъ Козминъ сынъ мдникъ». Из числа паникадил без подписей первое место занимают два медных паникадила, оставшиеся, по преданию, от преп. Антония Римлянина. Одно из них о четырёх ручках и шандалах и стольких же гранях, с четырьмя над ними литыми птичками. Оно висит в паперти соборной церкви, на медной складной и сквозной цепочке в виде пластинки, составленной из трёх частей, соединённых между собой шарнирами; между нижней и средней – кружок, в средине которого сделано распятие с предстоящими – Божьей Матерью и Иоанном Богословом; над распятием надпись: IC. ХС., над Божьей Материю МР., над Иоанном Богословом: Iωh.; между средней и верхнею частями цепочки другой кружок, в котором находится изображение льва; величина паникадила 6 вершков в вышину и почти столько же в ширину, длина цепочки 1 арш. 1½ вершка. Другое паникадило двухъярусное, о десяти ручках и подсвечниках, имеющее вид цилиндра, оканчивающееся с обоих концов украшениями литыми медными же. Сверх того, на верхнем конце литое медное изображение голубя. Висит в приделе во имя преподобного Антония Римлянина на цепочке сквозной, в виде пластинки, представляющей собой довольно большой крест. Внизу у паникадила головка львиная с продетым в неё кольцом. Надписи, как и на предыдущем, никакой нет 438 . В Никитинской церкви древнее литое медное паникадило с изображениями Херувимов и многих святых угодников, а кроме того и центавров. Паникадило сие, по преданию, перенесено из Антониева монастыря и принадлежало к числу утвари преподобного Антония Римлянина. В Зверине женском монастыре большое медное паникадило, остающееся без употребления. Вокруг ободка чеканные изображения: Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи – повторяются до трёх раз, ещё Апостол Пётр, Архангелы Михаил и Гавриил. Внизу вместо яблока голова львиная держит кольцо, а повыше этой главы центавры с луками в коронах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

10 декабря 2012 г. Православная гимнография хранит богатейшие церковно-исторические и богословские традиции и представляет собою обширную область для благоговейного изучения. Историк русской гимнографии Ф. Г. Спасский пишет: “Церковно-литурги­ческое творчество знаменует собою богатство церковного, соборного духа Литургические памятники православной Церкви являются выражением служения Богу в горении свободного человеческого духа. Творец гимна вольно отдает плод своего вдохновения на службу Церкви и его слова и мысли становятся достоянием церковным и соборным, конечно, если они созвучны полноте веры. В наших богослужебных книгах собраны принятые Церковью творения вдохновенных сынов ее, принесших свои труды для истолкования явлений церковной жизни. Большинство этих писателей канонизовано, что является печатью признания и восприятия их трудов церковным сознанием. Таким же знаком признания служит и многовековое упот­ребление в качестве богослужебных гимнов творений неканонизованных авторов” 1 . Как отмечает епископ Вениамин (Милов) : “В светлых прозрачных глубинах церковного богословствования отразились Божественное откровение и убеждения наилучших на земле людей веры. Отсюда посредством слышания Богослужения истины веры и нравственности проникают в сознание и чувства верующих всех эпох” 2 . Многогранная деятельность Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.) нашла отражение в различных исторических источниках. Встречается его имя и в русской гимнографии. В древних списках служб о Святителе возносится мо- Святитель Макарий, Митрополит Московский литва как о здравствующем Предстоятеле Русской Церкви 3 . Его имя можно встретить и в богослужебных текстах, посвященных святым подвижникам, которые были его современниками. Будучи Новгородским архиепископом, святитель Макарий возвел в сан игумена новгородского святого, ученика преподобного Алек­сандра Свирского (†1533; пам. 30 авг.) – преподобного Макария Римлянина (XVI в.; пам. 19 янв.). В его Службе читаем об этом: “Егда благодать Святаго Духа тя осени, преподобне Макарие, и руками архиерея Божия 4 иерея освященнаго тя соверши…” 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

4 марта 1526 г. архимандрит Макарий хиротонисан во архиепископа Новгородского и Псковского, летом святитель приехал на Новгородскую кафедру, которая в то время, по словам летописца, находилась без епископа 17 лет и 7 недель. Много трудов приложил святитель для миссионерской деятельности среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов, проявляя глубокое внимание к пастве новгородской. При святителе Макарии строились новые храмы, украсился кафедральный Софийский собор, решался вопрос об обеспечении храмов книгами.  В 1529 г. святитель взял на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведение его в единый корпус Четий-Миней. Труд этот занял у святителя 12 лет. Особое внимание было уделено составлению житий и установлению памяти местночтимых святых.  Все годы святитель жил радостями и горестями своей паствы, одинаково относясь к бедным и богатым, малым и великим. Он приобрел заслуженную любовь у своих пасомых чад.  В 1542 г. в Русской Церкви встал вопрос об избрании на освободившуюся Московскую кафедру нового митрополита. Усмотрением Божиим выбор пал на новгородского владыку Макария. Ко времени избрания святителя на Московский престол было ему около 60 лет. Когда в 1547 г. в России воцарился первый царь, то Промыслом Божиим было уготовано венчать его на царство митрополиту Макарию.  При святителе Макарий в Москве был освящен собор Покрова «что на рву» (храм Василия Блаженного), воздвигнутый как дар благодарения Богу от русского народа, одержавшего победу над нехристианским миром. Все годы пребывания святителя на первосвятительской кафедре ознаменованы активной деятельностью как устроителя русской церковной жизни.  В 1547 и 1549 гг. святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. Прославление святых требовало написание им служб и житий, требовались литургические указания. Так на Руси появилась типологически новая книга — «Книга Новых Чудотворцев». При митрополите Макарии начинается в Русском государстве печатание книг. По благословению святителя в этот период оживляется монашеская жизнь, увеличивается насельничество в обителях, в которых почивали останки новопрославленных святых, основываются новые монастыри. Современниками святителя Макария были прпп. Адриан Пошехонский (память его 5 марта), Макарий Римлянин, Новгородский (память его 15 авг.), Александр Свирский (память его 30 авг.). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010