Одно дело – как часто ели отшельники, и совсем другое – что они ели, то есть количество и качество этой еды. В древности, да и в наши дни, хлеб – главная еда египтянина. Вероятно, в Египте и в наши дни потребление хлеба самое высокое в мире. У Отцов-пустынников хлеб был основным продуктом питания, а часто – и единственным. Антоний Великий , живя на горе, а до этого в заброшенной гробнице, в которой он подвизался, питался хлебом, который ему регулярно приносили 374 . Это были небольшие хлебцы, круглые и плотные, какие до сих пор еще выпекают в коптских монастырях; их можно сушить и хранить месяцами. Перед употреблением их размачивают в воде. Они имеют около 12 сантиметров в диаметре и весят немногим более 150 граммов. Два хлебца составляют дюжину унций, то есть римскую литру (примерно 340 граммов). Палладий говорит о таких хлебцах весом в 6 унций. Антоний брал из них один, а три отдавал Павлу Простому 375 . Во времена Иоанна Кассиана два хлебца составляли ежедневный рацион большинства отшельников 376 . Они ели один из них в час девятый, а другой оставляли, чтобы разделить его с тем, кто их посетит. Если никто не приходил, то монах сам съедал этот хлеб вечером. Однако некоторые довольствовались и одним хлебом в день. Второй они ели в том случае, если воздерживались от пищи накануне 377 . Именно так, согласно одной апофтегме, поступал авва Моисей со времени своего прихода в пустыню 378 , но, как сообщает Палладий, он ел по два хлеба в день 379 . Авва Захария, его ученик, и авва Пимен в молодости также довольствовались одним хлебцем 380 . Авва Мегефий ел один хлебец раз в два дня. Один старец посоветовал ему есть каждый день по пол-хлебца 381 . Для других два хлеба в день было порцией недостаточной, и они ели больше. Однако это не было правилом хорошего тона. Один брат спросил авву Ксоя, не будет ли ему много есть по три хлеба в день. Старец ответил: «Если нет дьявола, то не много» 382 . Другая апофтегма рассказывает об одном старце, который также вкушал по три хлеба и не смог «удержаться в своем подвиге», поскольку он осудил брата, евшего по шесть хлебцев ежедневно 383 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16. Прокимены дневные. Филофея патриарха Цариграда прокимены дневныя чрез всю седмицу. – 1 ) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 922, Устав церковный, 1-я пол. XVI в., лл. 376 об.–377; 2) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 924, Устав церковный, XVI в., л. 455; 3) ЦГИА, ф. 834, оп. 3, 3940, Устав церковный, XVI–XVII вв., л. 474. 17. Канон в глад и томление. Канон молебен, певаем к господу нашему Иисусу Христу, егда по грехом нашим наведется на нас глад и томление от скудства житнаго. Творение Филофиа патриарха Царяграда, превод же Феодора прозвитера («Всех отець и владыка ты и питатель благ...»). –ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 119–125. 18. Канон за болящих. Правило молебно пресвятей богородици за болящих. Канон – творение Филофея, патриарха Царяграда. Глас четвертый. («Человеческа рода спасай врач рождеши...»). – 1) ГИМ, Синод., 503 (774), Собрание канонов и молитв, XVI в., лл. 593–608; 2) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г.. лл. 181 об.–187. 19. Канон в смертоносную язву. Канон в смертоносную язву покаянен и умилен к господу нашему Иисусу Христу с молитвами. Творение патриарха Филофея («Умиления, Христе, и покаания отверзи дверь...»). – 1) ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, посл. четв. XV в., лл. 289–291; 2) ГРМ, др./гр., 15, Канонник Кирилла Белозерского, 1407 г., лл. 249–260; 3) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 262–268; 4) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 575, Богослужебный сборник, XV в., лл. 114 об.–119; 5) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., лл. 3–22 об.; 6) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 70; 7) ГБЛ, ОИДР, 347, Канонник, XVI в., л. 225; Потребник мирской, М., 1639, лл. 347 об.–353. 20. Тропари к Богородице (на благовещение?). Того же к пресвятей владычице нашей Богородици («Странное таиньство, еже на тебе Бога зачинаеши по существу неложно...»).– 1) ГБЛ, ТСЛ, 758 (1635), Сборник, нач. XV в., лл. 92 об.–93; 2) ГБЛ, ТСЛ, 704 (1821), Скитский патерик, XV в., лл. 250 об.–251. 21. Тропари к Иисусу Христу. Ины тропари того же патриарха Филофея молебны к господу нашему Иисусу Христу («Да не поставиши мя в час, владыко, суда...»). – 1) ГБЛ, ТСЛ, 704 (1821), Скитский патерик, XV в., лл. 252 об.–253 об.; 2) ГИМ, Синод., 502 (470), Правило молебное, нач. XVI в., лл. 23–25 (под названием: «Стихи в возбуждению умиления и слез»).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

—376— вода к злословию и нападению на Себя, Он, предоставив долгу и обычаю не доверять истинности похвал и одобрений себя самого, необходимо возвращается опять, как Бог, к подобающему Ему достоинству и знает, говорит, свидетельство Отца, что есть истинно, научая этим и говоря как бы так: будучи Богом истинным, Я знаю Себя, а Отец ничего даром (из угождения) не скажет обо Мне, ибо Я таков по природе, каким и Он, Истинный, засвидетельствовал бы. Итак, в том изречении (ст. 31) заключалось, как бы по снисхождению допущенное, согласие (Христа с обычными взглядами людей) и скорее предположительный, чем действительный смысл, а в словах, что Он знает свидетельство Отца за истинное, содержится указание на подобающую Богу достоверность. Заметить надо опять, что по Своей ипостаси Отец есть другой отличный от Сына, а не является, как казалось некоторым из невежественных еретиков, сыноотцом (υοπτω)· Ин.5:33 . Вы посласте ко Иоанну, и свидетельствова о истине 932 . Как только что признали мы постыдным и не лишённым крайней глупости – быть кому-либо хвалителем собственных достоинств, хотя бы по великой добродетели он и не допускал (при этом) лжи, – так родственную и близкую с той неуместность представляет и то, если кто без зова приходит для свидетельства о чём-либо и самовольно является к судьям или желающим расспрашивать. Ведь таковой показался бы, и не без основания, со- —377— всем не истину стремящимся говорить, но ревностно желающим свидетельствовать не о природе дела, а вернее – открыть своё мнение (о нём). Посему Господь наш Иисус Христос, вернее же как Бог, весьма искусно предотвращая и обвинение фарисеев в этом, говорит: „вы посылали к Иоанну“. Не самозванцем, говорит, был Иоанн в приговоре обо Мне, – Он должен быть вне обвинения в этом, – он представил свободное свидетельство. Вы посылали к Иоанну вопрос, и он засвидетельствовал об истине. Спрашиваемый теми, кои были к нему посланы: не он ли Христос? – он исповедал и не отрёкся, исповедал, что я не (есмь) Христос, но что послан я пред Ним“ ( Ин.1:20,3:28 ). Так засвидетельствовал он об истине, ибо Христос есть истина ( Ин.14:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И нужно присутствовать при этом, чтобы представить все волнение и резню, которые происходили между этими арабами. Всякий храбрец рисковал своей головой, лишь бы защитить юную девушку. В случае поражения начинается другое зрелище. Побеждённые не обращаются в бегство: сгруппировавшись кругом девушки, они обрекают себя на смерть. Только тогда враг овладеет ею, когда она сломит себе шею в этом кругу и предаст себя за своё колено. Ужели я не должен пожалеть об этих племенах, где две тысячи человек умерли за одну женщину! " … «Арабы сохраняют делающий честь их расе обычай, которого я только что коснулся. Об этом находятся свидетельства в рассказах современных путешественников. М. Пальгрэв так рассказывает о сражении, которое происходило между войсками Неджеда и бедуинами Аймана: «впереди бедуинской армии согласно обычаю ехала hadee’yah, т. е. молодая девушка из хорошей фамилии, отличающаяся своим мужеством. Она ехала на верблюде в первом ряду для того, чтобы устыдить трусов и воодушевить храбрых своими сатирическими и элегическими рассказами. Она была замечательна по своему стану и красноречию. Она погибла от удара копья, и полагают, её смерть решила поражение айманской армии» 376 . Несчастному воину, который успеет скрыться в гареме, даётся пощада. В прежнее время это право, дарованное женщине в духе рыцарства, могло даже спасти жизнь преступника. Во времена Мамелюков преступника, приговорённого к смерти, выводили на место казни с завязанными глазами, потому что, если бы он встретил на дороге гарем и, увидев его, коснулся рукою одежды одной из женщин составляющих его, жизнь его была бы спасена 377 . В этих правах, предоставленных женщине, видно то же самое желание возвысить её, какое было постоянным стремлением Мухаммеда, глубоко поражённого печальным положением современной ему арабской женщины. Благодаря такому покровительству религии, женщины начали так высоко поставлять заслугу Мухаммеда и его законодательства для себя, что результатом этого получилась сильная привязанность их к своему законоположению, которое направлено к поддержке и охранению прав женщины от притеснений со стороны мужчины; женщины начали видеть в судьях своих охранителей и оберегателей своих интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

По окончании курса в семинарии в 1875 г. В. В. Болотов выразил желание, вопреки советам некоторых товарищей, склонявших его идти в университет (Харьковский), поступить в Духовную академию и именно Петербургскую, хотя для ректора и инспектора семинарии, вышедших из Московской Духовной академии, по словам самого Василия Васильевича, и было бы приятнее, если бы он выбрал Москву. 373 По случайным обстоятельствам он был принят не первым, но вторым студентом, но не замедлил вскоре же занять принадлежащее ему по праву первое место (36 курс). Из времени его студенчества, кроме воспоминаний о нем товарищей по курсу (прот. Η. Е. Дроздов) 374 и лиц, одновременно с ним учившихся в Академии (М. В. Рубцов, 1876–1881, кандидат 38 курса), сведения почерпываются из собственных его писем к матери и друзьям (выписки из них приводятся в книге Рубцова). Интересы его, как видно из этих писем, сосредоточивались исключительно на занятиях наукой; газет он почти не читал, толстые светские журналы читал мало, ограничиваясь «Церковным Вестником» и «Цер-ковно-общественным Вестником» и духовными журналами. 375 Подробно рассказывает он в своих письмах об академических диспутах; по замечанию М. В. Рубцова, его «суждения, высказывавшиеся при таких случаях, по своей меткости, рельефности и вообще по уму, который в них видится, представляют богатейший материал для характеристики как его самого, так и всех описываемых им лиц и событий». 376 Записавшись на церковно-историческое отделение, из древних языков он избрал для изучения латинский, из новых – английский; быстрыми успехами в английском языке изучавшие его тогда, по воспоминаниям самого В. В. Болотова , удивили лектора П. М. Нурока. Занятия восточными языками он продолжал в Академии в более широких размерах. Рассказывают, как он однажды в несколько минут написал по просьбе товарища эфиопский текст молитвы Господней с примечаниями о транскрипции и произношении. 377 Едва ли уже не к тому времени, хотя бы частью, относится ознакомление его с языками армянским, грузинским, турецким, мадьярским, о котором свидетельствуют сохранившиеся в его бумагах выписки из грамматик этих языков. Тогда уже, по-видимому, привлекала его внимание и метрология. Лекции профессоров он всегда, по-видимому, записывал, так что в случае утраты курсовых записей мог для товарищей восстановить к экзамену недостающее (так было однажды, по его рассказу, с затерянной лекцией М. И. Каринского об Анникерисе Киренском). Начиная с третьего курса, с осени 1877 г. (6 сентября), он занялся кандидатским сочинением на тему, взятую у проф. И. В. Чельцова : «Учение Оригена о Св. Троице», которую продолжал потом разрабатывать и для магистерской диссертации. Удобство ее он находил, помимо внутреннего ее интереса, в том, что она давала возможность, «собрав около себя все источники и пособия, – сидеть дома и не мыкаться чуть не каждый вечер за 3 версты в [Публичную] библиотеку». 378

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Поэтому в славянском переводе мы встречаем более любимых Малалой подробностей об Антиохии и о наружном виде исторических деятелей, чем в греческом печатном тексте боннского издания 7 . В состав широко распространённых на Руси компилятивных хронографов вошли из Малалы следующие выдержки касательно византийской истории: а) о царствовании Юлиана (по боннскому изданию греч. текста) XIII, 326–8. 331–4. б) о Иовиане XIII 334–337 в., о смерти Аттилы XIV. 359. в) о Маркиане и о Пулхерии XIV. 367–8. г) о Льве великом XIV. 369–375. д) о Льве малом XIV. 376. е) о Зипоне XV. 377–391. ж) об Анастасии Диррахите XVI 392–5. 398–403. 406–410 з) о царствовании Юстина и падении Антиохии XVII. 410–422. и) о царствовании Юстиниана XVIII. 427–431. Конечно, далеко не сполна Малала мог быть удобопонятен для древнерусского читателя. Едва ли напр. мог что-нибудь уразуметь русский читатель, узнав из греч. хронографа, что тот или другой император прасином радовашеся (τος πρασνοις χαιρε). Но многие события визант. истории могли быть понятны и хорошо усвояемы русскими читателями уже потому, что находили себе аналогию в русской жизни. Мы приведем в переводе с греческого ряд таких, сообщаемых Малалой, фактов и отметим соответствующую им аналогию. Вот рассказ о самоотвержении двух персов, заведших Юлиана в пустыню, сильно напоминающий собой подвиги Ивана Сусанина и Микиты Галагана. «Царь персидский Саввурарсакий бежит в Персармению, коварно послав к Юлиану двух своих сановников и предварительно по их желанию отсекши им носы, дабы они обманули Юлиана и дали своему царю время спастись бегством. Персы с усеченными носами приходят к римскому императору, заявляя, что желают выдать своего царя, тяжко их покаравшего. Обманутый их клятвами, император последовал за ними вместе с своим войском. И завели его в место пустынное и безводное на протяжении 150 миль, сбивши с пути римлян в 25 день месяца десия или что тоже июня… Зашедши в те места, воины почувствовали недостаток в пище, а для животных не было травы, ибо то была пустыня.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Подобно тому и монах исполнением закона и заповедей творит своё тело скинией Святому Духу, приносит себя в жертву Господу умом чистым, принося, как муку, молитву Господу и вместо масла – слёзы, вместо тука – воздыхания сердечные. За тем смотри на одеяние Христа. Ему надлежало быть священником, по Божиему повелению, в исполнение пророческих слов. «Совлекоша с Него ризы Его и облекоша Его в ризу червлену». Вот Ааронов стихарь – одеяние за смоковный Адамов лист. То же и монашеский кадман – совлечение своей воли 372 . Об этом пишется: как красив в скорбной одежде своей. Пояс – осуждение на крестную смерть, которой обожен Адам. Ибо водим был связанный по Писанию: опоясан правдой и истиной, обвит по рёбрам своим ( Ис.11:5 ). По сему образцу у схимника пояс с праздниками, изображающими всё, совершенное Христом по обоим законам 373 . Кольца (обеди) указывают на царский сан Его. «Ведоша Его к Пилату связана, глаголюще: распни Его, яко Сей Себе царя творит». И это было по пророчеству: «связати цари их путы», чтобы бесчестие Адамова изгнания предал Он как узду царям. Ибо те, если носят на своём сане сие поношение, спасаются 374 . Так и монахам предано носить аналавы, т. е. плетёнки, чтобы творили на деле послушание 375 . Эфуд означает, когда Христос стал перед архиереем, и Каиафа сказал: «вы не весте, единому подобает умрети за люди». Это сказал он, смотря в эфуд. «Тъгда закрывъше платком лице Его, бьяхуть И, глаголюще: прорцы нам, Христе, кто есть ударий – Тя?» Провидцы, зря в эфуд, прорицали» 376 . По этому образцу чернецу даётся малая мантия, но с тем, чтобы держал закон не на груди, не на лице, а за плечами 377 . Вместо кидара возложили на главу Его терновый венец, когда повели Его на распятие. У монаха это – остригаемые кусты волос. Четвероугольной ризе Аароновой соответствует во Христе то, что распявшие Его разделили ризы Его, и Он тем покрыл четыреконечный мир. Христовы воины – монахи носят на себе также четыреконечную мантию, Божий покров, подобный тому облаку, который простёрт был над Израилем в пустыне. И монах – отрок Божий, Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во всяком случае, автор пришел к определенному и строго обоснованному решению. Вывод его не новый, но в нем важно то, что он сделан после добросовестного и тщательного исследования. Все вообще исследование М. Ф. о св. Григории Нисском отличается строго научной и тщательной обработкой. Материал для исследования им собран богатейший. Дополнить его почти невозможно. Можно разве только пожелать раскрытия мысли о значении воскресения Христова для всеобщего воскресения при помощи сочинения»Против Аполлинария»(гл.55), а также выяснить более одухотворенное представление Григория Нисского о Судье на страшном суде (ibid., гл.58, ср.42), что было бы некоторой поправкой к трактации автора на с.392 (см. еще некоторые выше отмеченные цитаты из творений Григория Нисского). — Все цитаты (выдержки) у автора подобраны с редким умением и обычно приводятся на своих местах. Правда, в рубрике о загробном воздаянии автор поместил немало таких выдержек, которые относятся к будущему страшному суду и мукам после него (368.3, ср. 376.1, 377.5, 379.4, 381, 389). Под этой же рубрикой он даже решает вопрос о вечности адских мучений. Но отчасти это извинительно потому, что в философской эсхатологии резкой грани между состоянием до и после суда обычно не проводилось. Посему это нужно признать неудобным лишь в том отношении, что, сосредоточив под данной рубрикой (368) весь материал, относящий к учению об очистительном характере мучений, автор тем самым ослабил свою аргументацию о таком же характере огненных мучений после страшного суда (488), тогда как именно здесь удобнее было бы поставить вопрос о вечности адских мучений. При том в силу искусственного перенесения к одной рубрике выдержек, относящихся собственно к теории апокатастасиса, у автора получились нежелательные повторения цитат. В результате читатель остается в недоумении, как это одна и та же выдержка может быть использована и при трактации о последних судьбах мира и при рассуждениях о загробной участи непосредственно после смерти (404.2, 488 и 369.1; 586.4 и 368.2, 377.1; 501.1 и 381.3; 503.1, 524.4 и 377.4; 503.2 и 370.1, 371.1; 587.3 и 376.2; 483.3 и 377.2; Ср. 484.2 и 379.5). Не совсем также удобно пользование при описании загробной участи и будущей жизни такими выдержками, которые, по–видимому, относятся скорее вообще ко всей жизни человеческой (518.1), или даже к жизни земной (359–360, 519.2, 586.2; к мистическим состояниям: 348.3, 346.2) или характеризуют собственно только жизнь ангелов (337.1). Указанные случаи, впрочем, — редкие исключения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

И вот в 376 году Василий Великий вновь пишет письма к западным (242 п.), и к Италийским и Галльским (243 п.) епископам и шлет их с Дорофеем. Это посольство было как бы запоздавшим ответом на просьбу западных епископов через Евагрия прислать посланных и письма на Запад (138 п. 873 г.), посему Василий Великий и делает оговорку, что восточные епископы шлют одного Дорофея (с которым отправился и западный посол – Санктиссим, как видно, из 253 п.), а не нескольких епископов, потому что положение дел на Востоке не дозволяет ни одному епископу отлучаться от своей паствы без опасности для нее со стороны еретиков (см. кон. 243-го п.). В названных письмах св. Василий Великий от лица православных епископов Востока изображает бедствия Восточной Церкви и, как-бы вскользь укоряя западных епископов за равнодушие 5 , просит их, чтобы они или через западного императора улучшили их положение 6 , или, в крайнем случай, прислали к ним на Восток нескольких епископов с Запада " посетить и утешить скорбящих и своими глазами увидеть бедствия Востока» 7 . Это посещение Востока западными епископами, по словам св. Василия, потому необходимо, что голос западных епископов как лиц посторонних и известных ревностью по Православию произведет большее действие на Восток, чем слово епископов восточных, с которым свыклись на Востоке (см. 242 п.). Что было получено от западных епископов в ответ на приведенное послание к ним с Востока? Об этом можно судить по отрывкам из писем Василия Великого : к антиохийским пресвитерам (253 п. 376 г.), к Пелагию, епископу Лаодикии Сирийской (254 п. 376 г.) и к Виту, епископу Карров (255 п. 376 г.). В этих письмах Василий Великий пишет, что послание их на Запад произвело благоприятное действие и что, по свидетельству прибывшего с Запада Санктиссима, западные епископы отнеслись весьма сочувственно к бедствиям Восточной Церкви (см. 253 – 255 пп.). Можно думать, что западные епископы в своих письмах, посланных на Восток с Санктиссимом (см. 253 – 255 пп.), обещали даже прислать кого-либо для обозрения восточных церквей, так как Василий Великий в 377 году писал на Запад: «Хотя раны наши остаются такими же» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/v...

Духовной язвой становится домашнее разделение – и опять- таки лучшее лекарство терпение. – «Домашнее разделение – язва нашего времени. Но не расстраивайся. Будь благодушная и уповай на силу Божию. Потерпишь нападение своих – спасёшь их, не будешь терпеть – потеряешь навеки. Но я верю, что они Господом будут обращены, ради тебя» (376–377). Терпеть нелегко. Но и плод терпения велик!.. Не легко бывает совершить даже грех . Например, сколько требуется изобретательности, тщательной подготовки, слежки разбойнику, чтобы совершить своё злое дело! А плод какой? – Постоянный страх в ожидании наказания и само воздаяние. – Терпение же ведёт нас к Вечной Радости, к Вечному Свету – ко спасению... Отец Тихон это видел и звал к терпению: «Тяжёл твой крест, но потерпи, родная. Этим мы только и спасаемся» (376). «Трудно терпеть несправедливость и неблагодарность! Ой как трудно! А вот Господь сколько терпит нашего невежества!.. Потерпи и ты, милая, своих знаменитых соседей. Это ведь крест! И крест спасительный очень. В инстанциях защиты не ищите, её нет там, они сами все беззащитные, грех опутал их, как осьминог. Полагайтесь на одного Бога» (377). «Терпи, родная, в нашей настоящей духовной жизни есть не­что крестное, голгофское, апокалипсическое. Господь сказал: „Претерпевый до конца – спасётся“» (373). И паки повторяет, по-отцовски увещает: «Претерпевый до конца – спасётся... Потерпи ещё капельку... Господь видит наши слёзы и горькие воздыхания... Ты уж, родная, потерпи ещё» (373, 374). «Мир Божий тебе и... терпенье. Что? Кончилось терпенье- то? О Боже, помоги нам» (371). 4. Размышляет Нет такого человека на нашей маленькой – одновременно и большой – планете, который бы ни о чём не думал – не размышлял: один размышляет о земном, другой о Небесном, третий... И чем ближе к Небу его мысль, тем она светлее, ибо там – Вечный Свет, к которому наша душа, уже по свойству своей природы, по свойству своего существа, стремится! Если такое стремление ослаблено, а тем более, если оно вовсе отсутствует, человеку с такой душой можно только посочувствовать, можно только пожалеть его. – Несчастен он и здесь – на земле, и Там – Topé – не ждёт его Радость!.. Да, только Церковь – Единая, Святая, Соборная и Апостольская – получила от Бога силу, возможность возносить молитву о всех, с надеждой для них мира, ослабления (прощения) и даже свободы (Митрополит Филарет. Православный Катехизис. Об одиннадцатом члене Символа веры )...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010